Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Лев и собачка анализ рассказа. Нравственная идея в рассказе Л.Толстого «Лев и собачка». Литературоведческий анализ произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

Долганова Ольга Павловна, учитель начальных классов.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль.

Цели урока: Знакомство с произведением, раскрытие главного смысла.

Формирование читательских умений, развитие аналитических способностей.

Воспитание любви к животным, умения сопереживать и быть преданным.

Оборудование: Учебники «Родная речь» 3 класс под редакцией.Л.Ф. Климановой, выставка книг Л.Н.Толстого, презентация.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Начинаем урок литературного чтения. ^ СЛАЙД №1.

II.Актуализация знаний.

Творчество какого писателя мы начали изучать?

Найдите портрет писателя среди других. СЛАЙД №2

Назовите других. Произведения, которые они написали?

Назовите известные вам произведения Л.Н.Толстого.

^ III.Проверка Д/З.

1)-Прочитайте пословицы с доски, соотнесите их с изученными рассказами:

Гордится отец, что у него сын храбрец. (Акула)

Кому потеха, а мне не до смеха. (Прыжок)

2)-Перескажите кратко рассказ «Прыжок».

Перескажите данный рассказ от имени мальчика.

Назовите и кратко перескажите др. рассказы писателя.

3) –Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем

Сообщение о жизни Толстого. (реферат Ершовой Светы)

4)-Л.Н.Толстой в своём имени Ясная Поляна под Тулой открыл школу для крестьянских детей, сам был автором учебников и рассказов к ним. ^ СЛАЙД№3 (открытие школы)

Он написал маленькие, но очень поучительные рассказы. В них были заложены так называемые «Уроки жизни для детей.» Давайте прочитаем их и подумаем, о каком уроке жизни из перечисленных идёт речь в рассказе … СЛАЙД №4, 5,6 Кто знает, кто такой барин? (Прыжок, Пожар, Филиппок).

А какой девиз мы выберем на наш сегодняшний урок?(Из «Филиппка»)

IV.Физминутка.

V.Изучение новой темы.

1)-Изучение новой темы мы начнём с отгадывания загадок. ^ СЛАЙД №7 (загадки)

Неслучайно, эти загадки о льве и собачке, потому что тема нашего урока Быль. «Лев и собачка» СЛАЙД №8

2)-Как вы думаете, что такое быль? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, те не выдуманная история.)

Эта история произошла далеко в России. Возможно, её рассказал Толстому кто-нибудь из моряков, бывавших в Лондонском порту.

Кто из вас был в зоопарке? А чем там кормят зверей-хищников?

Так вот, раньше их кормили бездомными животными.

3)-Откроем учебник на стр.160 и узнаем, что произошло.

4)-Но вначале прочитаем трудные слова с экрана СЛАЙД №9 (Смо-тре-нье)

^ 5)-Повторим, кто такой БАРИН? (богатый человек, который имеет прислугу)

6)Чтение про себя.

7) Чтение по цепочке.Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

8)Первичное восприятие:

Понравился рассказ?

Какой он?

Какие чувства он вызвал у вас?

Кого было жаль?

^ VI. Физминутка для глаз СЛАЙД№10

VII.Анализ текста.

Прочитайте, как начинается рассказ?

Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)

1) Работа в парах:

Итак, лев и собачка встретились. Найдите, как происходит встреча, это 3 красная строка, 3 абзац. Карандашом подчеркните слова-действия собачки и льва. Назовите слова, т. е. поведение обоих при встрече^ . СЛАЙД №11

2) Вопросы со слайда: СЛАЙД№ 12

Почему лев сразу не съел собачку, как других? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.)

Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание)

А в чём выражалась дружба? (делился мясом лев, спали вместе)

Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку? (ощетинился и зарычал)

Сколько они прожили вместе?

Что потом произошло с собачкой?

Как лев воспринял смерть собачки? Зачитайте.

Почему лев не принял другой собачки?

Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга)

^ 8VIII Вывод по рассказу:

Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод.

Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу^ . СЛАЙД № 13

Какой урок жизни извлечём из рассказа? СЛАЙД №14

IX. Работа с иллюстрацией.

Каким нарисован лев?

Что можно добавить к портрету «Царя зверей»? (он может быть чутким, добрым, преданным)

X. Слова другого великого писателя о любви СЛАЙД №15.

Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь- общечеловеческие ценности? (Мы превратимся в злых, чёрствых, безжалостных)

XI Моделирование обложки. СЛАЙД №16

Вы- художники, какой будет обложка вашей книги?

Показ выставки.

XII.Д/З СЛАЙД №17

(6)

Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.

«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».

Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.

По теме: "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: "Лев и собачка".

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.


Оборудование: портрет, презентация о жизни и творчестве, подборка слайдов по теме урока, выставка книг, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа "Лев и собачка".

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, .

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков . Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством , много и серьезно читал.

очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны . Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка)

IV. Работа над содержанием произведения «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Класс: 3

  • Цели:
  • обеспечить условия для:
  • открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы и музыки;
  • освоение детьми приемов художественного анализа рассказа (выявление ключевых слов для понимания сути произведения).

Чуткому сердцу откроются тайны

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого, на партах конверты с кружочками черного, темно-синего, розового, желтого, красного цветов, магнитофонная запись пьесы Э.Грига “Смерть Озе”.

Ход урока

I. Организация художественного восприятия произведения

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.

Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают журавли.

Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям.

Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо.

Звучит музыка Э.Грига “Смерть Озе”.

(Ответы детей.)

Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.

– Покажите, какого цвета печаль? (Черная.)

– Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.

– Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя?

Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

– Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны”. Прочитайте его про себя.

– Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

II. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка”.

Учитель читает рассказ.

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Какие слова помогли это определить?

– Давайте перечитаем рассказ и выделим карандашом важные слова.

III. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

– Подчеркните слова, которые характеризуют этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

Подчеркните слова, которые раскрывают поведение собачки.

– Что она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово “тревога”.

2) Чтение второй части

– Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

– Как ведет себя лев? Прочитайте.

– Какое это чувство? (Забота.)

На доске – слово “забота”.

3) Чтение третьей части

– Какие чувства испытывает собачка? (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово “доверие”.

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово “тоска”.

– Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

– Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце – ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

IV. Организация художественного исполнения

Прочитайте этот рассказ друг другу с чувством, выделяя голосом ключевые слова, чтобы еще раз подумать о прочитанном произведении.

– Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление, прочитайте его.

– Что потеряет текст, если убрать из него описание дружбы между львом и собачкой?

Вывод : в произведении все важно.

V. Организация художественного творчества

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы – печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)

Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

VI. Итог урока

Какого цвета радость? Покажите.

– Как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

– Кому удалось понять что-то новое о себе?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Тип урока: Открытие.

Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:

эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;

способность осознавать нравственные по-нятия и моральные нормы, такие как подде-ржка, понимание, взаимопомощь, милосер-дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

умение выражать свое эмоциональное от-ношение к содержанию прочитанного (уст-ное высказывание по поводу героев и обсуж-даемых проблем).

Обучающийся получит возможность для формирования:

способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас-са, школы;

способности осознавать себя как лично-стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;

ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;

мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

менять позиции слушателя, читателя, зри-теля в зависимости от учебной задачи;

ориентироваться в принятой системе учеб-ных знаков;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво-ей работы;

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.

Познавательные УУД:

находить в тексте ответ на заданный воп-рос;

ориентироваться в содержании учебника;

Обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы-воды.

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать информацию, заложенную в вы-разительных средствах произведения;

Подбирать слова-определения для харак-теристики героев;

Осознавать роль названия произведения;

Выполнять первоначальный анализ худо-жественного текста.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

реализовывать потребность в общении со сверстниками;

проявлять интерес к общению и группо-вой работе;

участвовать в выразительном чтении;

Обучающийся получит возможность научиться:

Понимать контекстную речь взрослых;

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

Высказывать оценочные суждения, рас-суждать, доказывать свою позицию;

Уважать мнение собеседников;

Корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Предметные результаты:

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;

Участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;

Овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;

Расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.

Возможные виды деятельности обучающихся:

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;

Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.

Презентация к уроку

Карточки-приложения 1,2.

План - конспект урока.

Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.

Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий - лишний» СЛАЙДЫ 2-4

СЛАЙД 2 - лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле

СЛАЙД 3 - лишняя фамилия - Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова - поэты

СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.

СЛАЙД 5

Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6

Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?

Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать - о ком этот рассказ?

Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?

(Лев - большое хищное животное, а собачка - маленькая.)

А о чём этот рассказ?

(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)

СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова - «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?

В детстве Л.Толстого называли «Лёва - рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ

Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.

Какие чувства у вас возникли?

Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?

Анализ произведения.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».

Как собачка попала в клетку?

Что она испытала? Найдите в тексте

Почему лев не съел её?

Когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1

Собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите

Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8

- анимация 2

Можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5

Докажите.

Какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?

Почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6

ПРЕДАННОСТЬ

Отчего умер лев?

Решение проблемной ситуации.

ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?

Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.

Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9

Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»

Если будет 10 правильных ответов - отметка «5»,

8 или 9 правильных ответов - отметка «4»,

4 -7 правильных ответов - отметка «3».

Л.Толстой был поэтом? НЕТ

Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА

Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ

Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА

- «Лев и собачка» - это быль? ДА

Диких зверей показывали в Москве? НЕТ

Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ

Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА

Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА

Лев умер от болезни? НЕТ

Рефлексия. Итог урока. - Длячего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).

- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?

13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничев а «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.

- что значит «прочесть выразительно»?

Заслушать и проанализировать 2-3 ученика

14. - Д.З. - по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.

15. ОТМЕТКИ по итогам теста.

Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ

И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В Лондоне показывали диких зверей

и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Его пустили смотреть,

а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Вечером, когда лев лёг спать,

собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

Через год

собачка заболела и издохла.

Хозяин хотел унести мёртвую собачку,

но лев никого не подпускал к ней.

На шестой

день лев умер.

«О верности животных»

В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.

Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!

Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!