Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Школьная программа по литературе 5. Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Обязательная литература

Дополнительная литература

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе программы по литературе (5-11 классы) под редакцией Г.И.Беленького. Авторы-составители: Г.И.Беленький, М.М.Голубков, Г.Н.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М. Хренова, (2009 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи программы обучения в области формирования

системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

Выразительное чтение художественного текста;

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

Анализ и интерпретация произведения;

Составление планов и написание отзывов о произведениях;

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Рабочая программа «Литература в 5 классе» ориентирована на использование базового учебника «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г.

Обоснованность программы

Программа изучения литературы построена на основе сочетания концентрического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся, направлен на чтение и изучение художественных произведений: ученики входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц. Способствует пониманию учащимися эстетической функции слова (проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведения). В 5 классе также вводятся первоначальные теоретико – литературные понятия. В Рабочую программу введены часы на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, инсценирование текста, сочинение сказок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно – этической проблеме). Раздел программы «Для самостоятельного чтения» введён для создания учащимися образовательного проекта «Путешествие в Книгоград».

Авторская программа рассчитана на 68 часов, рабочая программа - на 70 часов учебного времени с учётом 35 учебных недель в Белгородской области, из них на проведение уроков развития речи – 10. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ «Краснохуторская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», познавательными интересами учащихся. Соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приемов обучения с нетрадиционными (уроки ролевой и деловой игры, уроки викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, мини - проектов, работа в малых группах, коллективное написание сочинений разных вариаций, цепные рассказы, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного подхода в преподавании литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные умения

В 5 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.
  • иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  • иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  • Ученик должен уметь:
  • определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;
  • привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
  • отличать стихотворную речь и ее особенности;
  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
  • работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Примечание

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

02.09

Вн. чт. Путешествие в Книгоград.

06.09

Мифы

Входной контроль.

09.09

Мифы древнего Египта. «Путешествия солнечной ладьи ». Мечта народа о победе над смертью.

13.09

Мифы древней Греции. «Олимп»,

«Ночь, луна, заря и солнце», «Пигмалион», «Орфей и Эвридика».

16.09

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

20.09

Гомер «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» Особенности стихотворной речи поэмы.

23.09

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал .

27.09

Устное народное творчество .

Народные сказки. Виды народных сказок. Сказки и миф.

30.09

Русская народная сказка «Белая уточка», «Кот и лиса».

04.10

Сказки народов мира : « Коршун и кошка» (египетская сказка). Р. р. Подготовка к контрольному сочинению «Сказку пишем сами».

07.10

Р. р.

11.10

О легенде и предании. «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

14.10

Загадки.

18.10

Пословицы и поговорки. Народная мудрость, заключенная в них.

21.10

Народный кукольный театр.

«ПетрушкаУксусов».

Сатира в кукольной комедии.

25.10

08.11

Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. А. С.Пушкин «Руслан и Людмила». Сказочные образы в «Прологе»

11.11

«Руслан и Людмила». Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

15.11

Р.р. О стихотворной речи. Ритм, рифма, интонация, размер.

18.11

Вн.чт. « Что за прелесть эти сказки!».

22.11

Х.К.Андерсен «Снежная королева». Знакомство с содержанием сказки 1-2, ее героями.

25.11

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом.

29.11

02.12

Сказки о гонимой падчерице. Е.Шварц – сказочник – драматург.

06.12

Шарль Перро. «Золушка». Знакомство с содержанием.

09.12

27-28

«Золушка». Кинокомедия.

Чтение по ролям. О пьесе и театре.

13.12

16.12

29-30

П.П.Бажов. «Каменный цветок» Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. Герой сказа Бажова – труженик и художник.

20.12

23.12

27.12

Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

30.12

И.А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях «Волк и ягненок», «Квартет».

13.01

И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Волк на псарне». Обличительная направленность басен.

17.01

Р. р. Урок-концерт. Выразительное чтение наизусть басен.

20.01

Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю.Лермонтов. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». Тема и идея.

24.01

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. Образность языка, звукопись.

27.01

А.В.Кольцов. «Косарь». Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека

31.01

И.С.Тургенев. «Муму». История создания рассказа. Герасим на первых страницах.

03.02

«Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью.

07.02

«Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Р. р. Подготовка к контрольному сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

10.02

Р. р

14.02

Л.Н.Толстой. Страницы биографии. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в 1-ой главе.

17.02

«Кавказский пленник». Жилин в плену. Находчивость, человечность Жилина в противопоставлении пассивности, слабодушию Костылина.

21.02

«Кавказский пленник». Дина в рассказе. Мысль писателя о дружбе людей разных народов.

24.02

Р/Р

28.02

В.М.Гаршин. «Сигнал». Причина разного отношения героев к жизни.

03.03

В.М.Гаршин. «Сигнал». Нравственное превосходство Семена.

07.03

Л.Андреев. Рассказ «Кусака». Изображение тяжелого существования животного. Идея доброты и отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что осудить.

10.03

Р. р. О рассказе как о литературном жанре. Подготовка к контрольному сочинению-отзыву.

14.03

Р.р.

17.03

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. «Белый пудель».

21.03

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе.

04.04

«Белый пудель». Верность и отвага против эгоизма и своеволия.

07.04

«Белый пудель» Сережа, Трилли в рассказе. Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Рассказ как литературный жанр.

11.04

Поэзия природы.

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

А.С.Пушкин «Обвал». Ф.Ю.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»;

14.04

А.Н.Майков «Пейзаж», «Ласточки».

К. Д.Бальмонт. «Где бы я ни странствовал, везде припоминаю…»;

Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…»

18.04

Р.р. «Наедине со стихотворением» (анализ поэтического текста).

21.04

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Очерки: «Луга», «Леса». Очерк.

25.04

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Очерк « Мой дом». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

28.04

«Идёт война народная, священная война!..»

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…», С.С.Орлов. «Тонкая российская берёза»;

Р. Гамзатов. «Журавли»; В.М. Шукшин. «Жатва».

02.05

О войне в прозе.

В.Шукшин «Жатва»

05.05

Вн. чт. В. П. Катаев. «Сын полка».

12.05

Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе.

16.05

«Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы.

16.05

В.А.Солоухин. «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

19.05

Зарубежная литература.

Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка».

23.05

26.05

Анализ контрольного тестирования. Обобщение изученного за год.

30.05

30.05

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

1. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы древней Греци и

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IХ песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции’ В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

2. Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу 2)

«Бой па Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц к Ворон Воронович», Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б. В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка душа скоморошья».

3. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН . Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта.

Ритм, стихотворный размер, рифма.

Х. К. АНДЕРСЕН . Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви в дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка»

Е. П. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ . Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда), «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Х. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик – звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасии». И. Зиедонис. «Разноцветные сказки»; Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Хасима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С.Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А. А. Мили. «Когда-то, давным-давно...»; О. Пройслер». «Маленькая Баба-Яга»; П. Траверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

4. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две Бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу 4)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

5. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ . Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы УII, УIII); А. С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы ХХХУI-ХХХУТТ. «Как часто в горестной разлуке…»); Д. В. Давыдов. «Партизан».

А. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И.С.Тургенев . Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. Толстой.

Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения.

В. М. ГАРШИН . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. Андреев . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что осудить дачников.

А. И. Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу 5)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; Л. И. Куприн. «Тапер» , «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Грачи» ; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек»; Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); Е. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», « Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»

6. Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как отражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев . «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной ...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки»;

К. Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде припоминаю...»;

Н. И. Рыленков . «Всё в тающей дымке».

Г. Паустовский . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу УI)

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»;

А. Н. Майков . «Весна» («Уходи, зима седая!..»), «Весна! Выставляется первая рама...», «Осень» (отрывок ); В. В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К. Г. Паустовский . Рассказы (в издании для детей), сб. «Летние дни»; М. М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

7. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов . «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Бергольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. « Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов . «Журавли», В. М. Шукшин. « Жатва»

Для самостоятельного чтения (к разделу УII)

В. П. Катаев . «Сын полка».

8. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. Казаков . Сведения о жизни писателя

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. Солоухин . Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед.

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу УIII)

Ю. П. Казаков. «Арктур – гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда»

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (в издании для детей);

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера» (в издании для детей);

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»;

Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш»;

В. Гюго. «Козетта»;

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

Ч. Диккенс. «Пип» (гл. 1- У из романа «Большие надежды»)

Дата проведения

Формы контроля

Входной контроль. Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

09.09

Тест

Р. р. Написание контрольного сочинения «Сказку пишем сами».

11.10

Контрольное сочинение

Контрольное тестирование по разделу «Сказочные события и герои в литературе».

27.12

Тест

Р. р . Написание контрольного сочинения по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

14.02

Контрольное сочинение

Р/Р . Подготовка к контрольному домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

28.02

Контрольное сочинение

Р.р. Написание контрольного сочинения-отзыва о прочитанном произведении.

17.03

Контрольное сочинение

Контрольное тестирование за курс 5 класса

26.05

Тест

Учебно-методические и материально-технические условия

реализации учебного предмета

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

оснащённости

Должно быть

имеется

Иллюстрации // Плакаты

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

СРЕДСТВА ИКТ – Не имеется

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

0

0

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

0

0

34

Учебно-методические комплексы по литературе

Для учителя

1.Программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого.- М.: Мнемозина, 2009 год. Егорова Н.В., Макарова Б.А. 2.Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009 (В помощь школьному учителю).

Для учащихся

1.Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1,2. 5 кл. – М: Мнемозина, 2010 г.

2. Литературные викторины. /О. Н. Козак. – СПб: Союз, 1998

3. Тесты по литературе. /Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. –М.:Айрис-Пресс,2004

4. Областные и районные олимпиады по литературе./О.Л.Павлова-Белгород:ИПЦ»Политера»,2005

1

См. 8.1,2

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.

1

0

0

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ.

1

1

100

Список

учебно – методического обеспечения

Основная литература

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – Мнемозина, 2009. – 110с.,
  • Учебник «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г.

Дополнительная литература

  • Методические советы к учебнику – хрестоматии для 5 – класса», М. А. Снежневская, О. М. Хренова, изд. «Мнемозина», 2007г;
  • Г. М. Анохина «Личностно - развивающие педагогические технологии», Воронеж 2005г;
  • Т. В. Лиманд « С сочинением на «Ты». Пособие для абитуриентов и школьников, изд. «Школьная пресса» Москва 2001г;
  • Т. В. Лиманд « С изложением на «Ты». Пособие для абитуриентов и школьников, изд. «Школьная пресса» Москва 2001г;
  • Учебник «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2010г., на использование дополнительной литературы к урокам:
  • «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 5 – класса», М. А. Снежневская, О. М. Хренова, изд. «Мнемозина», 2007г;
  • «Универсальные поурочные разработки по литературе», 5 класс, О. А. Ерёмина, изд. «ВАКО», 2007г.;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;
  • Тексты художественных произведений, включённых в обязательную программу.
  • Литература. Справочник. – Научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) – Филологическое общество «Слово», 2005;
  • Русские писатели. Библиографический словарь А – Я в 2-х частях Под редакцией П. А. Николаева – М.: «Просвещение»,2003;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;
  • Занимательные материалы по литературе. – Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 96с.;
  • По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 классы. – Л. А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201с.;
  • Литература в таблицах и схемах. Теория. История, Словарь. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224с.;
  • Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. – М.: Дрофа, 1997. – 176с.;
  • Школьные олимпиады по литературе.М. М.Казбек – Казиева. – М.: - Айрис – пресс, 2005г – 192с.

Ресурсы ИКТ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.