Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кутузов и наполеон сравнительная характеристика главной. Cравнение Наполеона и Кутузова по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого (Сравнительный анализ) В сравнении с наполеоном кутузов выглядит

Библиотека
материалов

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

портрет Кутузова;

портрет Наполеона;

видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать:

Бородинское сражение);

Учащиеся должны уметь:

выступать перед аудиторией;

делать выводы;

выделять главное в тексте.

Оформление доски

Кутузов

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

понимание их чувств;

духа русского войска;

е) верность долгу и армии.

тщеславие;

эгоцентризм;

правильно двигать;

его армии;

Ход урока

    Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

а) скромность и простота.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

А то нет! Вовсе кривой.

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Как ведёт себя Кутузов во время Бородинского сражения? (Кутузов на Бородинском поле не производит ни каких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Один всё понимает и знает, что по окончании сражения, зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время.)

Кадр из фильма «Разговор Кутузова с Вольцогеном».

Учитель: значит Кутузов пассивен? (Это только кажется, что Кутузов во время Бородинского сражения – пассивная личность. Да, Кутузов дремлет на военных советах, а в ходе Бородинской битвы одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.)

Почему Кутузов утверждает, при том один уверенно, что русские в Бородинском сражении одержали победу над французами? (Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно». «Победа нравственная…» на «наполеоновскую Францию… под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника…».)

(Кутузов руководствуется безошибочным охотничьим чутьём. Это чутьё подсказывает ему, что французское войско при Бородине получила страшный удар, неизлечимую рану. А смертельно раненный зверь, пробежав ещё в перёд и отлежавшись в укрытии, по инстинкту самосохранения уходит умирать домой, в свою берлогу.)

Учитель: жалея своих солдат, свою обескровленную в Бородинском сражении армию, Кутузов решает уступить Москву. Он один решает. Но возникает вопрос: а как же тогда точка зрения Толстого на роль личности в истории? Как же Кутузов, своей единоличной властью принимает такое огромной важности историческое решение? Соответствует ли это его общему облику в романе? Нет, не единолично решал Кутузов этот вопрос. И в этом случае он был вместе со своим народом. Но здесь, на военном совете, его окружали люди, далёкие от народа. Среди них он был одинок, но только среди них. Маленькая крестьянская девочка Малаша, сидя на печке и не понимая ничего из разговоров генералов, своим народным чутьём «держала сторону дедушки», как она про себя называла Кутузова. Этот крестьянский ребёнок, в обстановке военного совета, как бы представляет народную душу – путеводную звезду Кутузова в его деятельности.

Кадр из фильма «Военный совет в Филях».

Учитель: В чём проявился полководческий гений Кутузова и его патриотический подвиг на военном совете в Филях? (Кутузов понимает, что отдать Москву необходимо для сохранения армии и спасения России, что в Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародёров, потеряют дисциплину: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов – терпения и времени».)

Учитель: оставив Москву, Кутузов выигрывает войну. После оставления Москвы, старик Кутузов ночи напролёт проводит без сна, ожидая гибели французов, не позволяя себе верить собственным надеждам и снова и снова приходя к мысли, что Россия победит. Это человек спокойный, но не равнодушный, слабый телом, но не духом. И понимания реальной сложности жизни предостерегает его от ошибок и он не принимает поспешных действий и скоропалительных решений. Он ждал и дождался своего торжества.

Кадр из фильма «Сообщение об уходе Наполеона из Москвы».

Учитель: в чём величие и гениальность Кутузова как полководца, по мнению Толстого, во время Отечественной войны 1812 года? (Кутузов не претендовал на роль всесильного и всёзнающего полководца, а стремился к главному (с точки зрения Толстого) – руководить «духом армии», от которого зависил исход событий. И это ему удавалось, потому что все действия его вытекали «из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как в душе каждого русского солдата».)

(Кутузов понимал, что только совместные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских войск. Потому поддерживал партизанское движение. Он верно взвешивает на каждом этапе борьбы соотношение сил воюющих сторон, не сковывает инициативы подчинённых, сохраняет ясный ум и хладнокровие даже при сдаче Москвы и ему помогает весь народ! И побеждает. А Наполеон мог надеяться только на свою гениальность, на мародёрские цели своих солдат.)

Учитель: итак, каким мы видим Кутузова во время Бородинской битвы? (Запись в тетрадь: во время Бородинской битвы мы видим спокойного полководца. Кутузов своим спокойствием рождает уверенность в победе у других. «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался». Общее выражение лица было сосредоточено. Он предвидел ход событий. Паническое заявление Вальцогена он резко оборвал приказом «атаковать неприятеля!» Смысл слов сообщался всюду, так как то, что он сказал, вытекало из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе любого русского человека». Кутузов – человек и Кутузов – полководец, в романе не разделимы, и это имеет глубокий смысл: в человеческой простоте Кутузова проявляется та самая народность, которая сыграла решающую роль в его полководческой деятельности.)

Учитель: у Наполеона война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать.

Как Наполеон пришёл к власти? Каким образом? (Этот человек был выдвинут борьбой партии во Франции. Его победы в Европе – «сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады» - есть результат слабости европейских государств, и, в первую очередь, немецких одним словом, всё так называемое величие Наполеона было результатом сцепления ряда исторических обстоятельств и продержалось лишь до тех пор, пока против него не встал народ России.).

Почему русские под Аустерлицем проиграли сражение Наполеону? (Толстой в романе вовсе не стремиться умалить способности Наполеона. Изображая Аустерлицкое сражение, он прямо признаёт, что в этом случае Наполеон был стратегически сильнее своих противников. «Его предположения оказались верными». Он понимал, что может успешно атаковать. Вместе с тем Толстой показывает, что в условиях, когда русские солдаты кровно не были заинтересованы в этой войне, а австрийское командование было занято интригами. Всё это сыграло свою роль и Наполеон оказался в это ситуации умелым стратегом. Но ничто не могло спасти Наполеона от поражения при Бородине, хотя и здесь его способности проявились и Толстой их всячески подчёркивает.)

Как развенчивает Наполеона Толстой как руководителя французской армии во время Бородинского сражения? Докажите это текстом романа (том 3, часть 2, глава 28, последний абзац).

(«Наполеон в Бородинском сражении исполнял своё дело исполнителя власти так же хорошо и ещё лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнение более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)

Учитель: … достойно исполнял роль кажущегося начальствования».

Тогда в чём дело? (Но всё дело в том, что здесь бился за свою свободу народ, и, каковы ба ни были военные качества Наполеона, он ничего не мог сделать так как сражение «шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле».)

- «Лагерь Наполеона». Что мы увидим? (отрывок из романа, том 3, часть 2, глава 34).

(На этот раз мы видим ужас неотразимой гибели «всемогущего» полководца, убедившегося в своём бессилии перед непобедимым противником.)

Учитель: вывод. Запись в тетрадь: изображая полководческую деятельность Наполеона, Толстой прежде всего выступает против культа личности в истории. И критика Наполеона в «Войне и мире» основана на глубоком убеждении автора, что историю делают массы. «Он был подобен ребёнку, который держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что правит». Толстой сумел показать и совершенно справедливо, что не Наполеон делал историю, а история делала Наполеона. На Бородинском поле Наполеон нервничает. Он бессилен повлиять на ход битвы. Посылаемые им войска возвращаются в виде испуганных и расстроенных толп. Наполеон впервые в жизни содрогается при виде поля сражения, покрытого телами раненных и убитых. В этой главе писатель произносит окончательный приговор, назвав французского императора «палачом народов».)

Учитель: рассмотрим гуманное отношение Кутузова к побеждённым.

Кадр из фильма «Речь Кутузова перед Преображенским полком».

Какова была деятельность Кутузова после Бородина? (Деятельность Кутузова после Бородина была направлена на сбережение жизни солдат. При отступлении французских войск из Москвы, он удерживает честолюбцев от «перехватывания неприятеля», которые не понимают народного характера войны.)

Учитель: да и солдаты понимают бессмысленность преследования врага. Народная война постепенно угасает. На смену ей идёт другая война, где будут состязаться в честолюбие далёкие от народа генералы. В такой войне Кутузов участвовать не желает и не будет. Что определяет нравственные качества Кутузова?

Запись в тетрадь: народное чувство определяет и нравственные качества Кутузова, «ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направляет все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, на то, чтобы спасать и жалеть их». Это доказывает речь перед Преображенским полком. В этом гуманизм его воинского призвания: «Не убивать людей, а жалеть и спасать их». В этом мы видим нравственную безупречность толстовской концепции величия человека.

Учитель: приведите факты из жестокости Наполеона и его армии, которые известны истории (Наполеон приказал расстрелять четыре тысячи добровольно сдавшихся солдат гарнизона Яффы во время Сирийского похода французов в 1799 году. Условия сдачи в плен предусматривали сохранение жизни гарнизону. Такие поступки развращают войска.)

(Героическая защита Смоленска произвела на Наполеона зловещее впечатление. Он приказал сжечь город артеллирийским огнём, так как не мог взять его приступом.)

(Наполеон уверял царя, что он не желает войны, но «отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку».)

Учитель: запись в тетрадь: Наполеон в «Войне и мире» - это прежде всего агрессор, претендующий на мировое господство. С этой точки зрения и даны в романе его личность и его действие. В России французские солдаты показали себя мародёрами и грабителями. Это объясняется тем, какая цель была поставлена Наполеоном перед войсками. Войны Наполеона носят захватнический характер.)

Учитель: в чём появляется верность Кутузова долгу и армии? (Кутузов отказывает Наполеону заключить мир.)

Кадр из фильма «Да я буду проклят потомками…»

Учитель: запись в тетрадь: важнейшая черта Кутузова – патриотизм. Он русский человек и глубоко страдает, видя тяжёлое положение родины, спасение её он считает целью своей жизни.

Учитель: в чём проявляется предательство Наполеона по отношению к своей армии? (Наполеон под именем принца Висенского оставил свою армию и выехал в Париж.)

IV . Этап закрепления новых знаний.

Учитель: подведём итоги. Как видим, в свете Отечественной войны 1812 года, которую русский народ вёл как освободительную, характеристики Наполеона как агрессора и «палача народов» и Кутузова как «представителя народной войны», как «представителя русского народа» выглядят контрастными. Рассмотрим ещё раз таблицу на доске (учащиеся читают характеристику Кутузова и характеристику Наполеона, записанные в тетрадях).

V . Подведение итогов урока.

- Почему Кутузова мы называем полководцем народной войны, воплощением народной мудрости и патриотического чувства?

Почему Наполеон является командующим армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшим орудием истории», «человеком с помрачённой совестью»?

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия, Дефектология Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Родная литература Родной язык Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок (2 часа)

Тема Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цели:

а) образовательная: дать сравнительно-сопоставительную характеристику – Кутузова и Наполеона; сопоставить, проанализировать эпизоды, сцены произведения, одновременно систематизировать материал для подготовки к сочинению по данной теме, делая записи в тетрадь;

б) воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого, героическому прошлому своей страны, гордиться им, испытывать чувство гордости за русский народ, за великого полководца – Михаила Илларионовича Кутузова; формировать ответственное отношение к учёбе (подготовка к написанию сочинения);

в) развивающая: постановкой вопросов активизировать мыслительную деятельность учащихся, умение правильно отвечать на поставленные учителем вопросы, развивать монологическую речь школьников, развивать умение слушать учителя, одновременно делая записи в тетрадь, умение выступать перед аудиторией.

Круг рассматриваемых вопросов: точка зрения Л.Н.Толстого на роль личности в истории; общие черты характера Кутузова и Наполеона и их различие – внешность, отношение к солдатам, черты характера, поведение во время сражений, отношение к собственной армии.

Оборудование урока:

а) портрет Л.Н.Толстого.

Портрет Кутузова;

Портрет Наполеона;

Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Таблица (сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона);

Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

б) технические средства обучения: телевизор;

Видеомагнитофон.

Учащиеся должны знать: содержание романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;

Историческое прошлое своей родины (в каком году и где произошло

Бородинское сражение);

Эпизоды из жизни и деятельности Кутузова и Наполеона.

Учащиеся должны уметь: правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

Выступать перед аудиторией;

Уметь сопоставлять художественные образы, детали;

Делать выводы;

Доказывать свою точку зрения;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Оформление доски

Наполеон

I . Общие черты характера

1) Гениальность.

2) Бесстрашие.

II . Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

Полное подчинение интересам России и народа:

а) скромность и простота;

б) искренность и правдивость;

в) близость к простым людям, знание и

понимание их чувств;

г) проявление мудрости и таланта

полководца в поддержке нравственного

духа русского войска;

д) гуманное отношение к побеждённым;

е) верность долгу и армии.

II . Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помрачённой совестью».

а) самовлюблённость, высокомерие,

тщеславие;

б) лицемерие, фальшь, позёрство;

в) равнодушие к судьбам окружающих,

эгоцентризм;

г) война – игра, а люди – пешки, которых

следует лишь правильно расставить и

правильно двигать;

д) жестокость и вероломство наполеона и

его армии;

е) предательство по отношению к своей

Ход урока

I.Оргмомент: а) сообщение темы и цели урока.

II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: две личности рубежа 18-го и 19-го веков постоянно привлекали и будут привлекать внимание всего человечества. Оба – талантливые полководцы. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой один вышел победителем – генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский – гениальный русский полководец. Он вместе со своим народом противостоял Наполеону Бонапарту, императору Франции.

Учитель: на страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. На предыдущих уроках мы рассматривали этот вопрос.

Какова точка зрения Толстого на исторический процесс?

Ученик: утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убеждён, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории – такова философско-историческая концепция Толстого.

Ученик: по мнению Толстого, творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, «что всякие рационалистически построенные теории, как бы они хороши ни казались, - ничто перед силой, которое является настроение и духовные народные массы».

Учитель: в романе «Война и мир» Толстой даёт универсальную формулу героического. Он создаёт два символических характера, два (нравственных) полюса эпопеи. На одном полюсе – классически тщеславный Наполеон, на другом – классически демократичный Кутузов. Два эти героя представляют соответственно стихию индивидуалистического обособления («войну») и духовные ценности «мира», или единения людей. В романе Кутузов противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. «Простая, скромная и поэтому величественная фигура Кутузова не укладывается в ту «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Единение Кутузова с русской армией, народом, Россией – это нравственные истоки военных успехов в противовес надменному одиночеству Наполеона, предопределившему его крушение.

Учитель: почему Толстой заинтересовался личностью Кутузова?! По его мнению, Кутузов – великий человек, забытый историками и писателями. Создавая образ Кутузова в своём романе, Толстой делает его выразителем своих взглядов на исторический процесс. От начала до конца образ великого полководца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс».

III . Этап усвоения новых знаний.

Аналитическая беседа.

Учитель: Кутузов и Наполеон – полководцы. Обладали ли они общими чертами характера? (Да, оба обладали общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность и бесстрашие, личное участие в сражениях).

Учитель: приведите примеры.

Гениальность: для Кутузова, жизнь солдат есть его жизнь. И что бы спасти всю армию в 1805 году, он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода войск, понимая, что в живых останется десятая часть.

Бесстрашие: под Аустерлицем Кутузов не обращает внимания на свистящие пули, не замечает своей раны и потрясённый бегством солдат, говорит, указывая на них: «Рана не здесь, а вот где».

НАПОЛЕОН

Гениальность: известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Французский император энергичен, полон замыслов. В один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэрштедте, Наполеон разбил русскую армию

Бесстрашие: Наполеон совершил подвиг на Аркольском мосту (15-17 ноября 1796 года), когда лично увлёк солдат и офицеров, бросившись вперёд на Австрийцев со знаменем в руках. Часто рисковал жизнью. 11 марта 1799 года посетил чумной госпиталь в Яффе и подавал руку больным солдатам.

Учитель: сделайте вывод об общих чертах Кутузова и Наполеона. (Мы видим, что Кутузов и Наполеон были гениальными и бесстрашными полководцами.

Учитель: создавая образ Наполеона, Толстой вступил в открытую полемику с традиционно романтизированным изображением Наполеона, с отношением к нему как к великому человеку. А.С. Пушкин в стихотворении «К морю» пишет:

О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Учитель: в критической литературе до сих пор бытует мнение, что образ Наполеона у Толстого «не соответствует историческому Наполеону. Он вызывает отрицательное отношение к себе». Как отзывались по этому вопросу зарубежные писатели Эрнест Хемингуэй и Морис Дрюон? (Полагали, что образ французского императора на страницах романа «Война и мир», написан не Толстым-художником, а Толстым-офицером русской армии).

Учитель: однако освещение образа Наполеона у Толстого упирается на традицию сложившуюся в русской литературе задолго до появления романа «Война и мир». Кто из писателей и поэтов обращался к наполеоновской теме? (Пушкин, Лермонтов, Герцен).

Что писал Герцен о Наполеоне?

(«Системы у него не было никакой, - писал Герцен о Наполеоне, - добра людям он не желал и не обещал. Он добра желал одному себе, а под добром разумел власть».)

Учитель: в этой характеристике легко увидеть черты толстовского образа Наполеона. Недовольство толстовским «разоблачением» Наполеона в «Войне и мире» было высказано и историками. Но Толстой смело шёл в открытое наступление против раболепного отношения к Наполеону, с которым он встретился в книгах французских историков-бонапартистов.

Учитель: (Обращение к таблице.)

Представлен план, где мы видим, какими индивидуальными чертами характера обладали Кутузов и Наполеон.

II . Кутузов – полководец народной войны.

а) скромность и простота.

II . Наполеон – командующий армией грабителей.

а) самовлюблённость, высокомерие, тщеславие.

Учитель: в скромности и простоте Кутузова мы убеждаемся, читая отрывок из романа «Смотр полка Кутузовым под Браунау» (том 1, часть 2, глава 2, страница 139).

Учитель: почему в 1805 году русская армия находилась в Австрии? (В 1805 году была сознала коалиция Европейских держав против Франции. Наполеон направлялся в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийской армии две русские армии, одну из них возглавлял Кутузов. Под Браунау расположилась главная квартира Кутузова. По инициативе Кутузова был назначен военный смотр. Цель: продемонстрировать австрийскому генералу тяжёлое положение русской армии, о снабжении которой должна была заботиться Австрия.)

Учитель: как относятся солдаты к Кутузову? (И солдаты платят ему тёплой симпатией и уважением:

Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

А то нет! Вовсе кривой.

Не… брат, глазастее тебя… Сапоги и подвёртки – всё оглядел…

Учитель: ещё примеры, подтверждающие, что армия любила и уважала Кутузова. (Назначение Кутузова фельдмаршалом в тяжёлый период отступления, в 1812 году, обрадовало армию, которая любила его за русскую доброту: «Говорят, всем доступен, слава богу, а то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь авось и русским говорить можно будет. А то чёрт знает, что делали», - говорит Денисов. И один из солдат называет его «Сам», как в крестьянской семье называют главу семьи).

Учитель: опишите внешность Кутузова. (Заполнение таблицы). (Простой, человечный, не оставляющий без внимания солдатских нужд; спокойный, добродушный, умудрённый опытом полководец. От Суворова он усвоил мудрость: «Чтобы всегда быть победителем, нужно найти дорогу к сердцу солдата». Он «казался всегда самым простым и обыкновенным человеком…»; «говоря несколько ласковых слов офицерам и солдатам»; «желая всякого добра капитану…»).

Учитель: Наполеон в романе предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции, ослеплённый славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

В каких сценах резко разоблачается ложная величественность Наполеона? (В Тильзитских сценах – том 2, часть2, глава 21). Докажите это. (Наполеон решил наградить орденом почётного легиона лучшего русского солдата. Выбор пал на Лазарева. «Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда был счастлив, награждён и облечён от всех в мире, нужно было только, чтобы его Наполеонова рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и опустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип». Его прицепили к солдатскому мундиру услужливые руки окружающих).

Учитель: замечательно чисто Толстовское завершение этой сцены: «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним…» Итак, простотой солдатского восприятия разоблачается вся мишурная величественность Наполеона.

Мания величия особенно заметна в эпизоде романа «Наполеон принимает русского дипломата Балашова в Вильно» (учащийся читает том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: Толстой умеет очень остро показать, что вся эта величественность – блеф. Иногда это делается очень тонко. Вот продолжение разговора «Знайте, что еже ли поколеблете Пруссию против меня, Знайте, что я сотру её с карты Европы, - сказал он с бледным, искажённым злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой». Этот маленький человек, своими маленькими руками думает уничтожить страны и народы! Опишите внешность Наполеона.

Заполнение таблицы:

Учитель: итак, сделаем вывод. Каким предстаёт перед нами Наполеон при личном награждении русского солдата, а также в сцене, когда принимает Балашова. (При личном награждении русского солдата мы наблюдаем высокомерие Наполеона. Он предстаёт как самовлюблённый, самонадеянный властитель Франции. Безумная гордость заставляет его принимать актёрские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого – «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «всё, что было в не его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» - любимое слово Наполеона).

Учитель: продолжим рассмотрение образа Кутузова, его искренность и правдивость.

Кадр из фильма «Аустерлиц: Кутузов и царь»

Учитель: почему сражение под Аустерлицом было проиграно? Как ведёт себя Кутузов во время этого сражения? (Имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю»).

Учитель: сделаем вывод. (русские солдаты сражались не за родную землю, а на чужой территории).

Учитель: Наполеону присуще лицемерие, фальшь и позёрство. (Простота, добро и правда), воплощённые в душе Кутузова, противопоставлены духу самовластья и лжи, которые составляют нравственный облик Наполеона. Дважды в романе Наполеон разыгрывает сцены сентиментального характера:

(«Сцена с портретом сына» том 3, часть 2, глава 26)

(Перед Бородинским сражением Наполеону, по случаю дня рождения сына императора, привезли в подарок портрет мальчика. Ребёнок был изображён играющим в бильбоке земным шаром. Преподнесение подарка следовало обставить торжественно, и Наполеон умело помогает этому. Он прекрасно знает, что де-Боссе что-то делает в углу с подарком, но специально не оборачивается в этот угол до тех пор, пока установка портрета не закончена. Обернувшись в положенное время, он этим дал возможность приближённым эффектно сорвать с портрета покрывало и, как на сцене, Наполеон сделал вид неожиданного восторга. А затем повёл спектакль дальше: «Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, это то, что бы он со своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, что бы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его, и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству – великого человека».)

Учитель: эта сцена удалась вполне. Наполеон произвёл на окружающих то впечатление, которое хотел. Но другое представление, которое он должен был дать на Поклонной горе, оказалась сорванным.

Чтение эпизода «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Кадр из фильма «Наполеон на Поклонной горе».

Стихотворение А.С.Пушкина:

…Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы колена преклоненной

С ключами старого Кремля…

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: спектакль был сорван в тот самый момент, когда сорвались планы покорения мира. Подводя итог деятельности Наполеона, Толстой писал: «Последняя роль сыграна. Актёру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится». Итак, какая черта Наполеона особенно резко обозначена в рассмотренных сценах? (Запись в тетрадь: очень резко обозначена такая черта как позёрство. Он ведёт себя как актёр на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», это происходит на глазах чуть ли не всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем. Неся с собой разрушения и смерть, Наполеон прикрывается насквозь фальшивым идеалом так называемой цивилизации, ложного рыцарства, маскирующего его захватнические цели.)

Учитель: как простота поведения Кутузова связана с его исторической ролью народного полководца, так и позёрство Наполеона – это неизбежная, необходимая черта поведения человека, вообразившая себя властелином мира.

Когда особенно Кутузов близок к простым людям, понимает их чувства? (Перед Бородинским сражением как верный сын своего народа он вместе с солдатами поклоняется чудотворной иконе Смоленской Богоматери, внимая словам дьячков: «Спаси от бед рабы твоя, Богородице!» и кланяется в землю, и прикладывается к народной святыне. В толпе ополченцев и солдат он такой же, как все. Не случайно лишь высшие чины обращают на него внимание, а ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжают молиться.)

Учитель: что говорит о близости Кутузова к народу? (Запись в тетрадь: миром молятся накануне Бородина на Смоленскую икону солдаты и мужики-ополченцы вместе и на ровне с Кутузовым: «Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него продолжали молиться».)

Учитель: (о равнодушии Наполеона к судьбам окружающих) Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своём эгоцентризме (эгоцентризм – крайняя форма проявления эгоизма).

Эпизод «Наполеон во время встречи русского дипломата Балашова» (том 3, часть 1, глава 6).

Учитель: какова сущность Наполеона? (Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к высшее касте, чем простые смертные, - это и есть сущность Наполеона.

Эпизод «Наполеон на Поклонной горе» (том 3, часть 3, глава 19).

Учитель: каким предстаёт перед нами Наполеон? (Запись в тетрадь: человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. Для Наполеона главное – он сам, его неповторимая личность. Ему свойственна мания величия, он убеждён в собственной непогрешимости. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.)

Учитель: поговорим о Кутузове, о проявлении мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска. В 1805 году Кутузов спасает русскую армию от гибели. В чём проявилась полководческая гениальность Кутузова? (Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение союзника далеко не благополучно и поэтому должен был проявить критичность и осторожность ко всем предложениям австрийского командования. Прогноз Кутузова оправдался. Вскоре явился генерал Мак без армии. Это укрепило решение Кутузова не подчиняться сумасбродным приказаниям, а принимать меры к спасению армии. Кутузов решает идти на соединение со второй армией, идущей в Австрию из России. Помешать могла французская армия, идущая из Вены. И тогда армия Кутузова обречена на гибель.)

Какую задачу поставил Кутузов перед генералом Багратионом? (Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжении суток всю неприятельскую армию. Это время было необходимо Кутузову для того, что бы вывести обременённую обозами армию из-под удара в трое превосходивших сил французов. Багратион справился с поставленной задачей.)

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Меню статьи:

Обращаясь к характеристике таких персонажей, как Кутузов и Наполеон, заметим, что писатели черпают вдохновение из мира собственных фантазий и грез. Но их также интересует история. По этому же пути пошел и Лев Николаевич Толстой, когда выписал в романе «Война и мир» исторических лиц – наравне с плодами воображения. На страницах романа получили альтернативную жизнь российский император Александр и великий генерал Петр Иванович Багратион, блестящий военачальник Михаил Илларионович Кутузов и французский полководец, правитель Наполеон Бонапарт. А также другие существовавшие в реальности лица.

Кутузов и Наполеон представляют две линии разворачивания войны. Часть мира посвящена обыденной жизни, поиску ответа на вопрос о личном счастье, романтическим отношениям. Раздел же войны включает вопросы о духовных поисках и социальных проблемах, о войне 1812 года, которая чем-то отличалась от других военных действий. Отличалась. Вот только чем? На эти и другие вопросы старается дать ответ автор романа-эпопеи, выписывая образы персонажей.

Метод литературы: содержательная антитеза

Антитеза в литературе появляется там, где автор использует противопоставление: описывает полярные вещи, обращается к бинарным оппозициям. Бинарности, как известно, – основа мифологического сознания. Как бы человек не отрицал, что поддается влиянию мифологий (здесь используется определение Ролана Барта), но влияние на нас мифов очень сильно. А соответственно и бинарных оппозиций.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Роман Л. Толстого строится таким образом, что читатель симпатизирует Кутузову, а к Наполеону, наоборот, у него возникает антипатия. Если таких персонажей, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова писатель обрисовывает в деталях, то полководцы предстают героями, впечатление о которых складывается у читателя по мере прочтения текста. На это впечатление влияет не авторская характеристика фигур, но действия и решения. Также обратим внимание на поступки, мысли, слова, осколочные описания внешности.

Но сделаем ремарку: образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» – это не те исторические деятели. Это художественное освоение действительности, а значит, и те личности, которые в действительности существовали, здесь представлены сквозь линзы такого освоения: некоторые качества скрыты, а другие, напротив, слишком выпячены. С помощью такого приема автор преподносит читателю свою оценку персонажей.

Кутузов и Наполеон как главнокомандующие

Итак, оба героя руководят боевыми действиями во время войны 1812 года. Кутузов защищает собственную страну и землю от захватнических интенций Наполеона. Уже здесь у читателя возникает симпатия к российскому военачальнику, а к французу – как минимум неприязнь, а как максимум – даже ненавистное отвращение.


Но решение полководцы принимают не только о стратегии и тактике в битве. От их поступков зависят судьбы тысяч людей и их жизни. Однако во главе военной мясорубки герои тоже стоят по-разному: Кутузов – на равных с подчиненными, не считает себя отличным от солдат, не наблюдает бой, стоя на холме; второй же ясно очерчивает роль императора. Впрочем, Наполеон сам начинал как солдат, а потому у него осталась строгая дисциплина и высокие требования к себе. Но в порыве паранойи и в стремлении к безопасности допускает в палатку лишь избранных и близких соратников.

Портрет Кутузова

Простота, доброта, скромность – это черты Кутузова, которые особенно очертил Л.. Толстой. Однако такими же чертами обладал не только литературный персонаж-Кутузов, но и Кутузов-историческая личность. Высшее общество не принимало его: оно не признавало ни его самого, ни его методов ведения войны. Но с эффективностью тактики Михаила Илларионовича не согласиться было невозможно.

Фельдмаршал предстает на страницах романа усталым человеком: постарел, тело наполнилось болезнями, грузом – не только физиологическим, но и психологическим. Кутузов побеждает Наполеона наперекор всем, ведь окружение считало, что слепой на один глаз, больной старик-полководец не одолеет более молодого и активного француза. В Кутузове словно соревнуется жизнь – сама с собой: материя с формой.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться со статьей Л.Н. Толстого.

Л. Н. Толстой благоволит Кутузову. Мы видим, что писатель любит этого персонажа, он уважает его, выказывает ему понимание и сочувствие. Кроме этого, писатель восхищается Михаилом Илларионовичем. Кутузов – выразитель главной идеи романа, по задумке автора, а именно – «мысли народной». Поэтому Кутузов, а не Наполеон, здесь полководец народный.

Интересно, что Кутузов был назначен главнокомандующим не по воле российского императора, а вопреки ней.

Редкий случай, когда цель одного человека (Кутузова) совпадает с целью народа. Все, что делает Кутузов, все решения, которые им принимаются, исходят лишь из одной задачи – спасение отечества.

Кутузов появляется в романе во время разгара кризиса: русская армия потеряла Смоленск, Наполеон начал движение к Москве… Читатель видит полководца, примеряя «очки» разных людей: солдат, представителей партизанского движения, непосредственно автора «Войны и мира», а также Андрея Болконского.

Л. Н. Толстой останавливает внимание на образе Кутузова как «дремлющего старика». Кажется, что во время Аустерлицкого сражения, совета генералов в Филях, а также при Бородино он был пассивным и не принимал явного участия в событиях. Но это было видимостью: такова форма мудрости военачальника. Например, сначала Кутузов отговаривал императора Александра от битвы под Аустерлицем, но тот не прислушался к нему. Поведение генерала – последствие того, что осознавал: ничего уже не изменить и нужно не сожалеть, а думать над следующими шагами.

Портрет Наполеона

Французский император, кажется, победил еще до вступления в Россию: он молод, умен и хитер, полон жизненных сил. Он здоров и готов завоевать весь мир. Но вопреки этому, у читателя складывается совершенно иное видение Наполеона: ему не нравится французский полководец, но к старику-Кутузову, напротив, возникают теплые эмоции – в противовес мнению светского общества, выписанного в романе.


Наполеон Бонапарт был кумиром для той эпохи. Его воспринимали как гения, как великого и талантливого военного, как человека, сумевшего стать императором из простого солдата. Наполеону подражали, ему наследовали, завидовали. Все хотели занять его место. Но никто не хотел бы занять место Кутузова, ведь это была бы непосильная ноша для рядового человека, живущего собой и своими интересами, жаждущего славы. Кто же заметит здесь другие, присущие Наполеону черты? Например, высокомерие, хвастовство и позерство, фальшь, самообман, гордыню.

Но Наполеон был, в отличие от Кутузова, далеким от своих солдат. Его армия, по мнению Л. Толстого, была «кучкой мародеров», которых интересовали вещи, казавшиеся ценными. Между тем, в Кутузове мы находим ценности нетленные, которые нельзя украсть и увезти: это уважение к ближнему, равенство, справедливость, бескорыстная служба земле.

Таким образом, фигуры Кутузова и Наполеона – это люди одной профессии и цели. Лишь достигали они цели разными средствами. Если для Наполеона цель оправдывала средства, то Кутузов следовал идеям И. Канта: видел в людях цель, но «никогда не средство» (читатель обратил внимание, как Кутузов был озабочен проблемой отсутствия сапог у солдат), и также не ставил цель выше средств.

Роман «Война и мир» - один из самых популярных и известных произведений 19 века не только в России, но и во всем мире. Он был признан отечественными и европейскими критиками сразу после публикации. Все это благодаря невероятному таланту Льва Николаевича Толстова, который создал многогранное произведение, не имеющее аналогов в литературе.

Данная статья посвящена двум персонажам этого невероятного произведения. В центре нашего внимания будут Кутузов и Наполеон, которых представляет огромное идейное значение. Роман не будет правильно понят без понимания роли этих персонажей.

Творчество Л.Н. Толстого

Первое произведение, принесшее Толстому известность, - сборник «Севастопольские рассказы». В основу легли годы военной службы писателя во время Крымской войны.

Однако успех не побудил Толстого начать писательскую деятельность, напротив, через некоторое время он решает заняться сельским хозяйством и уезжает в Ясную Поляну. И уже здесь, после женитьбы, рождаются самые великие и известные произведения: «Анна Каренина», «Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресенье». В это же время Толстой открывает школу для детей всех сословий, включая крепостных, создает специальную азбуку.

Писателя обрывается в 1910 году на Всю свою жизнь Лев Николаевич пытался осмыслить мир и понять роль человека в нем. Его концепция о личности в истории нашла отражение в персонажах романа "Война и мир" (Кутузов и Наполеон). Сравнительная характеристика этих героев полностью отображает отношение самого писателя не только к причинам великих событий, но и к самой войне, а также к тем, кто ее начинает.

Роман «Война и мир»

«Война и мир» - роман, не имеющий прецедентов. Это уникальное произведение заслужило свой успех не только размахом описываемых исторических событий, но и тем, как Толстой сумел их преподнести. Светские приемы сменяются батальными сценами, образы царей и императоров чередуются изображением солдат. Писатель изображает все аспекты жизни России, от культурного до военного.

Особенно искусно Толстой подошел к изображению персонажей, прописав их до последней детали и мельчайшей чёрточки характера. Каждый герой - самобытный человек со своими достоинствами и недостатками. В том числе, Кутузов и Наполеон, сравнительная характеристика которых интересует нас в первую очередь, предстают на страницах романа совершенно разными личностями. Все их поступки вполне закономерны и связаны с их характером и представлением о мире.

Кутузов и Наполеон: сравнительная характеристика

В первую очередь необходимо отметить, что для Толстого Кутузов и Наполеон имеют четкую морально-нравственную оценку, которая и определила победу одного и поражение другого. По сути, исход войны - закономерная победа справедливости над бесчеловечностью.

Поэтому эти герои противопоставлены друг другу, как может быть противопоставлено только добро злу. Их внешность, речь, характер, манеры, устремления, переживания совершенно разные. Никаких общих черт не несут в себе Кутузов и Наполеон, сравнительная характеристика (цитаты представлены ниже) только подтверждает это.

Роль в истории: Кутузов и Наполеон

У Толстого было свое понимание Великий писатель считал, что решающая роль отведена народу, личность же, какой бы выдающейся она ни была, не в состоянии что-либо изменить.

Именно в этой концепции и заключено основное противоречие между Кутузовым и Наполеоном. Русский полководец не пытается управлять, он понимает, что все зависит от народной силы, и его роль - лишь организовывать и вдохновлять солдат. Бонапарт же, наоборот, считает себя хозяином положения. Он возомнил себя практически богом и делает все ради исполнения своего желания стать властителем мира. Его не волнует мнение его народа, Наполеон на своих солдат, ему нет дела ни до кого, кроме себя.

«Кутузов и Наполеон: сравнительная характеристика»- сочинение на подобную тему может быть начато как раз с сопоставления отношения полководцев к своим солдатам, так как в этом выражается и их отношение к своему народу. Ласковый, по-отечески заботливый Кутузов и самовлюбленный, безразличный Наполеон - это главная характеристика этих героев.

Внешность Кутузова и Наполеона

Внешне Кутузов и Наполеон так же отличаются, как и внутренне. Кутузов, руководствуясь в своих действиях мудростью народа, практически всегда спокоен, нетороплив, прост в жестах и мимике. Он часто улыбается, «по-стариковски» ворчлив, открыт и лишен какого бы то ни было притворства. Его неторопливость связана с пониманием происходящего, Кутузов всегда знает, чем окончится сражение и к чему приведут споры.

Наполеон совершенно другой, его образ полон фальши, притворства и позерства. Он маленький, жирный, суетливый. Его улыбки неприятны, а речи притворны.

Как небо и земля отличнаются друг от друга с цитатами представлена ниже) только подтверждает это.

Характер Наполеона и Кутузова

Кутузова Толстой наделяет народной, истинно русской мудростью. Патриотизм, духовное богатство, человеколюбие и забота - вот главное в этом персонаже. Он знает, что война и смерть не могут быть оправданы. Поэтому сама природа, воплощенная в народной силе, старается не допустить гибельного начала. Кутузов ощущает свое единство с народом, осознает себя лишь частью великого целого и подчиняется ходу истории.

Наполеон, наоборот, возомнив себя исключительной личностью, жаждет непременно повелевать происходящим. Какие разные черты в себе воплотили Кутузов и Наполеон, сравнительная характеристика (таблица представлена ниже) подтверждает это. Бонапарт живет только для себя, его не волнует количество жертв и чужие потери, главное - добиться своего. Возомнив себя вершителем судеб, французский император продолжает заботиться о том, как выглядит. Толстой специально насмехается над ним, давая понять читателю мелочность и ничтожество Наполеона.

Кутузов и Наполеон: сравнительная характеристика. Таблица с цитатами

Кутузов Наполеон
Внешность

Лицо «пухлое, изуродованное раной», «светилось все светлее от старческой улыбки», «тяжело ступая».

«Ограниченный, счастливый от несчастия других взгляд», «круглый живот», «короткие ноги... жирные ляжки...».

Отношение к своей власти

«руководить сотнями тысяч человек не может один человек», «участь сражения решают не распоряжения главнокомандующего... а неуловимая сила, дух войска».

«власть зависит от славы, а слава - от побед" - открыто заявляет Наполеон. "Власть падет, если я не буду основывать ее на новой славе и победах...», «завоевание поможет удержаться на моем месте».

Отношение народа

Получение Кутузовым звания главнокомандующего «... произвело общие восторги в войсках... в народе. Россия ждала от Кутузова новых побед и новой славы».

«Он изгнал всякое представление о свободе из... своей империи - полнейшее безмолвие царило... хотел всем руководить, всем повелевать»

Вывод

Четко и однозначно изображены Толстым Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика кратко может быть выражена одной фразой: противостояние добра и зла. И тот, кто встал на путь разрушения, не заслуживает ни сострадания, ни понимания. Именно с этих позиций изображает сражение этих двух великих людей, с присущим ему идеализмом, Лев Николаевич.

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

Кутузов Наполеон
Портрет
Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.
Манера поведения
Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения). Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).
Отношение к солдатам
Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау). Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).
Цели деятельности
Защита Отечества Слава власть.
Тактика ведения боя.
Поддерживает дух войска. Властными приказами пытается руководить сражением.
Отношение автора
«Народный полководец», «спаситель отечества». Человек, у которого «помрачены ум и совесть»
Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Ответить на вопросы:

Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

  1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
  2. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
  3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
  4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
  5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

- Почему народ является ведущей силой истории?

В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.

Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.

ВЫВОД : Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.

1. Народ – воплощение нравственных идеалов.

2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

3. Движущая сила истории – народ.

4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»

Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.

- Согласны ли вы, что настоящая жизнь должна идти вне политики?

Какой видится Толстому человеческая натура? Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

- Приведите примеры многогранности человеческой натуры.

Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.

- Чем привлекает вас Андрей Болконский?

Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка».

- Какими деталями Толстой подчеркивает, что князю Андрею не по себе в салоне

А.Шерер?

- Когда Пьер Безухов спросил Болконского, зачем тот идет на войну, которую нельзя

назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?

Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо…- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы думаете, слава – это есть то самое главное, что необходимо человеку?

Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

- Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными.

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.

- Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

Образы полководцев Кутузова и Наполеона, созданные в эпопее Толстого «Война и мир», - яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими прототипами: автор «Войны и мира» не стремился к созданию их документально-достоверных портретов. Так, в романе опущены многие известные исторические факты, некоторые подлинные качества полководцев преувеличены (например, дряхлость и пассивность Кутузова, самовлюбленность и позерство Наполеона).
Оценивая русского и французского полководцев, как и всех других исторических лиц, Толстой применил жесткие нравственные критерии. Антитеза Кутузов - Наполеон является основной нравственной антитезой романа. Если Кутузова можно назвать «положительным» героем истории, то Наполеон в изображении Толстого - ее главный «антигерой».
Автор подчеркивает самоуверенность и ограниченность французского полководца, проявляющиеся во всех его поступках, жестах и словах. Портрет «европейского героя» иронический, предельно сниженный. «Потолстевшая, короткая фигура», «жирные ляжки коротких ног», суетливая походка - таков Наполеон в изображении Толстого. В поведении этого героя, его манере говорить сквозят ограниченность и самовлюбленность. Он убежден в своем величии и гениальности: «не то хорошо, что хорошо, а то, что ему пришло в голову».
Писатель подчеркивает контраст между завышенной самооценкой Наполеона и его ничтожеством. Возникающий при этом комический эффект - лучшее доказательство бессилия и пустоты исторического деятеля, «притворяющегося» сильным и величественным.
По мысли Толстого, Наполеон исполнял «жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая была ему предназначена». Вряд ли он смог бы вынести всю тяжесть этой исторической роли, если бы у него не были «помрачены ум и совесть».
Наполеон - глубоко несчастный человек, не замечающий этого только благодаря полному отсутствию нравственного чувства. Этот «европейский герой» нравственно слеп, не способен понять «ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение».
Прийти к «добру и правде» можно, по мнению писателя, только отказавшись от своего мнимого величия, но к этому «героическому» поступку Наполеон совершенно не способен.
Однако, несмотря на то, что Наполеон обречен сыграть свою «отрицательную» роль в истории, Толстой вовсе не умаляет его нравственной ответственности за содеянное: «Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния! ... Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу».
Антипод Наполеона - Кутузов - это воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». «Кутузовское», народное начало противопоставлено «наполеоновскому», эгоистическому.
Русского полководца трудно назвать «героем»: ведь он не стремится к превосходству над другими людьми. Вообще, Кутузов в изображении Толстого не соответствует традиционным представлениям о военном гении. Писатель сознательно преувеличивает дряхлость русского полководца. Так, главнокомандующий засыпает во время одного из военных советов. Это происходит не потому, что Кутузов хотел «выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было», а потому, что «дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности - сна».
Кутузов не отдает приказов, одобряя то, что кажется ему разумным, и отвергая неразумное; кажется, он ничего не предпринимает, не ищет сражений. На совете в Филях именно этот полководец внешне спокойно принимает решение оставить Москву, хотя это стоит ему ужасных душевных мук.
Толстой показывает, что, не пытаясь воздействовать на ход истории, Кутузов подчиняется логике исторического процесса, интуитивно прозревает высший смысл происходящего. Этим объясняется его внешняя бездеятельность и нежелание форсировать ход событий. Этот человек, подчеркивает писатель, наделен истинной мудростью, особым чутьем, которое побуждает его во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом «что должно произойти, произойдет само».
Источником «необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений», которой обладал Кутузов, стало его народное чувство. Это чувство, поставившее героя на «высшую человеческую высоту», он «носил в себе во всей чистоте и силе». Именно это чувство было признано в Кутузове народом - и русский народ выбрал полководца «в представители народной войны».
Наполеон победил почти во всех сражениях. Кутузов большинство сражений проиграл - русская армия потерпела неудачи под Красным и Березиной. Но, в конце концов, именно русская армия победила французскую армию, которой командовал «гениальный полководец» Наполеон.
Таким образом, истинное величие, по мнению Толстого, не измеряется никакими «лживыми формулами» историков, оно – в близости к народу и к самой сути жизни. Именно поэтому гениальность Наполеона оказывается на деле великой исторической ложью. Истинное же величие Толстой нашел в Кутузове, скромном труженике войны, человеке из народа и для народа.