Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Дополнительный материал про писателя марка твена. Краткая биография марк твен. Юность и начало карьеры

Марк Твен - американский писатель, журналист и общественный деятель.

Сэмюэл Клеменс родился 30 ноября 1835 года в маленьком городке Флориде (штат Миссури, США). Затем семья переехала в город Ганнибал, жителей которого он позже описал в своих произведениях. Когда умер отец семейства в 1847 году, старший сын занялся изданием газеты и Сэмюэл вносил туда свой непосильный вклад — работал наборщиком, писал статьи.

С началом Гражданской войны, юноша отправился работать лоцманов на пароходе, даже хотел стать капитаном. В июле 1861 года он уехал подальше от войны на запад, где в это время добывали серебро. Не найдя себя в карьере старателя, он вновь занялся журналистикой. Он устроился в одну газету в Вирджинии и начал писать под псевдонимом Марк Твен.

Писательский успех пришел к нему в конце 1860-х годов, когда после путешествия в Европу, он выпустил книгу «Простаки за границей».

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон (англ.) русск. и переехал в город Баффало (штат Нью-Йорк). Оттуда он перебрался в город Хартфорд (Коннектикут). В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

В 1876 году вышел в свет роман о приключениях мальчика по имени Том Сойер. Продолжением этого романа стали «Приключения Гекльберри Финна » (1884). Самым известным историческим романом Марка Твена является «Принц и нищий » (1881).

Помимо литературы, Марка Твена увлекала наука. Он был дружен с Николой Теслой и часто бывал в его лаборатории.

До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от стенокардии. За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось…

Эрнест Хемингуэй однажды отметил, что вся американская литература появилась из одной книги - произведения Марка Твена о Гекльберри Финне. По мнению Хемингуэя, это лучшее литературное произведение Америки. Впервые опубликованная в 1884, книга о приключениях Гекльберри Финна - это великий американский роман и шедевр Твена. Но есть и другие потрясающе интересные факты из его биографии, достойные внимания любого, кто хочет считать себя знатоком истории и литературы.

Родители не думали, что их сын выживет

Самюэль Лэнгхорн Клеменс, именно так на самом деле звали писателя, родился на два месяца раньше срока, тридцатого ноября, в крошечном городке Флорида в штате Миссури. Он был болезненным и хрупким все свое детство, пока ему не исполнилось семь лет. Клеменс был шестым из семерых детей, из которых только трое дожили до зрелости. В 1839 отец Клеменса Джон Маршалл, юрист-самоучка, который также владел магазином, решил переехать с семьей в город Ганнибал (Миссури), чтобы улучшить свое финансовое положение. Годы спустя, его сын опишет в своих книгах о Томе Сойере и Гекльберри Финне именно Ганнибал, хотя прямых указаний на город в текстах нет. К слову, финансовое положение семьи так и не наладилось. Когда Самюэлю было одиннадцать лет, его отец умер от пневмонии.

Писатель не получил блестящего образования

В 1848, через год после смерти отца, Марк Твен стал работать на полную ставку в качестве помощника типографа в местной газете Ганнибала. В 1851 он перешел на работу наборщика в газете, принадлежавшей его старшему брату Ориону, и начал сам составлять для нее короткие сатирические заметки. В 1853 семнадцатилетний Клеменс покинул родной город и несколько лет работал в типографиях Нью-Йорка, Филадельфии и Айовы.

Его карьера речного капитана была связана с трагедией

В 1857 Клеменс стал учеником капитана на пароходе, что ходил по реке Миссисипи. В следующем году, когда он был назначен на корабль под названием «Пенсильвания», Клеменс нашел на борту работу и младшему брату Генри. Сам Клеменс проработал на корабле до июня, а в середине месяца случилась катастрофа - пароход взорвался возле Мемфиса. Среди погибших оказался и девятнадцатилетний Генри. Клеменс был убит смертью брата, но продолжил работу капитана. Он трудился на пароходах до самого начала Гражданской войны в 1861, когда коммерческий транспорт прекратил движение по Миссисипи. Псевдоним писателя связан с термином, определяющим безопасную глубину для парохода - словосочетанием, превратившимся в имя, обозначали двенадцать футов воды.

Твен служил в войсках Конфедерации

Вскоре после начала Гражданской войны двадцатипятилетний Клеменс присоединился к милиции, поддерживающей конфедератов. У его семьи был один раб, когда Клеменс был ребенком, но он не придерживался идеологических взглядов южан. В армию он записался из-за желания поддержать свои южные корни. Его служба оказалась короткой. Через две недели подразделение распалось. Через месяц Клеменс уехал из Миссури и оставил военные действия позади. Он отправился на запад вместе с братом Орионом, который получил важную должность в штате Невада. Оказавшись там, Клеменс попробовал себя в шахтерском деле, но, не сумев добиться успеха, устроился репортером в городе Вирджиния в штате Невада. Уже в 1863 он стал пользоваться псевдонимом Марк Твен. Перед этим он пользовался другими, в том числе такими как Эпаминондас Адрастус Блаб и Томас Джефферсон Снодграсс. Клеменс был другом Улисса Гранта и в 1885 опубликовал мемуары бывшего президента. Они стали бестселлером и спасли вдову Гранта от нищеты, угрожавшей ей после смерти мужа, который вложил свои деньги в неудачные инвестиции.

Он прославился в Калифорнии

В мае 1864 Твен вызвал соперника из местной газеты на дуэль, но, прежде чем драка могла произойти, решил уехать в другой штат, видимо, опасаясь ареста за нарушение законов, запрещающих дуэли. Он отправился в Сан-Франциско, где нашел работу репортера. Она быстро ему надоела, так что Твен отправился странствовать дальше, в Калифорнию. В те годы штат был охвачен золотой лихорадкой. Там Твен повидал соревнования прыгающих лягушек. Когда в 1865 он вернулся в Сан-Франциско, его друг - писатель из Нью-Йорка - предложил ему написать рассказ для книги, составителем которой он был. Пока Твен написал свою историю, книга уже была опубликована, но издатель заинтересовался рассказом - он был посвящен тем самым лягушкам, - и выслал его в Нью-Йорк, в газету. Рассказ стал настоящим хитом, его издали по всей стране.

Образ Гекльберри Финна вдохновлен реальным человеком

Приключения Гекльберри Финна разворачиваются на юге, где персонаж путешествует по реке Миссисипи вместе с Джимом, сбежавшим от владельца рабом. Гекльберри Финн впервые появляется в романе о Томе Сойере, опубликованном в 1876. Вдохновением для образа стал Том Бланкеншип, мальчик, который был на четыре года старше Твена, когда тот жил в Ганнибале. Семья Бланкеншипа была бедной, а его отец считался городским пьяницей. В своей автобиографии писатель рассказывает, что описал своего героя именно таким, каким был Том - невежественным, неопрятным, вечно голодным, но при этом с очень добрым сердцем. Неизвестно, что случилось с Бланкеншипом, когда он вырос. Есть слухи, что он был судьей в Монтане, но по другим версиям, он умер от холеры, а то и оказался в тюрьме за воровство. Книга о нем стала весьма противоречивой. Некоторые штаты запрещали ее публикации и размещение в библиотеках за нелитературный язык, не слишком интеллектуальный сюжет и откровенный расизм. Современные критики отмечают, что на самом деле в сюжете очевидно обвинение расизма.

Писатель был плохим предпринимателем

Став успешным писателем, Твен то и дело вкладывал деньги в неудачные предприятия и разорился. Что интересно, когда ему подвернулась возможность вложиться в разработку телефона, он отказался. Разработчик, Александр Грем Белл, стал впоследствии известным на весь мир. Марк Твен и сам был неплохим изобретателем, к примеру, он изобрел клейкие листы для блокнотов. В 1891 он решил переехать в Европу, чтобы снизить расходы на жизнь и помочь жене, у которой были проблемы со здоровьем. Дела шли плохо и там, поэтому для расплаты с долгами Твену пришлось отправиться в турне с выступлениями. Это помогло ему справиться с банкротством и вернуть все свои долги в течение нескольких лет. Впрочем, крупного состояния ему накопить так никогда и не удалось - удачно вкладывать свои писательские гонорары он не умел никогда.

У Твена не осталось потомков

В 1870 Марк Твен женился на Оливии Ленгдон, которая происходила из семьи аболиционистов из города Эльмира (штат Нью-Йорк). Пару познакомил младший брат Оливии, с которым Твен познакомился в путешествии по Европе и Святой земле. У пары было четверо детей. Сын умер в младенчестве, а двое дочерей не смогли дожить до тридцати лет. Сама Оливия Ленгдон умерла в 1904 в возрасте пятидесяти восьми лет. Ее супруг, чье здоровье заметно ухудшалось с каждым годом после смерти жены, прожил до 1910 и умер в возрасте семидесяти четырех лет в городе Реддинг, в штате Коннектикут. Осталась лишь Клара, которая умерла в 1962 году в возрасте восьмидесяти восьми лет. У нее была единственная дочь по имени Нина Габрилович. У Нины не было своих детей, а сама она умерла в 1966 году. Таким образом, получается, что прямых потомков Самюэля Клеменса не осталось на свете.

Видный американский писатель и журналист Марк Твен родился 30 ноября 1835 года, в деревеньке Флорида, в штате Миссури (Средний Запад США). Настоящее имя писателя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Марк Твен – это псевдоним, который он взял себе еще в ранней юности. Отец Марка Твена был судьей, о матери писателя, Джейн Лэмптон Клеменс, почти ничего неизвестно.

Биография

Детство Марка Твена прошло в небольшом городке Ганнибал, где его отец открыл маленькую юридическую контору. В семье, кроме Сэмюэла, было еще четверо детей. Как вспоминал писатель, жили они достаточно скромно и иногда даже нуждались. Дела пошли еще хуже, когда в 1847 году умер от воспаления легких отец, не оставив своим детям ничего, кроме огромных долгов.

В достаточно юном возрасте Сэмюэлю пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Когда его старший брат Ойрон попытался заняться издательским делом и начал выпускать газету, Сэмюэл подрабатывал в ней типографом и иногда писал довольно резкие и острые статьи. Хотя, в те времена, о карьере литератора он совершенно не думал. Сэма влекло море, и он мечтал стать моряком. Поэтому, он и устроился помощником лоцмана на пароход, выполняющий регулярные рейсы по Миссисипи. Именно в это время Самюэль и выбирает себе псевдоним. На английском языке морской термин «mark twain» (отметка две сажени), означал, что глубины реки вполне достаточно для безопасного прохождения речного судна.

Но морская карьера Сэма, к его большому сожалению, заканчивается уже в 1861 году. Начинается Гражданская война и частное пароходство закрывается. Будущий писатель уезжает искать счастья в Неваду, некоторое время работает на серебряных рудниках, потом, как и все американцы, охваченные «золотой лихорадкой», переезжает в Калифорнию и присоединяется к многочисленным золотоискателям. Правда, уже тогда в провинциальных газетах периодически появляются его первые статьи, очерки и юмористические рассказы.

В 1862 году он задумывает путешествие в Палестину. По мнению исследователей его творчества, в это время он уже вступил в масонскую ложу «Полярная Звезда» и эта поездка была своего рода творческой командировкой. В 1864 году он возвращается в Америку, поселяется в Сан-Франциско и начинает писать сразу же для нескольких достаточно крупных газет и журналов. Первый успех к нему приходит в 1865 году, после выхода в свет сатирического очерка «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса».

Затем, в 1867 году, Марк Твен совершает еще одно увлекательное путешествие по Европе, посещает Грецию, Францию, Турцию, заезжает в Крым и Одессу. Результатом этой поездки становится сборник путевых очерков «Простаки заграницей», который Марк Твен издает в 1869 году. Писатель с большим юмором и иронией рассказал о своих заграничных путешествиях и остроумно показал, насколько нелепо могут вести себя его сограждане за пределами США. Книга сразу же стала настоящим бестселлером. В это же время, Марк начинает читать свои знаменитые публичные лекции. Он всегда был великолепным оратором. По воспоминаниям современников, публика на выступлениях Твена просто рыдала от хохота.

К 1670 году имя Марка Твена знает уже вся Америка. Он – преуспевающий и востребованный журналист и писатель. Марк женится на Оливии Лэнгдон и молодая семья переезжает в город Буффало, расположенный в пригороде Нью-Йорка. Произведения Марка Твена этого периода, острые и злободневные, имеют не только много поклонников, но и противников. Марк Твен, порой, не выбирает выражений и достаточно резко критикует и американский образ жизни, и американскую политическую и экономическую системы. В это время выходит несколько сборников: «Закалённые» (1871 г.), «Позолоченный век» (1873). Самым заметной книгой этого периода можно считать сборник рассказов «Жизнь на Миссисипи», который был издан в 1883 году. Марк Твен не только много пишет, но и ведет большую общественную деятельность. И в Америке, и в Англии, и в других европейских странах его лекции пользуются огромным успехом. Среди его поклонников – не только обычные люди, но и многие видные общественные деятели, писатели и художники. Его творчеством увлекается и гениальный физик, ученик Эйнштейна, Никола Тесла, с которым Марк Твен очень тесно дружит.

В 1876 году Марк Твен выпускает роман, который сразу же позволяет включить его имя в список крупнейших американских писателей, «Приключения Тома Сойера». Эта мудрая, остроумная и философская книга до сих пор является настольной не только у всех девчонок и мальчишек, но и очень многих взрослых людей. Через четыре года она выпускает второй роман «Принц и нищий», который тоже имеет большой успех.

Но, пожалуй, произведением, которое просто перевернуло американскую литературу и очень точно определило политические взгляды писателя, стал роман «Приключения Гекльберри Финна», увидевший свет в 1884 году. Марк Твен не сомневался, что современный мир построен на принципах неравенства. Он считал, что в «демократическом» американском обществе права простых людей ущемляются и что хваленая американская «свобода слова» - это мыльный пузырь, который лопается при малейшем прикосновении. Эти идеи равенства, свободы, терпимости, без которых невозможна истинная демократия, красной нитью проходят по всем его произведениям, относящимся к зрелому и позднему периодам творчества, и становятся во главу угла романа о приключениях маленького, нищего и беззащитного мальчика Гекльберри.

Политические принципы писателя нашли свое отражение и в его программной речи «Рыцари труда - новая династия», которую он произнес в 1886 году в клубе «В понедельник вечером». Эта речь была переведена на многие языки и во многом поддержала те революционные настроения, которые уже парили в воздухе во всем мире в конце 19 века.

Не меньше политики, Марка Твена в это время интересует история. В 1886 году он выпускает гротескный роман «Янки при дворе короля Артура», который, также, содержит массу нападок на американское общество. Собственно говоря, это – последнее значительное произведение писателя.

В начале 20 века в жизни Марка Твена наступает черная полоса. Умирает его обожаемая жена Оливия, трагически уходят из жизни трое из его четверых детей, издательство, в которое он вложил всю свою душу, разоряется. Марк Твен погружается в глубокую депрессию, почти не выходит из дома и не общается с людьми. Он продолжает писать, но из под его пера выходят только пессимистические, наполненные грустью и болью произведения: «Сделка с Сатаной» (1904), «Дневник Евы» (1905), «Таинственный незнакомец» (опубликован посмертно в 1916). Марк Твен начинает погружаться в мистику и ищет истинный смысл жизни в религии. Недаром героем его последних книг становится сам Сатана, который безраздельно правит этим миром.

Здоровье Марка Твена окончательно пошатнулось, когда в 1909 году он потерял своего близкого друга, нефтяного магната Генри Роджерса. 21 апреля 1910 года Марк Твен умер у себя дома от приступа стенокардии. Америка лишилась еще одного своего великого сына, гражданина и писателя.

Основные достижения Твена

  • «Приключения Тома Сойера» (1876)
  • «Принц и нищий» (1881)
  • «Приключения Гекльберри Финна» (1884)
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889)
  • «Простаки за границей» (1869)
  • «Закалённые» (1871)
  • «Жизнь на Миссисипи» (1883)

Важные даты биографии Твена

  • 1847 г. - смерть отца
  • 1862 г. – путешествие в Палестину
  • 1865 г. – первый очерк «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867 г. – путешествие по Европе
  • 1869 г. – «Простаки за границей»
  • 1870 г. – женитьба на Оливии Лэнгдон
  • 1884 г. – роман «Приключения Гекльберри Финна»
  • Марк Твен родился в год, когда на землю прилетела комета Галлея. Сам писатель придавал этому факту очень большое значение.
  • Марк Твен был первым писателем, который печатал свои произведения на пишущей машинке.
  • Марк Твен обожал бильярд и часто играл на деньги
  • В честь Марка Твена американцы назвали кратер на Меркурии

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.