Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

М. Шолохов: личность и творческая судьба. Жизненный и творческий путь шолохова

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ШОЛОХОВА

1905, 24 мая - на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенская Ростовской области) у Александра Михайловича Шолохова и Анастасии Даниловны Кузнецовой (фамилия по первому мужу; в девичестве Черникова) родился сын Михаил. Отец - из купцов, родом с Рязанщины, из города Зарайска; мать - родом с Черниговщины, служила горничной в барском доме. Родители состояли в гражданском браке.

1910 - Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переезжают в хутор Каргинский.

1912 - Миша принят в Каргинское мужское приходское училище по второму году обучения.

1913 - А. М. Шолохов и А. Д. Кузнецова обвенчались (после кончины ее официального мужа, казака-атаманца). Миша «усыновлен» собственным отцом и записан как «сын мещанина».

1914 - из-за болезни глаз А. М. Шолохов увозит сына в Москву в глазную клинику доктора Снегирева. В столице Михаила определяют в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

1915 - отец переводит сына в Богучарскую мужскую гимназию в Воронежской губернии.

1918, июнь - немецкие войска подошли к Богучару, отец забирает сына из гимназии.

Осень - отдает сына в Вёшенскую гимназию.

1919, март - июнь - в Вёшенской вспыхивает Верхне-Донское контрреволюционное казачье восстание. Семья Шолоховых вновь переселяется в станицу Каргинскую, где в январе устанавливается советская власть.

1920 - будущий писатель работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, делопроизводителем в Каргинском станичном исполкоме. Играет в спектаклях Каргинского народного театра, пишет для него пьесы.

1921 - Михаил зачислен помощником бухгалтера Каргинской заготконторы.

1922, февраль - распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохов командирован в Ростов на продкурсы.

Май - после окончания курсов направлен на продовольственную работу в станицу Букановскую.

Октябрь - Михаил уезжает в Москву, чтобы продолжить образование. Поступить на рабфак не удается - не был комсомольцем и не имел комсомольской путевки. Работает в столице грузчиком, с артелью каменщиков мостит дороги, служит счетоводом, пробует свои силы в литературном творчестве.

1923 - начал посещать литературное объединение при журнале «Молодая гвардия» в литобъединении журнала «Молодая гвардия».

Сентябрь - первая публикация в газете «Юношеская правда»: фельетон «Испытание».

1924, январь - возвращается на Дон, в станицу Букановскую, женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчаются в церкви. Уезжают в Москву, где живут некоторое время.

Декабрь - в газете «Молодой ленинец» опубликован рассказ Шолохова «Родинка».

1925 - умер отец писателя. Знакомство с А. Серафимовичем, перешедшее в творческое содружество. В комсомольской периодике выходят рассказы Шолохова «Бахчевник», «Пастух», «Нахаленок» и др.

1926 - выходит первый сборник Шолохова «Донские рассказы», затем - «Лазоревая степь» с напутственным словом Серафимовича. Семья Шолоховых навсегда поселяется в станице Вёшенской. Писатель приступает к созданию романа «Тихий Дон».

1928, январь - журнал «Октябрь» при поддержке Серафимовича начинает публиковать первую книгу «Тихого Дона» (№ 1–4); в этом же году там печатается вторая книга романа (№ 5–10).

1929 - начало публикации третьей книги «Тихого Дона». Распространяются слухи о плагиате. Шолохов представляет черновики романа для ознакомления специальной комиссии.

Апрель - газеты «Рабочая трибуна» (24 апр.) и «Правда» (29 апр.) публикуют заявление комиссии, что слухи являются ложью и клеветой на Шолохова. Приостановлена публикация третьей книги романа - вожди РАППа обвинили писателя в оправдании Верхне-Донского восстания; на предлагаемые сокращения и исправления писатель не пошел.

1930 - Шолохов получает приглашение Горького посетить его в Сорренто. Выезжает вместе с Артемом Веселым и В. Кудашовым. Не дождавшись визы в Берлине, возвращается в Вёшенскую.

1931, январь - Шолохов посылает письмо Сталину о злодеяниях на Дону в ходе коллективизации.

Июнь - встреча Шолохова со Сталиным при посредничестве Горького, на которой положительно решилась судьба дальнейшей публикации третьей книги «Тихого Дона».

Запрещение первого фильма «Тихий Дон» по идейным соображениям.

1932, январь - завершается публикация третьей книги «Тихого Дона». Журнал «Новый мир» начинает печатать первую книгу романа «Поднятая целина».

Шолохов вступает в ВКП(б), принимает участие в борьбе с грубыми нарушениями в колхозном строительстве на Дону, обращается с письмом к Сталину, требуя расследовать дела тех, кто «издевался над колхозниками и над советской властью», и тех, кто направлял эти действия.

1933 - голод на Дону. В стремлении спасти земляков от гибели Шолохов шлет письма Сталину с просьбой о помощи.

1934, сентябрь - как делегат участвует в первом съезде Союза советских писателей, избран членом правления.

Поездка в Швецию, Данию, Англию и Францию.

1936, март - в Большом театре премьера оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» (либретто редактировал М. Булгаков). Критика Сталиным формализма в постановке.

Ноябрь - «Новый мир» начинает публиковать седьмую часть четвертой книги «Тихого Дона» (завершит в марте следующего года).

Шолохов включен в бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры. Избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939, март - на XVIII съезде партии Шолохов в речи высказал несогласие с установками власти на оправдание репрессий.

Декабрь - Шолохов избран действительным членом Академии наук СССР.

Февраль-март - последние главы романа публикуются в «Новом мире».

1941 - Шолохову присуждается Сталинская премия за «Тихий Дон» вопреки несогласию многих членов Комитета по премии.

Июнь - на второй день Великой Отечественной войны писатель перечисляет премию в Фонд обороны страны.

Июль - полковой комиссар запаса М. А. Шолохов становится военным корреспондентом газеты «Красная звезда».

Сотрудничал с «Правдой» и Совинформбюро.

1942 - Шолохов получает контузию при аварии самолета; многомесячное лечение.

Июнь - публикует рассказ «Наука ненависти».

Июль - при бомбежке Вёшенской погибла мать писателя; почти полностью утрачен архив (часть рукописей двух романов и письма).

1943, май - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из романа «Они сражались за родину».

1945 - Шолохов заканчивает войну в Восточной Пруссии. В мае выходят две его статьи: «Обращение к советской молодежи» и «Победа, которой не знала история».

1946 - отказывается от предложения Сталина возглавить Союз писателей. Избран депутатом Верховного Совета СССР. В Швеции выходит статья с предложением выдвинуть Шолохова на соискание Нобелевской премии.

1949 - обнародовано письмо Сталина 1929 года с критикой некоторых положений при описании Гражданской войны в «Тихом Доне», что повлекло за собой ряд насильственных переделок романа при переиздании, с которыми автор согласиться не смог.

1954, декабрь - как делегат второго Всесоюзного съезда советских писателей Шолохов выступает с программной речью об улучшении деятельности Союза писателей.

Февраль - речь на XX съезде партии с критикой отживших традиций в деятельности Союза писателей.

Начинают издаваться собрания сочинений Шолохова в «Молодой гвардии» и Гослитиздате. Выходит рассказ «Судьба человека».

1957 - на экраны выходит фильм «Тихий Дон» режиссера С. Герасимова.

1958, сентябрь - Шолохов начинает печатать в «Правде» главы из второй книги романа «Поднятая целина».

1959, сентябрь - поездка в США в составе делегации, сопровождавшей Н. С. Хрущева; отказ что-либо написать для сборника по итогам поездки. Выходит фильм «Судьба человека» режиссера С. Бондарчука.

1960 - в начале года отдельным изданием выпущена вторая книга «Поднятой целины». За роман Шолохову присуждена Ленинская премия.

1961, октябрь - речь Шолохова на XXII партийном съезде с острыми критическими замечаниями. Избран членом ЦК КПСС.

1962–1963 - Шолохов поддержал публикации лагерной повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете».

1965, декабрь - присуждение Шолохову Нобелевской премии за роман «Тихий Дон»; вручена в Стокгольме 11 декабря.

1967, июль - принимает в Вёшенской большую группу молодых писателей вместе с первым космонавтом Ю. Гагариным.

Писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1968, октябрь - направил Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу письмо с просьбой не задерживать по цензурным соображениям публикацию новых глав романа «Они сражались за родину».

1974, лето - встреча со съемочной группой фильма «Они сражались за родину»: режиссером С. Бондарчуком, исполнителями главных ролей В. Шукшиным, Ю. Никулиным, В. Тихоновым и др.

А. Солженицын разворачивает за рубежом кампанию по обвинению Шолохова в плагиате.

1975, май - торжественный вечер в Большом театре в Москве в честь 70-летия М. А. Шолохова; юбиляр отсутствует - инсульт.

1978, март - письмо Л. И. Брежневу с критикой положения дел в культуре; комиссия ЦК партии резко осудила это обращение.

1980 - присвоение Шолохову второго звания Героя Социалистического Труда.

1981–1982 - писатель ведет активную общественную деятельность, не оставляет мечты о создании военной трилогии. Ухудшение здоровья.

1983, июль - несмотря на тяжелую болезнь, завершает публицистические статьи и литературные заметки: «Читателям библиотеки „Родные нивы“» и «Обращение к болгарским читателям».

Сентябрь - последняя прижизненная публикация: обращение к писателям мира «Защитим жизнь пока не поздно!», опубликованное в журнале «Иностранная литература».

1984, январь - писатель находится в московской больнице с диагнозом «рак». Здесь же дает «добро» на издание собрания сочинений в издательстве «Художественная литература».

Февраль - возвращается домой в Вёшенскую. Отсылает в издательство телеграмму о назначении составителем издания младшей дочери М. М. Шолоховой-Манохиной с полномочиями восстановления некоторых политических купюр в «Тихом Доне».

23 февраля - Михаил Александрович Шолохов погребен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона.

Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий Владимирович

Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева 1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Денис Давыдов автора Серебряков Геннадий Викторович

Основные даты жизни и творчества Д. В. Давыдова 1784, 16 июля - В дворянской семье Василия Денисовича Давыдова иего супруги Елены Евдокимовны, урожденной Щербининой, родился сын Денис.1793, лето- Встреча 9-летнего Дениса с А. В. Суворовым.1798-1802- Жизнь в Москве. Первые

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Державин автора Западнов Александр Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля - в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил - будущий поэт.1750 - «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

М. Шолохов: личность и творческая судьба

Биография М. Шолохова окружена многочисленными легендами, слухами, сплетнями. С тех пор, как он вошел в литературу, не утихает интерес к личности писателя, к творческой истории его произведений, к их героям. О Шолохове написаны десятки монографий, тысячи статей во всем мире. При жизни писатель был обласкан всеми властителями советского времени – Сталиным, Хрущевым, Брежневым. Он стал лауреатом трех премий – Ленинской, Сталинской, Нобелевской, дважды был награжден звездой Героя социалистического труда. В постперестроечные годы, в настоящее время интерес к личности Шолохова и его наследию расходится по двум руслам. Одни исследователи стремятся доказать, что Шолохов – гений, а его «Тихий Дон» – бессмертное, гениальное творение, по своему художественному величию занимающее место в одном ряду с «Илиадой», «Дон Кихотом», «Гамлетом», «Фаустом», «Борисом Годуновым», «Братьями Карамазовыми», «Войной и миром». Другие, напротив, утверждают, что Шолохов – «ничтожно малая величина», конформист, прислуживающий режиму, а в конце своего пути – распавшаяся, творчески бесплодная личность. Исследователи, занимающие негативную позицию по отношению к писателю, считают, что платой за службу режиму, за компромиссы с властью, Шолохову со стороны этой власти были слава, почет, материальное благополучие. Но сам Шолохов расплатился за измену своей совести высокой мерой – «творческим бесплодием в расцвете своих сил».

Личность Шолохова, многое из его биографии останется загадкой. Сам он о себе рассказывать не любил, оставив одну единственную подробную автобиографию от 10 марта 1934 года. В самом ее начале писатель сообщил, что родился в 1905 году в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области. Среда, в которой вырос Шолохов, была «промежуточной». Это были не крестьяне, и не рабочие, и не казачество. Отец писателя «работал по найму», был постоянным служащим у купцов. Несмотря на немалые усилия, он так и не смог выбиться в купцы, хотя его отец происходил из купцов. Мать Шолохова была дочерью крепостного крестьянина, с 12 лет пошла в услужение к одной старой вдове-помещице. Шолохов был их незаконнорожденным сыном. В казачьей среде такого «нагульного», появившегося на свет вне брака ребенка называли «нахаленком». Только через восемь с лишним лет после рождения Шолохова его родители узаконили отношения. Об этом свидетельствует запись в метрической церковной книге Каргинского хутора, где провел детство Миша Шолохов. Казаки называли семью Шолоховых «иногородними».

В юности Шолохов был свидетелем трагических событий Гражданской войны на Дону. Все эти события отложились в памяти будущего писателя и преображенные его талантом вошли в дальнейшем в его роман «Тихий Дон», «Донские рассказы». Михаил рано повзрослел и обрел самостоятельность. С 1920 по 22-й гг. он перепробовал множество специальностей – от учителя начальной школы, журналиста до продработника. Как записал сам Шолохов в автобиографии от 1931 года, «с 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, а банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…». Этот период шолоховской биографии оброс всевозможными легендами. Рассказывают, что Шолохов не раз подвергался смертельной опасности. Однажды он был схвачен махновцами, но атаман пожалел его по малолетству, отпустив на свободу.

Осенью 1922 года Шолохов уезжает в Москву. Первое время работает чернорабочим, затем служащим, терпит многие лишения. Уже с 1923 года он находит связь с литературными кругами столицы, начинает посещать литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия». В это же время появляются первые шолоховские фельетоны и первый рассказ – «Родинка». В 1924 году Шолохов уехал из Москвы и поселился в своей родной станице Вешенскаой, где и прожил почти постоянно до конца своих дней.

В 1925-26 гг. в Москве вышли сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», получившие высокую оценку в советской критике. Особым почитателем таланта молодого литератора стал писатель А. Серафимович.

С 1926 по 1940-й гг. Шолохов работал над эпическим повествованием «Тихий Дон». В 1932 им был закончена первая часть романа «Поднятая целина», посвященного событиям коллективизации. Творческая история этого произведения до сих пор вызывает споры. Первоначально роман назывался «С потом и кровью». Однако вскоре это название было заменено более злободневным – «Поднятая целина». Сталин указывал о важности освоения целины. Большинство современных литературоведов считают, что книга была написана по спецзаказу. В ней утверждается не народная правда, а классовая, партийная идея. Шолохов талантливо, что проявилось, прежде всего, в умении передать народную речь, показал, что крестьяне якобы приняли колхозы как самый верный путь для осуществления своих надежд на новую жизнь. Тогда произведения, заставлявшие усомниться в верности идее коллективизации, бесспорно, не издавались. Часть литературоведов, напротив, проводят мысль о том, что «Поднятая целина» Шолохова истолковывается слишком тенденциозно, вследствие чего не замеченным остается глубинный психологический подтекст, сцены изображения трагизма крестьянства, его сопротивления насильственной коллективизации. Данная точка зрения подкрепляется фактами из шолоховской биографии. В годы коллективизации Шолохов много ездил по хуторам и станицам, встречался с крестьянами. Писатель знал об их лишениях, был свидетелем преступной бесхозяйственности партийных работников. Обо всем увиденном Шолохов не боялся говорить открыто, выступал с обличительными статьями в периодике. О всевозможных перегибах в организации колхозов он писал даже лично Сталину. В родном краю писатель заслуженно удостоился славы народного заступника, простые люди шли к нему со своими просьбами и жалобами. Существуют версии, что в 1937 году Шолохов находился на шаг от насильственной смерти, и только по счастливому стечению обстоятельств смог избегнуть ареста.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов, как и многие советские писатели, служил военным корреспондентом. В этот период им был написан ряд публицистических рассказов и статей. Один из самых известных – «Наука ненависти». С 1943 года была начата публикация романа «Они сражались за Родину», который так и остался незавершенным. В 50-е гг. Шолохов написал рассказ «Судьба человека». В 1960 году завершил работу над второй книгой романа «Поднятая целина». В 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии. На церемонии вручения произошло занимательное происшествие. Шолохов отказался, как следует, поклониться королю Швеции, что было положено по канону. Писатель-де головой двинул, но в другую сторону – вздернул. В заметке ТАСС с переложением американского корреспондента по этому поводу говорилось: «Казаки не кланяются, они никогда не делали этого и перед царями…». Исследователь Осипов из своего разговора с писателем привел интересную цитату:



«Как-то спросил у Шолохова:

Так ли это было?

Он ответил с лукавой усмешкой:

Мне протокол не к чему было нарушать. Я ничего такого не замышлял. У меня просто, наверное, другого выхода не было. Король в росте на голову меня превосходил. Ему кланяться можно… А мне как? Мне несподручно. Мне вместо поклона пришлось голову подымать…».

Быль иль небыль, но этот исторический анекдот несет в себе долю истины, раскрывая характер писателя.

В течение последних десятилетий Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего не написал. С 1969 года в печати не появилось ни единой новой страницы шолоховской художественной прозы. Замечено, что отход писателя от литературной работы был прямо пропорционален его возрастающей партийной активности. С1961 года Шолохов – член ЦК КПСС, с 1967 – генеральный секретарь СП СССР. Последние годы писатель почти безвыездно жил в своей родной станице, если не считать поездок в столицу и за рубеж. Многолетнее творческое молчание – одна из самых больших загадок сложной творческой биографии писателя. Одни исследователи пишут о надрыве как следствии противостояния Шолохова идеологическому диктату. Шолохов, согласно этой версии, жертва партийной «опеки». Другие видят в творческой смерти писателя заслуженную кару, приводят его обличительные выступления против А. Солженицына и других диссидентов. Шолохов предстает сервильным писателем, персонально отвечающим за грехи тоталитарного режима. Существуют и иные версии, каждая из которых не столько раскрывает, сколько создает еще большие проблемы в разгадке тайны вешенского отшельника.

Начало работы над романом-эпопеей «Тихий Дон» относится к осени 1925 года. Шолохов перепробовал множество вариантов заглавия. Один из них – «Донщина». В основу романа положен богатый и разносторонний материал: исторические источники, мемуарная литература, этнографический материал, то есть песни, пословицы, предания. Шолохов опирался на опыт Л. Толстого в его работе над романом «Война и мир». Главный обобщенный объект изображения в «Тихом Доне» – казачество. Не случайно это произведение называют «казацкой эпопеей». Жизнь казачества отражена не только на протяжении десяти лет (с 1912 по 1922), но и в историческом развитии. Это проявляется в рассказе о семье Мелеховых, повествование об истории которой начинается с деда Прокофия, участника русско-турецкой войны 1877 – 1978 годов. История казачества, уклад жизни и нравы этой среды отражены также в песнях, приводимых в тексте романа. В качестве эпиграфа выбраны строки старинной казачьей песни. Хронологические рамки повествования включают события I Мировой войны, двух революций и Гражданской войны. В «Тихом Доне» показано, как эти события «взорвали» мирную жизнь казачества, его традиционный быт.

В произведении переплетаются романное и эпическое начала. Черты эпопеи проявляются в наличии массовых сцен, широком панорамном изображении событий. В центре произведения – мысль народная, судьба народа, что является чертой эпопеи. Судьба казачества, показанная Шолоховым, раскрывает судьбу крестьянства и всего русского народа в переломную историческую эпоху. Романное начало связано с образами и судьбами основных персонажей. Сквозным сюжетно-композиционным стержнем в «Тихом Доне» является семейная хроника нескольких поколений семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Астаховых, представляющих разные слои казачества. Однако главное место отведено семье Мелеховых. Именно история этого рода дает наиболее яркое представление о быте, укладе жизни, нравах и социальной психологии казачества.

Главный герой – Григорий Мелехов. Этот образ объединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии произведения. Именно через частную жизнь Григория Мелехова, его судьбу Шолохов, главным образом, воспроизводит историческую судьбу казачества в период революции и Гражданской войны. Его путь полон мучительных сомнений, ошибок и трагических потерь. В образе главного героя запечатлены наиболее характерные черты казачества как определенной этнической среды: независимость, граничащая со своеволием, удаль и одновременно любовь к хозяйству, к труду. Григорий Мелехов соединяет черты воина и земледельца, что было характерно для типичного казака. Казаками с XV века называли тех, кто убегал в юго-восточные степи от помещиков. Казак – по-тюркски - значит удалец, вольный человек. Казаки занимались бортничеством, звероловством, были хорошими воинами. Они сохранили независимость от царя. Именно с Дона начинаются восстания Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Типичная психология казака проявилась даже в любви Григория к замужней Аксинье. Это грешная, преступная, роковая любовь-страсть. «Тихий Дон» – это одно из самых талантливых произведений мировой классики, раскрывающих силу подлинной человеческой страсти. Григорий и Аксинья, пожалуй, – самые яркие, колоритные и запоминающиеся образы. Их отличительные черты – импульсивность, эмоциональность, глубина переживаний, способность к большой самоотдаче. Неслучайно, что именно этим героям в станице Вешенской воздвигнут бронзовый памятник. Они изображены в пору их влюбленности: он – на коне, она – с ведрами поднимается в гору.

Григорий Мелехов показывается как носитель народной, жизненной правды. Шолохов не захотел следовать установившейся в советской литературе традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции и Гражданской войны. Григорий Мелехов остался на распутье между двух правд: правдой красных и правдой белых. Шолохов не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова в Красной армии. Пережив много горя, герой оказался духовно опустошенным, уставшим от крови и боев. В финале произведения он, словно блудный сын, возвращается к родному дому, к земле, от которой был оторван на долгие годы военным лихолетьем.

Роман-эпопея «Тихий Дон» прославил Шолохова, но эта слава принесла ему не только радость, но и страдания. Как при жизни, так и после смерти Шолохова широкое распространение получила версия о плагиате. Впервые она возникла в 1929 году. Многие писатели в силу разных причин усомнились в том, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать столь психологически тонкое и глубокое произведение. В Москве стали ходить слухи о том, что «Тихий Дон» написал белый офицер, а Шолохов нашел его рукопись и выдал за свою. В поддержку этих слухов выступили члены литературной группы «Кузница». С целью выяснения правды была создана комиссия, куда вошли члены РАППа. Над Шолоховым был организован своего рода «суд чести». От него потребовали предоставления черновиков, в результате изучения которых молодой писатель был оправдан. Члены РАППа выступили с заявлением о клевете на Шолохова, в котором говорилось, что в случае продолжения роспуска сплетен, клеветники будут привлечены к судебной ответственности. Однако волна слухов о плагиате, иногда неимоверно нелепых, не прекратилась. Версии о плагиате преследовали писателя всю жизнь, отравляли его существование. Шолоховский текст неоднократно подвергался тщательному анализу, писателя то оправдывали, то снова обвиняли. Версия о плагиаторстве была развита в 70-е гг. И. Н. Томашевской в книге «Стремя Тихого Дона». В ней были изложены давние гипотезы о том, что авторство большей части «Тихого Дона» принадлежит казацкому писателю Федору Крюкову, служившему в белогвардейской армии и погибшему в 1920 году. Среди яростных приверженцев версии о плагиате – А. Солженицын. В 70-е и в начале 80-х гг. норвежскими учеными шолоховский текст был подвергнут компьютерным методам исследования, в результате которых писатель вновь был оправдан. Среди основательных трудов, посвященных выяснению проблемы авторства, - исследование Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон»?» Автор, привлекая все сохранившиеся шолоховские черновики и рукописи, воссоздал творческую историю произведения и пришел к следующему выводу: «Когда читаешь и сравниваешь цитаты из сочинений двух писателей, то понимаешь, что не требуется никакой специальной техники, электронно-вычислительных машин для анализа, настолько все очевидно: нелепо даже предположить, что Федор Крюков переродился и на старости лет написал роман, всем своим строем, каждым словом и строкой не похожим на все, что сочинял десятилетия».

Тем не менее споры об авторстве «Тихого Дона» не утихают до сих пор. И быть может, справедливы в данной ситуации те литературоведы, которые вообще снимают проблему выяснения авторства, мотивируя свое суждение самим фактом существования этого гениального творения, достойного встать в один ряд с художественными шедеврами мировой классики.

Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенская в Ростовской области, на юге России. В своих произведениях писатель увековечил реку Дон и казаков, живших здесь и защищавших интересы царя в дореволюционной России и выступавших против большевиков во время гражданской войны.

Его отец, выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы, а мать, украинка, вдова донского казака, наделенная от природы живым умом, выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж.

Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию - и это несмотря на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону. С первых дней революции Шолохов поддерживал большевиков, выступал за Советскую власть. В 1932 г. он вступил в коммунистическую партию, в 1937 г. был избран в Верховный Совет СССР, а двумя годами позже - действительным членом Академии наук СССР. В 1956 г. Шолохов выступил на XX съезде КПСС, а в 1959 г. сопровождал советского лидера Н.С. Хрущева в его поездках по Европе и США. В 1961 г. Шолохов стал членом ЦК КПСС.

В 1922 г., когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы "Молодая гвардия", работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем. В 1923 г. в газете "Юношеская правда" были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете, - первый рассказ "Родинка".

Летом 1924 г. Шолохов вернулся в станицу Вешенская, где и жил, почти безвыездно, всю оставшуюся жизнь. В 1925 г. в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под заглавием "Донские рассказы". В "Истории советской литературы" критик Вера Александрова пишет, что рассказы этого сборника впечатляют "сочными описаниями природы, богатыми речевыми характеристиками персонажей, живыми диалогами", отмечая, однако, что "уже в этих ранних произведениях чувствуется, что "эпический талант Шолохова" не вмещается в узкие рамки рассказа".

С 1926 по 1940 г. Шолохов работает над "Тихим Доном", романом, принесшим писателю мировую известность. "Тихий Дон" печатался в Советском Союзе частями: первый и второй том вышли в 1928...1929 гг., третий - в 1932...1933 гг., а четвертый - в 1937...1940 гг. На Западе два первых тома появились в 1934 г., а следующие два - в 1940 г.

Главный, наиболее известный роман Шолохова "Тихий Дон" представляет собой эпическое повествование о первой мировой войне, революции, гражданской войне, об отношении к этим событиями казачества. Один из главных героев романа Григорий Мелехов - вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, - сражается сначала на стороне белых, потом - на стороне красных и, в конце концов, оказывается в отряде "зеленых". После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы.

Первоначально советская критика отнеслась к роману довольно сдержанно. Первый том "Тихого Дона" вызвал нарекания тем, что в нем описывались события дореволюционной жизни с "чуждых", как тогда выражались, позиций; второй том не устраивал официальных критиков, поскольку отличался, по их мнению, антибольшевистской направленностью. В письме к Шолохову Сталин писал, что не согласен с трактовкой в романе образов двух коммунистов. Однако, несмотря на все эти критические замечания, ряд известных деятелей советской культуры, горячо поддержали молодого писателя, всячески способствовали завершению эпопеи.

В 30-е гг. Шолохов прерывает работу над "Тихим Доном" и пишет роман о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации, проводившейся в соответствии с первым пятилетним планом (1928...1933). Озаглавленный "Поднятая целина", этот роман, как и "Тихий Дон", начал выходить частями в периодике, когда первый том еще не был закончен. Подобно "Тихому Дону", "Поднятая целина" была встречена официальной критикой в штыки, однако члены Центрального Комитета партии сочли, что в романе дается объективная оценка коллективизации, и всячески способствовали публикации романа (1932). В 40...50-е гг. писатель подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. завершил работу над вторым томом.

Во время второй мировой войны Шолохов - военный корреспондент "Правды", автор статей и репортажей о героизме советского народа; после Сталинградской битвы писатель начинает работу над третьим романом - трилогией "Они сражались за Родину". Первые главы романа увидели свет на страницах "Правды" уже в 1943...1944 гг., а также в 1949 и 1954 гг., однако отдельным изданием первый том трилогии выходит только в 1958 г. Трилогия так и осталась незаконченной - в послевоенные годы писатель значительно перерабатывает "Тихий Дон", смягчает свой сочный язык, пытается "обелить" носителей коммунистической идеи.

В 70-е гг. Александр Солженицын, осуждаемый членами партии (в т. ч. и Шолоховы) за критику социалистической системы, обвинил Шолохова в плагиате, в присвоении произведений другого казачьего писателя, Федора Крюкова, умершего в 1920 г. Тем самым Солженицын дал ход обвинениям, имевшим место еще в 20-е гг. и широко распространившимся в 70-е гг. На сегодняшний день, доказано авторство М. А. Шолохова, доказательством являются найденные рукописи, а также "Словарь языка М. А. Шолохова", вышедший к 100-летию со дня рождения писателя.

Произведения Шолохова остаются по-прежнему популярными у читателей. Переработав "Тихий Дон", он заслужил одобрение советской официальной критики; что же касается западных специалистов, то они считают первоначальную версию романа более удачной. Так, американский критик, выходец из России, Марк Слоним сравнивает "Тихий Дон" с эпопеей Толстого "Война и мир", признавая, правда, что книга Шолохова "уступает гениальному творению своего великого предшественника". "Шолохов, идя по стопам своего учителя, совмещает биографию с историей, батальные сцены - с бытовыми, движение масс с индивидуальной психологией, - пишет Слоним, - он показывает, как социальные катаклизмы влияют на судьбы людей, как политическая борьба ведет к счастью или краху".

По мнению американского исследователя Эрнеста Симмонса, первоначальный вариант "Тихого Дона" - это не политический трактат. "Это роман не о политике, хотя и перенасыщен политикой, - писал Симмонс, - а о любви. "Тихий Дон" - это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе". Отмечая, что герои переработанного варианта романа "реагируют на события 1917...1922 гг. в духе коммунистов 50-х", Симмонс высказывает мнение, что "тенденциозность окончательного варианта романа вступает в противоречие с его художественной целостностью".

Слоним утверждал, что "Поднятая целина", считавшаяся слабее "Тихого Дона", "не идеологическое произведение... это живо написанный, традиционный по манере роман, в котором отсутствует элемент назидательности". Симмонс с этим не соглашается, называя "Поднятую целину" "искусной советской пропагандой, тщательно замаскированной в художественном повествовании". Указывая на роль Ш. как пропагандиста и апологета социализма, американский литературовед Эдвард Браун, как и другие современные критики, отдает должное незаурядному мастерству Ш. - прозаика, автора "Тихого Дона" в его первоначальном варианте. В то же время Браун разделяет распространенную точку зрения, в соответствии с которой Ш. "нельзя отнести к числу крупнейших писателей, поскольку он написал слишком мало и немногое из им написанного достигает высокого уровня".

Первое упоминание о рукописи начальной книги "Тихого Дона" относится к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям некоторые главы романа. Первоначальный замысел охватывал только корниловский мятеж и назывался "Донщина". Однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества оказалось "не под силу" правдивому летописцу Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями. Одним из основных доказательств претензий было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий "Тихого Дона". Первая книга увидела свет в 1927 году благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича. Немного позже, в 1928 году, с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 году в журнале "Октябрь" печатается вторая книга "Т.Дона", в которую вошли главы отложенной когда - то "Донщины" Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги. Это видно из хроники её публикации:1929 год, журнал "Октябрь" №1 - 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается - без всякого объяснения редакции. В 1930 - 31 гг. появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 году "Октябрь" без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны, но в каком виде!.. Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 году, но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 году Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 году, заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 году выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 году Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения - через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в "Донских рассказах", а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения - жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

  • 1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации "начала времён", т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания "нового человека". Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только "захватить всё", Но и "дойти до корня" в изображении и осмыслении жизни.
  • 2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно - временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев - ещё более протяжённый период времени). Место действия - Дон, Австрия, Петербург и т.д. - вся Россия, а странствия по ней - это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно - бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).
  • 3. Судьба народа - в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.
  • 4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально - семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности - на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.
  • 5. "Мысль народная" составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.
  • 6. В центре повествования эпический герой - Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.
  • 7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно - бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.
  • 8. Судьба человека "вписана" в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

III Основная часть.

Война - всенародное бедствие.

Не сохами - то славная землюшка наша распахана…

Распахана наша землюшка лошадиными копытами.

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен - то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

В советские времена имя этого писателя знал каждый школьник. Многие его произведения входили в обязательную программу по русской литературе с первого по десятый классы. Однако сегодня в школах ученикам не преподается полная биография Шолохова. Кратко дается описание его деятельности, однако этого недостаточно для того, чтобы составить полное представление о личности писателя. Многие из его произведений выпали из школьной программы. Однако это просто неразумно, ведь большинство рассказов, а впоследствии и более серьезные произведения, принадлежащие его перу, способствуют воспитанию у школьников. Почему же их перестали изучать в школах? Несомненно, они могут послужить в качестве дополнительного пособия к учебникам истории, описывая событиях прошлых лет с точки зрения очевидца. Об этих важных исторических фактах также повествует полная биография Шолохова. Кратко рассказать обо всех достижениях этого великого человека, который к тому же является лауреатом одной из самых авторитетных в мире премий - Нобелевской, просто невозможно. Его вклад в развитие советской литературы, да и в формирование общественного сознания, просто неоценим.

Шолохов Михаил Александрович. Краткая биография

Родился великий в 1905 году на Дону, в маленьком хуторе, в семье купца Александра Михайловича Шолохова и бывшей крепостной крестьянки Анастасии Даниловны. В 1912-м семилетний Михаил был отдан родителями в приходское училище для мальчиков. Проучившись здесь один год, он был отправлен в Богучарскую гимназию. С началом Первой мировой, а позже Гражданской войны его образование было прервано. В книге “Михаил Шолохов. Краткая биография” (после того как писатель получил Нобелевскую премию, о нем, о его биографии и о его произведениях были опубликованы множество изданий) содержатся слова самого писателя: "Я родился из на Дону". Это означает, что на становление личности писателя наибольшее влияние оказали именно картины этого времени.

Когда в 1919-м произошло Верхнедонское казачье восстание, 14-летний Михаил сохранил все события этого года в своей памяти и в дальнейшем описал их в романе «Тихий Дон». Через год он начинает зарабатывать на жизнь. Сначала преподает в сельской школе ликбеза, затем работает счетоводом, ну а потом За то что он самовольно решает снизить размер налога с бедняков, его судят, приговорив к смерти через расстрел. Вот это судьба, вот так биография. Шолохова кратко и с иронией в тюрьме называли "нахаленком". Здесь он ждал своей участи. Однако вскоре приговор, к счастью, заменили заключением в тюрьме. Отсидев свой срок, он решает поехать в Москву, где подрабатывает по-разному. Однако в столице он ощущает в себе непреодолимое желание писать. Его эссе, фельетоны и рассказы начинают печататься в прессе. В 19 лет он женится на красавице-москвичке Марии Петровне, с которой проживет до конца своих дней. А через год он, побывав на родине, пишет “Донские рассказы” и приступает к созданию “Тихого дона”, который в дальнейшем публикуется в журнале "Октябрь". М. Горький, прочитав это произведение, высказывается о молодом писателе как о талантливом профессионале. Затем Шолохов пишет “Поднятую целину”. Счастливым моментом в карьере писателя является признание его таланта Сталиным.

Отечественная война в жизни Шолохова

С началом Отечественной войны он становится Шолохов участвовал в Сталинградской битве, после которой он приступает к написанию романа “Они сражались за Родину”. За службу на фронте он получил боевые награды.

В 1965 году за роман "Тихий Дон" Шолохову присуждается Нобелевская премия в области литературы, а через 2 года он становится Героем Социалистического Труда. Позже писатель и публицист получает еще несколько престижных наград и премий. Последние годы своей жизни он вместе с супругой провел на своей малой родине, где и умер в возрасте 79 лет. Вот и вся биография Шолохова. Кратко, но содержательно.