Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Презентация "бытовой жанр в изобразительном искусстве". Бытовой жанр в живописи

БЫТОВОЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад - труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия, и др.). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т.п.).

Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Сюжеты пословиц и поговорок, игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Веласкес и др.). Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо; Ж. Б. С. Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен.

Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт); в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Милле, Г. Курбе); сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых - в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. В середине - 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад - представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки, итальянского неореализма.

В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа. С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого, и современности (Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.

В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П. П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, различные аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф. П. Решетниковым, молодёжно-спортивной - А. А. Дейнекой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В. Н. Яковлева. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта.

Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII века. Реальность и символика. М., .

БЫТОВОЙ ЖАНР -

Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).

Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в восточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, земледельцев). Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (в вазописи, рельефах, росписях, мозаиках, скульптуре).

С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии).

В средневековом искусстве Европы жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы, миниатюры).


БЫТОВОЙ ЖАНР. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван.
Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами

В эпоху Возрождения религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс), появились изображения трудовой деятельности человека (Лимбург, Шонгауэр, Косее).

В конце XV - начале XVI в. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, К. Массейс, Лука Лейденский). В произведениях П. Брейгеля и Ж. Калло изображение картин повседневности стало способом выражения актуальных общественных и философских идей (идей социальной справедливости, ненасилия и пр.).



БЫТОВОЙ ЖАНР. Нидерланды.
Брейгель Младший, Питер. Зимний пейзаж с птичьей западней

В разных национальных школах XVII в. сложились различные виды бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.

Так, в творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко.

Ведущее положение бытовой жанр занял в Голландии, где окончательно сложились его классические формы.

Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Жоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.

Во второй половине XVII - начале XVIII в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре (произведения Рембрандта, А. Брауэра, С. Розы и Дж. М. Креспи) и идеализирующим быт искусством (Д. Тенирс, К. Нетсхер в Голландии).


В противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше) возникают семейный жанр и бытовая сатира (У. Хогарт, А. Ватто и Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден; Ж. Б. Грёз).


Реалистические тенденции проявляются в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).

Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи.

В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменёв).

В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В первой половине XIX в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских жителей (А. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).

Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации.



БЫТОВОЙ ЖАНР. Франция.
Курбе, Гюстав. Гамак.

В середине и второй половине XIX в. бытовой жанр развивается в работах Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлса в Голландии, У. Хомера в США, К. Менье в Бельгии.

Бытовой жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.

Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в картинах П. Федотова, были восприняты жанристами-демократами В. Перовым и П. Шмельковым.

На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Мясоедов, В. Максимов, К. Савицкий, В. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Репин, широта задач жанровых картин которого нередко сближала их с исторической композицией.

Жанрово-бытовые черты проявляются в портрете, пейзаже, исторической и батальной живописи целого ряда художников XIX в., среди которых - Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Ботье в Германии, К. Маковский в России и др. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.

Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, 3. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. Серов, Ф. Малявин, К. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в.

Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. такими художниками, как Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.

После Второй мировой войны это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.

В странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы К. Антубам в Гане, Ф. Йдубор в Нигерии).

К бытовым сценам обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма .

Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении отечественного искусства XX в. В 20-е гг. в рамках данного жанра работали П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, художники объединения ОСТ (А. Дейнека, К. Пименов), в 30-е гг. - С. Герасимов, А. Пластов, Т. Галоненко, В. Одинцов, Ф. Кричевский.

В работах бытового жанра отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (Ю. Непринцев, Б. Неменский, А. Лактионов, В. Костецкий, А. Пахомов, Л. Сойфертис), типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Яблонская, С. Чуйков, Ф. Решетников, С. Григорьев, У. Джапаридзе, Э. Калнынь, Л. Ильина).

Со второй половины 50-х гг. бытовой жанр находит отражение в картинах Г. Коржева, В. Иванова, Е. Моисеенко, В. Попкова, Т. Салахова, Д. Жилинского, Э. Илтнера, И. Зариня, И. Клычева, Н. Андронова, А. и С. Ткачёвых, Т. Мирзашвили, С. Мурадяна, в гравюрах Г. Захарова, В. Толли, В. Юркунаса и др.

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца П. П. Рубенса !

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец. Ок. 1568. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка. 1737. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Ленинград.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье , показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе . В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников , и прежде всего И. Е. Репина , широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние народных масс, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова , А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ)- появились представители нового класса - пролетариата.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Холст, масло. Государственная Третьяковекая галерея. Москва.

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением. Прогрессивные мастера капиталистических стран показывают не только невзгоды и страдания масс, но и их готовность к решительной борьбе с эксплуататорами.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма . Советские художники утверждают исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда, нового, социалистического быта и человеческих отношений, раскрывают богатый духовный мир советского человека. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты нового, советского быта, героики созидания. Пафос строителей коммунистического общества утверждается в произведениях современных мастеров советского многонационального искусства .

БЫТОВОЙ ЖАНР

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца Я. Я. Рубенса!


П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.


П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников, и прежде всего И. Е. Репина, широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) - появились представители нового класса - пролетариата.


И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма. Советские художники утверждали исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда и человеческих отношений. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые ("жанровые") сцены, известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая , позже Кореи , Японии).

В бытовом жанре русского критического реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета. Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных жгучей насмешки и боли картинах П. А. Федотова , в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко, были восприняты в 1860-х гг. жанристами-демократами - В. Г. Перовым, П. М. Шмельковым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким лирическим переживанием жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. На этой основе вырос бытовой жанр передвижников , который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в., напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов , В. М. Максимов , К. А. Савицкий , В. Е. Маковский , и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин , показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко , Н. А. Касаткина, С. В. Иванова , А. Е. Архипова в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. бытовой жанр передвижников нашёл широкий отклик в искусстве Украины (Н. К. Пимоненко , К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. М. Пэн), Латвии (Я. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. М. Татевосян) и др. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX в. были связаны со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Мункачи в Венгрии , К. Пуркине в Чехии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, Н. Григореску в Румынии, И. Мырквичка в Болгарии , Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии , Л. Романьяч на Кубе). Жанрово-бытовые черты проявляются также в портрететном пейзаже , исторической и батальной живописи. В то же время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью, чертами идилличности или развлекательности. Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега , О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в котором стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды. Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании , Т. Эйкинс в США, В. А. Серов , Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля "модерн " намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в. Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Э. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, стремившимися вскрыть противоречия капитализма, показать стойкость, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.). После Второй мировой войны 1939-45 это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато и др. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций. В освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии , М. Сабри в Ираке , А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, Ф. Идубор в Нигерии). К бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма , однако их работы не идут дальше пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности.

После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, обусловленные становлением и развитием социалистического общества, - исторический оптимизм, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, основанного на единстве общественных и личных начал. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой бытового жанра и исторического жанра . Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении советского искусства, многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, формирование духовного мира советских людей. С первых лет Советской власти художники (Б. М. Кустодиев, И. А. Владимиров) стремились запечатлеть перемены, внесённые революцией в жизнь страны. В 20-х гг. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Художники объединения ОСТ (А. А. Дейнека , Ю. И. Пименов) создали особый тип картин, посвященных строительству, труду, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей; поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский , К. С. Петров-Водкин . Бытовой жанр 30-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В советском бытовом жанре отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, Ф. П. Решетников, С. А. Григорьев, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Со второй половины 50-х гг. в картинах Г. М. Коржева, В. И. Иванова, Е. Е. Моисеенко, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной большими мыслями и переживаниями. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

Важный вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран, ярко отразившие становление новых общественных отношений в жизни своих народов, показавшие характерные черты национального быта (К. Баба в Румынии, С. Венев в Болгарии, В. Вомака в ГДР, М. Бенка, Л. Фулла в Чехословакии, Нгуен Дык Нунг во Вьетнаме , Ким Ёнджун в КНДР, Цзян Чжаохэ в КНР).

Лит.: Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959; Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961; Русская жанровая живопись XIX в. [Альбом репродукций, М., 1961]; Русская жанровая живопись XIX - начала XX в., М., 1964; [Е. Ю. Фехнер], Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Эрмитаже , М., 1979; Brieger L., Das Genrebild. Eine Entwicklung der bьrgerlichen Malerei, Mьnch., ; Hьtt W., Das Genrebild, Dresden, .