Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

К формам профессиональной деформации не относится. Классификация признаков профессиональной деформации. Причины развития профессиональной деформации личности

Процесс, при котором меняются личные качества человека, называется профессиональная деформация. У людей с этим расстройством работа является приоритетной и занимает все время. Но она не приносит удовольствия, а только угнетает и раздражает. Постепенно формируется профессиональный тип личности.

Причины

Профессиональная деформация личности – процесс, при котором рабочие привычки человека переносятся в личную жизнь. Появляется формальное, функциональное отношение ко всем людям (даже близким). Все разговоры с таким человеком в итоге сводятся к обсуждению его работы.

Профессиональной деформации чаще подвержены те, чья трудовая деятельность связана с работой с людьми. Это врачи, психологи, руководители компаний, менеджеры, учителя, чиновники.

Основные причины такого поведения перечислены ниже.

  1. Отсутствие интереса к работе. Обычно это касается людей, которые остаются из-за высокой зарплаты. Других мотивов у них нет. В большинстве случаев это студенты, которые работают во время учебы официантами, бариста, продавцами, промоутерами.
  2. Профессиональная усталость. Это результат длительного нахождения на работе, которая требует высокой самоотдачи.
  3. Перегруз рабочими обязанностями. Есть должности, которые подразумевают исполнение большого количества различной работы. Худший вариант – когда она четко не ограничена, и человека заставляют делать то, что не входит в его должностные обязанности.
  4. Высокий уровень нервозности. Возникает у руководителей, администраторов, топ-менеджеров, которые несут ответственность за работу подчиненных. Постоянно находятся в стрессовой ситуации, им сложно оставаться спокойными.
  5. Монотонность. Однотипная работа, которая годами не меняется, часто угнетает человека. Он никак не развивается, иногда даже деградирует.
  6. Нехватка возможностей для самореализации. Некоторые люди выбирают работу по одному фактору – высокая оплата труда. Но проходит время, появляется потребность в самореализации, а удовлетворить ее не выходит. Иногда помехой становится строгий начальник, который не поддерживает инициативных людей и их творческие идеи. Он ориентируется только на собственные решения, а мнение подчиненных не принимает во внимание.
  7. Неблагоприятная обстановка в коллективе. Коллеги постоянно ссорятся, неспособны найти оптимальное решение проблемы. Возможны проявления зависти, насмешек, упреков и издевательств.
  8. Строгое начальство. Есть руководители, для которых человеческий фактор является второстепенным. У такого начальника невозможно отпроситься раньше с работы, получить отсрочку или отпуск. Из-за постоянного давления с его стороны работнику очень тяжело получать от работы удовольствие. Часто приходится действовать против своих интересов, желаний.
  9. Завышенная самооценка. Не имея хорошего опыта, человек все равно считает себя лучше других. Постоянно требует поднять уровень зарплаты, предоставить только лучшие заказы. Но реальность, противоположная воображаемому, негативно отражается на его психике. Обычно такого человека ожидает полное разочарование, появляется навязчивое нежелание работать в дальнейшем.
  10. Возрастные изменения. У человека меняются потребности, повышаются требования к достойным условиям работы. То, что приносило удовольствие в начале карьеры, вовсе перестает интересовать. Хочется карьерного роста, перспективности, финансовой независимости.
  11. Непонимание целей работы. Человек много и усердно трудится. Изначально сама трудовая деятельность может интересовать его больше, чем оплата труда, поэтому он работает на идею. Но позже цели человека меняются или пропадает интерес к работе, и он уже не понимает, зачем трудиться, что полезного это даст ему в будущем.
  12. Утаивание начальством целей компании. Оно дает лишь указания подчиненным. Это неправильный подход, т. к. работники должны знать, ради какого результата они работают, какое влияние их труд окажет на достижение поставленных задач.

Признаки

Основное проявление профессиональной деформации – постоянная усталость. Человек практически не высыпается из-за нарушений сна. Его психика в плохом состоянии, развиваются разного рода расстройства. Из-за этого человек подвержен депрессии, фобиям.

Прочие признаки профессиональной деформации.

  1. Манера общения и поведения. Профессиональная деформация подразумевают смену обоих факторов. Вместо веселого и жизнерадостного человека в контакт вступает постоянно недовольный, сердитый и грустный. Такой личности очень сложно разделять личную жизнь и работу, т. к. трудовая деятельность занимает все свободное время работника.
  2. Отсутствие хобби. В этом проявляются признаки трудоголизма. Разговоры связаны только с работой, т. к. все свободное время посвящено ей.
  3. Снижение продуктивности. Обычно результативность ухудшается в 2-3 раза. Человек перестает работать на прежнем уровне, обязанности может выполнять некачественно.

Его все чаще посещают мысли о том, что эта работа не для него, и ее пора сменить. Это может быть связано с высокой квалификацией, но низкой оплатой труда. Работник понимает, что заслуживает большего, но начальство его стараний не видит, мотивация пропадает.

Виды

Профессиональные деформации личности проявляются по-разному. Выделяют 4 типа поведения при развитии этого расстройства.

  1. Общепрофессиональное изменение. Связано с особенностями работы. Даже в свое свободное время человек проявляет профессиональные навыки. Милиционер в каждом прохожем видит потенциального преступника, врач при рукопожатии думает не о собеседнике, а оценивает его пульс, степень потливости, наличие легкой дрожи и т. д. Работник не может отключиться от выполнения рабочих обязанностей. Этот процесс является неконтролируемым.
  2. Профессионально-типологическая дезориентация. Ситуация, при которой профессиональные навыки применяются в повседневной жизни. Руководитель легко справляется с управлением большим коллективом или группой людей. Врач может оказать первую медицинскую помощь. Учитель поучает даже тогда, когда это неуместно.
  3. Специальная дисфункция. Это профессиональная деформация, которая обычно возникает у людей, чья трудовая деятельность является интеллектуальной и требует гибкости ума. Это бухгалтеры, которые умеют грамотно оформлять финансовые махинации, юристы, которые знают, как удовлетворить пожелания клиента, обойдя закон.
  4. Индивидуальная деформация. Развивается под влиянием рабочих особенностей. Это может быть чувство ответственности у врачей, переживания у воспитателей. У некоторых личностей это проявляется как сверхфанатизм в работе. У других из-за плохих условий складывается неверное мнение о коллективе.

Последствия

Главное последствие – формирование психических расстройств. В большинстве случаев профессиональная деформация переходит в иную форму – синдром эмоционального выгорания. Человек уже не видит смысла в жизни. Постоянно опаздывает со сдачей работы, из-за чего она копится. Качество исполнения падает.

Работник постоянно пытается улучшить положение, уделяя работе еще больше внимания, чтобы завершить все дела в срок. Но получает обратный эффект. Он практически не спит. Из-за этого он становится раздраженным, агрессивным и злым. Положительных эмоций не испытывает. Во всем видит только негатив.

Если СЭВ игнорировать, то он может перерасти в желание покончить жизнь самоубийством. Больной считает это единственным выходом из сложившейся ситуации.

Другие негативные последствия.

  1. Управленческая эрозия. Это ситуация, когда управляющий не справляется со своими обязанностями. Причины могут быть разными, но эффект один. Его продуктивность падает, управление становится неэффективным. Это негативно влияет на качество и скорость работы подчиненных, что дополнительно угнетает руководителя. В результате из доброго и спокойного начальника он превращается в настоящего тирана.
  2. Снижение адаптивности личности. Человек перестает искать в своей работе что-то новое. Его не интересуют актуальные тенденции, инновации. Он отказывается от прохождения курсов повышения квалификации и других способов пополнения знаний в своей специализации. Это сопровождается полным разочарованием в работе.
  3. Чувство административного восторга. Оно связано с завышенной самооценкой человека. Даже если повышение было незначительным или работник получил некоторые бонусы за отличную работу, он сделает из этого целое событие. Это негативно отразится на отношениях с коллегами, т. к. такой работник начнет на всех смотреть свысока. Будет считать себя лучшим, о чем не забудет лишний раз сказать остальным.

Профессиональная деформация также имеет позитивные последствия. Это происходит в том случае, когда профессиональные навыки помогают, но не вредят, человеку в обычной жизни. Управителю легко организовать семейный праздник, кондитеру – испечь вкусное угощение на вечеринку. Музыканты помогут развлечь гостей или стать душой компании в путешествии. Психолог умеет не только помогать своим клиентам, но и активно занимается своей жизнью, саморазвитием.

Профилактика

На ранних этапах развития профессиональной дезориентации человек в силах самостоятельно себе помочь. Не нужно зацикливаться на стереотипах и стандартах. Из-за этого человек часто ограничивает себя в действиях, пытаясь соответствовать общепринятому шаблону поведения. С этого начинает развиваться закомплексованность.

Другие профилактические мероприятия.

  1. Поиск нового опыта. Подразумевает получение новых знаний. Для этого рекомендуется посещать тренинги, связанные не только с повышением квалификации, но и помогающие в личностном росте.
  2. Отдых. Работать без перерывов и выходных нельзя, особенно трудоголикам. Нужно уметь отвлекаться и находить радость в любом другом занятии.
  3. Спорт. Отличный способ отвлечься, в особенности тем, чья деятельность связана с интеллектуальным трудом. Спорт помогает разгрузиться и отдохнуть. Можно попробовать себя не только в силовых или кардиотренировках, но и в йоге, медитации. Это также поможет найти гармонию с собой.
  4. Правильная организация времени. Навыки тайм-менеджмента нужны не только руководителям, но и любому сотруднику. Они необходимы для правильного планирования рабочего дня. Управление своим временем поможет распределить силы на работу, семью и отдых.
  5. Выход из зоны комфорта. Если этого не делать, то любая работа станет рутинной и скучной. Нужно уметь себя преодолевать и бороться со страхами. И тогда деградации личности не будет.
  6. Общение с новыми людьми. Желательно, чтобы это были позитивные, активные и креативные личности. Они будут вдохновлять на усердную работу. Подскажут, как получить от трудовой деятельности удовольствие. Смотивируют на улучшение финансового положения.
  7. Участие в нестандартных проектах. В особенности касается представителей творческих профессий. Принятие оригинальных, нестандартных решений поможет всегда держать в тонусе свое креативное мышление. Чем сложнее проект, тем лучше. В результате удачной реализации творческого продукта работник испытает массу положительных эмоций.
  8. Отказ от накопления негатива. Если общение с коллегами вызывает отрицательные эмоции, его лучше свести к минимуму. В случае появления агрессии и раздражения после разговора с начальником, нужно научиться себя контролировать. Но если многие аспекты работы не удовлетворяют, то лучшим решением будет увольнение. Держать в себе негатив не нужно. Необходимо хотя бы иногда обсуждать проблемы с родными. Можно также поработать с психологом. Но игнорировать эту проблему не стоит, т. к. может начаться процесс разрушения личности.

Тем, у кого завышена самооценка, нужно научиться самокритике. Критиковать себя за каждое движение не нужно, но реально оценивать свои возможности необходимо. Иначе это сделает кто-то другой.

Коррекция

Профессиональная деформация личности – явление довольно устойчивое. Обычно несет негативный характер. Человек длительный период расстроен, угнетен, не может нормально работать. Если это заметить на начальном этапе, то можно попытаться избавиться от навязчивого состояния самостоятельно. Но если болезнь в своем развитии достигла предела, то лучше обратиться за помощью к специалисту – психотерапевту.

Самыми эффективными в психологии являются 2 способа лечения – групповая и когнитивно-поведенческая терапии. Часто их назначают комплексно.

Когнитивно-поведенческая терапия подразумевает смену модели поведения и мышления. Курс лечения начинается с самоанализа. Врач предлагает пациенту ответить на следующие вопросы:

  • «Как часто я свожу любой разговор к общению о работе»;
  • «Работаю ли я сверхурочно или придерживаюсь графика»;
  • «Проявляются ли в повседневной жизни профессиональные навыки»;
  • «Чувствую ли я потерю интереса к работе и деградацию»;
  • «Меня интересует что-либо, кроме работы»;
  • «Связываю ли я свой успех лишь с профессиональной деятельностью»;
  • «Боюсь ли я потерять свою работу»;
  • «Есть ли среди моих друзей кто-то, кроме коллег» и т. д.

Это поможет понять степень развития расстройства и определить длительность и состав курса лечения. Обычно необходимо посетить 5-6 сеансов. В особо сложных случаях – до 10.

Кроме личного общения, когнитивно-поведенческая терапия подразумевает наличие домашних заданий. Их исполнение повышает эффективность лечения. Примеры домашних заданий:

  • посещение культурного мероприятия, не связанного с трудовой деятельностью;
  • проведение целого дня в кругу семьи без отвлечений на работу;
  • занятия спортом;
  • посещение тренингов, вебинаров, семинаров на тему личностного роста и саморазвития;
  • чтение полезной и художественной литературы;
  • знакомство с новыми людьми в количестве не менее 3 в неделю;
  • изучение тенденций, новой информации;
  • прохождение курсов повышения квалификации и т. д.

Общение с психологом даст понять, нужно ли менять вид трудовой деятельности. Если же дело в восприятии человеком его работы, то врач поможет сменить негативные установки на позитивные. Для этого на каждом сеансе будут озвучиваться и повторяться аффирмации.

В результате лечения работник должен понять свое предназначение и настоящее отношение к работе. Посещения специалиста приведут к замене деградирующей личности на заинтересованную в своем развитии во всех сферах жизни.

Заключение

Не каждому работнику известно, что такое профессиональная деформация. Это процесс, при котором меняются личные качества человека, его рабочие навыки. Заинтересованная, активная личность превращается в вялого, вечно уставшего сотрудника.

Основные причины – монотонность работы, давление со стороны начальства и коллег, отсутствие перспективности, перегруз обязанностями, завышенная самооценка и т. д. Лечение заключается в прохождении курса когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть назначена в комплексе с групповой терапией.

30-41. Служебный этикет -это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п.. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер. Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными. На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться. Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально- психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют руководителю :

Стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз; научиться поощрять подчиненных; признавать свои ошибки; уметь наказывать; не спорить по пустякам; быть доброжелательным, деликатным;

всем сотрудникам :

Обладать общей культурой; - Порядочно относиться к другим; - Уважать человеческое достоинство коллег; - Не лицемерить, не лгать; - Быть вежливыми; - Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу. Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

Быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения); встречи начинать вовремя; на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы; принятые решения выполнять в указанные сроки; работников быть в хорошем и опрятном одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы. Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета. Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

40. Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью пере писки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа;

Прием подчиненных;

Деловые переговоры;

Деловые совещания и собрания;

Публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Принципы делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal рublic relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

42. Понятие и виды профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

«Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией».

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Способность к рефлексии.

4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.

5. Коммуникативные навыки.

6. Противостояние чужому влиянию.

7. Саморегуляция.

8. Способность к принятию и эмпатии.

9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.

10. Познавательный интерес.

11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли "учителя".

5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.

6. Idea fixe - "работа над собой".

7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

42-43. Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

Первая систематизация

Должностная деформация - руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

Адаптивная деформация - пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

Профессиональная деградация - крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Факультет Психологии

Дисциплина «Основы профориентологии»


РЕФЕРАТ

на тему

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ


Выполнила:

студентка 3 курса группы «А»

факультета Психологии

Петрова Светлана Юрьевна

Проверил:

Заенчик Владимир Михайлович,

к.п.н., профессор



Введение

Глава 1.Личность и профессия

Глава 2.Факторы, способствующие профессиональной деформации

Глава 3.Уровни профессиональной деформации. Профессиональная реабилитация

Глава 4.Феномен психического выгорания

Список литературы


Введение


Труд - это способ достижения физического и морального здоровья, средство индивидуального преуспевания, источник неограниченного самоудовлетворения и самосовершенствования. То есть, труд положительно влияет на психику человека.

Однако, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Условия и характер труда в некоторых видах трудовой деятельности (особенно в профессиях «человек - человек») оказывают травмирующее влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации. Появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность.

Можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. То есть, на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.


Глава 1. Личность и профессия


Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей. В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности.

Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Общее образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов.

Реальные сценарии жизни отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А. Бодаев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека.

1.Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение отражает слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности.

2.Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу - особенности так называемых трудоголиков.

.Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития. Эта оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

Когда человек попадает в пространство трудовой деятельности, он непосредственно сталкивается с новыми для него условиями. Возникает объективная необходимость адаптации, в результате которой происходит усвоение норм и ценностей среды, а также и ее преобразование. В результате взаимодействия личности и профессии происходит активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, которое приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии, а также личностному и профессиональному развитию.

Но, следуя объективным законам развития как такового, необходимо отметить, что результатом любого развития являются как позитивные, так и негативные последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как умаление, деградация, деформированное существование. С одной стороны личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определенные умения и навыки и т.д., с другой стороны, возникают различные негативные явления, которые объединяются в понятии профессиональной деформации.


Глава 2. Факторы, способствующие профессиональной деформации


Профессиональные деформации - это негативное социально-психическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.

Профессия может постепенно существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Поэтому когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что ее выбирают люди, исходно обладающие определенными склонностями.

Очень важно получить ответ на следующий вопрос: каким образом возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: созревание, обучение, творчество самого субъекта. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие профессиональной деформации, являясь по существу продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей в целях воспроизводства уже известных и требуемых в служебной деятельности качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте профессиональной деформации проявляется в сознании новых образцов психологического опыта, которые способствуют развитию деформации личности. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных и возникновению негативных возможностей. Личность вырабатывает вполне конкретный образ действия, идею, логику поведения. Но в том и состоит проблема, что в процессе действия, деятельности, труда есть своя логика, неподвластная ни воображению ни сознанию. Скорректированный замысел личности воплощается в нечто отличное от первоначального, а поведение - порой в корне отличное от общепринятого.

Развитию профессиональных деформаций способствует (Климов Б.С.):

1.Изменение мотивации трудовой деятельности.

2.Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности.

.Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется: раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)

.Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда.

.Утрата перспектив профессионального роста.

.Снижение уровня интеллекта специалиста

.Различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности.

.Возрастные изменения, связанные со старением:

а) Социальное старение:

·Перестраивается мотивация;

·Слабеют интеллектуальные процессы;

·Изменяется эмоциональная сфера;

·Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

б)Нравственно-этическое старение:

·Навязчивое морализование;

·Скептическое отношение к молодежной субкультуре;

·Противопоставление настоящего прошлому;

·Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в)Профессиональное старение:

·Невосприятие нововведений;

·Ценность опыта своего поколения;

·Трудности освоения новых средств труда;

·Снижении е темпа профессиональных функций и др.


Глава 3. Уровни профессиональной деформации


Профессиональная реабилитация

Уже усвоенная технология как бы сама заставляет человека строго определенным образом относиться к самым разным ситуациям в жизни, к себе, другим людям, к миру и бытию вообще. Освоенные профессиональные и просто жизненные технологические способности совершенно однозначно диктуют личности выбор именно определенных действенных мотивов поведения. Мы любим делать только то, что умеем. Интериоризированные технологии деятельности формируют и наше преобразовательное отношение к миру.

Владея определенной технологией своего труда, профессионал начинает считать ее единственно возможной и верной. Он готов, зарабатывая деньги, вечно воспроизводить уже привычные способы работы, привлекать только привычные средства и процедуры.

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек- человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

Среди работников социальной сферы, правоохранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

Различают 4 уровня профессиональной деформации

Уровни деформацииПроявление деформаций1. Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемым, похожими) Инвариантные особенности личности: · У педагогов - синдром «назидательности» (стремление поучать, воспитывать); · У юристов - синдром «асоциального восприятия» (каждый человек воспринимается потенциальным нарушителем); · У руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм)1. Специальный профессиональный Каждая специальность имеет свой состав деформаций: · У прокурора - обвинительность; · У следователя - правовая назидательность; · У адвоката - правовая изворотливость; · У терапевта - угрожающие диагнозы; · У хирурга - циничность.2. Профессионально-типологический (особенности темперамента, способностей, характера)Складываются профессионально-личностные комплексы: а) деформации профессиональной направленности: · Искажение мотивации деятельности, · Перестройка ценностных ориентаций, · Пессимизм, · Скептическое отношение к нововведениям; б) деформации на основе каких-либо способностей: · Например, интеллектуальных, коммуникативных - возникает комплекс превосходства, самолюбования и др.; в) деформация на основе черт характера: · Например, властолюбие, доминантность и др. порождает равнодушие и др.3. Индивидуализированный (особенности работника)В результате сращивания личности с профессионально важными качествами развиваются сверхкачества или акцентуации: · Сверхответственность; · Гиперактивность; · Трудовой фанатизм.

Следствием всех этих деформаций являются:

·Психологическая напряженность, конфликты, кризисы;

·Снижение продуктивности профессиональной деятельности личности;

·Неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностй;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.


Глава 4. Феномен психического выгорания

профессиональная деформация личность психический

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В. По его мнению эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоции, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В. В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести к случаю полного регресса профессионально развития (разрушается личность в целом, отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности).

Психическое выгорание - это синдром, включающий следующие группы симптомов:

1.Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошенности; неопределенное чувство беспокойства и тревоги; чувство разочарования; снижение уровня энтузиазма; раздражительность; обидчивость; равнодушие; бессилие и т.д.

2.Психосоматические: повышенная утомляемость; чувство истощения; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; отсутствие аппетита и переедание, что ведет к избытку или недостатку веса; нарушение сна, бессонница и т.д.

.Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания; жесткость и ригидность в мышлении; сконцентрированность на деталях; неспособность принимать решения и т.д.

.Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе; мысли о смене работы, профессии и т.д.

.Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми; дистанцирование от клиентов и коллег; стремление к уединению; осуждение клиента, циничное отношение к нему и т.д.

Выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения - возрастает количество семейных конфликтов.

Психическое выгорание чаще наблюдается у работников, работающих с людьми и оказывающих им помощь (бесчувственность, негуманное отношение к клиенту, приходящим на лечение, для получения социальных услуг).

·Напряженные отношения между клиентом и работником. Профессионал, имея дело с людскими проблемами отрицательным эмоциональным зарядом, принимает его на себя;

·Высокий уровень притязаний работника. Считая работу высокозначимой, испытывая неудачи с достижении целей и чувствуя свою неспособность внести весомый вклад, - выгорает. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование.

·Неправильная организация работы: большой объем, рутинность, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и др.

Выгорание как самостоятельный компонент не сводится к стрессам, утомлению, депрессиям.

Существенное влияние оказывают индивидуальные особенности личности:

·Пассивная тактика сопротивления;

·Внешний «локус контроля»;

·Низкая степень личностной выносливости;

·Агрессивность;

·Тревожность.

Так О.Лаврова подчеркивала следующее:

1.Синдром эмоционального выгорания - это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общение и перегрузками профработы.

2.Выгорание затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие.

.Синдром протекает индивидуально для каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.

.Синдром развивается постадиально, начиная с зависимости от работы и заканчивая экзистенциональной пустотой.

.Так как выгорание деформирует всю личность специалиста, то методы, предупреждающие его, должны затрагивать все сферы развития личности.

Наличие психологического выгорания заставляет людей искать различные способы его преодоления.

Существует немало способов предотвращения выгорания, отметим лишь следующие:

1.Стремление к личностному росту.

2.Расширение кругозора по проблеме, т.е. информированность; создание новых проектов.

.Культивирование других интересов, не связанных с профессией; чтение литературы для своего удовольствия.

.Четкое разделение личной жизни и профессиональной деятельности.

.Расширение своих социальных контактов; наличие друзей других профессий.

.Рационализация своей профессиональной деятельности; участие в семинарах и конференциях.

.Хобби, доставляющие удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки. Выбор их определяется индивидуальными особенностями работника.

Наиболее доступными являются следующие.

Аутотренинг . Его основу составляет прием погружения и релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущения тепла, тяжести, покоя, расслабления. В результате нормализируются и активизируются основные психофизиологические процессы.

Релаксация. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабления, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

Медитация. Это интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и процесс, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание.

Необходимо соблюдать четыре условия.

1.Спокойное погружение, т.е. отсутствие внешних стимулов.

2.Удобная поза, т.к. мышечное напряжение может мешать процессу.

.Наличие объекта концентрации.

.Пассивная установка, т.е. человек позволяет возникнуть медитативному процессу, вместо того чтобы контролировать его.

Библиотерапия. Воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации либо оптимизации его психики. Это позволяет: а) путем эмоциональных переживаний их содержания обогатить свой внутренний мир, понять его сложность и уникальность;

б) понять и принять внутренний мир окружающих людей;

в) стимулировать процессы удовольствия, покоя, снятия напряженности.


Резюме


Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как в положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником и ее проявления обнаруживаются другими людьми.

Занимаясь трудовой деятельностью, надо знать и представлять:

·возможные последствия этого феномена;

·к своим недостаткам относиться более объективно, стараясь их компенсировать;

·новое место работы определять с учетом своего прошлого профессионального опыта и личностных качеств.


Список литературы


1.Безносов С.П. Профессиональная деформация. СПб: Речь,2004. - 272с.

2.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие /4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.

Зеер Э.Ф. Психологические факторы профессиональной деформации. www.elitarium.ru

Повойский В.П. Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма». 2001, №2/ www.psymanager.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профдеформация - это нарушение в психике человека, когда внешние факторы регулярно оказывают сильнейшее давление, приводя к деструкции личностных качеств и восприятия. В этой статье мы расскажем об основных причинах, которые вызывают профессиональную деформацию, а также подробнее рассмотрим данный феномен, используя примеры сотрудников полиции, здравоохранения и образования.

Что это такое

Профдеформация - личностной структуры, которое развивается постепенно. Основная причина появления ПДЛ (профессиональной деформации личности) - специфика и область труда. При этом нарушение приводит к изменению всех факторов, таких как поведение, общение, восприятие, характерные особенности, расставление приоритетов.

Причины возникновения

По статистике, с ПДЛ сталкиваются лица, которые посвятили свою жизнь здравоохранению, военной и государственной службе, педагогике. Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие профдеформацию личности:


Признаки профдеформации

Профдеформация - это период, когда человек теряет всяческий интерес к своей трудовой деятельности. В народе такой феномен называют достаточно просто - профессиональное выгорание.


Приведем пример: из-за отсутствия условий труда, снижения заработной платы, сокращения сотрудников, штрафов и увеличения внеурочных часов специалист может систематически опаздывать на работу, хамить клиентам (пациентам, школьникам, подчиненным).

Памятка начальнику: как предотвратить

Профдеформация - это психическое состояние человека, поэтому работодатель должен понимать, что по большей части его действия могут привести к когнитивному искажению. Важно проводить профилактику, дабы не вызвать отвращение и ненависть как к работе, так и к самому начальству.

В первую очередь руководитель должен пересмотреть свое поведение. Превышение полномочий или, наоборот, отсутствие дисциплины могут привести к ПДЛ. Также нужно провести тщательный анализ, который подскажет, успевают ли сотрудники выполнять все задания или нужно нанять еще несколько профессионалов.

Не забывайте и о мероприятиях. Исследования доказали, что регулярное проведение корпоративов и конкурсов повышает настрой, оказывает мотивирующее воздействие и сплачивает коллектив.

Как бороться самостоятельно с профдеформацией

Агрессивная среда может привести к развитию нарушений в психике, поэтому при первых признаках важно принять меры. В первую очередь взять небольшой перерыв - отпуск или выходные за свой счет. Возможно, такие симптомы, как усталость, раздражительность и апатия, - это лишь очередное переутомление. Отдых при этом должен быть полноценным: не стоит брать выходные, чтобы избежать профдеформации, но при этом все свободное время тратить на домашние дела. Доверьте уборку, готовку и строительство кому-нибудь другому или отложите дела до лучших времен.

Человек должен понять, почему он начинает выгорать. Основная причина - тяжелые условия труда. В 21-м веке существует масса вариантов, которые предлагают достойный заработок и с лучшими условиями. Как правило, многие не могут уволиться по одной причине - неуверенность в себе. Низкая самооценка тоже влияет на развитие профдеформации, поэтому, проводя анализ, нужно быть максимально честным с самим собой.

Профдеформация медработников - это частое явление, с которым сталкиваются психологи. В особенности ПДЛ касается тех, кто работает в хирургии, реанимации, в скорой помощи, онкологии и морге. Медработники - это люди, которые не по своей воле пропускают все истории пациентов сквозь себя. Вкупе с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой развивается психологическая деструкция.

Профилактика . Осознайте простую истину, что мы не способны помочь абсолютно всем и каждому. Поэтому есть ли смысл переживать и винить себя в том, что медицина еще не шагнула вперед настолько, чтобы излечивать абсолютно все болезни? А также необходимо понять, что работа 7 дней в неделю по 13-17 часов в сутки - это верный путь к профдеформации. Научитесь ценить свой труд и усилия, которые вы прикладываете, чтобы выполнить задачи, поставленные перед коллегами, тратя лишние неоплачиваемые часы.

Профдеформация педагогов, как и у медработников, довольно частый феномен. И это неудивительно, ведь в России труд специалистов в сфере образования и здравоохранения не вознаграждается достойной оплатой. Педагоги нередко подвергаются давлению со стороны коллег и начальства. Все внеурочные часы практически не оплачиваются, а рабочие нормы увеличиваются с каждым годом.

Профилактика . Не стоит злоупотреблять властью, если являетесь более профессиональным и опытным сотрудником. Не стоит перекладывать свою работу и задания на более молодых педагогов, которые горят желанием учить и развивать неокрепшие детские умы. Важно ценить свой труд и осознавать, что работа ради пропитания и оплаты коммунальных услуг рано или поздно приведет к развитию ПДЛ.

Профдеформация сотрудников полиции негативно сказывается на работе как всего отдела, так и всей системы правоохранительных органов. Ученый П. Сорокин установил, что профессиональному выгоранию подвержены те лица, которые регулярно взаимодействуют с большим количеством людей. Причина проста: происходит эмоциональное перенасыщение, где регулярные стрессовые ситуации приводят к когнитивному искажению. Главная особенность данного феномена в том, что профдеформация затрагивает абсолютно всех сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика . Неудивительно, что из-за более жесткого уклада на рабочем месте полицейский со временем перестает сопереживать, становится более черствым и агрессивным. Это приводит к снижению мотивации и энергичности, появляется апатия. Нужно научиться вырабатывать профессиональный иммунитет, который позволил бы адекватнее реагировать на все конфликтные ситуации. Попытаться изменить психологический климат в своем отделении, а для этого нужно постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки и стремиться к карьерному росту.

Профдеформация сотрудников УИС по своей структуре схожа на выгорание у полицейских. Однако для начала нужно разобраться, о ком идет речь. УИС - это уголовно-исполнительная система, к которой относятся сотрудники следственных изоляторов, судебных органов и других государственных организаций.

Профилактика . Важно, чтобы сотрудники четко следовали Трудовому кодексу и осознавали свои права, ответственность и обязанности на рабочем месте. При этом, как и в полиции, они должны вырабатывать профессиональный иммунитет. Но и начальство играет в этом не последнюю роль. Они должны мотивировать своих работников, при этом быть компетентными, справедливыми.

В заключение

Каждый человек, во избежание развития профессиональной деформации личности, должен осознавать, что его отношение к труду в дальнейшем скажется на психическом состоянии. Важно понимать, какие задачи возложены на его плечи, и следовать строго этим устоям. При этом всегда быть готовым к переменам и осознавать, что рабство было отменено давно и работать только ради пропитания неправильно.

Проводите регулярную профилактику - не менее 2-4 раз в год. А именно: не забывайте о саморазвитии, посещайте духовные и культурные центры, не переутомляйтесь и давайте себе возможность отдыхать, будьте одновременно и строги, и добры к себе. Реализуйтесь как личность и развивайтесь. Направляйте свою энергию в те сферы жизни, которые вам приносят хоть малейшую радость. Для этого можно читать книги, не забывать о своем здоровье, отказываться от ненужных вещей, уметь говорить "нет" и повышать свою квалификацию. Иначе профессиональная деформация станет для вас настоящей проблемой, мешающей вести полноценную жизнь.

Известно, что на характер человека накладывают отпечаток нравы семьи, в которой он родился, социум, наследственность, внешние жизненные обстоятельства. Но в последнее время всё больше подвергается исследованию и изучению нравственная профессиональная деформация - доказано, что работа человека накладывает на его характер не менее мощный отпечаток, чем остальные факторы.

Что такое профессиональная деформация личности

Любая профессия может оказывать на личность человека как позитивное, так и негативное влияние. Профессиональная деформация касается не только мировоззрения человека, но и его манеры общаться, одеваться, держать себя в обществе, реагировать на происходящие с ним события. Профессия нередко накладывает отпечаток на внешний облик человека, делая его выносливым и мускулистым (в случае, например, со спортсменами) или же субтильным и сутулым (в случае, когда работа предполагает только мыслительную активность). Вот почему артистам волей-неволей приходится раскрепощаться и вырабатывать легкость движений, пианисты со стажем отличаются длинными и тонкими пальцами, программисты рано или поздно обзаводятся очками и сутулой осанкой. Условия труда, а также требования, предъявляемые к лицам, занимающим ту или иную должность, заставляют людей видоизменяться и приобретать новые для себя качества, которыми они раньше или не владели совсем, или же владели в меньшей мере. Иногда профессиональное «Я» и индивидуальное «Я» человека не совпадают, тогда формируется достаточно противоречивый характер, и деформации проявляются особо явно.

Причины профессиональной деформации

Профессиональная деформация личности наиболее вероятна в том случае, если человек увлечен и поглощен своей профессиональной ролью настолько, что даже в другой обстановке не может сменить ее на какую-либо другую модель поведения. То есть он полностью отождествляет свою профессиональную должность со своей личностью. Чаще всего такой вид деформаций настигает людей, занятых в профессиях по типу «человек-человек».

Причиной профессиональной деформации нередко становится отсутствие контроля над человеком вышестоящего начальства или общества. Например, это касается авторитетных руководителей, преподавателей школ и ВУЗов, высокопоставленных правительственных лиц - т. е. само их положение в обществе предполагает, что суждения и мнения таких людей не поддаются обсуждению и критике, по крайней мере жесткой. Поэтому любой начальник или педагог склонен и в других сферах жизни диктовать свои условия.

Также большое влияние на характер профессиональной деформации оказывает психологический тип человека, акцентуации характера и темперамента.

Факторы профессиональной деформации личности

Психологическое состояние работника в процессе выполнения своих обязанностей, его способность переживать профессиональные кризисы, а также вероятность его эмоционального сгорания в процессе работы - всё это можно отнести к факторам, под влиянием которых происходит профдеформация.

Ученые выяснили, что человек проводит на своем рабочем месте треть своей жизни, поэтому психическое состояние, в котором он вынужден пребывать во время выполнения своих обязанностей, может стать неотъемлемой чертой его характера. Профессиональная деформация формируется тогда, когда достаточно длительное время, в связи с особенностями своей деятельности, человек вынужден испытывать те или иные (чаще всего неприятные) психологические состояния. Психическое утомление, когда для достижения результата приходится работать больше обычного, напряжение, когда недостаточно средств для осуществления профессиональной деятельности и приходится искать новые способы достижения результата, отсутствие мотивации или эмоциональный стресс заставляют человека вырабатывать защитные психологические механизмы, которыми он пользуется не только на работе, но и в личной жизни.

Профдеформация личности юриста

Юристы сталкиваются с разными сторонами правовых отношений и постоянно разбирают случаи недобросовестности их выполнения. Поэтому профессиональная деформация юриста чаще всего проявляется в виде правового нигилизма. Т. е. юрист со стажем может весьма скептически относиться к законодательным предписаниям и к обязанности выполнять их. Зачастую ему начинает казаться, что куда более эффективным средством воздействия на людей является принуждение или, например, принцип пользы.

Такая профессиональная деформация юриста, как правовой инфантилизм, формируется у людей, которые работают в правовой сфере, но предпочитают себя не соотносить с ней. Они не обладают полным багажом необходимых знаний и часто допускают ошибки, ссылаясь на забывчивость или другие факторы.

Существуют и другие крайности, в которые склонны впадать юристы: правовой и негативно-правовой радикализм. В первом случае стремление делать всё строго в соответствии с правовым порядком становится навязчивой идеей. Во втором случае человек лично для себя не признает законы права и, пользуясь служебным положением, начинает действовать вне закона, мошенничая, собирая взятки и т. д.

Профдеформация личности врача

Врачи, как и другие представители профессий по типу «человек-человек», подвержены большим физическим и психическим нагрузкам, а также эмоциональному сгоранию. Именно этим объясняется внешнее безразличие к пациенту многих служителей Гиппократа. Медикам, особенно хирургам, приходится нести большую ответственность за свои действия, ежедневно сталкиваться с человеческой болью и даже бороться за человеческую жизнь, поэтому барьер цинизма, который они зачастую выстраивают между собой и людьми, является вполне обоснованным - так легче выполнять свои обязанности и сохранять собственное психическое здоровье.

Без «здоровой» капли цинизма не обойтись и психиатру, особенно если он работает в клинике для душевнобольных. Психиатры, хирурги, онкологи и другие медики, наблюдая каждый день другую сторону человеческой жизни, в быту вряд ли будут серьезно относиться к постоянным жалобам своих друзей или родных на условия жизни и т. д.

Такая профессиональная деформация врача, как отсутствие такта, черный юмор или цинизм, не появляются мгновенно. Но с годами те, кто остаются в профессии, вынуждены их вырабатывать.

Изменения личности педагога

Профессиональная деформация педагога может проявляться как в изменениях личности, присущих абсолютно всем педагогам, так и в индивидуальных изменениях характера, которые становятся следствием приспособительной реакции человека.

Так или иначе, педагоги склонны проявлять и на работе, и в быту авторитарность. В обществе принято не подвергать сомнениям знания и рекомендации педагогов, поэтому сам педагог верит в исключительную верность своих суждений и действий и требует этого от окружающих не только в учебном классе, но и далеко за его пределами.

Неотъемлемая часть педагогической профессии - демонстративность, но в отдельных случаях она может превращаться, как говорят на молодежном сленге, в «показушничество», что мешает устанавливать контакт с учениками.

Стремление все оценивать, контролировать, а также наказывать провинившихся - еще одна черта характера, которую педагоги со стажем проявляют не только в своей профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни.

Как меняется личность сотрудника ОВД

Профессиональная деформация ОВД-сотрудника определяется занимаемой должностью, подразделением, в котором он трудится, экстремальностью ситуаций, с которыми он ежедневно сталкивается. Сотрудники уголовного розыска, например, отличаются прямолинейностью и агрессивностью, открытым пренебрежением не только к уставным нормам, действующим в подразделении, но и к социальным тоже. Они плохо контролируют своё поведение, подозрительны и порою злопамятны.

Участковые инспектора склонны проявлять те же черты характера, но в более гипертрофированной форме, поскольку имеют более низкий порог стрессоустойчивости, чем сотрудники УР.

Профессиональная деформация сотрудника ОВД из подразделения патрульно-постовой службы, наоборот, заключается в излишней пассивности, инертности, проявлении неуверенности в себе и конформизма.

Специфика деятельности затрудняет социализацию сотрудников ОВД, им непросто строить личную жизнь, и круг друзей в основном ограничивается рабочим коллективом.

Профдеформация личности руководителя

Профессиональные деформации руководителя - самый наглядный пример для разбора этих случаев, поскольку у каждого человека есть или когда-либо был начальник. У руководителя может проявляться очень широкий спектр изменений в характере, которые определяются спецификой деятельности и учреждения, микроклиматом в коллективе и поставленными перед ним задачами. Но есть ряд общих деформаций, которые можно наблюдать у подавляющего большинства руководящих лиц.

Например, это авторитарность, как у педагогов. Сотрудники коллектива, как правило, внимательно и беспрекословно слушают все замечания и предложения начальства. На фоне этого у руководителя нередко формируется неадекватная самооценка, стремление доминировать всегда и везде.

Руководительская индифферентность и сухость продиктована необходимостью ставить перед коллективом задачи и требовать их выполнения во что бы то ни стало. Нередко такой же стиль общения люди, долгое время находившиеся на руководящих должностях, сохраняют по отношению к друзьям и ближайшим родственникам.

Личность менеджера - как она изменяется

Такая профессиональная деформация, как переоценка своих возможностей и излишняя самоуверенность, появляются у хорошего менеджера в период успешного развития его карьеры. Под влиянием достигнутых успехов и корпоративного признания у менеджера может формироваться неадекватная самооценка. Полагаясь на свой «идеально» отточенный навык, менеджер может самоуверенно отказаться от тщательного планирования своих действий, допускать невнимательность в управлении персоналом, перестать прилагать должные усилия. Существует и другая крайность профессии, когда менеджер осуществляет тотальный контроль и не оставляет сотрудникам пространства для самовыражения.

Профдеформация системного администратора

Работа сисадмина требует высокой степени концентрации внимания, четкости, скрупулезности. Свой педантизм и склонность к алгоритмизации системный администратор нередко переносит в жизнь: в его квартире предметы должны лежать исключительно на своих местах, ворсинки на ковре должны смотреть только в одну сторону, а книги стоять только в определенной последовательности и т. д.

Другие профессиональные деформации

Многолетний стаж в любой профессии не проходит для человека бесследно. Известно, что в семьях военных офицеров по струнке ходят все члены семьи, а просьбы выполняются в приказном порядке. Люди искусства проводят большую часть своего времени в фантазиях и, работая только в области духовных и тонких материй, к земному быту зачастую не приспособлены. Продавцы-консультанты отличаются гиперобщительностью и «приставучестью» даже за пределами торговых центров.

Профилактика

Профилактика профессиональной деформации - это система мероприятий, позволяющих оставаться человеку как можно дольше в профессии и при этом избегать отклонений в развитии личности.

Саморазвитие и повышение компетентности в различных сферах жизни - не только в узком профессиональном круге интересов - помогают избавиться от авторитарности, сбросить напряжение и отвлечься, взглянуть на свою профессиональную деятельность под другим углом.

Необходимо учиться переключаться с профессиональной роли на другие социальные роли: родительские, супружеские и т. д. Стоит помнить, что даже если очень любишь свою работу - тайм-ауты просто необходимы и пойдут только на пользу.

Самоанализ, в том числе осуществленный с помощью психолога, помогает разобраться в истинных причинах не только общих профессиональных деформаций личности, но и индивидуальных изменениях характера. Огромную роль в профилактике этого явления играет улучшение саморегуляции и поиск безобидных способов снятия напряжения, например, с помощью тренировок, занятий вокалом и т. д.