Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Чему учат зарубежные сказки. Чему нас могут научить русские народные сказки? «Новое платье короля»

Личные границы – это то, чего нет у большей части героев и героинь старых и современных сказок. Нет – потому что границы постоянно нарушаются, личная неприкосновенность отсутствует как таковая.

Тем ценнее те редкие сказки, где героини и герои умеют четко и ясно отстаивать свои границы.

«Орел и овечка», Дональд Биссет

Сказка, которую должны прочесть все мамы своим дочкам. И все папы своим сыновьям.

Орел вернулся и сел опять за стол.

– Хочешь еще кусочек поджаренного хлеба, милая овечка? – спросила Мэри.

– Нет, спасибо, – ответила овечка, вспомнив, что ей шепнула Мэри.

– Пожалуй, я бы лучше съела орла.

Чему учит сказка?

Взрослых: вежливой и эффективной форме заступаться за детей, без агрессии к ребенку-обидчику.

Детей, которых обижают: не пугаться и не теряться, когда на тебя нападают.

Невоспитанных нахалов: понимать, что чувствует человек, которого хотят съесть, а также тому, что безнаказанность невечна.

Чем отличается "Орел и овечка" от других сказок, где обидчики и обманщики получают тем же самым по тому же месту? Например, от белорусской сказки "Лиса и тетерев" и русской "Лиса и журавль"?

Тем, что в этих сказках Лиса – манипулятор, и, даже когда она хочет съесть Тетерева, она хитрит, не нападает напрямую на Тетерева. И ответить ей относительно просто. И пережить это проще, чем прямую агрессию Орла из сказки Биссета.

Орел покушается на личную неприкосновенность Овечки и лишает ее личностной сущностности – он говорит о ней, как о еде, в третьем лице, при ней. Такая агрессия разрушает, и тот, на кого она направлена – нуждается в защите. Мэри ведет себя очень умно. Она не просто ставит Орла на место, она дает слово самой овечке, тем самым возвращая ей ее субъектность.

– Тетерев, а тетерев, в лесу новый закон вышел, чтобы все звери и птицы мирно жили, друг друга не трогали. Я сама читала.

Спускайся-ка на землю! Потолкуем.

Тетерев ей отвечает:

– Хороший закон. Только слышишь, где-то рядом собаки лают? Может, знакомиться с нами бегут?

«Мышонок и карандаш», Владимир Сутеев

В контексте сказок Сутеева – это скорее сказка о смекалке. Но по сути, она о борьбе против того, кто хочет разрушить тебя.

И мышонок больно укусил Карандаш.

– Ой!.. – сказал Карандаш. – Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

Чему учит сказка?

Бейся за свое спасение, как можешь.

Не теряй самообладания и спасайся, когда тебе грозит опасность. А если хочешь съесть другого, помни, что и тебя могут съесть.

«Про маленького поросенка Плюха», Инга Баллод, Ирина Румянцева

Плюх – самый младший в семье поросят. И, как и все дети, периодически попадает в разные истории. Причем истории не волшебные, а вполне жизненные.

– Скажите, почтенный Долдон, сколько дней вы еще прогостите у нас?

Козел раздраженно ответил:

– Я останусь у вас надолго, потому что мне тут нравится! Услышав это, поросята совсем расстроились.

Чему учит сказка?

В жизни бывает всякое, ты не виноват в том, что попал в сложную ситуацию. Но ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и понимание семьи и на помощь взрослых.

«Колосок» в обработке Софьи Могилевской, «Курочка-хлопотунья» Алексея Гарнича

И другие сказки, где кто-то отказывается кому-то помогать, а потом претендует на обед, но ему не дают – не заработал. Изначально эти нравоучительные сказки писались как сказки про лентяев. Но по существу – они об уважении к своему труду.

– Все ты, – чуть слышно пропищали они.

– А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а Петушок их и не удерживает.

Чему учит сказка?

Не стесняйтесь требовать уважения к своему труду.

Вы не обязаны делиться результатами своего труда с кем бы то ни было.

Не стесняйтесь давать отпор тем, кто вас не уважает.

Не рассчитывайте, что те, кого вы не уважаете, будут к вам по-доброму относиться.

«Принцесса в бумажном мешке», Роберт Манш

В этой книге все ясно и все прямым текстом. Дочка просит книгу про принцесс? Это то, что надо.

Он посмотрел на свою спасительницу, поморщился и сказал:– Ну и вид у вас, Эльза! От вас пахнет гарью, вы не причесанны и на вас надет какой-то бумажный мешок. Будьте так любезны, возвращайтесь, когда будете выглядеть, как принцесса. – Дорогой мой Рональд, – ответила ему Эльза, – от вас пахнет лавандой, волосы у вас идеально причесаны, а платье великолепно. Вы выглядите как настоящий принц, но на самом деле вы просто ничтожество, и я никогда не выйду за вас замуж!

Чему учит сказка?

Ценить себя.

Ставить нахалов на место.

Без сомнений расставаться с теми, для кого важнее внешний облик, а не ты сама (ты сам).

Уважать людей и их поступки как таковых.

Быть готовым к тому, что если тебе важны не люди, а их внешность, ты сам можешь оказаться ненужным.

Читайте Павла Бажова и Астрид Линдгрен.

Все героини и герои Бажова – цельные, ясные, самодостаточные люди, осознанные и умеющие отстаивать себя.

«Горный мастер» Бажова может стать поддерживающей книгой для подростков, особенно девочек, которым нередко приходится выслушивать чужие мнения, как им следует жить.

В произведениях Линдгрен, как правило, дети с четко выраженными границами, и окружение с ними считается.

Несказочные книги Линдгрен:

«На острове Сальткрока» – маленькая девочка с границами на замке;

«Эмиль из Леннеберги» – вот уж дитя с границами!

Сказки Линдгрен:

«Мио, мой Мио» – как бы отец и сын друг друга ни любили, сын пошел, куда надо, а отец, хоть и страдал, не удерживал его. Подростковая сепарация от родителей – это стремительное расширение и самоосознание границ личности ребенка, при которой родители уходят из центра их жизни. И уважение к процессу передела мира, и к новым границам ребенка – непростая тема.

«Пеппи Длинный чулок» – в этой книге очень много всего. Пеппи – пример храброй, сильной, самодостаточной девочки.

Светлана Абрамова
Конспект занятия «Чему учат сказки?»

Занятие на тему : «Чему учат сказки

Конспект занятия подготовил : воспитатель Байбакова С. А.

Цель : Углублять, расширять и закреплять знания детей о добре и зле.

Задачи :

1. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.

2. Формировать представления детей о хороших и плохих поступках.

3. Развивать умение выполнять различные игровые задания.

4. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам .

6. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами.

7. Формировать умения преобразовывать вышедшие из оборота вещи (книги) в дидактический материал.

8. Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки .

Ход занятия.

Воспитатель организует игру : «Замени добрыми словами» .

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

В. - Ребята, посмотрите у нас в группе новый предмет. Найдите его.

Дети находят в группе посылку.

В. Задает вопрос. Что это (дети отвечают –Посылка) .

В. Правильно, сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка. Адресована она вам. Откроем и посмотрим, что же там. (в посылке письмо и игрушки для разыгрывания сказок )

Воспитатель читает письмо : «Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А сказки в моей волшебной книге перепутала, да и героев всех поссорила. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная».

Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? И так, отправляемся в путь.

Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова :

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать .

Мы оказались в волшебном лесу. Чтобы отправиться дальше по волшебному лесу нам надо вспомнить, кто живет в сказках . Кто из этих героев добрый, а кто злой. Предлагаю вам поиграть. Если называю положительного героя – хлопаем в ладоши, если отрицательного, злого – топаем.

Игра «Добрый – злой герой»

ДЮЙМОВОЧКА

ФЕИ ВИНКС

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

БАРМАЛЕЙ

Ведьмы СТРИКС

Старуха у моря

Василиса Прекрасная

Белоснежка

Карабас – Барабас

В. Мы с вами вспомнили добрых и злых героев, теперь надо помочь Василисе Прекрасной. Дети вы помните, что нужно сделать?

Ответ детей.

В. Отправляемся помогать. (Педагог подводит детей к игровому полю, продолжая мотивировать их к дальнейшей деятельности. Игровое поле поделено на 2 части). Посмотрите,ребята, лес какой-то необычный. Почему то он поделен на разные цвета. Какого цвета поляны в нашем лесу?

Ответы детей. (черное и белое)

С чем можно сравнить эти цвета?

Ответы детей. Черный цвет похож на землю, на ночное небо, когда глаза закрываешь – вокруг темно, царство Кощея Бессмертного.

В. Ребята посмотрите здесь не только письмо, но и подсказка для нас . (д/и «Сложи пазл» ). Поможем героям найти свое место в сказках ?

Работа на игровом поле.

Дети размещают героев на игровом поле.

В. Вы молодцы и не только справились с заданием, но и помогли Василисе Прекрасной привести в порядок ее волшебную книгу (должна быть книга из иллюстраций) .

Рефлексия :

Давайте вспомним, какие сказки были в книге Василисы?

Объясните, почему персонажей разместили на разных по цвету полях?

Почему вы поставили медведя посередине?

Как вы считаете, что можно сделать для того, чтобы Баба Яга стала доброй?

Нарисуйте дома рисунок с изображением доброй Бабы Яги.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова.

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем завершать .

Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилось ли вам путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Если б я был маленький- маленький гном, Я б умывался бы каплей дождя, На божьей коровке Я бы ездил верхом, Удочку прятал бы В дырочку.

Анкета для родителей «Чему учат книги?» Анкета для родителей. «Чему учат книги?» Уважаемые родители, с целью выявления взаимосвязи уровня нравственно – эстетического воспитания.

Игровой тренинг по профилактике дисграфии «Учат в школе» Игровой тренинг по профилактике дисграфии "Учат в школе" Цель: формирование психологической базы письменной речи и внимания, как действия.

Инсценировка «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь» по мотивам произведения М. Горького «Воробьишко» Действующие лица: Папа Воробей Мама Воробьиха Воробьишко Пудик Кошка На сцене ширма домика, а перед ним гнездо, оно находится на возвышенности.

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Чему мы научились за год» Цель: подведение итогов образовательной деятельности.

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки - умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек!" Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка - особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье - это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк - сильный, но глупый и грубый, лиса - воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц - "свой парень", но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!

Что касается волшебных сказок, то это - огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня - непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая "армия зла": Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть "испытание".

Например, в сказке "Царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке "Морозко" бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки - это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма." Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки - это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка - не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

  • Волшебные превращения
  • Сказкотерапия

Во времена не такие уж далекие слово «сказка» означало что-то рассказанное, без всякого намека на выдумку. При помощи сказок наши предки передавали своим детям жизненную мудрость, обучали и образовывали их. Недаром Пушкин, большой знаток и любитель русских народных сказок, считал, что «в ней намек, добрым молодцам урок».

Чему учат русские народные сказки?

Если постичь глубинную суть народных сказок, то можно увидеть скрытый в них сакральный смысл, и не один, а несколько слоев. Сказки - это концентрированная народная мудрость, ключ не только к мировоззрению наших предков, но и к психологии современного человека.

Герои русской сказки живут в особом смысловом пространстве, в котором объясняется устройство мира, общества и человека. Как найти свое предназначение? Для чего нам даются испытания и как их преодолеть? Что такое дружба и любовь?

На эти и многие другие вопросы дают ответы народные сказки. Давайте поговорим о том, какие герои чаще всего встречаются в русских сказках и как они взаимодействуют друг с другом?

В сказках раскрываются как национальные, так и общечеловеческие архетипические образы. Впервые понятие архетипа ввел швейцарский психолог Карл Юнг. Он же указывал на архетипичность героев мифов и народных сказок. Если не вдаваться в подробности, то архетип - это универсальный культурный первообраз, символическое представление о человеке и его месте в мире и обществе. Архетипы - это выражение коллективного бессознательного, лежащее в основе психотерапии.

Благодаря архетипичности сказочных образов в последние годы появилось и развивается новое направление в современной психологии - сказкотерапия. Она подходит как детям, так и взрослым. Сказки помогают человеку разрешить конфликты, найти выход из сложной ситуации, осознать мотивы своих поступков и поступков других людей. Об этом течении мы поговорим подробнее в финале этого материала. Пока же вернемся к архетипам и проанализируем, какие образы чаще всего встречаются в русских народных сказках и как они взаимодействуют друг с другом.

Герои русских народных сказок

Иван-царевич (архетип - героизм, главный герой, богатырь, витязь).

Иван-царевич - главный герой многих сказок, именно вокруг него развертывается все повествование. Как правило, он должен выполнить какую-то сложную задачу - по своей воле или по чужому повелению.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» он должен добыть жар-птицу, в сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» - найти пропавшую мать и старших братьев, в «Царевне-лягушке» и «Марье Моревне» - освободить свою жену из плена Кощея Бессмертного. Чтобы достичь своей цели, Иван-царевич проходит через испытания и в конце получает достойную награду.

Иван-царевич - это идеал успешного человека. Все, что бы он ни делал, ему удается. И даже ошибки, которые он совершает по пути (не слушается советов серого волка, например), в конце концов, приводят его к более высокой цели, чем та, что была поставлена первоначально. Тем самым оправдывается риск, которому подвергает себя герой.

Интересно, что иногда в роли такого «Ивана-царевича» выступает девушка. Наиболее ярко этот образ проявляется в сказке «Перышко Финиста ясна сокола». Именно младшая дочка преодолевает все препятствия (снашивает три пары чугунных сапог, ломает три чугунных посоха и сгрызает три каменные просвиры), чтобы вернуть любимого. Да и Василиса Прекрасная из одноименной сказки три дня живет в услужении у Бабы-яги, а потом своим трудом и рукоделием заполучает в мужья самого царя.

Ивана-царевича относят к архетипу Самости, Витязя. Этот герой показывает, что ничего не дается без труда, для достижения своих целей необходимо приложить усилия и измениться самому.

Баба-яга (архетип - мудрость, двойственное женское начало)

Путешествие в сказочный мир для героя часто начинается со знакомства с противоречивым персонажем - Бабой-ягой. Она предстает то как злая и коварная похитительница детей («Жихарка», «Баба-яга», «Гуси-лебеди»), то как помощница и проводница («Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»). Неспроста ей служат вороны и черные коты - также двойственные персонажи, олицетворяющие, с одной стороны, мудрость, а с другой - темные силы.

Живет эта страшная горбатая старуха, одетая в лохмотья, в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка представляет собой границу миров, недаром она умеет поворачиваться вокруг своей оси, обращаясь передом то к лесу (потустороннему миру), то к герою (который до поры до времени принадлежит миру живых). На то, что Баба-яга - это проводник в потусторонний мир («Навь» - согласно славянской традиции), намекает и ее костяная нога: одной ногой она стоит в этом мире, а другой - в ином. Прообразом избушки на курьих ножках считают «избы смерти», в которые древнеславянские племена помещали прах умерших. Такие избы ставились на столбах или пнях, чтобы туда не смогли попасть звери. А чтобы столбы не гнили, их обкуривали дымом. Так и объясняется происхождение выражения «курьи ножки» - от искаженного «курные».

Часто встречающийся сюжет про то, как Баба-яга хочет зажарить незваных гостей, тоже находит свое толкование в народных обрядах. Недоношенных детей обмазывали тестом, клали на лопату и засовывали в теплую печь (как символ женского лона), сопровождая это действо заговорами, чтобы ребенок «допекся». К печи подносили и заболевших детей, чтобы хворь ушла вместе с дымом.

Бабе-яге известны все тайны сказочного мира, но выведать их не так-то просто: чтобы добиться благосклонности старухи, необходимо пройти через определенный ритуал. «Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала », - говорит Иван-царевич. Баня - это символ ритуального омовения, означающего смерть Ивана-царевича в этом мире. Но это смерть ради жизни, ради того, чтобы попасть в мир потусторонний и там выполнить свою задачу.

От хозяйки избушки на курьих ножках герой получает не только мудрый совет, но и волшебный предмет - зеркальце, колечко, клубочек ниток, - причем в этом предмете проявляется ее женская сущность. Баба-яга - это выражение архетипа Мудрости, Матери.

Кощей Бессмертный (архетип – бунт, разрушительная мужская сила)

Если Баба-яга представляет собой двойственное женское начало, то Кощей - это мужская и, безусловно, разрушительная сила. Чаще всего Кощей предстает в образе тощего старика или просто скелета (отсюда и его имя). Он похищает женщин (Марью Моревну, Царевну-лягушку) и держит их как пленниц. Кощей - это архетип бунта: он отрицает все общепринятые нормы, включая природные циклы рождения и смерти (за что и прозван Бессмертным).

Кощей обладает сверхъестественной силой, которая связана с водой. Выпив три ведра воды, он разрывает сковывающие его цепи и освобождается из подземелья. Кощей - могущественный колдун, обладающий даром превращения: именно он заковывает царевну в лягушачью кожу. Единственный способ победить Кощея - убить его, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого надо отыскать Кощееву смерть, которая находится на острове Буяне, где растет дуб, на котором висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Сломав иглу, можно убить Кощея. Победа над Кощеем становится одной из главных целей Ивана-царевича.

Волк, щука, кот, сокол и другие (архетип - магия, помощник главного героя)

В своих скитаниях главный герой опирается на помощь животных, без которых он никогда не смог бы выполнить свою задачу (волк в «Иване-царевиче и сером волке», кот из «Бабы-яги», щука в «По щучьему велению», ясен сокол, орел и ворон в «Марье Моревне»). Они появляются тогда, когда наш герой оказывается в безвыходной ситуации. Но чтобы помощь пришла вовремя, необходимо заранее оказать определенную услугу этому животному: дать коту мясца, накормить мышку кашкой, отпустить щуку на волю или даже отдать замуж за птиц своих сестер.

Зато в ответ, в самую трудную минуту, они не оставят героя в беде: посоветуют, как убежать от Бабы-яги («Баба-яга», «Гуси-лебеди»), исполнят любые, даже самые сумасбродные, желания («По щучьему велению») и оживят его, когда он будет убит завистниками («Иван-царевич и серый волк»).

Эти животные выражают архетип Помощника, Духа, Магии. Они учат, что любая встреча, даже с самым мелким и незначительным персонажем, должна рассматриваться как испытание. Пройди его - и будешь вознагражден (сразу или через время).

Сказочные красавицы (архетип – любовь, наивысший дар)

Конечной целью всех испытаний, которые выпадают на долю главного героя, оказывается обретение любви и свадьба, даже если первоначальная цель была далека от этого (скажем, в «Иване-царевиче и сером валке» герой отправился на поиски жар-птицы, а вернулся с конем и красавицей невестой). И стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказочные красавицы - Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Аленушка, Царевна - это воплощение архетипа Любовь и наивысший дар, который получает герой. Девушки обладают ценными качествами: добротой, красотой, мудростью, благоразумием, честностью, верностью. В поисках любви герой проходит испытания, часто связанные с риском для жизни, и побеждает конкурентов. За любовь нужно бороться, намекают нам сказки. Но любви достойны не все.

Отрицательные герои (архетип - тень, мешающая главному герою)

Какая же сказка без отрицательных типажей? Злая мачеха с дочками («Василиса Прекрасная»), родные братья («Иван-царевич и серый волк»). Эти герои либо пытаются помешать Витязю выполнить свою задачу, либо посылают его на верную гибель. Хитрые, изворотливые, расчетливые личности, стремящиеся чужими руками жар загребать, оказываются недостойными счастья. Они терпят поражение и несут заслуженное наказание (вплоть до гибели). Главный итог всех сказок - победа Самости над Тенью, добра над злом.

Волшебные превращения

Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках - превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце - озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.

Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции »). Ее суть - воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, - придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня - значит, можно»). Навь - это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог - сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .