Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектура восточных стран. Восточная архитектура. Архитектура на религиозном фундаменте


Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе становится здесь главным архитектурным элементом.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота. Постройки, как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Многое из созданного архитекторами Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.

Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры . В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность.

Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История культуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай "сам 60" был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Колонны дворца в Персеполе имеют высоту до 20 м, а капитель достигает по высоте 5,5 м. Стройная колонна со сложной по форме капителью - типичный элемент фасада и интерьера дворца. Ствол колонны имеет каннелюры, базе придана форма колокола. Капитель завершается скульптурным изображением двух быков. Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий - антаблементов.

Архитектурные традиции Индии

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.

Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

Кроме храмовых сооружений создаются вырубаемые в скалах святилища (чайтья) и монастыри (вихара). Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений . Они имеют характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Вихара обычно включает квадратный в плане зал, к которому примыкают кельи монахов. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика.

Оба типа сооружений со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами.

Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая "ступа", выросшая из простого холмообразного надгробия. Постепенно ступа превращается в монументальный памятник - свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферической тарелки или сплющенного купола, стоящего чаще всего на цилиндрическом основании.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве. На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолея.

Восточная архитектура очень существенно отличается от западной архитектуры. В странах Востока еще с древнейших времен брали за основу строительных материалов дерево, тростник, а также камень, в отдельных странах это мог быть кирпич. Самые древние народы образовались именно на Востоке, поэтому в те времена в большинстве восточных государств практиковали возведение кирпичных городов. Отдельное внимание можно заострить на храмовой восточной архитектуре. Буддистские храмы, индуистские, мусульманские мечети имеют значительные форменные, стилевые и технические отличия по качеству исполнения от Западных христианских церквей. Небольшие буддистcкие храмы проектировали в Индии и в Китае в горах, в условиях дикой природы. В Индии монастыри выдалбливались в скалах монахами. Сами по себе индийские скалистые сооружения являют собой восхитительный шедевр восточной архитектуры. В конце первого тысячелетия до н.э. ведущими буддийскими сооружениями являлись ступы – памятники в честь деятельности Будды, которые хранили в себе священные реликвии, а также столбы-стамбхи, именно на них высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, которые воплощали собой пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи – это грандиозный земляной холм полусферической формы, облицованный кирпичом, а в некоторых случаях - камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (это хранилище религиозных реликвий), священными дисками. Пластичность каменной массы наиболее ощутима в ступе в Санчи (третий-первый вв. до н. э.). Тяжелая, грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании тридцать два с половиной метра, ступа напоминает большую чашу, однако перевернутую. Лаконизм, а также монументальность формы далеки от геометрической кристальной четкости египетских пирами. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». Основным элементом в восточной архитектуре Малой Азии послужила деревянная колонна, которая стояла на цоколе из камня. Дома и крепости восточного типа зачастую были ассиметричными, но из расчета на прямоугольную форму. Исторически так сложилось, что одним из главных элементов восточной архитектуры была капитель с валютами, которая получила большое распространение в Финикии. Всевозможные, разнообразные использования этой архитектурной особенности нашли свое применение на Кипре, а кроме этого еще и греки использовали это в своих сооружениях. Персидская цивилизация также в значительной степени повлияла на развитие восточной архитектуры. Апогей своего расцвета персидская архитектура получила в эпоху Ахеменидов. Именно тогда возводились миниатюрные храмы из камня прямоугольной формы, которые посвящались единому Богу Ахура-Мазде, а также его символу. Символом служил вечный огонь. Ко всему этому нужно отметить, что возводились и погребельные сооружения, различные мавзолеи и т. п. Позднее персидская архитектура сильно повлияла на арабо-мусульманскую. Этот процесс начался после завоевания Персии мусульманами, тогда же случилось так, что зароастрийские храмы и «башни молчания» (погребельные сооружения округлого типа, без крыши, где хранилось тело покойника) были полностью разрушены, а священные места осквернены. Мусульманские мечеты возводились по конкретному образцу: к ним вдобавок прилагался внутренний двор с молельней и колодцем, а снаружи располагались минареты, все значимые элементы внутри здания обращались в сторону Мекки – священного места у мусульман.

В 1619 - 1635гг. в центре Самарканда на площади Регистан дедом Айтеке-би Жалантос Бахадуром («Эмир г. Самарканда») построен знаменитое медресе Шир -Дор («Львиное») в 1647-1660 годах медресе Тилля Кари («Покрытое золотом»). Эти сооружения стали памятником архитектуры Востока, они притягивают взгляд своей красотой и изяществом исполнения (рис. 1.12).
Регистан (Иран; букв, место, покрытое песком) парадная площадь в городах Среднего Востока. Наиболее знаменит Регистан г. Самарканд. Это великолепное произведение тюркского градостроительного искусства XV-XVII вв.
Расположенное в западной части Регистана медресе Улугбека было построено в 1417-1420гг., в восточной части в 1420г. построен караван-сарай Мирзой, в южной части - мечети Кукельдаш и Масаджиди-Мукатта.
В 1619-1635гг. перед медресе Улугбека было построено медресе Шир - Дор стены медресе украшены цветными литыми кирпичами, глянцевыми плитками, узорной керамикой. В верхней части фасада здания помещено изображение двух тигров, устремившихся за косулей.

Рисунок 1.12 Архитектурные ансамбли Самарканда

С хищником связано его второе название медресе «С тигром». В 1646-1659 годах медресе называли Тилля Кари («Обрамленное золотом»). В украшении интерьера медресе использовано много золота.

Город Бухара

Архитектурно - историческим городом Востока является город Бухара который расположен на границе пустыни Кызылкум, в долине реки Зеравшан (рис. 1.13). Город был основан в середине первого тысячелетия до н.э. В то время он носил согдийское название - Нумижкат.
Впервые название Бухара встречается в китайской летописи V века. VIII-X веках город был столицей государства Саманидов. В X веке стал владением Караханидов, в XIII веке принадлежал хорезмшаху Мухаммеду. В 1220 году город был завоеван Чингис-ханом. В 1370 году вошел в состав государства эмира Тимура, а в XVI веке принадлежал государству Шайбанидов. С XVI века до 1920 года он был столицей Бухарского ханства.


Рисунок 1.13 Архитектура Бухары: а - Центр Бухары б- Медресе Чор Минор

На территории современной Бухары сохранилось около 140 исторических памятников. Мавзолей Исмаил Самани, минарет Калян, медресе Мир Араб, мавзолей Сайфеддин Бохарзи, медресе Улугбека, Кокилдаш, Надира Диуанибеги и Абдул-Азиз-хана - все они являются произведениями архитектурного искусства. Из сооружений пригорода привлекает внимание мавзолей Бехауддина, сооружение Чор Бакр, мавзолей Файзабада, медресе Чор Минор.

Ташкент («каменный град»)

Ташкент - древний город Средней Азии. Расположен на Великом Шелковом пути в долине реки Чирчик (рис. 1.14). В VI веке был в составе Тюркского каганата. В VIII-IX веках город назывался Бинкент и был центром региона Шаш. В 1918-1924гг. Ташкент был столицей Туркестанской автономной республики. В 1924 году вошел в состав Узбекистана и с 1930 года является его столицей.


Рисунок 1.14 Культовые архитектура Ташкента

Среди архитектурных памятников наиболее известны медресе Абулкасим Шейха, Барак-хана, Кокилдаш, мавзолей Жунус-хана, Толе-бия, Каффэль Шаши.
Несколько оригинальных архитектурных ордеров и арок предложены арабским миром и Китаем.
Арка - излюбленный архитектурный элемент при строительстве больших зданий. Арка может выдерживать большие нагрузки. Это объясняется тем, что сила тяжести стремится сжать арку, тем самым укрепляя ее.

Исламская архитектура

Каплевидная форма заостренных арки или купола, часто с узким основанием, характерна для мечетей и других сооружений мусульманского мира (рис. 15, 16). Мечеть - это место, где приверженцы ислама покланяются своему богу.


Рисунок 1.15 Конструкция и тектоническое решение стоечно-балочной системы: а - средневековый деревянный портик (Китай); б - деревянный ордер в архитектуре Средней Азии (по В. Л. Ворониной); в - то же, в архитектуре Монголии.


Рисунок 1.16 Арки Ислама: а - стрельчатая; б - трилистником; в - подковой; г - зубчатая; д - килевая; ж - очертания арок: 1 -пологой; 2 - полуциркульной; 3 - стрельчатой (ложной, безраспорной); з - деревянные распорки, которые придавали необходимую форму каменной кладке.

Культовые сооружения: Мечети, церкви, храмы и другие здания такого рода выполняют роль культовых и религиозных центров. К таким сооружениям относится Мечеть Сулеймана, Тадж-Махал, Алматинская мечеть и т.д (рис. 1.17).


Рисунок 1.17 Религиозные центры: а - Мечеть Сулеймана, Стамбул; б - Тадж - Махал, Агра

Тадж - Махал в 1932 году индийский правитель Джахан построил неподалеку от города Агры великолепный мавзолей из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями, над усыпальницей своей любимой жены.

Голубая мечеть Ахмета Сулеймана в Стамбуле (Турция) получила свое название из-за 2100 голубых керамических плиток, укрощающих ее внутреннее пространство.

Восточно-Европейской платформы расположена Русская или Восточно-Европейская равнина, фундамент которой простирается до северных границ. На востоке платформа доходит до западного склона Уральских гор, а на юге и юго-западе её ограничивают горы Кавказа, Крыма, Карпатские горы альпийского орогенеза. Основными геоструктурами платформы являются синеклизы – области глубокого залегания фундамента, антеклизы – области неглубокого залегания фундамента, авлакогены – глубокие тектонические рвы.

Отдельные части платформы в нижнем палеозое опустились, в результате чего Балтийский и Украинский щиты, Воронежский выступ и Окско-Волжская антеклиза обособились. Балтийская и Московская синеклизы разделили поднятия платформы. Также крупными элементами платформы являются Саратовско-Рязанская синеклиза и Камско-Печорская синеклиза. Восточно-Европейская платформа имеет докембрийский кристаллический фундамент, а на юге северный край Скифской плиты имеет палеозойский складчатый фундамент. На докембрийском фундаменте платформы лежат толщи докембрийских и фанерозойских осадочных пород со слабонарушенным залеганием.

Одной из древнейших и сложных внутренних структур Восточно-Европейской платформы является Московская синеклиза , Среднерусский и Московский авлакогены , которые заполнены толщами рифея. В четвертичный период здесь происходили неравномерные поднятия, что в рельефе обозначилось крупными возвышенностями.

Печорская синеклиза проходит на северо-востоке платформы между Тиманским кряжем и Уралом. Её блоковый фундамент на востоке опускается на глубину $5$-$6$ тыс. м. Синеклизу заполняют мощные толщи палеозойских пород, перекрытые мезокайнозойскими отложениями.

В центре платформы находятся крупные антеклизы – Воронежская и Волго-Уральская . Они разделены Пачелмским авлакогеном. К северу в Московскую синеклизу полого опускается Воронежская антеклиза. Отложения малой мощности, представленные породами ордовика, девона и карбона, покрывают её фундамент, а на крутом южном склоне породы карбона, мела и палеогена. Крупные поднятия и впадины (своды и авлакогены) образуют Волго-Уральскую антеклизу. Осадочный чехол сводов имеет мощность не менее $800$ м.

Прикаспийская краевая синеклиза . Кристаллический фундамент этой обширной области имеет глубокое погружение, доходящее до $20$ км. Синеклиза относится к структурам древнего заложения и со всех сторон ограничена флексурами и разломами. Очертания её угловаты. Ергенинский и Волгоградский флексуры обрамляют её с запада, а на севере – флексуры Общего Сырта. Дальнейшее погружение до $ 500$ м происходило в неоген-четвертичное время, сопровождавшееся накоплением мощной толщи морских и континентальных отложений.

На юге часть Восточно-европейской равнины лежит на Скифской эпигерцинской плите.

Рельеф Восточно-Европейской равнины

Расположенная на Восточно-Европейской платформе Русская равнина образована возвышенностями, высота которых над уровнем моря составляет $200$-$300$ м. Её средняя высота $170$ м, а максимальная – $479$ м расположена в приуральской части на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Если говорить об особенностях орографического рисунка, то в пределах равнины можно выделить– центральную, северную, южную части.

    Центральная часть представлена полосой чередующихся крупных возвышенностей и низменностей – Среднерусской, Приволжской, Бугульминско-Белебеевской возвышенностями и Общим Сыртом. Они разделены Окско-Донской низменностью и Низким Заволжьем. Здесь в южном направлении протекают Волга и Дон.

    В северной части в рельефе представлены низкие равнины с разбросанными мелкими возвышенностями. Сменяя друг друга, в северо-восточном направлении протянулись Смоленско-Московская, Валдайская возвышенности и Северные Увалы. Это своеобразные водоразделы между двумя океанами и внутренним бессточным бассейном. В сторону к Белому и Баренцеву морям от Северных Увалов территория равнины понижается, о чем свидетельствуют текущие на север реки Онега, Северная Двина, Печора.

    Южная часть равнины занята низменностями, но в пределах российской территории можно назвать только Прикаспийскую низменность.

Замечание 1

Рельеф Восточно-Европейской равнины типично платформенный , предопределенный её тектоническими особенностями, т.е. неоднородностью структуры, о чем говорит наличие глубинных разломов, кольцевых структур, авлакогенов, антеклиз, синеклиз и неодинаковое проявление новейших тектонических движений.

Крупные возвышенности и низменности Восточно-Европейской равнины имеют тектоническое происхождение. Они формировались как единые территории в морфоструктурном, орографическом и генетическом отношении. На формирование рельефа равнины существенное влияние оказали ледники – Окское, Днепровское, Валдайское. Ледники участвовали в создании моренных и зандровых равнин. Моренный рельеф, размытый водами днепровского ледника, к нашему времени не сохранился

Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины

Геологическая история древней платформы оказала влияние на образование полезных ископаемых.

На территории равнины открыто крупнейшее месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (КМА). Запасы месторождения оцениваются в $31,9$ млрд. тонн, что составляет $57,3$ % всех рудных запасов страны. Руда залегает в основном на территории Курской и Белгородской областей. В рудах КМА железа содержится $41,5$ %, что выше средних показателей по России. Руду добывают на Михайловском, Лебединском, Стойленском, Губкинском месторождениях. Небольшие рудные запасы отмечаются в Тульской и Орловской областях. Близкое расположение к поверхности земли позволяют вести добычу открытым способом, которая оказывает огромное воздействие на природу черноземной зоны Русской равнины, а именно приводит к уничтожению десятков тысяч гектаров черноземной почвы.

В пределах Белгородской области разведаны запасы бокситов – Висловское месторождение. Содержание глинозема оценивается в $20$-$70$ %.

Химическое сырье на Русской равнине представлено фосфоритами в Московской области, калийными, каменными солями Верхнекамского бассейна и Илецкого месторождения Оренбургской области. Также известны соли озер Эльтон и Баскунчак.

Запасы строительного сырья , представленные мелом, мергелем, цементом, тонкозернистыми песками, распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Высококачественные цементные мергели известны в Саратовской области. Стекольные пески в Ульяновской области, в Оренбургской – месторождение асбеста. Кварцевые пески Брянской и Владимирской областей используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды. Для работы фарфорофаянсовой промышленности используются каолиновые глины Тверской и Московской областей.

На территории Восточно-Европейской равнины есть месторождения каменных и бурых углей . Добыча их осуществляется в Печорском, Донецком, Подмосковном бассейнах. Бурые угли Подмосковья используются в качестве химического сырья и в качестве технологического топлива для черной металлургии района.

В пределах Волго-Уральского и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов добывают нефть и природный газ . Есть и газоконденсатные месторождения в Астраханской и Оренбургской областях.

Горючие сланцы известны в Ленинградской, в Псковской области, в Среднем Поволжье и на севере Прикаспийской низменности.

Значительны запасы торфа , который в топливном балансе некоторых регионов равнины имеет существенное значение. Только в пределах Центрального федерального округа его запасы составляют $5$ млрд. т. Есть залежи торфа в Кировской и Нижегородской областях и в Республике Марий Эл.

В Архангельской области открыты месторождения алмазов .

Замечание 2

По сравнению с другими физико-географическими странами России Восточно-Европейская равнина давно заселена и имеет высокую плотность населения, наибольшую освоенность, а это означает, что она претерпела существенные антропогенные изменения.

Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну? Разумеется, это роскошные мечети, медресе, дворцы, замки, сады, парки и т.д. Знаменитая притягивает к себе внимание миллионов людей со всего мира: фотографы буквально наперегонки пытаются запечатлеть изображение ценных объектов; туристы заранее составляют график посещения достопримечательностей, чтобы успеть увидеть все воочию; историки мечтают постичь новые открытия и разгадать загадки прошлого; а опытные специалисты из области архитектуры пытаются добиться подобного уровня мастерства, изучая строение конструкций, материал отделки, узоры и прочее.

Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Население восхищалось их талантами: чего только стоят египетские пирамиды – до сих пор доподлинно неизвестно о деталях процесса строительства. Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Подобный уровень труднодостижим даже в наши дни – многотонные блоки невозможно передвигать на расстояние без специальной техники, о которой во 2-3 тысячелетиях до нашей эры даже не могли мечтать. Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации.

Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет, и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.

Элементы арабской архитектуры можно встретить и за пределами Востока – в Северной Африке или бывшей мусульманской Испании, к примеру. Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы; светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи; прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города.

Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент. Политическая обстановка на Арабском Востоке вплоть до последних революционных событий знаменита послушным подчинением народа монархии, когда никто и не мог подумать о сопротивлении халифу, падишаху или султану. В связи с этим резиденции и места отдыха должны соответствовать титулу – шикарные жилища украшаются самыми дорогими металлами и камнями. Стоимость дворцов подчас просто неизмерима – раньше она могла превышать все доходы и имущество подданных, ремесленников и купцов.

К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки. Их непростая структура включает в себя компактные лавочки с навесами, которые располагаются в строю длинной улицы.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

1. доисламский период (до 7 в. н.э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;

2. исламский – особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;

3. османский – действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;

4. современный (начало 20 века – нынешнее время) – отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

Кроме того, архитектура сегодняшнего дня приобрела новое консервативное направление – возвращение к истокам, к классическому арабскому стилю, который пережил период расцвета после ниспослания откровений Корана. Это связано и с освободительным движением арабов, желающих создать самостоятельное крепкое государство. С развитием отрасли туризма началась широкомасштабная постройка гостиниц и развлекательных комплексов, к которым привыкло современное европейское население.

Одними из самых известных примеров архитектуры Арабского Востока являются «Масджид аль-Харам» (главная святыня мусульман), «Бурдж-Халифа» (самое высокое здание в мире), мечеть «аль-Азхар», ворота Дамаска, Каирский музей, дворец «Монтаза», мавзолей Зубайды, касба «Айт-Бенхадду» и многие другие. Зачастую архитектурные объекты окружены пышной экзотической растительностью и фонтанами, куда приходят отдохнуть и ощутить присутствие частички природы.