Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Неоготика англии 18 века. Неоготика в архитектуре европы и россии. Основные особенности готического стиля

Век бурной промышленной революции и последующих процессов урбанизации, масштабов которой вначале никто не мог предсказать, решительным образом изменил пейзаж города и деревни. Может быть, в большей степени, чем любая другая форма художественного творчества, архитектура отразила противоречивые аспекты того времени.

Насущной необходимостью и в силу новых потребностей, и в результате появления новых материалов и технических средств, предоставляемых промышленностью, однако длительное время архитектурная мысль была скована традиционными понятиями. Еще в середине ХІХ в. широко реализовывались проекты в неоклассическом стиле, т. е. речь шла о предложении востребованных неогреческих или неоготических архитектурных модулей. Только во второй половине ХІХ столетия в архитектурном проектировании наметились сдвиги, связанные с применением, до этого никогда не использовавшихся вместе.

Истоки неоготики

В течение ХІХ в. неоднократно возникали культурные явления ретроспективного характера – с обращением к элементам греческой или готической архитектуры. Одним из самых заметных среди такого рода явлений и была неоготика, взявшая старт как «готическое возрождение», gothic revival.

Истоки еще в 18 в. в Англии, где эта тенденция не прерывалась, как тенденция живописного и возвышенного и затем она распространилась по всей Европе.

Особенности неоготики

Аспекты и факторы сложения направления неоготики представляются многообразными и сложными, но само его утверждение определенно связано с романтизмом, который видел одну из задач искусства в выражении духа народа, а архитектура Средневековья рассматривалась именно как символ истории и национальной традиции в разных европейских странах, в очевидной связи с возрождением средневекового духа историческим романом (начиная с Вальтера Скотта) и романтической мелодрамой.

Другим важным аспектом был расцвет – в первый раз на научном фундаменте – историко-критических исследований средневекового искусства, с пристальным изучением особенно знаменитых памятников, в целях реставраторской практики, получавшей повсеместно все большее распространение. Но были две страны, где к середине ХІХ в. неоготика достигла наиболее ярких результатов: это Англия и Франция.

Неоготика в Англии

В Англии свою роль сыграли этико-социальныеучения, которыми было затронуто и творчество лондонского архитектора Огастеса У. Пьюджина (1812-1852), автора, совместно с Чарлзом Барри, здания Парламента в Лондоне (1836-1860), шедевра английской неоготики.

Стремясь к органичной связи между архитектурой и обществом, Пьюджин подчеркивал «моральную» ценность готики и вместе с тем достоинства ее конструктивной системы.

Неоготика во Франции

Во Франции архитектор, теоретик и реставратор Эжена Виолле-ле-Дюка (реставрация Нотр-Дам в Париже в 1845 г., собора в Реймсе, аббатства Сен-Дени) считал готику образцом конструктивной рациональности, важной еще и для развитии современной технологии.

Широко применявшийся Виолле-ле-Дюком метод дополняющей, или истолковывающей, реставрации, который ныне считается неприемлемым, подчеркивал его желание наделить готику актуальностью для современного общества.

В Италии прочные позиции классической и ренессансной традиций делали практически невозможным распространение стиля неоготики, который едва представлен немногими образцами.

Неоготика в США

В Соединенных Штатах в 19 в. неоготическое возрождение было проявлением знакомства с европейским романтизмом. Неоготика (ревивализм) особенно пришлась по вкусу и оказала влияние на всю американскую светскую и религиозную архитектуру. Основные представители: Р. Апджон, Дж. Ренвик, А. Дж. Даунинг.

В рамках обзора исторической британской архитектуры и ее влияния на современное домостроение, мы уже рассмотрели . Следующим историческим стилем стала готика и она обосновалась на территории Европы ни на один век.

Ее идеологическими предпосылками был отказ от массивных форм романского стиля и религиозные мотивы. В те времена архитектура развивалась в первую очередь в рамках храмовых построек, и зодчие на пару со священнослужителями решили, что узкие, устремленные вверх формы готики будут олицетворять стремление к лучшему - к Богу, то есть.

Основные особенности готического стиля

    Вытянутые, устремленные ввысь формы. Пожалуй, это самая главная особенность готики - каким бы ни был ее подвид, эпоха или страна, она всегда будет стремится вверх и чем-то напоминать упорядоченное насаждение узких каменных образований.

    Множество острых элементов. Эта особенность связана с предыдущей. Готике свойственно быть "колючей", иметь угловатые и острые как общие формы, так и декор.

    Разнообразный декор. Основным отличием готики от романского стиля стало то, что готика активно использует декор. В основном он реализуется в виде статуй, изящных узоров и редких барельефов.

Конечно, помимо этих, у готики множество иных особенностей, вроде стрельчатых окон, обилия повторяющихся элементов, каркасной системы и так далее. Но так как нам интересен этот стиль в основном с точки зрения влияния на современность, рассматривать стоит общие тенденции.

Виды готики

Как мы упомянули, готический стиль просуществовал на территории Европы вообще и Англии в частности, ни один век и, естественно, со временем он видоизменялся. И помимо классической ранней готики имеет смысл выделить два подвида:


Готика в современном строительстве

В современном мире готическая архитектура в чистом виде практически не используется. Могут быть задействованы какие-то элементы, более-менее уместная стилизация встречается в разного рода развлекательных заведениях, типа пабов и баров. Но там, как понятно, обязывает атмосфера.

Готика в загородном домостроении

Готика - стиль храмов, замков, крепостей. И реализовать его при полноценно просто невозможно. Да и не нужно - от дачного коттеджа ждут уюта, удобства, домашней атмосферы, а не гневно нависающей статуи горгульи, которая напоминает о прегрешениях. Потому загородное домостроение берет от готики только элементы: вертикальную направленность, форму окон, аккуратные башенки. Зато добавляет много своего: дерево, светлые и приятные тона, элементы . Вот несколько домов, которые на загородный лад преобразовывают готические каноны, но при этом удерживаются в их рамках:

Заключение

Несмотря на всю суровость готического стиля, многие находят в нем определенное очарование, особенно если правильно подойти к вопросу интеграции. В нашем профессиональные дизайнеры и архитекторы знают толк в таких вопросах - и могут сделать для вас архитектурный проект стильного, уютного и удобного загородного дома с элементами готического стиля. А там недалеко и до непосредственной реализации , которое вы также можете заказать у нас.

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Таинственный, величественный, даже устрашающий – все эти эпитеты относятся к одному и тому же стилю. Он занимает отдельную нишу практически во всех видах искусства: скульптуре, живописи, книжной миниатюре, витраже, фресках. Но в современном мире готический стиль неожиданно воплотился модными течениями в одежде, макияже и интерьерах.

Готический стиль

Готикой принято называть отрезок развития в средневековом искусстве на Западе, в Центральной части и на Востоке Европы. В исторической шкале этот период относится к XII — XVI веку. Готика пришла на смену романтике, постепенно вытеснив ее. Термином «готика» все чаще называют известный стиль архитектуры, характеризирующийся как ужасно прекрасный и страшно величественный.

Зародилась готика еще в средине XII столетия в северной Франции. До XIII века она не только распространилась, но и надежно укоренилась на территории, занимаемой современной Германией, Австрией, Чехией, Испанией и Англией. Италия «заразилась» готикой позже, с огромным трудом и большой трансформацией, что привело к возникновению течения «итальянская готика». Конец XIV столетия отличился появлением в Европе так называемой интернациональной готики. В восточно-европейских странах готика проявилась позже, но и продержалась немного дольше.

Ужасающе-прекрасная архитектура




Здания и произведения искусства, содержащие в себе свойственные готике элементы, созданные во времена эклектики, то есть в средине позапрошлого века и позднее, характеризуются термином «неоготика».

Неожиданным для всех стало возникновение в начале 1980-х жанра музыки, именуемого «готикой». Такой современный готический стиль применялся как название возникшего в те годы «готического рока», а позже и молодежного движения, которое сформировалось на основе такой музыки — «готической субкультуры».

Само название произошло от итальянского слова gotico, что в переводе значит варварский или непривычный. Но данный стиль к Goten, то есть варварам, готам историческим, не имеет никакого отношения. Сначала это слово использовалось как брань. Первым это понятие в нынешнем его значении применил Д. Вазари, отделяя Ренессанс от Средневековья. Готикой завершилось развитие средневекового европейского искусства. Возникшее на базе романских культурных достижений, в эпоху Ренессанса это средневековое искусство считалось «варварским», по назначению — культовым, а по тематике — религиозным.

Готика — это целый культурный пласт, включающий в себя архитектуру, литературу, изобразительное искусство

Готический стиль Средневековья особенно ярко отображает храмовая, соборная, церковная и монастырская архитектура, которая формировалась на базе романской, или точнее бургундской средневековой архитектуры. Но готика отличается от романской стилистики, ее круглых арок, массивных стен и маленьких окошек. Она выделяется арками с заостренным куполом, узкими и высокими башнями и колоннами. Фасад богато украшался резными фрагментами (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Большинство элементов стиля подчеркивается вертикальной направленностью.

XVIII- XIX века ознаменовались развитием художественного стиля под названием неоготика или «возрожденная готика». Позаимствовав традиции и формы классической готики, неоготика, зародившаяся в Великобритании, распространилась также в странах континентальной Европы и даже Америки.

Временами элементы неоготики причудливо переплетались с самыми новыми для той поры технологиями. К примеру, Бруклинский мост в Нью-Йорке на стойках был оборудован арками в виде готических окошек. Самым выдающимся образцом неоготики считается здание парламента Британии в Лондоне.

Знаменитый Вашингтонский кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле (1907-1990 гг.)

Интерьер собора

Полный вид снаружи — действительно монументальное сооружение

А это — фасад церкви Св. Маклу (15-16 ст.) во Франции, построенная в стиле пылающей готики. Действительно завораживающее зрелище

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк. Неоготика, 1858-1878 гг.

Уникальным примером готического стиля в Руси являются постройки Грановитой палаты и звонницы на Софийском соборе в Великом Новгороде. В средневековой России, которая находилась под влиянием византийского искусства, готику практически не воспринимали как стиль, достойный внимания. Определенное подобие с готикой заметно лишь в строениях башен и стен на Московском Кремле.

А вот неоготическим стилем отличается императорская резиденция в Царицыне как наиболее выдающийся памятник «русской готической архитектуры» и самый крупный псевдоготический комплекс Европы.

Что касается мебели, то самым ярким образцом стиля считается дрессуар или шкаф для посуды. Нередко его покрывали росписью. Вся мебель той эпохи отличается простотой и тяжеловесностью. Например, одежда и бытовые предметы впервые начали хранить в специальных шкафах, хотя раньше для этого использовались исключительно сундуки. Так в концы Средневековья появились прототипы современной мебели: шкафов, кроватей и кресел. Один из самых распространенных в те времена элементов мебели — филенчато-рамочная вязка. Основными материалами на западе и севере Европы являлись местные древесные породы, в том числе орех, дуб, сосна, ель, а также лиственница, кедр и можжевельник.

Характерная черта архитектуры — высокие, вытянутые стрельчатые своды, окна, порталы


В эпоху Крестовых походов произошел переворот в изготовлении оружия. Европейцам удалось на Востоке познакомиться с легкой сталью, поддающейся ковке. Тяжелым кольчугам пришлось отступить перед новым видом доспехов. В них шарнирами соединялись кусочки металла, что позволяло покрыть всю поверхность самой сложной формы, оставив достаточно свободы для движения. От такой необычной конструкции новых лат появилась и новая форма в европейской одежде. В то же время создавались все наиболее известные сегодня способы кроения.

Благодаря готической моде на смену свободной романской рубашкоподобной форме одежды пришел сложный облегающий покрой. Пиком совершенства готического костюма стало окончание XV века, когда вся Европа покорилась моде, созданной при дворе Бургундии. В это время был укорочен мужской наряд, а длинную одежду носили только люди пожилого возраста, врачи и судейские. За счет облегающей куртки или упелянда, узких шоссов и короткого плаща одежда стала воплощением эстетических идеалов эпохи, подчеркивая стройный образ галантного юноши, грациозного кавалера. Женская одежда изменилась за счет отделения юбочной части от лифа. Юбка по ширине увеличилась благодаря дополнительным тканевым вставкам. Верхнюю часть наряда представлял узенький лиф, облегающие длинные рукава, треугольный вырез на спине и груди. Плечи женщины отклонялись назад, отчего образовывался силуэт, напоминающий букву S и названный «готическая кривая». Наподобие архитектуры той поры готической одежде задавалась вертикальная направленность. За счет отвесных концов накладных рукавов, острых манжет, сложных каркасных головных уборов, вытянутых кверху (атур), и остроносых ботинок эта тенденция только усиливалась. Самым популярным и наиболее дорогим считался желтый цвет, который преобладал именно в мужской одежде.

Гаргульи — демонические фигуры, венчающие стены готических соборов

Винтажное фото — гаргулья на стене Собора Парижской Богоматери

«Милый» скелет, удерживающий свод

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов.
Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

Туалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками. Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.




Готический стиль в одежде

Неожиданное воплощение получил готический стиль в одежде. Он используется в основном девушками и юношами, которые относятся к молодежной субкультуре – «готам». Преимущественно в нем копируется европейская мода веков «неоготики». Принципиальная черта стиля — преобладание в нем деталей всех оттенков черного.

В современной готической моде очень мало того, что роднит ее с настоящей одеждой готов средневековья. В традиционном в нынешнем понимании готическом наряде преобладает экстравагантный крой и черный цвет. Из материалов предпочтение отдается коже, кружеву, шелку, бархату. Также в одежде используются детали из люрекса, тафты, органзы, парчи и винила.

Платье в стиле викторианской готики

Ещё один яркий пример викторианского направления

Шляпка, корсет, вуаль — готические красавицы бывают неимоверно женственными

Викторианский стиль, мужской вариант

Девушкам-готам характерно ношение корсетов, придающих силуэту стройности и соблазнительных очертаний. Их носят поверх основной одежды – рубашки или платья. Актуальным элементом нарядов считается юбка миди, штаны из кожи или платье длиной в пол. Даже мини-юбки очень популярны в готическом стиле. Верхняя одежда девушек – это в основном длинный кожаный или матерчатый плащ.

Мужчинам-готам свойственна ярко выраженная женственность, поэтому в их одежде точно повторяются элементы женских нарядов. Конечно, платья в готическом стиле и корсеты все равно прерогатива исключительно женщин, но юбки в готической субкультуре вполне могут носить мужчины. Все остальное же — это та же черная рубашка, балахон, длинный плащ и кожаные облегающие штаны.

«Современные» готы выглядят несколько по-иному. Тут уже нет стилизации под средневековье или викторианскую эпоху





Из обуви у девушек и юношей готической культуры популярны высокие тяжелые ботинки типа «гриндерсов». Также приветствуются разные виды обуви с высокой платформой, носить которую могут и парни, и девушки. Прекрасному полу можно подойдут сапоги, полусапожки или туфли на высоких каблуках. Что касается цвета обуви, то он, разумеется, остается только черным.

Девушкам-готам очень нравятся включения в наряд элегантных шляпок с вуалью черного цвета, а также ажурных кружевных перчаток.



Характерные – это исключительно серебряные украшения, которые можно заменить только белым золотом. Но временами готы могут использовать и недорогие недрагоценные металлы. Традиционное применение белого цвета в аксессуарах считается символом холодного, мертвенного света Луны. С его помощью отлично подчеркивается траурный характер готических одежд и бледность лиц готов.

Создать готический ансамбль очень просто, но выглядеть и являться готом – разные понятия. Для соответствия субкультуре готов важно жить этим, веровать в это и не предавать даже в мелочах. А вот для создания правильного готического костюма достаточно просто придерживаться основных стилистических рекомендаций. Причем они не представляют собой ничего нового: черная одежда, кружева, кожа, оборки, сапоги на высоченной платформе, черный или красный корсет, рваные джинсы, юбка и черные сетчатые колготки. Также уместны рваные черные футболки, перчатки, лонгсливы, рубашки и брюки черного цвета. Дополнить образ можно армейскими ботинками, украшениями в виде крестов, пауков, черепов, драконов, серебристых цепей, массивных колец, ошейников с шипами, пирсинга лица, не гламурных украшений.

Выделиться из общей массы помогут рюкзаки с шипами, нашивками, пятнами от краски, умышленными разрывами. Останется только сделать максимально мрачный макияж, кровавый маникюр, прическу с эффектом жирных волос – и вперед к единению с миром тьмы!

Фото

Как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн » и Тауэрский мост .

«Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма . Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики». Как известно, название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы , разрушившие Древний Рим , были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля.

Возвращаясь к древнеримским идеалам, Ренессанс упорно видел во всем неримском печать «варварства», хотя с инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами . Поэтому на рубеже XIX века, когда вслед за крахом Французской революции по Европе прокатилась волна разочарования классицистическим рационализмом и идеалами Просвещения, востребованной оказалась естественная (в руссоистском понимании), «природная» архитектура, предположительно сохранившая под покровом христианской догматики дух Европы, существовавшей до прихода на север Европы римлян.

Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение - Собор Парижской Богоматери . В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции , а наиболее совершенным из всех стилей - итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты , черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.

В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival ). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII вв. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко , как Карло Райнальди в Риме , Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге , питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды. В интересах ансамблевости к готике прибегали и английские зодчие XVII века, напр., Кристофер Рен , построивший в оксфордском колледже Крайст Чёрч знаменитую «башню Тома».

Ранняя британская неоготика

Фонтхилл-эбби подводит черту под периодом, когда неоготика была лишь данью моде со стороны узкого круга аристократов, а элементы готического декора (как, например, стрельчатые арки) наносились на палладианские по сути здания вопреки структурной логике. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности - ратуши , университеты , школы и вокзалы . В этом т. н. «викторианском стиле» застраивались в XIX веке целые города.

Викторианская неоготика

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта . В 1870-е гг. обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.

Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия . В США отношение к неоготике поначалу было настороженным, отчасти по причине сохранявшегося антагонизма с прежней метрополией, а отчасти потому, что Томас Джефферсон и другие отцы-основатели считали наиболее подходящей архитектурой для республики-наследницы античных идеалов свободы не готику, а палладианство и неогрек . Нью-йоркская церковь Троицы (1846) свидетельствует о том, что в половине XIX века американцы ещё только начинали осваивать язык неоготики. Гораздо более уверенно исполнен в подражание храмам средневековой Европы католический собор Святого Патрика в том же городе (1858-78).

Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремесел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом , поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции , причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).

Неоготика в Центральной Европе

Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию . Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама , прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.

По примеру англичан немецкие правители бережно восстанавливали разрушенные средневековые замки. В некоторых случаях инициатива исходила от частных лиц. Значительных реставрационных работ потребовал главный замок Тевтонского ордена - Мариенбург . Немецкие государи не скупились на финансирование строительства новых замков, которые были призваны превзойти все средневековые образцы. Так, прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-67), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн , строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II .

Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене , Мюнхене и Берлине , а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей - Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви - Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики - таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Венская Вотивкирхе известна утончённостью внутреннего декора, следующего заветам поздней готики.

Неоготика во Франции и Италии

В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, - неоренессанс, необарокко и боз-ар . В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса . По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий - напр., парижской базилики Сен-Клотильд (1827-57) - архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.

Неоготика в России

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную системы готической архитектуры , ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко . В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность . О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева . Как и в Скандинавии , архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей - такие, как Ласточкино гнездо . В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям дилетанта-заказчика.

Архитектурные фантазии на темы готики в царской России

Закат неоготики

Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берет своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену возрождение строгих форм