Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В третьяковской галерее открылась выставка работ джорджо де кирико. «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Масштабная выставка в Третьяковской галерее

Джорджо де Кирико. «Орфей - уставший трубадур». 1970

В Третьяковской галерее 20 апреля 2017 года откроется первая в России масштабная выставка работ итальянского живописца Джорджо де Кирико (1888−1978) - изобретателя «метафизической живописи». На выставке представят произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» (1929).

Вниманию зрителей - более 100 произведений художника

Джорджо де Кирико. Свет и тень

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» - совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Fondazione Giorgio e Isa de Chirico). Работы для выставки предоставили Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А. С. Пушкина и частная коллекция из Швейцарии.

Экспозиция откроет ежегодный фестиваль искусств «Черешневый лес», который с 2001 года ежегодно проводится в России компанией Bosco di Ciliegi.

Джорджо де Кирико. Мастер

Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос, в семье итальянцев. Он обучался рисунку и живописи вначале в Афинах, а затем во Флоренции. Позже, в период своего обучения в Академии изобразительных искусств в Мюнхене между 1906-м и 1909 годами, де Кирико оказался под влиянием таких философов как Ницше, Шопенгауэр и Отто Вейнингер, а также художников Арнольда Бёклина и Макса Клингера. Первые работы, которые называют «метафизическими», художник создал в 1910 г. во Флоренции, куда он переехал с матерью и братом.

Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы

Также мастера очаровал «квадратный город» Турин, город Ницше, написавшем здесь в 1888 «Так говорил Заратустра». В 1911 году, приехав в Париж, художник сблизился с Пикассо, Дереном и Аполлинером, познакомился с творчеством Брака и Леже. Формальный же отсчет школы «метафизической живописи» ведется с 1917 года: проходя военную службу в тылу, в Ферраре, де Кирико подружился с художником Карло Карра, вместе с которым и развивал новые идеи, уже имея к тому времени собственный багаж сюжетов, живописной манеры и технических приемов.

Джорджо де Кирико. Сомнение поэта. 1913

Теоретические труды и картины раннего периода художника впоследствии стали мощным источником вдохновения для сюрреалистов. Выставка в Третьяковской галерее раскроет все грани творчества де Кирико: классическая «метафизическая» и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х - 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к живописи старых мастеров.

Джорджо де Кирико. Две фигуры

Зрители увидят многочисленные автопортреты де Кирико, а также совсем ранние картины, свидетельствующие о его увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (1827−1901). Большинство работ предоставлено Фондом де Кирико (Рим, Италия), основанным в 1986 году. По завещанию вдовы художника, Фонд получил большой корпус поздних его работ.

Джорджо де Кирико. Возвращение Улисса. 1968

Художник прожил долго - 90 лет, и сетовал на то, что, живя так долго и оказавшись современником Дали, не именовался гением сюрреализма.

«Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист - это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!»

Джорджо де Кирико. Желтая книга

Джорджо де Кирико - один из самых необычных мастеров XX столетия, творчество которого характеризуется последовательной сменой авангардных движений. И, в отличие от многих современников, последовательно раскрывающих свои идеи и увлечения во времени, он создал уникальную метафизическую вселенную, где работал над множеством идей.

Джорджо де Кирико. «Метафизический интерьер со статуей в профиль». 1962

По замыслу кураторов, произведения, вошедшие в экспозицию «Метафизические прозрения», предоставят публике возможность осмыслить влияние Джорджо де Кирико не только на европейских художников, но и на русских - в первую очередь, на Казимира Малевича. Последний не только трансформировал в своих поздних работах некоторые приемы и мотивы живописи итальянского художника, но и настоятельно рекомендовал изучение его творчества своим ученикам.

Метафизический интерьер с головой Меркурия. Джорджо де Кирико. 1969

Де Кирико отличался от других великих художников своего времени. Его стиль был одновременно универсален и ярок, а основными темами работ стали воспоминания, мечты и загадки мира. Этот стилеобразующий одарённый живописец оказал огромное влияние на таких мастеров, как Рене Магритт и Сальвадор Дали (к слову, выставка работ Дали в Санкт-Петербурге начинает свою работу в апреле 2017 года).

Поэт и художник. Джорджо де Кирико. 1975

«Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом оно приближается к сну и детской мечтательности».

Джорджо де Кирико

Джорджо де Кирико. Всадники в лесу

Впервые четыре работы де Кирико выставлялись в Москве в 1929 году, в 1930-х экспонировались
его рисунки и офорты. Искусствоведы считают, что влияние работ итальянского предтечи сюрреализма можно проследить в творчестве таких русских мастеров, как Александр Шевченко, Александр Дейнека, Вера Ермолаева.

Джорджо де Кирико. Печаль в глазах

Подробно эта тема освещена в уникальном издании, подготовленном к выставке
при участии куратора Татьяны Горячевой, куда также вошли статьи итальянских
исследователей творческого пути Джорджо де Кирико.

Джорджо де Кирико. Молодой человек и белый конь

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Государственной Третьяковской
галерее будет работать с 20 апреля по 23 июля 2017 года

Несмотря на то что Третьяковская галерея в первую очередь музей русского изобразительного искусства, это нисколько не мешает проводить здесь масштабные выставки зарубежных художников. Очередной громкий проект — первая в России экспозиция Джорджо де Кирико — основателя движения «Метафизической живописи» и предтечи сюрреализма. Работы итальянского живописца, скульптора и сценографа до этого экспонировались в России лишь однажды. Да и речь тогда не шла о полноценной выставке. В 1929 году четыре картины де Кирико были показаны в Москве в рамках экспозиции современного французского искусства. В 2017-м масштаб совершенно иной. В Новую Третьяковку (такое название теперь официально используют для корпуса на Крымском валу) привезли более сотни произведений художника, среди которых живопись, скульптура и даже театральные костюмы, которые итальянец создавал для балетов антрепризы Сергея Дягилева. С экспозиции де Кирико начинается Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» , который в этом году пройдет уже в 17-й раз.

«Выставка готовилась в течение двух лет, — рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Мы старались определить фокус, как мы представим этого художника в России. И нам показалось интересным показать де Кирико, чьи работы отсутствуют в российских музейных собраниях, в контексте нашей коллекции XX века. Кураторы выставки старались построить ее так, чтобы она дала представление о разных этапах развития творчества де Кирико и его важнейших темах. Так в двух залах музея оказались ранние картины художника, его классическая метафизическая живопись, полотна на античные сюжеты и в манере старых мастеров, а также автопортреты».

Джорджо де Кирико. «Автопортрет в черном свитере», 1957. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

пресс-служба «Третьяковской галереи»

Экспозиция Джорджо де Кирико получила название «Метафизические прозрения» . По словам куратора Татьяны Горячевой, оно «является ключом как к выставке, так и к творчеству художника в целом»​. «Метафизические прозрения — это перифраз высказывания самого де Кирико, который говорил, что у каждой вещи есть две стороны: обычная и метафизическая, — объясняет Горячева. — И вот эту метафизическую суть предметов человек может увидеть в особые минуты метафизического прозрения. Собственно, этим прозрениям и было посвящено его искусство». Главным мотивом, с которого началась метафизическая живопись де Кирико, стали виды пустынных итальянских площадей. Одну из самых ранних метафизических картин художника — «Полуденную меланхолию» — в Третьяковку привезли из парижского Центра Помпиду .

«Площадь Италии (Памятник поэту)», 1969

«Послеполуденная меланхолия», 1913

© пресс-служба «Третьяковской галереи»

«Орфей - уставший трубадур», 1970

© пресс-служба «Третьяковской галереи»

Кроме того, организаторы выставки ставили цель показать, как художник был связан с Россией. «Думаю, если бы де Кирико был жив, он бы очень обрадовался этой выставке, — отметил президент фонда Джорджо и Изы де Кирико Паоло Пикоцца. — И это не пустые слова, ведь с Россией его связывало очень многое». Начать хотя бы с того, что обе жены художника были русскими. А предложение попробовать себя в качестве сценографа первым де Кирико сделал Сергей Дягилев. Татьяна Горячева в своем эссе «Де Кирико и Россия» вспоминает одну курьезную историю о русском поваре художника Владимире. Создавая в поздние годы для продажи многочисленные копии своих ранних произведений, де Кирико доверял ему красить небо на своих холстах.

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» открыта с 20 апреля до 23 июля 2017 года.

«Орфей - уставший трубадур»

© Джорджо де Кирико

Физический наполовину

Вряд ли кто-то, глядя на автопортрет Джорджо де Кирико 1945 года, где он изобразил себя обнаженным, скажет: «Какая превосходная физическая форма!» Скорее: «Какая метафизическая форма!» Де Кирико всегда был стариком или преждевременно состарившимся ребенком - и оставался им всю жизнь. И как раз поэтому своим искусством он во многом обогнал время.

Например, изобрел в 1909 году в Милане метафизическую живопись вместе с братом Андреа, взявшим впоследствии псевдоним Альберто Савинио. Свои картины он называет «загадками» - и действительно пустынные площади, свет заходящего солнца, длинные тени напоминают таинственную, замершую атмосферу середины августа в римском районе Эур. Архитектура на картинах де Кирико предвещает архитектуру периода фашизма: рациональную, выхолощенную, холодную, словно рассчитанную на безлюдность или на то, чтобы перекочевать в столь же метафизические и таинственные фильмы Микеланджело Антониони. Однако в отличие от лент последнего, где время пусть очень медленно, но течет, в картинах де Кирико оно словно застыло. Перед ними невозможно заснуть, более того, от их холодной атмосферы у зрителя возникает странное чувство тревоги.

«Послеполуденная меланхолия»

© Джорджо де Кирико

На самом деле метафизика имеет мало общего с живописью. Ее придумал философ Аристотель, чтобы попытаться растолковать нам мир идей, а не историю искусства. Де Кирико воспользовался этим понятием лишь для того, чтобы решить, может ли картина рассказать о чем-то, что нельзя увидеть, - то есть об идее, которая существует лишь в нашей голове. «Загадка осеннего дня» (1909), изображающая Флоренцию похожей на Чернобыль через год после аварии, - на самом деле нечто большее, чем просто картина, это скорее состояние души, воспоминание, переживание, меланхолия или что-то, напоминающее титульный лист поэтического сборника Леопарди.

Де Кирико предпочитал изображению реального мира выдуманный. Ровно то же самое он делал в своей жизни: когда ему в ней что-то не нравилось, он просто делал вид, что этого не существует, или придумывал что-то получше. Например, метафизическую живопись он предпочел датировать 1910 годом, а местом ее рождения обозначил не Милан, а Флоренцию. Де Кирико не любил Милан, который напоминал ему развязную девчонку. Зато обожал Флоренцию и Турин - двух полнеющих синьор среднего возраста. Позже он найдет воплощение любимых Флоренции и Турина сначала в русской балерине Раисе Гуревич, на которой женится в 1924 году, а затем в Изабелле, Изе, еще одной русской эмигрантке, с которой он познакомился в 1932 году и уже не расставался до конца своей жизни. Иза была ему не только женой, но и менеджером и матерью, от которой художник зависел, как маленький ребенок. С ней он переехал в Рим, в квартиру на площади Испании, где прожил до самой смерти.


«Послеполуденная меланхолия»

© Джорджо де Кирико

Но перед этим де Кирико, как любой уважающий себя художник начала ХХ века, поехал в Париж, чтобы познакомиться с Пикассо и получить его одобрение, войти в окружение Аполлинера и сюрреалистов, поэтов и художников. В Париже его работы стали культовыми настолько, что им начали подражать даже такие художники, как Сальвадор Дали. Но когда он решил поменять стиль, то сразу же был изгнан за измену делу сюрреализма главой движения - поэтом Андре Бретоном. Который, по всей видимости, был к тому же весьма недоволен повышенным интересом парижских интеллектуалов к какому-то итальянцу.

«Внутренняя метафизика с головой Меркурия»

© Джорджо де Кирико

Лучшие работы де Кирико созданы им за десять лет, с 1909 по 1919 год. Потом он действительно начинает стареть, объявив себя антимодернистом, тем самым помимо воли оказавшись предвестником постмодернизма. Смысл этого непонятного термина, ставшего очень модным в середине 70-х годов, так никто и не смог толком объяснить - кроме того что он дает возможность смешивать понемногу разные стили, создавая произведения не очень хорошего вкуса, китч.

Как и большинство художников, де Кирико был понят с опозданием: его первая выставка открылась в Риме в галерее Bragaglia только в 1919 году. Но и на ней оказалась продана единственная картина, а Роберто Лонги, одно слово которого в те времена решало судьбу художника, обрушился на него с критикой. На самом деле Лонги не совсем ошибался. Картины де Кирико начали со временем терять ауру таинственности и слишком смахивать на иллюстрации к «Илиаде», порой напоминая сложные нагромождения.


«Археологи»

© Джорджо де Кирико

В 1935 году он уезжает в Нью-Йорк, где к нему приходит огромный успех и сотрудничество с Vogue и Harperʼs Bazaar. С началом Второй мировой войны возвращается в Европу и принимается писать автопортреты в костюме кавалера XVII века, таким образом вступив в свой «барочный» период и тем самым продемонстрировав то ли незаурядное чувство юмора, то ли ранние признаки слабоумия. Затем по подсказке супруги художник заводит скверную привычку ставить на картинах фальшивые даты, запутав под конец всех, включая самого себя, и перестав отличать фальшивки от подлинников. Стал ли он маразматиком или жуликом - мы никогда не узнаем, но когда ему попадалась собственная картина, уже переставшая нравиться, он писал на ней «Подделка» - во избежание недоразумений и тем самым
серьезно подрывая рынок.

Но время все же великодушно, и в 60–70-х годах, несмотря на обращение на рынке большого количества подделок с его подписью, наш великий художник начинает получать знаки внимания, почести, признание.


Его выставляют в престижных музеях. Он опять принимается писать во вновь вошедшем в моду стиле метафизики и создавать ужасные скульптуры из бронзы - обязательный этап для всех известных художников его поколения. Потеряв глубину, свойственную тайне, и мятежный дух молодости, де Кирико открывает для себя безмятежность старости и незамысловатую радость составления ребусов и шарад. Поэтому живопись последних лет скорее ребус, чем загадка. Его произведениями вдохновятся многие художники последующих поколений, в числе которых трансавангардист Сандро Киа. И даже Фумито Уэда, создатель PlayStation 2, воздаст должное де Кирико своими играми-бестселлерами Ico и Shadow of Colossus.

Уйдя в затворничество, играя себя самого, единственного персонажа из истории искусства, Джорджо де Кирико умер 20 ноября 1978 года в возрасте девяноста лет. Его метафизические площади к этому времени уже не будут пустынными: они заполнятся студентами и мобильной полицией. Вместо легкого западного ветерка сгустилась свинцовая тяжесть. Во времена революционного подъема никому более не нужны ни вневременная задумчивость архитектуры Джорджо де Кирико, ни его манекены.

“Полуденная меланхолия” (1913) - картина с таким романтическим названием открывает выставку, заставляя с первых минут уловить суть метафизической живописи. Зеленоватая пара артишоков на переднем плане, выглядящие как морские ежи или гигантский репей, своей обыденностью спорят с поделенной надвое светотенью таинственной площади, кирпичной кладкой стены и дымящей трубой. О чем эта картина - пытается понять каждый посетитель.

Уяснив смысл метода де Кирико, он уйдет с выставки, раскрыв для себя новаторский метод художника. По пути метафизики де Кирико шел долго. С 1910 по 1978 год. Изначально на формирование его взглядов большое влияние оказал Фридрих Ницше. “Я единственный художник на свете, который по-настоящему понял Ницше”, - заявляет мастер в документальном фильме, который покажут на выставке.

Ему оказалась очень близка идея “вечного возращения” на круги своя событий и явлений жизни в ее непрерывном течении. Именно поэтому метафизическая живопись смотрит внутрь подсознания. Де Кирико писал: “У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда…и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…

Впервые такое прозрение пришло к художнику в 1911 году, когда он стоял на площади Санта-Кроче во Флоренции. Любуясь монументом и базиликой, его вдруг посетило странное чувство поразительной новизны увиденного. После этого эпизода и родилась первая метафизическая картина “Загадка осеннего полдня” (1910). Далее художник ищет собственный язык для выражения этих подспудных метафизических идей. На его ранних полотнах привычное кажется призрачным, предметы вступают в парадоксальные связи и рушат понятия, перспективу, заявляя миру о своей сути. Мы видим множество пустынных площадей, одинокие статуи, безликие манекены, комнаты, заставленные предметами.

Этот важный и наиболее известный период творчества де Кирико на выставке представлен скудно: кроме “Полуденной меланхолии” из французского Центра Жоржа Помпиду - это буквально пара портретов и рисунков. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, это связано с тем, что нью-йоркский Museum of Modern Art, владеющий полотнами того периода, не участвует в подобном музейном обмене.

Богатство и многообразие экспонатов выставки

Однако последующие творческие эксперименты де Кирико можно увидеть достаточно широко. Это и подражание старым мастерам - Рубенсу и Ватто, вылившееся в целую череду автопортретов, и большое количество изображений с манекенами, и полотна с отсылом в античную мифологию.

Холсты, графика, скульптурные работы и театральные костюмы для дягилевских “Русских сезонов” - все это долгожданное богатство объединено названием выставки “Метафизические прозрения” и дает понимание художественного метода живописца, погружая в разные этапы творческого пути, начиная с программной метафизики 1910 годов, до неоклассики 1930-40 годов и поздней неометафизики.

Фото: Татьяна Золочевская

“Хронологически творчество де Кирико представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов” , - говорит куратор выставки Татьяна Горячева.

Названия разделов звучат так: ведение, история и миф, диалог со старыми мастерами, автопортреты и вечное возращение. Эти темы и раскрывают сполна смысл полотен.

Большинство экспонатов прибыли из Италии, их предоставил Фонд Джорджо и Изы де Кирико (второй супруги мастера). Среди прочих - крупнейший арт-дилер Давид Нахмад, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия) и другие.

Эта выставка, которую мы готовили полтора года - первая выставка де Кирико в России. До этого был проект 1929 года, где было показано всего три работы художника. Одно из произведений было куплено и хранилось в ГМИИ им. Пушкина, который сейчас любезно предоставил нам эту работу ”, - рассказала Зельфира Трегулова.

Неудивительно, что такому событию предоставлена потрясающая выставочная площадка. Новая Третьяковка (так называют теперь здание на Крымском Валу) выделила 2 этажа под эту внушительную итальянскую коллекцию. При входе посетители попадают на просторный балкон, справа на светло-серых стенах висят картины, а слева, бросив взгляд вниз, можно увидеть другой зал, расположенный на уровне первого этажа. Отсюда хорошо видны изящные белые полуарки, изнутри выкрашенные в разные цвета, в которых представлена графика.

В конце балкона, если свернуть направо, попадаешь в довольно вместительное вытянутое помещение. Здесь темные, почти черные стены контрастируют со светлой плиткой пола, и на этом фоне особенно эффектно выглядят расположенные по двум сторонам картины и стоящие по центру и в торце театральные костюмы в стеклянных витринах.

Личность художника, русские жены и балет

Любопытно, что Джорджо де Кирико себя ценил очень высоко. В одном из интервью 1978 года он называет себя “лучшим художником XX столетия”. В повседневной жизни он был склонен к театральным эффектам. Его первая жена Раиса Гуревич рассказывала, как на пути из Франции в Монте-Карло де Кирико специально оделся в доспехи воина, чтобы подняться на холм-место сражения галлов и римлян, и в таком виде преклонить колена в память о героях.

Обе жены художника - русские. С первой, упомянутой Раисой, они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого он делал эскизы декораций и театральных костюмов. Раиса была прима-балериной. Потом они поженились и жили в Париже.

Фото: Татьяна Золочевская

В 1931 году они расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у нее тоже были русские корни. Он прожил с ней всю оставшуюся жизнь и очень любил ее. На многих полотнах его муза предстает то в образе богини, то героини. Она организует выставки и после смерти супруга создает Фонд художественного и литературного наследия, завещая ему не только работы, но и прекрасный дом на площади Испании, где они прожили 30 лет. В этом доме теперь и располагается Фонд.

Куратор Фонда Джорджо и Изы де Кирико - Виктория Ноэль Джонсон поясняет, почему на выставке представлены театральные костюмы. Это никак не связано с первой женой-балериной: “Мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету “Бал” из коллекции британского Музея Виктории и Альберта.

Эти костюмы ручной работы, а на их изнанке вышиты имена танцовщиков. Они не стирались с 30-х годов, на них можно увидеть пятна пота, которые символически демонстрируют крепкую связь художника с Россией.

Что дал Джорджо де Кирико миру живописи

Задолго до Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико осознал и привнес важность подсознательного в мир живописи. Но его считают лишь “отцом” сюрреализма, некоейно отмечали некую осязаемую остановку времени и пространства на его полотнах. предтечей. “Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемую остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико ”, - объясняет Виктория Ноэль Джонсон. Он оказал огромнейшее влияние на творчество Магритта и Дали, вплоть до Казимира Малевича. Очень многие современные художники имеют параллели в своем творчестве с де Кирико.

Фото: Татьяна Золочевская

Искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. “Но если Пикассо олицетворяет суровость отца, то де Кирико - нежность матери ,” - пояснила на открытии выставки ее куратор с русской стороны, искусствовед Татьяна Горячева.

Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930 годы де Кирико, увидев его работы в парижском Осеннем салоне. “Они оба являются несущими опорами искусства XX века. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же ”, - рассказывает Виктория Ноэль Джонсон.

На выставке есть картины, раскрывающие это взаимовлияние. “Речь о двух картинах из серии “Римские женщины” - одна из московского Пушкинского музея, другую представил Музей Роверетто - на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры ”, - продолжает куратор Фонда. Моделью для них выступила первая супруга Раиса.

Фото: Татьяна Золочевская

Считается, что повлиял де Кирико и на творчество Энди Уорхолла. В 1950-60 годы Джорджо копирует сам себя, создавая несколько версий одной и той же картины. Виктория Ноэль Джонсон поясняет: “Это относится к таким хрестоматийным сериям, как “Разрушение муз” или “Площади Италии”. Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхолл ”.

В заключение хочется сказать, что эта грандиозная выставка при всем многообразии ценных экспонатов лишь приоткрывает зрителю весь Гений Джорджо де Кирико. Пытливые умы смогут до краев наполниться живительным знанием о метафизической живописи, а неискушенный зритель получит глубокое эстетическое впечатление от общего обзора экспозиции. Закончу словами самого мастера: ”Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное” .

«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» – так называется выставка, открывшаяся 20 апреля 2017 года в Новой Третьяковке, что на Крымском валу. Она продлится до 23 июля 2017 года и даст возможность российскому зрителю близко познакомиться со знаковой фигурой русско-итальянских взаимоотношений XX века, впервые после прижизненной выставки художника в 1929 году. Кстати, именно тогда ГМИИ им. А.С. Пушкина приобрёл его «Римлянок»…

Джорджо де Кирико (1888-1978) – итальянский художник, происходящий из старинной аристократиии – сицилийской по отцу и генуэзской по матери. Большую часть своей юной жизни он прожил в Греции, впитав в себя её античность.

Окружение православной греческой культуры, наверное, тоже дало о себе знать, и стало первым связующим звеном живописца с Россией. Помимо этого, он был дважды женат на женщинах, происходящих из России, и был дружен и сотрудничал с С. Дягилевым.


Идея показать в Москве выставку Джорджо де Кирико как важную для русско-итальянских отношений была высоко оценена В.В. Путиным и С. Маттареллой, Президентами обеих стран. Её реализация легла на плечи Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико, и была поддержана 5 музеями и частными собраниями Европы. Всего представлено 100 работ, включая театральные костюмы, эскизы, статуэтки и живопись.

Результатом усилий стало нечто особенное и масштабное. Как единодушно отметили организаторы выставки, Дж. Де Кирико был одним из великих художников XX века наряду с П. Пикассо. По словам итальянского куратора проекта Дж. Меркурио: «Де Кирико был убеждён в том, что искусство – это цикл, где всё возвращается и само искусство рождает искусство».

Едва ли не все известные образы античного искусства, средневековья и возрождения предстоят перед глазами зрителя, но всё это выполнено в особенной, не похожей ни на что авторской манере. Хотя выставка содержит 3 раздела, знаменующие собой путь де Кирико к метафизическому освоению мира через неоклассицизм, возрождение и ницшеанство, но античность не уходит с его полотен никогда, оставляя по себе символический след во всех работах.


На вопрос о том, национальный ли художник де Кирико или наднациональный О. Страда ответила так: «Конечно, он итальянская гордость, поэтому он итальянский художник. В то же время, он наднациональный. Тем более, что мы уже живём в границах Европы, более широкого понятия страны. И в те времена, не надо забывать, художники ездили в культурные столицы. В 1920-е годы таковой был Париж, затем – Лондон, после – Рим и Милан… Потому что все художники всегда стараются впитать в себя то новое, что есть.

Что касается де Кирико, то он много лет жил в Греции, его отец был инженером и он работал там. Поэтому, безусловно, вся греческая культура, греческая традиция – часть эстетического ландшафта де Кирико. Также он учился в Берлине, где в те годы был в моде модернизм. Но де Кирико не любил модное искусство, потому что он считал, что оно поверхностное. Он очень любил А. Бёклина, и некоторое время старался извлечь суть его искусства. Еще очень важным для де Кирико было знание философов того времени. Он всю жизнь читал Ницше и Шопенгауэра, и в его картинах часто отражаются философские мысли Ницше. Например, тема вечного возвращения».

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафорические прозрения» открывает собой фестиваль «Черешневый лес», организованный известной компанией Bosco di Ciliegi, её учредителем М.Э. Куснировичем. Де Кирико вошёл в его жизнь, в итальянский офис, в 1995 году в виде двух копий его картин – там запечатлелся в памяти и остался в ней. «Э-Вести», пользуясь случаем, спросил у Михаила Эрнестовича, насколько сегодня важен для нас и для нашей культуры де Кирико: «Я думаю, что он очень важен. Де Кирико себя «раскручивал» вглубь и ввысь, и предлагал это сделать зрителю. Там есть очень много, о чем поразмышлять: образы, сочетание плоскостей, объемов, цветов… Для взыскательного зрителя это то, что надо. Это не замечательные «мишки в лесу», не только это.

Все художники начала XX века пребывали в возбужденном состоянии, они чувствовали своё миссионерство и предвосхищали развитие такого огромного количества течений. Кто-то был предтечей сюрреализма, кто-то занимался футуризмом, кто-то – авангардным решением… Перед ними стояли вселенские, мироощущенческие проблемы, и вот поэтому, мне кажется, что через 100 лет и дальше – это остаётся современностью»…



Навигация по записям