Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

"Добрые люди" (заключительный урок по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"). Согласны ли вы с утверждением К.Паустовского: « Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, д

Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работа-
ли историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, обе
родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной
жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он
создает без какого-либо контакта с литературным миром. В
литературной среде Булгаков тоже ощущал себя одиноким,
хотя в отличие ог своего героя в разное время поддерживал
дружеские отношения со многими видными деятелями ли-
тературы и искусства: В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным,
Л. А. Ахматовой, П. А. Марковым, С. А. Самосудовым и др.
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,
темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со
свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно
38». Б. С. Мягков предполагает, что это описание внешности
героя - «практически автопортрет создателя романа, а уж в
иозрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться
эти главы, в 1929 г., Булгакову было именно 38 лет». Далее
Мягков ссылается на «аргументированное мнение», согласно
которому прототипом Мастера был и любимый писатель Бул-
гакова Н. В. Гоголь, о чем свидетельствует несколько фактов:
образование историка, портретное сходство, мотив сожжен-
ного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях
в их произведениях. Б. В. Соколов в качестве одного из воз-
можных прототипов Мастера называет С. С. Топлянинова –
художника-декоратора Художественного театра. Своего рода
alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноц-
ри, созданная им самим, - еще одно предположение Б. С. Мяг-
кова. В качестве возможных прототипов Мастера называют и
О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно,
больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиогра-
фических черт.
Автор романа о Понтии Пилате является двойником Бул-
гакова не только потому, что в его образе отражены психоло-
гические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков
сознательно выстраивает параллели между своей жизнью и
жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, вы-
ражая представление Булгакова о призвании художника и
являя собол обобщенный тип художника. Чрезвычайно при-
влекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем на-
значении искусства, призванного утвердить добро и противо-
стоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с
чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклон-
ника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, род-
ственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно
дорог».
В самом имени героя заключен не только прямой смысл
слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области
высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопостав-
лено слову «писатель».
В 30-е гг. писателя занимал важнейший вопрос: достоин
ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе го-
воря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя,
56 Литература
в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Веч-
ность - среда существования этой личности. Берлиоз и мно-
гие другие, «чьими руками по незнанию или безразличию тво-
рится зло на земле, заслуживают безвестности». Обращение к
философии И. Канта позволило Булгакову приступить к по-
искам природы нравственности и тайны творчества - поняти-
ям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в сво-
ей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высо-
кими нравственными качествами, однако он «податливо про-
никается крайним отчаянием, а также свободно возносится в
самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и
зло, и добро, оставаясь при этом собой». Слабое противостоя-
ние злому началу для творческой натуры представляется ав-
тору романа закономерным. Герои - носители высокой нрав-
ственной идеи - в произведениях писателя неизменно оказы-
ваются побежденными в столкновении с обстоятельствами,
которые породило зло. Роман Мастера, не принадлежащего к
могущественной иерархии литературного и окололитератур-
ного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру
нет места, несмотря на всю его гениальность. Своим романом
М. Булгаков утверждает приоритет простых человеческих
чувств над любой социальной иерархией. Но в мире, где роль
человека определяется исключительно его общественным по-
ложением, все-таки существуют добро, правда, любовь, твор-
чество. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое
воплощение этих гуманистических понятий, человечество
может создать общество истинной справедливости, где моно-
полией на истину не будет обладать никто.
Роман Мастера, как и роман самого Булгакова, резко от-
личается от других произведений того времени. Он - плод
свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без
насилия автора над собой: «… Пилат летел к концу, к концу, и
я уже знал, что последними словами романа будут: «… Пятый
прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», - говорит Мас-
тер. История романа о Понтии Пилате предстает как живой
поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А совре-
менность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из
романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна
писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может.
Литературная судьба Мастера во многом повторяет ли-
тературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на
роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвине-
ния против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных».
В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение об-
становка в стране 30-х гг. Через чувство страха, охватившего
Мастера, в романе передается атмосфера тоталитарной поли-
тики, в условиях которой писать правду о самовластии Пон-
тия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливо-
сти Иешуа было опасно. Отказ печатать роман сопровождал-
ся в редакции зловещим намеком: «…Кто это… надоумил со-
чинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь
Мастера перед Иваном Бездомным поражает своим трагиз-
мом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он,
естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея
возможности противостоять своим хулителям публично, «пи-
сатель искал сатисфакции через посредство искусства, взяв
себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу исто-
рии Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера»
стала дуэльным ристалищем.
В плане автобиографических ассоциаций следует указать
на то, что исходной причиной кампании против Булгакова
явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных» и,
в первую очередь, главный герой этих произведений - белый
офицер Алексей Турбин.
Таким образом, выявляется не только сходство жизнен-
ных обстоятельств М. Булгакова и Мастера, но и параллелизм
героев романа Булгакова и романа Мастера и их литератур-
ной судьбы. Обстановка травли, в которой окшался писатель
во второй половине 20-х гг., весьма напоминает обстоятель-
ства, о которых рассказывает Мастер. Это и полное отреше-
ние от литературной жизни, и отсутствие средств к существо-
ванию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, гра-
дом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и
политический характер. «Настали совершение безрадостные
дни. Роман был написан, больше делать было нечего…» - рас-
сказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-"о на редкость
фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой
строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон.
Мне все казалось, … что авторы этих статей гогорят не то, что
они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
Кульминацией этой кампании стали известные письма
Булгакова к советскому правительству (собственно, к Стали-
ну). «По мере того как я выпускал в свет свои произведения,
критика СССР обращала на меня все большее внимание, при-
чем ни одно из моих произведений … не только никогда и
нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но на-
против, чем большую известность приобретало мое имя в СССР
и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, при-
нявшие, наконец, характер неистовой брани» (гксьмо 1929 г.).
В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «Я обна-
ружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной)
301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-
ругательных - 298». Примечательны заключительные слова
этого письма: «У меня, драматурга, … известно о и в СССР, и
за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и
гибель». Почти дословное повторение в оценке своего поло-
жения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том,
что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со
своей собственной. В этой связи письмо к Стал тоу становится
не только биографическим, но и литературным фактом - за-
готовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в бо-
лее поздних редакциях романа.
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия
непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и
вины творческой личности, которая идет на компромисс с об-
ществом и властью, уходит от проблемы морального выбора,
искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность ре-
ализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер
упрекает современников в трусливом малодушии при защите
своего человеческого достоинства под напором диктатуры и
бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за
свое признание, он остается самим собой - воплощением «без-
мерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».
У Мастера, как и у Булгакова наступает заболевание: «Л
затем наступила … стадия страха. Нет, не страха этих статей..,
а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним
или к роману вещами. Так, например, я стал бсяться темноты.
Словом, наступила стадия психического забо/евания».
К несомненным автобиографическим ассоциациям отно-
сятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также
нашла отражение в романе. Наверное, будет неправильным
отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами со-
здателя романа и Елены Сергеепны: многие автобиографии1
Маргарита в романе Мастера 57
ские черты писателя и его жены присутствуют в произведе-
нии. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как
и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа.
Булгаков считает Маргариту верной спутницей Мастера. Она
не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет со-
бой его романтический образ. Любовь является к Мастеру
как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одино-
чества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь,
что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно,
а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее
красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одино-
чество в ее глазах!» - рассказывает Мастер. И далее: «Она
поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожи-
данно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу«вбоих! Так поражает
молния, так поражает финский нож!»
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспых-
нувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало
помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюб-
ленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духов-
ная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в
романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает
Ивану историю своей жизни, все его повествование прониза-
но воспоминаниями о любимой.
В русской и мировой литературе традициопен мотив по-
коя как одной из высших ценностей человеческого существо-
вания. Достаточно вспомнить, например, пушкинскую форму-
лу «покой и воля». Поэту они необходимы для обретения
гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий.
Такой творческий покой и должен обрести Мастер в послед-
нем приюте.
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очис-
тившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство
Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настра-
давшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, каки-
ми были Мастер и Маргарита: «…О трижды романтический
мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой
под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать
музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать
при свечах гусиным пером? <…> Туда, туда! Там ждет уже вас
дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут,
потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге,
мастер, по этой», - говорит Воланд герою.
Мастер - «вечный скиталец». Мастера трудно оторвать
от земли, иоо много «счетов» надлежит ему «оплатить».
Приют Мастера в романе подчеркнуто, нарочито идил-
личен; он перенасыщен литературными атрибутами сентимен-
тально-благополучных финалов: тут и венецианское окно, и
стена, увитая виноградом, и ручей, и песчаная дорожка, и на-
конец, свечи и старый преданный слуга.
Возврата в современный московский мир для Мастера
нет: лишив возможности творить, возможности видеться с лю-
бимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. В том
доме, что Мастер получил в награду за свой бессмертный ро-
ман, к нему придут те, кого он любит, кем интересуется и кто
его не встревожит. Именно о таком светлом будущем говорит
любимому Маргарита: «Слушай беззвучие … слушай и на-
слаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. <…>
Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к
тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто
тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи».
Одновременное Воскресение Иешуа и Мастера -момент,
когда герои московских сцен встречаются с героями библей-
скими, древний ершалаимский мир в романе сливается с со-
временным московским. И это соединение происходит в веч-
ном потустороннем мире благодаря усилиям его господина -
Воланда. Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер, и Марга-
рита обретают вневременное и внепространственное качество
вечности. Их судьба становится абсолютным примером и аб-
солютной ценностью для всех веков и народов. В этой послед-
ней сцене не только сливаются воедино древний ершалаим-
ский, вечный потусторонний и современный московский про-
странственные пласты романа, но и время библейское образу-
ет один поток с тем временем, когда началась работа над «Ма-
стером и Маргаритой».
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем
самым свой роман. Эта тема исчерпана, и больше в свете с
Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в ‘потустороннем
мире он находит условия творческого покоя, которых был
лишен на земле.
Внешний покой скрывает за собой внутреннее творче-
ское горение. Лишь такой покой признавал Булгаков.
У Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. Ис-
чезает ожесточение и мучительное сознание того, что она при-
чиняет незаслуженные страдания своему мужу. Мастер из-
бавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения,
остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством
и в окружении своих героев.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по роману М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» для учащихся 11-х классов

1.М. Булгаков в письме советскому правительству 28 марта 1930 года определил свои литературные и политические принципы. Какой (-ие) из пунктов наиболее точно раскрывает (-ют) задачи писателя :

1.Приверженность идеям творческой свободы.

2.Противостояние оболваниванию личности.

3.Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

4.Изобрахение «страшных черт моего народа».

5.»Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

6.»Стать бесстрастно над красными и белыми».

2.Кого из русских писателей М.Булгаков считал своим учителем:

1.Н.Гоголя; 2М.Салтыкова-Щедрина; 3.Ф.Достоевского; 4.Л.Толстого.

3.Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственной цели бытия. Какие его произведения утверждают, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света:

1.»Мастер и Маргарита» 2.»Собачье сердце». 3.»Белая гвардия». 4.Практически все.

4.Идея Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:

1. «Белая гвардия» 2. «Собачье сердце» 3. «Мастер и Маргарита»

5.Соотнесите эпизоды романа и стилевые приемы, используемые писателем:

1.История любви Мастера и Маргариты.

2.Костюм, без владельца-бюрократа принимающий резолюции.

3. Шабаш ведьм, полеты на метле, боров-человек.

А) гоголевская фантастика;

Б) щедринская сатира:

В) романтика.

6.Чем заканчивается в романе «Мастер и Маргарита» борьба Добра и Зла, Света и Тьмы:

1.Победой Света.

2. Победой Тьмы.

3.Нет ни побед, ни победителей.

7.В финале романа Булгаков написал, что Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Чем это можно объяснить :

1.Наступило наказание за малодушие.

2.Такой финал необходим художнику-романтику.

3.»На свете счастья нет, но есть покой и воля».

8.Кто из героев романа описывается так : «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ евангельского сюжета.

9.Почему Булгаков использует параллельное развитие двух сюжетов – Москва 30-х годов и древний Ершалаим?

10.Вспомните героев русской литературы, для которых бессмертие стало наказанием.

11. В главе 13 найдите ответ на вопрос: кто главный герой романа, написанного Мастером? Согласны ли Вы с утверждением Мастера?

ТВОРЧЕСКАЯ свобода художника.

12.Что происходит с Мастером (подтвердите текстом гл.13):

Смиряется и подчиняется;

    борется за свой роман:

    начинает испытывать все нарастающий страх.

13.Приведите примеры реальной жизни Москвы (гл.7,9,27).Какие приемы использует автор?

14. Что означает фраза Мастера: «И я вышел в жизнь, держа его (роман о Понтии Пилате) в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

15. Когда и где впервые появляется герой, именем которого назван роман;

его портрет.

16.* Почему Мастер ищет спасения в «доме скорби», а Маргарита, спасая свою любовь, обращается к дьяволу?

17.* Составьте рассказ, используя цитаты о жизни Мастера до того момента, как «роман был написан».

18.*Объясните фразу Левия Матвея о Мастере (гл.29): «Он не заслужил света, он заслужил покой». Иешуа заслужил свет. Почему?

(Ответить на 1 любой вопрос*)

РОЛЬ ВОЛАНДА и его свиты.

19. В чем смысл эпиграфа?

20.Найдите в гл. 12 элементы гротеска. Какова их роль?

«ВЕЧНЫЕ» вопросы в романе

21.*Объясните значения слов:

справедливость, всепрощение, милосердие.

В чем разница между этими понятиями?

Как эти понятия соотносятся в романе?

Что является первой ступенью восхождения к истине, что высшей?

На какой ступеньке стоят Мастер, Маргарита, Левий Матвей, Иешуа?

22.*Почему эпилог романа посвящен судьбе Ивана Бездомного?

(ответить на 1 любой вопрос)

23. Какие страницы романа показались вам наиболее интересными? Что осталось неясным?

Вопросы подготовила учитель русского языка и

литературы Ширикова А.И., январь 2011 г.


Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков сознательно выстраивает параллели меду своей жизнью и жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, выражая представление Булгакова о чрезвычайно важном призвании художника и являя собой обобщенный тип художника. Чрезвычайно привлекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклонника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, родственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно дорог». В самом имени героя заключен не только прямой смысл слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопоставлено слову «писатель». На вопрос Ивана Бездомного: «Вы - писатель?» Ночной гость ответил: «Я - мастер, - он сделался суров» (112). В 30-е годы писателя занимал важнейший вопрос: достоин ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе говоря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя, в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Вечность - среда существования этой личности. Берлиоз и многие другие «чьими руками по незнанию или безразличию творится зло на земле заслуживает безвестности».1 Обращение к философии И. Канта позволило Булгакову более непосредственно обратиться к поискам природы нравственности и тайны творчества - понятиям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в своей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток как и сам М. Булгаков, практическом начале. Он «податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой».2 Слабое противостояние злому началу для творческой натуры представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной идеи в произведениях писателя неизменно оказываются побежденными в столкновении с обстоятельствами, которые породило зло. Роман Мастера не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. «Своим романом М. Булгаков... утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной иерархией.»1 Но в мире, где роль человека определяется исключительно его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, хотя им иногда и приходится искать защиту у « «. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать общество истинной справедливости, где монополией на истину не будет обладать никто. Роман Мастера, как и роман самого Булгакова резко отличается от других произведений того времени. Он - плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без насилия автора над собой: «...Пилат летел к концу, к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: «...Пятый прокуратор Иудеи, возник Понтий Пилат,» - говорит Мастер (114). История романа о Понтии Пилате предстает как живой поток времени движущийся из прошлого в будущее. А современность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может. Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения янковцев против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных». В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение обстановка в стране 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, в романе писателя передается атмосфера тоталитарной политики, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было опасно. Отказ печать роман сопровождался в редакции зловещим намеком:»...Кто это... надоумил сочинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в книжечке Стравинского поражает своим трагизмом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он, естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея возможности противостоять своим хулителям публично, «писатель искал сатисфакции через посредства искусства, взяв себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу истории Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера» стала дуэльным ристалищем.»1 В плане автобиографических ассоциаций следует указать на то, что исходной причиной кампании против Булгакова явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных», и в первую очередь главный герой этих произведений белый офицер Алексей Турбин. Таким образом, выявляется сходство жизненных обстоятельств М. Булгакова и мастера, но и параллелизм героев романа Булгакова и романа Мастер и их литературной судьбы. Обстановка травли в которой оказался писатель во второй половине ХХ-х годов весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает. Это и полное отрешение от литературной жизни, и отсутствие средств к существованию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, градом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и политический характер. «Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан6 больше делать было нечего...» (119), - рассказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-то наредкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, ...что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим» (119-120). Кульминацией этой кампании стали известные письма Булгакова к советскому правительству (собственно, к Сталину). «По мере того, как я выпускал в свет свои произведения, критика СССР обращала на меня все большее внимание, причем ни одно из моих произведений... не только никогда и нигде не получила ни одного одобрительного отзыва, но напротив, чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие, наконец, характер неистовой брани»1 (письмо 1929 г.). В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «...Я обнаружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной) 301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-ругательных - 298». Примечательны заключительные слова этого письма: «...У меня, драматурга, ... известного и в СССР, и за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и гибель». Почти дословное повторение в оценке своего положения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том, что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со своей собственной. В этой связи письмо к Сталину становится не только биографическим6 но и литературным фактом - заготовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в более поздних редакциях романа. У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества.» У Мастера, как и Булгакова наступает заболевание: «А затем наступила... стадия - страха. Нет, не страха этих статей..., а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания» (120). К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа. Как известно, Булгаков сжег черновые рукописи первых редакций романа, отданных ему через три года после изъятия при обыске. Доведенный до отчаяния Мастер «вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». «Ломая ногти, он раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой, трепал листы. ...И роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». Нельзя не отметить, сожжение романа как мотив, «отсылающий к «Мертвым душам» и более того - ...не только к творчеству, но и судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной судьбе Гоголя.» Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны. Они собирательны. Но многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. (Подробнее об этом см. ниже). Булгаков считает литературу верной спутницей Мастера, она не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!» (114) - рассказывает Мастер. И далее: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!» (114). «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (115). Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. «В ней мало помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух люлей.» Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой. В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например, Пушкинскую формулу «покой и воля». Поэту они необходимы для освобождения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой и должен обрести Мастер в последнем приюте. В решении романа много нюансов, оттенков, ассоциаций, но «все они как в ракурсе сходятся в одном: это решение естественно, гармонично, единственно и неизбежно. Мастер получит именно то, что неоднократно жаждал.» И Воланд не смущает его разговором о неполноте награды. Булгаковская Маргарита обретает бытие после смерти за свою любовь, а Мастер - за подвиг свободной творческой воли, воссоздание бытия. Мастер легко переступает свой порог и выходит к общечеловеческому. Правда, делает он это ценой отказа от своего творчества, за что удостоен «покоя». Причем Мастер и в этом случае соблюдает принцип абсолютной первичности нравственной позиции. В сцене Воланда с Левием Матвеем впервые говорится: «Он не заслужил света, он заслужил покой.» (290). Награда, данная герою, не ниже, но в чем-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный мастеру, - это покой творческий. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что «Мастер на равных разговаривает с Князем тьмы», так высоко, что вообще «возникает речь о вечной награде (... для Берлиоза, Латунского и прочих вечности нет и ни ада, ни рая не будет).» Но «Булгаков... ставит подвиг творчества - свой подвиг - не так высоко, как смерть на кресте Иешуа Га-Ноцри.» И если провести связь с другими произведениями писателя - не так высоко, как подвиг «в поле брани убиенных» в романе «белая гвардия». Наслаждаться «голым светом» способен лишь преданный Иешуа ограниченный и догматичный Левий Матвей («но жесткое, «черно-белое» мышление подчеркивается цветовой гаммой в сцене казни, когда он то пропадал в полной мгле, то вдруг освещался зыбким светом») , не обладающий творческим гением. Это сознает Иешуа и потому просит Воланда, «духа отрицание», наградить Мастера творческим покоем: «Он прочитал сочинение Мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем» (290). Именно Воланд с его скепсисом и сомнением, видящий мир во всех его противоречиях, лучше всего может справиться с такой задачей. Нравственный идеал, заложенный в романе Мастера, не подвержен тлению, и находится вне власти потусторонних сил. Булгаковский Иешуа, пославший на землю Левия Матвея, не абсолютный бог. Он сам просит за Пилата, Мастера и Маргариту у того, кто так давно послал его самого на землю: «Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.» (291). Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: « ... О, трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой,» - говорит Воланд герою (308).

Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих связях нет привычного христианского антагонизма. Здесь скорее можно проследить партнерские взаимоотношения, основанные не на паритете, а на некоем подчинении «ведомства» Воланда «министерству» Иешуа. Особенно хорошо видно это в последних главах романа.

Антагонизм или взаимодействие?

Если мы представим в образе Га-Ноцри Иисуса Христа, а в Воланде увидим Сатану (сравнения эти напрашиваются сами собой), то нам нужно дать ответ на вопрос о том, почему возникло такое взаимодействие, почти сотрудничество двух «ведомств». Высшее руководство посылает к низшему (исполнителю) Левия Матвея. Гонец передает приказ обеспечить Мастеру - главному герою романа - покой. И Сатана, тот, кому по христианской теологии поручено ведать адом, соглашается. Давайте разберемся в этих хитросплетениях и отношениях Царствия Небесного и преисподней.

Ключевые цитаты

Давайте вспомним фабулу романа «Мастер и Маргарита». Содержание этого многогранного литературного труда кратко можно передать так. В Москву 1930-х годов прибывает Воланд со свитой и занимает квартиру покойного литератора Берлиоза. Его цель - найти Маргариту, королеву своего майского бала. В ходе развития сюжета он сталкивается с Мастером - писателем, создавшим роман о Иешуа Га-Ноцри. Далее повествование идет как будто в двух параллельных реальностях: в современной автору Москве и Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет назад. Травимый коллегами из МАССОЛИТа писатель в конце концов сломался и сжег свое произведение. «Рукописи не горят», - сказал Воланд, и вот тетрадь с апокрифическим «Евангелием от Мастера» вновь появилась. «Хэппи энд?» - спросите вы. Не совсем. Вот ключевая цитата из романа:

«- Он [Га-Ноцри] прочел произведение Мастера… Он просит, чтобы ты взял Мастера с собой и наградил покоем. Неужто тебе это сложно совершить, дух зла?

— Для меня нет ничего сложного, и это тебе хорошо известно. — Воланд помолчал и спросил: — А вы, чего же вы не возьмете его к себе, в ваш свет?

— Он не заслужил свет, он заслужил покой, — печально проговорил посланник Левий».

Модель мира автора

Этот приведенный выше диалог вызывает целый ряд вопросов, несущих концептуальный характер. Давайте их сформулируем. Почему Мастер не заслужил свет? Отчего с просьбой предоставить исстрадавшемуся писателю покой Иешуа (Христос) обращается через посланника к Воланду? Ведь Сатана, по христианским верованиям, управляет адом. А Бог всемогущ и может Сам свершить всё, в том числе и дать кому-то покой. Если Христос отдает Мастера в руки Воланда, разве можно назвать это достойной наградой? Ведь не зря же у Левия Матвея печальный голос. Что означает «покой» для самого Булгакова, как он соотносится с «тьмой» и «светом» Нового Завета? Как видим, диалог между Левием Матвеем и Воландом лишен всякого антагонизма. Персонажи слегка пикируются, но выглядит это как упражнение в софистике. Можно сказать, что для Булгакова Воланд не представляет собой абсолютное зло. Он скорее гордый и мнящий себя независимым исполнитель воли Божьей.

Неотомистская модель мира

Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя упрекнуть в том, что он придерживался православной догматики. Левий Матвей и Иешуа у него не выглядят представителями Высшего Блага. Мастер «угадал» Страсти Христовы, но описывает он их как страдания тленного человека. Да, Иешуа у писателя «льна курящегося не угасит». Он читает в сердцах людей (в частности, у Понтия Пилата). Но Его божественная суть раскрывается позже. Бывший сборщик податей евангелист Левий Матвей выглядит и вовсе непримиримым религиозным фанатиком, который «неверно записывает сказанное Иешуа». Таким образом, эти персонажи романа Булгакова не являются чистым Светом, но его посланниками. А в христианстве гонцы Бога - это ангелы. Но и Сатанаил - тоже ангел, только павший. И он не есть Абсолютное Зло. Поэтому встреча Воланда и Левия Матвея лишена евангельского антагонизма (вспомним хотя бы Второе Послание к Коринфянам, главу 6).

Платоновская модель мира

Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита», содержание которого мы вкратце пересказали, в свете учения классической греческой философии. Платон представлял земной мир как материальное воплощение идей. Изливаясь вниз эманациями, они удаляются от источника света. А потому они искажаются. В горнем мире остается незыблемым божественный мир идей, а внизу - тленная, материальная юдоль скорби. Эта модель Платона не дает ответа на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет, но по крайней мере объясняет, что означает покой. Это состояние между земным миром скорбей и Царствием Абсолютного Добра, некий промежуточный пласт реальности, где устанавливается спокойное существование человеческой души. Именно этого и хотелось Мастеру, сломленному травлей, - быть наедине с Маргаритой и забыть весь пережитый ужас Москвы тридцатых годов двадцатого века.

Образ Мастера и скорбь Левия Матвея

Многие исследователи сходятся во мнении, что главный персонаж романа автобиографичен. Писатель также сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», а вторую писал «в стол», понимая, что опубликовать такой «неортодоксальный» сюжет в СССР - это обречь себя на ссылку в ГУЛАГ. Но, в отличие от своего литературного героя, Булгаков не отрекся от своего детища, он выпустил его в этот мир.

Цитаты про Мастера представляют его человеком, сломленным системой: «Больше нет у меня никаких стремлений, грез да и вдохновения нет тоже… меня ничто вокруг не интересует… Я сломлен, мне скучно… Этот роман стал мне ненавистен, я слишком исстрадался из-за него». Находясь в психиатрической больнице, он надеется, что Маргарита его забудет. Тем самым он предает и ее. Трусость - это совсем не добродетель. Но еще большим грехом является уныние. Маргарита говорит о возлюбленном: «Ах ты несчастный, маловерный… Они опустошили твою душу». Этим и объясняется печальный голос Левия Матвея. В Царствие Отца Небесного не может войти нечто нечистое. А Мастер не стремится к Свету.

Модель мира раннего христианства

Первоначальная Церковь представляла материальный мир как творение исключительно злого начала. Поэтому христиане первых веков не имели нужды в теодицее, оправдании Бога за существующее зло. Они уповали на «новую землю и новое небо», где обитает истина. Этим миром, считали они, управляет князь тьмы 14:30). Души, стремящиеся к Свету, как мучимый совестью будут услышаны и приняты в небесный чертог. Те же, кто слишком погряз в своих грехах, кто «возлюбил мир», останутся в нем и будут проходить новые циклы перерождений, воплощаться в новые тела. Характеристика Мастера, данная самим Булгаковым, позволяет судить, что этот персонаж не стремится к Свету. В отличие от Понтия Пилата, он жаждет только покоя - прежде всего для себя. И Иешуа Га-Ноцри позволяет ему сделать этот выбор, потому что в Царствие Небесное никого нельзя вогнать силой.

Почему Мастер не заслужил свет, но ему был дарован покой

Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером. По мнению Булгакова, существуют и другие миры, где люди обретают покой и умиротворение. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» описывает Лимб, где души праведников, не знающие светоча христианства, живут, не зная горя. Туда и помещает своих влюбленных автор романа.

Награда или приговор?

Мы уже ответили на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет. Но как воспринимать его судьбу - радоваться ли нам за него или печалиться вместе с Левием Матвеем? С христианской точки зрения, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать вдали от Бога. Но, учили они, все души когда-то прозреют и увидят истину. Они обратятся к Богу, Он не оставит Своих детей. И когда они очистятся от грехов, Он примет их, как принял Отец своего блудного сына. Поэтому участь Мастера и Маргариты нельзя счесть приговором на вечное отчуждение от света. Все души когда-то спасутся, поскольку их настоящим домом является Царствие Небесное. В том числе и Воланд. Просто у каждого свое покаяние.

(366 слов) Действительно ли трусливые люди не способны проявить милосердие и сострадание? Я полностью разделяю позицию Суворова и считаю, что страх толкает нас на поступки, жестокие по отношению к другим. Трусость, понимаемая как боязливость, определяющая поступки и действия человека, не даёт ему возможности творить добро, поступать в соответствии с моральными принципами. Он вынужден всегда ориентироваться на более сильного и смелого, становясь орудием для достижения корыстных целей. Или же собственная слабость вынуждает его думать только о себе.

Наиболее ярко трусость проявляет себя во время военных действий, когда страх за свою жизнь подчас заставляет предавать свою страну, свои ценности и убеждения, тем самым ожесточая человека. Так, в произведении А. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, отступаясь от дворянской чести, переходит на сторону восставшего Емельяна Пугачева, чтобы остаться в безопасности. Когда бунтовщики победили, проигравший настолько испугался за свою участь, что унизился до мольбы о прощении. Однако когда жертва присоединилась к вражескому стану, от робости не осталось и следа: герой хладнокровно и подло вынуждает женщину принадлежать ему, пользуясь своей властью. В основе этого поступка лежат боязнь проиграть в честном бою за сердце девушки и унижение, испытанное им от предательства. Он хочет реабилитироваться в собственных глазах, принудив Марью к повиновению. Трусость и жестокость Швабрина проявляются и до этого: когда он во время дуэли с Гринёвым наносит ему удар в спину; доносит родителям своего противника о состоянии Мироновой, чтобы помешать свадьбе Маши и Петра. Таким образом, первопричина его жестокосердия – слабость духа.

Другим примером трусости и жестокосердия может стать герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, исторический персонаж, прокуратор Иудеи. По роману он отправляет философа Иешуа (прообразом которого является Иисус) на казнь, страшась волнений в городе и конфликта с местной властью. При этом Понтий как бы снимает с себя ответственность за случившееся, «умывает руки», обрекая себя на душевные терзания, а невинного человека – на гибель. Он делает лишь робкую попытку спасти жизнь этому скитальцу, но бюрократические препоны и политические расчеты затмевают в нем добродетель. Если бы герой был смел, как когда-то в бою, он отстоял бы справедливость, как того требовал его профессиональный долг.

Таким образом, жестокость – это неотъемлемый «спутник» трусости, которая проявляется в разных жизненных ситуациях. Проявить сострадание, душевную доброту способны только люди смелые, не боящиеся постоять за правду и рискнуть ради нее даже собственными интересами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!