Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Первая консультация психолога с клиентом что делать. Техника психологического консультирования

Год издания и номер журнала:

Существуют разные модели психологического консультирования, различные теоретические подходы, им существуют самые разные способы проведения первичной консультации. Здесь будет представлен сформулированный в виде простых принципов обобщённый вариант проведения первичной консультации с клиентом, своего рода алгоритм, который может использоваться вне зависимости от теоретических предпочтений консультанта.

Первая встреча с клиентом всегда включает в себя ряд задач. К трём основным, тесно взаимосвязанным друг с другом задачам первичной консультации можно отнести межличностную, диагностическую и терапевтическую.

В межличностном плане задача консультанта состоит в установлении отношений с клиентом. Клиент прежде всего нуждается в искреннем и естественном в своих проявлениях стремлении консультанта войти с ним в контакт. Важнейшим условием возникновения психологического контакта между клиентом и консультантом является качество присутствия, то есть способность невербального выражения консультантом вовлечённости в беседу. Поскольку конгруэнтность и естественность - это прямая противоположность демонстрации фасада, такое поведение консультанта служит моделью, призывающей клиента к открытому и спонтанному самопредъявлению. Наряду с этим, ничто так не способствует самораскрытию клиента, как безусловное положительное отношение и эмпатия консультанта. Безусловное положительное отношение подразумевает безоценочное принятие жизненного опыта клиента, а также проявление теплоты и заботы. Эмпатия же обеспечивает клиента уникальным опытом эмоционального резонанса и совместного познания того, как он переживает свою жизненную ситуацию.

В диагностическом отношении задача консультанта состоит в определении проблем клиента и рабочих гипотез об их природе. Я придерживаюсь мнения, что вне зависимости от образования и теоретической ориентации консультант не может избежать необходимости формулировать гипотезы о проблемах клиента и принимать решения о том, что нужно сделать для улучшения состояния клиента. Иначе говоря, для того чтобы вести себя терапевтически, консультант прежде должен стать диагностом. Диагностическую оценку, на мой взгляд, полезно рассматривать как непрерывный процесс умозаключения, расширяющий текущее знание о клиенте. Этот процесс запускается уже в течение первичной консультации, заканчивается же он лишь с завершением консультативных отношений. На основе наблюдений за поведением клиента, отслеживания и осмысления собственных субъективных впечатлений от взаимодействия с ним, а также анализа содержания рассказанных им историй консультант начинает выстраивать рабочую модель внутреннего мира клиента и пригодную для данного случая терапевтическую стратегию.

И, наконец, терапевтическая цель консультирования состоит в том, чтобы создать в консультативной ситуации особые условия, благодаря которым клиент получает возможность решения своих психологических проблем. Терапевтической же целью первичной консультации является демонстрация консультантом терапевтической позиции - непосредственного отклика на насущные потребности клиента. Даже тогда, когда это не очевидно на первый взгляд, стоит помнить о том, что очень часто клиент обращается за психологической помощью в состоянии кризиса. Неоднократные попытки клиента самостоятельно решить ту или иную жизненную проблему потерпели крушение, что и заставило его обратиться за психологической помощью. Клиент приходит с надеждой, однако в этой весьма неопределённой для него ситуации он также испытывает сильную тревогу. Он страстно надеется на помощь в удовлетворении его насущных потребностей, но одновременно с этим опасается, что их открытое предъявление приведёт лишь к фрустрации и повторению такого знакомого ему опыта боли и безнадёжности. Чувства надежды и страха влияют на поведение клиента: он одновременно и открывает и скрывает свои потребности, причём и то, и другое может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Задача консультанта при этом состоит в том, чтобы продемонстрировать готовность эмоционально откликнуться на психологические нужды клиента и отнестись с пониманием к проявлениям сопротивления их выражению.

Начало консультации

Представьтесь
Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени
Используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное
Используйте открытые вопросы
Используйте активное слушание, повторение и прояснение
Отмечайте и суммируйте жалобы клиента
Планируйте степень контроля и активности

Середина консультации

Используйте прямое проявление контроля
Представляйте каждую новую тему
Начинайте каждую тему с открытых вопросов
Используйте закрытые вопросы в конце темы
Суммируйте, если потеряно направление
Обращайте внимание на новую информацию

Избегайте жаргона

Для выражения гипотез используйте пробную интерпретацию
Если сообщения клиента содержат противоречия, используйте конфронтацию
Для стимуляции выражения эмоций используйте
отражение чувств и обратную связь

Завершение консультации

Суммируйте содержание беседы
Продемонстрируйте готовность услышать о насущной потребности
Спросите о соответствии происшедшего ожиданиям клиента
Дайте информацию или профессиональную рекомендацию
Обсудите следующий шаг

Начало консультации

Способ, каким можно начать первую встречу, завит от обстоятельств и состояния клиента. В любом случае в начале по возможности стоит сообщить о цели встречи, а также времени, которое она может занять. После этого можно задать первый вопрос. Чтобы вовлечь клиента в рассказ о себе, начинайте с открытых вопросов, на которые нельзя ответить "да" или "нет", например, "По какой причине вы решили обратиться к психологу? или "С чего бы вы хотели начать?" Если ответ на первоначальный вопрос недостаточно подробен, можно сформулировать следующий открытый вопрос: "Не могли бы вы больше рассказать об этом?"

Хорошим средством установления контакта с клиентом является поощрение. Поощрения - как невербальные (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.), так и вербальные (фразы типа "Да", "Я слушаю", "Расскажите мне больше об этом") могут казаться банальными, но при их уместном использовании в контексте беседы, они стимулируют речь клиента и поощряют его к самораскрытию.

Начальная фаза консультации - это время активного приглашения клиента к рассказу о причинах, приведших его на консультацию, однако это не значит, что в случае пауз консультант должен тут же их заполнять. Длительные паузы действительно нежелательны, так как могут вызывать тревогу и раздражение. Во время же коротких пауз клиент обычно чувствует, что вы думаете о его проблеме, и часто сам добавляет новую значимую информацию. В эти естественные перерывы полезно обобщить то, что вы уже узнали, это помогает сделать осмысленный следующий шаг.

Внимательное слушание изложения клиентом его проблем и понимание их субъективной картины, то есть того, как клиент воспринимает и объясняет проблему, является одной из основных задач начальной стадии консультации. Вы поможете клиенту изложить его точку зрения, если посредством повторения и прояснения смысловых и эмоциональных сообщений будете последовательно демонстрировать ваше намерение как можно более точнее и полнее их понять. Повторение сути сказанного клиентов или лишь ключевых слов его высказывания поощряет клиента к раскрытию более глубоких уровней проблемы и нередко приводит к выражению новых жалоб и измерений проблемы. Каждой новой жалобе или измерению проблемы консультанту следует уделить специальное внимание. Готовность рассматривать новую информацию создаёт предпосылку тому, чтобы подлинная причина обращения за помощью - насущные потребности клиента - не будет упущена. Отмечая, проясняя и связывая между собой жалобы и детали проблемы, клиент и консультант совместно продвигаются к её более обобщённой формулировке, которая вберёт в себя всё, о чём говорилось ранее. Время от времени бывает весьма полезно сверить своё понимание, формулируя сказанное клиентом собственными словами и давая ему возможность поправить ваше восприятие.

В конце начальной фазы беседы убедитесь, что вы узнали об основных жалобах клиента и спросите: "Есть ли ещё что-то, что вас беспокоит?" После этого бывает полезно суммировать жалобы, то есть кратко перечислить их, а также сопутствующие им идеи и чувства. Функция суммирования на этом этапе состоит в резюмирующем выражении жалоб клиента и его видения сложившейся ситуации.

С техникой суммирования тесно связана проблема записи во время сеанса. Письменная фиксация жалоб, ключевых слов и основных тем клиента, то есть короткие заметки, могут быть весьма полезны и многие успешно используют их в своей работе, при этом оставаясь вовлечёнными в контакт. Однако это удаётся далеко не всем. Тщательная же запись, которая, безусловно, могла бы быть очень полезна для последующей рефлексии над материалом, вряд ли способствуют установлению контакта с клиентом - основной задаче первичной консультации. Вряд ли возникнет доверие к консультанту, который больше внимания уделяет своей тетради, чем клиенту. Поэтому, пожалуй, следует делать либо короткие заметки, либо вовсе отказаться от ведения записи, по крайней мере, в течение первой встречи. Если появляется что-то очень важное, что вам ни в коем случае не хотелось бы забыть, можно прервать клиента и сказать: "Вы не будет возражать, если я запишу эти детали? Они важны, и я не хотел бы упустить их". Закончив запись, отложите тетрадь с ручкой и невербально продемонстрируйте свою готовность возобновить контакт.

На начальной стадии беседы также следует определить подходящий уровень активности. В первые минуты беседы, после структурирующей ситуацию информации и открытого вопроса о причинах обращения, консультанту на некоторое время бывает полезно занять пассивную позицию. Когда клиент говорит, следует слушать и планировать стратегию консультации, в частности, относительно степени контроля над процессом беседы. Так, например, с болтливым или отвлекающимся клиентом следует проявлять большую активность, чтобы время консультации не было съедено малозначимыми деталями. И наоборот, с клиентом, который последовательно излагает проблему, обогащая её всё новыми и новыми измерениями, контроль со стороны консультанта может быть минимальным. Здесь наиболее уместным будет активное слушание и редкие, углубляющие исследование проблемы реплики консультанта. Однако и в данной ситуации не стоит забывать об ограничении времени, которое вы можете уделить исследованию определённых тем.

Середина консультации

Основная задача этой стадии - формулирование гипотез о природе проблем клиента и их проверка посредством сбора дополнительной информации и применения уместных пробных вмешательств. Если вы получаете необходимую информацию, сохраняйте минимум контроля. Если же рассказ клиента малосодержателен, то имеет смысл занять более активную позицию. Не бойтесь проявлять контроль. Клиент нормально реагирует, когда его вежливо прерывают. Порой клиент скатывается на малозначимые темы или слишком подробно излагает несущественные детали. Хотя иногда такие малозначимые темы могут вывести на значимые для клиента переживания, однако чаще они лишь съедают весьма ограниченное время первой встречи.

Контроль за ходом беседы - это проявление ответственности консультанта. Только слушания, даже самого чуткого, в большинстве случаев недостаточно. Проявление активности в ограничении содержания речи клиента и удерживание фокуса на определённых жалобах, темах, конкретных жизненных ситуациях позволяет консультанту формулировать и проверять начальные гипотезы относительно природы проблем клиента, тем самым с максимальной пользой использовать потенциальную возможность их решения.

Когда вы придерживаетесь определённой линии исследования и появляется важная, но не связанная с ней информация, отметьте её про себя и, прежде чем перейти к ней, убедитесь, что вы закончили текущую тему. Перейти к новой теме можно при помощи следующей конструкции: "Когда вы говорили о.... Вы упомянули о...., не могли бы вы больше рассказать об этом".

Пример

Консультант: Когда вы говорили о ваших чувствах к мужу, вы упомянули о смерти вашего отца. И это, как мне показалось, очень важно для вас. Не могли бы вы больше рассказать об этом.

Перед тем как углубиться в изучение новой темы, важно закончить предыдущую линию исследования. Увлечение новой темой является часто встречающейся ошибкой, которая порой приводит к спутанному и поверхностному пониманию проблем клиента.

В ситуации резкого перехода клиента к изложению новой темы прямое проявление контроля со стороны консультанта может выглядеть, например, следующим образом: "Я понял, что это важно для вас, но не могли бы вы вернуться к тому, что сказали ранее о ваших проблемах на работе, и рассказать о них?"

Представляйте новые темы клиенту, чтобы он понимал куда движется беседа.

Пример

Консультант: Вы упомянули о ссорах с матерью. Поэтому я бы хотел сейчас обратиться к обсуждению вашей семьи и тех проблем, которые связаны с ней. Вероятно, мы бы могли начать с вашей матери - не могли бы вы больше рассказать мне о ней?

Изучайте вместе с клиентом каждую новую тему: начинайте с открытых вопросов, далее в случае необходимости используете прояснение, отражение чувств, конфронтацию, интерпретацию и другие техники. Использование техник на первой сессии носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, говорит нам о степени его готовности использовать терапевтический потенциал консультирования, то есть тех средств, которые может предложить ему консультант. Как точно замечают Р. Шерман и Н. Фредман, "каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест" (цит. по: Навайтис, 1999). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт со своими чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем, и тому подобные важные факторы при оценки уместности того или иного вида психологической помощи.

Избегайте жаргона и проясняйте слова и фразы, которые вы не понимаете и, которые могут иметь один смысл для вас, и совершенно другой для клиента. Всегда следует прояснять диагностические и психологические "ярлыки". Например, если клиент упоминает о депрессии, консультант может сказать: "Вы сказали, что были в депрессии. Не могли бы вы более подробно описать, что именно вы чувствовали?"

При проявлении эмоций уместно проявление поддержки и эмпатии, стимулирующее их выражение. Например, "По-видимому, тогда это вас очень расстроило" или "Это решение, похоже, было очень трудным для вас" . Такие высказывания сообщают клиенту, что в отличии от большинства людей, вы способны говорить об их чувствах. Убедитесь, что вы проявляете именно эмпатию, а не симпатию. "Я вижу, как вам трудно говорить об этом" - это эмпатия. А "О, боже, как же вам не повезло" или "Не знаю, как бы я сам справился в этой ситуации" - это симпатия. Проблема с симпатией в том, что она выражает снисходительную позицию консультанта и предполагает смиренную роль клиента. Симпатия часто воспринимается клиентом как проявление жалости. Поэтому если клиент упоминает о жалости, следует исследовать, не перешли ли вы с эмпатии на симпатию. Эмпатия - это проявление участия одного человеческого существа другому и признание его чувств, а не просто автоматическая реакция симпатии и сожаления.

Если же говорить на языке терапевтических вмешательств, то для выражения эмоций лучше всего подходят такие техники, как отражение чувств ("В вашем голосе слышится разочарование. Вы чувствовали, что преодолели все эти проблемы, и вдруг появляется чувство вины и замешательства") , обратная связь ("У вас на глазах появились слёзы") и вопросы (Не могли бы вы больше сказать о том, что вас злит?").

Завершение консультации

Этап завершения беседы включает в себя ряд задач, а именно подведение итогов консультации, обсуждение следующего шага в решении проблемной ситуации, а в случае необходимости также прояснение и коррекция ожиданий клиента. Впечатление клиента о первой встрече с консультантом имеет определяющее значение для решения им вопроса о продолжении консультативных отношений. Поспешное, "смазанное" завершение беседы может разрушить в целом успешную консультацию, поэтому на окончание консультации следует специально выделять время.

Кроме того, некоторое время также бывает необходимо для завершения процесса переживания. Если в ходе рассказа клиента появляется важный материал и происходит выражение связанных с ним чувств, целью конечной фазы консультации становится облегчение эмоционального отреагирования и его завершение к концу беседы.

Бывает крайне полезно выделить по крайней мере десять минут для подведения итогов консультации - сжатого и точного суммирования содержания беседы и выражения совместно достигнутого в ходе сессии понимания основной проблемы клиента. Из суммирования часто вытекает тот или иной вопрос или необходимость что-то прояснить как со стороны консультанта, так и со стороны клиента. После суммирования проблем бывает полезно спросить клиента: "Что вы считаете вашей основной проблемой, над которой вы бы хотели поработать?" Такой вопрос стимулирует мотивацию клиента и предваряет договор о дальнейшем плане действий в целом и договорённость о следующей встрече в частности.

Как известно из психотерапевтической практики, о самом важном клиенты часто говорят именно в конце сессий, поэтому бывает полезно спросить: "Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли ещё что-то, что Вам хотелось бы добавить?" Этот вопрос порой может привести к появлению совершенно новой важной информации, подробное рассмотрение которой может стать задачей следующей сессии. Кроме того, данный вопрос является также демонстрацией вашей готовности узнать насущную потребность клиента - подлинную причину обращения, о которой, возможно, он, до сих пор не осмеливался сказать напрямую.

Одна из целей заключительной стадии консультации состоит в выяснении соответствия ожиданий, с которыми клиент обратился за помощью, и реального опыта консультации. "Как вы себя чувствуете в связи с приходом сюда сегодня?" или "Насколько то, что произошло, соответствовало вашим ожиданиям? ... В чем именно?" - вот те вопросы, которые позволяют обнаружить ожидания клиента и обсудить возможные разочарования. Чтобы задать такой вопрос, порой требуется определённое мужество от консультанта, поскольку обсуждение ожиданий - это зачастую трудный разговор о том, чего клиент не получил. Но это также потенциальная возможность для коррекции нереалистичных ожиданий от разовой встречи, а следовательно, для последующей реализации реалистичного плана действий, который поможет клиенту в решении его проблем.

Заключительная фаза беседы - это также время для того, чтобы предоставить клиенту релевантную информацию и дать профессиональную рекомендацию. Существуют проблемы, которые имеют несколько измерений (так, например, проблема в интимных отношениях может быть связана с нарушением как психологических, так и сексуальных отношений), а то и вовсе выходят за пределы компетентности консультанта. Поэтому, помимо (или вместо) психологической помощи, клиент может нуждаться в профессиональной помощи другого специалиста: психиатра, юриста, сексолога и т. д. либо тех или иных служб, например, группы анонимных алкоголиков или суицидологического центра. Информирование клиента о доступных ему возможностях и проработка опасений по поводу обращения к тому или иному специалисту - это ещё одна задача конечной фазы первой консультации.

В заключение можно добавить, что время для записи содержания консультации (основных тем, фактов истории, гипотез, трудностей и т. д.) наступает сразу после консультации. И хотя бывает очень трудно сосредоточить своё внимание и записать содержание беседы непосредственно после неё, если этого не сделать, важная информация может быть навсегда безвозвратно утеряна.

В целом первичная консультация должна проводиться в форме, предоставляющей клиенту основания для решения, готов ли он к прохождению курса консультирования или психотерапии и принять на себя ответственность, неизбежно связанную с реализацией этого замысла.

Литература:

  • Навайтис Г. (1999) Семья в психологической консультации. - М: НПО "МОДЕК".

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Здравствуйте. В школьное время мне пришлось ходить к психологу, потому что меня очень доставала подруга, с которой я больше не хотела общаться. Я не хотела иметь рядом с собой человека, который стремится к тому, что изменить и подавить меня. Она была очень гулящей и доступной, с самого детства смотрела … порнуху (!). После того, как она в 12 лет, позвала меня в гости и показала такой ролик, я не захотела с ней больше общаться. Мне не нравятся такие фильмы и люди, которые это смотрят. Тогда я решила с ней больше не общаться, но она стала говорить, что кроме нее со мной никто дружить не будет и т.д. Я в это время была хорошей девушкой (и сейчас остаюсь такой же), которая всегда хорошо училась и у которой до этого случая списывал весь класс. Она же спала со всем городом и пользовалась бешенной популярностью: она за ночь могла переспать сразу с десятью (!) парнями – многие люди лично все это видели (у нее было очень много друзей и подруг, но они не забывали сплетничать и о ней). И, по всей видимости, она хотела, чтобы я тоже стала такой же как и она…. Так, вот она вместе со своими дружками и подругами стали меня доставать, чтобы я с ней дружила и дальше и чтобы я изменилась. Но мне от этого всего еще меньше хотелось с ней общаться… Это было очень трудно и от пережитого стресса мне даже пришлось ходить к психиатру. Так как мои родители всегда обо мне очень заботились, они решили отвести меня еще и к психологу , но этот психолог не помог, а только навредил… Она давала мне следующие советы: сделать маникюр, улыбаться им и попробовать с ними подружиться… Однажды она довела меня до попытки самоубийства, сказав, что у меня всегда так будет… В ответ на мое недовольство она говорила мне «Да, о чем ты переживаешь, ты же такая красавица, а у многих и этого нет». Я всегда хорошо училась в школе, однако вследствие моей ужасной проблемы (которую психолог еще больше усугубил и с которой я умудрилась справиться самостоятельно), я плохо училась. Представьте себе, ты подвергаешься нападкам со стороны друзей-отморозков своей гулящей подруги, а она тебя постоянно подкарауливает везде, естественно из-за таких стрессов моя успеваемость резко снизилась (хотя и не очень сильно), но мой психолог так и не смогла понять, что это все вследствие огромного стресса, который переживал практически ребенок. Мало того, что она однажды дала мне совет, в результате которого у меня была попытка самоубийства (в ответ на то, как я всех их ненавижу, она сказала «у тебя всегда так будет».) По ее мнению я должна была перед ними извиниться и опять дружить с подругой, которая меня ни во что не ставила и пыталась показать, что без нее я никто.
В то время я мечтала стать переводчиком, но наш психолог советовала мне поступать только на какую-то фигню. Я не послушала ее и решила поступать на любимый факультет (она же считала меня ужасно неспособной, потомум что в то время, когда я с ней общалась я училась далеко не блестяще, но ей не хватило ума или профессионализма понять, как все было на самом деле). Я поступила, туда куда хотела и успешно там отучилась. Как я уже говорила, я хотела поступать на факультет иностранных языков, у меня всегда были огромные способности к языкам, например, когда я перешла в конце третьего класса в другую школу, весь класс уже учил язык год, я же за месяц смогла быстро догнать одноклассников. Однако ей показалось, что я ничего не знаю и не способная (у меня были четверки в четвертях и пара троек в трех классах – восьмом, девятом и десятом; до этого я была отличницей; в одиннадцатом хорошисткой со многими пятерками; но оценки это неважно, они ничего не значат на самом деле…), решила, что я смогла отучиться за счет того, что спала с богатыми и платила учителям взятки. Она сделала такой вывод, потому что ей в свое время не хватило ума понять, что ребенку трудно хорошо учиться в такой ужасной стрессовой ситуации и что тут не может быть никакой речи о способностях вообще. Они всем городом обо мне трепались. Она не забыла рассказать всему городу о том, что я такая сумасшедшая и что я очень плохой человек (потому что я не хотела делать то, что она мне говорила: она никогда не спрашивала, что бы я хотела делать, а всегда давала директивные советы о том, как я должна поступить, и я в обязательном порядке должна была делать только так, как она мне сказала). Этот психолог считает, что она, владея различными методиками, вроде определения лжи, теперь может выносить категоричные оценки и додумывать ситуации. Она, например, уверена, что владеет методикой определения лжи и что меня раскусила (когда раньше я ходила к ней на прием, она также меня «раскусила», воспользовавшись такой методикой, в общем, она или не владеет этой методикой или нужно знать что-то еще, кроме методик..). Насчет, этого ее мнения о том, что я спала с богатыми, не училась и все время гуляла (на самом деле, все было прямо противоположно), у нее нет никакого реального подтверждения того, что это на самом деле было так (это все чистой воды фантазии, потому что я ни с кем из нашего города не общалась, только с одной девочкой, но ей я ничего не рассказывала никогда). Все их домыслы основаны только на том, что она видела в контакте раз в год (!) фотки с боулинга, в который я ходила вместе с одногруппниками и на основании этого она решила, что я все время гуляла, не училась, спала с богатыми и платила взятки…. (кроме боулинга раз в год я больше никуда и не ходила…) Она очень многое обо мне утверждает, но это все основано только на фантазии и домыслах, тем не менее, я обязана это все признать. Она бесконечно пытается показать мне, что я вообще ничего не знаю (хотя я сейчас уже, наверное, знаю иностранные языки лучше наших школьных учителей), я же, как оказалось, не имею права указывать на ее ошибки (например, на то, как она вела прием в качестве психолога-консультанта, сама она наш школьный психолог). Я, конечно, не психолог , но мне кажется, что все, что она делала, консультируя меня, было одной большой ошибкой. Но самое ужасное, что за все это она требует от меня благодарности! Скажите, обязана ли я быть ей за это благодарной? Может быть, она и правда, делала все правильно и она действительно гениальный психолог?
Мне, в принципе, на нее пофиг, но сейчас она умудрилась влезть и в мою настоящую жизнь. Например, я сейчас общаюсь на форуме. Там у нас также был парень из нашего города. Теперь жители нашего города, обсуждают меня и с нашими форумчанами, и они почти убедили их, что я тупая проститутка. Теперь меня там никто не воспринимает всерьез, хотя я этого никак не заслуживаю – так как я училась всем моим «одногородникам» и не снилось и я реально намного больший профессионал, чем она и все наши учителя. Но я теперь на нашем форуме не имею права задавать вопросы, касающиеся ее ошибок, потому что она в их глазах, великий профессионал, борющийся с маньяком, а я сумасшедшая проститутка…
Скажите, пожалуйста, нормально ли, если психолог вешает на человека «ярлыки», если он не разбирается в людях, если он доводит клиента до самоубийства и считает, что тот и сам виноват, если он делает категоричные суждения и судит человека по внешности ? Если он вообще судит человека только по внешнему? Если он требует за все это благодарности и при этом считает себя правым и супер-профессионалом? Как должен был повести себя грамотный психолог и обязаны ли мы слушать такого человека, как она?

Все больше людей в нашей стране проявляют интерес к психологии, осознают ее важность и пользу. И конечно, этот интерес, этот энтузиазм, который появляется по мере овладения знаниями, порождает желание помогать другим людям.

С чего начать психологическое консультирование? Каждый из вас может внести посильный вклад в это прекрасное дело. Это возможно на трех уровнях: на первом вы что-то улучшаете в своей собственной жизни, решаете какие-то проблемы либо вопросы, что-то для себя разъясняете.

Второй уровень – это когда ваши близкие смотрят на вас, на то, как улучшается ваша жизнь, и что-то повторяют, привносят в свою жизнь, следуют каким-то вашим рекомендациям, и атмосфера ваших отношений меняется, потому что вы сами улучшаете свою жизнь, и это распространяется автоматически на всю вашу семью, друзей, знакомых.

И третий уровень – это когда у ваших близких улучшается жизнь, и на них смотрят другие люди, которые, возможно, не знакомы лично с вами. И происходит цепная реакция, друг за другом происходят микроизменения, которые приводят к чему-то большему.

И по мере того как растет ваше влияние, вы можете помочь всё большему числу людей. Это самое время для того, чтобы начать серьезно заниматься консультированием.

Консультирование как бизнес

Итак, вы решили сделать консультирование своей профессией, любимым делом, которое приносит доход. Кто-то занимается психологией уже 10 лет, а кто-то только начал открывать ее для себя – начать может каждый, но важно сделать это правильно, чтобы старт был быстрым и эффективным.

И самое важное для начала – научиться воспринимать психологию как реальный источник дохода, как средство взаимовыгодного сотрудничества с клиентами. Клиенты – это те, кто с нами сотрудничает. Мы, консультанты, – те, кто хочет давать профессиональные знания.

И с другой стороны клиенты – это люди, которые хотят взять профессиональный совет и применить его в своей жизни. И за это, как и за любое сотрудничество, не зазорно просить и получать деньги.

Советский Союз существовал не так давно, еще полвека не прошло, и, к сожалению, так случилось, что у нас профессия психолога ассоциируется с чем угодно, но только не с деньгами. Но если вы хотите строить консультационную практику, консультационный бизнес, важно говорить про деньги, потому что они неразрывно связаны с результатами клиентов.

Очень часто мы боимся брать деньги, потому что в нас заложен принцип: «Сначала качественные услуги, потом деньги». Это одно из важных ограничений, потому что люди начинают терзаться сомнениями: «А вдруг я ошибусь? А вдруг не получится?»

Такая честность с собой очень полезна, она является непременным условием работы с другими людьми. Если мы не умеем видеть свои страхи, свои ограничения – мы будем также мяться, стесняться и «замазывать» проблемы клиентов, поэтому очень важно сегодня быть искренними и посмотреть на себя так, как есть, без осуждений, без критики.

Чтобы расти, важно понять, в какой точке вы сейчас находитесь, осознать это, и только после осознания вы сможете сделать что-то новое, которое даст совсем другие результаты. В этом смысле деньги – это хорошая гарантия качества. Потому что это ответственность, это стремление выложиться на сто процентов.

Хобби или бизнес

Вы должны увидеть, что есть бизнес, а есть хобби. И ваша задача – выбрать, будете ли вы реализовывать консультирование как хобби – любимое дело, за которое деньги брать нельзя, либо все-таки будете строить бизнес, который будет реально интересен.

Начальный опыт – это самое сложное и самое важное, потому что это фундамент, на котором будут основаны ваши дальнейшие достижения. И если его заложить неправильно, дальше строиться будет сложно.

Мы расскажем вам, как с нуля и без опыта начать консультировать, чтобы вы смогли сделать первые шаги в освоении новой профессии – профессии консультанта.

Мы поговорим о том, как вести консультацию, что говорить клиенту, как наработать опыт, где брать клиентов и как их находить, о системе продаж, о маркетинге и так далее.

Также мы поговорим о том, как за один-два месяца стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом, потому что это вполне реально.