Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в подготовительной группе «Слог. Деление слов на слоги. Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Данные об авторе

Федорова Анастасия Ивановна

Камчатская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Предмет(ы):

Логопедия

Цель урока:

Цели: - Совершенствование умения различать гласные и согласные звуки, - Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составления из слов предложения; - Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, памяти; - Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии. - Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью; - Развитие общей и мелкой моторики; - Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии. - Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений. - Воспитание культуры межличностных отношений. - Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Оборудование: письмо, задания в конвертах, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, буквы.

Краткое описание:

Дети получают письмо из волшебной страны букв. Чтобы спасти гласные буквы и прочитать запись на доске дети должны выполнить здадания, присланные волшебником. Дети находят месло звука в слове, делят слова на части, делают звуковой анализ слова, играют с чистоговоркой, составляют предложения.

Ход занятия Организационный момент Дети заходят, здороваются. Встают в круг. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Ребята, утром я нашла письмо. Интересно, от кого оно? - Письмо пришло из волшебной «Страны Знаний», а написал его волшебник, по имени Пиши-читай. Он пишет, что злая волшебница Помарка украла все гласные буквы. - А может, мы зря волнуемся? Что может случиться, если исчезнут гласные буквы? У меня на доске вчера были написаны слова. Сейчас прочитаем. Что это? Т, МНЦ. - Что здесь написано? Можем прочитать? (Нет. Без гласных букв нет слога. Без слогов не складываются слова.) - Правильно, без гласных никто и никогда не сможет читать книги, а без книг дети не смогут учиться в школе. Волшебник Пиши-Читай просит нас о помощи. Помарка отдаст гласные буквы, только если будут правильно выполнены все её задания. Вы согласны выполнить задания и спасти гласные буквы? Задание № 1. - Вот для вас первое задание: Найди место звука в слове. - Вспомните, что такое звук? (Звук - это то, что мы слышим и произносим) - Назовите картинки на карточке, четко проговаривая все звуки. (Малыш, лампа, стул). - Какой звук есть во всех этих словах? - Правильно, Л. Символ этого звука вы видите на карточке. - Л - это какой звук? (согласный, звонкий, твердый) - Будем искать место звука Л в слове. Возьмите простые карандаши, и соедините картинку с подходящей к ней схемой. - Молодцы! Все справились с заданием, и Помарка вернула нам одну букву. Какую? (Ы). Задание № 2. На доске изображена схема слова. - Вот второе задание: Помарка прислала картинки и схему слова. Что эта схема рассказывает? (В слове 3 звука: согласный твердый, гласный, согласный твердый.) - Сколько в слове частей? (в слове одна часть). - Какое мы помним правило: Сколько в слове гласных, столько и ….. частей (слогов). - Посмотрите на картинки. Какие слова подходят к этой схеме? (мак, дом, лук, суп.) - Вспомните еще слова, подходящие к этой схеме. (Рак, сок, лак, сом, ком) - Почему не подходят слова ЛЮК, МЯЧ? (В этих словах есть мягкие согласные). - Молодцы, ребята. Вы выполнили задание, и у нас появилась еще одна гласная буква. Какая? (У). Задание № 3. Физкультминутка «Встречу слово но дороге, разобью его на слоги». - Сейчас выполним третье задание. Покажите, как вы умеете делить слова на слоги: Слова: Молоко, кот, бегемот, сарафаны, кит, гусары. - Молодцы, ребята. Здесь есть еще задание. «Повтори чистоговорку». - Это картинки-слова: Мила, мыла, куклу, мылом. Берите по картинке, и запомните свое слово. - Постройтесь в ряд. Постарайтесь по очереди друг за другом четко произнести свое слово. (Мила мыла куклу мылом). - Теперь поменяйтесь местами, и произнесите свои слова еще раз громко и четко. (Куклу мылом мыла Мила). - Молодцы, ребята. Мы справились с заданием, и у нас появилась буква И. Задание № 4 Что такое «слово» и «предложение»? - Кто вспомнит, что такое слово? (Слово - это предмет, признак и действие). - Назовите по этой картинке слова - предметы. - Назовите по этой картинке слова - признаки, - Назовите слова - действия. - Кто вспомнит, что такое предложение? (Предложение - это слова, связанные по смыслу). - Послушайте, что я вам прочитаю: ВЫРОС, КУСТОМ, ГРИБ, ПОД. Это предложение? (нет, слова не связаны по смыслу) - Измените эти слова, чтобы получилось предложение. (Гриб вырос под кустом) ЕДЕТ, ДОРОГЕ, МАШИНА, ПО ЦВЕТКОМ, БАБОЧКА, ЛЕТАЕТ, НАД ДЕРЕВО, ЗА, ОХОТНИК, СПРЯТАЛСЯ. - Составьте сами предложение по этой картинке. (Кошка ловит мышку). - Сколько слов в нашем предложении? (3 слова.) - Теперь надо выложить схему этого предложения. - Кто повторит предложение? (Кошка ловит мышку) - Какое первое слово? (Первое слово КОШКА) ___ ___ ___ ___ . - С какой буквы пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). - Назовите 2-е слово в предложении. 1-е, 3-е. - В каком из этих слов есть звук Л? - Молодцы, вот и вернулась к нам буква А. Гимнастика для глаз. Открываем глазки - раз, А зажмуриваем - два. Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире А теперь опять сомкнули, Наши глазки отдохнули. Задание № 5. - Вот последнее задание. Звуковой анализ слова КОШКА. - Получите листочки с изображением кошки. Возьмите фишки, приступайте к работе. К доске выполнять задание пойдет Ваня. - Молодцы, вот к нам вернулась буква О. Итог занятия. - Мы выполнили все задания. - Какое задание вам было очень интересно выполнять? - Какое из заданий вам показалось самым сложным? - Давайте теперь посмотрим, что же у нас было написано на доске? Поставим в нужные места пропавшие буквы. (Ребенок у доски ставит буквы на свои места) - Кто сможет прочитать? (ТЫ УМНИЦА!) - Про кого это написано? - Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Вам понравилось наше занятие? - Пиши-читай благодарит за помощь и прислал вам подарки. Вы смогли выполнить все задания и показали, что готовы учиться в школе и получать новые знания. Текст письма «Дорогие ребята. Злая волшебница Помарка украла все гласные буквы. Согласным буквам очень грустно, потому что теперь никто их не понимает. Помарка согласна вернуть гласные только тогда, когда будут выполнены все ее задания. Заданий много, помогите, пожалуйста, с ними справиться». С уважением, Пиши - Читай.

Антонина Боброва

учитель-дефектолог Боброва Антонина Владимировна

Тема: «Путешествие драконов»

Приоритетная образовательная область - «Познание».

Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

Область «Познание»

1. уточнить акустико-артикуляционные представления о звуках [Д]-[Д"].

2. познакомить с буквой Д.

3. закрепить умение определять позицию звуков [Д]-[Д"] в слове.

4. закрепить навык слогового анализа слов.

Область «Коммуникация»

1. уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.

2. воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

2. воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Область «Здоровье»

1. развивать фонематический слух.

2. развивать зрительное и слуховое восприятие и память.

3. развивать зрительно-моторную координацию.

Методы и приемы

1 Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика).

2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).

3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование: карточки предметные с звуками [Д]-[Д"], плакат «Деревенский двор», дракончики синего и зеленого цвета, волшебные часы, прищепки и шаблоны, пуговицы и бархатные листы, иллюстрация дятла, тетради и простые карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Ребята, к нам на занятие пришли дракончики. Рассмотрите их, что у них разного? (Дети сравнивают дракончиков: «Один дракон зеленого цвета, а другой – синего цвета») . Они принесли нам карточки. Назовите карточки синего дракона.

Дуб-дом-дым. Назовите первый звук в этих словах. (Дети: «Звук [Д]»).

Назовите карточки зеленого дракона.

Дюймовочка-дятел-диван. Назовите первый звук в словах. (Дети: «Звук [Д"]»).

2. Акустико-артикуляционная характеристика звуков .

Произнесем звук [Д].Мы его тянем? Значит он гласный или согласный? Как мы его произносим твердо или мягко?. (Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу: [Д]- согласный, твердый, обозначаем синим цветом) .

Произнесем звук [Д"]. Мы его тянем? Значит он гласный или согласный? Как мы его произносим твердо или мягко? (Дети отвечают на вопросы и приходят к выводу: [Д"]- согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).

А вы поняли, почему у нас дракончики тоже синего и зеленого цвета?

3. Звуковой анализ слов

Игра «В деревенском двору».

Нас приглашают на прогулку. Закрыли глазки. 1,2,3,4,5.

Посмотрите, куда нас привели дракончики? Что вы видите? (Дети перечисляют предметы, которые видят на плакате, приходят к выводу, что это двор в деревне) . Помогите нашим друзьям.

Синему дракончику нужно назвать предметы с твердым звуком [Д], а зеленому дракончику – с мягким звуком [Д"].

Повторим, какие это звуки?(Дети повторяют характеристики звуков) .

Игра «Волшебные часы».

Ребята, у драконов есть необычные часы: Вместо цифр на циферблате картинки и схемы. Подберите слова к схемам. (Дети стрелками соединяют слова с соответствующей схемой, определяют позицию изучаемых звуков в слове (начало, середина).


Динамическая пауза.

Послушайте, кто стучит на дубу? А что вы знаете о дятле?(Дети рассказывают, что дятел зимующая птица, называют части тела, это «лесной доктор») .Назовите первый звук в слове. Какой он? Где живет дятел? Сделаем лес. Помогут нам прищепки.

(Дети делают елочки, лиственные деревья, ежа, лягушек с помощью прищепок) .

Вот такой необычный лес у нас получился (выставляем на панно).


Дракончикам очень понравился ваш лес, они хотят остаться там жить. Проводим их. А мы возвращаемся, закрыли глаза 5, 4,3,2,1. Мы снова в группе.

4. Знакомство с буквой.

Звуки[Д]-[Д"] на письме обозначают букву Д. На что похожа буква Д? (Дети отвечают: На дом, тучку) .


Игра «Пуговичная буква».

Соберите букву из пуговиц. (Дети собирают на бархатной бумаге из пуговиц букву Д) .


5. Работа в тетради.

Откройте тетради. Возьмите правильно карандаш. Обведите букву по образцу.

6. Заключительная часть.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?

А кто с нами подружился? Что вам понравилось на занятии?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались! До свидания!

Конспект подгруппового занятия для детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Тема: «Звук и буква «О»

Цель: Закрепление навыков звукового анализа и синтеза, знакомство с буквой «О»

Задачи: Корреционно - образовательные:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука «О»,

Продолжать учить детей звукобуквенному анализу и синтезу, определять позицию звука в слове,

Познакомить с буквой «О»

Коррекционно - развивающие:

Развивать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, память, внимание

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, интерес к занятиям, активность, работоспособность.

Оборудование: картинка «остров»,компьютерная игра «Учимся с Логошей», презентация «Звук «О», зеркала, фишки, нитки красного цвета, кассы, буквы,

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика. Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове.
Сначала мы удивились: О! Потом огорчились: О-О-О! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-О-О! (Дети мимикой выражают разные эмоции)

I . Постановка цели занятия.

Откуда мы только что вернулись?

Прислушайтесь к слову «остров», какой первый звук вы слышите?

Сегодня мы будем слушать звук «О», познакомимся с буквой «О»

1 .а) Артикуляция и характеристика звука «О» (Показ звука «О» жестом),

б) произнесение звука «О» хором, индивидуально. (Показ презентации)

2.Выделение звука из ряда (хлопком):

Звуков: а, о, у, и, ы, э, а;

Из ряда слов: хорошо, прыгать, мокрый, много, сумка, шагаю, зонт, занятие.

3. Игра «Укажи картинку» (компьютерная игра «Учимся с Логошей») – определение позиции звука «О» в начале, середине, конце слов.

4.Динамическая пауза.

Игра «Запретное действие»

5. Знакомство с буквой «О»

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы смогла.

а) Показ буквы.

б) Нахождение в звуковом домике.

в) Ниткопись.

г) Прорисовывание в воздухе, на ладошке, на спине у соседа.

6. Звукобуквенный анализ и синтез слогов АО, АОУ. Чтение этих слогов.

III . Итог занятия.

Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в речи.

Задачи:

  • Упражнять в умении находить заданный звук в словах, дифференцировать твёрдость и мягкость звука, определять его место в слове, познакомить с буквой Р.
  • Развивать фонематическое восприятие, цветовосприятие, внимание, мелкую моторику.
  • Воспитывать желание помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала; счётные палочки; наглядный материал «Волшебный паровозик» (разноцветные вагоны с цифровым рядом до 10); картинки (собака, ложка, ослик, ножницы); картина с изображением предметов на звуки [Р-РЬ]; коробочки с манкой; лента жёлтого цвета; «зашумленные» картинки – буквы Р.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

II. Основная часть

– Я хочу сегодня пригласить вас в цирк. Вы хотите побывать в цирке? Тогда нас ждёт удивительное представление. Мы сегодня будем не только зрителями, но и даже артистами. Но прежде, чем идти, в группе нужно навести порядок.

1. Артикуляционная гимнастика (с индивидуальными зеркалами).

  • Сначала почистим коврики (упражнение «Качели»);
  • Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»);
  • Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»);
  • Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»).
  • Уберём зеркальца.

2. Работа со счётными палочками.

– Вот мы и навели порядок. В путь?! Только на чём же мы поедем в цирк? (Дети предполагают). На волшебном паровозике. Чтобы правильно добраться до места, необходимо определить маршрут. Вот он. Пусть каждый выложит такую дорожку, чтобы мы все непременно попали в цирк.(_/\_/\_)

3. Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
– Чтобы наш паровозик тронулся, нужно правильно посчитать вагоны, называя только цвет: от 1 до 3, от 2 до 5, от 3 до 6, от 3 до 8, от 1 до 5.
– В путь!

4. Дети строятся «паровозиком» и выполняют движения под музыку.

5. Игра «Дрессированные собачки»

– Вот мы и в цирке! (Звук фанфар). Представление начинается! Выступают дрессированные собачки! Они знают цифры. Покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. У каждой собачки особый голос.

Дети повторяют слоги показываемое количество раз: ПРА – 2; ПРУ – 3; ДРЫ – 3; БРО – 4; ПРЫ – 5; ПРЭ – 1.

6. Артикуляция и характеристика [Р]

– Какой одинаковый звук произносили все собачки? ([Р]). Расскажите, как мы его произносим. (Ротик открыт, язычок поднят вверх и прячется за верхними зубами. Язычок напоминает ложечку, при выдохе кончик языка дрожит. Горлышко дрожит.) – Как сказать по-другому «дрожит»? (вибрирует, прыгает, звенит)
Звук согласный, звонкий, твёрдый-мягкий.

7. Игра «Ловкие лисички»

– На арене цирка ловкие лисички! Они умеют ловить комаров! Как услышат в слоге или звуке-комарике звуки [Р-РЬ], сразу ловят.
Ла, ра, ол, ук, ры, ря, ор, ар, ри. Рама, полка, картина, волк, лошадь, карандаш, торт.

8. Выделение первого звука в слове, определение места звука в слове.

– Кто выступит следующий, вы узнаете, если выделите в словах первые звуки и прочитаете слово.

Картинки: собака, ложка, облако, ножницы.

– На арену выходит дрессированный слон! Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] находится в начале слова, слон встанет на первую тумбу, в середине – на вторую, в конце – на третью.

9. Игра «Найди предметы со звуком [Р] в названии (по картине)

– Следующим выступает фокусник! Он спрятал от нас на картинке слова со звуками [Р-РЬ].

10. Подвижная игра «Прятки»

– Молодцы! А теперь давайте мы будем фокусниками и будем прятать вот эту ленточку. Какого она цвета? Её нужно спрятать так, чтобы она лежала на видном месте, и чтобы её не было видно.

11. Написание буквы пальчиком на манке

– В награду фокусник хочет научить вас писать букву, которая обозначает звук [Р] и дарит вам волшебные коробочки, чтобы вы учились писать буквы. Почему они волшебные? Потому, что если буква выйдет не очень красивая, это легко можно исправить.

12. «Зашумленные» предметы «Найди буквы»

– И снова фокусник! Теперь он спрятал буквы Р. Сможем ли мы их найти? Давайте найдём и обведём.

13. Пальчиковая игра

– Ну, вот и пора нам домой. Я предлагаю вернуться в группу с помощью волшебного заклинания:

1, 2, 3, 4, 5 – По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать. Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад Вращательные движения кистями.
В наш любимый детский сад. «Встряхиваем» кисти рук.

III. Итог занятия

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Подготовка детей с ЗПР к школе становится особенно актуальной в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

У детей с ЗПР особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. Из - за недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в различении фонем. Также у детей с ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности.

Главный принцип коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР - простота изложения и доступность материала.

Считаю, что использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.

Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. У дошкольника она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением, и оказывает влияние на развитие речи. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «Живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…». В силу этого игра выступает как мощное средство всестороннего развития и воспитания.

Игра может преобразовываться в педагогическое явление в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение для достижения определенных задач.

Введение в занятия по обучению грамоте игровых и сказочных персонажей позволяет решать одновременно целый комплекс педагогических задач: речевых и познавательных.

Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

Предлагаю рассмотреть конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи «По цветам Радужки» в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

Список используемой литературы:

1. «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой, М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно», Творческий центр «Сфера», М., 2004 г.

3. Нагорная Л.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - Спб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. - 160 с.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, «Просвещение», М., 2008.