Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Другие исторические памятники русского села. Воскресенская церковь из села Патакино

Что если взять и поехать в Суздаль? Ну правда! Сколько можно горбатиться на опостылевшей работе, выполнять распоряжения, соответствовать, достигать, работать в команде на своего босса. Ведь когда в конце года мы будем перебирать самые важные события, то вряд ли вспомним рабочую рутину. А вот поездку в Суздаль! Да еще осенью, когда вокруг так красиво, столько желто-красных листьев, которые так красиво смотрятся на фоне синего неба и белоснежных храмов, которых в Суздале аж 52! Нет! Все! Решено. Берем отгул, а не дадут, тогда просто "прогул" и едем! Едем на встречу с красотой, историей, умиротворенностью и яркими впечатлениями.

Наше путешествие в Суздаль совпало с отличной солнечной погодой. Вернее, не совпало. Мы сами подгадали день поездки, ориентируясь на прогноз погоды. Сами понимаете, мало радости бродить по городу, пусть даже такому замечательному, как Суздаль, в дождь, слякоть под покровом мрачных туч.

Но уж если нам выпало счастье стать свободными от боссов, надо пользоваться приятными возможностями. Например, можно поехать в любой день, когда прогноз будет наиболее благоприятным. Непременно подгадать, чтобы не ехать в выходные, иначе будет тесно от туристов. А еще надо взять фотоаппараты со сменной оптикой, чтобы иметь возможность маневра...

21 октября 2015 года мы с моим братом Артемом, который тоже больше не работает на пресловутого "дядю" выехали из Нижнего Новгорода в 7 часов утра. Дорога предстояла не ближняя. До города Владимир - около 250 километров, а потом еще километров двадцать пять до Суздаля.









Но, знаете, лучше проехать 300 километров по замечательной трассе М7 Нижний Новгород - Москва, чем 30 километров по гадкой дороге с колдобинами. Так что время в пути промелькнуло довольно быстро и вот мы уже въезжаем в .

Возможно вы тоже его посещали, но если нет, то стоит отметить, что это очень небольшой городок, который знаменит своей историей, храмами и монастырями, внесен в сокровищницу ЮНЕСКО. Кроме того в этом городе присутствует неповторимая атмосфера умиротворенности, тишины и спокойствия.

Никто никуда не бежит, нет пробок, клубов пыли. Нет привычного слуху жителей больших городов шума улиц с сотнями проносящихся мимо машин. Стоит немного свернуть с главных городских дорог, как окунаешься в совершенно особенную атмосферу, которая царит в подобных городках.

В этой статье я хотел бы остановиться лишь на одной важной достопримечательности Суздаля - Музее деревянного зодчества . Конечно мы посетили и другие интересные места, но не хотелось бы скакать по вершкам. Попробую написать отбстоятельный отчет именно о Музее. Показать фотографии. Кто знает, может быть посмотрев их вы и сами решите на день-другой вырваться из привычной рутины и махнуть в Суздаль.

Где находится музей деревянного зодчества в Суздале

Признаюсь, будучи в городе не один раз, я каждый приезд не мог выкроить время сходить в этот музей, а однажды, когда принял такое решение, не смог его найти. Правда, не слишком-то искал, поскольку был уже изрядно утомлен осмотром остальных достопримечательностей, ноги уже издавали характерное гудение, а желудок намекал на необходимость скорейшей дозаправки.

Все эти факторы сыграли против посещения музея. Думаю, если бы даже я знал, где он находится, то в тех обстоятельствах все равно решил бы отложить посещение на потом, поскольку Музей деревянного зодчества в Суздале находится немного в стороне от туристического центра. Если бы я был на машине, проблемы бы не возникло, но пешком пришлось бы идти несколько километров.

Музей находится на улице Пушкарской на берегу тихой речки Каменки. Координаты музея: 56.413107,40.440471

Если будете на машине, то от въезда в город со стороны Владимира надо двигаться по улице Ленина до перекрестка с улицей Пушкарской. Там надо повернуть налево и уже через минуту - другую вы будете у "парадного подъезда". Учтите, если двигаясь по улице Ленина вы переехали реку по мосту, значит вы уже "проскочили" поворот. Надо возвращаться.

Сколько стоит билет в музей



Суздальский Музей деревянного зодчества - гораздо более доступен по цене, чем, скажем, Спасо-Ефимьев монастырь , который можно посетить аж за 400 рублей. Правда за эту стоимость вы можете бродить там сколько угодно, посещать все музеи на территории и даже пользоваться туалетом. Этакий тариф "все включено".

Музей деревянного зодчества можно посетить за более скромные 150 рублей. Правда экспозиция его по насыщенности явно проигрывает Ефимьеву монастырю, но любители деревянных построек, быта и нравов жителей русской деревни найдут на территории достаточно интересного.

Как явствует из табличек к экспонатам, многие привезены из разных деревень, заново собраны и представляют из себя вполне пристойное зрелище. Пишу это потому, что иногда старые деревянные дома имеют характерный застоявшийся гнилостный запах. Находиться в таком доме не очень-то приятно. Кроме того, сами трухлявые бревна тоже не вызывают каких-то особо романтических чувств.

Пишу об этом со знанием дела, поскольку являюсь автором еще одного , как раз посвященного старым деревянным домам, которые доживают свой век в разных городах. Со временем их сносят, на их месте строят новые современные жилища. Иногда такие старые развалюхи по много лет стоят бесхозными, нежилыми. Наверное представляете, во что они постепенно превращаются.

Но в музее деревянного зодчества в Суздале собраны все же довольно хорошо сохранившиеся образцы. Возможно их реставрировали, специально отыскивали, выкупали у хозяев, разбирали по бревнышку и увозили в музей.

В каждом домике есть смотрительница, которая, как правило, очень хорошо вписывается в интерьер самого экспоната. Это не строгая тетенька в фирменной "корпоративной" одежде, а, как правило, дама в возрасте, одетая в народный костюм. В беседе со смотрителями домиков выяснилось, что это не просто случайные люди а знатоки своего дела. Они могут не просто истуканом сидеть на входе и следить чтобы туристы не растащили рухлядь на сувениры.

При случае они могут проконсультировать, пояснить, рассказать, ответить на вопросы. Они знают как что называется, что для чего используется. Это стало понятно, когда смотрительницы в нашем присутствии беседовали с некоторыми экскурсантами, которые, видимо, понимают толк в данной теме. Мы, к сожалению, не может похвастать столь же глубоким знанием культуры древнерусской деревни, поэтому предпочли роль глубокомысленно кивающих слушателей (надеемся, удалось сойти за умных:).

С другой стороны тетеньки не выказывали какого-то особого гостеприимства. То есть они, конечно, отвечали на приветствия, но сохраняли при этом строгое выражение лица, не лезли с разговорами и рассказами. В принципе, наверное, это правильно. Далеко не каждый посетитель настолько заинтересован в древнем деревянном зодчестве, чтобы слушать историю и особенности постройки каждого конкретного экспоната во всех подробностях.

Многие, как и мы сами, приехали в музей просто для того, чтобы увидеть нечто новое, необычное, сделать интересные фотографии, одним словом, чтобы сменить обстановку и немного развлечься. Навязчивые рассказчицы в каждом доме в такой ситуации были бы явно неуместны.

Ну, а что касается необычности и новых впечатлений, то этого здесь как раз предостаточно. Сравнивая старые деревянные дома образца конца позапрошлого века с современными коттеджами начинаешь удивляться, как это в такой небольшой каморке могла ютиться семья из 10-12 человек.

Сложно поверить, что весь дом отапливался лишь одной русской печкой и этого тепла хватало для обогрева помещений в суровые зимы. Интересно, сколько времени протянула бы в таком доме современная хозяйка, живущая в многоэтажном доме почти что на всем готовом.

Думаю, если бы людям, которые в свое время жили в этих домах, кто-нибудь сказал, что есть на свете жилища, в которые подается не только холодная, но и горячая вода, где есть батареи отопления и газовая плита для приготовления пищи. А еще есть стиральная машина, холодильник и телевизор... Думаю для древних людей это был бы настоящий удар.

Что понравилось в музее деревянного зодчества

Еще раз честно признаюсь, что я не искусствовед, не большой знаток старины вообще и деревянного зодчества в частности. Поэтому мой перечень интересных экспонатов, возможно, будет далек от объективности. Позволю себе упомянуть только то, что привлекло внимание, осталось в памяти.

Интерьеры деревянных домов

Все же интересно как жили наши предки. Наверное жители следующего века точно так же будут интересоваться сегодняшними домами, предметами быта, современной техникой. Представляю себе, что под открытым небом будет организована экспозиция с образцами домов разных эпох: современные 17-25-этажные, а далее пресловутые Брежневки, Хрущевки, Сталинки... интересно, а как назвать более старые двухэтажные дома? Может быть Ленинки или Бухаринки?

Точно так же как мы сейчас ходим по старым деревянным домам, наши далекие потомки будут бродить по этажам высоток, заходить в квартиры, рассматривать современные компьютеры, телевизоры, душевые кабины и стиральные машины...

Мы же примерно с тем же интересом разглядывали жилье крестьян XIX века. Посмотрите, как это выглядело:





















Деревянные церкви

Безусловным великолепием среди экспонатов выделяются две деревянные церкви. Причем это не маленькие часовни, а огромные сооружения под красивыми деревянными куполами.

Войти внутрь было невозможно, поэтому пришлось довольствоваться только внешним созерцанием. Просто удивительно как в старые времена ухитрялись строить такие громады без применения современной строительной техники. Конечно, еще более удивительными с этой точки зрения являются египетские пирамиды, но и эти деревянные церкви тоже надо было суметь возвести.





Попробуйте у себя на даче построить из обычных необработанных бревен хотя бы баню! Думаю, если вы не специалист по срубам и прочим аспектам строительства из дерева, у вас вряд ли получится что-то пристойное, по крайней мере с первого раза.

Вид церквей немного портят молниеотводы, установленные на крестах и нарушающих их привычный вид. Понятно, что это необходимо, поскольку церкви, пожалуй, самые высокие объекты в округе, и в случае удара молнией от них мало что останется. Тем не менее вид как-то сразу меняется, причем, увы, не в лучшую сторону.

Когда я обрабатывал фотографии, хотел убрать молниеотводы, но потом подумал, что от этого мой репортаж потеряет свою правдивость. Знаете, одно дело подправить цветопередачу, яркость картинки, чтобы она стала больше похожей на реальный вид, и совсем другое - вносить свои коррективы в реальные фото. Решил оставить как есть. Так что если решите посетить музей, увидите именно то, что видели на фотографиях.

Деревянные ветряные мельницы

Вот этого точно каждый день не увидишь. На достаточно обширном свободном пространстве стоят две вполне нормально сохранившиеся ветряные мельницы. Величина этих гомадин впечатляет. Не берусь сказать точнее, но по высоте они сопоставимы с пятиэтажным жилым домом, а длина лопасти пропеллера, думаю, примерно 5-6 метров. Самое удивительное, что верхняя часть мельницы - поворотная. Ее поворачивают по ветру, поскольку если он дует сбоку, то пропеллер не будет вращаться. Обратите внимание на длинные оглобли позади сооружения (на последующих фото их будет видно лучше). Именно за них поворачивают верхнюю часть, ориентируя ее по ветру.

Очень интересно и необычно выглядит сруб. Он не имеет форму прямоугольного параллелепипеда, как в обычных домах, а представляет собой восьмигранник, постепенно сужающийся к верху. Зачем так сделано? Не знаю. Не специалист. Может быть за счет такой формы достигается большая прочность и устойчивость конструкции. Ведь одно дело построить дом, который будет стоять неподвижно, и совсем другое - мельницу, у которой будет вращаться огромный пропеллер.

Ведь отцентрировать его идеально все равно не поучится, поэтому при вращении он будет расшатывать конструкцию то влево, то вправо (вверх и вниз - это не так страшно, а вот в стороны, это уже серьезнее).

Наверное, если бы мы имели дело с прямоугольной конструкции, она сложилась бы в самый первый день. Восьмерик, сужающийся кверху, видимо, более оправдан с точки зрения устойчивости.

Увы, зайти внутрь мельницы тоже не удалось - дверь закрыта решеткой. Но через решетку видно внутреннее пространство мельницы. К сожалению самих механизмов там нет, зато имеется деревянный макет, по которому можно понять, как все это устроено и работает.






На земле у самой мельницы можно увидеть круглый камень - жернов, на котором мололи муку. Не хотел бы я сам попасть под эти жернова:)

Зато, живя в прежние времена, я не отказался бы иметь такую мельницу на своем подворье. Сами посудите: многие односельчане и жители ближайших деревень захотели бы смолоть свое зерно на моей мельнице. Думаю, было бы справедливо установить некую таксу за помол.

Знаю-знаю! Сейчас некоторые из читателей посчитают меня стяжателем, любителем поживиться за чужой счет. Но... давайте на время отложим эти ярлыки и посмотрим на дело с практической точки зрения.

Во-первых: мне надо было бы построить эту мельницу. А это, сами понимаете, и стройматериалы и услуги мастеров, которые (вот стяжатели) бесплатно работать вряд ли стали бы. Значит, пришлось бы или идти на поклон к помещику или долго копить денежки, во всем себе отказывая.

Во-вторых: пришлось бы постоянно ремонтировать мельницу, поскольку
а) мастера не всегда бывают экстра класса (хоть и называют себя так), и делают свою работу по принципу тяп-ляп.
б) в процессе работы все равно происходит физический износ деталей, которые надо периодически менять.

Поэтому можно, конечно, быть "хорошим парнем" и всем молоть муку совершенно бесплатно, затрачивая свои собственные средства на вышеперечисленные расходы. Но, как показывает практика, такие люди очень плохо живут. Более того, со временем обнаглевшие односельчане начнут требовать чего-то большего, обвинять в недостаточно хорошем отношении, нежелании работать в воскресение и т.д. В худшем случае твою мельницу просто спалят в одну прекрасную ночь.

Поэтому установка платы за помол представляется мне вполне разумным шагом. Ведь не зря на Руси издавна существует пословица: "Не хочешь зла - не делай добра". Она работает до сих пор. Не раз убеждался, что сначала люди благодарят за проявленную доброту, потом воспринимают ее как должное, а потом начинают роптать, требовать чего-то большего, сплетничать, распускать слухи-небылицы или вообще "сжигают мельницу". Вам не приходилось сталкиваться с такими ситуациями?

Главная мысль таких людей - "он хорошо живет, он обязан делиться с бедными".

Но почему это вдруг зажиточный крестьянин, который долго копил деньги, иногда недоедал, иногда "чарочки не выпивал", построил мельницу, работает в поте лица и все такое прочее... почему он должен делиться с непутевым пьянчужкой, который настрогал "семеро по лавкам", а кормить их не научился? Да, я рассуждаю с позиции "недобитого кулака". А они, как теперь выясняется, были самими трудолюбивыми и рачительными хозяевами. И детей своих к этому же приучали.

Неужели вы симпатизируете пьянчуге, который не просыхает, все деньги тратит на увеселения, лупит свою жену и раздает зуботычины вместо куска хлеба свои детям, а потом заваливается на печь и требует к себе уважения? Да? Вам нравятся такие типы? Лично мне - НЕТ!

Они даже на колодец сами не сходят - ниже их достоинства. Кстати о колодце.


Колодец

Почти в середине территории музея можно увидеть колодец. Правда, это всего лишь макет. Воды в нем нет. Необычным в его конструкции является огромное колесо, при помощи которого можно было крутить ворот, поднимая наверх бадью с водой.

Наверное вы видели обычный колодец. Там ворот устроен немного иначе. К нему приделана ручка, за которую нужно вращать барабан-бревно. При вращении на него наматывается цепь, к которому привязано ведро. Так гораздо легче поднимать груз, чем просто руками тащить его вверх за цепь.




В колодце в суздальском музее вместо ручки к бревну приделано большое колесо. Зачем?

Мысль о том, что люди не могли достать железных ручек "не прокатывает". Железки тогда уже вовсю использовались.

Думаю, в те времена в колодец спускалось не металлическое ведро, как сейчас, а деревянная бадья, которая сама по себе весила немало. Принимая во внимание что мокрая бадья должна весить еще больше, а вода в бадье еще сильнее утяжеляла груз, становится понятно, что простым кручением ручки здесь было не обойтись. Не все тогда были былинными богатырями.

Чтобы поднять такую тяжесть надо было что-то более серьезное. Поэтому когда крестьянин шел за водой на колодец, он опускал бадью внутрь, а сам крутил колесо. А вот для подъема наверное приходилось самому забираться внутрь конструкции и работать "белкой в колесе". Иначе тяжелый груз было просто не поднять.

Так и представляю себе современную хозяйку, которая обычно заказывает воду с доставкой прямо в квартиру, залезающей внутрь деревянного колеса и начинающая перебирать руками и ногами, пытаясь крутить его чтобы поднять бадью с водой:)

Интересно, но в Нижегородском музее деревянного зодчества тоже есть такой колодец. Так что это, видимо, не какой-то частный случай, или особенность быта Владимиро-Суздальского княжества, а общепринятая практика в русской деревне XIX века.

Овины

"Попрощаться с теплым летом выхожу я за овин..." - кто не знает начала знаменитого стихотворения Михаила Исаковского. Вот мы и увидели те самые овины. Сейчас таких сооружений уже почти нет. Их заменили современные хранилища для сена, корма для скота.

Но в прежние времена овины, видимо, были непременным атрибутом сельской местности. Самое интересное, что они были разных видов. В уже упомянутом музее деревянного зодчества на Щелковском хуторе в Нижнем Новгороде мне удалось заснять несколько разных конструкций этих незамысловатых на первый взгляд сооружений. Поэтому если интересуетесь, скоро напишу статью, и вы сможете прочитать ее.

В суздальском музее овины достаточно однотипные. Они представляют собой обычные бревенчатые сараи для хранения вне дома всевозможных полезностей. Сено, солома, сельскохозяйственные орудия, какие-то запасы, которые можно держать в холоде.

Овины в музее скорее всего отстроены заново, а не перевезены из каких-то деревень. Это и понятно. Конструкция очень простая, воспроизвести ее заново не составляет особого труда. Это не трехэтажный дом зажиточного крестьянина, где каждая мелочь имеет значение, а потеря ее обедняет ценность экспозиции.

Зайти в овины тоже не получилось - решетки. Не удивительно. Ведь туристы захотят поваляться на сене, а потом еще, чего доброго, вдруг закурят... Дальше - сами понимаете, ничего хорошего для овина не будет.

Зато через решетки можно было увидеть все то, что и должно быть в уважающем себя овине:)

Туристы

Помимо собственно экспонатов музея достаточно интересно понаблюдать за самими туристами. Сначала, когда мы только что вошли на территорию, народу почти не было. Лишь редкие случайные посетители бродили от строения к строению.

Но через некоторое время в музей посетила делегация... а вот кто это был, мы так и не поняли. Варианты - японцы, китайцы, буряты... Одним словом откуда-то с дальнего востока, или из Поднебесной империи, или из Страны восходящего солнца, или еще откуда-то из тех краев.

Вели они себя просто удивительно и очень необычно. В отличие от других туристов, которые, попав на территорию музейного комплекса, сразу разбегаются кто куда под неистовые крики экскурсовода "граждане, не расходимся", японцы (давайте так их будем называть) двигались организованной группой, не шумели, слушали экскурсовода и, что самое поразительное, фотографировали лишь тот объект, о котором шла речь! Невероятно!

Уж на что я сам человек спокойный, и то попав на территорию музея деревянного зодчества сразу бессистемно нащелкал около 50 фотографий всего того, что видел, не переставая вертеться и удивляться. Только потом в последовательности моих съемок появилась какая-то логика, последовательность и осмысленность. Но в присутствии "японцев" мы с братом как-то невольно присмирели, приосанились и начали говорить друг с другом более спокойно и рассудительно, как подобает взрослым культурным людям, находящимся в приличном обществе.

Было еще несколько небольших групп "наших". Там ситуация была тоже небезынтересная. Как только туристы, а это в основном были семьи с детьми, попали на территорию, дети тот час же узрели качели. Это были самые обычные качели, которые стоят во дворах городских многоэтажек. В музее специально сделали такой детский городок, чтобы маленькие посетители не елозили по экспонатам, а занимались привычным для них делом.

Одним словом дети тут же оккупировали качели, а те, которым не досталось, начали или реветь или вступили в схватку с уже катающимися за право обладания местом на качели. Видимо они понимали, что никогда в жизни им больше не суждено покачаться на детских качелях, поэтому в городке разыгралась нешуточная сцена, полная страстей.

В результате группа разделилась. Отцы семейств и родители более взрослых чад, которым качельки были до лампочки, побрели самотеком по территории, а мамаши с детьми погрузились в увлекательное приключение на детской площадке. Возможно потом они поменялись ролями, но мы этого уже не видели, поскольку уже ушли.

Кошка

Живым талисманом суздальского музея деревянного зодчества является кошка Муська. Это совершенно обычная кошка - не сиамская и не персидская. Но повадки у нее такие, как будто бы она является не менее чем главным смотрителем экспозиции. Мой брат, Артем Кашканов, с которым мы ездили в эту поездку, узнал ее. Когда он несколько лет назад посещал музей, видел, как огромный туристический автобус корячился, объезжая эту кошку по обочине. А кошка надменно и неприступно стояла в самом центре подъездной дорожки ко входу в музей, грозно мякала и не собиралась уходить:)

Она не откликается ни на какие панибратские "кис-кис" и прочие "мусь-мусь". Считает это ниже своего достоинства. Сначала мы подумали, что она, может быть, глуховата, но потом, стало понятно, что она прекрасно слышит, просто мы сами были, как говорится, "не того калибра".

Потом выяснилось, что это действительно местная кошка, которая уже 11 лет живет в музее и за это время стала почти полноправным сотрудником.

После того, как мы узнали правду, стало даже как-то неудобно за свое отношение к этому зверю: мы-то предлагали ей играть, подставляли пальцы, на которые она нехотя и даже с какой-то надменной ленцой пыталась охотиться.

Одним словом, если будете в музее, попросите показать вам кошку Муську. Вы увидите существо, исполненное значимости от порученной ей миссии, достоинства и вселенского спокойствия. Погладьте ее, она иногда позволяет посетителям такую вольность. Но постарайтесь не встревожить ее покой. И не стойте рядом, когда кто-то тревожит. А то заодно тоже попадете "под раздачу" :)

На этой лирической ноте буду заканчивать свой длинный рассказ. Если вы дочитали до этого места, то, наверное, тоже уже поняли, что музей деревянного зодчества в Суздале - очень необычное место. В идеале надо приезжать туда одному и просто бродить среди старинных деревянных строений, сидеть на лавочках, любоваться мельницами и деревянными церквями. Просто удивительно но там в голову начинают приходить совершенно неожиданные мысли. Наверное потому, что сам ритм современной жизни остается за высокой деревянной оградой, и вы попадаете в удивительно спокойную атмосферу, где можно немного притормозить, расслабиться, неторопливо побродить, посмотреть, поразмыслить...

Я не получаю никаких комиссионных от музея за привлечение туристов и это никакая не заказная статья, как может показаться.

Основная мысль здесь такова: это просто здорово - быть свободным, иметь возможность своими глазами увидеть такие замечательные места, как Суздаль, Музей деревянного зодчества, поехать туда когда захочется, а не когда отпустят на работе или в выходной, когда там толпы народу. Правда, чтобы стать таковым, надо сначала много и плодотворно трудиться.

Но, говоря словами героя романа Александра Дюма, "благословен будь любой труд, который ведет к свободе". Если вы готовы встать на эту тернистую тропу, просто спросите меня, что вам нужно делать. Приготовьтесь трудиться как стадо буйволов, на несколько лет забыть о таких пустяках, как выходные... И тогда в вашей жизни тоже настанет день, когда мы сможем вместе поехать в Суздаль в будний день, когда там поменьше народу, погулять по музею деревянного зодчества и вспомнить, с чего начался путь к вашей свободе.

Вы готовы к этому?

На окраине Суздаля, в уютном местечке на высоком правом берегу речки Каменки, расположился суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта. На противоположном берегу реки виднеются древние стены суздальского кремля и живописные луга, простирающиеся на месте старого русла Каменки. Выбор места для основания музея был не случайным. Начиная с 9 столетия здесь возвышался один из первейших суздальских монастырей – Дмитриевский монастырь, один из первых суздальских монастырей.

Музей деревянного зодчества в Суздале – это великолепное собрание памятников деревянного зодчества и крестьянского быта 18-19 веков. Собранные по крупицам со всех уголков земли владимирской, они стали замечательным дополнением славного города Суздаля, так как в самом городе памятников древнего деревянного строительства почти не осталось.

Проект создания музея был опубликован и воплощён в жизнь в 60 – 70 годы минувшего столетия. Теперь на территории музея под открытым небом расположилось настоящее древнее село! На просторных суздальских лугах, площадью в 4 гектара, вольготно расположились разнообразные, чудом уцелевшие в тяжёлые годы памятники деревянного зодчества. На уютных улочках средь старинных церквей, некогда жилых крестьянских и купеческих домов, изб, бань проходят городские празднества!

Церкви

На сегодняшний день на территории музея расположились две церкви, образующие своеобразный исторический центр села – это Воскресенская и Преображенская церкви.

Преображенская церковь

Преображенская церковь была перевезена из села Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области в 1965 году. Датой её постройки считается 1756 год. Сейчас, Преображенская церковь заслуженно считается одним из главных экспонатов музея деревянного зодчества! Величаво стоит она недалеко от берега реки. Ввысь уносится её главный купол!

Месторасположение Преображенской церкви очень интересно! Почти тысячу лет назад, в 10 веке, когда церкви и монастыри только начинали строиться на земле суздальской был построен здесь Дмитриевский монастырь. Впоследствии сам монастырь был сожжён, а на его месте строились церкви. Одна сменяла другую. Вот и сегодня стоит здесь дивной красоты храм!

Воскресенская церковь

Следом за Преображенской, в суздальский музей была перевезена и Воскресенская церковь и колокольня из села Патакино, Камешковского района. Эта церковь является историческим и архитектурным памятником конца 18-го столетия, дата её постройки – 1776 год. Воскресенская церковь – это классический пример зимней деревянной церкви. Все части здания стоят на одной оси и благодаря этому, её облик в сочетании с колокольней напоминают корабль.

Место её установки на территории суздальского музея было выбрано не случайно. Раньше на этом самом месте стояла каменная Георгиевская церковь. Вместе с Преображенской церковью они составляют классическую пару зимней и летней церквей с колокольней.

Выстроена эта пара церквей из сосны. Ни единого гвоздя не применялось в их строительстве. Местные мастера-умельцы применяли для построения церквей только лишь топор. Даже самая мелкая резьба на храме выполнена исключительно при помощи топора. Не зря же говорилось, что русские мастера и часы топором починить способны!

Жилые дома минувших веков

Крестьянские избы и жилые дома зажиточных и средних сословий 19 столетия дают нам представление о быте и хозяйстве тех времён. Дом крестьянина середняка, крестьянский дом с мезонином, жилой дом зажиточного крестьянина, дом купца Агапова, а также несколько рубленных изб словно только-только оставлены своими хозяевами! Не восстановлено внутреннее убранство только в домах бедных крестьян.

Дом крестьянина середняка.

Изба крестьянина середняка Волкова — это типичный для средней полосы России, прочный и добротный крестьянский дом. Планировка у него стандартная и включает в себя сени, избу и клеть. Это уникальный памятник зодчества 19 века. Фасад избы отделан старинной глухой «корабельной» резьбой. А двускатная крыша покрыта тесовой кровлей. Интерьер дома полностью восстановлен.

Крестьянский дом с мезонином

Это архитектурный и исторический памятник второй половины 19-го столетия. Привезли его на землю суздальскую в 1975 году из села Тынцы Камешковского района. Этот тип крестьянского жилища также был обширно распространён.

Дом срубного строения с трёхскатной крышей и рассчитан для проживания двух отдельных семей. У дома в распоряжении есть два двора. Сейчас этот дом разместил в себе администрацию музея, однако когда-то в нём кипела неподдельная крестьянская жизнь!

Дом зажиточного крестьянина

Это рубленый жилой дом зажиточного крестьянина Кузовкина. Привезён он был из деревни Лог. Сам дом двухэтажный и типичный для середины 19-го столетия. Прекрасной резьбой отделаны его фасады! А интерьер внутри восстановлен и может рассказать нам о времени, когда городской стиль жизни уже стал понемногу проникать в среднерусскую деревню.

Первый этаж дома содержит в себе ткацкую мастерскую. В этом месте трудились нанятые работники и работницы. Два ткацких станка, самопрялка, а также устройство для перемотки нитей – вот что мы видим, войдя в мастерскую.

На втором этаже расположились жилые помещения, полностью соответствующие строению старинных домов – изба, сени и клеть. Тут мы видим и швейную машинку «Зингер» и керосиновую лампу и резную деревянную кровать, служащую в те времена символом достатка и благополучия.

Этот дом красив в любое время года, летом – обильная зелень вокруг него придаёт ему яркости, а зимой чистый белый снег окунает его в кристальную чистоту и безмолвие!

Дом купца Агапова

Дом купца Агапова одно из старейших строений музея деревянного зодчества, так как строили его в конце 18-го столетия. И одновременно с тем, одно из самых молодых, так как было привезено на территорию музея только лишь в январе 2011 года!

Другие исторические памятники русского села

Рубленная изба

Украшают территорию музея несколько рубленных изб с резными наличниками и фасадами, баня второй половины 19-го столетия (топившаяся по чёрному) и рубленный колодец. Привезли его из села Селиваново. Это типичный для 17-го столетия колёсный колодец. На фоне изб он дополняет всю сельскую картину.

Ветряная мельница

Позади рубленных изб стоит пара ветряных мельниц, пример деревянного строительства 18-го века. Сбоку от них стоит амбар 19-го столетия, предназначавшийся для хранения зерна и прочих продуктов. Завершают сельскую картину пара овинников, стоящих на окраине территории музея. Их применяли для просушки зерна. Состоя из двух ярусов, в нижней своей части овинник имеет печь, а в верхней – место для просушки снопов.

Фестиваль ремёсел

В наши дни можно не только пройтись по уникальному музею и насладиться красотами его экспонатов, но и попасть на фестиваль ремёсел. Во время его проведения можно не только наблюдать за тем как работают мастера древнерусских ремёсел, но и самим попробовать себя в деле! Вы сможете испытать себя в чеканке монет, ткачестве на станке, росписи по дереву, гончарном ремесле и во многом-многом другом!

Суздальский музей деревянного зодчества – это не просто реконструированное старорусское село с красивейшими экспонатами деревянного зодчества, это настоящий портал в минувшие столетия!

Музей деревянного зодчества в Суздале - самый любимый, самый популярный из всех местных музеев. Я не знаю ни одного человека, кто, приехав сюда, пропустил бы эту очаровательную достопримечательность Суздаля. Чем же он так привлекателен?
Все просто - музей под открытым небом, на природе, простой, естественный, как сама жизнь. Впрочем, он и есть жизнь, быт, прошлое - народное, крестьянское, купеческое. А быт вообще всегда интересен.
Как жили люди раньше? Лучше всего об этом расскажут предметы, которые их окружали, дома, в которых они жили, книги, которые читали и игрушки, в которые играли их дети. Вот об этом и есть Музей деревянного зодчества.

Реклама — поддержка клуба

Для тех, кто лично поедет сюда, мой совет - обращайте внимание на детали. Не просто разгуливайте, дышите воздухом, наслаждайтесь простором и свежестью ветра (хотя и это, конечно, тоже). Обращайте внимание на детали - совершенно потрясающую резьбу на домах, запах трав в кладовой, скромность быта, разницу жизни разных слоев населения.

Приехать сюда можно как по поводу, так и без повода. Если нужен повод, то выбирайте подходящее для себя мероприятие, народное гулянье. В Музее деревянного зодчества в Суздале ежегодно отмечаются такие праздники как Рождество, Масленица, Гусиные бои (есть и такой, проходит в феврале), праздник ремёсел на Троицу и, ставший уже знаменитым, Праздник огурца. В 2015 году Троица в Суздале будет отмечаться 31 мая (воскресенье). А Праздник огурца Суздаль отметит 18 июля (суббота). Так что милости прошу, сделайте себе заметочку.
Впрочем, если вы хотите просто погулять по музею, посмотреть экспонаты, то лучше праздников избегать. В такие дни здесь очень много народа. Приезжайте летом или зимой. Лучше в сухую погоду.
Понимаю, что мы приехали не в самый лучший момент. Снег активно таял, воды было по щиколотку, и, проложенные в некоторых местах дорожки, не спасали. Поэтому в самый дальний "угол" комплекса мы не пошли. Не охваченными остались три домика рядом с мельницами. Да и сами мельницы я сняла только издалека.

Несколько слов о музее. Создавался он в 60-70-х годах XX века. С деревень и сел Владимирской области были привезены деревянные церкви и жилые дома. Место для музея было выбрано не простое - здесь в древности стоял Дмитриевский монастырь.
Помните, я рассказывала вам о том, что Суздаль был окружен кольцом из 15-ти ? Так вот Дмитриевский монастырь - один из десяти не дошедших до наших дней, самый ранний. Основан он был в XI веке, в XIII веке сожжен татаро-монголами, затем возрожден. Действовал монастырь до XVIII века. Затем на этом месте возвели два храма Георгиевский (1751 г.) и Дмитриевский (1773 г). Впрочем, оба были разрушены в 30-е годы XX века.
Узнаете лужайку? (Фото с сайта: www.photosuzdal.ru).

Что сейчас представляет собой Музей деревянного зодчества? Улицы XIX века во Владимирской глубинке, где стоят дома, церкви и прочие постройки. Пройдитесь по ним, окунитесь в историю, не столь, впрочем, дальнюю для того, чтобы ощущать и понимать все головой и сердцем.

Итак, представляю фоторепортаж о нашем посещении Музея деревянного зодчества в марте 2015 г . Во время прогулки по музею старалась делать подробную фотосъемку - информационные стенды, дома и церкви, предметы внутри построек. Смотрите, читайте, думайте...
Это был один из праздничных дней. Машин около музея стояло невероятное количество. Подъезжаем, осматриваемся, ищем, где припарковать машину.



Около музея есть как платная парковка, так и бесплатная. Находим местечко на бесплатной.

Идем ко входу.

​Около входа в музей стоит несколько информационных стендов - карта Суздаля, главные достопримечательности Суздаля - кремль, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри и экспозиции в них. Ну и, конечно, схема самого Музея деревянного зодчества.


Заходим в здание кассы (оно проходное на территорию музея). Покупаем билеты. Стоимость взрослого билета - 250 руб. Вход для детей до 18 лет бесплатный.


На территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево - 1756 г.



Церковь Воскресения Христова из с. Патакино - 1776 г.

Деревянные церкви строились без единого гвоздя.

Дом крестьянина-середняка. Резьба над окнами, ах, как хороша. Вообще домик очень ладный.



Заходим во двор, затем в дом. Внутри воссоздан интерьер.



"Русская деревня сердцу дорога:
Стройные березки, тихие луга,
Мелкая речушка и печальный лес...
На церквушке старенькой покосился крест...

Опустели избы, в них не слышен смех,
Лишь в окно разбитое залетает снег.
Маленькие домики, отчие гробы...
Все по сути родом мы из такой избы...".

Так вот думается мне, что привлекательность подобных музеев для нас, русских, в памяти крови... Для иностранцев - просто в любопытстве.













Русская печка из снега. Дрова, занавесочка. Очень мило, с юмором. Летом такое не увидишь.

Помимо церквей и жилых домов в музее представлены другие деревенские постройки - мельницы, сараи, амбары, колодцы.
Колёсный колодец - XVIII век.

Дом зажиточного крестьянина - XIX век. Двухэтажный. Первый этаж - жилой, второй - рабочий. Там работали наемные ткачи.



























Рядом с домом зажиточного крестьянина - лавочка с пирожками и чаем.

А это неприступные из-за воды ветряные мельницы - XVIII в.

Почему-то в этом месте не проложены дорожки...

Идем к очень интересному дому - купеческому.






В доме купцов Агаповых (конец XVIII века) расположены две экспозиции - "Суздальское купечество" и "Портрет в интерьере".

Купеческий дом, конечно, уже совсем другой - сделан в дереве и камне, достаточно большой по размеру и уже совсем другой по содержанию.






Комната на втором, жилом, этаже.


















Недалеко от купеческого дома вижу отель. Это четырехзвездочный отель Кремлевский . Лучшего места расположения для гостиницы в Суздале и не придумаешь - напротив кремля, рядом с Музеем деревянного зодчества. Как говорится - дай Бог каждому!











Музей деревянного зодчества в Суздале (Суздаль, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей деревянного зодчества в Суздале - это комплекс под открытым небом, где собраны уникальные постройки 17-19 веков. Так, приехав сюда (музей находится на окраине города), можно заглянуть в избу простого батрака и зажиточного крестьянина, стать гостем купеческого дома и заодно побывать в двух церквях, возведенных, кстати, без единого гвоздя.

Благодаря стараниям краеведов в музее деревянного зодчества в Суздале до мельчайших деталей воссозданы крестьянский и купеческий быт царских времен.

Все постройки на территории музея деревянного зодчества - без преувеличения архитектурные памятники, которые, несмотря на минувшие столетия и отдаленность (дома и церкви находились в разных селах Суздальского района), все-таки удалось собрать в одном месте. Но экспонаты музея уникальны не только снаружи. Краеведы до мельчайших деталей сумели воссоздать крестьянский и купеческий быт 17-19 веков. Мебель, утварь, ремесленные предметы того времени - это и многое другое можно увидеть здесь во время экскурсии.

В музее деревянного зодчества в Суздале представлены и другие постройки, без которых не обходилась ни одна крестьянская деревня. Это мельницы, сараи, амбары, колодцы... Все это можно посмотреть, потрогать и таким образом проникнуться духом старины.

Музей деревянного зодчества в Суздале включает в себя также две церкви: Преображенскую и Воскресенскую. Храмы выполнены в традиционном сдержанном стиле и спустя почти три века прекрасно сохранились, несмотря на то, что их возводили без всяких креплений и гвоздей - только бревна и доски.

Посетить музей деревянного зодчества в Суздале можно в любой день с 9:00 до 16:00, кроме среды и последней пятницы месяца. Летом комплекс работает дольше - до 21:00. Входные билеты стоят 350 RUB, для школьников и пенсионеров - 150 RUB.

Адрес: Суздаль, ул. Пионерская, д. 1.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Музеи Владимирской области.

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА


Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося , одного из самых ранних в Суздале - XI в. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).


Церковь Димитрия Солунского

В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учёт и охрану как памятники деревянного народного зодчества.
Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована.
Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления Преображенской церкви в селе Козлятьево Кольчугинского района до окончания её восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет.
Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семёнович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почётного гражданина Суздальского района.
Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано всё, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества даёт представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.




Касса музея



Часовня из деревни Бедрино



Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в.
Образец культовых построек типа ротонды.


Часовня из деревни Бедрино

Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом села Патакино Камешковского района (бывший Владимирский уезд) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.





1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов.
2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом.
2008 г. – освящение алтаря церкви.














Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.



Верхний этаж был жилым, нижний - занимала «ткацкая светёлка», рабочее помещение для наёмных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже - ткацкая мастерская. Здесь трудились наёмные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей.
ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа - «молния», зеркало и др.).

Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба - сени - клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать - символ достатка и благополучия.




Сани


Плуг и соха



Второй этаж


Русская печь

Бабий кут

Передний, «красный» угол










Первый этаж.
Сени и ткацкая светёлка.

Ткацкая светёлка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светёлки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светёлке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках.
В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светёлке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.








Дом из села Илькино





Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа - русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью - бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник - мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи - передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен - широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лён или занимались рукоделием.
Сени - неотапливаемая часть дома - соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть - неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения - служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек - расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.

Двор









Сени




Клеть



Изба

ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью - полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен - неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены - парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь: пространство между нею и фасадной стеной - «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определённый достаток хозяина.


Ясли





Бабий кут

Передний, «красный» угол

Русская печь

Дом с мезонином


Дом с мезонином

Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин - верхний полуэтаж - включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.


Дом с мезонином. Ворота во двор.

Дом с мезонином. Вход с левой стороны.

Дом из села Каменево






Магазин сувениров «Русский лубок»

Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) - типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».

Дом из села Васенино






Дом из села Васенино

Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) - типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.


Русская печь


Бабий кут


Бабий кут

Рукомойник




Передний, «красный» угол


Санки


Коромысло

Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.






Дом из села Васенино

Деревянные качели



Колесный колодец



Колёсный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.



Ветряные мельницы

Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.








В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезённые в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.



Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.


Макет мельницы в разрезе

Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.

Овины - зерносушильни





Овины - зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин - двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху - площадка для снопов.

Амбар-лабаз

Амбар - лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.

Мастерская плотника

Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты.
Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д.
На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.





Ключи и замки

Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.



Гуси

Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).





Колодец-ворот

Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространённый тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.

Телега





Преображенская церковь





Деревянная Преображенская церковь

Преображенская церковь была построена в 1756 году в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы.
Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в её сооружении участвовали северные мастера.

В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация.
1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности.
Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль.
1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви.
1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий.
2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва).
21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель.
Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.



Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.



Сельхозяйственные культуры и травы

Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.

Дом купцов Агаповых (XVIII в.)


Дом купцов Агаповых

В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».


Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо








Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных - «День Огурца» , проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
См. Детский музейный центр


Copyright © 2015 Любовь безусловная