Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Описание картины лунная ночь. Лунная ночь (картина Крамского). Красота летней ночи

08.05.2015

Описание картины Ивана Крамского «Лунная ночь»

Иван Николаевич Крамской - это известнейший русский художник. Именно он является автором картин, которые по сей день пользуются популярностью, среди ценителей искусства. Иван Николаевич писал много картин, сюжет которых разворачивался вечером или поздней ночью. Но одной из самых лучших картин подобного плана считается полотно под названием «Лунная ночь». На этом полотне очень точно передана красота и романтичность летней ночи. Что может быть прекрасней, чем теплая летняя ночь, сквозь сумрак которой, пробивается лучик полной луны. Главная героиня картины - женщина, одетая в сказочное белое платье. Женщина сидит на скамейке и по ее склоненной голове и задумчивому взгляду можно понять, что она о чем-то размышляет или мечтает.

Скамейка, на которой сидит женщина, находится напротив пруда. За спиной у миниатюрной красавицы высятся воинственные тополя. Тополя изображены на картине не полностью - создается впечатление, что их верхушки уходят далеко за границы картины. Женщина, находясь в раздумьях, разглядывает пруд. Она печальна и очень спокойна. Заметно, что она рада возможности уединиться от бесконечного будничного шума. Иван Николаевич Крамской очень хорошо передал зрителям естественность природы и ту атмосферу, которой пропитано местечко возле пруда. В основном, точной передаче атмосферы того места способствует большое количество бликов, которые использовал живописец. Ночное спокойствие и умиротворение, мечтательность женщины, сидящей возле пруда, и прорывающийся сквозь деревья, лунный луч - все это художник смог передать с большой искусностью. Не зря именно эту работу отметили критики, жившие в одно время с Иваном Николаевичем Крамским. Это полотно помогло критикам поставить Крамского в один ряд с такими легендами русской живописи, как

Картина «Лунная ночь» была создана художником в 1880 году. Крамского привлекали ночные пейзажи. Тут он стремиться показать нам все волшебство, освещения лунным светом, как с наступлением ночи все меняется, преображается до неузнаваемости.

Перед нами, в центре картины, красивая, юная женщина, сидит на скамейке в старом парке, возле пруда. На ней одето белое платье. Все вокруг мерцает серебристым светом луны. От картины веет тишиной и спокойствием. По моему мнению, женщина задумалась, а может она что-то вспоминает, лицо ее окутала грусть. Ее платье похоже на свадебный наряд.

Природу же художник изобразил безупречными живописными линиями. Образ женщины присутствующей на картине создает романтическую атмосферу, располагает к обдумыванию сюжета.

Я представляю, что женщина кого-то ждет, и наверно это ее подруга, они не виделись много лет, и за это время многое произошло и изменилось в жизни героини. Она вышла замуж за нелюбимого человека, по настоянию родителей и не счастлива в браке. Она любит совершенно другого, которому пришлось уехать из страны. Но подруга задерживается и наверно уже не придет. В глазах женщины тоска от одиночества, ее никто не понимает, ей тяжело в этом мире. И она сидит и вспоминает, какой веселой и жизнерадостной она была, каких-то 10 лет назад. Что ничего не мешало ей любить, и быть любимой. А сейчас ей нужно возвращаться домой, где ее ждет муж, которого она всего лишь уважает. От этого ей становится еще больнее и невольно из глаз катится слеза. Волшебства нет, и вернуть время вспять невозможно, года что прошли уже не пережить заново и надо двигаться вперед.

Картина Крамского позволяет мечтать, додумывать сюжет и фантазировать. Позволяет придумать свою сказку со счастливым концом, но глядя на лицо этой молодой женщины понимаешь, что конец не может быть счастливым, грусть окутывает зрителя вместе с главной героиней, и уже невольно, создав свой сюжет, начинаешь сопереживать ей.


«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи . Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.



Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г. Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное. Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих. Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.



Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя. Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре». Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.



Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.



Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния и вызывало иллюзию мерцающего света. Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками, за счет чего углублялось пространство. Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей – многие уходили с выставки в слезах.



И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.



И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».



К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.



К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому. Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически, а вызывает неизменный интерес.

Иван Крамской.Лунная ночь. 1880г Холст, масло. 178,8 ; 135,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Лунная ночь» считается одним из самых лирических полотен Крамского.

В ярком лунном свете, освещающем широкую деревянную скамью в парке, перед нами предстаёт юная женщина, облачённая в роскошное белое платье. Всё вокруг погружено во тьму, но луна то тут, то там высвечивает фрагменты парка, и уже можно рассмотреть спокойную гладь воды с кувшинками, извилистую аллею парка с высокими могучими деревьями.

Ее голова слегка наклонена, а взгляд задумчив - о чем грезит она, глядя на белые цветки лилии, замершие на водной глади? Какие мечты завладели ее мыслями в эту теплую лунную ночь? Рука женщины покоится на спинке скамейки, от позы веет умиротворенностью и покоем. Это ощущение подчеркивают плавные, почти струящиеся линии длинного белого платья и легкой шали-накидки. Кажется, будто свет исходит не от ночного светила, а от таинственной незнакомки, присевшей отдохнуть во время вечерней прогулки по парку.

Изображая девушку, сидящую на берегу пруда в преображенном лунным светом парке, художник передает поэзию и красоту ночи, создает ощущение единения человека и природы. Основную роль в создании романтического настроения картины берет на себя ночной пейзаж, цветовое решение которого вызывает ассоциации с колористическим строем произведений А.И.Куинджи. Картина И.Н.Крамского предвосхищает характерное для 1880-х пейзажное видение мира с присущим ему тяготением к "отрадному", стремлением к поэтическому идеалу.

Главную героиню полотна – загадочную задумчивую женщину, Крамской писал с натуры. На первом этапе создания полотна моделью стала Анна Попова (будущая супруга великого химика Менделеева), а заканчивал картину художник уже с другой натурщицей – Еленой Третьяковой.

Своё название картина тоже обрела ни сразу, автором рассматривались варианты «Волшебная ночь», «Старые тополя», но на первых выставках под полотном стояла лаконичная надпись «Ночь».

Законченное полотно приобрёл супруг второй натурщицы – меценат и коллекционер Сергей Третьяков, младший брат более известного Павла Третьякова. Всю жизнь восхитительная «Лунная ночь» находилась у него дома, а после смерти, по завещанию владельца, была передана в Третьяковскую галерею.

Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала, что в этой картине художник «стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка». Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налета некоторой искусственной театральности»

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре" October 18th, 2016

«Лунная ночь на Днепре» (1880) - одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем...

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.


Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему - особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

источники