Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Творческая биография островского. Александр николаевич островский - биография, информация, личная жизнь. Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

Дата рождения: 12 апреля 1823 года
Дата смерти: 14 июня 1886 года
Место рождения: город Москва

Александр Николаевич Островский - известный русский драматург, Островский А.Н. - общественный деятель, родился 12 апреля 1823 года. Его отец был обычным судейским служащим в Москве и жил в Замоскворечье. Он был просвещенным человеком, окончил духовную семинарию Москвы и семинарию Костромы, но его карьера священника не пошла в гору и он работал судебным стряпчим, отвечая за коммерческие и имущественные дела.

Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему было всего 7 лет. В семье кроме Александра было еще трое детей. После смерти его матери его отец вновь женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, которая взяла на себя заботы о воспитании и образовании детей.

В 1835 Александр поступил в Московскую гимназию, а в 1840 году поступил на отделение юриспруденции в университете Москвы. Он тут же проявил огромный интерес не только к отечественной литературе, но и к театру.

Он был завсегдатаем театров Петровский и Малый. Его образование было прервано ссорой с учителем, после которой Александр ушел из университета по собственному желанию. Он устроился работать писцом в московский суд. Его деятельность касалась имущественных тяжб между детьми и родителями.

В 1845 он перешел в коммерческий суд, где продолжил работать в канцелярии. В течение длительного времени он собирал информацию для своей последующей литературной деятельности. Примерно в это же время он написал комедию "Свои люди - сочтемся!", которая была поставлена на сцене и сразу же получила успех.

Этот успех и стал импульсом для Островского посвятить себя драматургии и литературе. Его первой публикацией стали несколько сцен из комедии "Ожидание жениха" ("Несостоятельный должник"), появившиеся на страницах "Московского городского листа" в 1847. Эти сцены и стали основой для комедии "Свои люди - сочтемся!". Многие исследователи полагают, что его первые драматические творения были написаны в период с 43 по 47 годы девятнадцатого века, но черновики не сохранились, а в печать они не попали.

Комедия "Свои люди - сочтемся!" Была несомненным успехом. Общество и независимые критики отнеслись к ней с большой теплотой, но при этом оппозиционный характер и откровенная сатира стали причиной гонений со стороны властей. Эта пьеса была запрещена к постановке на сцене всех театров, а сам драматург был под надзором цензоров и полиции целых пять лет. Эта пьеса была переиздана в 1859, но после существенных переделок, включая совершенно другой финал.

Островский в 1850 вступил в кружок литераторов журнала "Москвитянин" и получил негласный титул "певец нетронутой фальшью цивилизации". В том же году Москвитянин и печатает первую редакцию комедии "Свои люди - сочтемся!" Примечательно, что черновик этого произведения носил имя "Банкрот". С 1853 года его пьесы ставят на самых разных театральных подмостках.

В 1856 году журнал "Современник" включает его в число своих постоянных авторов. Вместе со своими коллегами по журналу в том же году он отправился в этнографическую экспедицию, организованную Морским министерством. Основной задачей этой экспедиции было описание народов России, которые жили на берегах морей и рек европейской части России.

Сам Островский изучал быт верховьев Волги. В это время он написал обширную исследовательскую статью "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода", в которой были отражены основные этнические черты жителей этих мест, их быт и труд. Драматург собрал огромное количество информации, которая стала потом важной частью его литературного творчества. В 1860 году увидела свет самая известная пьеса мастера "Гроза", о героине которой Добролюбов написал "Луч света в темном царстве". Эта пьеса была закончена еще в октябре 1859 года, но долго проходила цензорский надзор. Действие этой пьесы разворачивается на берегах Волги.

Островский был дважды женат. Первой его женой стала Агафья Ивановна, выходка из простого люда, история не сохранила ее фамилии. Островский прожил с ней в гражданском браке двадцать лет. К сожалению, дети от первого брака умерли, когда были детьми. Он женился второй раз на Марии Васильевне Бахметьевой через два года после смерти своей первой жены. Второй брак был официальным, с Бахметьевой он обвенчался. У него было шестеро детей от второго брака - четверо сыновей и две дочери.

14 июня 1886 Островский умер и был похоронен в селе Николо-Бережки. Несмотря на ранние гонения со стороны властей его влияние на развитие русского театра трудно переоценить. Его драматургический талант был по достоинству оценен еще при жизни. В 1863 году он получил Уваровскую премию, а также стал членом-корреспондентом Академии наук.

В 1865 году под руководством Островского был создан артистический кружок, который выпустил в свет немало талантливых актеров театра. В 1870 году он создал Общество русских драматических писателей, в котором сам же и председательствовал вплоть до своей кончины.

Важные вехи жизни Александра Островского:

Родился 12 апрелся 1823
- Начал обучение в московской гимназии в 1835
- Публикация сцен из комедии "Несостоятельный должник" в 1847
- Начал работать с журналом "Москвитянин" и опубликовал комедию "Свои люди - сочтемся!" в 1850
- Начал сотрудничество с журналом "Современник" и отправился в этнографическую экспедицию в 1856
- Публикация пьесы "Гроза" в 1860
- Европейское путешествие в 1862
- Получение Уваровской премии и членство в Петербургской академии наук в 1863
- Создание Артистического кружка в 1865
- Основание Общества русских драматических писателей в 1874
- Работа в комисии по пересмотру законов об императорских театрах в 1881-1884

Занимательные факты из биографии Александра Островского:

Театральная школа, основанная Островским, развивалась в дальнейшем под руководством Булгакова и Станиславского
- Его концептуальный взгляд на театральную постановку заключался в построении театра на различных условностях, использовании богатства русского языка, правильном использовании родной речи на сцене и глубоком анализе психологии героев
- Островский был глубоко убежден в том, что игра актеров является важнейшей частью театра, ведь пьесу можно и прочитать
- Некоторые актеры и руководители театров были против нововведений Островского, современник Островского актер М.С. Щепкин ушел с генеральной репетиции грозы, которая проходила под руководством драматурга.

Свою судь-бу име-ют не толь-ко кни-ги и их твор-цы - пи-са-те-ли, но и жё-ны пи-са-те-лей. Сре-ди жён рус-ских пи-са-те-лей ХIХ ве-ка, ве-ро-ят-но, са-мой горь-кой бы-ла судь-ба Ага-фьи Ива-нов-ны, пер-вой же-ны дра-ма-тур-га Алек-сан-д-ра Ни-ко-ла-е-ви-ча Ос-т-ро-вско-го.

Свою судьбу имеют не только книги и их творцы - писатели, но и жёны писателей.

Среди жён русских писателей ХIХ века, вероятно, самой горькой была судьба Агафьи Ивановны, первой жены драматурга Александра Николаевича Островского . Собственно женой юридически и законно мы не имеем права её назвать, так как Александр Николаевич Островский и Агафья Ивановна - (а фамилии её мы не знаем!) - были не венчаны и в законном браке не состояли, хотя прожили вместе 20 лет и родили четырёх детей. Трое детей умерли ещё при жизни матери, а старший сын Алексей, не имевший фамилии отца (он был Алексеем Александровичем Александровым ), умер спустя несколько лет после её кончины в возрасте около 27 лет. Как видим, загадок уже довольно, но они только начинаются.

Казалось бы, всё должно быть известно исследователям жизни и творчества великого русского драматурга (1823-1886), но и они стояли в недоумении перед некоторыми фактами и событиями жизни Островского.

Уже в детстве мальчика постигло горе: его мать умерла после тяжёлых родов, когда ему исполнилось восемь лет. Безоблачное счастливое время оборвалось. Отец, уже известный в Москве юрист, остался один с шестью детьми на руках; родившиеся близнецы умерли вслед за матерью.

Лермонтов, Некрасов, Лев Толстой, Достоевский, как и Островский, потеряли своих матерей в раннем детстве. И это сделало их восприимчивыми к чужой боли больше, чем обычных людей. У Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина матери были равнодушны к своим сыновьям, что наложило, несомненно, особую печать на силу их прозорливости в понимании окружающей жизни. Лишь в конце века Александр Блок и Антон Чехов показали всему миру образы сыновней любви - то, что в старину называли «любовь до гроба», но не к женщине, а к матери. Возможно, что раннее сиротство, испытанное корифеями русской литературы, и взрастило мощь и глубину созданных ими произведений.

Детские лишения давали и особый взгляд на людей. Заглянувший в могилу матери ребёнок - это крушение мира. Это случилось и с Островским.

В 1847 году, когда предположительно произошло знакомство 24-летнего Островского с Агафьей Ивановной, оба переживали личную неустроенность. Александр Николаевич к этому времени, поступив по настоянию отца и проучившись три года на юридическом факультете Московского университета, оставил его и поступил на службу в Московской Совестной суд в должности младшего канцелярского служителя - или попросту писца. Только что начавшая выходить в Москве газета «Московский городской листок» магистра математики В.Драшусова уже опубликовала сочинения Островского: «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картина семейного счастья» и прозаические «Записки замоскворецкого жителя». Однако отец относился к литературным работам сына скептически и не мог простить ему, что тот не окончил университета. Семья жила на берегу реки Яузы в одном из древнейших урочищ города, у подножия одного из семи московских холмов.

По преданию, здесь пролегал торговый путь по реке, на берегу шла сухопутная дорога на Коломну и Рязань. В ХVII веке здесь располагалась стрелецкая слобода полковника Воробина, поддержавшего Петра I, когда начался стрелецкий бунт. Памятником этим событиям стала церковь Николая Чудотворца, что в Воробине, а вся местность получила имя сподвижника царя. Здесь же была и слобода мастеров царского серебряного денежного двора - «серебряников». В то время там стояли в приходах церкви Троицы в Серебряниках и Николы в Воробине - богатые дворы купцов и знати, двор князя Юсупова, адмирала, в Николо-Воробинском переулке в 1775 году - двор и сад «артиллерии капитана и архитектора В.И. Баженова ».

В 1847 году в Николо-Воробинском переулке поселилась и молодая (возраста её тоже никто не знал точно) Агафья Ивановна, приблизительно ровесница Александра Николаевича, вместе со своей 13-летней сестрой, без семьи, без родных, будто осколок какого-то крушения. Поселилась рядом с домом, где жил Островский.

Мы не знаем, где и как состоялась их первая встреча. Можно предположить, что не в церкви, ибо молодой Островский зачитывался статьями Белинского и романами Жорж Санд . Однако уже или в конце 1847, или в 1848 году у молодых людей родился сын Алексей. Условий для воспитания ребёнка не было никаких, и его пришлось поместить временно в воспитательный дом.

Можно себе представить, как был разгневан отец Островского, получивший с детьми не так давно дворянство (1839) и женатый на баронессе Эмилии Тессин из обедневшего шведского рода, предки которой переселились в Россию, что его старший сын не только бросил университет, но и «спутался» с мещанкой по соседству.

Весь 1847, 1848 и половину 1849 года Островский работал над своей пьесой «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся». Отец всячески пытался разорвать отношения Александра Николаевича и Агафьи Ивановны, но Островский проявил твёрдость: весной 1849 года, когда отец с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье в Костромской губернии Щелыково, он привёл в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, Агафью Ивановну, и они поселились вместе на 18 лет, что отпустила им судьба.

Может быть, к решительным действиям молодого литератора подвигли и суровые события русской жизни: в апреле власти, напуганные революцией 1848 года во Франции, разгромили кружок Петрашевского, среди арестованных был и Ф.М. Достоевский. Даже, казалось бы, отдалённые катастрофы порой приводят к подвижке льдов, и человек легко совершает то, на что не мог решиться вчера.

В ноябре этого же года пьеса Островского была запрещена цензурой. Цензор написал: «Все действующие лица пьесы… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». С не меньшей суровостью расправился со своим сыном и отец Островского: он лишил его всякой материальной помощи.

Мы не знаем, когда молодые родители смогли взять своего сына Алексея из воспитательного дома, но жизнь началась у них трудная. Отец с мачехой всячески противились их церковному браку. Однако Островский остро нуждался в любви своей Гаши, как он называл Агафью Ивановну. Заботы Агафьи Ивановны, видимо, носили и материнский характер, были необходимы молодому человеку, рано потерявшему мать, росшему с суровым отцом и холодной мачехой.

Одной из загадок жизни Островского является пропажа всех его писем к брату Михаилу Николаевичу, который дослужился до чина министра государственных имуществ. Письма Михаила к Александру целы - их около 400, письма же драматурга к брату пропали. Переписка между братьями велась интенсивно всю жизнь, и там, конечно, погибли и все сведения о личной жизни Островского. Невозможно сомневаться в том, что он подробно описал и Агафью Ивановну, и то, как они сблизились и стали необходимы друг другу.

Из какой семьи происходила Агафья Ивановна? Какова была её фамилия? Где она родилась? Сколько ей было лет? Кто были её родители? Почему она оказалась одна вместе с малолетней сестрой? Вопросов много - ответов нет.

Агафья Ивановна числилась московской мещанкой. В мещане можно было попасть из крестьян, выкупившись из крепостной зависимости, а можно было и «выписаться в мещане» из купеческого сословия, не оплатив вовремя «гильдейский капитал», то есть купеческое свидетельство, которое давало право производить торговлю. Такой скандал в московской купеческой среде описывает известный литератор А.П. Милюков в своих воспоминаниях «В Москве 1820-1830-х годов», когда купца «выписали в мещане» («Очерки московской жизни».Сост. Б.С. Земенкова, М., 1962. С. 76, 356). Известно и ядовитое письмо С.П. Шевырёва А.Н. Верстовскому о спектакле «Гроза»: «Островский записал русскую комедию в купеческую гильдию, начал с первой, довёл её до третьей - и теперь она, обанкрутившись, со слезами выписывается в мещанки. Вот результат «Грозы»…» («Литературное наследство». А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Книга первая. М., Наука, 1974. С. 600).Такое могло случиться и с семьёй Агафьи Ивановны. Об этом заставляют задуматься свидетельства друзей драматурга.

С.В. Максимов, писатель и этнограф, назвал Агафью Ивановну «первой спутницей его жизни в суровой нужде, в борьбе с лишениями». Агафью Ивановну, по свидетельству С.В. Максимова, они «шутя приравнивали к типу Марфы Посадницы». Но ведь Марфа Посадница в Великом Новгороде во время завоевания его Иваном III в 1470-е годы потерпела страшные потери: детей, дома, имущества. Все богатства её были конфискованы московским государем, сыновья погибли, а сама она увезена из родного города.

Знал ли С.В. Максимов что-то о прошлом Агафьи Ивановны?

Видимо, знал. Он пишет: «Агафья Ивановна, простая по происхождению, очень умная от природы и сердечная по отношению ко всем окружавшим, поставила себя так, что мы не только глубоко её уважали, но и сердечно любили». Он же утверждает, что она хорошо понимала не только мещанскую жизнь со всеми её нравами, обычаями, языком: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь, в её частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей. Большую долю участия и влияния приписывают ей вероятные слухи при создании комедии «Свои люди - сочтёмся!», по крайней мере относительно фабулы и её внешней обстановки. Сколь ни опасно решать подобные неуловимые вопросы положительным образом с полною вероятностью впасть в грубые ошибки, тем не менее влияние на Александра Николаевича этой прекрасной и выдающейся личности - типичной представительницы коренной русской женщины идеального образца - было и бесспорно и благотворно» (Там же. С. 463).

Поразительное признание С.В. Максимова заставляет нас многое пересмотреть: например, мнение, что Островский не только на службе в суде черпал свои находки в языке и сюжетах пьес. Агафья Ивановна влияла на Островского и помогала ему, нисколько не робея высказывать прилюдно своё мнение! Участвовала в обсуждении пьесы! Обращают на себя внимание и слова Максимова об Островском как «своём избраннике» Агафьи Ивановны.

Особо все отмечают необычайные способности Агафьи Ивановны как хозяйки, которая при скудости средств могла создать в доме тепло и уют. Максимов пишет: «Нижний этаж дома отдавался жильцам, а сам хозяин ютился сначала и долгое время наверху. Борьба с нуждой велась незримо для посторонних глаз, но ясна была для окружающих, а от близких и доверенных лиц в крайних случаях и не скрывалась», но «её искусному хлопотливому уряду обязана была семейная обстановка нашего знаменитого драматурга тем, что, при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Всё, что было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами».

Максимов рассказывает, что Агафья Ивановна обладала жизнерадостным и общительным характером: «Беззаботное и неиссякаемое веселье поддерживалось её деятельным участием: она прелестным голосом превосходно пела русские песни, которых знала очень много».

Ссылаясь на друзей Островского, об Агафье Ивановне так же пишет и П.Д. Боборыкин: «Ей он - по уверению этих приятелей - был многим обязан по части знания быта и, главное, языка, разговоров, бесчисленных оттенков юмора и краснобайства обитателей тех московских урочищ». А.Писемский, актёр Ф.Бурдин, П.Якушкин, брат Михаил - все передавали приветы Агафье Ивановне, благодаря её за гостеприимство и заботу. С Агафьей Ивановной познакомился и Лев Толстой, который говорил в старости об Островском: «Я его за то выбрал и предложил ему на ты, что он самостоятельный, простой, и жена его простая» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский, М., 2004. С. 418).

Однако церковный брак с Агафьей Ивановной драматург не оформил даже после смерти своего отца в 1853 году (22 февраля). Почему? Можно лишь строить догадки. Месяцем раньше 14 января на московской сцене Малого театра в спектакле «Не в свои сани не садись» - первой поставленной пьесе драматурга - прогремела актриса Любовь Павловна Косицкая-Никулина . «Вся Москва бегала смотреть на Косицкую в «Не в свои сани не садись», - вспоминал П.Д. Боборыкин.

Знакомство драматурга с актрисой состоялось давно. Как и Агафья Ивановна, она прекрасно пела народные русские песни и знала их множество. Увлечение Островского Косицкой, видимо, назревало исподволь и вспыхнуло глубокой страстью. Премьера «Грозы» с Косицкой в роли Катерины в 1859 году имела оглушительный успех: считается, что рассказы её о своём детстве драматург использовал в монологах героини.

Вскоре произошёл личный разрыв: актриса влюбилась в своего поклонника молодого купчика Соколова, который бросал деньги на дорогие подарки, и написала прощальное письмо Островскому.

Не зря Агафью Ивановну звали друзья Марфой Посадницей: она знала о чувстве Александра Николаевича к Косицкой, но душевные муки перенесла достойно и не потеряла ни его уважения, ни нежного его к себе отношения. Знала она и о скоро возникшей у него связи с молоденькой артисткой Малого театра Марией Васильевной Васильевой-Бахметьевой, и о двух родившихся у них детях. Всё это ей пришлось пережить, но когда Агафья Ивановна тяжело заболела, Островский не отходил от её постели. Она скончалась 6 марта 1867 года. А через год умерла и Косицкая, в полной нищете, обобранная и брошенная своим разорившимся купчиком.

Островский обвенчался с Марией Васильевной лишь спустя два года после смерти Агафьи Ивановны. Существует письмо внучки драматурга М.М. Шателен в июне 1960 года, адресованное исследователю творчества Островского А.И. Ревякину, где она причину неоформленного брака его с первой женой видит в ней самой: «Она не соглашалась на законный брак, чтобы не мешать ему, не осложнять взаимоотношений с его родными. Кроме того, она считала, что она, «простая женщина», ему не пара».

Поясняя это и соглашаясь, Ревякин, автор единственной статьи об Агафье Ивановне «Первая жена Островского», пишет: «Стесняясь своей «простоты», Агафья Ивановна ни в какие общественные собрания (в купеческий или дворянский клуб, театры) не выезжала, всегда хоронилась от мало знакомых людей, навещавших драматурга. Она появлялась и во всей своей непосредственности раскрывалась лишь перед ближайшими друзьями Островского» (Там же. С. 465). Однако с этим трудно согласиться.

Ревякин приводит записи в исповедных книгах церкви Николы в Воробине, где она исповедовалась. Но никакой священник не мог бы признать внецерковный брак, и то, что её допускали к исповеди и, следовательно, к причастию, доказывает, что жизнь без венчания была не по вине и не по желанию Агафьи Ивановны, что она была скорее подневольная сторона, и священник шёл ей навстречу, сострадая. Тем более что дети Островского и Агафьи Ивановны умирали (у невенчанных родителей?), и только старший Алексей пережил мать.

Что же касается посещения купеческого и дворянского клубов, то женщины допускались туда большей частью лишь на балы и торжественные обеды. Невенчанные, Островский и Агафья Ивановна, даже если бы захотели, не смогли бы появиться без публичного скандала ни в клубах, ни в театрах, ни у графини Ростопчиной . В своей статье об Островском и Агафье Ивановне я высказала даже гипотезу, что, возможно, она побывала замужем в купеческой семье и отсюда её такое тонкое знание этого быта и невозможность выйти замуж за Александра Николаевича («А.Н. Островский. Материалы исследования». Шуя, 2010, С. 35-36).

Знаменитый «неравный брак» крепостной актрисы Параши Ковалёвой-Жемчуговой с графом Шереметевым был известен всей России (Косицкая до 10-летнего возраста тоже была крепостной).

И вряд ли Параша, венчаясь со своим хозяином, чувствовала себя большей парой ему, чем Агафья Ивановна, которую любили и почитали все друзья Островского, включая будущего строгого министра брата Михаила. Ради жизни детей пошла бы под венец Агафья Ивановна!.. Может быть, неслучайно, что героиня пьесы «Горячее сердце» (1869) названа Парашей. В.Я. Лакшин считал, что это имя для автора «рифмовалось с именем Гаши, Агафьи Ивановны, умершей незадолго в 1867 году, первой жены Островского… Можно предположить, что Параша - это и воспоминание о ней, о её молодых летах - род запоздалой эпитафии… Роль Параши не слишком получалась на сцене. Возможно, виною тому поэтико-риторический налёт, лежащий на этом образе, чрезмерная идеальность, что ли, характера героини, народно-песенный склад её речи, парящий над стихией густого быта. А может быть, для исполнения этой роли - горячего, страстного сердца - ещё не нашлась актриса такой искренности, открытого, заразительного темперамента» («Театр». 1987. № 6). Когда писалась пьеса, Косицкой уже тоже не было в живых. Думается, что и мысль драматурга о Параше Жемчуговой, которую взял же в супруги Шереметев (а вот он не взял в жёны Агафью Ивановну), каким-то отдалённым крылом могла здесь пройти собственным сожалением и запоздалым раскаянием.

Могила Агафьи Ивановны, похороненной на Пятницком кладбище, давно затерялась. Не осталось никаких следов и переписки её с Островским. В.Я. Лакшин высказал предположение, что вторая жена Марья Васильевна «подвергла селекции эту часть архива как неприятное напоминание о прошлой жизни Островского».

Горькая судьба Агафьи Ивановны давно меня поражала своей несправедливостью: ведь даже фамилии её никто не знает. Я поняла, что сохранить о ней память могла только церковь. И вот размышления привели меня в ЦГИАМ - Центральный государственный архив Москвы. Говоря об исповедных книгах, Ревякин указал другой архив - ГИАМО, Государственный исторический архив Московской области, причём никаких шифров не было сообщено. Мне это казалось каким-то недоразумением, ошибкой. Вспоминая свои прежние архивные разыскания, я знала, что исповедные и метрические книги церквей Москвы находятся в её архиве.

Как узнать, сохранилась ли до наших дней метрическая книга церкви Николы в Воробине, рядом с которой в своём домике жил Островский с Агафьей Ивановной и где она умерла?

Замечательный архивист Галина Михайловна Бурцева меня обнадёжила: метрическая книга церкви Николы в Воробине за 1867 год есть в архиве Москвы, но находится в таком ветхом состоянии, что её сейчас микрофильмируют. Мне предстояла поездка, но я её отменила: даже подумать не могла, что уеду из Москвы прежде, чем загляну в эту книгу. Вместе с тем я понимала, что надежд найти Агафью Ивановну у меня очень мало: её активно искали и до меня.

Поиски в архивах, конечно, сродни азарту охотника: вот ты напал на след, но волнуешься - а вдруг там нет именно того дня, который тебе нужен, вдруг пятно чернил или повреждение… Словом, трудно передать моё состояние, когда наконец долгожданная плёнка микрофильма была вставлена в катушку, проектор, повороты ручки… Январь, февраль, наконец март 1867 года. 6 марта - день смерти. Есть… Не верю своим глазам, но это правда!

Итак, передо мной «Метрическая книга Московской Духовной Консистории Ивановского сорока в Николаевскую что в Воробине Церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших». Часть третья - это умершие. В графе «день смерти» стоят два числа: 6-9 марта. День смерти и день похорон: ровно через трое суток. В графе «умершая»: «Московская мещанка девица Агафья Иванова ». Почему - девица? Ведь родила четверо детей, видимо, потому что невенчанная… Лета умершего - 42. Значит, Агафья Ивановна 1825 (или 1824) года рождения, на два года моложе Островского. От чего умер - «От водяной болезни». Кто исповедовал и причащал - «Николаевской, что в Воробине Церкви священник Пётр Фёдоров Таболовский, при нём был дьячок Иван Цветков ». (Отчество дьячка не указано). Кто совершал погребение и где погребены - «Николаевской, что в Воробине, Церкви Священник Пётр Фёдоров Таболовский, с диаконом Ильёю Соловьёвым, дьячком Иваном Цветковым и пономарём Алексеем Дьяконовым - на Пятницком кладбище».

Подлинные свои подписи поставили в книге все, кто совершал погребение.

Итак, фамилия Агафьи Ивановны - Иванова . Прав оказался В.Я. Лакшин, когда писал: «Вероятно, родители первой жены Островского были крестьяне, выкупившиеся из крепости и записавшиеся в мещанство. В таком случае её должны были звать Агафьей Ивановной Ивановой. Однако всё это лишь догадки» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский. С. 119).

И тут неминуемо встают два вопроса: почему нет отчества? И почему «девица»? Ответы нашлись неподалёку в соседних записях. Под 20 апреля в Метрической книге записаны родившиеся мальчики Георгий и Александр у «московской девицы Ксении Еремеевой православного вероисповедания незаконнорожденные». Значит, если женщина рожала вне брака, её всё равно считали «девицей».

Почти рядом с записью об Агафье Ивановне 3-6 февраля обозначена смерть «московской мещанки вдовы Стефаниды Егоровой», скончавшейся «от старости» в 75 лет и отпетой теми же, что и Агафья Ивановна, и так же похороненной на Пятницком кладбище. Отчества у неё нет, как и у Агафьи Ивановны. Однако отчества стоят у женщин купеческого звания: «московского купца дочь младенец Любовь Михайлова Жучкова», «московская купчиха Агриппина Иванова Рысакова» (умерла в 54 года от тифозной горячки 9-12 мая).

В записях о браке то же правило: у мещан и крестьян отчества не указываются («невеста крестьянка вдова Елена Петрова вторым браком 30 лет», жених - «костромской мещанин Павел Иванов первым браком 32 лет» и т.д., отчеств нет). Как мы видели, даже диакон, дьячок и пономарь были записаны в Метрической книге без отчества.

Что стало с могилой Агафьи Ивановны? Ухаживать за ней было некому, о судьбе сестры её, жившей вместе с ней у Островского, мы ничего не знаем, кроме того, что она самоотверженно помогала Агафье Ивановне. Достоверно можно сказать только то, что в 1907 году, когда составлялся Великим князем Николаем Михайловичем Романовым с помощниками «Московский некрополь» - надписи на надгробных памятниках всех московских кладбищ - её уже не существовало.

Мир душе Агафьи Ивановны! Православная церковь сохранила для нас то, что могло уцелеть. Скажем спасибо нашим замечательным архивам и архивистам, которые берегут сокровища.

Светлана КАЙДАШ-ЛАКШИНА

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор 47 оригинальных пьес. Кроме того, он перевел более 20 литературных произведений: с латинского, итальянского, испанского, французского, английского.

Родился Александр Николаевич в Москве в семье чиновника-разночинца, жившего в Замоскворечье, на Малой Ордынке. Это был район, где издавна обосновалось купечество. Купеческие особняки с их глухими заборами, картины быта и своеобразных нравов купеческого мира с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Окончив гимназию, Островский по совету отца поступил в 1840 г. на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Ни один драматург не показал дореволюционную жизнь с такой полнотой, как А. Н. Островский. Представители самых различных сословий, люди разных профессий, происхождения, воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и главным образом купцов – от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных – с удивительной широтой отражены А. Н. Островским.

Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые – над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы.

Произведения Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их революционизирующее влияние прекрасно определил Добролюбов; он писал: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Недаром защитники существовавшего строя делали все от них зависящее, чтобы пьесы Островского не шли на сцене. Его первую одноактную «Картину семейного счастья» (1847) сразу же запретила театральная цензура, и появилась эта пьеса лишь через 8 лет. Первую большую четырехактную комедию «Свои люди – сочтемся» (1850) не допустил на сцену сам Николай I, наложив резолюцию: «Напрасно напечатано, играть же запретить во всяком случае». И пьесу, сильно переделанную по требованию цензуры, поставили лишь в 1861 г. Царь потребовал сведения об образе жизни и мыслей Островского и, получив доклад, приказал: «Иметь под присмотром». Секретная канцелярия московского генерал-губернатора завела «Дело о литераторе Островском», за ним установили негласный жандармский надзор. Явная «неблагонадежность» драматурга, служившего тогда в Московском коммерческом суде, настолько обеспокоила начальство, что Островского вынудили подать в отставку.

Не допущенная на сцену комедия «Свои люди – сочтемся» создала автору широкую известность. Нетрудно объяснить причины такого крупного успеха пьесы. Как живые встают перед нами лица самодура-хозяина Большова, его безответной, тупо покорной жены, дочки Липочки, исковерканной нелепым образованием, и плута-приказчика Подхалюзина. «Темное царство» – так охарактеризовал великий русский критик Н. А. Добролюбов эту затхлую, грубую жизнь, основанную на деспотизме, невежестве, обмане и произволе. Вместе с актерами Московского Малого театра Провом Садовским и великим Михаилом Щепкиным Островский читал комедию в самых различных кругах.

Огромный успех пьесы, принадлежавшей, по выражению Н. А. Добролюбова, «к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского» и покорявшей «правдой изображения и верным чутьем действительности», заставил насторожиться хранителей существующего строя. Чуть ли не каждая новая пьеса Островского запрещалась цензурой или не одобрялась к представлению театральным начальством.

Даже такую замечательную драму, как «Гроза» (1859), враждебно встретило реакционное дворянство и пресса. Зато представители демократического лагеря увидели в «Грозе» резкий протест против феодально-крепостнических порядков и в полной мере оценили ее. Художественная цельность образов, глубина идейного содержания и обличительная сила «Грозы» позволяют признать ее одним из совершеннейших произведений русской драматургии.

Велико значение Островского не только как драматурга, но и как создателя русского театра. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, – писал Островскому И. А. Гончаров, – для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин , Грибоедов , Гоголь . Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра. Почти все пьесы Островского еще при жизни его были поставлены в этом театре. На них воспитывалось несколько поколений артистов, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль, в истории Малого театра, что он с гордостью называет себя Домом Островского.

Для исполнения новых ролей должна была появиться и появилась целая плеяда новых актеров, так же хорошо, как и Островский, знавших русскую жизнь. На пьесах Островского утвердилась и развилась национально-русская школа реалистического актерского мастерства. Начиная с Прова Садовского в Москве и Александра Мартынова в Петербурге, несколько поколений столичных и провинциальных актеров, вплоть до наших дней, выросли на исполнении ролей в пьесах Островского. «Верность действительности, жизненной правде» – так отзывался Добролюбов о произведениях Островского – стала одним из существенных признаков нашего национального сценического искусства.

Добролюбов указал еще одну особенность драматургии Островского – «меткость и верность народного языка». Недаром Горький называл Островского «чародеем языка». Каждый персонаж Островского говорит языком, типичным для его сословия, профессии, воспитания. И актер, создавая тот или иной образ, должен был уметь использовать нужную интонацию, произношение и другие речевые средства. Островский приучил актера слушать и слышать, как говорят люди в жизни.

Произведения великого русского драматурга воссоздают не только современную ему жизнь. Они изображают и годы польской интервенции начала XVII в. («Козьма Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), и легендарные времена древней Руси (весенняя сказка «Снегурочка»).

В предреволюционные годы буржуазные зрители постепенно стали утрачивать интерес к театру Островского, считая его отжившим. На советской сцене драматургия Островского возродилась с новой силой. Пьесы его идут и на зарубежных сценах.

Л. Н. Толстой в 1886 г. писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, несомненно – общенародным – в самом широком смысле писателем».

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество А. Н. Островского стало общенародным.

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) - прозаик и драматург украинского происхождения, автор романа «Как закалялась сталь». С 1924 года он был членом КПСС. Во время войны писатель получил травму, он почти ослеп. Несмотря на трудную судьбу, он продолжал творить и помогать людям. Николай боролся с многочисленными болезнями, постоянно совершенствовал свое мастерство и терпел боль ежедневно. Этот человек умер слишком рано, но его творческое наследие продолжает жить. Его сильный характер является примером для многих современников.

Детство и образование

Будущий писатель появился на свет 29 сентября 1904 года в селе Вилия, расположенном в Волынской губернии. Его отец, Алексей Иванович, участвовал в войне с турками, отличился в бою под Шипкой. За это унтер-офицера наградили двумя Георгиевскими крестами. В мирное время он трудился на винокуренном заводе солодовщиком. Мать Николая, Ольга Осиповна, всю жизнь проработала в должности кухарки.

В семье было еще две дочери, Надежда и Екатерина. Они стали работать в сельской школе учительницами. Денег у родителей было немного, но они жили дружно, прививали детям любовь к труду и тягу к знаниям. Благодаря незаурядным способностям Коля досрочно смог поступить в церковно-приходскую школу. Уже в девять лет он получил аттестат и похвальный лист.

Когда мальчик окончил школу, его семья переехала в Шепетовку. Там Островский поступил в двухклассное училище. В 1915 г. учеба была завершена, и ему пришлось пойти работать. В семье постоянно не хватало денег, поэтому Коля трудился кубовщиком, кочегаром и помощником на кухне вокзального ресторана.

В 1918 г. юноша поступил в Высшее начальное училище, которое позднее превратилось в Единую трудовую школу. Во время учебы он сблизился с большевиками, участвовал в борьбе за власть Советов. В период немецкой оккупации прозаик занимался подпольной деятельностью, был связным ревкома с 1918 по 1919 год. Также он представлял учеников в педагогическом совете.

Участие в войне

Прозаика всегда восхищали революционные идеалы. В июле 1919 г. он вступил в комсомол, получив билет и ружье с патронами. Уже в следующем месяце он стал добровольцем на фронте. Юноша служил в кавалерийской бригаде Котовского и конной армии Буденного.

В августе 1920 г. во время сражения под Львовом Николай был тяжело ранен шрапнелью. Сначала он упал с лошади на всем скаку, затем получил несколько выстрелов в голову и живот. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, революционер хотел вернуться на войну. Однако его демобилизовали, отправили обратно в деревню.

Островский отказывался сидеть без дела даже после травмы. Он работал на восстановлении народного хозяйства, служил в органах ВЧК, борясь с местными бандитами. Позднее юноша перебрался в Киев, там он стал помощником электромонтера, подрабатывал на стройке. Параллельно с этим в 1921 году Николай учился в электротехникуме.

В 1922 г. прозаик принимал участие в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров. Однажды он пробыл несколько часов в холодной воде, спасая лесосплав. После этого Островский сильно заболел. Сначала у него развился ревматизм, позднее Николай подхватил еще и тиф.

В 1923-1924 гг. писатель становится военным комиссаром Всеобуча. Позднее его пригласили на должность секретаря комсомольского комитета в Берездове, а потом и в Изъяславле. В 1924 г. Островского официально приняли в коммунистическую партию, тогда же его болезнь начала перерастать в паралич.

Творческая деятельность

Еще в юности Николай пристрастился к чтению. Ему нравились романы Куперы и Скотта, Войнича и Джованьоли. Николай уважал героев этих книг, которые всегда боролись за свои права и свободы против тирании правительства. Также в числе его любимых авторов был Брюсов, Роттердамский, Дюма и Жюль Верн.

Параллельно с чтением Островский и сам начал писать. Но вплотную занялся этим он только в середине 20-х годов, пытаясь скоротать время в больнице. Прозаика во всем поддерживала его старая подруга Раиса Порфирьевна Мацюк. Они очень сблизились, вскоре начали встречаться и поженились.

С 1927 г. Николай был прикован к постели. На тот момент у него уже диагностировали прогрессирующее заболевание Бехтерева. Чуть позже врачи обнаружили также анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Писатель проводил большую часть времени в больницах, ему сделали несколько операций, но он все еще отказывался спокойно ждать смерти. Вместо этого Островский начал еще больше читать, окончил заочное отделение Свердловского коммунистического университета.

Последние годы жизни

Осенью 1927 г. прозаик отправил рукопись автобиографии «Повесть о котовцах» своим товарищам в Одессу. Но книга потерялась на обратном пути, ее дальнейшую судьбу отследить не удалось. Николай стоически принял эту новость, он продолжил писать. В 1929 г. Островский полностью потерял зрение. После неудачного лечения в санатории он решил перебраться в Сочи, а затем в Москву.

Слепота заставила писателя впервые в жизни задуматься о самоубийстве. Но он не хотел прекращать борьбу, поэтому изобрел специальный трафарет. С его помощью он написал новую книгу «Как закалялась сталь». Зачастую трафарета было недостаточно, поэтому прозаик диктовал тексты своим родственникам, друзьям, соседям и даже девятилетней племяннице.

Редакторы из журнала «Молодая гвардия» раскритиковали новое произведение Островского. Но он добился повторной рецензии, и не зря. Когда роман опубликовали в журнале, он пользовался невероятным успехом среди читателей. В библиотеках были огромные очереди, книгу просто невозможно было достать. В 1933 г. вышла полная первая часть романа, через несколько месяцев было выпущено продолжение.

В 1935 г. писателю вручили орден имени Ленина. Также он получил квартиру в Москве, а на берегу Черного моря начали строить дом для Островского. Тогда же его наградили воинским званием бригадного комиссара. Прозаик очень гордился этим, он работал большую часть времени, пытаясь оправдать доверие читателей. Но 22 декабря 1936 г. сердце Николая Алексеевича остановилось.

В 1936 году было выпущено последнее сочинение Островского, роман «Рожденные бурей». Прозаик так и не успел окончить это произведение, повествовавшее о Гражданской войне в Западной Украине. Ему не нравилась «искусственность» получившейся книги, поэтому Николай неоднократно переписывал сцены из нее.

    Александр Николаевич Островский В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877) Дата рождения: 31 марта (12 апреля) 1823(18230412) Место рождения … Википедия

    Островский, Александр Николаевич - Александр Николаевич Островский. (1823 86), русский драматург. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально–психологических драмах Островский вывел галерею … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

    Русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

    Островский Александр Николаевич - (1823—1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес Островского впервые опубликованы в Петербурге — в журналах «Современник»,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1823 86) русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел галерею типов от охваченных… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1823 1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес О. впервые опубликованы в Петербурге в журналах «Современник», «Время». В журнале… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1823 1886), русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Брат М. Н. Островского. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел… … Энциклопедический словарь

    ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич - (1823—86), русский драматург. Организатор и пред. Об ва рус. драматич. писателей и оперных композиторов (с 1870). Пьесы (комедии и драмы): в прозе — «Семейная картина» (1847, пост. 1855), «Свои люди — сочтемся» (1850, пост. 1861),… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Александр Островский. Малое собрание сочинений, 978-5-389-06613-7 , Александр Николаевич Островски , Издательство: Азбука, Автор: Александр Николаевич Островски, Серия: Малое собрание сочинений, Страниц: 640, Формат: 218x151x34 мм, Переплет: 7Б - твердая, Год издания: 2014, Язык: Русский,… Категория: Классика Серия: Малое собрание сочинений Издатель: Азбука ,
  • Бесприданница. Гроза (CDmp3) , Островский Александр Николаевич , Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) - русский драматург, чьё творчество заложило основы национального репертуара русского театра. В пьесах А. Н. Островского запечатлен колорит… Категория: Классическая отечественная литература Серия: Русская классика Издатель: Равновесие ИД , аудиокнига