Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лосенко авель описание картины. "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко - художник исторического жанра второй половины XVIII в. Он раскрыл призвания и духовные богатства актера, который, по словам Новикова, был "человеком проницательного ума,

Рогнеда на холсте тобой изображения,

С Владимиром, в своей прежалостной судьбе,

Не столько смертию отцовой поражена,

Как сильно, кажется, стенает о тебе...

... Все живо, что твоя рука изобразила,

И будет живо все, доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила,

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Василий Майков

Антон Павлович Лосенко родился летом 1737 года в украинском городе Глухово, в семье крестьянина. В возрасте семи лет, обладая хорошим голосом и музыкальным слухом, маленький Антон Лосенко был взят в придворный хор города Санкт-Петербург певчим. В 1753 году ему с его друзьями Иваном Семеновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским пришлось отказались от счастливой карьеры из - за спавших голосов. В этот же год он попадает под крыло и покровительство художника Ивана Петровича Аргунова.

Посещая класс живописи Аргунова, Лосенко с друзьями значительно выделялись среди остальных учеников Академии, и в 1759 году Иван Петрович представил работы молодых учеников царскому двору с рекомендацией: "...эти певчие могут как рисовать и раскрашивать красками, так делать копии портретов и исторических картин, так и рисовать с натуры. Они показали прилежное трудолюбие и честность в своих поступках". В качестве подтверждения Аргунов показал успешную работу молодого художника "Товий с ангелом " (1759), а так же портретную живопись с натуры придворного музыканта В. Степанова .

Решено было продолжить обучение в Академии трех знатнейших художеств, которая включала в себя отделения живописи, архитектуры и скульптуры. Академия была учреждена в Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и мецената графа И.И. Шувалова, который и стал возглавлять Академию, а так же пригласил из-за границы высококвалифицированных педагогов. Именно Лосенко стал одним из первых учеников престижной Академии. В 1760 году Лосенко пишет портрет графа Шувалова , затем последовали портреты поэта и драматурга Александра Сумарокова (1760) и талантливого актера Якова Шумского (1760).

Работа над портретом Шумского особенно примечательна. Характерный внешний вид сосредоточен и сконцентрирован на сложном и остром образе модели. Изображение великого жизненного поста художник достиг непосредственно путем освещения лица и рук, тем самым заставив их выделяться на темном фоне. Золотисто - коричневые оттенки гармоничны и приглушенны; движение кисти художника явно ощутима, особенно там, где он выявляет текстуру лица и рук.

Граф Шувалов, первый директор Российской академии художеств, был осведомлен в необходимости создания национальной художественной школы с хорошо квалифицированными русскими художниками. Это увеличивало доверие молодых студентов. В сентябре 1760 года особо талантливые ученики Академии - А.П. Лосенко, и в будущем известный архитектор Василий Баженов, были отправлены учиться за границу. В Париже А.П. Лосенко учился у Жана Рету, представителя позднего французского академизма. Первый плод его исследований был многофигурный холст "Чудесный улов рыбы " (1762).

Академией художеств были подмечены достоинства и недостатки картины: "все, что мы находим признаки правильного рассуждения и трудолюбие. . . и талант, который обещает исключительные результаты, если бы ему дали возможность попрактиковаться". По возвращении из Парижа в Академию, А.П. Лосенко был отправлен в Москву, где он написал известный портрет первого русского актера - создателя национального театра, блестящего исполнителя и педагога многих других актеров - Федора Волкова (1763). Лосенко не только достиг точного сходства с Волковым, но и показал труд, который был достаточно сложным и постигал глубокие знания для своего времени.

Он раскрыл призвания и духовные богатства актера, который, по словам Новикова, был "человеком проницательного ума, с основательным, разумным решением и редким талантом".

Летом 1763 года Лосенко вернулся в Париж, где его рисунки на темы из античной мифологии были награждены золотыми медалями. В это время художник много внимания уделял художественному жанру НЮ, а в 1764 году он послал в Санкт-Петербург три работы: "Венера и Адонис " или "Смерть Адониса " (1764), "Андрей Первозванный "(1764) и этюд "Изгнание из храма " (1764) (местонахождение этюда неизвестно).
В 1765 году Лосенко отправляется в Петербург с картиной "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака " (1765), где краски наиболее выразительней по цвету, чем на картине "Чудесный улов рыбы " (1762).

В декабре того же года художник переехал в Рим, где прожил более трех лет, изучая изучая классиков, совершенствуя свои навыки рисования, копируя рисунки с картин Рафаэля . Высокий уровень владения техникой рисования и композиционная грамотность стало результатом последующих работ художника "Авель " (1768) и "Каин " (1768). Лишенные какого - либо контекста (имена были лишь предлогом для изображения великолепия моделей), эти два известные полотна стали важным этапом в творческом развитии для Лосенко .

В укороченных картинах "Каин " и "Авель " художник мастерски облекает изображенную человеческую фигуру свободными тканями. Обнаженные модели подчеркнуты мягкими ниспадающими складками драпировки. Поражает четкая организация пространства холста. В "Каине " гармонируют зеленоватые оттенки. В двух картинах искусно прорисованы тела моделей, особенно шеи и плеч. Здесь очевидно, что работая с натурой, художник не испытывает трудностей при изображении на плоскости пространство, цветового и тонального состояния изображаемого объекта.

"Каин " - это одно из ясных и лаконичных работ художника. "Зевс и Фетида " (1769), написанная по заказу графа Шувалова для графа Разумовского, завершила цикл картин на тему греко - римской древности.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Лучшие его произведения "Каин ", "Авель ", "Правосудие " (по картине Рафаэля) были удостоены высшей похвалы. И уже осенью 1769 года Лосенко пишет картину "Владимир и Рогнеда " (1770). Тема исторической живописи была предложена академией, оставляя за художником право уточнить детали сюжета. Отражая национальный характер персонажей, Лосенко одевает их, как это было принято, в условные одежды.

Эта картина была действительно первая работа, написанная когда - либо на тему из русской истории. Новгородский князь Владимир Святославич, получив отказ от Полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил ее отца Рогвольда и братьев, и неволею сочетался с высокомысленной Рогнедою.

В своей картине Лосенко запечатлел момент, где Владимир говорит с Рогнедой о зверствах в Полоцке и настаивает на супружестве. Но, в отличие от исторических фактов, здесь Владимир изображен в образе полного раскаяния, которое передается в его жестах, выражении его лица и глазах, направленных в сторону Рогнеды. Художник доказывает, что человечность одерживает верх над тиранией.

Обладая живым воображением, Лосенко пишет картины, которые подкупают непосредственностью изображенных сцен, как бы увиденных художником собственными глазами. На фигуративной живописи главные герои Владимир и Рогнеда моделированы светом. Художник подчеркивает эмоциональность, жесты и позы, которые контрастируют со статной женской фигурой и Владимирской обременительностью воинов.

Произведение "Владимир и Рогнеда " положило начало национальной исторической теме в русском искусстве, к чему всегда призывали академию М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков. Кроме того, этот прецедент толкования исторических событий с моральной позиции, соответствовал наиболее прогрессивным взглядам в российском обществе, которое осуждало тиранию и насилие.

Представленная картина вызвала живой отклик у современников. Совет академии признал Лосенко как художника с выдающимся талантом, избрали его академиком и даровали звание профессора. Как профессор, а впоследствии и директор академии, А.П. Лосенко много сделал для своих студентов. Он подготовил первый учебник русского искусства: "Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств Профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное". Экспозиция и рисунки Лосенко были использованы в течение длительного времени в Академии, а затем и в московском училище живописи и ваяния.

Последняя картина художника - "Прощание Гектора с Андромахой " (1773). Тему работы он берет из древнегреческого эпоса Гомера о Троянской войне "Илиада".

Картина также была удостоена академической грамотой, в которой говорилось, что "истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, увековечить славу великих людей, которые заслуживают благодарности за свою страну, и пробуждают огонь в сердцах и разуме к исследованию".

Будучи в молодом возрасте 36 лет, Антон Лосенко умер от водянки 4 декабря 1773 года. На его похоронах присутствовали художники и артисты, писатели и поэты.

Картины Лосенко всегда принимались и принимаются с восторгом. Они высоко ценимы современниками. Их неизменно окружали и окружают толпы восхищенных зрителей.

Антон Павлович Лосенко

Одним из крупнейших художников второй половины XVIII в. был А. П. Лосенко, видный деятель Академии художеств, много сделавший для развития исторического жанра.

"Ломоносов русской живописи" - так называли Антона Павловича Лосенко (1737-1773) его почитатели.

Антон Павлович Лосенко (1737 - 1773) происходил из крестьянской семьи.

Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих.

Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств.

В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры.

Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама).

В произведениях конца 1760-х гг. - «Зевс и Фетида», «Каин» - отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции - особенности, характеризующие стиль классицизма.

Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение: «Стыдитесь, бессмысленные подражатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».

Государственный Русский музей

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».

В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем - киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

Образы картины отличаются большой жизненной конкретностью: драматические переживания Владимира и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием прислужниц княжны и холодным любопытством воинов.

Картина «Владимир и Рогнеда» положила начало созданию в Академии ряда произведений живописи и скульптуры на сюжеты из национальной истории, - произведений, в которых затрагивались злободневные проблемы общественно-политической жизни.

Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII - начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи».

Государственный Русский музей

Лосенко был незаурядным портретистом. В правдивых портретных работах он воплотил образы крупных деятелей русской культуры своей эпохи: основателя Академии художеств И. И. Шувалова, поэта и драматурга А. П. Сумарокова, актера Я. Д. Шумского.

Особенно значителен относящийся к 1763 г. портрет друга Лосенко, выдающегося общественного деятеля того времени, актера Федора Волкова, которого В. Г. Белинский назвал «отцом русского театра».

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью.

Его поза кажется минутной остановкой во время игры.

В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Лосенко Антон «Портрет А.П.Сумарокова» 1760г. Холст, масло 74х64,5 Государственный Русский музей

Лосенко Антон «Портрет И.И.Шувалова» 1760 Холст, масло 85х70,5 Государственный Русский музей

Прощание Гектора с Андромахой

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным.

Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя - это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником.

Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях.

Величественная архитектура усиливает её героическое звучание.

Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

На сюжеты Библии

"Десять заповедей Моисея"

Жертвоприношение Авраама

Товий с ангелом

Приключения Товии и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном.

Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя.

За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп.

Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его.

(Товия принял ангела за обычного смертного.

Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии.

Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его.

По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии.

Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей.

Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений.

Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили.

Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу.

Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.

Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского.

Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, "Дорожный товарищ" Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно "Товия и ангел" - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

"Большая рыба" считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов.

Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели.

Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты.

Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения "белизны" в глазах Товита.

Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж.

Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов».

Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж).

Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11).

Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне.

Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Андрей Первозванный

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

А.Н.Савинов

Автопортрет

Живописец, график.

Происходил из купеческой семьи. В раннем детстве осиротел. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л.-Ж. Ле-Лоррена, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Одновременно начал преподавать в Академии. В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. В том же году произведен в адьюнкты. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил. В 1763, 1764, 1765 удостаивался серебряных медалей Королевской Академии живописи и скульптуры за рисунки.

С 1765 по 1769 находился в Италии. В 1769 возвратился в Россию. В том же году за картины «Авель» и «Каин», а также копию с ватиканской фрески Рафаэля «Правосудие» удостоен звания «назначенного» в академики. В 1770 за картину «Владимир и Рогнеда» избран академиком, назначен адьюнкт-профессором и в том же году - профессором ИАХ. С 1770 до конца жизни руководил классом исторической живописи. Среди его учеников - И. А. Акимов, П. И. Соколов. С 1772 наряду с Н. Жилле занимал пост директора Академии.

В 1772 написал работу «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй…для пользы юношества, упражняющегося в рисовании», которое служило учебным пособием для нескольких поколений воспитанников Академии художеств.

В 1987–1988 в Государственном Русском музее в Ленинграде прошла ретроспективная выставка произведений художника.

Лосенко - выдающийся русский живописец и рисовальщик раннего классицизма. Его творческое наследие невелико, а период активной художественной деятельности насчитывает всего около пятнадцати лет. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Среди наиболее известных полотен мастера - «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба - 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба - 1763).

Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова.

Произведения Лосенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ

Лосенко, Антон Павлович - исторический живописец и портретист (1737 - 1773). Происходил из крестьян. В 1759 г. поступил в только что основанную Академию Художеств "подмастерьем" живописи и занимался ею под руководством Ле-Лоррена и Де-Вельи; затем работал в Париже в мастерской Ж. Рету (Restout) и написал, под его наблюдением, картину "Чудесный лов рыбы" (в музее Александра III); позднее в Риме копировал старых итальянских мастеров и антики. По возвращении в Россию за работы "Каин" (в академическом музее) и "Авель" (в музее Александра III), признан "назначенным в академики", а за картину "Владимир и Рогнеда" (1765, в академии) получил звание академика и профессора. Недолго был директором академии. Лосенко был выдающимся - в пределах академико-эклектического направления его времени - художником, в особенности прекрасным рисовальщиком, образовавшим многих даровитых учеников; он вместе с ними писал этюды, рисовал для них оригиналы и издал серию чертежей по анатомии и пропорциям человеческого тела ("Изъяснение краткой пропорции человека и т.д."). Этими чертежами начинающие художники пользовались долго по смерти Лосенко. Из числа его картин известны еще: "Товия с ангелом", "Венера оплакивает Адониса", "Жертвоприношение Авраамово", "Апостол Андрей Первозванный", "Прощание Гектора с Андромахой", портреты Сумарокова и актера Волкова (все - в музее академии), "В мастерской живописца" (в Третьяковской галерее, обладающей также рисунками Лосенко), портреты Н.В. Хлюстиной (пастель) и актера Шумского (в музее Александра III), автопортрет и портрет Л. Геннигера (в Московском Румянцевском музее). Ряд этюдов и рисунков Лосенко находится в собрании Е.Г. Швартца, в Петрограде. - Ср. С. Эрнст "А.П. Лосенко" ("Старые Годы", 1914, январь).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ
    Антон Павлович , русский исторический живописец, портретист, рисовальщик. С 1744 жил в …
  • ЛОСЕНКО АНТОН ПАВЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1737-73) российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку сочетал со стремлением …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • ПАВЛОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Надежда Александровна , современная поэтесса. Р. в бывшей Лифляндии в мелкобуржуазной семье. Печатается с 1911 (стих. «Лебедь» в газете «Псковская …
  • ПАВЛОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Андроникович (1884-1966), учёный в области методики естествознания, профессор (1935). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребелевских педагогических курсах, в …
  • ЛОСЕНКО
    Антон Павлович — историч. живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика, родился в гор. Глухове Черниговской губ. 30 июля 1737 г. …
  • ПАВЛОВИЧ
    П́АВЛОВИЧ Ник. (1835-94), болг. живописец и график эпохи нац. возрождения. Один из создателей светского болг. иск-ва. Картины на темы нац. …
  • ПАВЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАВЛ́ОВИЧ Мих. Пав. (наст. имя и фам. Мих. Лаз. Вельтман) (1871-1927), учёный-востоковед. В 1921-23 чл. коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ЛОСЕНКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛОС́ЕНКО Ант. Пав. (1737-73), рос. живописец и рисовальщик. В картинах на темы рус. и антич. истории условно-академич. трактовку сочетал со …
  • ЛОСЕНКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Антон Павлович) ? исторический живописец и портретист, сын разорившегося подрядчика; родился в городе Глухове Черниговской губернии 30 июля 1737 г. …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • ПАВЛОВИЧ
    Михаил Павлович (наст. имя и фам. Михаил Лазаревич Вельтман) (1871-1927), российский ученый-востоковед. В 1921-23 член коллегии Наркомнаца. С 1921 ректор …
  • ЛОСЕНКО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Антон Павлович (1737-73) , российский живописец и рисовальщик. Представитель классицизма. В картинах на темы русской и античной истории условно-академическую трактовку …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • ПАВЛОВИЧ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Волонтёр Михаил Павлович (псевдоним Вельтмана Михаила Лазаревича) , участник революционного движения в России; учёный-востоковед. Родился в …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • ХАБАРОВ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хабаров Ерофей (Ярофей) Павлович (по прозвищу Святитский) (между 1605 и 1607 , деревня Дмитриево Вологодской губернии …
  • СВЕНЦИЦКИЙ ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свенцицкий Валентин Павлович, протоиерей (1882 - 1931) - богослов, философ и духовный писатель. Родился …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Сергей Павлович (1875 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 9 марта, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИОАНН (ПАВЛОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн (Павлович) (род. 1936), митрополит Загребско-Люблянский и всей Италии. Родился 22 октября 1936 года …
  • ЗОЛОТОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Золотов Иван Павлович (1897 - 1937), мученик. Память 26 сентября, в Соборе …
  • ГЛИВЕНКО ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гливенко Дмитрий Павлович (1879 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, в …
  • АРЕФЬЕВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Арефьев Михаил Павлович (1865 - 1937), мученик. Память 10 ноября, в Соборе …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Павлович - великий князь, второй сын императора Павла Петровича (1779 - 1831). Воспитывался совместно с братом своим, Александром, …
  • КОНДАКОВ НИКОДИМ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кондаков Никодим Павлович - выдающийся историк искусства и археолог. Родился в 1844 году. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, …
  • ВАСИЛЬЕВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ (СИНОЛОГ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Васильев (Василий Павлович) - ученый синолог. Сын мелкого чиновника, Василий Павлович родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ИВАНОВ АНТОН КОЗИНАРОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Козинаров (26.10.1884, Копривштица, - 23.7.1942, София), деятель болгарского рабочего движения. Родился в бедной крестьянской семье. В 1901 рабочий в …
  • ДУМАНСКИЙ АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Владимирович , советский химик, член-корреспондент АН СССР (1933), академик АН УССР …
  • ДЕ БАРИ АНТОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Бари (De Ваrу) Антон (26.1.1831, Франкфурт-на-Майне, - 19.1.1888, Страсбург), немецкий ботаник. Профессор университетов во Фрейбурге (с 1855), Галле (с 1867), …
  • АМУР-САНАН АНТОН МУДРЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антон Мудренович ,калмыцкий советский писатель, общественный деятель. Член Коммунистической …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. …
  • ДНЕВНОЙ ДОЗОР в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    1. Когда из фуры выпрыгивают мотоциклисты, рядом едут машины. Ракурс меняется - машин нет, дорога пустая, за исключением фуры и …
  • БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-15 Time: 18:51:58 *-Мне хотелось бы вас предупредить. -О чём? -Я тоже был мальчишкой. -Что вы имеете в виду, …
  • РУССКИЙ МУЗЕЙ
    - в Санкт-Петербурге, крупнейший в России музей русского искусства. Учрежден в 1895 г. как художественный и культурно-исторический музей (официальное название …
  • ПЕНСИОНЕР АХ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского pensio - платеж) - тот, кто получал право на казенное обеспечение в Российской Академии художеств. Обычай оставлять …
  • КЛАССИЦИЗМ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского classicus - образцовый) художественный стиль в европейском искусстве XVII- начала XIX вв., одной из важнейших черт которого …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • ИОАСАФ (КРЫМЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоасаф (Крымзин) (1880 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Крымзин Иван Павлович. …
  • ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Преображенский) (1876 - 1945), епископ Кинешемский, священноисповедник. Память 31 июля, …

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.


Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда


Натурщик, сидящий на камне (этюд).


Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве