Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат. Оптические иллюзии. Иллюзия цвета и контраста Почему именно квадрат

Чем привлекает примитивный супрематизм Малевича? Именно тем, что он примитивен до безобразия. Элементарное, простейшее изображение способно рождать у зрителя свои версии, догадки и дополнения при наличии минимума фантазии. Это касается и "Черного круга", который не менее интересен его квадратного собрата, а по мне так и поболее.

Черный квадрат Казимира Малевича знают все. А что собой представляет его "Черный круг"?
Второй вариант этого гениального, сложнейшего произведения Малевич написал (как и 2-й вариант Черного квадрата) с помощью своих учеников А. Лепорской, К. Рождественского и Н. Суетина. Один бы он никак не справился. Видимо, Рождественский натягивал подрамник, Лепорская грунтовала холст, а Суетин раздобыл циркуль. Малевичу осталось лишь взять черной краски и минут пять поработать маляром. Первый вариант был написан восемью годами ранее, но круг тогда вышел кривоват, видимо циркуля у Малевича еще не было, поэтому пришлось накрыть холст медным тазом и кое-как обвести его по краю.

О чем это произведение? В это трудно поверить, но тем не менее, оно... о черном круге! Изложить концепцию произведения Малевичу не составило большого труда, он был непревзойденным мастером по развесистой лапше. Нарисовать геометрические фигуры сумеет каждый, преподнести их как нечто выдающееся - сумеют единицы.

Малевич родился 23 февраля, чем ежегодно омрачает день Советской Армии, всвязи с его уклонением от воинской обязанности. Умер 15 мая, чем ежегодно омрачает день рождения мой и Михаила Булгакова. Итого, он прожил всего 56 лет, не успев изобразить все варианты геометрических фигур. В частности, у него есть черный квадрат на белом фоне, белый квадрат на белом фоне, черный круг на белом фоне... но нет "Черного круга на черном фоне"! И я решил восполнить сей пробел (если можно окрестить сию чернь пробелом). Он перед вами.

"Видишь суслика? И я не вижу. А он есть!" (Гера Либерман) Видите черный круг? И я не вижу. Но он есть. И дотошный зритель заметит это. В этом весь смысл картины, то есть, не всё чего не видишь - нет. Другое название - "Черная дыра в черном квадрате, или Ативированный уголь в жопе афроамериканца, сидящего в темной пещере безлунной ночью". Название политкорректное? Вполне. А вот роман "Десять негритят" - это расизм, его нужно переименовать в "Десять афроамериканских ребятишек".

Не знаю как остальным, но мне жутко скучно созерцать эти "шедевры" Малевича, поэтому выставляю свои вариации "Черного круга". Как минимальными средствами "оживить" черный круг, сделать беспредметную живопись предметной? Вот вам примеры. Здесь пространные концептуальные изъяснения не требуются, все и так ясно как белый ночь в Питере. Далеко не у каждого зрителя фантазия безгранична, и при взгляде на шедевры Малевича многим из них ни один образ не приходит в голову. Вот я и задумал помочь такому зрителю, смотрящего на черный круг.

"Черный воздушный шар". Не помню, бывают ли черные воздушные шары? Ну, например, на сходке гОтов, или на празднике нефтяника, или можно привязать к катафалку, чтоб не так мрачно было...

А это парадоксальный вариант черного шара: "Черная гиря". Она неподъемна и в то же время невесома, она парит. Но если ниточка оборвется - тогда разбегайся кто куда!

"Камнепад или Катящиеся камни (Rolling Stones)". Картина Малевича не тронута, но образ летящего камня налицо.



"Черный смайлик". Малевич был в шаге до изобретения смайликов. Хотя бы черных.

"Часы Малевича". Здесь могут быть еще варианты, но многие наверняка уже использованы в дизайне часов.

"Канализация". А помнится, Малевич доказывал, что изобразил глубины Вселенной. Разве что канализация тоже своего рода вселенная глубинных миров.

"Черная луна". Использовано реальное фото Луны в негативе. Напоминает диковинные, декоративные цветы в манере М. Врубеля; есть на что поглядеть, в отличие от оригинала.

"Черный Малевич под розовым Пикассо". Имеется ввиду розовый период творчества Пабло Пикассо. "Девочка на шаре" написана на десять лет раньше "шара" Малевича, возможно оказав влияние на последнего.

"Ядро". Если убрать пушку, сойдет и за метательный снаряд легкоатлета, как в качестве ядра, так и диска.

Перед вами супрематическая композиция "Четыре белых круга на черном круге в белом квадрате". Впрочем, если у вас имеется белая рубашка с черными пуговками, вы можете лицезреть множество копий этой композиции хоть часами.

Похожая на предыдущую, "Белый круг на черном круге на белом квадрате". Супрематизм во всей красе! Напиши его Малевич - был бы шедевр на века! Если б не одно обстоятельство - сей шедевр нынче вывешен повсеместно, на любом первым попавшемся шиномонтаже. А жаль, такое красивое, изящное название, не то что дурацкое "Шиномонтаж"!

"Черная мишень". У такого варианта "Черного круга" любой военный простоит гораздо дольше, не говоря уж о биатлонистах. А если у картины огородить место для небольшого тира, то и прибыль от просмотра такого "малевича" сильно возрастет.

А эта композиция называется "Кризис". Он уже навис и готов разразиться. Кризис не бывает белым или розовым, он всегда черен.

Как избавляться от кризиса? Это довольно просто. Кризис нужно перевернуть и откусить. Добавим листик - и вот уже перед нами не кризис, а изящный, дорогой девайс фирмы Apple. Теперь главное - обратно не переворачивать, а то кризис вернется, но уже разразившимся!

"Оружие пролетариата". Композиция супрематического символизма. Круг, приобретя зубчатость шестеренки, символизирует машиностроение и солнце советской промышленности. Другой предмет - символизирует инструмент, ключ рабочего, одновременно напоминая очертаниями перекрестье серпа и молота - оружие рабочего и колхозницы. Если бы только Малевич вовремя изобразил такую картину - герб СССР несомненно выглядел бы иначе. Пожалуй, так бы и выглядел, один к одному. Ну а для тех зажравшихся буржуинов, которым не по вкусу символы советского пролетария, есть название и попроще: "Пиво".

"Кутузов супрематический. Портрет фельдмаршала". Кто-то скажет: это не портрет, - где же сам Кутузов? Отвечу: во-перых, повязка именно на правый отсутствующий глаз Кутузова. Во-вторых, каждый второй зритель уловит связь именно с Кутузовым, а значит, портрет достаточно похож.

Минимум действий с предыдущей картинкой - и мы уже имеем яичницу на завтрак. Назовем ее "глазунья кутузовская". Если классическая глазунья имеет оба "глаза", то глазунья кутузовская обязательно готовится из одного яйца! Научно выражаясь: монояичница. Для тех, кто на диете.

"Сизиф". Ну, этого многие знают. Это такой здоровенный, но тупой древнегрек, который не догадался применить рычаг. Поговорку "сила есть - ума не надо" древнегрек позорно не оправдал.

Взгляните издали на рисунок и скажите: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном промежутке между нижним кружком и одним из верхних кружков - четыре или пять? Скорее всего вы ответите, что четыре кружка уместятся свободно, но для пятого, пожалуй, места уже недостанет. Когда же вам скажут, что в промежутке помещается ровно три кружка, не более, - вы не поверите. Возьмите же бумажку или циркуль и убедитесь, что вы неправы.


Пустой промежуток между нижним кружком и каждым из верхних кажется больше, нежели расстояние между наружными краями верхних кружков. В действительности же расстояния равны.

Эта странная иллюзия, в силу которой черные участки кажутся нашему глазу меньше, нежели белые такой же величины, носит название “иррадиации”. Она зависит от несовершенства нашего глаза, который как оптический аппарат не вполне отвечает строгим требованиям оптики. Его преломляющие среды не дают на сетчатке тех резких контуров, которые получаются на матовом стекле хорошо наставленного фотографического аппарата: вследствие так называемой сферической аберрации каждый светлый контур окружается светлой каймой, которая увеличивает его размеры на сетчатой оболочке глаза. В итоге светлые участки всегда кажутся нам больше, чем равные им черные.

В своем “Учении о цветах” великий поэт Гёте, который был зорким наблюдателем природы (хотя и не всегда достаточно осмотрительным физиком-теоретиком), пишет об этом явлении так:

“Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам покажется примерно на 1/5 меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп Луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть Луны, которая иногда бывает при этом различима (“пепельный свет” Луны. - Я. П. ). В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте”.

В этих наблюдениях все верно, кроме утверждения, будто белый кружок кажется больше равного черного всегда на одну и ту же долю. Прибавка зависит от расстояния, с какого кружки рассматриваются. Сейчас станет понятно, почему это так.

Отодвиньте рисунок с черными кружками от глаз подальше, - иллюзия станет еще сильнее, еще поразительнее. Объясняется это тем, что ширина добавочной каймы всегда остается одинаковой; если поэтому в близком расстоянии она увеличивала ширину светлого участка всего на 10%, то на далеком расстоянии, когда само изображение уменьшится, та же добавка будет составлять уже не 10%, а, скажем, 30% или даже 50% его ширины. Указанной особенностью нашего глаза обычно объясняют также странное свойство следующего рисунка. Рассматривая его вблизи, вы видите множество белых кружков на черном поле. Но отодвиньте книгу подальше и взгляните на рисунок с расстояния 2-3 шагов, а если у вас очень хорошее зрение, то с расстояния шагов 6-8; фигура заметно изменит свой вид: вы увидите в ней вместо кружков белые шестиугольники, наподобие пчелиных ячеек.


На некотором расстоянии кружки кажутся шестиугольниками.

Меня не вполне удовлетворяет объяснение этой иллюзии иррадиацией, с тех пор как я заметил, что черные кружки на белом фоне также кажутся издали шестиугольными (см. рис. ниже), хотя иррадиация здесь не увеличивает, а сокращает кружки. Надо сказать, что вообще существующие объяснения зрительных иллюзий нельзя считать окончательными; большинство же иллюзий и вовсе не имеет еще объяснения.


Черные кружки кажутся издали шестиугольниками.

Иллюзия цвета и контраста

Посмотрите в центр картинки.
На пересечении всех белых полос видны маленькие черные круги. В то же время если сконцентрировать взгляд на любом из этих пересечений, то круг пропадает. Иллюзия известна под названием "Решетка Геринга"

Видишь шахматную доску с белыми и черными квадратами?
Серые половины черных и белых клеток одного оттенка. Серый цвет воспринимается то как черный, то как белый.

Обрати внимание на оттенки кругов.
В окружении зеленого цвета серый цвет кажется сиренево-розовым, а в окружении красного - сине-зеленоватым.

Сколько цветов использовано для написания этого рисунка?
Три: белый, зеленый и розовый. Присутствие на картинке разных оттенков зеленого и красного - это лишь иллюзия. Ее возникновение зависит от того, прилегают ли зеленый и розовый квадратики друг к другу, или между ними есть еще и белый.

Какой из кругов светлее?
Здесь круги имеют абсолютно один и тот же оттенок серого. Но при сравнении с насыщенностью фона они кажутся более светлого или более темного оттенка.

Посмотри на эти два квадрата. Какой из квадратов ярче?
Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если фигуры окантованы черными рамками. На самом же деле и в одном, и в другом квадрате цвета совершенно одинаковые.

Зафиксируй взгляд в центре картинки.
Решетка Геринга. На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Как вы понимаете, на самом деле их не существует.

Какая из половин более насыщенного цвета?
Тон нижней половины кажется более насыщенным, несмотря на абсолютную одинаковость красок обеих половинок. Иллюзия возникает из-за присутствия белого контура в верхней части рисунка.

Хорошо известный физикам и медикам эффект.
Полосы Маха. Плавный переход цвета воспринимается как полосы. На границе белого видна еще более белая полоса, а на границе черного - еще более черная. Причиной возникновения данной иллюзии является латеральное торможение в сетчатке, иными словами, особенности процессов и строения наших глаз.

Посмотри на картинку и обрати внимание на возникающие красные пятна на пересечении черных линий.
Причиной возникновения этой иллюзии являются в том числе особенности строения сетчатки глаза.

Какая часть кольца является более темной?
Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает. Попробуй провести эксперимент с реальной бумагой и карандашом.

Обратите внимание на доску.
В это трудно поверить, но белые клетки в тени и черные на свету - одного цвета. В то же время наш мозг этого не воспринимает. Наше восприятие по многовековой привычке делает скидку на тень, которую якобы создает брус, и автоматически подает в мозг сигналы "высветлять" в нашем сознании квадраты в тени для их сопоставления с цветами на остальном пространстве.

Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин туристы стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают селфи на их фоне. Однако, если спросить у туриста, отбившегося от группы, почему он так рвется посмотреть на шедевр, – он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием. Зачастую дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть. Наша же задача в рубрике «Великое и непонятное» вспомнить, почему всем надо ходить в Эрмитаж, Лувр и Уффици.

Первой картиной в нашей рубрике стало полотно Казимира Малевича «Черный квадрат». Оно является, пожалуй, самым известным и спорным произведением русского искусства и при этом самым узнаваемым на Западе. Так, в Лондоне сейчас проходит масштабная выставка , посвященная творчеству художника. Главным экспонатом стал, конечно, «Черный квадрат». Можно даже утверждать, что у европейских критиков русское искусство ассоциируется не с Карлом Брюлловым и Ильей Репиным, а именно с Малевичем. При этом, к сожалению, мало кто из посетителей Третьяковской галереи или Эрмитажа может четко сказать, чем же так известно это полотно. Сегодня попытаемся это исправить.

Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год.

1. Это не «Черный квадрат» , а «Черный квадрат на белом фоне»

И это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.

К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее

2. Это не квадрат

Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.

3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?

В своих воспоминаниях художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественной мысли можно проследить по его картинам.

Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его увлекал кубизм своими правильными формами. Например, картина 1914 года – «Композиция с Джокондой». Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.


Слева – Казимир Малевич «Композиция с Джокондой». Справа – Леонардо да Винчи «Мона Лиза», она же «Джоконда»

Затем, при создании декораций для оперы «Победа над солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента. Однако картина «Черный квадрат» появилась только спустя два года.

4. Почему именно квадрат?

Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.

Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы, но главенство всегда было именно за квадратом.

«Черный квадрат» – «Черный круг» – «Черный крест»

5. Почему квадрат черный?

Для Малевича черный – это смешение всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе рассказывали, что черный цвет поглощает остальные, а белый – соединяет весь спектр. А потом мы делали опыты с линзами, разглядывая получившуюся радугу. Но у Малевича все наоборот.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.

Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.

К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Пример одной из многих супрематических композиций художника.

Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей. Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.


Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.

Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.

7. Неужели только Малевич был таким умным?

Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.


Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 – 1915 годы.

Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год.
Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как будто создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.

8. Как квадрат может быть подвижным?

Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических в истории русского авангарда.

По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.

Так что фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)

9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.

Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.


Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу

10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже, и в Третьяковке?

Малевич несколько раз обращался к теме квадрата, так как для него это самая главная супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.

В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.

«Черный квадрат». 1923 год. Хранится в Русском музее

Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.


«Черный квадрат». 1929 год. Хранится в Третьяковской галерее

Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году. Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротился в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.


«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже

Так, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант – в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.

11. Как современники отнеслись к «Черному квадрату»?

Если надежды на понимание творчества Малевича уже не осталось, не стоит печалиться. Даже последователи русского авангардиста не до конца осозновали глубокий замысел художника. До нашего времени дошли дневники одной из современниц мастера – Веры Пестель. Она пишет:

«Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Нарядной была его комната, вся пестрая, и хорошо было переходить глазу с одного цвета на другой - все разной геометрической формы. Как спокойно было смотреть на разные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты». (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 144-145)

Это все равно, что сказать о натюрмортах малых голландцев – зачем вдумываться.

Впрочем, есть и более разумеющие замечания. При том, что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме:

«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!» (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).

Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина:

«Черный квадрат в белом обрамлении - это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения...». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из "Малевич о себе...". Т.2. С.524)

В общем, картина произвела двоякое впечатление на современников художника.

12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.

Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.

Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.

Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.