Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Чем отличается практика от стажировки? Порядок проведения стажировки персонала на рабочем месте, программа и сроки прохождения

Каждый студент высшего учебного заведения знаком с таким понятием, как практика. Без ее прохождения получить диплом едва ли удастся. Что же касается выпускников вузов, не успевших наработать определенный опыт, то они обычно принимаются на испытательный срок и приобретают статус стажера. Так в чем же кроется разница между двумя этими понятиями?

Определения

Практика

Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление полученных студентами знаний в процессе посещения вуза. Является частью основной образовательной программы. Проходит на реальном предприятии, соответствующем специальности студента. Подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.


Стажировка

Стажировка – деятельность по наработке опыта или повышению квалификации. Под данным термином также понимается демонстрация своих способностей в ходе испытательного срока с целью определения возможности трудоустройства на штатную должность. Стажировка может выступать составляющей последипломного образования, наряду со специализацией и переподготовкой. Ее продолжительность определяется производственной необходимостью или количеством времени, требуемым для достижения поставленной цели.

Сравнение

Как уже говорилось выше, практика является обязательной частью учебной программы вуза. Суть ее состоит в применении полученных знаний в реальной жизни, освоении тонкостей той или иной профессии. Студенты попадают на практику двумя путями. Либо они сами ищут подходящее место, либо его предоставляет вуз. Как правило, университеты заключают договоры с различными организациями и ежегодно направляют туда своих студентов. Практика может проходить в течение учебного семестра или же для нее выделяется специальный период. Однако он не может выпадать на время каникул.

Перед началом практики вуз подписывает договор с организациями, согласно которому они предоставляют рабочие места студентам. Если же ученик самостоятельно выбирает предприятие, он заключает индивидуальное соглашение по установленной форме. Сроки проведения практики определяются учебным планом. Ее структура и содержание прописываются в рабочей программе. По результатам прохождения практики студенты пишут отчет, оценка за который учитывается в ходе промежуточной аттестации. Характеристики наставника также принимаются во внимание.

Главное отличие практики от стажировки в том, что первая осуществляется по направлению вуза. Тогда как вторая является собственной инициативой работника. Кроме того, область стажировки далеко не всегда соответствует приобретенной специальности. Так, окончивший медицинский вуз человек вполне может поступить на стажировку в компанию, занимающуюся грузоперевозками. Тогда как практикант должен выбирать место, соответствующее своему профилю обучения. Ведь только в этом случае достигается необходимый образовательный эффект.

Стоит отметить, что на стажировку попадают не только студенты, но и опытные работники компаний. Это происходит в случае переквалификации или повышения по карьерной лестнице. Если практика не сулит студенту никаких финансовых пополнений, то стажировка зачастую бывает оплачиваемой. По ее результатам человек либо получает желаемое место, либо слышит отказ от руководителя.

Сделать вывод, в чем разница между практикой и стажировкой, поможет сравнительная таблица.

Практика Стажировка
Является частью образовательной программы вуза Выступает собственной инициативой работника
Осуществляется на основании договора с вузом Зачастую не подкрепляется никакими документами
Не сулит студенту материальной выгоды Может быть оплачиваемой
Цель – получение профессиональных навыков для написания итогового отчета Цель – демонстрация своих знаний и умений для получения желаемой должности
Должна отвечать специальности студента Профиль образования работника не всегда имеет значение
Прерогатива исключительно студентов Ее проходят не только ученики вузов, но и опытные сотрудники
Продолжительность определяется учебным планом Сроки обусловлены производственной необходимостью

Слово «стажировка» достаточно часто употребляется в своей речи и выпускниками вузов, и кадровиками, и «продвинутыми» менеджерами по персоналу. Только закончившие обучение молодые специалисты стремятся попасть в какую-либо серьезную компанию на стажировку, надеясь в перспективе остаться в ней работать. Сотрудники отдела кадров мучаются вопросом, для каких работников стажировка обязательна, а для каких нет. Менеджеры по персоналу, в свою очередь, думают, как бы увеличить эффективность стажировок.

Так все же, что такое стажировка на рабочем месте. Действительно ли стажировка может быть обязательной? Как она регулируется законодательством и как её оформить. Обо всем этом расскажет предлагаемая статья. Статья будет интересна как тем, кто организовывает стажировку, так и тем, кто стремится на неё попасть.

Что такое стажировка

Трудовой кодекс не дает понятия стажировки. В то же время это понятие употребляется в нормативном документе. В первый раз оно присутствует в статье устанавливающей основания для заключения с работником срочного трудового договора. Статья 59 Трудового кодекса РФ, говорит о том, что срочный трудовой договор может быть заключен с работником, выполняющим работы, которые связанны с профессиональным обучением в виде стажировки.

Второй раз, данное понятие неоднократно встречается в нормах посвященных охране труда. Из них в частности следует, что работники, задействованные на работах связанных с вредными и опасными производственными факторами, в обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте. Подобная стажировка, является частью комплекса мероприятий связанных с безопасностью труда на рабочем месте.

Такая, обязательная стажировка проводится преимущественно для работников рабочих специальностей. Целью такой стажировки является, прежде всего, обучение безопасным способам и приемам труда. Срок стажировки на рабочем месте устанавливается распоряжением руководителя предприятия. При этом он определяется в зависимости от характера и условий работы, профессионального опыта работника и ориентируясь на положения нормативных документов в области охраны труда.

Информацию, содержащуюся в законодательстве можно дополнить сведениями из практики. Здесь, чаще всего, под стажировкой понимают работу молодого специалиста, который только закончил учебное заведение, и не имеет опыта работы по специальности. Таких работников, чаще всего, берут на должности с небольшой оплатой. Получаемый от такой работы опыт, выступает своеобразным дополнением к окладу молодого специалиста.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что стажировка - это освоение навыков профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, при соблюдении предусмотренной процедуры. Стажировка может быть связана как с общими вопросами выполнения трудовой функции, так и акцентирована на вопросах безопасных приемов труда. Стажировка на рабочем месте может быть как добровольной, так и обязательной, предусмотренной трудовым законодательством.

Обязательное проведение стажировки на рабочем месте

Самый действенный метод позволяющий научить работать безопасно - это показать все на деле. В рабочей обстановке, непосредственно на рабочем месте. Как правило, под руководством опытного наставника. К самостоятельной работе, новичка, только что пришедшего на рабочее место, не допускают.

В тех случаях, когда стажировка на рабочем месте, является обязательным требованием законодательства, на предприятии, в организации, существует порядок прохождения стажировок на рабочих местах. Такой внутренний нормативный акт утверждается руководителем, и согласовывается профкомом. В этом документе, расписываются основные вопросы, связанные с прохождением стажировок:

  • сроки прохождения стажировок,
  • порядок назначения наставника,
  • размер доплат наставникам,
  • порядок проведения оценки знаний полученных в результате стажировки, и допуска к самостоятельной работе.

Стажировка как способ обучения и отбора персонала

Но чаще всего, под стажировкой понимают освоение профессиональных навыков в целом. Когда молодой сотрудник осваивает специальность, выполняя те или иные рабочие задания. Под руководством наставника. В работающей компании.

Такой метод обучения очень действенен. Он позволяет сразу окунуться в атмосферу трудовой деятельности. Научится взаимодействовать с коллегами в коллективе. Приучится брать на себя ответственность. Одновременно, в период стажировки, есть возможность присмотреться к человеку. Оценить, способен ли он влиться в компанию, разделять её ценности, быть ответственным и целеустремленным работником.

Стажировки применяют многие компании, и крупные и небольшие. В одних случаях . В других такая работа не оплачивается. Но стажировка имеет ценность, если стажеру поручают реальную квалифицированную работу. Если работа стажера заключается в выполнении каких-то простых заданий, для выполнения которых нет необходимости иметь специальное образование, то такая работа, скорее всего, не будет полезна стажеру.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Положения закона регламентируют, что любой труд должен оплачиваться в зависимости от занимаемого поста, квалификации служащего, от того, насколько труден рабочий процесс. Следует трактовать подобные законодательные стандарты как обязанность работодателя оплачивать деятельность человека, проходящего стажировку. Другое дело, что в некоторых случаях работодатель имеет право установить меньший оклад при прохождении испытательного срока. Однако итоговая сумма не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными чиновниками. На практике часто случается так, что стажёров используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Значение стажировки для молодых специалистов

Не является большим секретом то, что наша система высшего образования имеет сильную теоретическую направленность. Специалисты, получающие дипломы, об образовании имеют уклон в сторону теории и не достаточно представляют себе, чем конкретно будут заниматься на практике. Исправить этот пробел и призваны различные способы обучения на рабочем месте, и в первую очередь стажировка.

Для многих начинающих специалистов, стажировка единственный способ, получения необходимых навыков. Цель стажировки, для таких, молодых кадров, как минимум набраться знаний и опыта, как максиму - хорошо себя зарекомендовать, и остаться работать, в уже привычном коллективе и дальше. Так начинаются большие карьерные достижения. Но если места стажеру не досталось, то полученные навыки пригодятся на новом месте работы. А наименование компании, где посчастливилось стажироваться, украсит резюме.

Как стажеру правильно подойти к своей работе? Что делать, чтобы взять он неё максимум знаний и навыков, а возможно даже остаться? Расскажем об этом далее.

Главное чему не учат в учебных заведениях - это искусству, ремеслу работы. Знания дают. А как применять на практике не объясняют. При этом это касается не только каких-либо сложных навыков. Часто, новичкам не доступны элементарные вещи - такие как планирование своего времени, понимание, что от твоей работы зависит кто-либо еще и так далее.

Стажер должен освоить два направления. Как работать вообще. И как работать по своей специальности. Если он освоит только одно из них, то полноценного специалиста из него не получится. Итак, что необходимо, что бы стать хорошим работником, и чему необходимо научится с первых дней стажировки. Несколько простых советов:

  • научится распоряжаться своим временем, планировать дела, расставлять очередность,
  • помнить, что стажер часть механизма, от его действий зависит работа других,
  • если задание непонятно, необходимо уточнить его сразу,
  • с первых дней нужно учиться, работать самостоятельно.

Как организовать стажировку

Если компания заинтересована в притоке «свежей крови», в молодых специалистах, то важно не упустить потенциально ценные кадры, которые приходят стажироваться в организацию. Сам стажер должен раскрыться, в комфортной для себя среде проявить все свои способности и знания. Овладеть опытом и знаниями в процессе выполнения порученных ему работ. А специалисты компании, менеджеры по персоналу, руководитель отдела, в котором трудится стажер, должны присмотреться к возможному сотруднику, оценить его деловые качества и принять решение о его дальнейшем трудоустройстве.

Для того чтобы стажировка прошла удачно, и он неё выиграли все стороны процесса, при её организации нужно выполнять следующие правила:

  • порядок прохождения стажировки должен быть задокументирован,
  • каждому стажеру должен быть назначен наставник, для которого наставничество будет оплачиваемой деятельностью,
  • стажеру должна быть создана комфортная обстановка: организовано рабочее место, поясняющие материалы, не должно возникать бытовых вопросов,
  • выполнение заданий следует чередовать с обучающими инструктажами,
  • в процессе стажировки, сложность поручаемой работы должна увеличиваться.

Как оформить стажировку на рабочем месте

Если принимающая сторона, работодатель, несет перед стажером какие либо обязательства, в большинстве случаев это, оплата труда или последующий прием на работу, то такие обязательства должны быть закреплены договором. Так как такие отношения попадают под понятие трудовых, то и документом, которым они будут оформлены, будет трудовой договор.

Трудовой договор оформляется по стандартным правилам. Но так как стажировка в отличие от постоянной работы имеет временный характер, то и срок трудового договора обязательно необходимо в нем указать. Основания, предусмотренные в ст. 59 Трудового кодекса РФ позволяют заключать срочный договор в случаях, когда договор заключается с лицом, обучающимся в учебном заведении, на очной форме обучения, и когда работа связана со стажировкой.

Непосредственно с приказом о приеме на работу оформляется приказ о назначении ответственного за обучение и стажировку молодого специалиста.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Общий период прохождения испытательного срока и обучения устанавливает наниматель. Трудовой кодекс сегодня не регулирует продолжительность стажировки. В каждом конкретном случае длительность периода устанавливается индивидуально и прописывается при заключении трудового договора.
Статьёй 70 ТК РФ установлены предельно допустимые сроки для прохождения испытательного периода. Для представителей руководящего звена он не может длиться дольше полугода. Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключением является ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, в этом случае испытательный срок не может длиться более двух недель. Важно учесть, что по закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие работника на рабочем месте, если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

Виды стажировок

Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

  1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
  2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
  3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
  4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
  5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

Рабочая стажировка

Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Длительность стажировки

Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

Продолжительность трудового дня

Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

Оплата стажировки

Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

Окончание стажировки

Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

Что дает стажировка студентам?

Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

Преимущества для студентов

  • Ценный опыт, новые навыки.
  • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
  • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
  • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
  • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).

Нам часто задают вопросы, чем отличается практика от стажировки.

Мы провели сравнительный анализ, чтобы помочь вам разобраться и сделать правильный выбор.

Что это такое?

Практика / Обязательный вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку студента. Проводится в целях приобретения практических навыков работы, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, а также сбора, систематизации, обобщения материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.

Стажировка / Собственная инициатива получить возможность увидеть компанию изнутри, понять, какими ценностями она живет, как работает ее бизнес, применить свои знания на практике и попробовать свои силы в разнообразных проектах.

Когда можно пойти?

Сколько времени займет?

Практика / Как правило, продолжительность практики составляет от 6 до 10 недель, и зависит это от направления и профиля подготовки. Рабочее время занимает 8 часов, поскольку во время прохождения практики занятия в Университете не предусмотрены.

Стажировка / Длительность стажировок – в среднем 2-3 месяца. Стандартная продолжительность стажерских программ – от 1 месяца до года. Стажировка может быть либо с полной, либо с частичной занятостью – это зависит от конкретной программы стажировки и возможностей компании. В основном компании набирают студентов на лето, чтобы они могли полноценно работать без ущерба для учебы.

Как найти для себя вариант?

Практика / Финансовый университет заключает договоры с государственными организациями, российскими и международными компаниями и банками на проведение практики студентов. Вы также можете выбрать организацию не из числа компаний – партнеров Университета и заключить индивидуальный договор по форме, установленной в Университете. В Управлении планирования и развития карьеры вам окажут содействие в выборе места для прохождения практики и расскажут, какие документы необходимо подготовить после окончания практики.

Стажировка / На сайте Управления планирования и развития карьеры в разделе «Стажировки» постоянно появляются актуальные предложения от работодателей. Также рекомендуем активно посещать корпоративные сайты компаний, анализировать информацию о карьерных возможностях на кадровых порталах.

Что я буду делать?

Практика / Цели и задачи практики определяются программой практики, разработанной в соответствии с направлением и профилем подготовки.

Стажировка / Выполнять задания, предусмотренные программой стажировки или вашим куратором в компании. Задания могут касаться как профессиональных областей – составления планов, аналитики, работы с клиентами, подготовки отчетов и пр., так и административной работы.

Могу ли я заработать?

Практика / Как правило, практика не предполагает материального вознаграждения, только в том случае, если совместите с оплачиваемой стажировкой.

Стажировка / Да, бывают оплачиваемые стажировки.

P . S . Практику и стажировку стоит рассматривать как обучение и возможность применить свои знания на практике, а не как способ заработать деньги, ведь вы получаете ценные навыки, с которыми в дальнейшем сможете успешно трудоустроится. Практика или стажировка довольно часто становятся началом профессионального пути для молодого специалиста.

Какие гарантии трудоустройства?

Практика / Практика, как правило, не предусматривает последующего трудоустройства. Возможность обосноваться в компании в качестве сотрудника зависит от вашей инициативы и умения себя зарекомендовать.

Стажировка / Как правило, логическим завершением стажировки является отбор лучших кандидатов для трудоустройства в компанию. В этом случае, важна ваша готовность уделять компании от 20 до 40 рабочих часов в неделю.

P . S . Нужно понимать: какими бы вы великолепными знаниями не обладали и каких бы блестящих результатов не достигли, дорога в штат компании открывается только при наличии вакансии.

Текст: Управление планирования и

развития карьеры Финансового университета



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Советом техникума

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ

имени А.К. Лысенко»

Н.А. Бровченко

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЖИРОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ



1. Область применения

1.1. Настоящее положение о прохождении стажировки педагогическими работниками (далее - Положение) регулирует процедуру формирования и реализации системы стажировок в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

2. Правовая сторона

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

3. Общие положения

3.1. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Опыт деятельности на предприятиях и организациях, соответствующих профессиональной направленности, является обязательным для педагогических работников, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС.

3.2. Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации педагогических работников.

3.3. Под стажировкой педагогических работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико- ориентированный характер. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

3.4. Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе повышения квалификации, в том числе построенной по накопительной системе. Индивидуальная модульная программа стажировки может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют собой законченный курс. Стажировка возможна на нескольких стажерских площадках различных предприятий и организаций, профиль деятельности которых соответствует реализуемым специальностям СПО. Педагогические работники проходят стажировку не реже одного раза в три года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях и организациях, стажировка педагогических работников может проводиться чаще.

3.5. Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

3.6. Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 72 часов.

3.7. Стажировка может проводиться по месту нахождения техникума, а также в организациях, предприятиях, научно-исследовательских центрах, находящихся в других регионах и имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

3.8. Основными видами стажировки являются производственная и педагогическая. Производственная стажировка проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникумах специальностям, где стажѐр приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Педагогическая стажировка проводится в образовательных организациях.

Стажѐр овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии.

4. Цели и задачи стажировки

4.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников.

4.2. Задачами стажировки являются:

Совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии;

Повышение квалификации преподавателей по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки;

Освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения;

Изучение отечественного и зарубежного опыта к требованиям уровня квалификации специалистов и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач;

Моделирование инновационных образовательных процессов;

Выработка конкретных предложений по совершенствованию ученого процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства;

Ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности;

Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квлификации специалистов;

Выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

5. Организация стажировки

5.1. Стажировка организуется с учетом потребностей учебного процесса решением директора ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

5.2. Организация стажировки педагогических работников включает в себя:

Перспективное и ежегодное планирование стажировки, являющееся составной частью программы развития образовательной организации;

Заключение договоров о сотрудничестве с организациями и предприятиями соответствующими профилям реализуемых специальностей и/или профессий, осуществляющими стажировку;

Разработку, согласование и утверждение программы стажировки;

Проведение стажировки.

5.3. Направление педагогических работников для прохождения стажировки может осуществляться на основании:

Истечения трѐхлетнего срока с момента последнего профессионального повышения квалификации, стажировки педагогического работника;

Инициативы самого педагогического работника или администрации техникума при наличии согласия принимающей на стажировку организации или предприятия и финансовой возможности образовательной организации (досрочно).

5.4. Направление педагогического работника для прохождения стажировки оформляется приказом директора, приѐм на стажировку – приказом по пред-

приятию или организации (согласно договору о сотрудничестве).

5.5. Руководители предприятий или организаций, реализующих стажировку педагогических работников, определяют рабочие места для стажѐров, руководителей стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих, в обязанности которых входят регулярные консультации стажѐров и контроль результатов их практической деятельности в период стажировки.

6. Программа стажировки

6.1. Программа стажировки педагогического работника разрабатывается стажѐром, обсуждается на заседании предметной (цикловой) комиссии, согласовывается с руководителем стажирующей организации, утверждается директором техникума (Приложения 1).

6.2. Программа стажировки должна предусматривать работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приѐмами труда, связанными с профилем образовательной организации, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда.

6.3. Программа стажировки может предусматривать:

Самостоятельную теоретическую подготовку;

Приобретение дополнительных профессиональных компетенций;

Изучение организации и технологии профессиональной деятельности;

Работу с нормативно-правовой и иной документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Получение консультаций по заявленной проблеме;

Участие в совещаниях, деловых встречах и др.

6.4. Результатом освоения индивидуальной модульной программы является вид профессиональной деятельности, перечень общих и профессиональных

компетенций, которым стажѐр овладеет в ходе прохождения стажировки.

6.5. Структура и содержание индивидуальной модульной программы стажировки содержит тематический план стажировки, который включает в себя теоретическое и практическое обучение, обязательные аудиторные занятия, в том числе лабораторные и практические, самостоятельную работу и общее количество часов стажировки.

6.6. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы основной профессиональной образовательной программы; изучение одной технологической операции; вида профессиональной деятельности; оборудования или технологии.

7. Документальное оформление стажировки и подведение итогов

7.1. Основным регламентирующим документом для стажѐра является утверждѐнная в установленном порядке программа стажировки (Приложение 1).

7.2. Стажировка педагогического работника завершается оформлением справки, подтверждающей освоение индивидуальной программы стажѐра и заверенная руководителем предприятия или организации (Приложение 2) и сдачей дневника и отчёта, составленного преподавателем по итогам стажировки (приложение 3, 4).

7.3. Документ о стажировке педагогического работника является необходимым для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

8. Порядок финансирования

8.1. Финансирование расходов по прохождению стажировки педагогическим работником осуществляется за счѐт средств образовательной организации по установленным нормативам.

8.2. За педагогическими работниками, проходящими стажировку в организациях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

Приложение 1


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛПТТ

____________/____________/ _________ / Н. А. Бровченко /

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

«_____» ____________ 2015 г. «_____» __________ 20 15г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Преподавателей (мастеров производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

Ф.И.О.

на предприятии

название предприятия

Лиски 2015 г.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

П/П

Наименование темы
(вид работы)

Количество часов

ВСЕГО:

72

Зам.директора
по УПР _____________ Е.Н.Герасименко

Зав. научно-методическим

отделением ____________ С.А.Ирхина

Приложение 2

ШТАМП

ПРЕДПРИЯТИЯ

Справка

Выдана преподавателю (мастеру производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» в том, что он за период с ________________по _________________ прошел стажировку в объеме 108час. на базе _________

_________________________________________________________________

(наименование предприятия)

по программе стажировки профессии/специальности СПО __________________________________________________________________________________.

Руководитель предприятия

М.П.

Дата выдачи: «_____»________________20____г.

Приложение 3

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ДНЕВНИК

учета прохождения стажировки преподавателем (мастером производственного обучения)

(Ф.И.О. мастера ПО)

Наименование предприятия ___________

_____________________________________________________________________________

п/п

Дата

Название и краткое содержание стажировки

Количество часов

Руководитель стажировки от техникума

____________________/ Герасименко Е.Н./

Руководитель стажировки от предприятия

____________________/______________________/

Приложение 4

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

Мастера ПО ______________________________________________

Ф.И.О.

В период с «___» _____________ 20___г. по «___» _____________ 20___г. мною была пройдена стажировка на предприятии _______________________

__________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

В процессе прохождения стажировки были выполнены следующие виды работ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика руководителя стажировки от предприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер ПО ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

подпись Ф.И.О.

Руководитель от ЛПТТ ___________ Е.Н.Герасименко

Приложение 4

ОТЗЫВ

руководителя предприятия

__________________________________________________________________

Название предприятия (организации)

о стажировке мастера производственного обучения

Ф.И.О. мастера ПО

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель от предприятия ___________ ______________

подпись Ф.И.О.