Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Значение образа гриши добросклонова. «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка «легкий нрав»: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой. Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас. Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну. И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: «Но ты не погибнешь, я знаю!»…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке «честно нажитые гроши». От частных судеб герой переходит к изображению «всей Руси загадочной» – так рождается песня «Русь». Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: «Рать подымается – неисчислимая». Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за «блага бренные». Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти. Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, «тесный, но честный». По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит «путь славный, … чахотку и Сибирь». Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова «правда великая» дарит ему такую радость, что он бежит домой, «прыгая» от счастья и ощущая в себе «необъятные силы». Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о «божественной» – т.е. окончательно признав, что на его стороне правда.

Тест по произведению

1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
2. Недосказанный рассказ о судьбе Ермила Гирина.
3. Образ Григория Добросклонова как будущего народного заступника.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана Н. А. Некрасовым как эпопея крестьянской жизни. Хотя крепостное право уже было отменено, это не решило всех проблем деревни, напротив, зачастую вольные мужики да и помещики, сталкивались с новыми затруднениями. Об этом и хотел рассказать Некрасов в своей поэме. Таким образом, сюжет и образы этого произведения могли быть только реалистичными. Однако автор ввел в поэму и сказочные мотивы: семеро мужиков, решивших узнать, кому лучше всего живется на Руси, поймали птенца говорящей птицы, которая за его освобождение дала им скатерть-самобранку. Благодаря этому волшебному предмету семеро крестьян могут спокойно отправиться в долгое странствие, в котором они надеются найти ответ на свой вопрос, вынесенный Некрасовым в название поэмы.

У каждого из странников, затеявших спор о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», имелось собственное мнение на этот счет:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незаконченной. Не всех из приведенного списка опросили странники. Им удалось поговорить с помещиком и попом. Большая глава посвящена судьбе русской крестьянки Матрены Тимофеевны, которая решительно заявила странникам, что среди русских женщин искать счастливую бессмысленно. Странники предприняли попытку поискать счастливого человека среди простых мужиков, таких же, как и они сами. Но «счастие мужицкое» все как на подбор — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Неожиданно один крестьянин рассказал им о Ермиле Гирине, пользующемся уважением и доверием односельчан и жителей соседних деревень:

Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего...

Ермил вышел из простого народа. В юности служил писарем в конторе управляющего имением князя Юрлова. Именно тогда люди и оценили его высокие моральные качества. Ермил бескорыстно помогал крестьянам, чем мог. Конечно, должность у него была совсем маленькая, но все-таки, как человек грамотный, он мог дать дельный совет, помочь составить просьбу, а для крестьян и это имело огромное значение. Особенно важно то, что Ермил не брал за свою помощь денег — ведь большинство чиновников, даже самых мелких, охотно пользовались своим служебным положением в целях личной наживы. За те пять лет, которые Ермил проработал в конторе, он и приобрел уважение крестьян, которые впоследствии избрали его бурмистром, сельским старостой.

Авторитет Ермила в народе не пострадал даже после того, как он один-единственный раз воспользовался служебным положением, чтобы избавить своего брата от солдатской службы. Поступок бескорыстного и честного Ермила не вызвал возмущения ни у кого, кроме матери крестьянина, взятого в солдаты вместо Митрия, брата Ермила: Молчим: тут спорить нечего,

Сам барин брата старосты

Забрить бы не велел,
Одна Ненила Власьевна
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!

Однако несправедливый поступок, который односельчане были готовы простить своему старосте, не давал покоя Ермилу. Угрызения совести чуть не довели его до самоубийства, и даже когда справедливость была восстановлена, он отказался от своей должности, публично покаявшись перед народом. Но народ по-прежнему доверял Ермилу. Об этом свидетельствует история с покупкой мельницы. За час произошло чудо: на клич, брошенный Ермилом, народ собрал сумму, которую нужно было внести сразу после торгов. А потом, когда Ермил вышел раздавать долги, никто не попытался взять больше, чем полагалось, хотя сделать это было очень просто — ведь в спешке Ермил не имел возможности записать, кто и сколько давал денег. Ермил честен по отношению к народу, и простые крестьяне точно также честны с ним. Он их не обманывал — народ его не подведет.

Этот человек выведен Некрасовым в главе, названной «Счастливые». Но если другие «счастливцы»: баба, получившая большой урожай репы, бывший любимый барский холоп; гордящийся своей «почетной болезнью», подагрой, — выведены поэтом со значительной долей иронии, то Ермил Гирин действительно счастливый человек в глазах Некрасова. Счастлив он не богатством, знатностью или властью, а тем, что он по мере сил старался облегчить жизнь простого народа. Только такой человек, по мнению Некрасова, вправе называться счастливым. Только вот в чем беда — выясняется, что Ермил попал в острог в связи с бунтом крестьян в соседнем селе. Точных обстоятельств автор поэмы не сообщает. Однако нужно отметить, что для Некрасова подобный поворот в судьбе «народного заступника» представлялся закономерным. Вот какую долю предрекает он другому счастливцу, Григорию Добросклонову:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но это Григорию предстоит в будущем. Пока же мы видим его недавним семинаристом, который трудится наравне с крестьянами. Бедность известна Григорию не понаслышке: его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». И в семинарии Григория и его брата Савву «недокармливал хапуга-эконом».

Беспросветная бедность, в которой вырос Григорий, нищета крестьянства ярко запечатлена Некрасовым в «Соленой» песне. На что купить соли — вот забота, с которой жила и умерла мать Григория. Любовь к матери, «батрачке безответной», память о ней, в сердце ее сына слилась с любовью «ко всей вахлачине», то есть к простому народу:

... лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.

И крестьяне доброжелательно относятся и к Трифону, к его сыновьям, которые держат себя просто, ничуть не кичась своей грамотностью. Простые труженики охотно делятся с дьячком и его семьей всем, чем бог послал. Только благодаря помощи крестьян Гриша и его брат выжили и выросли. Заветная мечта Григория — счастье простого народа: ... Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Именно Григория Доброскпонова считает Некрасов главным счастливцем, так как он чувствует свое единство с народом и полон решимости отдать жизнь в борьбе за улучшение положения простых людей, а это и есть идеал счастья для Некрасова.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель описывает тяжелую жизнь молодого парня Гриши Добросклонова. Гриша из очень бедной семьи, его мать тяжело болеет, и они плохо живут по всем меркам. Его детство и юность прошли в вечном голодании и суровости, именно это его и сблизило его с народом. Бедность не мешает Добросклонову быть чистым, справедливым человеком, он очень любит людей и становится на их защиту. Он надеется на то, что скоро все люди будут жить хорошо.

Гриша Добросклонов всегда боролся за народ и его благополучие. Для него было не важным богатства и блага, он хотел хорошей жизни для всех, а не только для себя. Добросклонов очень справедливый юноша и он считал, что все должны были воссоединиться и идти напролом к своей цели.

Некрасов описывает Добросклонова как сына всего народа и борца за справедливость. Гриша даже не боится пожертвовать своей жизнью для всего народа. Его жизнь ничто по сравнению с жизнями огромного количества народа. Добросклонов не боится тяжелой физической работы, он по жизни работяга и революционер за хорошую жизнь.

Гриша Добросклонов знает, что он не одинок в своей борьбе, ведь уже сотни людей борются, как и он за народ и Отчизну. Добросклонов не боится трудностей, он уверен, что его начатое дело увенчается успехом. В его груди пылает необъятное чувство уважения к своему народу. Он знает, что им придется еще много выстрадать, но в конце этого нелегкого пути их всех ждет успех.

Он видит, как многочисленное количество людей поднимаются вместе с ним на одну ступень и это придает ему еще больше сил и веру в победу. Некрасов описывает Гришу Добросклонова как человека, которому хорошо живется на Руси, он счастлив. Его любовь к народу и рвение сделать для них все и есть счастье.

Вначале поэмы мужики решают отправиться в путь и узнать, кому на Руси жить хорошо. Они ищут среди богатых и среди обычных людей, но никак не могут найти нужный образ. Некрасов же описывая Гришу Добросклонова считает, что именно так выглядит счастливый человек. Ведь Добросклонов является самым счастливым и богатым человеком. Правда богатство Гриши заключается не в дорогом доме и большом количестве денег, а в его душевности и духовном взрослении. Добросклонов счастлив от того что он видит что его народ начинает новую жизнь. Некрасов своей поэмой дал понять читателю, что богатство это не главное, главное это душа и самопожертвование ради остальных.

Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота - Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.

Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.

Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!

Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.

И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.

Вариант 3

Проблема произведения Некрасова была бы раскрыта не полностью, если бы не было такого героя, защитника крепостных, как Гриша Добросклонов. Он готов идти до конца в борьбе за счастье и права обездоленных крестьян.

Автор знакомит нас с народным героем в 4-ой части поэмы. У Гриши было тяжелое детство. Будучи сыном приходского дъячка, будущий герой был хорошо знаком с жизнью крестьян. Тяжелое детство скрашивалось пением Гришиной матери, песни которой впоследствии помогали ему радовать и воодушевлять простых работяг. Именно песни раскрывают внутренний мир борца за справедливость, и именно они показывают его любовь к русскому народу. Первая песня, с которой автор знакомит читателя, рассказывает нам о проблемах Руси. По мнению Добросклонова, Россию губят пьянство, голод, необразованность и, в первую очередь, крепостничество. За свою жизнь Гриша успел настолько сильно прочувствовать беды крепостных крестьян, что слова для песни сами вырываются наружу. Но кроме проблем, в песне высказывается надежда на будущее счастье и освобождение крестьян. Другая песня рассказывает историю о бурлаке, который после каторжного труда, тратит все свои деньги в кабаке. Третья песня, которая называется «Русь», выдает безграничную любовь героя к своей стране. Для него счастье – это когда счастливы крестьяне. Своими песнями Гриша Добросклонов пытается обратиться как к простым людям, так и к аристократам, призывая их ответить за беды крестьян.

Образ Григория – это образ народного защитника. Некрасов повествует нам о двух путей к счастью. Первый путь – это материальное богатство, власть. Второй путь – это духовное счастье. По мнению Добросклонова, настоящее счастье – это духовное счастье, которое может быть достигнуто только с помощью единения с народом. Герой избирает именно этот путь, который приводит его к «чахотке и Сибири».

Гриша Добросклонов – это молодой, целеустремленный человек, душу которого терзает несправедливость крепостной Руси. Его манят материальные богатства, он стремится поддержать дух народа, хочет пожертвовать жизнью ради будущего его любимой страны.

Автор поэмы хочет донести до читателя идею о том, что лишь борцы за счастье народа, такие как Гриша Добросклонов, могут привести Русь к процветанию. Потому что только они способны повести людей за собой, молодые, сильные революционеры, которым не безразличны проблемы простых людей.

Несколько интересных сочинений

    Каждая женщина заслуживает внимания. Когда наступает весна каждый мужчина стремиться отблагодарить женщину за ее красоту, труд и понимание и от чистого сердца поздравить ее с 8 марта

  • Анализ рассказа Платонова Юшка

    Произведение по жанровой направленности относится к небольшой новелле, написанной в реалистическом стиле, затрагивающей проблематику проявления в человеке милосердных и добрых качеств, а также существования на земле людской жестокости и черствости.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 8 класс и 3 класс

    Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • Каждый человек совершает ошибки вне зависимости от возраста и количества мудрости. Это неизменная часть жизни, уроки, через которые никто не вправе перешагнуть.

  • Описание внешности Тараса Бульбы 7 класс

    Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет.

Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

Еще конец страданию

Народному далек,

Еще далеко солнышко,

но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

В корректуре «Пира...», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье. Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо». В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет... («Зине»)

К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Он живет во имя того, чтобы землякам его

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно. Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века». Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути.

Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом... »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе. Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси...» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни. Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни. Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,

то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая». А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром...», пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия... ».

Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного». Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным. Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема. Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов. Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного. Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

«Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам. Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного...» и «Русь». Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

5 (100%) 3 votes