Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет". план-конспект занятия (11 класс) на тему. Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Открытое внеклассное по литературе мероприяти

Единый урок литературы, посвященный году литературы

Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса к году литературы

«Литературная шкатулка»

Цели и задачи:

    развитие творческих способностей, логического мышления детей;

    повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

    повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

    формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы:

    работа в группах.

Организация игры и правила:

Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игрокам достался “Кот в мешке” -необходимо передать команде соперников.

Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка - номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Инструкция по навигации:

    При вопросах “Кот в мешке” и “Аукцион” нажимать на блок-схемы слева направо.

    В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

    После обычного вопроса через 15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После вопроса “Кот в мешке” и “Аукцион” через 20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После финального вопроса звучит мелодия длительностью 35 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Доброе утро, дорогие друзья! 2015 год провозглашен в нашей стране годом литературы. О значении литературы можно говорить много.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

В:-Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания!
Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект

Помогут выявить различные задания.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

II. Конкурсная программа. Игровые задания.

1 раунд “В мире литературы”

Тема 1 Биография поэтов и писателей

100 . Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).

200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)

300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).

500 О каком писателе сентименталисте писал В.Г.Белинский: “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено - журналистике, критике, повести- роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (Карамзине).

Тема 2 “Рядиться никогда не поздно”

100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)

200 Аукцион. Этот герой:

Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;

Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;

Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. (Емельян Пугачёв)

300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).

400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”. Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).

500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.

Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).

Тема 3 Всё о литературе

100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)

200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)

300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)

500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).

Тема 4 “Всё наоборот”

100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).

200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”).
300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке” (“Сказка о золотом петушке”).
400
Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)

Тема 5 Литературные ребусы

100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)

200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.)
300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)

400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)

500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт? (Северянин.)

Тема 6 “Пословицы”.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).

400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).

600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).

800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).

1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).

Тема 7 “Переводчик”.

Переведите на современный язык устаревшие слова.

200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)

400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).

600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).

800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)

1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).

Тема 8“ Догадайся”.

Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)

400 Аукцион. Р оговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)

600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)

800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)

1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).

Тема 9 “Фразеологизмы”

200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

3 раунд “Ассорти”

Тема 10 “Узнайте пословицы и поговорки”

300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).

600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).

1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).

1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).

Тема 11 “ Подумай”

300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).

600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).

900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).

1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).

1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).

Тема 12 “Знаете ли вы?”

300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)

900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Наполеон и Кутузов).

1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Молвит слово – соловей поет;
.................................
В семье родилась она купеческой,
Прозывается...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)

1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин).

Тема 13“Всё о литературе”

300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.

“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)

1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)

1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников. (Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).

Тема 15 “Это интересно”

300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)

600 Кот в мешке. Зачитывают представители команды

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. (Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).

900 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

(“Василий Теркин” Твардовский).

Финал

1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).

2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).

3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).

4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).

5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся

шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)

Блиц-опрос”

1 . Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан ? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное зубрила ? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый ? (Через дефис)

8. Ж а люзи или жалюз И ?

9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

10. Продолжите: Онегин- Татьяна, Ленский-…., Петр Гринев-…, Февронья-…

11. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

12. Со школы или из школы? (Из школы)

13. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

14. Покажите чело (лоб).

15. Какого цвета у вас ланиты?

16. Правой рукой заденьте выю (шея).

17. Обхватите свое чрево (живот)

18. Поднимите шуйцу (левая рука).

III. Итоги игры.

Заключительное слово учителя.

В:- Дорогие ребята, наша и интеллектуальная игра подошла к концу. Вы молодцы, настоящие эрудиты, знатоки литературы и русского языка. Читайте, развивайтесь, думайте, пишите сами стихи, рассказы, повести. Помните о том, что хорошая книга откроет вам новый, удивительный и мудрый мир! Итак, слово нашему жюри!

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку

Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.

Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

Цель: вызвать интерес к художественному слову.

  • приобщать детей к литературному творчеству;
  • формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
  • способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей;
  • развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход урока

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир сказочной литературы. Встретимся с любимыми сказочными героями, узнаем много интересного и полезного. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мы возьмем с собой “Литературный чемоданчик”. В нем 5 секций, и в каждой по 5 кармашек, нужно проверить содержимое каждого кармашка. Вам, наверно, любопытно будет заглянуть в каждую секцию, в каждый кармашек. Сегодня мы заглянем в секцию “По дорогам сказки”.

Литературный чемоданчик
1. По дорогам сказки 10 20 30 40 50
2. Кладезь народной мудрости 10 20 30 40 50
3. А.С. Пушкин 10 20 30 40 50
4. Сказочная математика магов 10 20 30 40 50
5. Всякая всячина 10 20 30 40 50

Секция “По дорогам сказки”.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Предлагаю вам 5 блоков заданий, связанных со сказками народными и авторскими, сказочными героями, волшебными сказочными предметами. Надеюсь, что эти задания пополнят ваши знания об этом жанре.

Итак, начинаем! Вы, наверное, заметили цифры от 10 до 50. Это сложность вопроса. Чем сложнее вопросы, тем выше их балл. У нас 2 команды, ответы вы выбираете сообща, обсуждаете вместе, но отвечает кто-то один. (Названия команд определены заранее.)

Кто начинает выбор задания? Тот, кто отгадает одну мудреную загадку.

– Утка в воде, а хвост на горе.
Утка в море, хвост на заборе.
(Ковш).

Дополнительно:

– Из него не пьют, не едят, а только глядят. (ковш Большой Медведицы.)

– Что за зверь?

Летом спит, зимой ест.
Тело теплое, а крови нет.
(Печь.)

10. Задание “Реши ребус”.

Зашифрованное слово – Красная шапочка, героиня сказки Ш. Перро.

20. Конкурс “Доска объявлений”.

По тексту объявления нужно догадаться, кто его написал. Команды дают письменные ответы. За каждый верный ответ 1 балл.

1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)
2. Одинокий мечтатель, рост 13 м, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)
3. Всем принцам! Ближайшие 100 лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)
4. Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причем одних мальчишек. (Папа Карло.)
5. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т.п. (Винни Пух.)
6. Частное охранное бюро, возглавляемое дядькой Черномором, обеспечит вам и вашим близким безопасность на отдыхе у моря. (33 богатыря.).

30. “Кто здесь живет?”

По описанию отгадать, кому принадлежит жилище.За каждый верный ответ 1 балл.

1.Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка выгнала хозяина избушки, когда ее собственная растаяла. Назовите хозяина– горемыку. (Заяц из “Заячьей избушки”.)

2. У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

3. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует “русский дух”. (Баба-Яга.)

4. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и три года. (Старик и старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)

40. Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

Выкладываются на стол предметы, ребята должны отгадать, из каких сказок Г.Х. Андерсена они собраны. К каждому предмету предлагаются подсказки.

1) В этом предмете все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее – зеркало. (“Снежная королева”.)

2) То, что послужило причиной бессонницы для юной героини – горошина. (“Принцесса на горошине”.)

3) Благодаря этому предмету герой дарит сны детям – зонтик. (“Оле-Лукойе”.)

4) Этот предмет служил героине сказки колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем – скорлупка грецкого ореха. (“Дюймовочка”.)

5) Куст, на котором распускалась на нем одна-единственная роза, цвел только раз в 5 лет – роза. (“Свинопас”.)

50. Разгадай кроссворд. (Игра № 4, задание 4, слово “Сказка”.Задание: В кроссворде скрыты имена 8 сказочных персонажей, которые вы должны найти и описать их; двигаться можно в любом направлении. Ответ: джинн, леший, ведьма, колдун, фея, водяной, русалка, гном).

Полезная информация: – 7 ноября 2013 года – 110 лет со дня рождения Милляр Георгия Францевича – нашего замечательного актера, который сыграл роль Кощея Бессмертного в 1944 году, а еще роль Бабы-Яги в фильме “Морозко”.

Вопросы на засыпку.

1. Где живет Кащей Бессмертный? (Во дворце.)
2. Какое средство передвижения у бабы Яги? (Ступа.)
3. Где найти смерть Кащея Бессмертного? (На кончике иглы.)
4. Кто баба – Яга по образованию? (Ведьма.)
5. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (В лягушек.)
6. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы– Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)

Сюрприз в цветочной коробке.

Что находится в нем? Можете задавать наводящие вопросы.

Описание:
бодрит дух,
смягчает сердце,
снимает усталость,
пробуждает мысль,
не позволяет поселиться лени.

Подсказки: 1. Грузины говорят, что надо 50 раз поклониться ему, чтобы получить настоящий…2. Больше всего любят англичане, канадцы, арабы, американцы. Меньше всего любят в Китае, Индии и Пакистане. 3. В 1696 году русский царь посылает за ним в Пекин русских купцов. Привозили на кораблях, верблюдах, на санях, на телегах. 4. В России появился в 1638 году: монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 кг … в обмен на 100 соболиных шкур. 5. Родиной … является Китай. По легенде, пастухи заметили, что овцы, пожевав … (листья) начинают резвиться и прыгать. 6. … растет в Китае, Индии, на Цейлоне, в Аргентине, в Грузии. 7. Он бывает зеленым, кирпичным, плиточным, черным, байховым, грузинский, китайский, цейлонский, аргентинский, в пирамидках… и в пакетиках. 8. В сказке “Ванюшка и царевна” его можно пить с сахаром вприкуску или внакладку.

Ответ: чай.

Подведение итогов: “Сказочная арифметика” от Василисы Премудрой.

Задача: Из количества разбойников, открывающих дверь словами: “Сим-сим, откройся!”, вычесть сумму козлят из сказки и богатырей, живущих в тереме в лесу. Полученное число разделить на количество месяцев из названия книги известного детского писателя, прибавив к нему количество денежек, найденных в поле известной героиней сказки и к полученной цифре прибавить количество желаний, обычно исполняемых в русских народных сказках.

Узнать, получится ли оценка, о которой мечтает каждый ученик.

Для упрощения задачи участникам раздаются такие карточки:

(...) разбойников – ((...) козлят + (...) богатырей) + (...) желаний = ?

(...) месяцев + (...) денежек

Именно столько баллов получат участники, если правильно решат задачу и плюс к тому по 1 баллу за название сказок и их авторов. (“Али-Баба и сорок разбойников”; “Волк и семеро козлят”; А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”; С.Маршак “12”; К. Чуковский “Муха-Цокотуха”)

– Все вы знаете знакомое выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” А вы, ребята, получили ли для себя урок?

Приложение. Электронная презентация “Литературный чемоданчик”.

Использованные источники:

  1. Горностаева А.М., Ларина Э.С. Учимся, играя ”. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство “Глобус”. Москва.
  2. Ярослав Экспресс – Георгий Францевич Милляр (Чтобы помнили): jaroslaff.net ›modules.php
  3. Георгий Милляр в роли Бабы-Яги: http://pda.privet.ru/post/134953738
  4. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного:

Внеклассное мероприятие «Лучший знаток мировой литературы», 5-6 класс


Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя литературы 5-6 классов. После завершения классного часа, дети вспомнят всю мировую литературу, поиграют и получат много положительных эмоций.

Тема: Писатели мировой литературы
Цель: проверить и углубить знания учащихся по мировой литературе
Задачи: развивать мышление, устную речь, внимание, сообразительность; способствовать воспитанию любви к литературе, а также воспитывать вечные духовные ценности; формирование широкого культурного кругозора, любознательность школьников.

Ход мероприятия

Учитель
Цифры, как и имена, имеют свое значение. Так, например, цифра 9 – это символ жизни, а цифра 8 означает двойную жизнь, 7 – единственная цифра, которая не является ни произведением, ни долей от деления (от 1 до 10) . Возможно, поэтому так часто встречается семерка в повседневной жизни, литературе, памятниках (примеры) . Чтобы стать мудрым, древние считали, что надо овладеть искусством: грамматикой, диалектикой, риторикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой.
Учебный год скоро заканчивается. Вы пополнили свои знания по литературе новыми именами, произведениями, впечатлениями, умением. Поэтому предлагаю вам вспомнить максимум из изученного и проверить свой багаж знаний. Вся наша игра будет связана с цифрой 7.
Внимание! Начинаем! (Представители команд по очереди дают ответ на вопрос, только тогда, как команда не сможет ответить, то могут ответить соперники. Каждый тур тоже начинают команды по - очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл).
Игру начинает команда учащихся 5 класса

I тур «Семь биографий – семь писателей»

Задача. По отрывкам из биографии назвать фамилию писателя.
1. «Братья собирали и тщательно записывали народные сказки своей родины – Германии» (Братья Гримм)
2. «От рождения был горбатым и очень уродливым. Всю жизнь провел в рабстве. По легенде, был сброшен со скалы» (Эзоп)
3. «Он автор многих книг, которые считаются жемчужинами русской литературы. Литературная одаренность проявилась рано. Когда ему было тринадцать, он уже печатал собственные стихи. За годы обучения в Царскосельском лицее им было создано около 130 стихотворений»
(Александр Сергеевич Пушкин)
4. «Был сыном бедного армейского офицера, родился в Москве. Семья постоянно переезжала с места на место. С детства не имел возможности учиться в школе. Но стремление парня к знаниям было настолько сильным, что он самостоятельно изучил языки, математику и стал высокообразованным человеком. Писать басни начал почти в сорок лет»
(Иван Андреевич Крылов)
5. «Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. За свои творческие достижения писатель был отмечен высочайшей наградойНобелевской премией» (Джозеф Редьярд Киплинг)
6. «Он начал серию «Необыкновенные путешествия». Сделка была заключена на 20 лет. Даже после потери зрения не оставил писать с помощью специального устройства» (Жюль Верн)
7. «Страна, находящаяся на севере Европы, посчастливилось стать родиной Великого Сказочника. Его удивительные сказки, которыми зачитываются дети всего мира, прославили его родину – Данию» (Ганс Кристиан Андерсен)

II тур «7 ключевых слов – писатель»

Задача. По представленным ключевым словам или словосочетаниям определите фамилию писателя
1. Дик Сенд, смугач, Америка, Миссисипи, Пилигрим, миссис Уэлдон, Джек (Жюль Верн)

2. Сказочник, бедность, обучение, Снежная Королева, Дания, Кай, Герда (Ганс Кристиан Андерсен)
3. Рождественская песня, Скрудж, духи, Рождество, контора, Англия, репортер (Чарльз Диккенс)
4. Писатель, джунгли, Индия, Англия, сказка, Маугли, Шер-Хан (Джозеф Редьярд Киплинг)
5. Роман, робинзонада, Крузо, Лондон, духовная академия, остров, Пятница (Даниэль Дефо)
6. Россия, поэт, няня, слава, сказка, дуэль, Крым (Александр Сергеевич Пушкин)
7. Рассказы, Хамелеон, Толстый, Тонкий, Таганрог, Москва, комичное (Антон Павлович Чехов)

III тур «Писатель - семь ключевых слов»

Задача. За фамилией писателя назвать ключевые слова или словосочетания, которые касаются его жизни и творчества.
1. Федор Иванович Тютчев (Дворянин, Москва, Россия, эмиграция, поэт, природа, пейзаж, мелодичность, «Весенние воды», «Чародейка зима», очеловечивание...)
2. Жан де Лафонтен (Франция, Шато-Тьерри, Париж, баснописец, басня, «добродушный», аллегория, антитеза, Лев, Осел, Лис)
3. Мацуо Басе (Япония, хокку, трехстрочный стих, поэт, сын самурая, учителя каллиграфии, «Банановая хижина», путешественник, «Ветер веет», «Старый пруд», «Ива склонилась», «Бабочка летает»...)
4. Иван Андреевич Крылов (Россия, Москва, Петербург, байка, семья офицера, Петербургская публичная библиотека, «Басни Ивана Крылова», девять сборников басен, «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Цикада и Муравей»...)
5. Самуил Яковлевич Маршак (Россия, Воронеж, Петербург, чтение, талант, гимназия, Англия, политехникум, Лондонская академия, переводчик, «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», Падчерица, Королева, пьеса...)
6. Джек Лондон (Америка, бедность, тяжело работал, золотоискатель, матрос на шхуне, «Тайфун у японских берегов», «Белая Тишина», «Белый клык», «Любовь к жизни», «Сын волка», «Зов предков», Билл, волк, золото...)
7. Шарль Перро (Франция, академик, фольклор, сказки, «Сказки моей матушки гусыни...», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Заколдованная красавица», «Золушка или Соболева туфелька», «Мальчик-с-Пальчик», «Синяя Борода»...)

IV тур «Сочинение – 7 ключевых слов»

Задача. Назвать ключевые слова к произведению.
1. «Пятнадцатилетний капитан» -
2. «Руслан и Людмила» -
3. «Рождественская песня в прозе» -
4. «Маугли» -
5. «Приключения Робинзона Крузо» -
6. «Снежная Королева» -
7. «Прометей» -

V тур «Семь ключевых слов – произведение»

Задача. Назвать произведение и автора по ключевым словам
1. Мачеха, падчерица, починок, лужайка, колодец, золото, смола – «Госпожа Метелица» Уильям и Якоб Гримм
2. Катастрофа, остров, дикари, козы, порох, зарубка, цивилизация – «Жизнь и необычные и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниель Дефо
3. Зеркало, осколки, олень, ворон, река, розы, голуби – «Снежная Королева» Ханс Кристиан Андерсен
4. Волк, ягненок, река, обвинения, жара, поток, ложь – «Волк и Ягненок» Иван Андреевич Крылов
5. Подснежники, принцесса, мороз, кольцо, собаки, солдат, огонь – «Двенадцать месяцев» Самуил Яковлевич Маршак
6. Очумелов, полицейский, магазины, собака, Хрюкин, генерал Жигалов – «Хамелеон» Антон Павлович Чехов
7. Вдовец, бал, дворец, Золушка, туфелька, карета, волшебница – «Золушка или Соболева туфелька» Шарль Перро

VІ тур «Семь писателей – семь стран мира»

Задача. Назвать страну, где родился писатель
1. Даниэль Дефо – Англия
2. Дж.Г.Киплинг – Индия
3. Эзоп – Древняя Греция
4. Ф.И.Тютчев – Россия
5. Антон Чехов – Россия
6. Г.К.Андерсен – Дания
7. Жюль Верн – Франция

VІІ тур «Семь вопросов»

Задача. Дать правильный ответ.
1. В Копенгагене установлен памятник Мюнхаузену или Русалке?
2. «Прометей» - это миф или рассказ?
3. Шер-Хан - это герой положительный или отрицательный?
4. «Любовь к жизни» написал Даниэль Дефо или Джек Лондон?
5. Герда Каю была сестрой или подругой?
6. «Пятнадцатилетний капитан» Же. Верна по жанру приключенческий или фантастический роман?
7. «Руслан и Людмила» – это литературное или фольклорное произведение?

Суперигра «Семь забытых слов»

Задача. Выбрать правильное слово.
Джозеф Редьярд Киплинг – известный английский писатель. Он происходил из высокообразованной и обеспеченной индийской или английской семьи. Он родился в Индии, где и провел первые шесть лет своей жизни. Удивительная природа Англии или Индии, традиции и обычаи народа, стали неотъемлемой частью его счастливого детства. Когда мальчику исполнилось десять или шесть лет, родители отправили его в Индию или Англию, где он должен был получить хорошее образование. Период обучения длился шесть или десять лет. Он сначала учился в частном пансионе, а впоследствии и в институте или училище военного типа. Закончив учебу, он вернулся к милой его сердцу Англии или Индии.
Определение и награждение победителей

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6, 7 классов

«Книга – великая вещь …»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2013 год

« Книга – великая вещь…»

Цели:

заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;

предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;

формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.

Как из копеек составляются рубли, так и

из крупинок прочитанного составляется знание.

В. И. Даль.

Опережающее домашнее задание:

каждая команда должна подготовить

1)представление литературного героя (костюм + фраза),

2)литературный кроссворд для своих конкурентов.

Условие:

1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 6 и 7 классов;

2) за каждый правильный ответ жюри (2 ученицы 9 класса) присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя — 2 балла.

Ход мероприятия

Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.

1 ведущий: Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.

2 ведущий:

В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).

1 конкурс. «Блиц-интеллект»

Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)

2 конкурс. «Это же элементарно»

    Титульный лист – это…(начало книги).

    Книголюб – это человек…(любит книги).

    Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).

    Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).

    Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).

    В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)

    В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)

    Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).

    Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)

    Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)

    Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).

    И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)

    Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

    Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

3 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

4. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

4 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

5 конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

6 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

7 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

8 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)

9 конкурс. Игра «Буриме» (слово французское, в переводе «рифмованные концы»). Игра заключается в том, чтобы на заданные рифмы написать стихи:

…дело

…класс

…смело

…раз.

Например: Наш Петруша знает дело.

Хоть спросите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

10 конкурс. «Кроссворд»

Команды должны разгадать литературный кроссворд, который им подготовили конкуренты. Время -10 минут.

Для зрителей в это время проводится конкурс «Какого роста…»

1)Какого роста был А. Пушкин, если брат поэта Лев Сергеевич вспоминал: «Ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков)…»? (Как само собой разумеющееся, Лев Пушкин не упоминал 2 аршина, потому что в старину было принято обозначать рост количеством вершков сверх 2 аршин; аршин – 71,12 см, вершок – 4,45, т.е. 165 см.)

2) Какого роста был главный герой повести «Муму» — Герасим, если И. Тургенев пишет, что это был «мужчина 12 вершков роста»? (196 см)

11 конкурс. «Узнай героя» (домашнее задание).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.

2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.

3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.