Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Престижные литературные премии. Литературные премии мира

«В произведениях большой эмоциональной силы он раскрыл бездну, лежащую под нашим иллюзорным чувством связи с миром»», — говорится в официальном релизе, опубликованном на сайте Нобелевского комитета и объявляющем нового лауреата Нобеля по литературе — британском писателе японского происхождения Кадзуо Исигуро.

Уроженец Нагасаки, он переехал с семьей Британию в 1960-м. Первый роман писателя — «Там, где в дымке холмы» — вышел в 1982 году и был посвящен как раз его родному городу и новой родине. В романе рассказывается об уроженке Японии, которая после самоубийства дочери и переезда в Англию не может отделаться от навязчивых снов о разрушении Нагасаки.

Большой успех пришел к Исигуро с романом «Остаток дня» (1989),

посвященном судьбе бывшего дворецкого, всю жизнь прослужившего одному знатному дому. За этот роман Исигуро получил Букеровскую премию, причем жюри проголосовало единогласно, что для этой награды беспрецедентно. В 1993 году американский режиссер Джеймс Айвори экранизировал эту книгу с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях.

Немало поддержал славу писателя и выход в 2010 году фильма по антиутопии «Не отпускай меня», действие которой происходит в альтернативной Британии конца ХХ века, где в специальном интернате выращивают детей-доноров органов для клонирования. В картине сыграли Эндрю Гарфилд, Кира Найтли, Кэри Маллиган и др.

В 2005 году этот роман включен в список ста лучших по версии журнала «Тайм».

Последний роман Кадзуо «Погребенный великан», опубликованный в 2015 году, считается одним из самых странных и одновременно смелых его произведений. Это средневековый роман-фэнтези, в котором путешествие пожилой четы в соседнюю деревню к сыну становится дорогой к собственным воспоминаниям. По пути супруги обороняются от драконов, огров и прочих мифологических чудищ. Подробнее о книге можно прочитать .

Исигуро сравнивают с Владимиром Набоковым и Джозефом Конрадом — этим двум авторам, русскому и поляку соответственно, удалось создать выдающиеся произведения на неродном для них английском языке.

Британские и американские критики отмечают, что Исигуро (называющий себя не японцем, а британцем) немало сделал для превращения английского в универсальный язык мировой литературы.

Романы Исигуро переведены более чем на 40 языков.

На русском языке у писателя, помимо двух главных хитов «Не отпускай меня» и «Погребенного великана», выходил ранний «Художник зыбкого мира».

По традиции, имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Нобелевская премия по литературе — одна из самых престижных и значимых в литературном мире. Присуждается ежегодно с 1901 года. Всего было вручено 107 премий. Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов на получение премии могут только члены Шведской академии, профессора литературы и лингвистики различных вузов, лауреаты Нобелевской премии по литературе, руководители авторских союзов разных стран.

В прошлом году премию неожиданно для всех получил американский музыкант Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Музыкант на вручение на приехал, передав через певицу Патти Смитт письмо, в котором он выразил сомнения в том, что его тексты можно считать литературой.

В разные годы лауреатами Нобелевской премии по литературе становились Сельма Лагерлеф, Ромен Роллан, Томас Манн, Кнут Гамсун, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Орхан Памук и другие. Среди лауреатов, писавших на русском языке, — Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Светлана Алексиевич.

Сумма премии в этом году — 1,12 млн долларов. Торжественная церемония вручения пройдет в стокгольмской филармонии 10 декабря в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля.

Литературная ставка

Ежегодно именно Нобелевская премия по литературе вызывает особый интерес у букмекеров — ни в одной другой дисциплине, по которым вручается награда, такого ажиотажа не случается. В список фаворитов этого года, по данным букмекерских компаний Ladbrokes, Unibet, «Лига ставок», попали кениец Нгуги Ва Тхионго (5,50), канадская писательница и критик Маргарет Этвуд (6,60), японский писатель Харуки Мураками (коэффициент 2,30). Земляку нынешнего лауреата, автору «Охоты на овец» и «Послемрака», правда, обещают Нобеля не первый год — как и другому «вечному» номинанту литературного Нобеля, знаменитому сирийскому поэту Адонису. Однако они оба из года в год остаются без награды, а букмекеры — в легком недоумении.

В числе других кандидатов этого года оказались: китаец Иан Лянке, израильтянин Амос Оз, итальянец Клаудио Магрис, испанец Хавьер Мариас, американская певица и поэтесса Патти Смит, Петер Хандке из Австрии, южно-корейский поэт и прозаик Ко Ын, Нина Бурауи из Франции, Петер Надаш из Венгрии, американский рэппер Канье Уэст и другие.

За всю историю премии букмекеры не ошиблись только три раза:

В 2003, когда победу присудили южноафриканскому писателю Джону Кутзее, в 2006-м со знаменитым турком Орханом Памуком, и в 2008 — с французом Гюставом Леклезио.

«Чем букмекеры руководствуются при определении фаворитов — неизвестно, - рассказывает литературный эксперт, главный редактор ресурса Gorky Media Константин Мильчин, — известно только, что за несколько часов до объявления коэффициенты на того, кто потом оказывается победителем, резко падают до невыгодных значений». Означает ли это, что кто-то снабжает букмекеров информацией за несколько часов до объявления лауреатов, эксперт подтвердить отказался. По словам Мильчина,

Боб Дилан в прошлом году был в конце списка, равно как и Светлана Алексиевич в 2015.

По словам эксперта, за несколько дней до объявления нынешнего лауреата ставки на канадку Маргарет Этвуд и корейца Ко Ына резко пошли вниз.

Имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Шведская академия была основана в 1786 году королем Густавом III для поддержки и развития шведского языка и литературы. В нее входят 18 академиков, которые выбираются на свой пост пожизненно другими членами академии.

НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ 2018 ГОДА

Объявлены лауреаты премии "Большая книга" 2018 года

4 декабря 2018 года в Москве, в Доме Пашкова, где традиционно вручают Национальную литературную премию «Большая книга», члены Литературной академии назвали победителей тринадцатого сезона.

Первое место в этом году досталось роману «Памяти памяти» Марии Степановой. На втором месте - «Бюро проверки» Александра Архангельского, третье досталось роману «Июнь» Дмитрия Быкова.

За вклад в литературу была отмечена писательница и драматург Людмила Петрушевская.

Накануне церемонии подведены итоги читательского голосования. Победителем стал лауреат премии - «Июнь» Дмитрия Быкова. Вторым местом наградили «Рецепты сотворения мира» Андрея Филимонова, третьим - роман «Радуга и Вереск» Олега Ермакова.

Впервые в рамках церемонии награждения вручили ещё одну премию - «_Литблог». Цель этой награды - поддержка публичного обсуждения современной словесности в Сети. Магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ, которая является организатором премии, надеется таким образом сблизить литературный процесс с форматами новых медиа. В конкурсе приняли участие более 60 авторов со всех концов России. Экспертный совет, в состав которого вошли писатели Майя Кучерская и Марина Степнова, а также студенты магистратуры, отобрал 15 финалистов.

Победителем стала Евгения Лисицына, создательница telegram-канала greenlampbooks .


Объявлен лауреат литературной премии "Национальный бестселлер" 2018 года .

Писатель Алексей Сальников из Екатеринбурга с романом «Петровы в гриппе и вокруг него» стал победителем литературной премии «Национальный бестселлер». Об этом стало известно на церемонии вручения, которая прошла в субботу, 26 мая, на Новой сцене Александринского театра.

Аксенов В. Была бы дочь Анастасия / Василий Аксенов. - Москва: Лимбус-Пресс, 2018. - 532 с.

Василий Иванович Аксенов родился в 1953 году в селе Ялань Енисейского района Красноярского края. С 1974 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Лауреат литературной премии им. Андрея Белого.

«Была бы дочь Анастасия» - роман, посвященный Ялани - далекой сибирской деревушке, где родился автор. Это моление длиной в год, на протяжении которого герой вместе с автором напряженно вглядывается в природу Сибири, в смену времен года и в движения собственной души. Главный нерв романа - отношения стареющей матери и взрослого сына, который давно покинул свою малую родину, но сердцем никогда ее не оставлял.

Лабыч М. Сука / Мария Лабыч. - Москва: ЭКСМО, 2018.

Мария Лабыч - российская писательница, родилась в городе Ростове-на-Дону. С детства увлекалась живописью, графикой и фотографией.

Роман рассказывает о судьбе девушки, оказавшейся в центре противостояния на Донбассе. «Сука» в названии означает в первую очередь самку собаки, которая выросла в будке и умеет хранить верность и рвать врага зубами. Но сука - и девушка Дана, солдат армии Страны, которая участвует в отвратительной гражданской войне. Книга Марии Лабыч - не только о ненависти, но и о том, как важно оставаться человеком.

Петровский Д. Дорогая, я дома: роман / Дмитрий Петровский. - Москва: Флюид ФриФлай, 2018. - 384 с.

Дмитрий Петровский - современный писатель, сценарист, публицист. Родился в 1983 году в Ленинграде. В 19 лет уехал в Берлин, где живет и работает до сих пор.

Многоплановый, жутковатый и захватывающий с первых страниц роман Дмитрия Петровского рассказывает о прошлом, настоящем и будущем европейской цивилизации. «Дорогая, я дома!» - кому кричит каждый день по вечерам немецкий миллиардер, владелец крупнейшего авиаперевозчика?

Сальников А.Б. Петровы в гриппе и вокруг него: роман / Алексей Борисович Сальников. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 416 с. — (Классное чтение).*

Алексей Сальников родился в 1978 году в Тарту. Финалист «Большой книги» и «НОС». Живет в Екатеринбурге.

Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» - история о семье Петровых из Екатеринбурга, члены которой последовательно заболевают гриппом и оказываются в странной полумагической реальности, где с ними происходят загадочные события и превращения.

Старобинец А. Посмотри на него / Анна Старобинец. - Москва: Corpus, 2017. - 288 с.

Анна Старобинец - российская писательница и журналистка, сценарист. Родилась в Москве.

Документальная автобиографическая книга «Посмотри на него» - о трагической беременности, в ходе которой у ребенка внутриутробно были обнаружены несовместимые с жизнью пороки развития. В своей книге Анна Старобинец с поразительным мужеством рассказывает собственную историю. Как вести себя женщине, чтобы горе не сломило ее? Как быть ее семье? И что могут сделать для них врачи и общество?

30 мая на традиционном Литературном обеде оглашен список финалистов Национальной премии «Большая книга» -2018.

Председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак: «В «Большой книге» всегда представлены новые поколения авторов и новые направления произведений, и это очень отрадно». Совет экспертов включил в список финалистов восемь произведений. Среди них работы, как именитых авторов, так и новых, пока неизвестных широкому кругу читателей.

Быков Д. Июнь: роман /Д. Быков. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 512 с.

Дмитрий Быков - русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист.

Новый роман - яркий эксперимент, литературное событие. Роман Быкова «Июнь» описывает события в Советском Союзе 1939-1941 годов. Главная тема романа - жизнь и судьба довоенного поколения, которое предчувствует близкую катастрофу. Книга построена на трех самостоятельных сюжетах. Первая часть - история студента, которого выгоняют из Института философии, литературы и истории. Герой второй части - Борис Гордон, журналист советской пропагандистской газеты, возлюбленную которого отправляют в лагерь. Третья часть рассказывает о пожилом филологе, который одержим идеей, будто с помощью слова может влиять на Сталина. Уверовав в свою теорию, он устраивается работать в народный комиссариат на незначительную должность, чтобы раз в год готовить для Сталина маловажный отчет.

Винокуров А. Люди черного дракона /Алексей Винокуров // Знамя. - 2016. - № 7. - С.8-43.*

Алексей Винокуров - драматург, телесценарист. На протяжении многих лет занимается изучением современного Китая, мистической стороной боевых искусств.

Черный дракон, Хэйлунцзян - так называют китайцы реку Амур. На ее русском берегу, в селе Бывалом, в то время как в России разыгрываются революционные события 1917 года селятся представители сразу трех народов - русского, китайского и еврейского. Появляется первый голем Черной реки, которого слепил знаток Каббалы старый Соломон, девочка Сяо Юй становится русалкой, китайские демоны возмездия карают жестоких убийц, таинственный волшебник Лю Бань обучает китайцев боевым искусствам, в селе рождается лекарь, побеждающий саму смерть. Много чего случается в этом малоизвестном месте на берегу Черного дракона.

Ермаков О. Радуга и Вереск: роман /Олег Ермаков. - Москва: Время, 2018.

Олег Ермаков родился в Смоленске.

Роман описывает события, происходящие в XVII веке. Это произведение окунает читателя в путешествия во времени и мистические тайны. Две частные судьбы - польского шляхтича и нашего современника. Весной 1632 года в город на востоке Речи Посполитой приезжает молодой шляхтич Николаус Вржосек. А в феврале 2015 года - московский свадебный фотограф Павел Косточкин. Герои находят уникальную Радзивилловскую летопись. Оба они с любопытством всматриваются в очертания замка-крепости. Что их ждет здесь? Обоих ждет любовь: одного - к внучке иконописца и травника, другого - к чужой невесте.

Славникова О. Прыжок в длину: роман /Ольга Славникова // Знамя. - 2017. - № 7. - С. 9-114 ; № 8. - С. 7-75.*

Ольга Славникова - прозаик, критик. Возглавляет литературную премию «Дебют».
Олег Ведерников оканчивает школу и готовится к чемпионату Европы - на него возлагают большие надежды: спортсмен-юниор одарён способностью к краткой левитации. Однажды он совершает чемпионский прыжок - выталкивает из-под колёс летящего джипа соседского мальчика и… лишается обеих ног. Спасенный им ребенок оказался вовсе не херувимом, а наоборот, порядочной скотиной, самому герою его поступок не принес ничего, кроме мучительных переживаний бессмысленности этого деяния, перечеркнувшего все его надежды. Через эту мучительность он пытается выстроить свои отношения со спасенным.

Степанова М. Памяти памяти /Мария Степанова. - Москва: Новое издательство, 2018. - 420 с.

Мария Степанова - русский поэт, прозаик и эссеист.
Новая книга «Памяти памяти» - попытка написать историю собственной семьи, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека.

Филимонов А. Рецепты сотворения мира /Андрей Филимонов. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. - 320 с.

Андрей Филимонов - писатель, поэт, журналист. В 2012 году придумал и запустил по России и Европе Передвижной поэтический фестиваль «ПлясНигде».
«Рецепты сотворения мира» - это «сказка, основанная на реальном опыте», квест в лабиринте семейной истории, петляющей от Парижа до Сибири через весь XX век. Члены семьи - самые обычные люди: предатели и герои, эмигранты и коммунисты, жертвы репрессий и кавалеры орденов, но никто из них не рассказал о своей жизни. В лучшем случае, оставил в семейном архиве несколько писем. Главный герой романа отправляется на тот берег Леты, чтобы лично пообщаться с тенями забытых предков.

Архангельский А. Бюро проверки: роман / Александр Архангельский.- Москва:АСТ:Редакция Елены Шубиной, 2018.-416 с.

Александр Архангельский - прозаик, телеведущий, публицист. В его прозе история отдельных героев всегда разворачивается на фоне знакомых примет времени.

Новый роман «Бюро проверки» - это и детектив, и история взросления, и портрет эпохи, и завязка сегодняшних противоречий. 1980 год. Загадочная телеграмма заставляет аспиранта Алексея Ноговицына вернуться из стройотряда. Действие романа занимает всего девять дней, и в этот короткий промежуток умещается всё: история любви, религиозные метания, просмотры запрещенных фильмов и допросы в КГБ. Всё, что происходит с героем, - не случайно. Кто-то проверяет его на прочность…


«Театр отчаяния. Отчаянный театр»

Евгений Гришковец - российский драматург, писатель, телеведущий, театральный режиссер и киноактер, музыкант.

«Эта объемная книга написана как биографическая история, но главным героем романа является не человек, или не столько человек, как призвание, движущее и ведущее человека к непонятому человеку цели» (Евгений Гришковец).

Издания, отмеченные знаком "*", имеются в фондах библиотеки.

    Нобелевская премия по литературе награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме. Содержание 1 Требования к выдвигающим кандидатов 2 Список лауреатов 2.1 1900 е … Википедия

    Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии Нобелевские премии (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) одни из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемые за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Здание Шведской академии Нобелевская премия по литературе награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме. Содержание … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

    Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

Книги

  • Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе , Илюкович А.. Основу издания составляют биографические очерки обо всех лауреатах Нобелевской премии по литературе за 90 лет, с момента ее первого присуждения в 1901 году и по 1991 год, дополненные…

Премия Хьюго
Эту премию можно назвать одной из самых демократичных: ее лауреатами становятся по результатам голосования зарегистрированных участников Всемирных конвентов любителей фантастики WorldCon (поэтому премия считается «читательской»). Премия Хьюго (Hugo Award) — литературная премия в области научной фантастики. Она учреждена в 1953 и носит Хьюго Гернсбека — создателя первых специализированных научно-фантастических журналов. Премия присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики, опубликованные на английском языке. Победителям вручается статуэтка в виде взлетающей ракеты. Премия вручается в следующих номинациях:
. Лучший роман (Best Novel)
. Лучшая повесть (Best Novella)
. Лучшая короткая повесть (Best Novellette)
. Лучший рассказ (Best Short Story)
. Лучшая книга о фантастике (Best Related Book)
. Лучшаяпостановка, крупнаяформа (Best Dramatic Presentation, Long Form)
. Лучшаяпостановка, малаяформа (Best Dramatic Presentation, Short Form)
. Лучший профессиональный редактор (Best Professional Editor)
. Лучший профессиональный художник (Best Professional Artist)
. Лучший полупрофессиональный журнал (Best SemiProzine)
. Лучший фэнзин (Best Fanzine) . Лучший фэн-писатель (Best Fan Writer)
. Лучший фэн-художник (Best Fan Artist)
Со списком лауреатов этой и другой фантастическиих премий можно ознакомиться на сайте «Русская Фантастика» (www.rusf.ru). Отдельно присуждается премия имени Джона Кэмпбелла — «самому многообещаемому молодому автору года» (Most Promising New Author of the Year), которую получает фантаст-дебютант. Вместе с премией «Хьюго» иногда присуждается премия «Гэндальф» - не за конкретное произведение, а за весомый вклад в развитие жанра фэнтези.

Премия имени Сервантеса
Литературная премия имени Сервантеса, учрежденная министерством культуры Испании в 1975 году, ценится в испаноговорящем мире не меньше Нобелевской. Денежная часть «испанской «Нобелевки» составляет 90 тысяч евро, она ежегодно вручается очередному лауреату королем всея Испании Хуаном Карлосом на родине автора «Дон Кихота» - в городке Алкала-де-Энарес, что в 50 километрах от Мадрида.

Премия Джеймса Тейта
Старейшая литературная награда Великобритании - мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Memorial Prize), которая присуждается Эдинбургским университетом с 1919 года лучшим романистам и авторам биографических сочинений. Ее лауреатами в разное время становились Ивлин Во, Айрис Мердок, Грэм Грин,Иэн Макьюэн.

Премия Orange
Для женщин-литераторов Великобритании, пишущих на английском языке, существует премия Orange Prize.Победительницам вручают бронзовую статуэтку с нежным именем Бесси и чек на приятную сумму - 30 000 фунтов стерлингов. Жюри премии - исключительно женщины. http://www.orangeprize.co.uk/

Нобелевская премия по литературе
Премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем и промышленником Альфредом Бернхардом Нобелем и названная в его честь Нобелевской, является самой престижной в мире и самой критикуемой. Конечно, во многом это обусловлено размером «Нобелевки»: награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, составленному 27 ноября 1895 года, его капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на 5 равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира. Особые страсти разгораются вокруг Нобелевской премии по литературе. Главные претензии к Шведской академии в Стокгольме (именно она выявляет достойнейших писателей), - и сами решения Нобелевского комитета, и то, что они принимаются в обстановке строгой секретности. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Злые языки также утверждают, что премия подчас дается по политическим, а не литературным мотивам. Главный козырь критиков и хулителей - обойденные «Нобелевкой» Лев Толстой, Набоков, Джойс, Борхес… Премия вручается ежегодно 10 декабря - в годовщину смерти Нобеля. Шведский король традиционно награждает писателей-нобелиантов в Стокгольме. В течение 6 месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы.

Международная премия имени Г.-Х. Андерсена
За появление этой премии надо сказать спасибо немецкой писательнице Елле Лепман (1891-1970). И не только за это. Именно госпожа Лепман добилась того, что решением ЮНЕСКО день рождения Г.-Х. Андерсена, 2 апреля, стал Международным днем детской книги. Она же инициировала созданиеМеждународного совета по детской и юношеской книге (IBBY) - организации, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран. С 1956 года IBBY присуждает Международную премию имени Г.-Х. Андерсена, которую с легкой руки все той же Еллы Лепман называют «маленькой Нобелевской премией» по детской литературе. С 1966 года эта награда вручается и художникам-иллюстраторам детских книг. Золотую медаль с профилем великого сказочника лауреаты получают раз в 2 года на очередном конгрессе IBBY. Награда полагается только здравствующим писателям и художникам.

Международная литературная премия Астрид Линдгрен
Правительство Швеции сразу после смерти Линдгрен решило учредить и литературную премию имени всемирно известной сказочницы. «Я надеюсь, что Премия будет выполнять двойную роль - служить нам напоминанием об Астрид и деле ее жизни, а также будет способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию», - заявил Премьер-министр Швеции Йоран Перссон. Ежегодная Международная литературная премия Астрид Линдгрен (The Astrid Lingren Memorial Award)«За произведения для детей и юношества» должна привлекать внимание мировой общественности к литературе для детей и подростков и к правам детей. Поэтому она может присуждаться не только писателю или художнику за исключительный вклад в развитие детской книги, но и за любую деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка. Привлекает и денежное содержание награды - 500 000 евро. Счастливых обладателей премии определяют 12 почетных граждан страны, члены Государственного культурного совета Швеции. По традиции, имя лауреата этой премии каждый год называется в марте на родине Астрид Линдгрен. Награду лауреату вручают в мае в Стокгольме.

Гринцане Кавур
В2001 году ЮНЕСКО объявила премию «Гринцане Кавур» «образцовым институтом международной культуры». Несмотря на недолгую историю существования (учреждена в Турине в 1982 году), премия является одной из самых престижных литературных наград Европы. Свое название она получила по имени туринского замка XIII века: раньше там жил граф Бенсо Кавур - первый премьер-министр объединенной Италии, а сейчас располагается штаб-квартира премии. Главная цель «Гринцане Кавур» - приобщение молодого поколения к литературе, для чего в состав жюри включают и маститых литературных критиков, и школьников. За книги авторов, номинированных на премию, голосуют около тысячи подростков из Италии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Чехии, США, Кубы, Японии. http://www.grinzane.it/

Гонкуровская премия
Главная литературная премия Франции - Гонкуровская (Prix Goncourt), учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, не обязательно живущему во Франции. Она носит имя французских классиков братьев Гонкуров (Goncourt) - Эдмона Луи Антуана (1832-1896) и Жюля Альфреда Юо (1830-1869). Младший, Эдмон, завещал свое громадное состояние литературной Академии, которая стала называться Гонкуровской и учредила ежегодную одноименную премию. В Гонкуровскую академию входят 10 самых известных литераторов Франции, которые работаютза символическую плату - 60 франков в год. Каждый имеет один голос и может отдать его за одну книгу, только президент имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони-старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон... Сейчас устав Гонкуровской академии изменился: теперь возраст членов жюри престижной Гонкуровской премии не должен превышать 80 лет. Изначально премия задумывалась как награда молодым писателям за оригинальность таланта, новые и смелые поиски содержания и формы.

Букеровская премия
Получить Букеровскую премию может любой житель стран Содружества наций или Ирландии, чей роман на английском языке сочтут достойным мировой славы и 50 тысяч фунтов стерлингов. Награда вручается с 1969 года, с 2002 года её спонсором является группа компаний Man, и официальное название премии — The Man Booker Prize. Сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек - известных литературных критиков, писателей, учёных, общественных деятелей. В августе жюри объявляет «лонг-лист» из 20-25 романов, в сентябре - шестерых участников «шорт-листа», а в октябре - самого лауреата. К 40-летию премии появилась специальная награда «Букер всех времен». Ее лауреатом должен был стать букериат, чье произведение читатели сочлилучшим романомза все годы существования премии. В 2008 году денежная часть приза составила более ста тысяч американских долларов (50 тысяч фунтов).

Международная Букеровская премия
Эта премия была учреждена в 2005 году и является «родственником» обычного «Букера». Она вручается раз в 2 года автору за художественное произведение, написанное на английском языке либо доступное широкому читателю в переводе на него.

The Carnegie Medal
Слово «медаль» можно встретить в названии многих «детсколитературных» премий. Например, получить The Carnegie Medal почтет за честь абсолютное большинство писателей. Эта очень престижная премия вручается с 1936 года и всегда пользуется вниманием широкой общественности. Жюри состоит из представителей ассоциации библиотекарей. Список лауреатов: http://www.carnegiegreenaway.org.uk/carnegie/list.html

IMPAC
Самая большая в мире премиальная сумма за отдельное литературное произведение - 100 тысяч евро. Ее получают лауреаты международной премии IMPAC, учрежденной в 1996 году Городским советом Дублина. В этом городе, воспетом Джойсом, и происходит награждение. Хотя штаб-квартира международной компании IMPAC (Improved Management Productivity and Control), чье имя носит награда, расположена во Флориде и прямого отношения к литературе не имеет. IMPAC - мировой лидер в области повышения производительности труда - работает над проектами для крупнейших корпораций и организаций в 65 странах мира. Чтобы участвовать в конкурсе, произведение должно быть написано или переведено на английский язык и выдержать жесткую международную конкуренцию: правом выдвижения соискателей пользуются 185 библиотечных систем в 51 стране. Сайт премии

Длинный список номинантов «Ясная Поляна». По просьбе The Village Лиза Биргер рассказывает, зачем вообще нужны литературные премии и могут ли они помочь дилетанту начать ориентироваться в современной русской литературе.

Лиза биргер

Как и зачем возникли литературные премии?

Литературные премии существуют относительно недавно - примерно с начала ХХ века. Мы, конечно, можем считать их предтечей средневековые состязания трубадуров или премии Академии наук, которые в царской России вручались за произведения с научно-просветительским пафосом. Но на самом деле понятно, что для того, чтобы премия действительно имела какой-то вес и значение, нужно, чтобы книги были рынком, а литература - институтом. А этого не происходило до прошлого столетия, а в некоторых странах (не будем показывать пальцем) и того позже. Премии нужны книгопродавцам, чтобы продавать книги, они нужны критикам и прочим участникам рынка, чтобы выявлять тенденции, но прежде всего они нужны, чтобы выстраивать иерархию - то есть для порядка. Но поскольку иерархия у каждого своя, то и премии существуют самые разные.

Сколько в России литературных премий?

Много - гораздо больше, чем вы думаете. Есть премия «Поэт» и премия «Дебют», Бунинская премия и премия Александра Солженицына, премии, учреждённые Союзом писателей и ФСБ. Итого - несколько десятков, если не сотен, но знать их все совсем не обязательно.

Если премий так много, то как мы выбираем, какая важнее других?

Есть два важных фактора: деньги, то есть размер призового фонда, и качество экспертизы. Например, у «Большой книги» второй в мире (после Нобелевки) призовой фонд - как к ней после этого не относиться со всей серьёзностью?

Материальное вознаграждение премии Андрея Белого, существующей с 1978 года, составляло один рубль, бутылку водки и яблоко, но выбор здесь (пока в 2010 году все не перессорились) совершали профессионалы, и премия долго оставалась одной из главных. Важно, как (и кем!) отбираются книги, как (и кем!) они оцениваются и даже какие книги мы хотим в итоге выбрать: самые яркие? самые новаторские? самые популярные? самые важные? Если искать идеальную русскую премию, то это, пожалуй, не имеющая почти никакого отношения к художественной литературе премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке (лонг-лист 2016 года объявлен 7 июня). Два уважаемых Александра, Гаврилов и Архангельский, выбирают книги для длинного списка, из которого, в свою очередь, составит короткий список серьёзное научное жюри. Критерии отбора тут понятны и ясны: художественная увлекательность и научная точность.

А может, есть какая-то одна, но самая главная премия?

Увы. Но есть несколько важных, которые в совокупности помогут составить представление о том, что творится в современной литературе. «Большая книга», например, хороша тем, что у неё целых три победителя (первое, второе и третье место) и сложная система отбора с кучей экспертов - что не помешало ей в этом году уже на уровне короткого списка «потерять» две важнейшие, если не вообще главные книги года: «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова и «Тень Мазепы» Сергея Белякова. «Русский Букер» должен был тащить на себе репутацию британского собрата, но совсем растерял её в 2010-м, вручившись графоманскому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». «Национальный бестселлер» всё пытается идти за общественным вкусом и в итоге нередко раздаёт пощёчины вкусу хорошему. И так далее - тут, как в свиданиях в «Тиндере», чем дальше в лес, тем невозможнее встреча с идеалом.

Неужели в России действительно пишется столько романов?

А вот это самое удивительное: даже во времена очевидного издательского кризиса, когда по всей стране осталось только несколько издательств, в которых ещё выходят новые русские книги, можно набрать длинный список в несколько десятков названий. И всё равно некоторым книгам места не находится - например, книжный блогер Сергей Осипов регулярно составляет свой собственный длинный список из книг, не вошедших в список «Большой книги».

Вот когда победители премий начнут совпадать, тогда говори о беде. Такое бывает редко, но, например, в 2015 году роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» получил и первую премию «Большой книги», и премию «Ясная Поляна» (и «Книгу года» заодно). В этом году его судьбу вполне может повторить «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, уже отмеченная «Национальным бестселлером». С другой стороны, нам же легче - меньше надо будет читать.

Почему у премий, как правило, разные победители? Ведь все они должны выбирать лучшую книгу?

Разные жюри из разных коротких списков, составленных разными экспертами, выбирают, в общем-то, разное. Более личный выбор по критерию «то, что мне больше всего понравилось» существует только в «Нацбесте», «Большая книга» голосует за самое весомое произведение года, «Русский Букер» старается давать оценку с более литературоведческих позиций. К тому же у многих премий (например, у «Нацбеста») существует правило, согласно которому победители других премий на них номинироваться не могут.

Могут ли премии ошибаться?

И ещё как - чего стоит присуждение в 2010 году «Русского Букера» беспомощному графоманскому и без пяти минут порнографическому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». Из недавних примеров - премия «Поэт» 2015 года: её лауреатом стал Юлий Ким, после чего два бывших лауреата, Александр Кушнер и Евгений Рейн, не последние, мягко говоря, поэты современности, вышли из состава жюри.

На самом деле справедливость (или несправедливость) вручения премии чаще всего можно оценить только спустя время. И тут - очень показательный пример - все эти экспертные советы и хитроумные голосования жюри позволяют иногда упустить самое главное. В 2011 году «Русский Букер», не успев из-за смены спонсора пройти полную процедуру номинации, решил выбирать не лучшую книгу года, а главную книгу десятилетия из номинантов прошлых лет. Победителем оказался почти не замеченный в своё время роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» из шорт-листа Букеровской премии 2001 года. Только десять лет спустя стало понятно, что этот автобиографический «роман-идиллия» про то, как можно было с честью прожить ХХ век, оказался в итоге важнее фантазий об этом самом веке Михаила Шишкина и Людмилы Улицкой.

Что делать, если проще не стало?

Самое простое - не пробовать разобраться во всех премиях сразу, а выбрать ту, которая вам больше всего нравится, и читать всех её номинантов. Короткий список литературных премий для ознакомления выглядит примерно так: «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна». Ну и ещё есть премия «Просветитель», лауреатов (да и номинантов короткого списка) которой надо читать всех целиком, если вы вообще что-то читаете.

«Большая книга»

Премия с амбицией

Огромный призовой фонд, сложная система номинаций, несколько победителей и попытка на всех уровнях задействовать столько экспертов, сколько можно: в одной только Литературной академии, голосованием определяющей победителей, около ста человек. Благодаря всему этому «Большой книге», существующей с 2005 года, удалось добиться статуса почти главной премии России. Она, может, ещё и не влияет на литературный процесс (победитель не проснётся знаменитым), но вполне себе отражает его течение.

Процедура:

Из номинированных работ (выдвинуть книгу или рукопись может практически кто угодно) совет экспертов сначала выбирает длинный список (апрель), затем короткий (май), а затем книги короткого списка полгода читают, выставляя баллы, члены Литературной академии премии. Если в самой академии около ста человек, то совет экспертов узок и строг и состоит в основном из редакторов толстых журналов, поэтому если «Большой книге» и удаётся что-то важное проглядеть и проигнорировать, то, как правило, ещё на уровне длинного списка.

Формируется Советом попечителей премии - в него, как правило, входят журналисты, литераторы и деятели культуры.

Призовой фонд:

Победитель «Большой книги» получает 3 миллиона рублей, обладатели второго и третьего мест - полтора и миллион соответственно.

Лауреаты:

Можно спорить о распределении мест, но взгляд на «Большую книгу» действительно отражает литературную ситуацию десятилетия. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Обитель» Захара Прилепина, «Свечка» Валерия Залотухи - такие разные, эти романы действительно больше всего обсуждались в последние годы.

Три важные книги-лауреата

Валерий Залотуха
«Свечка»

М.: «Время»

Вторая премия 2015 года

Грандиозный (полторы тысячи страниц!) «роман обо всём», но на самом деле прежде всего о том, как все мы (на примере отдельно взятого героя) живём и горим.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вторая премия 2014 года

Самый значительный на сегодняшний день роман современного классика, последний и точный прогноз нашего несчастливого будущего.

Сергей Беляков
«Гумилёв, сын Гумилёва»

Вторая премия 2013 года

Не последний в ряду выдающихся вторых премий - исторический роман Сергея Белякова о Льве Гумилёве, ценный не только внимательностью и честностью по отношению к герою и его идеям, но и способностью автора без фантазий и пошлости рассказать эту сложную историю широкому кругу читателей.

«Ясная Поляна»

В поисках классики

Премию «Ясная Поляна» отличает внушительный призовой фонд и склонность к постоянству: одно и то же жюри по одним и тем же критериям выбирает здесь книги неизменного качества. Выбор иногда слишком очевиден, иногда странен, но нельзя не обрадоваться возможности ему доверять.

Процедура:

Эксперты (журналы, критики, издательства, члены жюри) номинируют книги, из которых одно и то же жюри выбирает сначала длинный список (июнь), потом -короткий (сентябрь), и затем - победителей в нескольких номинациях (октябрь).

У «Ясной Поляны» практически неизменное жюри, состоящее из почётных литературоведов и критиков, его неизменный председатель - советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.

Призовой фонд:

7 миллионов рублей. Самый большой выигрыш - у победителя номинации «ХХI век»: 2 миллиона.

Лауреаты:

Основная идея «Ясной Поляны» - награждать за приближённость к классике, а две основные номинации - для тех, кто классиком уже стал (номинация так и называется - «Современная классика») и тех, кто к этому только стремится (номинация «XXI век»). В итоге первая номинация вручается как бы за заслуги, и по совокупности последних победителями в ней становились в разные годы Андрей Битов, Валентин Распутин и Фазиль Искандер. А во второй номинации нередко дублируется судьба «Большой книги», которая вручается позже и на «Ясную Поляну» не оглядывается: «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной в 2015 году, «Лавр» Евгения Водолазкина в 2013 году.

И всё же у «Ясной Поляны» есть замечательное свойство выделять крепкую и сильную литературу - «Остров» Василия Голованова, рассказы для детей Юрия Нечипоренко, повести Михаила Тарковского. Ну а длинный список номинации «Иностранная литература» в и годах и вовсе можно считать списком для обязательного чтения.

Три важные книги-лауреата:

Василий Голованов
«Остров»

М.: Ad Marginem

Премия 2009 года

Десять лет путешествий на заполярный остров Колгуев - поиски смысла жизни в отдельно взятом пространстве. Показательно, что премию «Остров» взял со второго раза - он вышел в 2002 году почти никем не замеченный и только в 2008 был триумфально переиздан в Ad Marginem как - заслуженно - одна из главных книг десятилетия.

Людмила Сараскина «Александр Солженицын»

М.: «Молодая гвардия»

Премия 2008 года

Выдающаяся - и по количеству материала, и по умению автора в трудные минуты сохранять poker face по отношению к своему герою - биография одного из величайших русских писателей прошлого века.

Алексей Иванов
«Золото бунта,
или Вниз по реке теснин»

СПб.: «Азбука-классика»

Премия 2006 года

В это трудно поверить, но вся большая тройка литературных премий старательно обходила самого читаемого и народно любимого автора десятилетия стороной: в его копилке только «Ясная Поляна» за исторический роман «Золото бунта».

«Русский Букер»

Бедный младший брат

Премия «Русский Букер» - младший брат британской Букеровской премии. Он был создан в 1992 году по инициативе Британского совета, но стал в итоге чем-то совершенно иным. Как и у британского старшего брата, у русского «Букера» каждый год меняется жюри (только идеального британского соотношения книгопродавцов, писателей, издателей и экспертов нам в жюри увидеть так и не удалось, у Букеровской-то премии они взвешены в граммах). В итоге получается разнобой и вкусовщина - мы никогда не знаем, каких сюрпризов от этого жюри ждать, а его решения чаще прочих хочется оспорить. Даже длинный список премии существенно ограничен тем, что формируют его почти исключительно издатели. Парадоксальным образом, впрочем, именно неидеальный выбор «Русского Букера» часто позволяет ему создавать тренды, а не следовать за ними, ну а статус одной из старейших независимых премий никак не позволяет нам забить на него окончательно.

Процедура:

Правом номинировать на «Букер» обладают все издатели, а также избранные библиотеки и университеты. Из номинированных книг жюри выбирает длинный список в июле, короткий - в октябре, и к декабрю объявляет лауреата - обычно это приурочено к ярмарке non/fiction.

Пять человек - как правило, писатели, критики, филологи (издатели и библиотекари обычно выпадают, поскольку за ними право номинирования), которые меняются каждый год.

Призовой фонд

Лауреат получает 1 500 000 рублей, финалисты - в десять раз меньше.

Лауреаты:

Андрей Волос (роман «Возвращение в Панджруд»), но не Евгений Водолазкин («Лавр»), Александр Снегирёв («Вера»), но не Роман Сенчин («Зона затопления»), Елена Колядина («Цветочный крест»), но не Маргарита Хемлин («Клоцвог»). Список неидеальных букеровских решений можно продолжать долго, но мы привыкли, не ропщем - и даже получаем уже от процесса некоторое удовольствие.

Три важные книги-лауреата:

Андрей Волос
«Возвращение в Панджруд»

Премия 2013 года

Долгая дорога от Бухары до Панджруда мальчика-поводыря и слепого старика, но поскольку старик на самом деле -величайший поэт (и реальное историческое лицо), их странствие в итоге становится чем-то большим, чем простая роуд-стори. Андрей Волос увлекательно, упоительно и со знанием дела открывает нам средневековый Восток, и премия, которую в том году все прочили Евгению Водолазкину редко когда была так заслуженна.

Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

М.: Редакция Елены Шубиной

Премия 2014 года

Роман в письмах потомков Николая Васильевича Гоголя, в котором один из героев походя дописывает «Мёртвые души» - книга продлевает в наше время мысль и чаяния позапрошлого века.

Ольга Славникова
«2017»

М.: «Вагриус»

Премия 2006 года

Уральская антиутопия, выросшая из бажовских сказок, - Славникова была одним из первых авторов, разгадавших, чего же хочет читатель.

«Национальный бестселлер»

Если бестселлеров нет, их надо выдумать

Премия «Национальный бестселлер» была придумана в 2001 году как истинно демократическая: здесь почётным председателем жюри внезапно может оказаться Сергей Шнуров, Ксения Собчак или Артемий Троицкий. Профессионалы и эксперты обычно составляют длинный список номинаторов - и здесь особенно следят за тем, чтобы в процессе поучаствовали все. В итоге всё равно получается рок-н-ролл, но поскольку начинается он обычно только на последнем этапе, у «Нацбеста», как правило, весёлые короткие списки и любопытные списки длинные. Ещё премия очень мечтает, чтобы для лауреата исполнялся её девиз «Проснуться знаменитым», но поскольку с улицы в неё всё-таки не войти, этого пока так и не случилось.

Процедура:

Номинаторы выдвигают книги в длинный список. Большое жюри, каждый член которого имеет право выбрать из него два произведения и поставить им три и один балл соответственно, голосует за короткий список (это голосование открытое - рецензии и оценки жюри можно прочитать на сайте). Малое жюри опять же открытым голосованием выбирает победителя. Всё происходит довольно стремительно: в феврале - длинный список, в апреле - короткий, а в июне уже победитель, чего тянуть-то.