Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что такое музей определение по истории. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно". Беседы с детьми о музее

Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.




Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.






Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.


Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.


Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.


Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.


Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.


Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.



Науки, техники и других сфер деятельности человечества. Кроме того, этого заведение занимается просветительской деятельностью, выставляя экспонаты на обозрение публики.Свое начало музей берет от частных коллекций предметов искусства, артефактов и раритетов. Но всегда все эти собрания отражали приоритет культурного интереса той или иной эпохи. Например, в античные времена это в основном были произведения искусства. В средние века внимание больше уделяли иконам, церковной утвари, шитью, мощам святых и т.д. Первые музеи, поставившие перед собой научные цели, появились в Европе в эпоху Возрождения. В них стали собирать минералы, астрономические инструменты, предметы этнографического характера и многое другое.В России первым музеем, доступным для публичного посещения, стала Кунсткамера. В основу ее коллекции легли собрания Петра I: оружия , гравюры, станки, инструменты и т.п.Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-просветительские, естественнонаучные, исторические, литературные, искусствоведческие, технические, учебные и исследовательские. В основу такого деления легла профилирующая направленность заведения и принадлежность его к определенной сфере деятельности человека. И как у любого социокультурного института у музея есть свои функции:- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших в обществе;- образование и воспитание: знакомство посетителей с историческими моментами, формирование эстетического вкуса;- досуга: проведение привлекательных для посетителей форм экскурсий, воссоздание интерьеров помещений, использование театрализованных форм работы, проведение концертов, балов, праздников и т.п.Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной народа и о том, как население страны к своему прошлому, чем дорожит и гордится.

Источники:

  • История музейного дела в России

В мире существует много различных музеев. Как правило, в них выставляют наиболее известные произведения искусства и предметы быта, отражающие историю человечества и являющиеся его культурным достоянием. Но некоторые музеи выбиваются из привычных рамок, одним из них является знаменитый «Музей всего».

«Музей всего» (The Museum of Everything), основанный англичанином Джеймсом Бреттом, является передвижным музеем, в котором выставляются работы неизвестных и непризнанных художников XIX, XX и XXI веков. Он работает с 2009 года, его выставки посетили более трехсот тысяч человек. Музей принимают самые известные выставочные площадки мира, среди которых галерея Тейт (Tate Britain), Selfridges, музей Аньелли и другие. В августе 2012 года «Музей всего» проводит выставки в городах России – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. В частности, в Петербурге музей будет работать с 16 по 19 августа, а в Москве - с 23 по 26 августа.

Проводя выставки в различных городах мира, The Museum of Everything одновременно ищет непризнанные таланты, работающие в области современного, нетрадиционного и наивного искусства. Любой художник, даже непрофессиональный, имеет шанс выставить свои картины. Более того, передвижной музей работает с людьми, которым трудно донести свои работы до зрителя – бездомными, инвалидами, заключенными. Для просмотра принимаются рисунки, скульптуры, живопись. Работы могут быть выполнены в самых разных жанрах. Финальной выставкой музея в России станет «Выставка №5», на которой будут показаны найденные оригинальные работы. Точная дата ее проведения будет указана на сайте «Музея всего».

Если вы являетесь одним из непризнанных художников или художником, не считающим себя частью современного мира искусства, вы можете представить в «Музей всего» свои работы. Передавать их надо лично (или через вашего представителя), в электронном виде они не принимаются. Чем больше своих работ вы представите, тем лучше, так как это позволит сотрудникам музея лучше оценить ваше творчество. Все представленные работы будут изучены командой специалистов, отобранные включат в шорт-лист «Выставки №5» в Москве. Их авторы получат предложение включить свои работы в международную коллекцию музея.

Зайдя на сайт музея, существующего и в русскоязычном варианте, вы найдете всю необходимую информацию. Следует учесть, что The Museum of Everything не работает с профессиональными художниками и студентами (бывшими или настоящими) художественных вузов. Всех остальных художников «Музей всего» приглашает к сотрудничеству.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ

Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. Монографические художественные музеи различаются: по тематике (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), технике исполнения (Музей акварели) и авторству произведений искусства (Галерея К. Шилова).


История

Художественные музеи первоначально складываются как хранилища современного искусства, и лишь со временем начинают собирать произведения ушедших эпох, приобретших соответствующую эстетическую значимость, историко-культурную ценность.


Государственный Русский музей в Петербурге

Предметы художественного значения начинают извлекаться из повседневного обихода, функционально отделяясь от предметов быта, и составлять определенные собрания в конце 17 в. Происходит это преимущественно в частных коллекциях знатных бояр (В.В. Голицына, Б.М. Хитрово, А.С. Матвеева). Постепенно, с развитием культуры и искусства, этот процесс усложняется, а собрания художественных предметов включают все большее количество разнообразных предметов, имеющих художественную ценность. Первой художественной галереей в России принято считать картинную галерею дворца Монплезир (1710-20-е гг.) в Петергофе, представлявшую коллекцию западноевропейской живописи. Значительные художественные коллекции были сформированы императрицей Елизаветой Петровной в Царском Селе и Ораниенбауме, а также просвещенными вельможами в своих дворцах и имениях: Н.Б. Юсуповым, А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым, Д.М. Голицыным. В 1758 г. создан первый художественный музей в России - Музей Императорской Академии художеств, в собрании которого впервые появились произведения отечественных художников. С 1764 г. по инициативе и при активном участии Екатерины II начинает формироваться одно из крупнейших отечественных художественных собраний в Эрмитаже (с 1852 г. доступен для публики).



Вологодская обл. Музей фресок в Ферапонтовом монастыре

Развитие русского искусства способствовало созданию первых коллекций, состоявших преимущественно из произведений отечественных мастеров: "Русский музеум" П.П. Свиньина в Петербурге, Русский музей П.Ф. Карабанова, собрание Ф.И. Прянишникова, а во 2-й половине столетия - частные коллекции К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, И.С. Остроухова и др. Возникают художественные музеи при учебных заведениях: университетах (музеи изящных искусств в Харьковском, Казанском и других университетах, 1830-40-е гг.), художественных школах и художественно-промышленных училищах (Музей училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, СПб, 1870-е гг.). Во 2-й половине 19 в. по инициативе художников, местной интеллигенции и общественных деятелей начинают создаваться художественные музеи в провинции: в Феодосии, Саратове, Нижнем Новгороде, Пензе, Казани. Основаны крупнейшие национальные художественные музеи - Русский музей императора Александра III в Петербурге, 1898 г., Третьяковская галерея в Москве, 1892 г. В 1912 г. открыт Музей изящных искусств в Москве, задуманный его создателями как "хрестоматия" по истории мирового искусства. К 1917 г. в России существовало около 20 художественных музеев.



Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева

После 1917 г., в период создания отечественной музейной сети, художественным музеям уделялось значительное внимание. Основу создаваемых художественных музеев составили предметы из Государственного музейного фонда, национализированное имущество из дворцов и усадеб, частных собраний, церковных хранилищ. На основе частных коллекций был создан ряд новых художественных музеев: Нового западного искусства, Старого западного искусства, Иконописи и живописи и др. Организованы художественные музеи в отдаленных регионах, в городах, не имевших доселе художественных центров. Художественные музеи представляли собой и музеефицированные дворцово-парковые комплексы, храмы и монастыри с комплексом художественных памятников и коллекций. В 1930-60-е гг. создается сеть художественных музеев, представляемых в каждом регионе страны.

На древнегреческом слово «музей» означает «дом муз». В толковых словарях русского языка понятие трактуется, как место, здание, учреждение, где хранятся, выставляются на обозрение и изучаются различные предметы искусства - экспонаты. Они должны иметь определенное культурное, историческое или же научное значение.

О значениях слова музей читайте ниже.

Что такое музей: значения

  • Первоначально понятие музей обозначало саму коллекцию экспонатов. С 18 века - также и то здание, где располагались данные экспонаты. А с 19 века - и само учреждение, проводящее работы по изучению и обслуживанию экспонатов. Например, Русский, Пушкинский, Восковых Фигур.
  • Иногда так называют само место, где жил и работал известный писатель или ученый. Обычно это квартира или дом, открытые для всеобщего обозрения широкой публики или для тех, кто интересуется биографией и творчеством деятеля. Например, квартиры-музеи Достоевского, Булгакова.
  • Также музеем именуют местность, где много памятников. Например, Рим - город-музей.

Из истории

Довольно много музеев возникло в 18 веке в странах Европы. Например, Коллекция искусств в Ватикане (1769) или Королевские венская и дрезденская Коллекции (1770). А знаменитый российский музей Эрмитаж в Питере был основан в 1765.

Интерактивность и виртуальность

Современные музеи используют компьютерные высокие технологии для своих экспозиций, в результате чего многие экспонаты стали более доступны широкому зрителю. А появившиеся виртуальные музеи существуют только лишь на мониторах компьютеров и во всемирной сети.

греч. museion - место, посвященное музам, храм муз, от musa - муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.

Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3-4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16-18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.

В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. - «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые уч. М. - Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. - художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.

Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы - сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.

После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку - «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой - ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.

До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.

С кон. 80-х - нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.

Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.

Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований - музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности - музейного педагога.

Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60-70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.

Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.

Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.

Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.

Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).

Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2-3, Ми960-61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6-7, М., 1968-71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 - 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.

З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю - Юхневич.

Отличное определение

Неполное определение ↓