Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир. Сочинение ««Мысль народная» в романе «Война и мир Крестьянские настроения в эпопее

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Цель:

Ход урока

II. «Мысль народная» — главная мысль романа.

  1. Основные конфликты романа.

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
««Мысль народная» в романе «Война и мир»»

Урок 18.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

    Основные конфликты романа.

    Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

    «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

    Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л.Н. Толстой

Материал лекции

Л.Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Занятия № 13-14

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.;

    образовательная:

    создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

На страницах романа Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

    Анализ текста.

    Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

    Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

    Слово преподавателя.

    Почему жители покидали Москву?

«Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

    В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

    Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную .

    Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

    О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

    Когда был учрежден первый партизанский отряд?

    Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Тихон Щербатый.

    Анализ образа Тихона Щербатова. (Сообщение «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый»).

    Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

    Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».

    Зачитайте описание внешности героя.

    Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку». Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов. Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, - нам уже приходилось об этом говорить. Глупый - не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

    Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

    Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем.... Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали...» Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет. Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», - пишет Толстой. Так что, действительно, в Тихоне Щербатом - олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

    С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон... пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

    Как называют Тихона партизаны?

«...Меринина здоровенный». Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину».

    Слово преподавателя.

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

    Анализ образа Платона Каратаева. (Сообщение о Платоне Каратаеве).

    Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

    Что же так подействовало на Пьера?

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь - занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

    Какова манера речи Каратаева?

Язык его - народный. «Э, соколик, не тужи, - сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали - гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость». Другая особенность его речи - насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва - она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». И третья очень важная особенность - его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона - ласка.

    Зачитайте описание внешности Каратаева.

«...Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

    В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

«...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого...». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого - это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

    Как он попал в солдаты?

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят...». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное - лучшее. Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это - вера в неизбежность совершения божьего суда. Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе...», Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке - основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории.

    Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

    Как относился Платон Каратаев к людям?

«...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом...» Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

    Слово преподавателя.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

    Вывод.

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя и французский барабанщик».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя в разведке».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Смерть Пети».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.
Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.
Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.
Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.
Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.
Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.
Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.
Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.
“Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.
Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.
Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”
Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.
Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.
Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.
По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.
В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди- деятельные участники народной, роевой жизни.
Так, народ для Толстого - сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.
Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.
Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.
При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.
В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.
И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.
Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского - конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.
В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица - разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.
Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.
Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Роман \«Война и мир\» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - \«мысль народная\». Она заключается не только в изображении самого народа, его быта, жизни, но в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой народа. Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое \«роевое начало\», дух и воля не одного человека, а народа в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона, для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для Денисова и Долохова. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска, вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – поджечь, в сцене подготовки к Бородинскому сражению, солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке, в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой
подчеркивает, что война 1812 года была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Тема народный войны находит свое яркое выражение в образе Тихона Щербатого. Образ этого героя неоднозначен, в отряде Денисова он выполняет самую «грязную» и опасную работу. Он беспощаден к своим врагам, но именно во многом благодаря таким людям Россия победила в войне с Наполеоном. Неоднозначен и образ Платона Каратаева, в условиях плена вновь обратившегося к своим истокам. Наблюдая за ним, Пьер Безухов понимает, что живая жизнь мира выше всяких умствований и что счастье – в нем самом. Однако в отличие от Тихона Щербатого Каратаев вряд ли способен к решительным действиям, его благообразие приводит к пассивности.
Показывая героизм русского народа, Толстой во многих главах романа говорит о бедственном положении крестьян, угнетаемых крепостным правом. Передовые люди своего времени, князь Болконский и граф Безухов, пытаются облегчить крестьянскую долю. В заключение можно сказать, что Л.Н. Толстой в своем произведении, пытается
доказать читателю мысль, о том, что решающую роль в жизни государства играл и будет играть народ. И что именно русский народ смог разгромить считавшуюся непобедимой армию Наполеона

Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

Что подразумевал Толстой под словом народ

Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.

Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.

Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.

Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.