Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Усадьбы знаменитых поэтов и писателей. Презентация по литературе " родовые усадьбы писателей"


20 апреля 2018 года

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели;

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Н. Огарев (1842)

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 году Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых людей на службу в армию и положить конец дроблению дворянских имений. Владение землей было связано с обязанностью нести государственную службу, поэтому дворяне редко посещали свои имения. Во второй половине 18 века император Петр III подписал указ от 18 февраля (1 марта) 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы в мирное время, могли служить или не служить, свободно выезжать за границу или жить в своем имении. После издания этого указа многие землевладельцы перебрались в свои родовые усадьбы и с новыми силами стали их облагораживать, приводить в порядок, перестраивать, разбивать изумительные ландшафтные ансамбли, по аналогии с европейскими ландшафтными школами, но на русский манер и с учетом климата средней полосы России.

Жизнь в усадьбе была простой и спокойной, отличной от жизни в городе. Для расположения главного дома в усадьбе выбиралось место на возвышенности, откуда открывались самые красивые виды на окружающую природу. Въезд в усадьбу проходил по дороге через главную аллею имения и, далее, по большому кругу парадной зоны - партера с цветниками и газоном. За усадебным домом, как правило, располагался французский регулярный парк. Иногда регулярный парк заканчивали оранжереей с диковинными растениями. Отдельная часть имений отводилась фруктовым садам и огороду, так как усадьбы жили натуральным хозяйством. Некоторые помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, продолжавшего регулярный французский и плавно перетекавшего в рощи и леса, которые окаймляли усадьбы. Каскадные пруды и мостики, плавные витые тропинки, аллеи еловые, липовые, березовые, яблоневые и вишневые сады, заросли шиповника и сирени, садовые павильоны и беседки - все это создавало неповторимый дух ландшафта русской усадьбы.


Русские писатели и поэты до революции в большинстве своем были представителями дворянства и имели свое родовое гнездо, свое имение. Тема дворянской усадьбы с ее садами, парками, рощами и аллеями проходила красной нитью в "Обломове" Гончарова, в "Дворянском гнезде" и "Отцах и детях" Тургенева, в Гоголевских "Мертвых душах" и во многих других произведениях классиков отечественной литературы.

Одним из примеров такой "малой родины" является Тургеневское родовое гнездо, ныне Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, где дом и строения окружены старинным парком, разбитым основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым на рубеже XVIII-XIX веков. В романе Тургенева "Новь" имение описано так: "Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми "клумбами"; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи". Аллея посажена была писателем во время ссылки. В романе Тургенева "Рудин" описана беседка, образованная кольцом из лип. Сирени, жимолости, липы, ясени, дубы, ели, тополя… Многие растения средней полосы России украшали усадьбу Тургенева. Более двух тысяч экземпляров деревьев сохранилось на территории усадьбы и по сей день.


Отчий дом писателя Ивана Гончаров, находившийся в Симбирске на Волге, имел шикарный сад и большой просторный двор. В главных своих произведениях "Обломов" и "Обрыв" Гончаров вернулся мыслями в Поволжье. Пейзажи русских усадеб, картины родной природы, сады, естественные леса и рощи, высокий берег Волги играли чуть ли не ведущую роль в произведениях Гончарова. Русские ландшафты Гончарова не столь "причесаны", как регулярные французские, и менее театральны, чем пейзажные английские, но очень гармоничны, как сады вблизи Волги.

Другой известный садово-парковый ансамбль, мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", расположен в Тульской области. Здесь жил и творил великий писатель более пятидесяти лет. Дед писателя, С.Н. Волконский, прообраз старого князя Болконского из романа "Война и мир", перестроил и заложил основной облик усадьбы. Сады, парки, пруды, оранжерея, въездная березовая аллея ("прешпект") - все эти элементы ландшафта яснополянинской усадьбы неоднократно описаны на страницах романа "Война и мир" как имение отца Андрея Болконского "Лысые горы":

"…Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.

А проехать в санях можно? - спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел…"

В Ясной Поляне по указу С.Н. Волконского был разбит "англицкий сад" - небольшой ландшафтный парк в английском стиле, с бересклетами, полыхающими осенью малиново-розовым цветом.


Описание имений, их судеб, расцвета и упадка классиками отечественной литературы необыкновенно интересно для историков и литераторов. Но не менее занимательно смотреть на описания русских имений в произведениях русских писателей глазами ландшафтного архитектора.

В романе А.С. Пушкина "Дубровский" фигура князя Верейского, пятидесяти лет, являет тип дворянина, большую часть времени проводившего за границей, предающегося "излишествам" посредством больших доходов от своего имения Арбатово. Усадьба князя Верейского располагалась на берегу Волги: "Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность". В силу своей любви к "рассеянному образу жизни", Верейскому импонировал пейзажный английский стиль. Усадьба Арбатово поражала безлюдьем с "чистыми и веселыми избами". Господский дом был выстроен из камня, во вкусе английских замков, "перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон". Роскошь усадьбы соседа, своенравного русского барина, генерала-аншефа в отставке, помещика Троекурова, не нравилась Верейскому. Ему, владельцу английского парка, был чужд старинный сад Троекуровской усадьбы Покровское "с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями". А.С. Пушкин, написавший свой роман в начале 19 века, в 1830-е годы, показал, что князь Верейский отдавал предпочтение английским образцам зеленой архитектуры как модному, тщеславному и амбициозному. И не удивительно. Ведь регулярный французский геометрический стиль парков, вошедший в моду в 18 веке, на стыке 18 и 19 веков, повсеместно в Европе вытеснялся английским пейзажным. В то же время, другой герой романа "Дубровский", богатый Троекуров, был консервативен, имел псарню, старинный сад на русско-французский манер, а в огромном каменном доме построил бельведер (башню над крышей) для обозрения своих владений. Кстати, итальянское слово belvedere, или французское bellevue, значит в переводе на русский язык "прекрасный вид".


В 19 веке объемы усадебного строительства резко сократились. После реформы 1861 года многие усадьбы сменили владельцев на фабрикантов, промышленников, купцов. Усадьбы не приносили больше оброк своим владельцам, а требовали применять к себе коммерческое руководство и управление, так как представляли большие хозяйственные механизмы, с постройками, парками и садами, нуждающимися в постоянном уходе. В период Первой мировой войны некоторые усадьбы использовались под лазареты. А после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы, а усадьбы или разрушены или переданы государственным учреждениям - школам, санаториям, институтам. Парки зарастали порослью, плодовые сады погибали и приходили в упадок.

Усадебное наследие России в наши дни, к сожалению, удалось сохранить не полностью. "Родовые гнезда" русских писателей и поэтов как историко-культурные памятники федерального значения, литературные музеи и садово-парковые ансамбли, описанные в русской классической литературе, представляют большую историческую ценность. Музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово", "Ясная Поляна" Л.Н. Толстого, бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (ныне село Лермонтово), мемориальный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское", музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", Усадьба Некрасова в Карабихе, Музей-заповедник Островского в Щелыково, Даровое и усадьба Достоевского, Музей-усадьба "Мураново" имени Ф.И. Тютчева - вот лишь неполный список имений в окружении старинных парков, описание которых легло в основу золотого фонда русской литературы.

Борисюк Марина Александровна ,

инженер-физик (специальность "Радиационная безопасность человека и окружающей среды"),

ландшафтный дизайнер,

руководитель программы "Сад Авантаж"

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Александр Ефимович Измайлов (14 (25) апреля 1779, Владимирская губерния, - 16 (28) января 1831, Петербург) - русский чиновник, баснописец, издатель и публицист. В 1822-1824 годах председатель Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января 1795 , Москва - 30 января 1829, Тегеран) - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828) .

Алексе́й Фёдорович Мерзляко́в (17 марта 1778, Далматово, Казанская губерния - 26 июля 1830, Москва) - русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва - 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) - русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Александр Николаевич Струговщиков (31 декабря 1808 - 26 декабря 1878) - русский поэт, переводчик


Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния - 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское Село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский [* 1] ; 7 марта 1800 [* 2] , село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29 июня 1844, Неаполь) - русский поэт, переводчик . Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы .

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник (с 1888 года).

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 мая 1787, Вологда - 7 июля 1855, Вологда) - русский поэт.

Алекса́ндр Ива́нович Одо́евский (26 ноября (8 декабря) 1802, Санкт-Петербург - 15 (27) августа 1839, форт Лазаревский, (ныне Лазаревский район в городе Сочи)) - князь, поэт-декабрист, корнет, писатель.

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа 1817, Санкт-Петербург - 28 сентября 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния) - русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.

Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

.

Алексе́й Никола́евич Плеще́ев (22 ноября 1825, Кострома - 26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.

Ива́н Ива́нович Дми́триев (10 сентября 1760, село Богородское, Казанская губерния - 3 октября 1837, Москва) - русский поэт, баснописец, государственный деятель; представитель сентиментализма. Член Российской академии (1797).

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния - 8 июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) - русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Князь Ива́н Миха́йлович Долгору́ков (Долгорукий ; 7 (18) апреля 1764, Москва - 4 (16) декабря 1823) - русский поэт, драматург, мемуарист из рода Долгоруковых. Тайный советник, в 1802-12 гг. владимирский губернатор. Отец П. И. Долгорукова, А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова.

Михаи́л Ники́тич Муравьёв (1757-1807) - деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir ; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова).

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) - 1 октября 1777, Москва) - поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором .

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (также Тредьяковский ; 22 февраля (5 марта) 1703 - 6 (17) августа 1769) - русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров.

Имения русских писателей

Овстуг - усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 году здесь родился Фёдор Иванович Тютчев.

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - дедушки и бабушки М. Ю. Лермонтова. Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество (с марта 1815 года по август 1827 года и лето 1828 года), жил с 31.12.1835 по март 1836 года. Здесь же 23 апреля 1842 года возле церкви Михаила Архистратига состоялось погребение в склепе останков поэта, перевезенных с Кавказа в свинцовом саркофаге.

Спасское-Лутовиново - усадьба матери писателя И. С. Тургенева в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

Усадьба Ясная Поляна неотделима от имени Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 сентября 1828 года, здесь расцветал его талант от первых детских впечатлений до глубочайшего философского осмысления действительности. Именно отсюда Толстой ушёл в конце октября 1910 года навстречу своей гибели. Всю свою долгую жизнь Толстой всегда стремился сюда, в родовое гнездо.

Орел и лежащие вокруг земли имеют немалое значение в истории русской литературы, здесь жили и работали над произведениями многие писатели и поэты (Федор Тютчев, Иван Тургенев, Леонид Андреев и другие). Пожалуй, наиболее известным, главным символом этого города можно назвать Николая Лескова, автора таких произведений как «Левша», «Островитяне», «Обойдённые» и других. У писателя в Орле есть живописная усадьба из дерева в центре улицы Октябрьской (в те времена – Верхней Дворянской). Ныне усадьба является музеем и ее могут посетить все желающие.

В Устюженском районе, в селе Даниловское расположена бывшая дворянская усадьба Батюшковых. С этим домом связано множество различных историй и легенд.

Известным жителем города Екатеринбург был советский писатель Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков), перу которого принадлежат известные всем «Совесть», «Тимур и его команда», «Бумбараш». Что удивительно, дом его никак не напоминает загородное имение: тот самый дом теснится меж стеклянных высоток, пешеходной зоной и рекой.

Павел Петрович Бажов – один из известнейших уральских авторов, которому принадлежат известные Уральские сказы. Большинство его произведений были созданы им в этом самом доме на улице Чапаева (ранее Архиерейская). Выстроил Павел Петрович дом сам около сотни лет назад. Теперь в доме организован музей имени Бажова, где сохранены все вещи так, как они были при жизни Павла Петровича.

Псевдонимы

Псевдоним Настоящее имя
Айни (тадж. писатель и ученый) Садриддин Саид-Мурадзода
Андерсен-Нексе Мартин (дат. писатель) Мартин Андерсен
Аполлинер Гийом (франц. писатель) Вильгельм Аполлинарий Костровицкий
Аспазия (латыш. поэтесса) Эльза Розенберг
Ахматова Анна (рус. поэтесса) Анна Андреевна Горенко
Ахо Юхани (фин. писатель) Йоханнес Бруфельдт
Багрицкий Эдуард (рус. поэт) Эдуард Георгиевич Дзюбин
Барбарус Йоханнес (эст. гос. деятель и писатель) Йоханнес Варес
Бедный Демьян (рус. писатель) Ефим Алексеевич Придворов
Белый Андрей (рус. писатель) Борис Николаевич Бугаев
Вовчок Марко (укр. и рус. писательница) Мария Александровна Вилинская-Маркович
Вольтер (франц. писатель и философ) Мари Франсуа Аруэ
Гайдар Аркадий (рус. писатель) Аркадий Петрович Голиков
Гамсун Кнут (норв. писатель) Кнут Педерсен
Горький Максим (рус. писатель) Алексей Максимович Пешков
Грин Александр Степанович (рус. писатель) Александр Степанович Гриневский
Д"Аннунцио Габриеле (итал. писатель) Габриеле Рапаньетта
Жан-Поль (нем. писатель) Иоган Пауль Фридрих Рихтер
Зегерс Анна (нем. писательница) Нетти Радвани
Ильф Илья и Петров Евгений (рус. писатели и соавторы) Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев
Каверин Вениамин (рус. писатель) Вениамин Александрович Зильбер
Киви Алексис (франц. писатель) Алексис Стенвалл
Клер Рене (франц. кинорежиссер) Рене Шометт
Койдула Лидия (эст. писательница) Лидия Эмиле Флорентине Яннсен
Колас Якуб (белорус. писатель) Константин Михайлович Мицкевич
Кольцов Михаил (рус. писатель) Михаил Ефимович Фридлянд
Конрад Джозеф (англ. писатель польск. происхождения) Юзеф Теодор Конрад Коженевский
Купала Янка (белорус. поэт) Иван Доминикович Луцевич
Лакснесс Хадльдоур Кильян (исп. писатель) Хадльдоур Кильян Гудьонссон
Лассила Майю (фин. писатель) Алгот Унтола Тиетявяйнен
Линнанкоски Еханнес (фин. писатель) Вихтори Пелтонен
Лондон Джек (амер. писатель) Джон Гриффит Лондон
Лоти Пьер (франц. писатель) Жюльен Вио
Мирный Панас (укр. писатель) Афанасий Яковлевич Рудченко
Мистраль Габриела (чил. дипломат и поэтесса) Годой Алькаяга
Мольер (франц. драматург) Жан Батист Поклен
Моравиа Альберто (итал. писатель) Альберто Пинкерле
Моруа Андре (франц. писатель) Эмиль Эрзог
Мультатули (нидерл.писатель) Эдуард Дауэс Деккер
Нерис Саломея (лит. писательница) Саломея Бачинскайте-Бучене
Неруда Пабло (чил. поэт) Нафтали Рикардо Рейес Басуальто
Новалис (нем. писатель) Фридрих фон Харденберг
О. Генри (амер. писатель) Уильям Синди Портер
Полевой Борис (рус. писатель) Борис Николаевич Кампов
Прус Болеслав (польск. писатель) Александр Гловацкий
Прутков Козьма (коллективный псевдоним четырех рус. писателей) Алексей Константинович Толстой Алексей Михайлович Жемчужников Владимир Михайлович Жемчужников Александр Михайлович Жемчужников
Райнис Янис (латыш. поэт) Янис Плиекшанс
Ренн Людвиг (нем. писатель) Арнольд Фит фон Гольсенау
Ромен Жюль (франц. писатель) Луи Фаригуль
Санд Жорж (франц. писательница) Аврора Дюпен
Свево Итало (итал. писатель) Этторе Шмиц
Светлов Михаил (рус. писатель) Михаил Аркадьевич Шейнкман
Северянин Игорь (рус. поэт) Игорь Васильевич Лотарев
Серафимович Александр (рус. писатель) Александр Серафимович Попов
Сетон-Томпсон Эрнест (канад.писатель) Эрнест Томпсон Сетон
Стендаль (франц. писатель) Анри Мари Бейль
Таммсааре А.Х.(эст. писатель) Антон Ханзен
Танк Максим (белорус. писатель) Евгений Иванович Скурко
Твен Марк (амер. писатель) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс
Травен Б.(руно) (скандинав. писатель) Травен Торсван
Украинка Леся (укр. писательница) Лариса Петровна Косач-Квитка
Фаллада Ханс (нем. писатель) Рудольф Дитцен
Франс Анатоль (франц. писатель) Анатоль Франсуа Тибо
Черный Саша (рус. поэт) Александр Михайлович Гликберг
Шолом-Алейхем (евр. писатель) Шолом Нахумович Рабинович
Щедрин Н. (рус. писатель) Михаил Евграфович Салтыков
Элиот Джордж (англ. писательница) Мэри Анн Эванс
Элюар Поль (франц. поэт) Эжен Грендель
Ээссааре Ааду (эст. революционер и писатель) Яан Анвельт

Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Тарханы, памятник Лермонтову

Главная и самая значительная часть заповедника - это живописная барская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала 19 века. Основание усадьбы было положено в излучине оврага, образуемого небольшой речушкой Милорайкой. В ее русле и в овраге Арсеньевы устроили каскад прудов, окружавших усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки были разбиты два сада - Средний и Дальний. На западном берегу разместился Круглый сад, который липовой аллеей соединился с дубовой рощей.

Барский дом - это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов - трехлетний Миша Лермонтов. В мезонине две комнаты Лермонтова. В первой комнате собраны личные вещи, характеризующие поэта в те времена, когда, будучи офицером, он приезжал к бабушке в отпуск. Вторая комната обставлена как рабочий кабинет поэта.

Рядом с домом с мезонином на месте прежнего барского дома находится небольшая однокупольная церковь Марии Египетской, построенная Елизаветой Алексеевной в память о своей дочери Марии, матери Лермонтова. В экспозицию так же входит еще одна церковь - церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых. Всего сто шагов отделяет барский дом от дома ключника и людской избы. Сейчас в восстановленном доме ключника размещена выставка "Русский народ, этот сторукий исполин…", рассказывающая о крестьянском окружении поэта.

А вы знаете чем еще славен Тарханский заповедник? Здесь находятся музей-усадьба В.Г. Белинского и музей А.И. Куприна, Поимский историко-архитектурный музей и Троице-Сканов монастырь. А еще по сложившейся традиции ежегодно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели литературы и искусства.

У вас есть замечательная возможность не только окунуться в мир лермонтовской эпохи, но и насладиться фольклорными праздниками и театрализованными представлениями. Вы увидите традиционную тарханскую свадьбу, получите удовольствие от катания на лодочках и лошадях, поучаствуете в мастер-классах, обучающих старинным тарханским ремеслам.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
В 17 км на юго-запад от с. Лермонтова в г. Белинском находится музей-усадьба В. Г. Белинского.

В первый комплекс входят:
Барский дом
Церковь Марии Египетской
Людская изба (восстановлена)
Дом ключника (восстановлен)
Во второй комплекс входят:
Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним
Сельская церковь Михаила Архангела
Сторожка

На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц. В Доме Ключника представлены экспозиции посвященные атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта). В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвященные двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвященной нравам времен Ивана Грозного).

Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.


ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ
Основателем и первым владельцем села Тарханы стал поручик Преображенского полка Я. П. Долгоруков (1701). Следующими владельцами имения стали супруги Арсеньевы - дед и бабушка всемирно известного поэта.
Свое название село получило благодаря деятельности местных крестьян. «Тархан» - это скупщик, ездящий по деревням в поисках льна, холста, пеньки и т. д. На протяжении долгих лет село носило официальное наименование - Яковлевское, в обиходе же его частенько называли Тарханы. В феврале 1975 года Арсеньева обратилась с прошением о признании ее прав на владение поместьем. Она владела усадьбой более пятидесяти лет и была предприимчивой и умелой хозяйкой. Во времена ее правления поместье стало давать солидный доход. За всю многолетнюю историю этого села бабушка Лермонтова была единственной помещицей, жившей здесь постоянно и выезжавшей лишь на время, оставляя вместо себя управляющего Ф. Соколова или приказчика С. Матвеева.
В канун столетнего юбилея поэта (1914 г.) в селе была построена школа. В 1918 году нарком просвещения А. П. Луначарский вызвал к себе председателя Чембарского комитета РКП(б) Барышева и приказал навести порядок и взять под свою охрану «Тарханы» (Саратовская область). Усадьба Лермонтова стала с этого момента достоянием Страны Советов. Несмотря на это, владельцем поместья оставался сельсовет. Позднее (1925 г.) усадьба вместе со всем имуществом была передана в аренду товариществу «Лермонтовский рысак». За короткий промежуток времени были уничтожены практически все хозпостройки.
В доме Арсеньевой разместили контору. До 1930 года здесь функционировала школа колхозной молодежи, на первом этаже стали хранить зерно, а в мезонине содержали птицу. В 1934 году Президиум Средневолжского крайисполкома встал на защиту села «Тарханы». Усадьба Лермонтова была признана заповедником.
Но реставрационные и восстановительные работы начались лишь в 1936 году, когда имение было почти разрушено.
Все строившиеся на территории России усадьбы отличались одна от другой. Неподалеку от Москвы и Петербурга располагались поместья увеселительные. Это высокохудожественные сооружения, имеющие сложную планировку, богатую отделку и единство стилевого замысла. В глубине страны располагались «экономические» поместья. Их архитектура и оформление были гораздо проще. Как правило, такие усадьбы сочетали в себе несколько различных функций: они служили увеселительной резиденцией, местом, где можно уединиться, хозяйственным предприятием. Летом в них устраивали балы, здесь веселилась молодежь, отдыхали старики. Таким, довольно типичным, средним поместьем были и «Тарханы».
Усадьба Лермонтова, которую обустраивала бабушка поэта, имела большой барский дом, стоявший на крутом берегу. В нем насчитывалось более 30 комнат с террасами и колоннами. Выстроенная по всем правилам архитектуры и паркового искусства - с садами, парками с обязательной беседкой, с акацией и сиренью, розарием и липовыми аллеями - «Тарханы» полностью соответствовала понятию «русская усадьба».


Как обустроено поместье
На месте первого огромного барского дома владелица имения построила небольшую церквушку в память о безвременно скончавшейся дочери Марии, а новое здание, гораздо более скромных размеров, было возведено почти рядом с церковью.
С западной стороны от него находилась парадная часть усадьбы с парком и розарием, с восточной - хозяйственный двор. Здесь же находился небольшой флигель, в котором жили ключник и конторщик. На одной линии с домом ключника располагалась хозяйская кухня. К юго-востоку от барского дома находились все необходимые помещения: людская изба, сарай для фуража, конюшня. У пруда располагались амбары и овин.


Усадьба после смерти Лермонтова
После трагической кончины поэта и смерти Арсеньевой по ее завещанию к А. А. Столыпину перешло поместье «Тарханы». Усадьба Лермонтова фактически перешла в управление И. А. Соколова, так как Афанасий Алексеевич постоянно проживал в Саратовской губернии. В 1867 году управляющего Горчакова на его посту сменил П. Н. Журавлев - образованный человек, хорошо понимающий значение усадьбы.
Он полностью реставрировал барский дом. Кроме того, он оказывал неоценимую помощь в собрании материалов о бабушке поэта, его юношеских и отроческих годах в «Тарханах». Этот человек управлял имением 35 лет, скончался в 1902 году и был похоронен у церкви Михаила Архистратига. Идея создания музея в «Тарханах» впервые была озвучена в 1905 году в «Пензенских ведомостях».
Неизвестный автор призывал к увековечиванию памяти поэта. Исследователи творчества Михаила Юрьевича и энтузиасты начали собирать экспонаты для лермонтовского музея. Создателями первой экспозиции стали: М. Д. Беляев - хранитель фондов Гослитмузея, консультанты Н. П. Пахомов и Т. А. Иванова, художник-оформитель Е. К. Рылова.

Реставрация была закончена в 1938 году. Весной 1939-го открыли доступ посетителей к могиле поэта, а 30 мая состоялось торжественное открытие музея Лермонтова. На митинг, посвященный этому событию, было созвано около 2000 человек. В самые первые годы своей деятельности музей имел единственное экспозиционное здание - барский дом. В нем все рассказывало о жизни и творчестве великого поэта.
В 1944 году музей Лермонтова переименовали в музей-усадьбу. В 1948 году Совет Министров СССР выделил для этой цели 9,6 га земли. В 1960 году «Тарханы» (усадьба Лермонтова) включили в список культуры и истории России.
С 1969 года бывшее имение является Государственным музеем-заповедником. Усадьба сегодня В настоящее время в состав музея входит барская усадьба с комплексом памятников конца XVII и начала XIX века, родовой некрополь Арсеньевых-Лермонтовых, а также поместье «Апалиха», находящаяся недалеко от «Тарханов».
Здесь юный поэт часто бывал в гостях у своей любимой тетушки - М. А. Шан-Гирей. Первый капитальный этап реставрации заповедных объектов был проведен в 80-х годах прошлого века.


Экспозиционные комплексы
В музее таковых три. В состав первого входят: церковь Марии Египетской, дом ключника, людская изба, барский дом, парк, пруды, дубовая роща, три фруктовых сада. Второй комплекс составляют кладбище Арсеньевых-Лермонтовых, где покоится прах великого поэта, часовня, церковь Архангела Михаила и сторожка. Имение тетушки Михаила Юрьевича («Апалиха»), которое находится в трех километрах от «Тархан», является третьим комплексом. Сегодня площадь, которую занимает усадьба-заповедник, равняется 140 га. В коллекции музея 28 тысяч ценных экспонатов.
Золотым фондом по праву считаются вещи, принадлежавшие поэту. Прижизненные и посмертные издания Михаила Юрьевича и иллюстрации к ним великих художников (К. Коровин, М. Врубель, И. Репин и др.) также хранятся в музее «Тарханы». Усадьба Лермонтова (фото вы видите в нашей статье) - это ценнейшее хранилище усадебного помещичьего быта XVII-XIX веков: посуды, мебели, живописи, скульптур, собраний книг.
И, безусловно, каждому русскому человеку хоть раз в жизни следовало бы посетить данное заведение. «Тарханы» (усадьба Лермонтова):
где находится музей?
Надеемся, после прочтения этой статьи вам захочется побывать в этих местах. Музей-усадьба «Тарханы» находится в Пензенской области, Белинском районе, в селе Лермонтово.
С мая по сентябрь заповедник работает ежедневно (кроме вторника и последнего четверга месяца), с 9.00 до 18.00 часов. В выходные дни усадьба открыта до 20.00. С автовокзала Пензы к месту назначения можно проехать транзитными автобусами, которые следуют по трассе Пенза - Тамбов. На машине - по Новорязанскому шоссе до Пензы, затем по трассе Пенза - Тамбов до Лермонтово. Многих очень интересует жизнь и творчества великого русского поэта. Поэтому туристы ежегодно приезжают в «Тарханы» (усадьба Лермонтова).

Мельница

ЭКСПОЗИЦИИ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, мельница и дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада, Дубовая роща, пруды, теплица, конюшня, беседки, место детских игр М.Ю. Лермонтова (флора и фауна "Тархан").

Второй комплекс — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (в среднем в год 1200 кг.), сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.), действующая ветряная мельница перемалывает тарханское зерно, в теплице выращивают цветочные 19 столетия. С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др. На современной конюшне содержатся: две лошади башкирской породы («Сольда» и «Солист»), русская рысистая, терская, траксненская, арабская и две маленькие верховые лошадки пони шетлендской породы.

БАРСКИЙ ДОМ
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову, дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки поэта карандашом, одна из самых больших живописных работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, портсигар, дорожная шкатулка, фарфоровая чернильница, дорожный альбом, экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

Научные статьи разных лет в "Тарханских вестниках":

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память о дочери. Церковь строилась с 1819 по 1820 г. С 1826 по 1840 г. она выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1836 г. в церкви служили благодарственный молебен в честь приезда поэта в Тарханы. Действующей церковь была до 1925 года.

Сейчас она вновь освящена, в ней размещена экспозиция "Но чувство есть у нас святое...". При разработке и создании экспозиции использовались исторические документы, фотографии. В церкви находятся мемориальные иконы из тарханских церквей (конца XVIII - начала XIX вв.). Предметы церковной утвари со всеми элементами церковного убранства воссоздают образ храма лермонтовского времени. По сохранившимся документам, описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года, восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы (в большинстве местные, тарханские), часть из них - мемориальные.

Особый интерес представляют книги. Произведение русской церковной литературы "Четьи-Минеи" на сентябрь 1754 года, метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 года среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки. В книге за 1845 год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА И ЛЮДСКАЯ ИЗБА

В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
В экспозиции представлены документы XVIII - XIX веков, гравюры и литографии, изображающие сцены крестьянской жизни, материалы археологических раскопок. Они рассказывают об истории заселения и освоения земель, вошедших в состав имения Е.А. Арсеньевой, о его экономической культуре.

Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю. Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман "Вадим", стихотворения "Родина" и "Бородино", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." - произведения, которые, по словам В.Г. Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: "Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи".

Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях".
Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал С.А. Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. "На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было", рассказывали тарханские "старушки" первому научному биографу поэта П.А. Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни.
Исследователь тарханской поры поэта С.А. Андреев-Кривич отмечает: "Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются "сказкой", а не поются "на голос", чтобы понять, откуда лермонтовский "калашниковский" язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков национального стиха".

Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачевского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальных здания XIX века: церковь Михаила Архистратига, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой, которая восстановлена в 1967 г., реконструирована в 2004 г.
Строительство церкви Михаила Архистратига началось в 1826 году. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году, а освящение состоялось в 1840 г.
Как культовое здание церковь функционировала до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь была открыта для богослужений, но ненадолго. В 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея, и в 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника. С 1992 года сельская церковь была вновь открыта для прихожан.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

ЧАСОВНЯ
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву.
После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.
В 1974 году вблизи часовни захоронили отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова, останки которого были перевезены из Липецкой области.

В часовне сохранились старые иконы, которые находились здесь еще при жизни Е.А. Арсеньевой.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один... " Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: "Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве "Выхожу один я на дорогу..."

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Лермонтовские чтения

АПАЛИХА
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение М.А. Шан-Гирей, племянницы Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов часто бывал в Апалихе в 1826-1828, 1836 годах. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев у Лермонтова складывались теплые дружеские отношения. Первые из дошедших до нас писем поэта адресованы в Апалиху "милой тетиньке" Марии Акимовне.

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди которых "Панорама Москвы", драма "Люди и страсти", поэмы "Черкесы" и "Боярин Орша", а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, "Маскарадная книга", в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник", "Русалка"...

В 2007 г. большие капиталовложения освоены в парке усадьбы «Апалиха»: восстановлен фруктовый сад, граничный вал и канава, проведена ландшафтная рубка, лечение мемориальных деревьев.

ПАСЕКА
В 1993 г. была восстановлена пасека примерно на том же месте, где она когда-то находилась у Е.А. Арсеньевой (юго-восточная часть усадьбы). С севера пасека граничит с Дальним садом и дичками, на западе — с небольшим прудом и «Зеленым театром», на юге — с балкой реки Марарайки, на востоке — с фруктовым садом.

В настоящее время численность пасеки составляет 55 пчелосемей серой горной кавказской породы. Пчелы заселены в ульи разных конструкций: многокорпусные, Дадана-Бладта, ульи системы КУМ. Валовый сбор меда в среднем на одну пчелосемью составляет примерно 52,5 кг. Для благоприятной зимовки на пасеке в 1994 году построен зимовник.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (от 55 улей в среднем в год 1200 кг. меда, сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; на бахче выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.). С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др.

Тарханский мед можно приобрести в Центре приема посетилей музея-заповедника.

МЕЛЬНИЦА И ДОМ МЕЛЬНИКА

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник "Тарханы", возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет.

Во все времена работа мельника уважалась и почиталась, сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника "Крестьянский мир Тархан" раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника, реконструирует обычаи, трудовую этику и эстетику предков.
Ветряные мельницы в Тарханах ставились за околицей, на выгоне, на возвышенном месте, открытом для свободного потока воздуха. В разное время их количество, по рассказам старожилов, было разным: две, три, пять и более. К 1935 году осталась одна высотой 17 метров. Ее воздвигли во второй половине XIX века, а сломали в 1960-х. Одним из последних мельников был правнук кормилицы М.Ю. Лермонтова Лукерьи Шубениной Степан Иванович Чичанин (по-уличному Кормилицын). С его уходом в 1950-х жернова приводились в движение уже дизельным двигателем.

На территории барской усадьбы тоже стояла ветряная мельница. Существует легенда, будто однажды мельник-богатырь Анисим Медведев один, без посторонней помощи, втащил наверх мельницы скатанный канат весом в двадцать пудов, и хозяйка имения Е.А. Арсеньева наградила его пятью выходными днями. На месте, где стояла эта мельница, современница М.Ю. Лермонтова, в 2007 году и была поставлена ветряная, до этого служившая жителям села Дубенки в Мордовии в течение ста десяти лет. Первые ее жернова износились, а из существующих один сохраняет клеймо: "1918". Мельница шатрового типа, распространенного в средней полосе России. По производительности и способу обмолота является двухпоставной. Представляет собой двухъярусную срубовую постройку, соединенную внутри деревянными лестницами. Основной объем - "восьмерик" - диаметром у основания 6,7 м, сужающийся кверху, срубленный "в лапу" из бревен хвойных пород диаметром 280 - 300 мм. С двух сторон к основному объему примыкают два одноэтажных пристроя амбарного типа. Высота сооружения - 14,3 м без флюгеля, с крыльями - 19,4 м. Общий строительный объем - 96 куб.м.

Экспозиция строится на демонстрации интерьера и рассказе-комментарии об истории ветряных мельниц вообще, их устройстве, функциях и, далее, на объяснении назначения узлов и деталей механизма данной мельницы. При наличии ветра, достаточного для вращения главного вала, производится помол муки. Эта «живая экспозиция» представляет собой включение экскурсантов в рабочий процесс на мельнице.

Небольшим, но существенным дополнением к экспонированию механизма мельницы, ее интерьера, являются ручные жернова на деревянной подставке с регулирующимся зазором между «лежаком» и «бегунком». Экскурсанты могут воочию убедиться, насколько сила ветра производительнее и эффективнее, чем мускульные усилия человека. Каждому желающему можно попробовать сделать несколько оборотов на ручной мельнице.

К другим деталям, дополняющим экспозиционный интерьер мельницы, относятся весы «коромыслового» типа (вторая половина XIX - начало XX вв.), расположенные над ларем. Они дают представление о способах взвешивания зерна и муки в начале XIX в. Интерьер рабочего крыла мельницы дополняется тремя скамьями и двумя полавочниками на восточной стене, где в настоящее время из экспонатов находятся бутыль стеклянная (четверть); корзина и глиняный горшок.

САДОВО-ПАРКОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

В 1794 году молодые супруги Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы — дед и бабка М.Ю. Лермонтова — купили имение в Чембарском уезде и начали обустраивать усадьбу. Эстетической стороной обустройства занимался Михаил Васильевич.

Новая усадьба была разделена на две части: парадную (c домом и парком) и хозяйственную (с подсобными постройками).
От барского дома открывались три основные видовые перспективы. Западная представляла широкую панораму Большого пруда и села с церковью. Южная открывала взору широкую липовую аллею через Круглый сад в Дубовую рощу. На восток просматривалась аллея Дальнего сада. На западной стороне усадьбы не было никаких построек, а сразу за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре» и парк.

В 1969-1971 гг. Московское предприятие «Леспроект» (автор В.А. Агальцов) подготовило проект реставрации зеленых насаждений в музее, после осуществления которого восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он состоит теперь, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, дерновая скамья, элементы парковой архитектуры (беседки, мостики …), Дубовая роща, пасека.

Пруды в Тарханах образованы путем устройства плотин в русле речки Марарайки в оврагах. В воспоминаниях А.П. Шан-Гирея, жившего в Тарханах в 1825 году и позже часто их навещавшего, упомянут “большой пруд перед домом”.
Уровень Большого пруда не всегда был одинаков. При восстановлении плотины (ее часто сносило) никто не стремился точно соблюдать прежний уровень. Плотина могла быть и ниже, и выше прежней, отчего пруд мог уменьшаться, отступать от барской усадьбы, и, наоборот, увеличиваться, подступая к ней.

На литографии по рисунку Рудкевича (1842 г.) четко обозначена береговая полоса, которая тянется между прудом и парком; эта же береговая полоса видна на фотографии В. Чудинова (1937 г.). Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, были затоплены водой, когда в 1938 г., а потом и в 1950 г., подняли плотину Большого пруда. А.П. Шан-Гирей упоминает один пруд, но на усадьбе был и другой пруд, Барский или Верхний, который находился в овраге возле входа в усадьбу. Основной подпиткой Барского пруда были талые и грунтовые воды, а также родник, который находился в восточной части пруда. Е.Ф. Сорокина (1873-1962) рассказывала, что в той части пруда нельзя было купаться: не подпускала ледяная вода, поступавшая постоянно снизу. Старожилы отмечали, что Барский пруд отличался чистотой и свежестью воды, и жители села пили ее еще в 1930-е. Дно пруда илистое и только в одном месте, рядом с амбаром, песчаное. Вероятно, здесь могла быть купальня. Барский пруд в настоящее время занимает площадь гораздо большую, чем раньше. Старожилы рассказывали, что отрог в северную, левую от плотины, сторону был меньше в два раза. В овраге за домом ключника расположен Средний пруд. По-видимому, восстановил его в 1882 году П.Н. Журавлев, управлявший в то время имением.
Все три пруда соединены между собой естественным водостоком и представляют собой каскад, что отразилось в вариантах названий: Верхний, Средний, Нижний.
Восточнее Барского пруда на территории усадьбы расположен пруд-садок, предназначенный для разведения малька.
В центре улицы Овсянка находится Кормилицын пруд, названный так потому, что на его берегу была усадьба семьи Л.А. Шубениной, кормилицы М.Ю. Лермонтова.
Небольшой прудок - Ильинский - находится на улице Ильинка.

РОЩА "ДВЕНАДЦАТЬ ДУБКОВ"

Роща “Двенадцать дубков”, находится в 16 км от Тархан, в окрестностях г. Чембар (ныне г. Белинский). Это живописное место знаменито величественными экземплярами старых дубов. Существует легенда, будто четырнадцатилетний М.Ю. Лермонтов написал здесь свою раннюю поэму “Черкесы” (1828). Опирается легенда на запись, сделанную рукою поэта на оборотной стороне копии автографа поэмы. Эта запись в литературе о М.Ю. Лермонтове долгое время воспроизводилась неверно: “В Чембаре за дубом”. На самом деле Михаил Юрьевич написал так: “Въ Чембаръ за дубомъ”. Как видим, добавление буквы “е” совершенно не оправдано. Оно ведет к искажению смысла лермонтовской записи, фактический смысл которой пока не установлен. Легенда бытовала в Чембаре еще в XIX в., ее включил в свои записки о Лермонтове П.К. Шугаев, но при публикации их в “Живописном обозрении” в 1898 году издатель легенду снял. В рукописи она выглядит так: “200-летняя дубовая роща, которая видна от бывшей школы, где учился В.Г. Белинский, ныне поредевшая, ...сохранилась и поныне. Здесь “в Чембаре за дубом” - М.Ю. Лермонтов 14-летним мальчиком написал поэму “Черкесы” в 1828. Отсюда открывается прекрасный вид на Чембар и долину рек Большого и Малого Чембара. Здесь было место, которое любил Михаил Юрьевич во время приездов в Чембар”.
В 1930-х роща была объявлена местными властями Лермонтовским заповедником. На камне, установленном посреди рощи на поляне, укрепили плиту с надписью:


10 место

Открывает наш рейтинг усадьба известного русского драматурга Александра Николаевича Островского - "Щелыково", купленная им совместно с братом в 1867 году у своей мачехи за несколько тысяч рублей. Именно здесь были написаны известные всему миру пьесы - "Гроза" и "Бесприданница".

9 место

В начале XIX века Остафьево являлось одним их символов культурной жизни России, где частыми гостями были многие известнейшие литературные деятели, в частности - Жуковский, Грибоедов, Гоголь, Пушкин. Здесь, на протяжение нескольких лет, работал над "Историей государства Российского" великий историк Н. М. Карамзин.

В течение XX столетия имение не однократно меняло свой статус, являясь - то детским лагерем, то домом отдыха.

В 1988 году Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей, коим является и по сей день.

8 место

К сожалению, многие постройки имения были безвозвратно утеряны, а до наших дней сохранился только старинный парк на берегу реки.

7 место

Седьмую позицию в нашем TOPе занимает усадьба графа Алексея Константиновича Толстого - "Красный Рог". Во времена царствование Екатерины II имение являлось «охотничьим замком» всемогущего гетмана Кирилла Разумовского.

Со временем имение досталось брату матери Толстого, который после смерти завещал его своей сестре, а та сыну.

6 место

На пятом месте остановилась усадьба Николая Алексеевича Некрасова - "Карабиха", которая своим странным названием обязана Карабитовой горе, на которой была построена в 1740-ые годы по заказу княжеского рода Голицыных.

Во владения знаменитого русского поэта перешла в 1861 году за незначительную, ввиду ветхости постройки, сумму.

В период 1861-1875 гг. здесь были написаны Некрасовым лучшие его поэмы: «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также частично «Кому на Руси жить хорошо».

После Великой Отечественной Войны к 125-летию поэта в имении был открыт музей.

5 место

Далее в нашем рейтинге следует усадьба Евгения Абрамовича Баратынского - "Мураново". С 1816 года, после того, как деревню Мураново приобрела теща поэта, имение, в разные годы, принадлежало нескольким родственно связанным семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых.

В XX веке, благодаря усилиям потомков Ф. И. Тютчева, на базе усадьбы был создан литературно-мемориальный музей.

4 место

В шаге от призовой тройки остановилась усадьба Льва Николаевича Толстого - "Ясная Поляна", которая была основана (а точнее воссоздана) в XVII веке дедом писателя Н. С. Волконским.

Здесь в 1828 году родился и прожил большую часть своей жизни один из самых видных представителей русской литературы XIX-XX веков Л. Н. Толстой.

В 1921 году, благодаря усилиям дочери писателя Александре, по решением ВЦИК на месте усадьбы был основан музей.

3 место

Бронзовым призером нашего рейтинга становится усадьба Федора Ивановича Тютчева - "Овстуг", расположенная на берегу реки Овстуженка. "Родовым гнездом Тютчевых" имение стало в 70-ые годы XVIII века, после того, как дед поэта получил его в виде приданного своей жены.

При жизни Федора Ивановича усадьба активно обустраивалась и развивалась, однако после смерти поэта начала медленно угасать и уже в начале XX века пришла в полный упадок.

После революции практически все строения тютчевского времени были разобраны рабочими и крестьянами на стройматериалы.

Второе дыхание усадьба обрела в начале второй половины XX века, после того, как получила статус музея, что в свою очередь позволило имению стать украшением не только Брянской области, но и всей России.

2 место

Вторую строчку нашего TOPа занимает родовое имение Михаила Юрьевича Лермонтова - "Тарханы", где при жизни поэта хозяйкой усадьбы была его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева.

В Тарханах прошло все детство Лермонтова, души не чаявшая в своем внуке бабушка всячески развлекала будущего гения, в том числе и устраивая на территории усадьбы потешные бои на манер боев Петра I.

В 1842 году сюда был привезен прах поэта, захороненный в часовне-усыпальнице рядом с могилами матери и деда.

После смерти Арсеньевой и до начала революции усадьба поддерживалось в относительном порядке различными управляющими, благодаря которым строения имели достойный вид.

В сентябре 1918 года большевики объявив Тарханы достоянием советского государства взяли их под особую охрану, а в 1934 году усадьба получила статус музея-заповедника.

1 место

Ну, а победителем нашего рейтинга становится легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной.

Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское".

1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии".

В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

Отдельной строкой:

Хорошая новость для всех влюбленный пар и почитателей романтики, отныне вам не нужно бегать по всему городу, в поиске интересных мест для проведения незабываемого вечера... Теперь достаточно зайти на сайт sweethotel.ru и к вашем услугам будут доступны все три виды отдыха - культурный, духовный и активный, уютный ресторан, комфортабельный номер на двоих в одном из лучших отелей подмосковья, а также многое другое.