Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Психологическая культура и образование. Психологическая культура человека

Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Березниковский филиал

Кафедра ОНД

Реферат по психологии

Тема: психологическая культура личности

Выполнил:

Студент группы ХТНВ - 04д

Куимов М.В.

Проверил:

Ст. преподаватель

Плетнёва Л.В.

Березники 2007

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание , наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по с амовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать человеку, и организацией деятельности по ее освоению.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Итоги научного и практического развития психологии в XX в. еще не обобщены, не осмыслены и тем более не интегрированы в собственную субкультуру. Разные методологические подходы к феномену человека, в частности и к феномену жизни, живого вообще, конфронтация двух основных парадигм, естественно-научной и гуманитарной, построение психологической науки, обретение психологией собственной практики, расширение ее влияния на многие области человеческой деятельности вызывают тревогу по поводу возможной утраты «культурного кода науки» (В.П. Зинченко). «Культурный код науки» транслировался в прошлом самими живыми его носителями, создателями оригинальных научных школ и направлений. Таким образом, представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Были выделены некоторые основные компоненты психологической культуры:

1) гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2) исключительная тщательность и внимание к фактам;

3) понимание относительности научных доказательств и выводов;

4) высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5) широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6) широкая гуманитарная культура;

7) речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8) миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1) широкое общекультурное образование;

2) потребность быть культурным человеком;

3) желание иметь психологическую культуру;

4) потребность быть носителем психологической культуры;

5) чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6) осознанность мыслей, чувств, поведения;

7) способность к проблематизации событий собственной жизни;

8) конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Длительное время культура рассматривалась как нечто внешнее по отношению к индивиду, все еще недостаточно изучены внутренние условия становления культурного опыта. Присвоение культуры осуществляется в ходе социокультурного развития индивида, и в этом процессе важное значение имеет индивидуальный опыт его жизни.

Тезис о взаимодействии и взаимовлиянии индивидуального и социального опыта применяется в качестве объяснительной модели в многочисленных исследованиях, посвященных самым разным проблемам психологической науки.

Не оспаривая безусловную справедливость данного подхода, важно особым образом выделить категорию индивидуального опыта человека . И главным образом потому, что в изучении становления всех культурных форм развития, в том числе и психологической культуры, индивидуальный опыт человека до сих пор не стал предметом специального исследования. Между тем мы полагаем, что именно этот опыт является одним из важнейших внутренних условий формирования психологической культуры. Долгое время внутренняя жизнь человека вообще не была специальным предметом исследований в психологии. Этот пробел восполнялся в других гуманитарных науках, и прежде всего в литературе.

Сложность изучения индивидуального опыта хорошо осознается современными исследователями. Он становится психологической реальностью лишь в прикладных областях, главным образом в психотерапии и клинической психологии. В своей практической работе психологи активно взаимодействуют с самыми разными гранями индивидуального опыта человека – опыта души, тела, духа, способствуют его проявлению, выявлению, осознанию, трансформации, развитию. В немедицинской модели психотерапии повышение и развитие психологической культуры клиента – важнейшее условие оказания ему помощи. И это не зависит ни от школы, ни от направления, к которому принадлежит практик. Несмотря на разнообразие используемых форм и языков, результатом становится персонификация и объективация психологического опыта человека.

В качестве наиболее значимого опыта индивида многие авторы рассматривают его детский опыт. Примечательно, что это уникальное образование исследуется и в контексте биографии индивида, и в случаях острого психологического кризиса. Установлено, что огромное значение в организации первичных доречевых форм опыта имеет общение с окружающими ребенка людьми и те отношения, которые у него складываются с ними.

Однако многие авторы подчеркивают, что не так важен сам опыт, как-то, что с ним (опытом) происходит. Он может быть «пустым», незаполненным, аморфным, как, например, у воспитанников детского дома, может привести к парадоксальным явлениям, развитию психологической устойчивости, к формированию копингповедения (о взрослых, помещенных в детстве в концентрационные лагеря, пишет X.Томэ), может быть жизненным сценарием или основой девиантного поведения.

И только под влиянием социокультурного опыта индивидуальный опыт вместо стихийного и неосознанного, не интегрированного и не связанного с генетически более поздними образованиями может «прийти в движение», быть преобразованным, трансформированным, развитым. По меткому выражению М.К. Мамардашвили, только «идеальная форма порождает реальную», «меняет горизонты движения», производит «окультуривание» нижележащих образований. Обобщенный и осознанный опыт собственной жизни создает условия для общей психической регуляции и личностного развития, становясь основой изменений и самоизменений субъекта.

Для повышения устойчивости субъекта по отношению к жизни важен не столько факт происшедшего, сколько превращение «внешних» событий жизни во «внутренние». Так закладываются основы потребности в человечности, формируется гуманистическая направленность личности. С одной стороны, случайные события могут быть преобразованы в значимые лишь при участии личности в собственной жизни, с другой – прошлый опыт является основой «богатства связей с миром». Личность опосредует собственную зависимость от обстоятельств своей жизни, результатом чего становится образование внутреннего мира человека.

Однако особенности проявления общественных закономерностей на индивидуальном уровне почти не изучены. Они трудны для изучения в силу того, что особенно велика здесь сила субъективного фактора. Вместе с тем различные формы опыта человека, в том числе и детского, имеют определенную культурную отнесенность. Об этом свидетельствуют активно развернувшиеся в последнее время многочисленные исследования, направленные на выяснение роли макро и микросоциальных влияний в становлении социально-психологических качеств личности. Большое внимание уделяется изучению социальной нестабильности в России и ее роли в процессах социализации ребенка.

В исследованиях была предпринята попытку выявить специфику детского опыта детей и взрослых в контексте происходящих в России социальных трансформаций. Под детским опытом понимаются не факты реальной биографии, а представленные в сознании и выраженные вербально яркие воспоминания о собственной жизни. Исследования основывались на высказывании М.К. Мамардашвили о том, что происшедшее может быть «раскручено» и что начало индивидуализации «во впечатлениях, позволяющих человеку войти в самого себя».

В индивидуальном детском опыте найдет отражение общекультурная ситуация в динамике ее изменений в современной России, в нем могут проявляться все важнейшие предпосылки для формирования психологической культуры ребенка: чувствительность к опыту собственной жизни, способность выявить и выразить собственные впечатления, а также их конкретная наполненность, отнесенность к миру людей, бытийному, событийному, природному или вещному пластам жизни.

Сравнение отраженности в сознании собственного детского опыта детей и взрослых позволило получить наиболее полное представление о психологической культуре взрослых и таких ее проявлениях, как рефлексивность, осмысленность, осознанность и конструктивность в реальной жизнедеятельности. Наряду с этим психологическая культура взрослых рассматривалась как-то «культурное поле», в котором происходит формирование психологической культуры ребенка.

В специально осуществленном экспериментальном исследовании были сопоставлены особенности личностного опыта детей и взрослых в контексте тех социальных изменений, которые произошли в России за последнее десятилетие XX в. Личностный материал, полученный в опытах с детьми 8–10 лет и взрослыми – педагогами и воспитателями в возрасте от 25 до 35 лет в 1988г., был сопоставлен с аналогичными данными, полученными в 1999г. Возраст испытуемых и профессиональная принадлежность взрослых были идентичными. Исследование осуществлялось с использованием метода анализа «Самого яркого детского воспоминания», специально сконструированных проективных бесед и рассказов, личностный материал был дополнен анализом «Рисунка семьи» Г.Т. Хоментаускаса.

Результаты исследования обнаружили высокую эмоциональную значимость для всех испытуемых собственного детского опыта. Мы встречали общее положительное отношение к заданию, ярко выраженный интерес к событиям прошлой жизни, стремление дополнить письменное задание устным рассказом о себе и установить контакт с экспериментатором.

Таким образом, можно констатировать, что воспоминания педагогов и их воспитанников свидетельствуют о большей эмоциональной устойчивости взрослых по сравнению с детьми. Однако содержание и качественное своеобразие детских воспоминаний у двух групп испытуемых характеризуется ярким сходством. Это касается также и того обстоятельства, что ни у взрослых, ни у детей не удалось выделить категорию жизненного успеха. Позитивная окраска воспоминания не была связана с направленностью на достижение и выделение себя как активного и энергетически «заряженного» субъекта. Социальная ситуация нашла яркое отражение в динамике представленности событий собственной жизни в сознании детей и взрослых. Эмоциональный фон, существующий в обществе, оказал влияние на тенденцию к регрессу к детству (у детей) и, возможно, сделал актуальным прошлое как источник ресурсности (у взрослых). Сходные проявления, обнаруженные в исследовании у детей и взрослых, позволяют охарактеризовать то «культурное поле», в котором происходит сегодня социализация ребенка. По-видимому, процесс социализации сегодня не менее актуален для взрослых, чем для детей.

Анализ индивидуального опыта детей, отраженный в невербальной продукции, позволил выделить два самых распространенных типа семьи: «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже»; «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к вам». От 1988 до 1999г. число первого типа семей сокращается в 1,5 раза, а число второго типа увеличивается в три раза.

В рисунках, относящихся к благополучному типу семьи, с течением времени снижается индекс сотрудничества близких с ребенком, нарастает рассогласование с наиболее предпочитаемой персоной и идентификация с ней. Уменьшается число изображений родителей – матери и отца, «Я-изображение» все чаще изолировано от других и несет на себе черты эмоционального неприятия, отвержения. В изображении себя к 1999г. все чаще встречается негативная окраска, но при этом «Я» ребенка приобретает черты самостоятельности, он все больше концентрируется на самом себе.

В неблагополучном типе семей вообще нет самых счастливых, ребенок активно подчеркивает свою изоляцию от близких, часто преуменьшает состав семьи, в два раза чаще изображает конфликтные ситуации. В таком типе семей полностью отсутствует сотрудничество. Рисунки позволяют констатировать, что в семье резко сократилось сотрудничество взрослых с детьми, упал индекс позитивных чувств, нейтральные эмоциональные состояния и негативные образы себя у детей становятся типичными. Эти данные вполне соответствуют фактам, полученным при анализе индивидуального опыта ребенка в предыдущей части исследования. Согласно нашим данным взрослые передают детям аморфно сложившийся и недостаточно осознанный, а потому неструктурированный опыт собственной жизни, который не является по-настоящему событийным. И в семье, и в школе дети, по-видимому, не общаются достаточно полно со взрослыми. Дефицитарность общения распространяется и на сферу взаимодействия со сверстниками, и потому детские контакты лишены событийности. Эмоциональная заряженность жизни ребенка находится за пределами школы, и это обстоятельство препятствует усвоению социокультурного опыта, столь редко и незначительно представленного в детских сочинениях.

Очевидно, пришло время обобщить, систематизировать и проанализировать полученные знания в данной области. В связи с этим важно определить поле и содержание деятельности психологов в новом ракурсе и направить усилия психологов на формирование психологической культуры личности. Формирование психологической культуры личности это целенаправленная превентивная работа психолога в специально организованных педагогических условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики.

Литература

    Леонтьев А.Н. Психология общения. Москва, 1997.

    Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. Москва, 1997.

    Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 1996.

    Журнал «Педагог» №3(2004).

    Попова М.В., Формирование психологической культуры личности, Просвещение, 1999

    сайт «Формирование психологической культуры личности»: http://old.prosv.ru/metod/egorova/index.html

Психологическая культура касается душевной жизни человека: мыслей, чувств, состояний, межличностного взаимодействия, т.е. психологической реальности. «Психологическая реальность - чувства, эмоции, мысли индивида и человеческой группы».

Психологическая культура: 1) система представлений человека о психологической составляющей окружающей его социальной реальности; 2) совокупность навыков по познанию особенностей межличностных отношений; 3) умение сообразовывать свое поведение с действиями других людей и со своим внутренним миром, со своими потребностями.

Психологическая культура включает в себя умение личности выделять психологическую реальность из окружающего мира, получать знания о психологической реальности, уметь действовать в этой психологической реальности в соответствии с полученными знаниями.

Психологическая культура проявляется в трудовой деятельности, во взаимодействии с другими людьми (межличностные отношения: совместная деятельность и общение), в самопознании и самовоспитании, саморазвитии самого человека.

Итак, психологическая культура отражает две стороны: 1) как человек может остаться самим собой, сохранить собственное «Я»; 2) насколько успешно человек может общаться с другими людьми.

Психологическая культура проявляется в трех сферах (аспектах): это психологическая культура деятельности, психологическая культура общения, опыт самоорганизации.

Психологическая культура деятельности связана с тем, что человек может:

Выделить психологическую реальность из структуры деятельности;
- отделять мотивы работы от осуществляемого поведения;
- связывать психологическую абстракцию с поведением.

Таким образом, психологическая культура человеческой деятельности - это «системное единство смысла действия, знания о нем и соответствующих умений, обеспечивающих его эффективную реализацию».

В психологическую культуру общения входит:

Умение получать знания о психологической реальности друг друга (о ситуации общения, о взаимных ценностях и целях, о психологических особенностях друг друга, о том, каким тебя представляет партнер);

Умение пользоваться этим знанием в общении, чтобы выстраивать эффективную коммуникацию. Отсутствие психологической культуры общения приводит к деструктивной коммуникации, которая разрушает межличностные отношения;

Умение предвидеть возможное развитие ситуации, связанное с поведением определенной личности, и смоделировать ближайшее будущее, которое может возникнуть в межличностном общении в силу разницы психологического состояния субъектов.

Психологическая культура самоорганизации включает:

Умение соотносить свои собственные действия со значимым эталоном, т.е. общепринятыми нормами. Это важнейшая характеристика личностного самоуправления;

Умение правильно вести себя в условиях нормативного конфликта. Нормативный конфликт - это ситуация, когда обстоятельства предъявляют к человеку противоречивые, а часто и взаимоисключающие требования. Данную ситуацию называют ситуацией неопределенности. В ситуации неопределенности человек должен уметь анализировать обстоятельства, определить к ним свое отношение, построить программу поведения в нетипичных условиях;

Способность к рефлексии, т.е. к анализу собственных мыслей и чувств. Рефлексия - это механизм самоорганизации и ядро психологической культуры. Психолог Ж. Пиаже доказал, что у маленьких детей нет способности к рефлексии. Ребенок не может встать в отношение к самому себе и проанализировать себя, свои мысли, чувства и поступки. Отсутствие рефлексии Пиаже назвал детским эгоцентризмом. Преодоление детского эгоцентризма происходит в процессе длительного умственного созревания ребенка, с изменением, усложнением условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическая культура личности - это «акт духовного напряжения индивида, в котором преобразованию («окультуриванию») подвергаются выделенные личностью структуры психологической реальности и связанные с ней действия».

Таким образом, психологическая культура личности дает возможность выстраивать эффективную коммуникацию между людьми, правильно ориентироваться в психологической реальности и влиять на свое собственное психологическое состояние и управлять собственным поведением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психологическая культура личности - комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.

1. Историческое формирование психологической культуры личности

психологическая культура личность

1.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры

Остановимся подробнее на историческом аспекте психологической культуры личности. Значительным явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество.

Мифология - это совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. В то же время, - это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология служила основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды.

Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы, развиваясь, становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться наряду с формами научного знания, соседствовать с научной логикой.

Согласно мифологическим представлениям, в мифическое время - время жизни первопредков, которое предшествовало историческому времени, была определена природа человека, его души и тела. Особым актом сотворения человека во многих мифах является наделение душой животного или вещи. В мифическое время были определены также образцы и санкции социального поведения. Порядок в природе и обществе поддерживается магическими духовными силами. Активизировать эти силы можно ритуалами, инсценирующими события мифического времени (особенно во время календарных праздников, инициаций (инициация - распространенный обряд посвящения юношей и девушек (обычный возраст - 12-15 лет, иногда и более) в полноправные члены рода, переход в группу взрослых.) и т.п.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и через сны.

В мифах душа часто связывается с воздухом, дыханием, ветром, бурей. По библейской мифологии, Бог вдунул в Адама дыхание жизни, и стал человек живою душою. Множественность проявлений жизнедеятельности определила представление о множественности душ человека: душа живущего и душа мертвеца (египетская традиция), светлая и темная части души (китайская традиция).

Распространено представление о существовании внешней души, которая покидает тело во время сна в виде животного, птицы или насекомого (нанайцы, чеченцы, бирманцы). По одним представлениям, после смерти душа находит прибежище в загробном мире, по другим, - возвращается в тотемический центр племени (к священному животному, растению, реже неодушевленному предмету, - прародителю племени), к мировому древу и т.п., т.е., возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплощается в новорожденного.

Считалось, что душой человека управляли духи - мифологические существа, причисляемые к низшим уровням мифологической иерархии, в отличие от богов, входящих в пантеон.

Духи делились на добрых и злых, на собственных духов (воплощавших душу человека), духов рода, духов семьи и духов предков. В ряде мифологий различались также духи-помощники, соотносившиеся с разными частями тела (дух лба, глазной дух и пр.). Во многих первобытных племенах было распространено представление, что человек обладает помимо собственной еще и "лесной" душой, воплощенной в диком животном или дереве (друиды), с которым он имеет некоторую психическую идентичность. Если "лесная" душа воплощена в животное, то такое животное становится человеку как бы братом. Отсюда представление, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает по реке, кишащей крокодилами. Если же душа - дерево, то оно имеет по отношению к человеку нечто вроде родительской власти. В обоих случаях ущерб, нанесенный "лесной" душе, истолковывается как повреждение самому человеку.

Давая возможность подойти к осмыслению действительности путем обнаружения и узнавания типического в многообразии явлений, миф позволял человеку переживать очень важное для него чувство единения, целостности, устойчивости мира. Некоторые мифы аналогичны иллюзиям восприятия, но это не умаляет их значения в картине мира отдельного человека. В когнитивном аспекте миф выступает средством усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.

Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами - неосознаваемыми базовыми схемами представлений и тенденциями к образованию общих для людей представлений, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т.д.

По мнению К.Юнга, некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексивное мышление, и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления.

Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной. Основой примитивного сознания являются образы: дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи (голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения), вошедшие во множество мифов, религиозных и философских учений и оказавшие воздействие на целые народы и исторические эпохи.

Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний, почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений возбуждают и охватывают людей возвышенными эмоциями через идентификацию с героем.

Роль архетипов заключается в том, что, будучи структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения они хранят опыт филогенетического развития человечества, обеспечивают человеку понимание мира, самого себя, других людей, единство человеческой культуры, преемственность различных эпох.

Архетипическое восприятие - это одна из реализаций обобщенности и осмысленности на верхних уровнях социальной перцепции. Оно является базисом и ориентиром в понимании групповой и индивидуальной форм поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков.

Архетип, связанный с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью и помогает ее понимать, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, т.е., те сюжеты, сказания, легенды, в которых он передается, более изменчиво и имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.

Одним из основных механизмов передачи психокультуры были и остаются ритуалы. Форма ритуального действа важна не меньше его содержания. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, они способствуют сплочению, позволяют отдельному индивиду ощутить свою групповую идентичность.

Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают уединение, периодическое одиночеств. Но для личности не менее важна и противоположная потребность - быть с другими и вести себя, как другие.

Ритуальные действа - праздники, карнавалы, шествия, танцы, совместная трапеза, удовлетворяют эту потребность, дают широкий спектр интенсивных и приглушенных эмоций, оказывают благотворное психологическое воздействие через эмоциональную разгрузку.

Рождение ребенка, совершеннолетие, вступление в брак, смерть являются значимыми для человека событиями, сопровождающимися насыщенными, интенсивными переживаниями. Для их когнитивного и эмоционального принятия требуется время и внутренняя работа. Ритуал, с одной стороны, помогает такой внутренней работе, предлагая исходные точки для осмысления важного события, с другой стороны, уравновешивает интенсивную внутреннюю работу адекватным объемом внешней поведенческой активности. В любое переживание вовлечены и душа, и тело, их активность должна быть согласована, что имеет важное психогигиеническое значение.

В истории человечества многие существенные черты психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния. Длительное время врачевание было не самостоятельным видом деятельности, а одним из аспектов практической деятельности конкретных людей, владеющих только теми приемами лечения, которые были ближе всего их деятельности, направленной на достижение иных, неврачебных целей.

Даже для профессионального врачевания не считалось необходимым владеть всеми основными приемами лечения, распространенными в данное время. Широко использовались магические действия, связанные с толкованием явлений неживой и живой природы, растительного и животного мира, закономерностей смены одних явлений другими и т.д. Уже в догиппократовский период важное место в лечении помимо разнообразных магических ритуалов, действий, символов начинают занимать приемы психологического воздействия специальной психотерапевтической направленности.

Так, например, лечение в асклепийонах (специальные храмы для врачевания в Древней Греции) на первой фазе предполагало шоковое воздействие на пациента, которого помещали в подвал и осуществляли различные действия, усиливавшие стресс. Такой способ является аналогом современной стрессовой терапии. Для излечения применялись различные магические акты, в которых здоровье человека приравнивалось целостности творимого космоса (сотворенного мира). Они были обращены к богам, духам-целителям связанным с космическими стихиями и порядком. Например, в заговорах против водянки упоминается божество водной стихии. Распространенный мотив заговоров - перечисление основных элементов и стихий мироздания и соотнесение их с частями тела человека. Психологическое воздействие в начальном периоде развития человечества имело ряд черт, общих для разных народов. Желаемое психическое качество формировалось через имитацию внешности того существа, у которого оно ярко выражено. Значительную роль в этом играли животные. Человек как бы заимствовал качества у животных, а животных наделял человеческими качествами. Считалось, что шкура хищника примерно так же полезна, как и сам хищник, находящийся на стороне человека. Надев шкуру льва или медведя, станешь таким же могучим и грозным как они. Защитить может не только живая змея, но и змеевик-оберег (амулет с изображением змеи). Преобладал критерий полезности, необходимости какой-либо вещи или действия. Принадлежность же ее элементов к различным мировоззренческим взглядам не имела значения.

Так в змеевике-обереге сочетались языческие и христианские символы. Противодействие осуществлялось по принципу однородности: страшное гнать страшным, злое - злым, змею - змеей. Затем однородность стала пониматься более обобщенно: змея может отогнать не только змею, но и беды, болезни. Направленность на устрашение, отпугивание в преодолении физических, душевных расстройств (тревога, болезнь), для предупреждения нежелательных событий, преодоления влияний враждебных сил сохранялась на протяжении многих столетий.

1 .2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур

Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. Это целенаправленное воздействие с сознательным использованием методов и достаточно ясным представлением результатов. В прежние века представители таких субкультур, как правило, не обладали какими-либо специальными знаниями. В настоящее время положение иное, но весьма различающееся в разных социумах.

Так, например, в нашей стране те, чья профессия предполагает работу с людьми и требует психологической компетентности, получают знания по психологии, которые, однако, фактически невозможно применять в профессиональной деятельности из-за их:

1) очень небольшого объема;

2) слабой систематизированности;

3) недостаточной практической направленности - за усвоением знаний редко следует формирование практических умений.

Нормативные каноны психологической культуры личности нельзя изучать без соотнесения с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Эти характеристики социальной группы обусловливают нормы регулирования и развития психики. Социокультурные традиции общества, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психологическая культура личности - все это явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны.

Поэтому "пересаживание" психологической культуры из одной общности в другую, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации, обречено на неуспех. К примеру распространенное в настоящее время в ряде социальных групп европейских стран освоение буддийской культуры саморегуляции вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия присущих буддизму принципов саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку эти принципы вступают в конфликт с формирующим компонентом психологической культуры европейских этносов, что на уровне отдельной личности приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

1 . 3 Проблемы формирования пс ихологической культуры личности . Психологическая культура и психическое здоровье человека

Рассмотрим связь психологической культуры с психическим здоровьем. В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.

Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь - Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.

Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.

Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.

Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.

Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.

Заключение

Итак, в настоящее время психологическая культурология находится в начале своего развития, обретает собственный понятийный аппарат. Источниками для изучения психологической культуры личности являются документальные, биографические и автобиографические произведения, этнографические описания и свидетельства, статистические данные, прежде всего в области медицины и педагогики.

В заключение приведем основные выводы:

1. Психологическая культура каждого человека является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.

2. Истоки психологической культуры личности - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах.

3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный, формирующий.

4. Психологическая культура личности является одним из формирующих личность человека факторов и входит важной частью в картину мира человека, в его самосознание.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста. Личность как социально-психологический облик человека. Виды и структура личности. Общая характеристика структурных элементов склада психики личности - интеллекта, чувств, воли.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Определение, структура и содержание психологической саморегуляции человека, особенности ее протекания в экстремальных условиях. Детерминанты эффективной саморегуляции человека, ее методы и основные принципы. Проведение тренинга саморегуляции личности.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    Теоретический анализ проблемы влияния культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей. Изучение сущности детской субкультуры. Психологическая культура родителей, как фактор формирования психологической культуры детей.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие "гуманитарная культура". Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности - ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

    реферат , добавлен 25.02.2014

    Характеристика воздействия общества и семьи (макро-, микросреды) на формирование одаренной личности. Особенности и условия появления политического лидерства. Изучение психологической грамотности, как фактора формирования психологической культуры личности.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.

Введение

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.

Состояние психического здоровья детей - это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

Понятие психологической культуры

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» -- риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов -- поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е.А. Климовым, Б.С. Гершунским, Б.С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

Понятие о психологической культуре. Основные виды, формы и уровни психологической культуры.

Понятие «культура» в переводе с лат. обозначает «возделывание»,«воспитание», «образование», «развитие», «почитание».Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе.Психологическая культура – тот уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям,к самим себе, к природе и т.д.Психологическая культура включает тот корпус культурно-психологических понятий и представлений, посредством которого личность общается и взаимодействует с другой личностью. Психологическая культура педагога – интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно- ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание детей, адекватное профессиональное самопознание и совершенствование, сбережение и укрепление психологического здоровья. Виды психологической культуры : теоретическая психологическая культура (теоретико- концептуальная) и практическая психологическая культура (психологическая деятельность).Формы психологической культуры: общая психологическая культура и профессионально-психологическая культура педагога, врача, юриста, инженера и т.д. Уровни психологической культуры : житейская психологическая культура и концептуально-теоретическая. Психотерапию можно рассматривать как средство формирования у клиента определенной психологической культуры. Принципы формирования психологической культуры:психологическаяпредобразованность ; вовлеченность;интроспективное проецирование;психотерапевтическое ожидание.

Психологическая предобразованность – это сумма, совокупность житейских психологических понятий, представлений, способов и умений, навыков психологической саморегуляции, приемов самовоспитания, а также методов межличностного взаимодействия, которые подрастающий человек приобретает стихийно в процессе социализации.

Соотношение концептуально-теоретической и житейской психологической культуры.Концептуально -теоретический уровень психологической культуры –это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Доконцептуальная психологическая культура (житейская) – это психологическая культура, которую народ создает допсихологов, без психологов и помимо психологов. В этом смысле каждый человек –психолог, и каждый сам для себя психологическая лаборатория. Формирование психологической культуры – это выстраивание методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры. Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т.д. Если какой-то психологический феномен не представлен ни в народном творчестве, ни в фольклоре, ни в произведениях великих поэтов и писателей, если этого там нет, то этого нет вообще. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не представлено в реальной человеческой жизни, то тем хуже для психолога. Поэтому между житейской культурой (доконцептуальной) и культурой психологической книжной(теоретической) существует очень сложное и интересное взаимодействие. Житейская психология существует в виде двух основных пластов, в виде житейских понятий и в виде реальных житейских способов личной саморегуляции и других форм психологической деятельности. Житейские понятия – это те самые понятия, о которых говорил Л.С. Выготский. Они обладают определенными свойствами, и в связи с тем, что их никто специально не вырабатывает, их усваивают стихийно в процессе непосредственного общения.


Изучение житейского психологического тезауруса, житейской психологической мудрости или нравственности – это очень важная, интересная задача, которую должны решать практические психологи. Мы должны знать, какая психологическая предобразованность у учащихся (детей), педагогов и родителей, что они знают, в какую почву мы «сеем»знания.

Психологическая культура личности в широком смысле – уровень самопознания человечества, объем и содержание психологических знаний, накопленных человечеством. Эти знания определяют взаимоотношения человека с самим собой, с другими людьми, с природой. В широком смысле психологическая культура – объединение психологического знания в системную целостность на основе абсолютных, общечеловеческих и гуманистических ценностей. Что касается узкого смысла понимания психологической культуры, то это система индивидуальных психологических представлений, понятий, умозаключений, а также спонтанного житейского опыта. Этот уровень индивидуальной психологической культуры является доконцептуальный, т.е.стихийно формирующийся в процессе социализации. Психологическая культура личности в узком смысле расширяется и углубляется в процессе специально организованного обучения. В этом случае индивидуальная психологическая культура приобретает системный целостный характер и становится регулятором отношений человека с самим собой и окружающими людьми. Таким образом, психологическая культура личности имеет 2 уровня: доконцептуальный и концептуальный . В генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:- психологическую грамотность;- психологическую компетентность;- собственно психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции. Психологическая культура включает в себя следующие основные компоненты: когнитивный (некоторая система психологических знаний о людях и о себе, умение применять их на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству); рефлексивно-перцептивный (наблюдательность,психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение); эмоционально-чувственный (богатство и действенность переживаний, развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации); коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию); регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция); подсистема опыта социального взаимодействия (умения и навыки социального взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения); ценностно-смысловой (нормы, ценности и отношения к ним, включенные в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть).Три последних компонента в этом многомерном психологическом образовании являются системообразующими, а ценностно-смысловой компонент в этой системе, кроме того, выступает стержневым, интегрирующим. Именно от него зависит подлинность и зрелость психологической культуры человека. Без нравственных убеждений и внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет формальным или наигранным и обманчивым. Психологическая культура является результатом не только социализации и образования, но также большой внутренней работы человека, работы по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума.

Зрелая психологическая культура, вероятно, - одно из наиболее гармоничных психологических образований. Она выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психологического здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.составляющие психологической культуры личности.

1. Психологическая грамотность. 2. Психологическая компетентность. 3. Ценностностно-смысловой компонент. 4. Рефлексия. 5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания. В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д. Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.

Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят. Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.