Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Игры для большого количества подростков в помещении. Подвижные игры в помещении: несколько игр на выбор

Разноцветный шарик

Учитель зачитывает строки стихотворения В. Суслова.

Разноцветный шарик

По дорожке скачет,

По дорожке, по тропинке,

От березы до осинки,

От осинки поворот —

Прямо к Ире

В огород!

Играющие перекидывают воздушный шар (мяч) по кругу. Получивший шар отбивает его от пола, после чего все разбегаются, а водящий старается «осалить» шаром убегающих участников игры. Игрок, в которого попал шар (мяч), вновь приглашает всех в круг и вбрасывает мяч любому игроку. Шар вновь передается по кругу.

Дождик

Учитель предлагает играющим свободно разместиться в классе. Затем объясняет условия игры, после чего декламирует стихи И. Токмаковой.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал.

И устал, и перестал!

Все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто шевельнулся. Он выходит из игры.

Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть самыми разнообразными, но стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Возможно поощрение «самого стойкого» участника игры.

Веселый топор

В эту игру можно играть и на улице, и в помещении. Ребята становятся в круг, руки держат за спиной. Ведущий, проходя за игроками, прячет у любого игрока небольшой предмет — «маленький топорик». Затем все вместе (или ведущий) произносят текст стихотворения И. Демьянова. Тот из играющих, на кого пришлись последние слова (но желательно не тот, у кого спрятан предмет), идет искать топор.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор,

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор!

Треугольный колпак

Игра развивает внимательность и координацию движений. Играющие произвольно размещаются по кругу в классе. Ведущий объясняет условия игры, затем произносит слов:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

А если колпачок треугольный,

То это не мой колпак.

Повторяя слова второй раз, игроки на слове «треугольный» показывают треугольник из пальцев. Далее, кроме показа треугольника, играющие должны на слове «мой» легко ударить себя в грудь. Затем, показывая треугольник и на себя, играющие должны на слове «колпак» прикоснуться к голове. В дальнейшем все играющие вместе с ведущим произносят слова и выполняют все 3 действия. Слова повторяются все быстрее и быстрее с каждым повтором. Сбившиеся выходят из игры и только повторяют слова. Выигрывает тот, кто не собьется.

Будь внимателен!

Игра стимулирует внимание, способствует обучению, быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ребята стоят группой, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Дети маршируют под музыку, возможно выполнение танцевальных движений.

При этом руководитель игры произвольно с разными интервалами дает команды. Дети должны реализовать движения в соответствии с командой.

Например:

«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол.

«Раки!» Дети пятятся назад.

«Птицы!» Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц).

«Цапля!» Стоят на одной ноге.

«Лягушка!» Приседают и скакачут вприсядку.

«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают.

«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «Ко-ко-ко».

«Коровки!» Дети встают на руки и ноги и произносят «Му-му!»

Игра может длиться 20—25 мин. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных.

Зеваки

Игра способствует развитию волевого (произвольного) внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. Возможно музыкальное сопровождение в темпе марша. По сигналу ведущего играющие останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры.

Вот так позы!

Игра может быть использована для развития наблюдательности и памяти, она будет способствовать развитию раскованности ребят, их коммуникативных способностей.

По желанию детей из группы выбирают пять игроков. Один из них — водящий, остальные — зрители. Дети показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет позы в той последовательности, в которой он их увидел.

«Зрители» кричат, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу.

Игра повторяется 2—3 раза, пока все не удостоверятся, что позы показаны верно.

Загадочные пословицы

А эта игра способствует развитию речи младших школьников, логического мышления, приобщает к истокам устного народного творчества.

Учитель предлагает простые пословицы. Ребята должны объяснить, что она означает, какой смысл в нее заложен, почему она возникла в обиходе людей.

Дело мастера боится.

Всякий мастер на свой лад.

На все руки мастер.

Портной испортит — утюг загладит.

Картошка поспела — берись за дело.

Без труда и в саду нет плода.

Каков уход, таков и плод.

Больше дела — меньше слов.

Всякий человек в деле познается.

Горе есть — горюй, дело есть — работай.

Без дисциплины жить — добру не быть.

Заработанный хлеб сладок.

У кого сноровка, тот и действует ловко.

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Шеренга

Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.

Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

Хищник

Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.

МПС

Правила. Игроки садятся в круг. Ведущий сообщает всем: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой, неповторимый и ваша цель - узнать его". Для этого игроки по очереди задают ведущему вопросы про свой МПС, требующие однозначного, положительного или отрицательного, ответа. Игра ведется до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед.

Примеры и дополнительный материал.

Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему:

Это одушевленное?

Это есть у меня всегда?

Это человек?

Это мужского рода?

У него темные волосы?

Меня с ним связывает дружба?

Солнечные зайчики

Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.

Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Пельмени

Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(выполняем все действия под стихотворение)

Счет до 30

Участники игры должны сосчитать по порядку от 1 до 30. Каждое число называет любой из участников. Однако, если одно и то же число назовут два (и более) участника одновременно - счет начинается сначала. Разговоры и какое-либо невербальное общение между игроками запрещены.

Пример игры:

1-й участник: “Один”

2-й участник: “Два, три”

3-й участник: “Четыре”

1-й участник: “Пять”

4-й участник: “Шесть, семь, восемь”

2-й и 3-й участник (одновременно): “Девять”.

Из-за того, что два участника одновременно назвали одно и то же число, счет начинается заново.

3-й участник: “Один” и т.д.

Для реальности достижения игровой цели предложите для начала досчитать до 10 (трудновыполнимое задание).

Киллер

Количество участников - 9-40.

место проведения: комната, зал.

Правила. Игроки садятся так, чтобы видеть друг друга. Все закрывают глаза. Ведущий проходит между игроками и касанием назначает трех-четырех "киллеров". Затем все открывают глаза, и начинается игра. Цель "киллеров" - "убить" всех игроков. Убитым считается тот игрок, который встретился взглядом с "киллером" и увидел, как "киллер" подмигнул ему. "Убитые" выходят из игры. Цель обычных игроков - арестовать всех "киллеров". Если у кого-то появляются подозрения о том, кто играет роль "киллера", он поднимает руку и произносит "Поддержите!" (в этот момент "киллер" еще может убить его). Как только кто-то тоже поднимает руку и говорит "Поддерживаю", просивший поддержки оглашает свои подозрения. Если он прав - "киллер" выходит из игры, если нет - из игры выходят оба проголосовавших. Игра ведется до окончательнЪй победы "киллеров" или "честных людей".

В интеллектуальном варианте игры перед началом происходит знакомство "киллеров" ("честные люди" стоят с закрытыми глазами, а "киллеры" открывают глаза, чтобы увидеть друг друга). В такой игре "киллер" может также поднять руку и попросить поддержать его, чтобы обвинить другого "киллера" и отвести от себя подозрение.

Слушай

Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.

Предметы

Дети приносят с собой какие нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: "Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?". Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока - назначить "штрафы", задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.

Сквозь обруч

Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой - гимнастический обруч. Задача играющего - продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.

Арифметические кубики

Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 - они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.

Прищепочки

Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.

Достань городок

Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.

Найди зайчика

Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".

Золотая рыбка

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание. Потом можно поменяться ролями.

Испорченый фарс

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.

В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).

Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.

Можно провести командный вариант игры - все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

Музыкальные стулья

После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Артишок

61. Конкурс Переправа

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 8-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Вызывается несколько пар игроков. Первому игроку в каждой паре - «пастуху» - необходимо перевести второго игрока в паре - «корову» - через мост. Ведущий сообщает каждой «корове» три секретных слова. «Пастух» уговаривает «корову» идти, и если он произносит одно из секретных слов, «корова» проходит треть пути. Выигрывает тот «пастух», который первым переведет свою «корову» через мост.

. Например, загаданы секретные слова «дорогая», «нести», «ура». Уговоры «пастуха» могут быть следующими:

  • «Милая Буреночка, пойдем со мной. Там нас ждет дорогой приз» («корова» идет).
  • «Ура! Она сдвинулась с места!» («корова» идет).
  • «Сколько же тебя уговаривать! Ну хочешь, я тебя на руках буду нести!» («корова» приходит к финишу).

Для того чтобы конкурс излишне не затянулся, необходимо ограничить время проведения. Если к окончанию условленного времени ни один «пастух» не выполнит задание, победившим объявляется тот, чья «корова» больше прошла.

62. Конкурс Метатели дисков

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 3-20 человек.

Материальное обеспечение : бумажные диски (по одному на каждого игрока) вырезаются из кальки или салфетки. Диаметр диска - 15-20 см.

Правила . Каждый игрок получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего кидают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей диск улетит дальше.

63. Розыгрыш «Лавировщики»

Цель : развлечение.

Возраст : 12-17 лет.

Количество участников : 3-25 человек.

Материальное обеспечение : 3-5 стеклянных или пластиковых бутылок.

Правила . На пол выставляется несколько бутылок. Одному из игроков предлагается пройти между бутылками с завязанными глазами. Пока «жертве» завязывают глаза и указывают правильное направление, бутылки убираются. Под смех и советы зрителей «жертва» петляет по ровному полу.

64. Игра (конкурс) Крокодил 1

Цель : развлечение.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 2-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Игроки делятся на две команды. Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков. Вторая команда пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается. Затем команды меняются ролями. Игра ведется на интерес, но можно засчитать очки за угаданные слова.

Примеры и дополнительный материал . Можно загадывать:

  • отдельные слова;
  • фразы из известных песен и стихов;
  • пословицы и поговорки;
  • крылатые выражения;
  • сказки;
  • известные (реальные или выдуманные) люди.

65. Розыгрыш Тра-та-та

Цель : развлечение.

Возраст : 12-17 лет.

Количество участников : 5-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Двум игрокам предлагают изобразить коллективную пантомиму. Произносить они могут лишь звуки «тра-та-та». Игроки думают, что они изображают одну сценку, однако на самом деле каждому из них рассказывается собственная история.

Примеры и дополнительный материал . Один из лучших примеров этой игры: первому игроку предлагается изобразить мужчину, приглашающего женщину на танец. Второму игроку рассказывается, что его партнер - шофер машины, из-за которой он попал в больницу и теперь не может ходить.

Еще примеры:

  • Первый игрок - обезьяна, которая убежала из клетки и не хочет возвращаться назад (его партнер - дрессировщик). Второй игрок - вежливый хозяин, приглашающий пройти гостя в дом (его партнер - гость).
  • Первый игрок (сидит на стуле) - потерпевший кораблекрушение и спасшийся на обломке судна (его партнер - волны, которые могут смыть его в океан). Второй игрок - спасатель, пытающийся снять кошку с дерева (стул) (его партнер - кошка).
  • Первый игрок - родитель, который пытается накормить непослушного ребенка кашей (его партнер - ребенок). Второй игрок - посетитель зубного врача, боящийся открыть рот (его партнер - зубной врач).

66. Конкурс Тест с коробком

Цель : тренировка ловкости.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 1-30 человек.

Материальное обеспечение : коробок из-под спичек (для каждого участника).

Правила . Тестируемый должен согнуть руку в локте и немного приподнять локоть. На локоть ставится спичечный коробок, его задача - поймать коробок той же рукой.

67. Игра Я вижу Мишку

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 5-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Все участники встают в шеренгу боком друг к другу как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу Мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу Мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки также садятся на корточки. В третий раз ведущий кричит: «Я вижу Мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другйм падают на землю, и получается веселая свалка.

68. Игра Аленушка, Иванушка

Цель : развлечение.

Возраст : 8-12 лет.

Количество участников : 10-30 человек.

Материальное обеспечение : две повязки на глаза.

Правила . Из участников игры выбираются или назначаются «Иванушка» и «Аленушка». Остальные игроки встают в круг. «Иванушка» и «Аленушка» с завязанными глазами бегают в центре круга. Цель «Иванушки» - поймать «Аленушку». Часть участников, составляющих круг (например, все девочки), помогают советами «Аленушке», другая часть (мальчики) - «Иванушке». Если «Иванушка» поймает «Аленушку» - они меняются ролями. Затем выбираются новые «Иванушка» и «Аленушка».

69. Игра Куда-куда

Цель : развитие быстроты реакции.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 10-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Каждый игрок получает свой номер. Номера не должны повторяться. Все игроки в произвольном порядке становятся в круг. Водящий в центре круга. Он называет два любых номера игроков. Игроки, чьи номера назвал водящий, должны поменяться местами. Цель водящего - успеть занять место одного из игроков. Если ему это удается, игрок, оставшийся в кругу, становится водящим.

70. Игра Сантики-фантики

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 10-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Водящий на время покидает помещение. Из числа остальных игроков выбирается «сантик», и все участники встают в круг. Когда водящий возвращается, «сантик» начинает показывать различные движения, а остальные игроки за ним повторяют. Цель водящего - угадать, кто из игроков является «санти- ком». Если с двух попыток ему удается это сделать, «сантик» становится водящим, если нет - водящий вновь покидает помещение, а игроки выбирают другого «сантика».

Мини-игры:

""Песок"" . Предложить детям набрать в руки воображаемый песок /на вдохе/, сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок (задерживаем дыхание), посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох).
""Солнышко и тучка"". Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задерживаем дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко - расслабиться, разморило на солнце (выдох).
""Медвежата"" . Медвежата лежат в берлоге. Подул холодный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замёрзли (сжимаемся в клубочек), греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали от удовольствия.
""Муравей"" . На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задерживаем дыхание). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги, ноги отдыхают.
""Насос и мяч"". Игра проводится в парах. Один - ""мяч"", другой - ""насос"". ""Мяч"" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). ""Насос"" начинает надувать ""мяч"", сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком ""с"". С каждой подачей воздуха ""мяч"" надувается всё больше и больше /ребёнок распрямляется, вдыхает воздух, поднимает голову, затем надувает щёки, руки отводит от туловища/. Мяч надут. Напарник выдёргивает шланг насоса из ""мяча"". Из него с силой выходит воздух (""ш""). Тело возвращается в исходное положение.
""Любопытная Варвара"". Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше (вдох). Мышцы шеи напряжены. Вернуться в исходное положение /выдох/. Аналогично в другую сторону. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд -
Тут немного отдохнёт.

""Шарик"". Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох)
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Пальчиковый игротренинг дляразвитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния
""Рожки да ножки"". ""Рожки"" - средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец - вытянуты. ""Ножки"" - вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем. Усложнение. Одна рука - ""рожки"", другая - ""ножки"". Затем руки одновременно меняются ролями.
""Встречные колечки"" . Правая рука - кончик мизинца встанет на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука - кончик округлённого указательного пальца встанет на кончик большого пальца - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения строятся одновременно. Последняя пальцевая позиция - зеркальное отражение первой.
""Перекаты"" . Левая рука повёрнута к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встаёт на мизинец левой руки. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и сразу же безымянный палец левой руки смыкается с указательным пальцем правой и т.д. Затем следует руки развернуть вокруг сомкнутого мизинца правой руки и большого пальца левой. Теперь правая ладонь повёрнута к себе, а левая - от себя. Движения повторяются.
""Письмо на ладони"" . Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот - на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.
""Сядьте те…"" . Дети стоят возле столов. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием.
Сядьте те, кто сегодня позавтракал;
Сядьте те, у кого есть носовой платок;
Сядьте те, кто сегодня чистил зубы;
Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение
и т.п.
""Слушай команду"" . Ведущий даёт разные команды: ""встать"", ""сесть"", ""открыть тетрадь"", ""посмотреть направо"", ""поднять руки вверх"" и т.п. Дети должны выполнять только те команды, которые произносятся шепотом. Следить за правильностью выполнения команд. Обратить внимание на тех детей, которые не могут, с первого раза, не переспрашивая, правильно выполнить команды.
""Запомни своё место"" . Ведущий быстро и чётко называет место в комнате для каждого ребёнка, которое он должен занять по команде ведущего. Например, у одного ребёнка это место - угол, у другого - стул, у третьего - около двери и т.д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде: ""Место!"" - они разбегаются по своим местам. Команду ведущего можно заменить какой-либо ритмичной музыкой. Игру можно провести 2-3 раза. Если дети сумели справиться быстро и верно с этой игрой, к ней не следует возвращаться.
""Слушай хлопки"" . Дети двигаются свободно в группе под спокойную музыку. Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.
Количество хлопков. Позы детей:
1 - поза ""аиста"" (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую);
2 - поза ""лягушки"" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами
на полу);
3 - дети возобновляют ходьбу.
Во время ходьбы дети должны свободно двигаться, не мешая друг другу.
Усложнение. Добавить ещё 2 позы, например, зайчики, лошадки и т.п.
""Ленивые восьмёрки"". Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости ""восьмёрки"" по три раза каждой рукой, а потом повторяют это движение двумя руками.
""Слушай и исполняй"". Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были названы ведущим.
а) повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть
голову прямо;
б) поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки;
в) повернуться налево, присесть, встать;
г) поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
В первый раз не следует давать детям все 4 задания, им будет это сложно. Можно дать
2 задания, а в следующий раз добавить остальные.

Развитие коммуникативных навыков
""Добрые слова"". При первом проведении игры следует обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, ""колючие"" слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, ""колючие"" слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова - ""колючки"", не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту, например, на букву ""А"": аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву ""Б"": бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т.д.
""Мяч "". Дети встают в круг, лицом к центру круга. Берут мяч в руки. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передают его, называя четко и громко своё имя - 1 круг. 2 круг - тот, у кого мяч, кидает его соседу справа и называет при этом его имя. Усложнение. Ведущий даёт мяч любому ребёнку, а тот, получив мяч, должен назвать три имени - имя соседа справа, своё имя, имя соседа слева. Затем передать мяч следующему игроку, который также называет три имени и т.д.
""Тропинка"". Дети встают друг за другом. Руководитель выбирает водящего в этой игре сам: этот ребёнок должен быть бойким, сообразительным. Участники идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, при этом водящий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель (ров, лужа, река, камни, кусты и т.п.), а остальные повторяют его движения. По хлопку водящий становится в хвост змейки. Водящим становится второй стоящий в змейке. По окончании игры дети выбирают самого оригинального водящего. Во время выбора оригинального водящего, следует разобрать с детьми изображение тех препятствий, которые вызывали у большинства затруднения.
""Ласковые имена"" . Дети передают мяч по кругу. Ребёнок, передающий мяч, называет того, кому передаёт его, ласково по имени (Серёженька, Аннушка и т.д.).
""Пальцы"". Вначале детей предупреждают, что игра сложная, и что сразу не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её освоить. Игра поможет узнать, как мы умеем работать вместе. Дети становятся в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо способом. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть её в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время. В первый раз игру следует провести не более 3 раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать детям, что они хорошо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, нужно ребят успокоить и настроить на то, что очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и обязательно его добьются.
""Передай по кругу"". Дети - в кругу. Передают друг другу (пантомимикой) горячую картошку, холодную сосульку, которая тает в руках, бабочку, воздушный шарик и т.п. После игры дети выбирают ребёнка, который изображал передаваемый предмет лучше всех.
""Ручеёк"". В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
""Комплименты"". Дети - в кругу. Передают мяч по кругу со словами: ""Мне нравится в тебе то, что ты…"" Получивший мяч передаёт его другому участнику с теми же словами. Игру может начать психолог, если дети испытывают затруднения.
""Колечко"". Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" - любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" - выбежать вперёд, задача всех остальных детей - постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.
""Совместный рисунок"". Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать
название рисунку или имя, если это персонаж.

Упражнения на развитие внимания:
""Узнай по звуку"". Дети узнают по звуку различные предметы (карандаш, линейка, книга, монета и т.д.), которые те издают при постукивании или падении.
""Запретный номер"". Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Дети начинают считать по порядку от 1 до 10. Вместо запретной цифры - хлопок в ладоши. Усложнение. Выбираются 2 цифры, которые нельзя произносить. Если дети успешно справляются с заданием, можно усложнить задание: считать от 1 до 20, нельзя произносить 3 цифры и т.д., кроме этого, можно использовать обратный счёт: от 10 до 1, от 15 до 1.
""Гордый тополь, плачущая ива"". Дети идут по кругу. По хлопку принимают позу ""гордого тополя"" (мимика гордости), по сигналу удара ноги - позу ""плачущей ивы"" (мимика печали"". Позы и мимику обсудить с детьми до начала игры.
""Зачеркни букву"". Для проведения этой игры можно использовать корректурные таблицы, а также вырезки из старых журналов. В течение 2-3 минут дети внимательно просматривают каждую строчку в тексте и зачёркивают букву ""А"". Затем меняются листочками и проверяют, нет ли ошибок, что обеспечивает концентрацию внимания ещё на определённое время, то есть тоже является тренингом внимания. Усложнение. Зачеркнуть 2 буквы; одну букву зачеркнуть, другую подчеркнуть. Если дети успешно справляются с этими заданиями, можно предложить отыскивать 3 буквы, одну из них зачёркивая, другую - подчёркивая, третью- обводить кружочком.
""Запретное слово"". Детям задаются вопросы, они могут давать различные ответы, но нельзя произносить запретные слова ""да"" и ""нет"". После объяснения правил игры, привести пример. Вопросы:
Ты умеешь летать?
Снег белый?
Ты спишь в ванной?
Ты был на луне?
Ты умеешь ремонтировать утюг?
Зимой можно купаться в речке? И т.д.
""Муха"". На доске - квадратное поле, состоящее из 9 клеток (Приложение 3). По клеточкам игрового поля следует перемещать воображаемую ""муху"". Перемещение ""мухи"" с одной клетки на другую происходит путём подачи ей команд ""вверх"", ""вниз"", ""вправо"", ""влево"". Исходное положение ""мухи"" указывается перед началом игры (например, в центре). Ведущий подаёт команды, и при помощи указки показывает направление полёта ""мухи"". Дети следят за перемещением ""мухи"". ""Вылетать"" за пределы поля ""мухе"" запрещается. Ведущий даёт 5-7 команд, отвечающих правилу игры, затем даёт ошибочную команду. ""Муха"" оказывается за пределами поля. Дети, заметив ошибку, должны хлопнуть в ладоши.
""Отметь фигурки"". С помощью этой игры можно тренировать переключение внимания. В игре используются фигурные таблицы (Приложение 4).На выполнения задания отводится не более 3 минут. Предварительно детям даётся указание: ""Просматривайте внимательно фигурки, отыскивайте среди них три: треугольник, флажок, кружок. В треугольник ставьте чёрточку (минус), в кружочек - крестик (плюс), во флажок - точку"". Задание рисуется на доске. Опросить детей, как они поняли задание. После этого стереть всё нарисованное с доски и дать команду: ""Начали!"". Через 2-3 минуты работа останавливается командой ""Стоп"", а дети должны поставить галочку в месте, где они остановились. Затем дети обмениваются таблицами и проверяют друг друга.
""Летает - не летает"". Руки детей на столе. Ведущий называет объекты. Если объект летающий, то дети хлопают ладонью по столу. Если не летающий, руки неподвижны.
""Прочти слово"". Детям раздаются листы нелинованной бумаги, на которых вверху листа написано слово из 3-4 букв, буквы переставлены местами (например, "" е п л о ""). От каждой буквы к низу листа ведутся перепутанные линии (Приложение 5). Детям предлагается проследить за направлением линии и найти место каждой буквы. По линии дети могут вести ручкой или пальцем. Усложнение. Проследить направление линии взглядом. Использовать слова из 5-6 букв.
""Чёрточки - палочки"". Каждый ребёнок должен иметь тетрадный лист в клетку с полями и ручку или карандаш. Дети рисуют чёрточки палочки следующим образом: одна чёрточка, одна палочка, одна чёрточка, две палочки, одна чёрточка, три палочки. При этом важно соблюдать такие правила: а) надо всё время считать палочки, чтобы не ошибиться; б) на строчке можно писать только до поля; в) надо правильно переходить с законченной строчки на новую (на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой); г) между строчками должно быть расстояние в 1 клеточку. Правила повторить 2 раза. Показать на доске образец выполнения задания (Приложение 6). После окончания работы предложить детям вспомнить все правила, о которых говорилось, и проверить, нет ли ошибок.
""Карлсон сказал"". Все участники встают по кругу. Дети выполняют различные движения по команде (поднять руки вверх, опустить руки, сделать хлопок, повернуть направо и т.п.). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых будет предваряться словами: ""Карлсон сказал"". Например, Карлсон сказал: ""Поднимите левую руку вверх"" - дети выполняют движение. ""Опустите левую руку вниз"" - движение выполнять не надо. Сделавшие ошибку покидают круг. Соответственно в конце игры остаётся самый внимательный.
""Флажки"" . Для игры нужен лист бумаги в клеточку. На доске - образец задания (Приложение 6.1) - флажки, изображённые при соблюдении следующих правил: ножка флажка занимает три клеточки, флажок - две; расстояние между 2 соседними флажками - две клеточки; расстояние между строчками - две клеточки; на флажке поочерёдно изображается то треугольник, то кружок; один флажок с подставочкой, другой без. Рассмотреть с детьми образец, 2 раза повторить правила. Предложить нарисовать точно такие же флажки. После окончания работы, дети проверяют, нет ли ошибок. Работают 3 минуты.
""Срисуй картинку"". Детям предлагается заранее приготовленный рисунок, а они должны точно его скопировать (Приложение 7). Можно предложить детям срисовать две картинки. Обратить внимание на то, чтобы на них присутствовали разнообразные детали, чтобы эти детали имели разную форму и были не очень мелкими. Когда дети завершат работу, предложить им проверить, всё ли правильно нарисовано. Обсудить вместе с детьми точность выполнения работы.
""Палатка и деревце"". Аналог игры ""Чёрточки - палочки"". Задание несколько усложнено: вместо чёрточек и палочек дети рисуют палатку и деревце. Кроме того, если дети успешно справлялись с заданием ""Чёрточки - палочки"", можно изменить правила и увеличить их число (Приложение 6.2). От количества правил зависит сложность задания: чем их больше, тем оно труднее.

Зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.
""Раскрась правильно"". Каждый ребёнок должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полоской из квадратиков (Положение 8). Предложить детям раскрасить синим карандашом второй домик слева, красным - третий домик справа, зелёным - домик, который находится перед синим, жёлтым - домик, который следует за красным, коричневым - первый домик слева. Второе задание состоит в том, что дети должны раскрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную звёздочкой. Клетку снизу закрасить зелёным карандашом, клетку сверху - жёлтым, красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной. Каждое задание повторяется 2 раза. После завершения работы, задания повторить, а дети проверяют, правильно ли они всё выполнили. Ошибки проанализировать вместе с детьми.
""Рисуем узоры"". Дети должны иметь листы в клетку и ручку или карандаш. На листах - образцы выполнения различных узоров (Приложение 9). Детям предлагается внимательно рассмотреть образец и продолжить его до конца строки. Обратить внимание детей на точность, аккуратность выполнения задания. Постепенно узоры усложняются.
""Графический диктант"". Материал: ручка, тетрадный лист в клетку, на котором заранее проставлены 3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии в 4-5 клеток. От левого края листа они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор под диктовку, начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора самостоятельно до конца строки. Для каждой точки диктуется свой узор. Диктовать следует медленно и чётко. Во время рисования ручку (карандаш) от бумаги отрывать нельзя. Когда дети научатся выполнять простые узоры, предлагать для рисования более сложные узоры (Приложение 9.1). Перед выполнением задания уточнить понятия ""вверх"", ""вниз"", ""вправо"", ""влево"".
""Срисуй фигуру"". Материал: лист в клетку с изображением фигуры (Приложение 9.2), ручка или карандаш. Детям предлагается рассмотреть внимательно фигуру и рядом нарисовать точно такую же. Постепенно задание усложняется путём увеличения элементов фигуры.
""Быстрый карандаш"". Материал: тетрадный лист в клетку, на котором слева изображён какой-либо узор, а справа - этот же узор с допущенными ошибками. Детям предлагается сравнить 2 узора и найти ошибки. Затем предложить ниже нарисовать этот узор, не допуская ошибок.
""Нарисуй и расскажи"". Материал: листы в клетку с образцами рисунков (Приложение 9.3).Детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок, подсчитать необходимое количество клеток для рисунка, нарисовать рядом такой же, правильно расположить рисунки на бумаге. Затем выучить загадки к этим рисункам.
""Футболист"". Выбирается футболист, который выходит на середину комнаты. Затем ему завязывают глаза, недалеко от него положить на пол мяч. Дети по очереди становятся направляющими для футболиста. При помощи словесных команд нужно вести его к мячу и объяснить, что сделать, чтобы попасть точно по мячу. Желательно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребёнок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста следует поддерживать одобрительными словами.