Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура названия строений. Архитектурные памятники востока. Архитектура Древней Японии

Часть 5

Архитектура Востока




Основным элементом архитектуры Востока является деревянная колонна на каменном основании. Этими материалами богата Малая Азия и именно поэтому такой тип колонны стал превалирующим в восточной архитектуре. Этот стиль оказал значительное влияние на городские постройки, которые часто были несимметричными, но построенными на основе прямоугольных форм. В последствии, после распада Хеттской державы, вновь образовавшиеся государства переняли и во многом развили знания в архитектуре.

Так, финикийцы, благодаря использованию высококачественного ливанского кедра, а также превосходных по качеству изготовления бронзовых крепей, приобрели огромную известность. В результате, к ним обращались за помощью при необходимости проведения самых сложных и ответственных работ, таких как постройка храма Соломона в Иерусалиме.

Эти же архитектурные традиции развивались в Персии и Индии. В Персии наиболее яркими представителями Восточной архитектуры являются различные дворцы и гробницы. В Индии же, на архитектурные традиции большое влияние оказал ислам, который очень обогатил её, внеся новые формы дворца и мавзолея. Особенно интересен индийский храм, который, по количеству жителей и разнообразию деятельности напоминал город


Византийская архитектура


На архитектуру Византии большое влияние оказала религия. Распространившееся в то время христианство, вкупе с достижениями римлян в строительстве позволили создать довольно сложные архитектурные сооружения. Наиболее ярко, все эти признаки проявились при строительстве храмов. Обычно, они представляли собой два больших перпендикулярных зала, образовывавших явно видимый, в плане, латинский крест. Сверху, он был прикрыт массивным куполом. В дальнейшем, стал применяться барабан, представлявший собой цилиндрическую вставку между стенами и куполом. Благодаря такому решению удалось установить в стенах барабана большие оконные проёмы, сохранив монолитность купола. Ярчайшим представителем византийской архитектуры является храм св. Софии в Константинополе, которая была построена в 532-537 гг.

Византийская архитектура получила очень широкое распространение и пережила разграбление Византийской империи турками. Так, к примеру, в конце X в., после объявления христианства государственной религией Древней Руси, из византийской архитектуры были позаимствованы принципы постройки храмов, которые изначально строились в этом стиле.


Античный стиль


Этот стиль зародился в древних Греции и Риме. Его яркими отличительными чертами является большое отношение длины к ширине, большое количество широких колонн, стоявших на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Такое сочетание характеристик помогало создать ощущение массивности и величия. В этом стиле строились практически все храмы в древнем Риме и древней Греции. И в этом нет ничего удивительного. Античный стиль как раз и был ориентирован, в первую очередь, на строительство монументальных сооружений, которыми и являлись храмы. Обычно они размещались рядом и огораживались забором с величественными входными воротами. Постепенно, сказывалось влияние Востока на архитектуру античности. Так, колонна уже не является исключительно поддерживающим элементом. На ней появились различные высеченные украшения, благодаря которым колонна стала нести и декоративную функцию.

На постройки простых людей, античный стиль не оказал сколько-нибудь заметного влияния. Да и какую величественность может иметь дом из тростника и глины? И, хотя стиль пришёл в упадок, вместе с гибелью Римской империи, в последующем времени, многие новые стили обращались к стилю античности как к основе и первоисточнику.

В 2010 году я побывал в удивительной стране в Гималаях - Непале . Я прожил там всего месяц - этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти что-то новое.

Когда я задумывал эту статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык, исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне мало. А во-вторых, я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно отделить одно от другого. Такова первая особенность архитектуры Непала. Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это религиозные постройки.

Вторая особенность - п естрота Непала, которая сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп, отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных каст и профессий живут в этой относительно небольшой стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникаль но еще и тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире.

М естоположение Непала, граничащего с северной Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии - Китаем и Индией,-отразилось на развитии его культуры и искусства, определило большой удельный вес индийских и тибетских влияний

Стилистически архитектура Непала может быть разделена на три большие группы: стиль П агоды , стиль С тупы , и стиль Шикхара .

Стиль Пагода.

К этому стилю относятся пирамидальные здания в несколько ярусов с широким выступающим карнизом над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные распорки, украшенные резьбой .К рыша верхнего яруса , как правило, завершается шпилем в форме колокола, который может быть о штукатурен или позолочен . Пагоды имеют богато украшенные решетчатые резные окна.

Стиль Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны Азии.

Лучшими примерами этого стиля являются Храм Кастамандап в Катманду (описание этого храма дано ниже ), д евятиэтажный дворец Басантруп , (построенный королем Притхви Нараян Шахом) , Пашупати,Таледжи иЧангу Нараян храмы .

Стиль Ступа .


Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней, земляной холм»,- буддийское архитектурно -скульптурноемонументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.Первоначально ступа представляла из себя реликварий , а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Самыми знаменитыми примерами ступ являются святыни НепалаСваямбху и Боднатх в Катманду .Этот стиль является чисто буддийским по концепции и исполнению.По форме ступа представляет собой полусферу, на которой на квадратном основании воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком) .Квадратное основание или harmika , как его еще называют, ориентировано по сторонам света. На всех ч етырех сторонах его изображена пара "всевидящих глаз". Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс, реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза, смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.

Стиль Шикхара.


Шикхара - санскритский термин, который можно буквально перевести как «горная вершина». Стиль Шикхара является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале. Образцов этого стиля немного. Здания в стиле Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню параболической структуры , поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять уровней . Последний самый верхний уровень по форме представляет собой колокол . Храм Кришны в Патане , является лучшим образцом стиля Шикхара в Непале.

г.Катманду.

С 13 п о 18 века - время правления династии Раджа Малла - является периодом расцвета средневекового искусства и архитектуры Непала. К этому времени относится рост городов - столиц княжеств, характер планировки которых является типичным для Непала. Центром или, вернее, основой города являлся первоначально воздвигавшийся княжеский дворец, или ду рбар . Вокруг дворцовой площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной части.

Исторический центр Катманду - п лощадь Дурбар (Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит торжественная коронация королей Непала. На площади более 50 храмов и монументов, среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15-18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в., перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834), Памятник борцам революции 1951 г.



Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду. Храм Трайлокья Мохан Нараян (справа)

Характерным типом непаль ского храма являются сооружения, по своему внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту, образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу. Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и церемоний.

Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.


Храм Кастамандап

Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха Саттал , расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути.Таких примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в ранний период правления династии Шахов (1379 г.), Кастамандап был преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией. Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх Мандир - дом из дерева) дало имя столице Непала Катманду.


Храм Кастамандап (поперечный разрез)


Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав



Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)

Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические или каменные фигуры львов или грифонов. Над дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из позолоченного металла - обычно подковообразной формы,- на которых высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным богатством резьбы отличаются деревянные п одпорки далеко выступающих крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эфф ектна и сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей. Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков.

Хануман Дхока .

Старый королевский дворец Катманду , точнее дворцовый комплекс - сердце площади Дурбар, был сооружён в период правления Личчхавов (V-VIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было построено гораздо позднее - в XVII в., во время правления короля Пратап Маллы.Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны), установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан. По обе стороны от Ханумана - двойные треугольные флаги Непала.


Вход во Дворец Хануман Дхока и статуя Ханумана

Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из которых восседает бог Шива, а на другом - его супруга Парвати. Над воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна предстаёт в своей Вселенской форме- Вишварупе. Слева- Кришна, играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа - король Пратап Малла со своей супругой.

Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.


Храм Шива-Парвати

Кумари-Гхар.

Храм или резиденция Живой Богини Кумари , находится в окрестности дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая ПракашМалла, последним королем династии Малла в Катманду.Хотя некоторые аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничныйпарад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена, праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем в середине 18 века.


Храм Богини Кумари (Катманду)

Здание украшено деревяннымирезными балконами и ставнями.



Не-индуисты могут войти во внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на приветствия с балкона. Ф отографирование запрещено.



Расскажу немного об этом месте. Это не имеет никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения истории и традиций Непала. Кумари - это живая Б огиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением Б огини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер и др . Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и есть настоящая Б огиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центр е - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.

__________________________________________________________________________________

Высоким художественным уровнем отличается также гражданская архитектура Непала . В ее планировке повторяется традиционная схема открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и окнами.



Особенно щедро оформление окон : верхние и нижние горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру, цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как, например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического чудовища.




Храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм о снован в 13 в. Расположенный в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве и собирает паломников со всего Непала и Индии. Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов «Золотой храм» - з десь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только индусов .


Храмовый комплекс Пашупатинатх


Храмовый комплекс Пашупатинатх

Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати – «царя животных, покровителя всех живых существ». Бог Пашупати играл особую роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех официальных сообщениях от короля.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх .

Этот буддийский храмовый комплекс расположен в 3км к западу от туристического центра Катманду на вершине холма Сваямбх у (77 м), покрытого лесом, в котором живут стаи обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян (Monkey Temple). В его центре находится большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Существует легенда, что не когда долина Катманду была погружена в воду и представляла собой большое озеро (что геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком, на котором и была построена ступа, название которой означает «само воздвигнутая», «самовозведенная».

Ступа Сваямбхунатх


Ч тобы подняться к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа Сваямбхунатх б ыла построена в 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. У подножья ступы - дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой, важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное просветление .


Основание купола с изображениями «всевидящих глаз Будды»ориентированно по четырем сторонам света с поворотом на 60 градусов. (Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов)


Ступа Сваямбхунатх


Храмовый комплекс Сваямбхунатх

Боднатх (Bodhnath)

Б уддийский храмовый комплекс на северо-восточной окраине Катманду (в 5 км от туристического района Тамель) , одно из самых священных буддийских мест в городе и основной центр тибетского буддизма в Непале.


Ступа Боднатх

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире.

Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что придает сооружению черты сурового величия и мощи.

Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного металла и слоновой кости. Это глаза «всевидящего», глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом - телом ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.

Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с круглым барабаном - изящной конструкцией, представляющей собой оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской ступы.


Ступа Боднатх

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой – по этим ступеням спускается дух.

Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади, но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.


Тибетский монастырь рядом со ступой Боднатх.

Арабская цивилизация хорошо известна как одна из наиболее оригинальных и высокоразвитых в культурном уровне цивилизаций на планете - достаточно вспомнить хотя бы то, что в культуре повседневного быта и в точных науках арабский мир в Средние века находился далеко впереди Европы. И это тем более поразительный факт, если учитывать, что арабская культура во многом появилась как бы без корней, ниоткуда. Взять хотя бы арабскую архитектуру - ведь до принятия ислама архитектура у кочевых арабских племен находилась на зачаточном уровне. Понадобилось всего несколько веков военных завоеваний, чтобы на основе заимствований арабским миром была создана собственная уникальная архитектура.

Архитектура на религиозном фундаменте

Возникновение, укрепление и распространение самобытной арабской цивилизации непосредственно связано, как известно, с появлением и развитием такой религиозной системы, как ислам. Собственно, ислам и стал двигателем практически всех сторон жизни арабской цивилизации, в том числе и архитектуры. Арабская архитектура на стадии своего зарождения появилась в связи с необходимостью сооружения священных зданий, мечетей. Не имея собственной богатой традиции возведения масштабных и долговечных зданий, арабы позаимствовали саму схему и во многом методику строительства сооружений для религиозных нужд из Ирана.

Арабская мечеть, то есть большое здание с купольным сооружением в центре, имеет явное иранское происхождение. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене, где хранится Коран. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны, наиболее распространены были подковообразная, стрельчатая однолопастная или трехлопастная. Снаружи основного здания возводятся высокие минареты, с которых верующих созывают на молитву.

Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе - духовные училища), получили название пештак. Также традиционно популярны айваны, сводчатые здание из четырех стен, открытые только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник, известняк). В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды, и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания).

В будущее благодаря традициям

Однако представление о том, что арабская архитектура это исключительно прерогатива религиозных построек, не совсем верно. Да, главные творческие силы арабской мира были направлены на прославление Аллаха любыми способами, в том числе и архитектурными. Но и гражданская архитектура в арабской цивилизации благодаря векам развития достигла немалых высот. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине, причем почти всегда имели один этаж и не имели окон, выходящих на улицу. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в плане строительства гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов, ирригационных систем и так далее. В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую отдельные городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами - в первую очередь для создания эффективной системы обороны в случае вооруженного нападения на город.

Современное развитие арабской архитектуры, по мнению исследователей, во второй половине прошлого столетия было осложнено слишком сильным влиянием западных архитектурных стандартов. Специалисты выделили четыре основные направления этого процесса:

  • следование в русле «международного стиля»;
  • формальная стилизация сооружений европейского типа арабскими мотивами;
  • использование стилевых мотивов арабской архитектуры в соединении со средствами современной архитектурной стилистики;
  • творческое использование традиционных типов арабского зодчества с учетом достижений современной техники.

При этом многие ученые с оптимизмом смотрят в будущее самобытной арабской архитектуры, усматривая сохранение и возможность дальнейшего активного использования таких концептуальных ее принципов, как, например, преобладание пространственного мышления над объемным, ограничение и художественное модулирование светового потока, специфический «южный» урбанизм, сформировавшийся под влиянием родственно-племенного расселения и сухого жаркого климата, а также многие другие.

Александр Бабицкий

В 1619 - 1635гг. в центре Самарканда на площади Регистан дедом Айтеке-би Жалантос Бахадуром («Эмир г. Самарканда») построен знаменитое медресе Шир -Дор («Львиное») в 1647-1660 годах медресе Тилля Кари («Покрытое золотом»). Эти сооружения стали памятником архитектуры Востока, они притягивают взгляд своей красотой и изяществом исполнения (рис. 1.12).
Регистан (Иран; букв, место, покрытое песком) парадная площадь в городах Среднего Востока. Наиболее знаменит Регистан г. Самарканд. Это великолепное произведение тюркского градостроительного искусства XV-XVII вв.
Расположенное в западной части Регистана медресе Улугбека было построено в 1417-1420гг., в восточной части в 1420г. построен караван-сарай Мирзой, в южной части - мечети Кукельдаш и Масаджиди-Мукатта.
В 1619-1635гг. перед медресе Улугбека было построено медресе Шир - Дор стены медресе украшены цветными литыми кирпичами, глянцевыми плитками, узорной керамикой. В верхней части фасада здания помещено изображение двух тигров, устремившихся за косулей.

Рисунок 1.12 Архитектурные ансамбли Самарканда

С хищником связано его второе название медресе «С тигром». В 1646-1659 годах медресе называли Тилля Кари («Обрамленное золотом»). В украшении интерьера медресе использовано много золота.

Город Бухара

Архитектурно - историческим городом Востока является город Бухара который расположен на границе пустыни Кызылкум, в долине реки Зеравшан (рис. 1.13). Город был основан в середине первого тысячелетия до н.э. В то время он носил согдийское название - Нумижкат.
Впервые название Бухара встречается в китайской летописи V века. VIII-X веках город был столицей государства Саманидов. В X веке стал владением Караханидов, в XIII веке принадлежал хорезмшаху Мухаммеду. В 1220 году город был завоеван Чингис-ханом. В 1370 году вошел в состав государства эмира Тимура, а в XVI веке принадлежал государству Шайбанидов. С XVI века до 1920 года он был столицей Бухарского ханства.


Рисунок 1.13 Архитектура Бухары: а - Центр Бухары б- Медресе Чор Минор

На территории современной Бухары сохранилось около 140 исторических памятников. Мавзолей Исмаил Самани, минарет Калян, медресе Мир Араб, мавзолей Сайфеддин Бохарзи, медресе Улугбека, Кокилдаш, Надира Диуанибеги и Абдул-Азиз-хана - все они являются произведениями архитектурного искусства. Из сооружений пригорода привлекает внимание мавзолей Бехауддина, сооружение Чор Бакр, мавзолей Файзабада, медресе Чор Минор.

Ташкент («каменный град»)

Ташкент - древний город Средней Азии. Расположен на Великом Шелковом пути в долине реки Чирчик (рис. 1.14). В VI веке был в составе Тюркского каганата. В VIII-IX веках город назывался Бинкент и был центром региона Шаш. В 1918-1924гг. Ташкент был столицей Туркестанской автономной республики. В 1924 году вошел в состав Узбекистана и с 1930 года является его столицей.


Рисунок 1.14 Культовые архитектура Ташкента

Среди архитектурных памятников наиболее известны медресе Абулкасим Шейха, Барак-хана, Кокилдаш, мавзолей Жунус-хана, Толе-бия, Каффэль Шаши.
Несколько оригинальных архитектурных ордеров и арок предложены арабским миром и Китаем.
Арка - излюбленный архитектурный элемент при строительстве больших зданий. Арка может выдерживать большие нагрузки. Это объясняется тем, что сила тяжести стремится сжать арку, тем самым укрепляя ее.

Исламская архитектура

Каплевидная форма заостренных арки или купола, часто с узким основанием, характерна для мечетей и других сооружений мусульманского мира (рис. 15, 16). Мечеть - это место, где приверженцы ислама покланяются своему богу.


Рисунок 1.15 Конструкция и тектоническое решение стоечно-балочной системы: а - средневековый деревянный портик (Китай); б - деревянный ордер в архитектуре Средней Азии (по В. Л. Ворониной); в - то же, в архитектуре Монголии.


Рисунок 1.16 Арки Ислама: а - стрельчатая; б - трилистником; в - подковой; г - зубчатая; д - килевая; ж - очертания арок: 1 -пологой; 2 - полуциркульной; 3 - стрельчатой (ложной, безраспорной); з - деревянные распорки, которые придавали необходимую форму каменной кладке.

Культовые сооружения: Мечети, церкви, храмы и другие здания такого рода выполняют роль культовых и религиозных центров. К таким сооружениям относится Мечеть Сулеймана, Тадж-Махал, Алматинская мечеть и т.д (рис. 1.17).


Рисунок 1.17 Религиозные центры: а - Мечеть Сулеймана, Стамбул; б - Тадж - Махал, Агра

Тадж - Махал в 1932 году индийский правитель Джахан построил неподалеку от города Агры великолепный мавзолей из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями, над усыпальницей своей любимой жены.

Голубая мечеть Ахмета Сулеймана в Стамбуле (Турция) получила свое название из-за 2100 голубых керамических плиток, укрощающих ее внутреннее пространство.

Восточный стиль – этническое направление в архитектуре и интерьере помещений. Его формирование и развитие наблюдалось в таких странах, как Китай, Индия, Япония, Индонезия, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Строго говоря, восточный стиль как единое направление представлен только двумя странами из этого списка – Китаем и Японией. Другие страны больше относятся к Колониальному течению. В широком понимании понятие Восточный стиль в интерьере включает в себя три направления: , Китайский и японский стили.

История возникновения

Восточное направление имеет два названия:

  • Исламский (мусульманский). Вавилон – Висячие сады Семирамиды, являющие собой настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (7 век) был создан Тадж-Махал – наиболее известный ансамбли, выполненный в мусульманском стиле.
  • Мавританский. Возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Ярчайшие примеры этого направления – сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой стало появление комнат на свежем воздухе и «патио» (композиция, состоящая из двориков и стен, их окружающих).

Стиль возник в странах, в которых не было достаточно широкого доступа к воде. Поэтому его характерной чертой стало почитание этой природной стихии.

Современное направление

Сегодня широко используется два основных направления этого стиля: и . Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.

Простота и лаконичность форм – вот основные принципы, которыми руководствуются дизайнеры при создании комнат в восточном японском стиле.

Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.

Архитектура

Для архитектуры востока характерно сочетание нескольких стилевых направлений. Она развивалась под влиянием религиозных, культурных, политических и социальных явлений.

Для архитектуры средневековой Европы был характерен готический стиль. Изначально применялась , а в последствии стала проникать и в прочие сферы жизни.

Элементы восточного стиля: яркость дизайна и обтекаемость форм – отличительные особенности .

Мавританский архитектурный стиль

На возникновение и развитие мавританской архитектуры повлияли два стиля: испанский и берберский.

Зодчество прошло три основных этапа:

  • Белая мечеть в Кордове – главный пример первого периода.
  • Башни Алькасар и Хиральда (Севилья) – образцы второго периода, который также называют переходным.
  • Гренадские дворцы Хенералифе и Альгамбра.

Исламская архитектура

К архитектуре относятся религиозные и светские здания и учреждения. Исламское зодчество возникло в 7- веке, после чего развивалось и распространялось в Испании, Северной Африке, Малой Азии, Иране, Индии, на Кавказе и в Средней Азии. Типичным построением является мечеть.

Мечеть – сооружение для богослужения мусульман.

Мечеть бывает нескольких разновидностей, отличающихся по функциональной направленности:

  • Квартальная мечеть – здание для ежедневных молитв, где также проводятся различные собрания для жителей квартала.
  • Намазох – открытая мечеть (крупная), расположенная загородом. Тут проводились важнейшие для мусульман праздники – Ураза-Байрам и Курбан-байрам.
  • Джума-мечеть – для пятничной молитвы. Устанавливалось в крупных городах (Багдад, Стамбул).
  • Мечеть (при медресе, мавзолеях праведников, ханаках).

Интерьер

Значительная популярность восточного стиля в европейских странах приходится на начало 18-го столетия, и до сегодняшних дней он не утратил своей популярности.

Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальный декор и орнаменты, а также шикарные ткани – все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному течению.

Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья. Это некоторым образом внесло свои элементы в .

Для более детального изучения этого направления рассмотрим в отдельности интерьер каждой комнаты:

  • Для спальни в восточном стиле характерно использование низких и широких кроватей, покрытых пледами или покрывалами красочных расцветок. Рядом с ложем устанавливаются прикроватные тумбочки кубической формы, на которых можно установить светильники по типу бумажных фонариков. На фото изображена современная спальня, где кроме перечисленных деталей в общую композицию входят подушки ярких цветов, а также изобилие текстиля (занавески, шторы в восточном стиле).
  • Гостиная Востока – особенное место. Полы гостиной комнаты в восточном стиле выполняются из бамбука (популярен в Азии), однако чаще всего в интерьер современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлого тона. В центре потолка устанавливается люстра в восточном стиле. Для создания уютной обстановки используются ковры с восточными орнаментами (с длинным ворсом) и напольные подушки. На фото изображена гостиная, широкие окна которой завешаны шторами в восточном стиле.
  • Ванна в восточном стиле устанавливается в центре комнаты, а рядом с ней устанавливается небольшой столик круглой формы. Декоративным украшением может служить блюдо, наполненное разноцветными камнями, или ваза с бамбуком. Для отделки комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (композиции насыщенных оттенков).
  • Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичностью. Общая композиция с лихвой дополнена изобилием серебряной и медной кухонной утварью, элементами декора из цветного стекла. Если размеры комнаты позволяют, то в углах можно установить большие напольные вазы с азиатскими орнаментами. Пол (как и в ванной) покрывается разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить общий размер комнаты, а при необходимости даже визуально его увеличить. На фото малометражная кухня в восточном стиле, где изобилие ярких элементов не влияет на небольшие размеры свободного пространства.

Цветовая гамма

Невероятное разнообразие цветовой палитры является для этого направления важной чертой. Основные цвета для отделки комнаты – кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели в восточном стиле и тканевых элементов декора – ярко-красный, белый, голубой, золотой, коричневый, зеленый, перламутровый.

Материалы

Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используется камень, дерево, бамбук, а стены покрываются известняком или мрамором. Применяется много тканевого материала: парча, шелка, атлас. Из этих тканей и по сей день шьется одежда в восточном стиле. , то шторы в такую гостиную будут выглядеть массивно, но в то же время элегантно.

Полы и стены

Традиционное напольное покрытие – древесина или бамбук. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми бамбуковыми стеблями. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это могут быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.

Широкие плиты камня декорируются надписями вязи, орнаментами, животными или растительными мотивами.

Поверхность стен отличается гладкостью и отсутствием каких-либо рельефов. В значительной степени применяется мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Экономным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле – в малометражных домах или квартирах этот прием будет визуально уменьшать пространство комнаты.

Окна

Окна имеют простую прямоугольную форму, изготавливаются преимущественно из дерева. Для декорирования используются полупрозрачные занавески приятных оттенков (бежевый, светло-желтый или розовый, голубой). Применяются также деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) жалюзи.

Декор и аксессуары

Глубина образа открывается благодаря множеству декоративных аксессуаров. Детали деревянной мебели украшаются инкрустацией или изящной резьбой.

На небольших полочках, комодах, столиках и прочей мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотической росписью, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.

Поверхности стен пестрят красочными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.

Фото детально показывает декорирование комнаты в восточном стиле, где в общий интерьер гармонично вписываются перечисленные аксессуары.

Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, придает пространству особенный колорит.

Кальян – не только деталь декора, но и функциональный элемент, который создает непринужденную атмосферу безмятежности.

Индийские и арабские направления славятся изобилием светильников (напольных и настенных), изготовленных из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.

Тайский, японский, китайский и . Он отличается пестротой деталей и колоритными легкими формами композиций. Интерьер восточного направления используется при обустройстве современных жилых помещений и зданий коммерческого типа (стилистических кафе, ресторанов, ).