Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Общество как динамическая структура. Общество как динамичная система

Раздел «Общество». Тема №1

Общество как социальная система

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле общество :

– исторический этап развития общества (древнее общество);

– совокупность людей, объединенных общей территорией

(российское общество, европейское общество);

– круг людей, объединенных общностью происхождения (дворянское общество), интересов и деятельности (общество книголюбов).

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – центральная политическая организация данной страны, обладающая верховной властью.

Система – это единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество представляет собой единую социальную систему, состоящую из людей, социальных групп, социальных институтов и социальных (общественных) отношений. Также в качестве элементов общества можно выделить подсистемы (сферы) общества:

– экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);

– социальная (взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций;

а также деятельность социальной инфраструктуры общества);

– политическая (формы государства, государственная власть, правопорядок, законы, безопасность);

– духовная (наука, образование, искусство, мораль, религия).

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких социальных групп: семьи, школьного класса, спортивной команды, трудового коллектива. Также человек входит в более крупные общности людей: класс, нация, страна.

Общественные отношения (социальные отношения) – многообразные связи, возникающие между людьми, социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их, в процессе жизнедеятельности общества. Общественные отношения возникают в экономической, социальной, политической, духовной жизни общества.

Общественные отношения включают в себя:

а) субъектов (индивиды, социальные группы, социальные общности);

б) объекты (материальные, духовные);

Общество как динамическая система

Общество – динамическая система, оно постоянно развивается.

1. Изменение общества можно проследить в следующих аспектах:

– меняется этап развития всего общества в целом

(аграрное, индустриальное, постиндустриальное),

– изменения происходят в отдельных сферах общества,

– видоизменяются социальные институты (семья, армия, образование),

– одни элементы общества отмирают (крепостные крестьяне, феодалы), другие элементы общества появляются (новые профессиональные группы),

– меняются социальные отношения между элементами общества

(между государством и церковью).

2. Характер развития общества может быть различным:

Эволюция – медленный, постепенный, естественный процесс развития.

Революция – коренное, качественное, быстрое, насильственное изменение общественного строя.

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего общественного строя. Реформа проводится государственными органами. Модернизация – существенное обновление, изменение в соответствии с современными требованиями.



3. Направления развития общества:

Прогресс – процесс изменения от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс – процесс изменения от высшего к низшему, процесс деградации и распада системы, возврат к изжившим себя формам.

Прогресс – неоднозначное социальное явление, т.к. у него есть побочный эффект: «обратная сторона медали» или «цена» прогресса.

Основатели теории прогресса в XVIII веке (Монтескье, Кондорсе, Тюрго, Конт, Спенсер) считали, что главный двигатель прогресса – человеческий разум. Они верили, что с развитием науки, просвещения общество будет прогрессивным, ликвидируется социальная несправедливость и установится «царство гармонии». Сегодня вера в прогресс подорвана глобальными проблемами.

Что же является критерием прогресса?

Важнейшей целью всего общественного развития является человек, его всестороннее развитие. Прогрессивным можно считать такое общество, в котором созданы условия для гармоничного развития личности. Исходя из идеи гуманизма, прогрессивным является то, что делается во благо человека. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования и культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.

О БЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА

Как отмечалось выше, объектом и предметом исследования социологии как науки является общество и протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи и соперничества людей, объединенных в большие и малые социальные группы и общности - национальные, религиозные, профессиональные и т. п.

Краткое изложение данной темы необходимо начать с того, что собой представляет человеческое общество; каковы его отличительные признаки; какую группу людей можно назвать обществом, а какую - нет; каковы его подсистемы; в чем суть социальной системы.

При всей внешней простоте понятия «общество», ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно. Ошибочным было бы рассматривать общество как простую совокупность людей, индивидов с их некими изначальными качествами, которые проявляются лишь в социуме, или как абстрактную, безликую целостность, в которой не учитывается своеобразие индивидов и их связей.

В повседневной жизни это слово употребляется достаточно часто, широко и многозначно: от небольшой группы людей до всего человечества (анатомическое общество, хирургическое общество, Белорусское общество потребителей, общество анонимных алкоголиков, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, общество землян и др.).

Общество - это достаточно абстрактное и многогранное понятие. Оно изучается различными науками - историей, философией, культурологией, политологией, социологией и др., каждая из которых исследует только ей присущие стороны и процессы, происходящие в обществе. Наиболее простое его толкование - это человеческая общность, которую образуют люди, живущие в ней.

Социология дает несколько подходов в определении общества.

1. Известный русско-американский социолог П. Сорокин, например, считал: для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей с определенной связью взаимодействия (семья). Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления.

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. «Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, класс, партия, религиозная секта или государство, - писал

П. Сорокин, - все они представляют собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими». Все бесконечное море человеческого общения состоит из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия. Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство. Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц, как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих людей. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя один с другим, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.

2. Общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, целями, потребностями или взаимными связями и видом деятельности. Но и это определение общества не может быть полным, так как в одном обществе могут быть люди с разными, а иногда и противоположными интересами и потребностями.

3. Общество - это объединение людей, обладающее следующими критериями:

– общность территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия индивидов данного общества (белорусское общество, китайское общество

и др.);

его целостность и устойчивость, так называемое «коллективное единство» (по П. Сорокину);

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

самовоспроизводство (хотя оно может увеличивать свою численность и в результате миграционных процессов) и самообеспечение, гарантируемое определенным уровнем развития экономики (в т. ч. и за счет импортных поставок).

Таким образом, общество - это сложноорганизованная, целостная, саморазвивающаяся система социальных взаимодействий между людьми

и их общностями - семейными, профессиональными, религиозными, этнонациональными, территориальными и т. п.

Общество как сложная, динамичная система обладает определенными признаками, структурой, этапами исторического развития.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, специфику их отношений и взаимодействий (в отличие от групповых форм взаимодействия в животном мире). Человек как личность может сформироваться только среди себе подобных в результате его социализации.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность социально-психических взаимодействий между людьми, присущих только человеческому обществу.

3. Важным признаком общества является территория и ее природноклиматические условия, где происходят различные социальные взаимодействия. Если взять для сравнения способ производства материальных благ, образ жизни, культуру и традиции разных народов (например, цен- трально-африканских племен, малых этнических групп крайнего Севера или жителей средней полосы), то станет понятно огромное значение тер- риториально-климатических особенностей для развития того или иного общества, его цивилизованности.

4. Осознание людьми происходящих в обществе изменений и процессов в результате их деятельности (в отличие от природных процессов, независимых от воли и сознания людей). Все, что происходит в обществе, осуществляется только людьми, их организованными группами. Они создают специальные органы для осуществления саморегуляции общества - социальные институты.

5. Общество обладает сложной социальной структурой, состоящей из разных социальных слоев, групп и общностей. Они различаются между собой по многим параметрам: уровню доходов и образования, отношению

к власти и собственности, принадлежностью к разным религиям, политическим партиям, организациям и т. п. Они находятся в сложных и разнообразных отношениях взаимосвязи и постоянного развития.

Тем не менее, все вышеназванные признаки общества взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность и устойчивость его развития как единой и сложноорганизованной системы.

Общество подразделяется на структурные компоненты, или подсистемы:

1. Экономическая подсистема.

2. Политическая подсистема.

3. Социокультурная подсистема.

4. Социальная подсистема.

Рассмотрим данные структурные компоненты подробнее:

1. Экономическая подсистема общества (часто называемая экономической системой) включает производство, распределение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое

стимулирование различных видов деятельности, банковские, кредитные

и другие, подобные им, организации и учреждения (изучается студентами

в курсе экономической теории).

2. Политическая подсистема (или система) представляет собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность органов государственного управления, политических партий

и общественно-политических организаций, наличие политических прав

и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. С этой системой студенты знакомятся в курсе политологии.

3. Социокультурная подсистема (или система) включает в себя образование, науку, философию, искусство, мораль, религию, организации

и учреждения культуры, средства массовой информации и т. п. Изучается она в таких учебных курсах, как культурология, философия, эстетика, религиоведение, этика.

4. Социальная подсистема - это форма жизнедеятельности людей, которая реализуется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, социальных общностей, групп и отдельных личностей и объединяет все остальные структурные компоненты общества. Она является предметом исследования социологии.

Взаимодействие основных подсистем общества можно представить

в виде схемы (рис. 3).

Общество как целостная система

Рис. 3. Структура общества

Социальная подсистема общества в свою очередь включает в себя следующие структурные компоненты: социальную структуру, социальные институты, социальные отношения, социальные связи и действия, социальные нормы и ценности и т. д.

Существуют иные подходы в определении структуры общества как социальной системы. Так, американский социолог Э. Шилз предложил изучение общества как определенной макроструктуры, основными эле-

ментами которой являются социальные общности, социальные организации и культура.

В соответствии с этими компонентами, общество необходимо рассматривать в трех аспектах:

1) как взаимосвязь множества индивидов. В результате взаимосвязи множества индивидов формируются социальные общности. Именно они являются главной стороной общества как социальной системы. Социальные общности - это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития общества и характеризуются многообразием видов и форм.

Наиболее значимыми являются социально-классовые, социальноэтнические, социально-территориальные, социально-демографические и т. п. (подробнее - в отдельных темах пособия).

Формы взаимодействия между людьми в социальных общностях различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе трудовой, практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или социальной группы, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между индивидами, между индивидами и внешним миром. Совокупность социальных связей является основой всех социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования политической, экономической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

В то же время все сферы жизни общества, любая социальная общность не могут успешно функционировать, а тем более развиваться без упорядочения, регулирования отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Для этого общество выработало своеобразную систему такого регулирования и организации общественной жизни, его «инструменты» - социальные институты. Они представляют собой определенную совокупность учреждений - государство, право, производство, образование и др. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов;

2) второй важнейшей стороной общества как социальной системы является социальная организация. Она означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Иначе говоря, социальная организация - это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей в рамках той или иной социальной системы. Ее элемента-

ми являются социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности (в отдельной теме).

Совместная деятельность индивидов, распределение социальных статусов и социальных ролей невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этих целей формируются организационно-властные структуры в виде администрации, а также управленческое звено в виде менеджеров и специалистов-руководителей. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделением труда по принципу «руководители – подчиненные»;

3) третьей составляющей общества как социальной системы является культура. В социологии под культурой понимают систему социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей,

а также саму эту деятельность. Главным связующим звеном социальной

и культурной систем выступают ценности. Их задача - служить поддержанию образца функционирования социальной системы. Нормы в социологии являются преимущественно социальным феноменом. Они выполняют в основном функцию интеграции, регулируют огромное количество процессов, содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В цивилизованных, развитых обществах основой социальных норм является правовая система.

В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе - в какой степени те или иные социальные ценности способствуют гуманизации общественных отношений, формированию всесторонне развитой личности.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ЕГО ТИПЫ И КОНЦЕПЦИИ

Как отмечалось выше, общество является постоянно развивающейся, динамичной системой. В ходе такого развития оно проходит ряд исторических этапов и типов, характеризуемых особыми отличительными признаками. Ученые-социологи выделили несколько основных типов общества.

1. Марксистская концепция развития общества, предложенная в середине XIX в. Марксом и Энгельсом, исходит из главенствующей роли способа производства материальных благ в определении типа общества. Согласно этому, Маркс обосновал наличие пяти способов производства

и соответствующих им пяти общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую в результате классовой борьбы

и социальной революции. Это первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая формации. Хотя известно, что ряд обществ не прошли в своем развитии те или иные стадии.

2. Западные социологи второй половины XIX – середины XX вв. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби и др.) считали, что в мире существуют всего два типа обществ:

а) традиционное (т. н. военная демократия) - это аграрное общество

с примитивным производством, малоподвижной иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, собранием вооруженных воинов; неразвитой наукой и техникой, незначительными накоплениями;

б) индустриальное общество, которое складывается постепенно, приходит на смену традиционному в результате великих географических и научно-технических открытий. Начинается медленный рост технического прогресса, увеличение производительности сельскохозяйственного труда, появление слоя купцов, торговцев, формирование централизованных государств. Первые буржуазные революции в Европе приводят к возникновению новых социальных слоев, а также к зарождению идеологии либерализма и национализма, демократизации общества. Исторические рамки этого типа общества - от эпохи неолита до индустриальной революции, осуществляемые в различных странах и регионах в разное время.

Для индустриального общества характерны:

урбанизация, увеличение доли городского населения до 60–80 %;

ускоренный рост промышленности и сокращение сельского хозяйства;

внедрение достижений науки и техники в производственные процессы и повышение производительности труда;

появление новых отраслей производства в результате научнотехнического прогресса;

увеличение доли накоплений капитала в ВВП и инвестирование их в развитие производства (15–20 % ВВП);

изменение структуры занятости населения (увеличение доли рабочих, занятых умственных трудом за счет сокращения неквалифицированного, физического);

рост объема потребления.

3. Со второй половины XX в. в западной социологии появились концепции трёхстадийной типологии общества. Р. Арон, З. Бжезинский, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. исходили из того, что человечество в своем историческом развитии проходит три основных этапа и типа обществ (цивилизаций):

а) доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество, главное богатство которого - земля. В нем господствует простое разделение труда, мануфактурное производство. Основная цель такого общества - власть, жесткая авторитарная система. Основные его институты - армия, цер-

ковь, сельское хозяйство. Господствующие социальные слои - знать, духовенство, воины, рабовладельцы, позже - феодалы;

б) индустриальное общество, главное богатство которого - капитал, деньги. Для него характерно крупное машинное производство, научнотехнический прогресс, развитая система разделения труда, массовое производство товаров на рынок, развитие СМИ и т. п. Господствующий слой - промышленники, бизнесмены.

в) постиндустриальное (информационное) общество приходит на смену индустриальному. Главная ценность его - знания, наука, производящая информацию. Главный социальный слой - ученые. Постиндустриальное общество характеризуется появлением новых средств производства: информационно-электронных систем с миллиардами операций в секунду, компьютерной техники, новых технологий (генная инженерия, клонирование и т. п.); использование микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена; резкое сокращение доли сельского населения и увеличение занятости в сфере сервиса и т. д. Соотнешение различных типов общества представлено в табл. 1.

Таблица 1

Различия между традиционным, индустриальным

и постиндустриальным типами общества

Признаки

Тип общества

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

(аграрное)

Натуральное

Товарное хозяйство

Развитие сферы

хозяйствования

хозяйство

услуг, потребления

Преобладающая

Аграрное

Промышленное

Производство

сфера экономики

производство

производство

информации

Ручной труд

Механизация иавто-

Компьютеризация

способ труда

матизацияпроизвод-

производства

стваиуправления

и управления

Главные социаль-

Церковь, армия

Промышленные

Образование,

ные институты

корпорации

университеты

Священники,

Бизнесмены,

Ученые, менеджеры-

социальные слои

феодалы, знать

предприниматели

консультанты

Способ политиче-

Военная демокра-

Демократия

Гражданское

ского управления

тия, деспотичное

общество,

управление

самоуправление

Главный фактор

Физическая власть,

Капитал, деньги

управления

божественная власть

Основные

Между высшими

Между трудом

Между знанием

противоречия

и низшими

и капиталом

и незнанием,

сословиями

некомпетентностью

Олвин Тоффлер и другие западные социологи утверждают, что развитые страны с 70–80-х гг. ХХ в. переживают новую технологическую

революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальных цивилизаций.

Теория индустриального и постиндустриального общества объединяет в себе пять тенденций социального развития: технизации, информатизации, усложнения общества, социальной дифференциации и социальной интеграции. О них речь пойдет ниже, в отдельных главах данного издания.

Однако надо иметь в виду, что все вышесказанное касается развитых стран. Все остальные, в т. ч. Беларусь, находятся на индустриальной стадии (или в доиндустриальном обществе).

Несмотря на привлекательность многих идей постиндустриального общества, проблема его формирования во всех регионах мира остается открытой в силу исчерпаемости многих ресурсов биосферы, наличия социальных конфликтов и т. п.

В западной социологии и культурологии выделяется также теория циклического развития общества, авторами которой являются О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Она исходит из того, что эволюция общества рассматривается не как прямолинейное движение к его более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения (циклическую концепцию развития общества можно рассматривать по аналогии с жизнью отдельного человека - рождение, развитие, расцвет, старость и смерть).

Особый интерес у наших студентов вызывает «теория здорового общества», созданная немецко-американским психологом, врачом и социологом Эрихом Фроммом (1900–1980 гг.). Эмигрировав из Германии в США в 1933 г., он много лет работал практикующим врачом-психо- аналитиком, позже занялся научной деятельностью, с 1951 - стал профессором университета.

Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Фромм разработал концепцию создания гармоничного здорового общества при помощи методов социальной терапии.

Основные положения теории здорового общества.

1. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм выяснил механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов

в процессе ее формирования.

2. Здоровье общества он выводит из здоровья его членов. Понятие здорового общества Фромма отличается от понимания Дюркгейма, который допускал возможность наличия в обществе аномии (т. е. отрицания его членами основных социальных ценностей и норм, ведущих к соци-

альной дезинтеграции и последующему девиантному поведению). Но Дюркгейм относил это только к индивиду, но не к обществу в целом. И если допустить, что девиантное поведение может быть свойственно

большинству членов общества и привести к господству деструктивного поведения, то мы получаем больное общество. Этапы «заболевания» следующие: аномия → социальная дезинтеграция → девиация → деструкция

→ распад системы.

В противовес Дюркгейму Фромм называет здоровым такое общество,

в котором люди развили бы свой разум до такой степени объективности, которая позволяет им видеть себя, других людей и природу в их истинной реальности, отличать добро от зла, делать свой собственный выбор. Это означало бы общество, члены которого развили в себе способность любить своих детей, семью, других людей, себя, природу, чувствовать единение с ней, и в то же время - сохранить чувство индивидуальности, целостности и превосходить природу в творчестве, а не в разрушении.

Намеченной им цели, считал Фромм, пока удалось достичь меньшинству. Задача состоит в том, чтобы большинство общества превратить

в здоровых людей. Идеал здорового общества Фромм видит в преобразовании всех сфер общественной жизни:

в экономической области должно быть самоуправление всех работающих на предприятии;

следует уравнять доходы до такой степени, чтобы обеспечить достойную жизнь различным социальным слоям;

в политической сфере необходима децентрализация власти с созданием тысяч небольших групп с межличностными контактами;

изменения должны одновременно охватить все другие области, т. к. перемены только в одной разрушительно действуют на изменения

в целом;

человек не должен быть средством, используемым другими или самим собой, а ощущать себя субъектом своих сил и возможностей.

Достаточно интересна и теория социального изменения общества Т. Парсонса. Он исходит из того, что эволюции подвержены различные системы общества: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются только те, которые происходят в культурной системе. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют в своей основе и само общество. Примеров тому огромное множество.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что все научнотехнические и технологические радикальные изменения влекут за собой перевороты и в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными революциями, как утверждали Маркс, Энгельс, Ленин. Классовые интересы, естественно, существуют, противоречия - тоже, однако наемные работники вынуждают владельцев собственности идти на уступки, повышать зарплату, увеличивать доходы, а значит

и поднимать жизненный уровень и благосостояние. Все это ведет к снижению социальной напряженности, сглаживанию классовых противоречий и отрицанию неизбежности социальных революций.

Общество как социальная, динамично развивающаяся система всегда было, есть и будет наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны между собой и взаимоопределяются одно через другое. В этом заключается методологический ключ к исследованию других социальных систем.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что означает человеческое общество?

2. Каковы основные подходы в определении понятия «общество»?

3. Назовите основные признаки общества.

4. Дайте характеристику ведущих подсистем общества.

5. Изложите структурные компоненты социальной системы общества.

6. Какие теории развития общества вы можете назвать?

7. Охарактеризуйте суть «теории здорового общества» Э. Фромма.

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Бабосов, Е. Общая социология / Е. Бабосов. Минск, 2004.

3. Горелов, А. Социология / А. Горелов. М., 2006.

4. Луман, Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М., 1998.

6. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т. 1, 2.

7. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. М., 1992.

Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты :

  • сложный, многоуровневый характер

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые - семья, так и большие - класс, нация.

Общественные подсистемы - это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

  • наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)

Например, экономическая сфера - это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

  • основной элемент - человек

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • постоянные изменения, преобразования

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

  • порядок

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество - это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

  • самодостаточность

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

  • самоуправляемость

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля - особенность общества.

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний - институт образования и науки.Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 204.

Новости и общество

Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса

26 июня 2014

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся социальной сферы. Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Видео по теме

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если общество как динамичную систему отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. Политическая сфера отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. Социальные институты существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.