Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Порядок проведения стажировки персонала на рабочем месте, программа и сроки прохождения. Стажировки — мировой опыт

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

_________________

«_______»________________20__г

Положение

о стажировке педагогических и руководящих работников

в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Цели и задачи стажировки

2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
2.3. Задачами стажировки являются:

· совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

· подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

4. Формы организации стажировки

4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

7. Порядок подачи заявки на стажировку

7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

Приложение 1

к Положению о стажировке

Структура программы стажировки

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

6. Методические материалы к модульной программе.

7. Руководство к оценке освоения модуля.

8. Список литературы.

Приложение 2

к Положению о стажировке

Департамент образования Томской области

ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

«Утверждаю» «Утверждаю»

__________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

«__»__________20___г. «__»__________20___г.

Индивидуальный план стажировки

1. ФИО стажера ___________________

2. Наименование программы _________________________________________

3. Цель стажировки _________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

5. Руководитель стажировки _________________________________________

6. План стажировки __________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Сроки стажировки ________________________________________________

8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

___________________________________________________________________

9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель УМЦ ДПО ______________________

(подпись)

Приложение 3

к Положению о стажировке

Директору УМЦ ДПО

_________________________________

(должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

_________________________________

ЗАЯВКА

на стаж и р овку по индивидуальной программе

«_________________________________________________________________»

(название )

в ___________________________________________________________ г.____

(название организации )

Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

Место работы, занимаемая должность____________________________________

Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

Индивидуальная программа стажировки прилагается.

Руководитель ОУ_______________ _________________

Приложение 4

к Положению о стажировке

О Т Ч Е Т

о повышении квалификации в форме стажировки

(обучение на курсах повышения квалификации)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Должность_________________________________________________________

Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения обучения________________________________________

Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ОУ______________ / ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

На сегодняшний день на рынке труда образовалась серьезная отрицательная тенденция. Многие непорядочные компании при приеме на работу требуют от сотрудника, чтобы он обязательно прошел стажировку. Потенциальный специалист, добросовестно отработав от двух недель до одного месяца, оказывается неподходящим на данную должность, запись в трудовой книжке не совершается, а заработная плата за это время ему не оплачивается. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, необходимо знать, что такое стажировка и должна ли она оплачиваться.

Что такое стажировка?

Данный термин можно расценивать по-разному. С одной стороны, стажировка - это обучение, а точнее часть этого процесса, деятельность по приобретению практического опыта. Например, студенты обязательно должны пройти практику и попробовать свои теоретические знания в деле. Помимо этого они могут узнать изнутри производственный процесс своей будущей профессии. С другой стороны, стажировка - это возможность показать свои профессиональные навыки на новом рабочем месте. После ее прохождения руководитель сможет сделать вывод, нужен ли компании такой специалист либо необходимо подыскивать другого. В любом случае следует всегда проявлять все свои профессиональные навыки и теоретические знания, чтобы убедить и руководство, и себя в правильном выборе специальности.

Для чего необходима стажировка?

Стажировка полезна тем, что для студента в перспективе дает возможность получить предложение по работе на том предприятии, где он ее непосредственно проходит.

Самый точный метод, который позволяет научить трудиться безопасно — это увидеть и показать все на практике. В рабочей обстановке, то есть непосредственно на будущем рабочем месте. Как правило, процесс проходит под руководством опытного сотрудника и наставника. Новичка к самостоятельной работе никогда не допустят. В данном случае это касается практикантов или неопытных сотрудников. Профессионалы в своем деле широко известны в узких кругах и не нуждаются в том, чтобы доказывать свои рабочие навыки. Для них стажировка - это возможность понять, подходит ли им рабочее место.

В тех ситуациях, когда стажировка на рабочем месте - это обязательное требование, установленное законодательством, существует определенный порядок для ее прохождения на предприятии. Он представляет собой внутренний нормативный документ и утверждается руководством компании.

Кто должен проходить стажировку?

Как было сказано выше, стажировку могут проходить как выпускающиеся из вузов студенты, так и граждане, имеющие определенный стаж работы по своей специальности. Лица, которые проходят подготовку в виде ассистентуры-стажировки (это форма послевузовской подготовки кадров), являются ассистентами-стажерами. Другими словами, это те, кто имеет высшее профессиональное образование и желает продолжить его в очной форме в течение двух последующих лет с углубленным преподаванием.

Согласно законодательству производственная практика для студентов является неоплачиваемой, а вот трудовая деятельность уже выпустившихся специалистов должна быть вознаграждена в заранее установленном денежном эквиваленте.

Как правильно оформить?

Как и другой вид инструктажа по обязательной охране труда, стажировку необходимо правильно оформить. Это нужно по ряду причин. В первую очередь, чтобы у проверяющих не получилось наказать руководителя за отсутствие обучения своих работников, а во-вторых, для того чтобы сам сотрудник не смог предъявить претензии в том случае, если получит травмы или заболевания по собственной неосторожности.

Ниже представлен необходимый перечень основных документов при оформлении стажировки:

Положение о стажировке;
. программа;
. приказ о прохождении стажировки;
. приказ к допуску к самостоятельной работе.

Программа стажировки - это важнейший методический документ, в котором подробно раскрыты основные задачи для потенциальных сотрудников фирмы.

В первую очередь следует заполнить положение о стажировке. Ко всему процессу разработки данного документа нужно подойти очень серьезно и ответственно. Дело в том, что он подробно описывает все права и обязанности как самого стажирующегося, так и наставника, а также сроки и порядок проведения стажировки, общую ответственность и другие особенности, связанные с ней.

Стажировка на рабочем месте

Процесс освоения и получения новых знаний на должностном месте имеет свои преимущества и недостатки. Положительных моментов, конечно, больше. Новые сотрудники получают возможность ознакомиться со всем спектром обязанностей, адекватно оценить правильность выбора своей профессии, познакомиться с потенциальными коллегами, а также оценить собственные возможности и силы. Появляется время для адаптации на новом рабочем месте. Помимо этого сам работодатель получает наглядное пособие и время для оценки будущего сотрудника и специалиста. Стажировка - это время, которое позволяет сотруднику освоиться с особенностями коллектива, графиком его работы, условиями труда, а также с другими особенностями выбранного рабочего места. Все это помогает приступить к полноценной трудовой деятельности без дополнительных стрессов и напряжений. Недостатком является то, что некоторые работодатели, нарушая законодательство РФ, превращают этот процесс в неоплачиваемое время полноценной работы, по окончании которого человека увольняют без денежной компенсации. Стажировка на рабочем месте - это не обучение, а производственная практика, т. е. деятельность, которая обязательно должна оплачиваться в порядке, установленном законодательством. Размер заработной платы всегда оговаривается заранее.

Платить или не платить?

Итак, столкнувшись с необходимостью проходить стажировку, следует заранее уточнить все интересующие вопросы. Как было сказано выше, производственная стажировка для студентов является неоплачиваемой. Это объясняется тем, что в процессе прохождения практики они набираются новых знаний и умений, которые понадобятся им для дальнейшего устройства на рабочее место. Студенты сами заинтересованы в том, чтобы получить практические навыки. Что касается другого вида стажировки, то есть на рабочем месте, то здесь дело обстоит иначе. Новый сотрудник приходит на открытую вакансию и продает свои навыки с целью получить рабочее место. В течение определенного периода времени он оказывает свои услуги, поэтому стажировка - это деятельность, полезная для компании, которая заинтересована в высококвалифицированном специалисте. Здесь следует заранее оговаривать размер заработной платы, которую стажер получит после окончания срока стажировки.

Как видно из вышеперечисленного, существует несколько видов оказания производственной деятельности на базе конкретного предприятия. Вопрос об оплате труда должен решаться в соответствии с законом. Именно поэтому следует предварительно узнать свои права и обязанности.

Есть и другой вариант, например, когда стажировка - это повышение квалификации. В данном случае компания может за свой счет предоставить своему сотруднику возможность для получения новых знаний. В такой ситуации вопрос об оплате стажировки должен быть решен заранее.

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Что же отличает стажировку от традиционных курсов повышения квалификации?
Во-первых, практико-ориентированный характер стажировки, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсиями, мастер-классами, обменом опытом на рабочем месте, наставничеством), выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. Любая стажировка включает самостоятельную теоретическую подготовку, а также индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера.
Во-вторых, освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ресурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современных технологий.
В-третьих, накопление профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности.
В-четвертых, стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, проходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследовательского либо прикладного характера.
Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно такие образовательные организации могут стать стажировочными площадками, организовать эффективное распространение и обмен передовым педагогическим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных образовательных, воспитательных, информационных технологий.
Такие стажировки для педагогов разных категорий на базе стажировочных площадок уже два года работают в Московском городском педагогическом университете как в рамках традиционных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и отдельно в процессе изучения той или иной образовательной программы.
Направленность стажировок различна - от разовых мероприятий по обмену педагогическим опытом (проблемных семинаров, мастер-классов), освоению курсов повышения квалификации с изучением опыта других педагогов и образовательных учреждений до проведения исследований и реализации проектов на базе собственной школы по итогам прохождения стажировки.
Все более популярной становится организация стажировок для школьных команд педагогов, позволяющих не только изучить инновационный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии, творческого осознания этого опыта предложить программу изменений образовательного процесса своего образовательного учреждения. Таким, например, стал проект, реализуемый в МГПУ для школьных команд педагогов, по проблеме формирования метапредметных компетенций обучающихся, в рамках которого предусмотрены две стажировки - на базе передовых образовательных практик Москвы и в школах Финляндии, которые имеют высокие результаты в международных сравнительных исследованиях компетенций обучающихся.
Стажировку можно организовать либо по реализуемым вузом образовательным программам, либо создавать отдельно по заявкам педагогов и образовательных организаций. Сегодня в МГПУ создают совместно со стажировочными площадками оригинальные программы стажировок для распространения инновационного опыта в системе московского образования. Примерами такого сотрудничества в области стажировок стали:
подготовка педагогов для реализации программ международного бакалавриата - гимназия №1404 «Гамма» (директор - Н.Раюшкина);
реализация современных программ естественно-научного образования с использованием нанотехнологий и технологического предпринимательства - образовательные учреждения Школьной лиги Роснано;
использование современных информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными организациями - лицей №1575 (директор - И.Боброва);
подготовка учителей технологического профиля - школа №293 (директор - А.Глозман);
исследовательская деятельность обучающихся (научно-технический профиль) - МУК №15 «Мещанский» (директор - В.Шалашов).
По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации.
Если сегодня в МГПУ по программам стажировки обучают около 300 человек в год, то в ближайшем будущем многие педагоги будут участвовать в программах стажировки как наиболее востребованных для освоения практического опыта, для овладения инновационными методами и технологиями работы, для обсуждения и рефлексии педагогических идей.

Дмитрий МАХОТИН, заведующий кафедрой профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования

Практика и стажировка

Профессиональная студенческая практика и стажировка в лучших компаниях и лабораториях мира - в России и за рубежом

Прием заявок на практику и стажировку

Летом 2018 г. в рамках организованной "Альбионом" летней практики и выделенных квот прошли профессиональную подготовку студенты-айтишники, экономисты, химики. Будущие финансисты и управленцы получили места стажеров в транснациональной компании и крупных банках.

Прием заявок на практику/стажировку летом 2019 открыт по следующим направлениям:
генная инженерия (тематика: Разработка методик определения возраста индивидуумов на основе оценки профилей метилирования ДНК), прикладная физика, химия, экономика и финансы, «Системное программирование и компьютерные науки», «Суперкомпьютерные системы и приложения», «Квантовая информатика», а также междисциплинарные направления по решению на суперкомпьютерах актуальных прикладных задач в таких областях как биоинформатика, сейсморазведка, нанотехнологии, индустриальная математика, и др.


Практика и стажировка для студента - не только профессиональный опыт, но и значимая строчка в резюме, бонус для будущей карьеры. А если такая практика проходит под руководством всемирно известного ученого или специалиста, ее ценность возрастает в разы.

Открыть двери ведущих международных исследовательских центров и крупных компаний для школьников и студентов помогает новый проект образовательной компании «Альбион» «Открытые лаборатории мира» , стартовавший в июне 2018 г. и поддержанный известными учеными, действительными членами РАН и рядом авторитетных профессоров западных университетов. А первые шаги к этому уникальному проекту были сделаны "Альбионом" летом 2017, оказавшись весьма успешными. Об этом наши студенты рассказали в интервью , опубликованных на страницах ТАСС при участии "Альбиона".

Осенью 2018-го «Альбион» начал программу долгосрочных стажировок на 2018-2019 учебный год - на базе институтов РАН, российских и зарубежных университетов, транснациональных компаний. Направления - физика, химия, биология, математика, программирование и компьютерные технологии, деривативы, инвест-банкинг, слияния и поглощения. Ожидается, что наиболее востребована будет очно-дистанционная форма стажировок, включающая в себя обязательную подготовку к практике вместе с тьютором и научным руководителем, выполнение проекта во время двух-трех очных сессий, защиту выполненной работы; особенно интересен такой формат тем, кто собирается учиться или уже получает образование за рубежом.

Организация профессиональной практики/стажировки для студента или старшеклассника в серьёзных исследовательских центрах, именитых компаниях или университетах - особенно за рубежом - задача весьма трудная, по затратам времени и сил сопоставимая с процессом поступления в высокорейтинговые учебные заведения, зачастую - даже более сложная. Количество желающих многократно, иногда на пару порядков, превосходит количество вакантных мест. Получить место практиканта в именитой лаборатории, у известного профессора, крайне нелегко даже для многообещающих студентов родного университета, не говоря уже о сторонних студентах или школьниках старших классов.

В то же время значимость качественной профессиональной практики, в том числе для будущего трудоустройства, хорошо осознают студенты и их родители.

Работа в среде выдающейся научной, инженерной или экономической школы - бесценная привилегия, которая дает студенту и старшекласснику мощный стимул к более осознанному и целенаправленному изучению теоретических дисциплин, совершенствует аналитическое мышление, развивает профессиональную и научную интуицию, знакомит с работой в команде интеллектуалов, формирует самодостаточного, увлеченного человека.

Вместе с шансом сделать первые шаги в своей профессиональной карьере и стать почти равноправными участниками самых современных исследований и разработок, участники практики получают весомую прибавку к своим резюме и шанс на участие в научных публикациях. При содействии ученых и профессионалов международного уровня студенты гораздо быстрее обретают опыт и знания, которых нет в стандартной учебной программе.

Новое направление - новые партнеры и новые возможности

Уникальная возможность для студентов и старшеклассников воплотить свои мечты и поработать бок о бок с именитыми учеными и профессионалами стала реальной благодаря инициативе «Альбиона», получившей развитие при поддержке и участии наших партнеров, среди которых - всемирно известные лаборатории российских и зарубежных университетов и институтов РАН , транснациональные компании и крупные банки.

С июня 2018 г. мы принимаем заявки от школьников и студентов старше 16 лет (или их родителей), обучающихся в России или за рубежом, на организацию профессиональных краткосрочных (3-12 недель) и долгосрочных (3-12 месяцев) практик и стажировок по разным специальностям.

Организация практики и стажировки

Каждая практика/стажировка является индивидуальным проектом, адаптированным "Альбионом" совместно с принимающей стороной под уровень знаний старшеклассника или студента, и проводится по программе, составленной с учетом индивидуальных пожеланий практиканта и требований его учебного куратора.
Прием на практику производится в рамках выделенных квот и на платной основе, согласно условиям принимающей стороны и расценкам организаторов.

Порядок организации и проведения практики следующий:

  • Подачу заявки и резюме в «Альбион» студент производит заблаговременно, в высоко ранжируемые лаборатории/компании - за год и более до начала практики/стажировки
  • «Альбион» производит поиск и подбор вариантов прохождения практики/стажировки в рамках выделенных квот в соответствии с заявкой, уровнем подготовки студента и условиями заключенного договора
  • Студент проходит собеседование с руководителем лаборатории/компании для предварительного утверждения своей кандидатуры на место практиканта/стажера
  • Лаборатория/компания согласовывает со студентом точные даты, стоимость практики/стажировки и другие существенные условия.
  • Студент (спонсор) оплачивает счет в соответствии с заключенным с лабораторией/компанией договором.
  • Лаборатория/компания предоставляет студенту научного руководителя и персонального куратора для подготовки к практике, обучения и поддержки во время практики, мониторинга образования студента после прохождения практики.
  • Студент выполняет согласованное задание, обсуждает результаты работы со своим научным руководителем/куратором и получает подробный отчет/сертификат по окончании практики.

Успешные студенты получают право быть зачисленными в кадровый резерв компании, или (применительно к лаборатории) быть соавторами научной публикации по итогам проведенной работы и продолжить сотрудничество с Лабораторией.

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.