Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Секреты получения высококачественных портретов: правильное студийное освещение. Портретный свет, о котором должен знать фотограф

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или светоотражатели. Используя эти виды света, создают тональный или светотеневой рисунок, с помощью которых выявляют не только характерные черты лица, но и цветовые сочетания.

Задачи портретного освещения можно определить следующим образом. Во-первых, оно должно выявлять цветные оттенки и цветовые контрасты. Во-вторых, создавать единый колорит с использованием светлой или темной тональности. В-третьих, цветовые сочетания в светах и тенях должны подчеркивать объемную форму лица.

При подготовке к портретной съемке прежде всего необходимо выбрать направление рисующего света. При съемке в помещениях с естественным освещением фотографируемого человека приходится усаживать так, чтобы найти соответствующее его положение по отношению к окну. В этом случае получается наиболее выразительный светотеневой рисунок.

При съемке в помещении с электрическим освещением, наоборот, меняют расположение источника света и фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе съемочного процесса должно быть найдено как положение фотографируемого человека, так и направление съемки по отношению к рисующему свету. После этого уточняют позу, поворот корпуса и наклон головы. Одновременно выбирают точку съемки и определяют тем самым масштаб изображения и ракурс.

При поиске наилучшей композиции портрета приходится учитывать множество других факторов, в том числе возможность дополнительной подсветки теней, размещение предметов на фоне и их освещение.

Элементы освещения. Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость - это наибольшая яркость какой- либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Светотеневой контраст определяется отношением яркости наиболее освещенного участка лица к яркости затененного участка, т. е. отношением ключевой яркости к минимальной яркости лица.

При съемке светотеневой контраст оценивают зрительно, и на основе этой оценки регулируют интенсивность рисующего света по сравнению с заполняющим, а также интенсивность моделирующего света по сравнению с рисующим.

Цветотеневой контраст - это разница цветов на яркоосвещенных и на затененных участках лица, определяемая цветностью освещения этих участков. Соотношение цветности в светах и тенях регулируют с помощью цветной подсветки теней, а также применением зонально окрашенных сеток или светофильтров, устанавливаемых перед источником рисующего света. Наибольший цветовой контраст достигается в том случае, если источники света создают в тенях и светах оттенки дополнительных цветов. Например, если в осветительном приборе, создающем заполняющий свет, установлены лампы накаливания, а рисующий свет создается электронным импульсным источником, то света получаются с голубоватым оттенком, а тени - красно-коричневыми.

Пластичность освещения помогает выявить объемные формы лица фотографируемого человека. Пластичность освещения усиливается при увеличении протяженности светотеневых переходов и снижении резкости границы тени. Протяженность светотени меняется в зависимости от расположения источника света и площади светящейся поверхности. Чем ближе находится источник света к фотографируемому человеку, тем больше разница в освещении разноудаленных участков лица и тем больше протяженность светотеневых переходов.

Резкость границы светотени с увеличением площади светящейся поверхности уменьшается. Если границы теней на лице от носа, надбровных дуг и подбородка получаются не резкими, портрет выглядит более объемным, пластичным. Резкая граница светотени, например от носа, выглядит неестественно, поэтому ее следует по возможности избегать. Чтобы создать большую по площади светящуюся поверхность, перед осветительными приборами устанавливают светорассеивающие сетки или используют рефлекторы большого размера.

Тональное и светотеневое освещение. Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

При тональном освещении изображение получается в светлой тональности (ил. 45,а). При этом колорит определяется локальными цветами, т. е. окраской изображаемых предметов.

При светотеневом освещении, когда источник света удален от линии съемки (ил. 45,6), снимок получается в более темной тональности, при боковом и верхнем освещении (ил. 45,в и г) - в еще более темной тональности.

При тональном освещении световой рисунок, контраст контуров регулируют удалением или приближением источника света к лицу фотографируемого человека.

На ил. 46,а показано, что при расположении источника света около фотоаппарата тональный переход получается достаточно протяженным. С удалением источника от лица протяженность светотонального перехода уменьшается, освещение становится более плоским (ил. 46, 6). Если же источник расположен близко к лицу, разница в освещенности близких и удаленных участков, наоборот, возрастает и соответственно увеличивается тональный контраст контуров (ил. 44,в).

Цветовые соотношения на лице лучше выявляются при переднем освещении. В то же время для передачи объемности, пластичности формы лица предпочтительнее передне-боковое, нормальное освещение с применением источников с большой площадью светящейся поверхности.

При портретных съемках наиболее часто применяют светотеневое передне-боковое освещение. Причем наиболее выразительным считается нормальное портретное освещение. Оно достигается, когда рисующий свет падает спереди и сверху под углом 45° к направлению съемки (ил. 45,6). Если лицо человека обращено по направлению к источнику света, то получают портрет в более светлых тонах. Если же лицо обращено в противоположную сторону, то одна сторона его получается более темной и весь портрет в более темной тональности.

Контраст светотени меняется от уровня подсветки и площади светящейся поверхности источника рисующего света.

Чем больше площадь светящейся поверхности, тем меньше контраст светотени (ил. 47, а, 6, в) и больше протяженность светотени (см. ил. 28).

Портреты, выполненные при светотеневом освещении, различают не только по контрасту, но и по цветотеневым соотношениям.

Различают два типа цветотеневого освещения, обусловленного цветностью рисующего света и цветностью подсветки. Если рисующий свет сине-голубой, то и цвет лица получается холодным, с бледно-голубыми оттенками, а тени - теплыми, с красно-коричневыми оттенками (см. ил. 28). Если рисующий свет желтый, как прямой солнечный свет, то и цвета получаются теплыми, с желтым оттенком, а тени-холодными, как при освещении рассеянным синим светом небосвода.

Цветность освещения влияет не только на цветотеневые соотношения, но и на цветность всего снимка в целом. Если при съемке преобладает теплый заполняющий свет, портрет получается в теплой тональности. Если же преобладает заполняющий голубой свет, снимок получается в холодной тональности. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

На ил. 48 показано, как меняется преобладающий цветовой тон при смешанном цветном освещении в зависимости от поворота лица к источнику рисующего света. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

В каждом конкретном случае при портретных съемках требуется установить, какой тип цветотеневого освещения наиболее подходит к фотографируемому лицу, какими - теплыми или холодными - должны быть тени. Соответственно меняют цветность рисующего и дополнительного, моделирующего света. При съемке с естественным дневным освещением изменение соотношения цветов в светах и тенях достигают применением цветных светоотражающих экранов, а при электрическом освещении - использованием источников с разноокрашенными лампами и светорассеивающими сетками и осветительными светофильтрами.

Хотя освещение и влияет на цветовой тон изображения, тем не менее колорит портрета в основном определяется цветом волос, костюма и деталей фона. Цвета костюма и фона, так же как и цвет светотеневого освещения, выбирают применительно к каждому конкретному лицу в соответствии с намеченным цветовым решением снимка. Рассмотрим сначала, как выбирается естественное и электрическое освещение при съемке портретов в помещениях, а затем на натуре.

Естественное освещение в помещениях. При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, 1), проникающий из окон. Этим естественным светом создается основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка. Чем больше площадь окна и чем ближе расположен к нему человек, тем менее контрастной получается светотень и менее резкой граница светотени.

Светотеневой контраст заметно меняется, если в помещение проникает прямой солнечный свет (3). Когда он попадает на подоконник, пол или стену, то количество заполняющего света увеличивается и контраст светотени уменьшается, подсветка теней и заднего плана усиливается. В этих случаях появляется возможность в больших пределах изменять направление съемки и поворот лица без применения дополнительной подсветки.

Если же в помещение не попадает прямой солнечный свет, то снимки получаются в более темной тональности. Подсветку теней на лице и фигуре, так же как и высвечивание фона, осуществляют светоотражающими экранами, покрытыми серебристой или цветной фольгой, или просто листами светлой бумаги (4). Если рядом с фотографируемым человеком находится стол, то для подсветки теней он должен быть покрыт белой скатертью или листом белой бумаги (5).

На ил. 50 приведены схемы вариантов расположения фотографируемого человека и фотоаппарата при съемке в помещении с одним окном. Пунктиром показаны те изменения точки съемки и расположения человека по отношению к окну, при которых светотеневое соотношение не является чрезмерно контрастным и снимать можно без дополнительной подсветки.

Светотеневой рисунок и затененность большей или меньшей части лица меняется от направления съемки по отношению к источнику рисующего света, падающего из окна. Чем больше отличается направление съемки от направления рисующего света, тем больше получается затененным лицо. Когда из окна свет падает на лицо под углом 45° к направлению съемки, получается нормальное передне-боковое освещение. Когда свет от окна падает под прямым углом к линии съемки, освещение становится более контрастным. При дальнейшем изменении направления рисующего света, когда освещение становится задне-боковым, затененной оказывается большая часть лица. В этих случаях необходимы дополнительная подсветка теней и увеличение заполняющего света.

Схема а на рис. 50 соответствует расположению человека прямо против окна. В этом случае направление съемки может изменяться на 45° в одну и в другую сторону без применения подсветки. Оптимальная точка съемки - у края окна. Если в окно падает прямой солнечный свет, который отражается от пола во все стороны, появляется возможность в более широком пределе изменять направление съемки и поворот лица также без применения подсветки. Если с помощью светорассеивающих экранов прямой солнечный свет направить в глубь комнаты, снимать можно с боковым освещением (ил. 50, б, в, г). Экраны располагают ближе к окну, чтобы отраженный свет падал на лицо не под прямым углом к линии съемки, а несколько меньшим.

Схема б соответствует светотеневому освещению, при котором контраст теней усиливается.

На схемах в г показаны варианты бокового и задне-бокового освещения. При таком расположении фотоаппарата к источнику света для подсветки теней применяют два светоотражающих экрана.

При съемке в помещении с двумя окнами зона допустимого перемещения человека и фотоаппарата существенно расширяется (ил. 51). Если фотоаппарат расположен между окнами, то фотографируемому человеку можно перемещаться как по радиусу (в) в любом направлении, так и параллельно окнам (б).

На схемах, приведенных на ил. 51, в и г, показано, что при съемке в комнате с двумя окнами, расположенными под углом, зоны допустимого расположения фотоаппарата и фотографируемого человека еще более расширяются. Причем в этих случаях возможно не только радиальное и параллельное перемещение человека по отношению к фотоаппарату, но и в глубину комнаты под прямым углом.

Цветная портретная съемка с электрическим освещением. В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

Схема г - пример нормального светотеневого освещения, когда рисующий свет создается источником, имеющим сравнительно небольшой рефлектор. Чтобы сделать собственную тень на лице менее резкой, более размытой, перед источником рисующего света, как показано на схеме д, устанавливают светорассеивающую сетку. Схема е относится к случаю, когда с помощью второго источника света создают цветную подсветку лампами накаливания.

На схемах ж, з, и показаны варианты светотеневого освещения, отличающиеся между собой направлением рисующего света: ж-пример прямого верхнего освещения; з-бокового освещения; и-задне-бокового освещения. При задне-боковом и прямом верхнем освещении рисующий свет падает на лицо примерно под углом 45° к горизонтали. При боковом освещении источник рисующего света располагают, как правило, на одной высоте с лицом.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, большая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых тонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света, при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие "слепые" портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки (ил. 54).

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем - часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет - подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.

Эффектное освещение. Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения. Эта разница создается с помощью разноцветных осветительных светофильтров.

Интервал яркостей, который может быть получен на цветном изображении, почти всегда меньше интервала яркостей реального эффектного освещения. Поэтому приходится уменьшать светотеневые контрасты. В этом случае снижается контрастность деталей в тенях объекта, реже - в средних яркостях. Снижение светотеневого контраста зависит от экспозиции. Для естественного изображения эффектного освещения и создания соответствующего колорита необходимо снижать экспозицию настолько, чтобы уменьшение контраста в тенях соответствовало зрительному восприятию.

Если внимательно посмотреть на детали лица человека, находящегося в непосредственной близости к источнику света, можно заметить градацию тонов в тенях, а также детали самого источника света. При внимательном рассмотрении даже глубокие тени воспринимаются "прозрачными". Учитывая это явление, фотограф в процессе съемки должен перераспределять освещение так, чтобы привлечь внимание на детали лица и уменьшить яркость источника света, включенного в кадр.

Например, если при съемке портрета в кадр включена какая-либо лампа или фонарь, яркость их должна быть значительно понижена в сравнении с яркостью лица. Это же самое относится и к яркости всего фона и близлежащих яркоосвещенных участков фона. Самая глубокая тень, если она занимает на втором или третьем плане значительный по площади участок, тоже не должна быть темнее самых темных деталей на первом плане. Это требование прозрачности теней и затенения источников света относится прежде всего к эффектному освещению "под ночь", "под вечер" и т. д.

Интересные результаты получаются также при съемке портретов на фоне окна, затянутого прозрачными шторами. Подсветка таких штор естественным дневным светом позволяет снизить контраст оконных переплетов с пейзажем за окном. Основной рисунок при этом создается электрическим источником света. Если подсвечивать штору дополнительно, эффект объединения цветных деталей на фоне может быть усилен.

Примеры портретной съемки. Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое светотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы. Удачно выбрана поза, поворот головы артистки. Она смотрит на нас анфас, хотя плечо выдвинуто в сторону фотоаппарата. Только едва уловимая тень на стене указывает, что был использован источник рисующего света. В этом снимке отчетливо выявлено все то, что говорилось о цветовых контрастах.

Портрет киноактрисы Валентины Теличкиной (ил. 56) тоже поясной, но выполнен в темной тональности и в живописной манере. Здесь белое платье актрисы контрастирует не только с красной цветастой шалью, которой покрыто кресло, но и с темным шкафом. Светлые волосы актрисы как бы сливаются с цветом дерева. Освещение лица светотональное, как и в предыдущем портрете. Здесь нет отчетливо выраженных теней ни на лице, ни на платье.

Эти два портрета показывают, какие творческие возможности таит в себе использование светотонального освещения с применением электрических источников.

Портрет народной артистки СССР Людмилы Гурченко (ил. 57) выполнен с использованием верхнего контрового света, который хорошо освещает ее волосы и отделяет фигуру от фона. Подсвечник со свечой и резная декоративная ваза создают дополнительные рефлексы и блики на лице актрисы.

Наконец, портрет народного артиста СССР Андрея Попова (ил. 58) выполнен в довольно сложной технике - двойной экспозиции. Портрет оригинален тем, что снята только голова в светотональном ключе, что позволило хорошо выявить светом глаза, фактуру лица и волосы, подернутые сединой. Когда же портрет был готов, фотограф синим фломастером выделил лицо, что создало контрастирующий фон и усилило воздействие на зрителя. Этот прием не новый. Еще в 20-30-х годах известного фотомастера М. Наппельбаума укоряли за вмешательство кисти в негатив. Он наносил мазки на негатив и на отпечатках появлялись световые блики, которые оживляли портрет.

Съемка портретов на натуре. При фотографировании портретов на натуре в солнечную погоду прежде всего необходимо выбрать место съемки и направление освещения, чтобы свет не слепил глаза и светотень не получалась бы слишком контрастной. Для этого подбирают несколько вариантов направления съемки.

Когда небосвод затянут дымкой или покрыт легкими облаками, съемку производят при передне-боковом освещении. Чтобы уменьшить контраст светотени и подчеркнуть те или иные черты лица при боковом и задне-боковом солнечном освещении, приходится использовать дополнительную естественную или специально созданную подсветку теней. Искусственную подсветку осуществляют с помощью светотеневого экрана, электронно-импульсной лампы или света, отраженного от приближенных к лицу светлых предметов: листов бумаги, ткани. В некоторых случаях применяют светорассеивающие сетки большого размера, установленные в непосредственной близости от лица.

При съемке на натуре на фоне светлых зданий используют свет, отраженный от белых стен. В этом случае можно снимать не только с боковым и задне-боковым освещением, но даже с контровым солнечным светом. Тени, подсвечиваемые отраженным солнечным светом, имеют теплый оттенок. Если такая подсветка отсутствует, тени приобретают холодный синий оттенок света, рассеиваемого небосводом. Чем меньше облачность, тем холоднее оттенки в тенях.

На схемах ил. 59, а, б, в показаны варианты естественного портретного освещения, различающиеся направлением рисующего солнечного света. Подсветка теней при передне-боковом освещении, так же как и при расположении человека в тени, производится с помощью светоотражающих экранов, покрытых серебристой или цветной фольгой, соответственно голубой или оранжевой.

Схемы г, д, е представляют варианты задне-бокового солнечного освещения, при котором интенсивная подсветка затененных участков лица осуществляется естественными светоотражателями-белыми стенами зданий, парусами, рекламными щитами и т. д.

Схемы ж, з, и относятся к тем случаям, когда рисующим светом является не солнечный, а свет, создаваемый алюминированными отражателями (ж, з) или электронно-импульсной лампой (и).

При съемке портретов на натуре возникает вопрос: делать ли задний план резким или же нерезким? Освещенность первого плана на натуре обычно достаточна для того, чтобы можно было изменять диафрагму объектива и таким образом достигать требуемого соотношения резкости изображения первого плана и фона. Если съемка портретов ведется крупным планом, то второй план выполняет лишь вспомогательную роль и резкость его изображения не должна быть чрезмерной (ил. 60). При съемке же поясных и групповых портретов изображение заднего плана должно быть достаточно резким, чтобы видно было окружение, в котором находятся люди.

Групповые портреты подразделяют на официальные и сюжетные. К официальным групповым портретам относят те, которые снимают с целью запечатлеть людей на память, например учащихся одного класса, студентов одного курса и т. д. В таких снимках важно достоверно отобразить внешний облик всех фотографируемых. Такие снимки важны своей документальностью.

В сюжетных групповых портретах люди изображаются во время какого-либо действия или в некоторой ситуации, которая их объединяет (ил. 61). Такие портреты близки к жанровым фотографиям. Отличие состоит лишь в том, что в групповом портрете основное внимание уделяется изображению людей, в то время как в жанровых снимках первостепенное значение приобретает изображение ситуации, события, обстановки.

Групповые портреты рекомендуется снимать на широкоформатную пленку, с тем чтобы достоверно передать черты каждого человека и осветить одинаково каждое лицо. Лучшие результаты достигаются при естественном освещении на натуре или в светлом просторном помещении.

Выполнение групповых портретов затруднено прежде всего тем, что необходимо достичь естественного, непринужденного выражения лица одновременно у всех фотографируемых. Для этого приходится делать ряд снимков, каждый раз выбирая момент съемки, чтобы исключить случайное выражение того или иного лица или случайный жест.

Съемку группового портрета производят, как правило, со штатива, а экспонирование - с помощью тросика. Даже малейшие колебания фотоаппарата при съемке группового портрета заметно ухудшают резкость изображения.

Два основных технических требования, которые обязательны для групповых портретных фотографий,- высокая резкость изображения при равномерном освещении.

Точка съемки и освещение должны быть предварительно установлены и по возможности опробованы. Размещение людей в групповых портретах должно быть подчинено направлению рисующего света и по нему определено направление съемки. Только после этого выбирают точку съемки и фокусное расстояние объектива.

Наиболее равномерного освещения достигают при съемках с передним рисующим светом. Однако такие снимки изобразительно менее выразительны, чем те, в которых используют задне-боковой и фоновый свет. Снимая на натуре, лучший результат получают в тех случаях, когда задний план менее освещен, чем передний. При выполнении групповых портретов в помещении помимо переднего или передне-бокового рисующего света применяют еще и дополнительную подсветку теней с помощью электронных импульсных ламп.

При съемке группового портрета следует избегать фронтального расположения фотографируемых людей "плечо к плечу" и по возможности разнообразить их позы. Чтобы масштаб изображения этих людей не сильно различался, съемку лучше производить с некоторого возвышения (т. е. фотоаппарат располагать выше уровня глаз стоящего человека). Благодаря этому появляется возможность снимать с большим относительным отверстием объектива, что особенно важно при использовании малочувствительных цветных фотопленок. Следует также избегать нижнего ракурса, так как среди фотографируемых всегда найдутся люди, у которых нижняя часть лица крупная (тяжелая) и подбородок поднят.

Чтобы достичь непринужденности поз и естественного выражения глаз фотографируемых людей, во время съемки следует привлекать их внимание в одном направлении, но не на фотоаппарат.

Существует несколько нюансов, которые следует постоянно контролировать, чтобы получить отличный портрет. Эти нюансы включают в себя: соотношение света и тени, освещение предмета, положение лица, а также угол зрения. Следует ознакомиться с данными аспектами портретной фотосъемки для того, чтобы в будущем иметь возможность профессионально варьировать ими. В конкретной статье будет описан такой аспект как портретный свет, а именно, что это такое, почему оно так важно в съемке, как его использовать.

Дать определение портретному свету можно так: это разнообразное соотношение (игра) света и тени, благодаря чему создаются новые формы. А форма создается тенью на лице. Существует четыре основных вида света в портретах, а именно:

  • разбивающий свет
  • «петля»
  • рембрандтовский свет
  • «бабочка»

Еще существует короткий и широкий свет, но он больше касается стиля съемки, а также может использоваться в сочетании с любыми видами света, упомянутых выше. Стоит более детально рассмотреть каждый из видов портретного света.

Определение разбивающего света полностью отражено в его названии, другими словами, он разделяет лицо на две равные части, погружая одну часть в тень, а другую наоборот освещая. Часто такой свет используется с целью придания фотографии драматического эффекта, отлично подходит для портретов музыкантов и художников. Разбивающий свет принято считать более подходящим для мужских портретов, чем для женских. Но стоит помнить, что никаких строгих правил не существует. Однако новичку все-таки следует придерживаться некоторых советов, до тех пор, пока он не сможет играть светом самостоятельно.

Чтоб достигнуть эффекта разбивающего света, необходимо установить источник света справа или слева от объекта, и если возможно, немного позади его головы. Положение источника света непосредственно зависит от лица человека, которого фотографируют. Следует внимательно следить за тем, как падает свет, и регулировать положения источника соответственно. В идеале разбивающий свет допускает освещение только глаза теневой стороны. Если же при любом положении источника, свет попадает на щеку объекта, то возможно попросту лицо не подходит своей формой для разделяющего света.
Важно : все виды освещения могут применяться вне зависимости от положения лица (анфас, полу анфас, и даже профиль). Необходимо только помнить, что источник света должен располагаться относительно лица соответственно выбранному виду освещения. Если же положение лица изменится, то и вид света поменяется. Так что это можно использовать как преимущество: если нужно поменять вид света, то можно не передвигать источник света, а просто попросить человека поменять положение лица немного.

Что же такое "блик"?

В глазах ребенка на фотографии выше видно отражение источника света. Оно выглядит как маленькая белая точка, но если приблизить, то можно даже увидеть, что это точка имеет форму источника света, используемого в данной фотосессии.

В данном случае, яркая точка имеет форму шестиугольника с черным пятнышком внутри. Именно этой формы свет и использовался (небольшой софтбокс шестигранной формы на фотокамере Canon).
Этот эффект носит название «блик». Без него глаза на фотографии будут казаться темными и безжизненными. Нужно убедиться, что хотя бы один глаз будет иметь блик, который «оживит» лицо. Внимательно присмотревшись, можно заметить, что блик также освещает радужную оболочку и глаз в целом. С эффектом блика глаза человека на фотографии полны жизни.

«Петля»

Вид света под названием «петля» создает тень носа в области щеки. Для создания эффекта «Петли» требуется установить источник света немного выше уровня глаз человека, которого фотографируют, и расположить его на 30-45 градусов от камеры (но стоит также учитывать особенности каждого конкретного лица, а для этого стоит научиться читать лица людей).

На фотографии выше видно, как падает тень, и на щеках людей можно увидеть едва заметные тени от их носов. В таком виде света как «петля» тени носа и щеки не соприкасаются. Необходимо создать небольшую тень, которая немного направлена вниз. Многие устанавливают источник света слишком высоко, тем самым создавая странные тени и утрачивая блики. «Петля» наиболее используемый и известный вид света в фотосъемке, так как его легко создать, а конечный результат восхищает большинство людей.

На схеме выше черный задний фон – это деревья позади людей. Солнце выходит из-за деревьев, но люди полностью в тени. Белый отражатель, который используется по левую сторону от камеры, направляет свет на лица объектов. Отражатель может находиться на солнце, а может и в тени, но в любом случае он сможет поймать нужный свет. Меняя углы и положение отражателя, можно варьировать с видами света в фотосъемке. Для «петли» нужно расположить отражатель в 30-45 градусах от камеры. Также он должен находиться немного выше уровня глаз объектов, чтоб тень или петля носа была наклонена по направлению к уголку рта. Наиболее распространенная ошибка новичков – неправильное положение отражателя; устанавливая его ниже уровня глаз, они тем самым направляют тень вверх, а не вниз, как требуется. Это освещает кончик носа объекта, и нужный эффект уже потерян.

Рембрандтовский свет назван в честь известного художника Рембрандта, который довольно часто использовал такое освещения, рисуя свои картины. В этом можно убедиться, посмотрев на его автопортрет. Рембрандтовский свет создает треугольник света на щеке. В отличие от петли, где тени носа и щеки не соприкасаться, в данном виде света они соединены таким образом, что небольшой треугольник остаётся на щеке объекта. Для создания Рембрандтовского света для начала нужно убедится, что глаз на теневой стороне освещен или ловит свет, в противном случае, он выйдет на фотографии безжизненным. Рембрандтовский свет придает драматический эффект фотографии, как и разбивающий свет, он отражает настроение и глубокое чувство изображаемому на фотографии. Следует использовать его верно.

Для создания рембрандтовского света объект необходимо немного отвернуть от света. Источник света расположить выше уровня головы объекта. Чтоб тень от носа падала на щеку. Лица не всех людей подходят для создания данного вида света. Если у человека высокие и отчетливые скулы, то фотография получиться. В случае, если у объекта маленький и плоский нос, скорее всего, данный свет совершенно не подойдет. И снова стоит помнить, что этот вид света в фотосъемке не стоит употреблять, если человеку не нравиться результат, и нет подходящего настроения, которое хочется передать. Если используется естественный свет из окна, а оно в свою очередь расположено до самого пола, потребуется закрыть нижнюю его часть с помощью гобо, чтоб достигнуть нужного освещения.

«Бабочка»

Такой вид портретного света, как «бабочка», носит такое название из-за схожести формы тени, которая находиться под носом, с формой насекомого. «Бабочка» создается во время положения источника света над камерой и непосредственно сзади нее. При таком свете фотограф снимает прямо под источником света. Обычно «бабочку» используют в фотосъемках для гламурных журналов и с целью создать тени под щеками и подбородком. Также такой вид света, как «бабочка», идеально подходить для фотографий пожилых людей, так как морщины становятся менее заметными.

«Бабочка» создается благодаря источнику света, расположенному позади камеры и выше уровня глаз или головы (в зависимости от конкретного человека). Иногда прибегают к использованию отражателя, который помещают под подбородком объекта, в большинстве случаев объект сам его держит! Фотографии с таким светом умиляют людей эффектом четких скул и худого лица. Людям с круглым, широким лицом больше подойдет «петля» или разбивающий свет. А такой портретный свет, как «бабочка», подойдет больше людям с четко выступающими, высокими скулами и худым лицом. Такой свет выглядит жестче при использовании окна или рефлектора по отдельности. Часто жёсткий свет от окна или вспышки необходим для более четкой тени под носом.

Широкий свет в большей степени является не видом освещения объекта при фотосъемке, а его стилем. «Петля», рембрандтовский и разбивающий свет могут быть как широкими, так и короткими.
Широкий свет – это когда лицо немного повернуто от центра, и сторона лица, повернутая к камере освещена. Освещенная сторона лица кажется визуально шире, чем та, которая находиться в тени. Широкий свет часто употребим в портретах High Key. Этот стиль света заставляет лицо казаться шире, и идеально подходит для портретов людей, которые имеют узкие и худые лица. Однако большинство людей стремятся казаться стройнее на фотографиях, поэтому лучше не употреблять такой свет для людей с широкими, круглыми лицами.

Чтобы создать широкий свет, лицо необходимо отвернуть от источника света. В этом случае сторона лица, повернутая к камере, наиболее освещена, а тень падает на другую строну лица, которая отвернута. Говоря проще, при широком свете на большую часть лица падает свет.

Короткий свет – полная противоположность широкому. На примере можно увидеть, что сторона лица, повернутая к камере, находиться в тени. Такой свет часто используется в портретах Low Key (затемненных). Большая часть лица находиться в тени, портрет напоминает скульптуру, лицо выглядит стройнее, а также многие люди в восторге от результата.

В случае короткого света лицо повернуто к источнику света. Стоит обратить внимание на то, что сторона лица, которая отвернута от камеры, наиболее освещена, в то время, как тень падает на сторону лица, которая ближе к фотографу. Говоря проще, при коротком свете на большую часть лица падает тень.

Собираем все вместе!

Как только фотограф научиться распознавать и создавать различные виды света, можно приступить к изучению того, когда следует к ним прибегать. С помощью анализа лица фотографируемого объекта, фотограф научиться правильно выбирать вид света, который наиболее подходит для конкретного человека и портрета в целом, а также учитывать настроение. Человеку с небольшим круглым лицом, который хочет выглядеть на своем портрете худее, не подойдет свет, который идеальным был для рок-группы, где люди выглядели злостно и кровожадно.
Процесс фотосъемки намного легче, если основной источник света можно перемещать. Но что же делать, если источником света является солнце или окно – здесь все немного сложнее. Все что требуется в этом случае от фотографа, это менять положение объекта в зависимости от источника света, дабы получать различные тени и свет на лице. Или же менять положение камеры. Короче говоря, необходимо двигать предметы, которые могут перемещаться по отношению источника света, если последний неподвижен.

Практические занятия

Для начала стоит найти объект для фотосъемки (живой человек, собака не подойдет), а затем начать практиковаться в различных видах света в .
«Бабочка »
«Петля »


Не стоит забывать о широком и коротком стилях света и практиковать каждый вид света с двумя стилями. Не стоит переживать об иных параметрах в этот конкретный момент. Стоит сосредоточиться на изучении и применении только видов света в портретной фотосъемке. В качестве источников света можно применять окно, напольную лампу с оголенной лампой или солнце. Вспышку лучше использовать профессиональным фотографам, так как только в конце на фотографии можно увидеть игру света и тени на лице. Можно начать с изучения широкого и короткого света, поставив объект прямо перед собой.

Статья подготовлена по материалам сайта

В классической фотосъёмке портретов существуют некоторые специфические моменты, которые следует учитывать и о которых нужно постоянно помнить, чтобы в выгодном свете представить уникальные черты вашей модели. Для каждого отдельного случая съёмки портрета, в зависимости от особенностей внешности, а также настроения модели, необходим особый режим освещения, правильное соотношение света и тени (светотеневой рисунок), поворот и наклон головы модели, а также угол съёмки (ракурс). Каждому фотографу-портретисту необходимо ознакомиться с этими основами фотосъёмки портрета для того, чтобы потом иметь возможность варьировать ими на профессиональном уровне, грамотно нарушая правила. В данной статье я предлагаю рассмотреть такой важный аспект портретной фотосъёмки, как освещение или портретный свет: что это, как им пользоваться, и почему он так важен при съёмке.

По моему определению, портретный свет или светотеневой рисунок – это игра света и тени на лице модели, а их разнообразное соотношение придает портрету необходимое настроение, помогает скрыть или подчеркнуть те или иные особенности лица человека. При съёмке классического портрета, как правило, используются 4 основные световые модели или схемы:

  • Делящее или боковое освещение
  • «Рембрандтовское» освещение
  • Освещение в стиле «Бабочка»

Ещё существует «короткое» и «широкое» освещение, однако такое разграничение больше относится не к схемам, а к стилям съёмки и его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами освещения. Давайте теперь более детально рассмотрим каждый вид световой схемы в отдельности.

Определение делящего освещения полностью соответствует его названию, другими словами, оно делит лицо модели на две равные части, освещая одну часть, а другую наоборот погружая в тень. Такой вид освещения часто используется для придания изображению драматического эффекта. Особенно он популярен при фотосъёмке портретов музыкантов и художников. Принято считать, что делящее освещение больше подходит для съёмки мужских портретов. И хотя нет никаких строгих правил, все-таки новичку я бы порекомендовал пользоваться этой информацией в качестве руководства, пока он не научится играть светом самостоятельно. Световая схема показана на рисунке ниже.

Для достижения эффекта делящего или бокового освещения необходимо расположить источник света слева или справа от объекта съёмки под углом 90°. Высоту источника света следует регулировать в зависимости от лица модели. Двигая источник вверх или вниз, внимательно проследите за тем, как меняется светотеневой рисунок на лице модели.

При правильном делящем освещении на теневой половине лица свет падает только на глаз, образуя блик. Но если же свет попадает и на щеку модели и любые изменения положения источника не дают желаемого эффекта, то возможно этот тип лица просто не подходит для бокового освещения.

ПРИМЕЧАНИЕ: все схемы освещения вполне применимы к любому положению лица, будь то анфас, полу анфас или даже профиль. Просто имейте в виду, что ваш источник света должен быть расположен относительно лица в соответствии с выбранным видом освещения. Если изменить положение лица, то поменяется и вид света. Попробуйте использовать это преимущество в своих интересах: не передвигая источник света, вы можете легко поменять вид освещения простыми поворотами головы модели.

Что же такое «блик»?

Обратите внимание, что в глазах ребёнка, изображенного на фото выше, видны две белые маленькие точки, которые являются отражением источника света. Вот это и есть блики. Если приблизить изображение, то можно разглядеть форму источника света, которым пользовались для съёмки данного портрета.

Видите, эта яркая точка на самом деле является шестиугольником с тёмным пятном в центре. Именно шестиугольный софтбокс я и надевал на мою вспышку Canon при съёмке этого портрета.

Если на портрете глаза не имеют бликов, то они выглядят тёмными, безжизненными и даже мёртвыми. Поэтому прежде чем сделать кадр, удостоверьтесь, что, по крайней мере, хоть один глаз ловит блик. При портретной фотосъёмке никогда не забывайте о бликах, ведь именно они придают блеск глазам и усиливают ощущение жизни.

Петлевое освещение — это такая световая схема, при которой в области щеки модели образуется небольшая тень от носа. Для того, чтобы создать эффект петлевого освещения, установите вашу вспышку немного выше уровня глаз модели и разверните её от точки съёмки на 30-45°. При этом следует учитывать, что более точное расположение источника света будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого отдельного лица, а для этого вам придется научиться читать лица людей.

Посмотрите на снимок выше и вы увидите как именно падает тень: на левых щеках молодожёнов заметны едва различимые тени от их носов. При петлевом освещении нужно следить, чтобы тень от носа не соприкасалась с тенью от щеки. Выставляя освещение, попытайтесь создать лишь небольшую тень от носа, слегка направленную вниз. Избегайте наиболее частой ошибки при установке источника света ‒ слишком высокого расположения фотовспышки, в результате которого может появиться странная длинная тень и исчезнуть блики. Схема петлевого освещения пользуется огромной популярностью среди многих фотографов, так как её легко создать, а в итоге получаются снимки, которые нравятся многим людям.

На рисунке выше показана схема петлевого освещения, где чёрный фон – это задний план, который состоит из деревьев. Солнечный свет идет из-за деревьев, но при этом сами деревья находятся в полной тени. Белый отражатель расположен с левой стороны от камеры, отражает и направляет падающий солнечный свет на лица моделей. Отражатель можно установить как на солнце, так и в тени. В любом случае он поймает нужный вам свет. Главное, следите, чтобы отражатель был развёрнут на 30-45° от вашей фотокамеры в сторону модели и находился немного выше уровня глаз модели, чтобы тень от носа падала вниз под небольшим наклоном, направленным к уголку рта. Самая распространенная ошибка неопытных фотографов – неправильное расположение отражателя; если при петлевом освещении установить отражатель ниже уровня глаз, то тени будут направляться не вниз, а вверх, и от этого потеряется нужный эффект.

«Рембрандтовское» освещение

Следующая схема освещения называется рембрандтовской в честь великого художника Рембрандта, который очень часто применял ее при создании своих портретов. Если мы посмотрим на автопортрет художника выше, то мы заметим присутствие перевёрнутого треугольника света на теневой щеке. В отличие от петлевого освещения, при котором тени от щеки и носа не должны соприкасаться, в этом виде освещения они соединяются, образуя небольшой треугольник на щеке модели.

Для создания схемы Рембрандтовского освещения необходимо установить осветительный прибор под углом 45° к оси «модель – камера» и поднять вспышку на такую высоту, чтобы свет падал на лицо модели тоже под углом 45 градусов. При постановке света следует убедиться, что глаз на теневой стороне лица модели имеет блик, в противном же случае, не только сам глаз будет выглядеть мёртвым, но и весь портрет может казаться пустым и безжизненным.

Подобно делящему освещению, Рембрандтовский свет способен привнести в портрет нотки драматизма, и с невероятной точностью . В то же время отразить глубокие чувства человека, изображенного на фотопортрете.

При построении схемы Рембрандтовского освещения объект съёмки должен быть немного отвернут от источника света, который в свою очередь располагается выше уровня головы модели. Следует заметить, что далеко не все типы лица подходят для этого вида освещения. Например, если человек имеет плоский и маленький нос, то этот вид света ему совершенно не подойдёт, но если ваш объект съёмки имеет высокие скулы и чёткий контур лица, то наверняка фотография получится.

В качестве основного источника освещения можно использовать и естественный свет из окна, но если ваше окно опускается до самого пола, то нижнюю его часть нужно закрыть, чтобы свет падал на лицо модели сверху под углом 45 градусов.

Освещение в стиле «Бабочка»

Данный вид портретного освещения получил такое название благодаря тому, что тень, которая образуется под носом, по своей форме напоминает бабочку. Такой эффект получается, если основной источник света поместить сверху прямо за самой камерой. При этой схеме освещения фотограф ведет съёмку непосредственно под самим источником света.

Освещение в стиле «бабочка» часто используют в фотосессиях в стиле гламур и с целью создания теней под щеками и подбородком. Так как при таком освещении меньше всего заметны морщины, этот вид света считается идеальным при съёмке пожилых людей.

Чтобы построить схему освещения «бабочка», нужно установить источник света над фотокамерой и немного выше уровня головы или глаз модели. Иногда дополнительно используют отражатель, который размещают прямо под подбородком модели и, как правило, модель держит его сама! Такой вид света эффектно подчёркивает высокие, чётко выступающие скулы и худые лица.

Людям же с круглыми, широкими лицами больше подойдет петлевое и делящее освещение. При построении света «бабочка» в качестве основного источника освещения следует использовать вспышку или другой мощный источник света; отражённый свет или естественный свет из окна здесь явно не подойдет.

Широкое освещение

Широкое освещение в большей степени имеет отношение не к самим схемам освещения, а к стилям съёмки. Его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами света: так петлевое, делящее и рембрандтовское освещение могут быть как короткими, так и широкими.

Широкое освещение – это когда лицо модели слегка развёрнуто от центра. Та часть лица, которая ближе к камере, освещается и при этом она выглядит визуально шире, чем теневая сторона. Широкое освещение довольно часто используют при съёмке портретов в высоком ключе. При широком освещении лицо на снимке получается шире, чем есть на самом деле, отсюда и произошло название. Этот вид света идеально подходит для узких и худых лиц и совершенно не приемлем при съёмке людей с круглыми и широкими лицами.

Чтобы создать широкое освещение необходимо отвернуть лицо модели от источника света. Тогда та сторона лица, которая ближе к камере, будет освещаться, а тень будет падать на другую, дальнюю от камеры строну.

Короткое освещение является полной противоположностью широкому освещению. На снимке выше можно увидеть, что та сторона лица, которая расположена ближе к камере, затемнена, а свет падает на дальнюю от камеры часть лица. Такое освещение часто используют при съёмке портретов в низком ключе. Из-за того, что основная часть лица находиться в тени, лицо выглядит визуально уже и подтянут ее, поэтому такой вид света подойдет при съёмке людей с круглыми лицами.

Чтобы создать эффект короткого освещения поверните лицо модели к источнику света. Тогда, та сторона лица, которая отвёрнута от неё, то есть, которая находится дальше от камеры, будет освещаться, а тень при этом будет падать на сторону лица, расположенную ближе к фотографу.

Подведем итог !

Только после того, как вы научитесь распознавать и выстраивать различные схемы света, можно смело приступать к изучению того, когда именно следует к ним прибегать. Если вы научитесь анализировать и читать лица людей, то в скором времени вы сможете быстро и правильно подбирать наиболее подходящий вид света для каждого конкретного человека, учитывая не только внешние черты лица, но также характер и настроение вашей модели.

Переносные источники света намного облегчают сам процесс фотосъёмки, так как их легко можно перемещать, создавая необходимые схемы освещения. Но как же быть, если основными источниками света являются солнце или окно? Здесь придётся немного повозиться, перемещая фотокамеру либо же меняя положение модели по отношению к источнику освещения, и тем самым добиваясь желаемых соотношений тени и света на лице. В общем, если основной источник света неподвижен, то нужно двигать все те предметы, которые можно переместить по отношению к свету.

Практические занятия

Сначала найдите объект для вашей фотосъёмки (нужен живой человек, ваша собака для этой цели точно не подойдет, а затем начинайте практиковаться, выстраивая различные схемы освещения при портретной фотосъемке.

  • «Бабочка»
  • Рембрандтовское освещение

Также не забывайте о коротком и широком стиле света и потренируйтесь, применяя на практике, каждый вид освещения сначала с коротким стилем, а затем с широким. На данном этапе обучения сосредоточьтесь только на видах света и не беспокойтесь по поводу других настроек и параметров. Если у вас нет профессиональной фотовспышки, не беда, на начальном этапе в качестве источника света сгодится и окно, и солнце, и даже простая напольная лампа. Начните ваши практические занятия с изучения короткого и широкого света, расположив объект съёмки прямо перед объективом вашей камеры.

Дата публикации: 18.05.2016

Лучший свет для того, чтобы правильно видеть тени предметов, -это свет, падающий из обыкновенного окна, в которое не светит солнце.

Уильям Хогарт, Анализ красоты, 1753 г.

Портрет, как всем известно, самый популярный жанр фотосъемки. Сегодня портреты снимаются миллионами на всех углах и перекрестках, начиная от съемки селфи на мобильные телефоны и заканчивая многочасовыми фотосессиями на дорогие профессиональне камеры. Большое количество современных людей фотографируется практически каждый день, а то и по нескольку раз в день, но портрет, по большому счету, в биографии каждого человека, случается всего несколько раз в жизни. И это бывает только тогда, когда ему повезет встретить настоящего фотографа.

Жанр фотопортрета бесконечен в своих воплощениях, как бесконечно разнообразны лица людей. Этим он интересен.

Секрет съемки хорошего портрета - совсем не секрет. Первое - это правильный ракурс портретируемого, второе - правильно найденное направление основного рисунка освещения и третье -вовремя нажатый спуск аппарата в то самое мгновение, когда снимающийся человек находится в нужном для портрета психологическом состоянии. Эти три позиции главные. Могут быть и другие, не такие главные. Их множество.

Одна из них связана с источниками освещения при съемке портрета. Их огромное количество не только с технической точки зрения, но и с точки зрения визуальной эстетики. Что это значит. Все понимают, что рисунок освещения от фотовспышки и рисунок света от керосиновой лампы создадут совершенно разный свет в портрете не только с технической точки зрения, но и с эмоциональной. И вопрос выбора источника освещения для автора съемки - вопрос наиглавнейший. Источник освещения - это характер будущего портрета, жанр и конечно стиль. От выбора источника света зависит то, как будет выглядеть портретируемый и как будет выглядеть сама фотография. И еще это творческий почерк фотографа. Кто-то любит снимать с софтбоксом, а кому-то нравится только прожектор.

Свет от окна.
Алена Синькевич

Начнем с самого простого и самого недорогого - свет от окна. Классическая европейская живопись успешно использовала его на протяжении последних шестисот лет. Большая часть истории портретной фотографии построена на этом естественном осветительном приборе.

Свет от окна.
Актриса Ольга Красько

В чем плюс. Свет от окна есть в каждом доме. Мягкий, рассеянный и одновременно способный вылепить скульптурную форму, всегда пластичный и всегда уместный. Свет от окна это удивительный феномен. И не только когда он мягкий. Иногда в сочетании с резкими солнечными пятнами возникают самые невероятные живописные световые картины. Можно с уверенностью заявить, что с эмоциональной точки зрения этот свет несет какое-то необъяснимое метафизическое спокойствие.

Свет от окна обладает магической силой. Можно долго не разговаривать, а просто вспомнить свет в картинах художника Вермеера Делфтского . Потрясающий пример воплощения портрета, потрясающий пример единства формы и содержания. Потрясающий пример художественного использования естественного эффекта освещения.

В чем минус. Только одна точка для направления освещения, только один до микрона выверенный ракурс лица и только одна точка для камеры. Малейшее отклонение от этого и портрет перестает быть портретом, а превращается в экспериментальный этюд по освещению, что иногда тоже бывает интересно. Но в другом жанре. Мы говорим о классическом портрете и одна из его главных задач -узнаваемость персонажа. Поиски выразительного ракурса лица, выражение его индивидуальных, личностных особенностей. Важно понимать, что поиски света и ракурса в чистом виде это прежде всего поиски формы и эффекта, они могут увести очень далеко от первоначальной задачи. И еще один минус – не все на свете портреты можно снять у окна, бывает необходимость во множестве других точек.

Есть другие жанры съемки с другими правилами игры. Например, деловой портрет. Его задача художественная документальность. А документальность в постановочной фотографии это, в каком то смысле, дорога к фотографии на паспорт. Фотография на паспорт - особый жанр портрета, но здесь разговор о другом. Было когда-то такое понятие: портрет–визитка, а теперь корпоративный портрет. Человек на такой фотографии не сам по себе как есть, а уже в каком-то имидже, в какой то роли, для какой то цели. И это конечно не чистая поза и не профессиональная актерская игра, но тем не менее, немножко реклама себя. Задача такого портрета, как минимум, - у всех кто на него смотрит должно быть только позитивное ощущение.

Для такой съемки может быть хороший интерьер с хорошим освещением, может быть замечательный, красивый персонаж, но естественного эффекта света от окна в данной истории может быть не достаточно. И не только технически, но и качественно. Свет есть, но он другой по характеру, чем нужно для делового, официального портрета. В нашем случае, сотрудника крупной международной компании. И тогда, может быть, нужна вспышка. Потому что это быстро и предсказуемо по результату. Но вспышка не агрессивная, а незаметная своим эффектом, через смягчение софтбокса, через отражение от чего угодно. Так что бы не повредить уже существующему эффекту освещения в объекте съемки. Перебор со вспышкой чреват фальшивостью, искусственностью, искажением формы лица и другими неприятными для хорошей фотографии моментами. Тут нужно максимально приблизиться к эффекту который у средневековых художников назывался эффектом скрытого окна.

Другое место, где без импульсного освещения никак - это рекламная фотосъемка. Чаще всего ее задача - предельно резко и предельно видно!

Абсолютно прагматический эффект света. Все очень просто и очень быстро – два источника света с софтбоксами и качественный коммерческий портрет готов. Никаких поисков, никаких откровений. Так работают не только рекламные, но и практически все современные портретные фотостудии.

В чем плюс – быстрота! Без импульсного освещения трудно представить себе документальную съемку. Благодаря ей снято огромное количество фотографий, которые при других способах освещения были бы невозможны. Если как следует разобраться, то это конечно особый свет. Он изначально заряжен каким-то необъяснимым внутренним напряжением. Иногда кажется, что в белом, безжизненном освещении фотовспышки есть что-то потустороннее, иногда мертвенное, демонически пугающее, как в грозовой молнии.

Природа этого безжизненного освещения актуальна для фильмов в жанре хоррор и триллер.

В чем большой минус этого освещения. Ну прежде всего, отсутствие той самой пресловутой световой магии. Этот источник освещения можно назвать самым простым и даже примитивным инструментом. Вспышка всегда делает картинку плоской и нужны определенные усилия для того, что бы избежать этой проблемы. Это если не преследовать цель наоборот - плоское, декоративное изображение. История изобразительного искусства знает массу примеров такого подхода и в фотографии и даже в живописи, например Густав Климт .

Что еще очень важно. Время срабатывания вспышки настолько коротко, что фаза вырванная из жизни портретируемого этим эффектом света, лишена настоящей эмоции. Это очень сильный минус для портрета. Чаще всего, вместо лица получается маска лица, что очень трудно выдать за художественный прием, как ни старайся, и можно оправдать только отсутствием времени на нормальную съемку. Или оправдать еще одной известной в истории фотографии целью - использованием вспышки для создания эпатажных, провокационных портретов.

Известно, что чем длиннее выдержка при съемке, тем выразительный портрет. В этом смысле стоит вспомнить фотопортреты XIX века их методом экспонирования в несколько секунд, а то и минут.

Этот портрет актрисы Ксении Радченко снят в студии с постоянными, «киношными» источниками освещения. Но это только попытка стилизации под портрет XIX века. Потому что, это не свет от стеклянного павильона, как было принято в то время, а студийный прибор PANAURA (большой софтбокс) и еще светодиодная панель Felloni, в качестве контрового источника освещения. Фон за актрисой -это не рисованный задник, а изображение с проектора.

Этот набор мягких источников освещения имитирующих свет стеклянного павильона, одна из альтернатив студийным фотовспышкам.

В портретах первой половины прошлого столетия одной из самых главных задач для освещения было достижение иллюзии объема. И тут на передний план выступает искусство съемки с электрическими световыми рефлекторами и прожекторами, с осветительными приборами для жесткого по рисунку эффекта освещения. Еще в тридцатые годы прошлого столетия сформировалась световая павильонная культура называемая светом нуар. Она предполагает использование большого количества приборов для достижения сложных, объемных изображений. Есть примеры, когда в кино портрет освещался десятью источниками, а то и больше! И все для того, что бы добиться предельной выразительности, предельной объемности объекта, предельной глубины в кадре.

Это то самое искусство, которое потом было уничтожено появлением на свет эффекта фотовспышки.

По правде сказать, была еще одна причина использовать большое количество источников освещения - это очень низкая светочувствительность пленки. То есть, каким-то образом, техническое несовершенство пленок было одной из причин появления на свет совершенно замечательного светового стиля, который не потерял своей актуальности и в наше время.

Всем известна классификация источников освещения принятая для этой манеры освещения:

  • рисующий свет;
  • фоновый свет;
  • заполняющий свет;
  • выравнивающий свет;
  • моделирующий свет;
  • контровой свет;
  • внутрикадровые эффекты.

При помощи этих источников создавались бесконечные световые комбинации и схемы света необходимые для каждой конкретной ситуации. При помощи этих источников был создан совершенно условный язык светового изображения, абсолютно не похожий на свет в реальной жизни. Можно назвать этот стиль освещения, архаичным и не актуальным. Можно назвать его даже театральным. А можно назвать ретростилем освещения. Работать в этом жанре способны только те, кто имеет хорошую теоретическую подготовку и имеет очень много времени. Не быстрый процесс.

Это тот самый свет, который нужно искать. Шаг за шагом. Это тот самый свет, из которого можно лепить форму, создавать глубину в кадре, создавать совершенно неповторимые световые комбинации. Это эксклюзивный свет для настоящих художников, стремящихся к созданию уникального изображения. С этим светом работать намного труднее чем с освещением от окна или фотовспышками, но в этом стиле заложены возможности для создания ни на что не похожих по решению студийных портретов. Наиболее актуальны приемы этого стиля в некоторых жанрах современного кино где они по прежнему работают, хотя и в более завуалированной и скрытой форме.

В качестве примера можно привести последнюю картину Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Современный стиль постановки освещения - это конечно совсем другие правила игры.

Современный стиль света чаще всего - это микс из освещения, существующего в реальной жизни, и точечно внедренных приборов искусственного освещения. Иногда достаточно одного-двух светильников типа светодиодных панелей для подсветки и все. Тут не стоит вопрос о применении десятков приборов. Портрет рождается как импровизация из того, что предлагает окружающая световая жизнь. Нужно только уметь ориентироваться. Фонового освещения сейчас более чем достаточно, важно только правильно найти свет для персонажа.

Высокая светочувствительность современных камер дала возможность полной световой свободы. Самые слабые, самые невостребованные источники могут стать фоном или рисунком для освещения современных портретов. Например, свеча. Еще несколько лет назад, что бы изобразить этот эффект нужно было бы поставить как минимум три маленьких прожектора типа «Дедолайт 150» и очень долго возиться с распределением световых пятен и пятен теней. Сейчас при светочувствительности камеры 800 единиц и выше, при хорошей светосильной оптике, этот вопрос может быть решен вообще без осветительных приборов. Правильный ракурс, правильное направление рисунка освещения и вовремя нажатый спуск камеры. Конечно, это большой подарок для фотографа.

Свет от проектора.
Киноактриса Ольга Сутулова

И еще один нюанс, на который нельзя не обратить внимание. Нюанс, который становится все более очевидным: современный стиль света, как очень эффектный вариант, это съемка в сумеречном состоянии, и в полумраке. Построение рисунка освещения и экспонометрии на предельно низких границах освещения. В низком ключе, как принято говорить. Стиль, порожденный тем, что цифровое изображение плохо и не харизматично выглядит при съемке в высоком ключе.

То есть, снимать на цифру портреты в стиле французских импрессионистов, в стиле Ренуара например непостижимо трудно. Тот самый солнечный свет, с яркими сверкающими бликами и тщательно проработанными тенями, на котором были помешаны импрессионисты, по прежнему, лучше снимать на пленку.

Источники освещения для портретной съемки всегда были завязаны на камеры. Сочетание свет-фотоматериал порождало тот или иной стиль изображения. Хотим мы того или нет, но эмоционально изображение зависит еще и от тех материалов на которые экспонируется свет. Были ли то стеклянные пластики, на которые снимали в стеклянных павильонах с естественным небесным освещением или фотопленки в павильонах с огромным количеством прожекторов. Современный портрет это цифровые матрицы и абсолютно искусственный, лишенный всего живого неоновый и светодиодный свет… От таких портретов, чаще всего, мы эмоцию не получаем. Мы получаем только информацию для цифрового пространства Великой и Бесконечной Сети. Человек не получает эмоцию от монитора компьютера, эмоцию он получает в выставочном зале. Очевидно что в цифровом пространстве самое главное -форма. А для того что бы с точки зрения формы, цифровой портрет представлял из себя какую-то художественную ценность остается два самых главных средства: ярко выраженный эффект освещения и цвет.

Записаться на мастер-класс Александра Носовского «Практическая теория света»

Дата публикации: 18.05.2016

Александр Носовский

Александр Носовский - кинооператор, фотограф, автор и преподаватель курса

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Без бликов глаза станут темными и безжизненными. Поэтому белая точка должна быть хотя бы в одном из глаз модели. Обратите внимание, что блик освещает глаз в целом и подчеркивает зрачок.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).

Посмотрите на фотографию выше: на левой щеке есть небольшая тень от носа. Однако при «петле» тень от носа НЕ касается тени от самой щеки. Тень должна быть маленькой и смотреть вниз. При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.

На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание : Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели. В отличие от «петли», где тень от носа и тень щеки не касаются друг друга, в этой схеме освещения они сливаются, в результате чего на щеке появляется небольшой освещенный «треугольник». Чтобы портрет был правильно освещен, нужно, чтобы блик от источника света был виден в обоих глазах модели. Эта схема используется для выразительных и эмоциональных портретов.

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

4. Освещение «Бабочка»

Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более , такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Световой полуоборот

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.

Обратите внимание, что на этой фотографии лучше освещена часть лица, которая зрительно меньше и находится дальше от камеры. Вывод: при теневом полуобороте зрительно крупная часть лица обращена в тень.

Что с этим делать?

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом. Портрет модели с круглым лицом для студенческой виньетки и портрет музыкальной группы, члены которой хотят выглядеть гордо и профессионально, должны освещаться различными способами. Зная основные схемы освещения, понимая направление и качества света, а также соотношение разных источников света (о чем мы поговорим в следующей статье), вы будете хорошо подготовлены к любой съемке.

Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Практическое задание

Найдите модель (желательно человека, а не собаку или кошку) и попытайтесь воспроизвести каждую из схем освещения, о которых вы сегодня узнали:

  • «Бабочка»
  • «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Раздельный свет

Не забудьте снять портреты как со световым, так и с теневым полуоборотом для каждой схемы, если это возможно. Во время этой съемки не заостряйте внимание на других факторах (мощность света, заполняющий свет и т.д.), приложите все усилия к усвоению самих схем. Используйте свет из окна, солнечный свет или обычный свет в комнате и обязательно наблюдайте за тем, как он обрисовывает лицо (я советую не использовать вспышки первое время, поскольку на них сложнее учиться – направление и характер света неясны до тех пор, пока не снята фотография). Кроме того, попробуйте для начала снять портреты в фас (как на паспорт), без поворота головы, за исключением портретов, для которых вам потребуется получить световой или теневой полуоборот.