Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Неизвестная картина. Одна из самых загадочных и интригующих картин. И.Н.Крамской"Неизвестная". Убийство, которого не было

Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.

Нераскрытая тайна

Картина "Незнакомка" вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов.

В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.

Рождение шедевра

История картины "Незнакомка" Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал, что породило множество слухов и версий. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе.

Литературный персонаж?

Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: "В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной".

Картина "Незнакомка" появилась после опубликования романа "Анна Каренина" Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения "Идиот" Достоевского.

Дочь или грузинская княжна?

Многие искусствоведы считают, что художнику позировала его дочь. Если сравнить "Незнакомку" с портретом Софьи Крамской ("Девушка с кошкой"), то нельзя отрицать видимого сходства двух женщин. Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной версией и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила В. Туркестанишвили - фаворитка царя Александра I. После того как она родила императору дочку, самодержец потерял интерес к фрейлине и ее ребенку. Обезумевшая от горя Варвара покончила с собой. Когда Крамской узнал трагическую судьбу фаворитки и увидел ее портрет, то был поражен красотой грузинской княжны и захотел передать образ гордой женщины в своей работе.

Собирательный образ?

Искусствоведы придерживаются версии, что картина "Незнакомка" (ее часто называют "Неизвестная") - это собирательный образ женщины, о которой не говорят в приличном обществе.

Накрашенные губы, наведенный румянец, модная дорогая одежда выдают в ней содержанку, находящуюся на обеспечении какого-то богача. Художественный критик и историк искусства Стасов даже назвал полотно "Кокоткой в коляске".

Этюд и полотно: различия

А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины "Незнакомка" действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью. То, чем она занимается, накладывает отпечаток на ее внешность, и одним из признаков, характеризующих даму, является вульгарность. Однако в окончательном варианте Крамской облагородил внешние черты прелестницы, дразнящей своей красотой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей. Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми.

Описание картины "Незнакомка"

На холсте изображена молодая женщина, одетая по последней моде: шляпка с перьями, отороченное атласными лентами и соболиным мехом пальто, кожаные перчатки. Однако это не говорит о принадлежности к высшему свету, а подчеркивает лишь элегантность дамы.

Несмотря на то что известные здания Санкт-Петербурга написаны в виде набросков, они вполне узнаваемы, и специалисты назвали место действия, не вызывающее никаких сомнений, - Невский проспект. Прекрасная особа, детали гардероба которой тщательно выписаны, проезжает по заснеженному Аничкову мосту в открытом экипаже. Гордая и надменная, она показывает свою красоту напоказ, и в этом можно увидеть некий вызов обществу.

От розовато-белой морозной дымки как будто исходит ощущение холода, ведь прекрасно владел приемами, передающими воздух и свет, талантливый живописец Иван Крамской. "Незнакомка" - это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной. Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество. Картина "Незнакомка" - это его размышления о нравственности и красоте, а также о соотношении этих двух понятий.

Любопытно, что в советское время образ дамы, вызвавшей скандал в XIX веке, был переосмыслен и приобрел романтическую ауру после выхода "Незнакомки" Блока. Величественная красавица, имя которой вряд ли кто сможет узнать, стала идеалом утонченности и духовности. Сегодня зрители, затаив дыхание, рассматривают полотно, на котором женский характер автор блестяще показал "изнутри", и новые поколения будут вглядываться в огромные глаза женщины, чтобы узнать ее тайну.

Эта картина кисти Ивана Николаевича Крамского , наверное, известна всем, даже тем, кто никогда не бывал в Третьяковской галерее.

Но вот если спросить, как называется этот портрет, большинство остветит: "Незнакомка" . И будут не правы.
На самом деле картина называется "Неизвестная" .

Художник Иван Крамской (1837 - 1887) написал этот портрет красивой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Невскому проспекту (справа за ее ее спиной на заднем плане картины можно угадать Александринский театр), незадолго до смерти, в 1883 году.

Портрет И. Н. Крамского,
написанный в 1880 году И. И. Шишкиным:

Влажные большие полуприкрытые глаза, густые ресницы, одежда по последней моде 1880-х годов. Кто же она? Сам автор портрета не оставил нам ответа на этот вопрос. Да и само название картины лишний раз интригует и создает ореол таинственности.

Версия о том, что И. Крамской изобразил на своем знаменитом портрете некую курскую крестьянку Матрену Саввишну, якобы вышедшую замуж за графа Бестужева, плененного ее красотой, вряд ли можно признать достоверной. По крайней мере, никаких исторических подтверждений эта легенда не имеет.

Зато более достоверной представляется другая версия, согласно которой художник в качестве медели для своей картины использовал свою дочь Софью.
Судьба этой женщины трагична. Софья Ивановна Крамская также была художницей, в 1930 году ее арестовали как "врага народа". Несколько лагерей в Сибири: в Красноярске, а потом в Иркутске; два инсульта, возвращение в Ленинград и случайная смерть от заражения крови из-за укола пальца косточкой селедки.

Впрочем, любителям живописи всего этого лучше не знать. Как-то не очень вяжется в одно целое прекрасная молодая женщина, взирающая на зрителей картины с немного грустным, но в то же время царственным взглядом, с узницей лагерей, умершей в нищите. Да и какая же она после этого "неизвестная"?

Наверное именно поэтому мне больше нравится ошибочное с точки зрения истории изобразительного искусства, но гораздо более симпатичное название картины - "Незнакомка". И за это нужно "винить" ни кого-нибудь, а великого русского поэта Александра Блока .

Даже людям, далеким от литературы, но вынужденным ее изучать (с большей или меньшей степенью эффективности) в курсе школьной программы, знакомо одно из самых известных стихотворений самого романтического поэта "Серебряного века" - "Незнакомка" .

Только не говорите мне, что вы не помните хотя бы пару-тройку строф из этих стихов:

"...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна..."

Александр Блок написал "Незнакомку" через 23 года после "Неизвестной" Ивана Крамского.
Но мне хочется думать, что именно эта картина навеяла поэту его "Незнакомку". Судите сами:

"...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука..."

"...И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу.
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу..."

Я представляю себе, что "Неизвестная" доехала в своем экипаже, вошла в заведение, "где пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат..." , и где каждый вечер ждет влюбленный в нее (нет, скорее не в нее, а в образ, созданный волшебной силой искусства и собственным воорбажением) поэт. Она снимает верхнюю одежду, сдает в гардероб муфточку, но остается в модной шляпке с перьями, в одиночестве проходит к столику у окна (при этом, разумаеется, "дыша духами и туманами" )...

И вот только не нужно мне рассказывать, что Александр Блок, воспевавший в своих стихах придуманную им "Прекрасную даму", был в реальности отвратительным мужем женщины, любви которой много лет добивался и которой посвящал свои стихи (я имею в виду Любовь Дмитриевну Менделееву), а после женитьбы на ней, шлялся по проституткам и имел множество любовниц. Да это правда, которую я знаю, пусть иногда думаю, лучше бы не знал. И все-таки, мы ведь ценим Блока не за самые приглядные обстоятельства его личной жизни (как и Сергея Есенина, кстати), а за ту высокую поэзию, которая является его наследием. Не так ли?

Среди множества стихотворений Александра Блока "Незнакомка", даже несмотря на популярность и общеизвестность, была и остается одним из моих любимейших стихов этого поэта.
Поэтому для меня картина Ивана Крамского все-таки не "Неизвестная" , а "Незнакомка" , хотя я и знаю, что это не правильно.

Сергей Воробьев .


«Неизвестная» - портрет красивой, но чем-то взволнованной женщины на фоне Невского проспекта.


И. Е.Репин рассказывал в своих воспоминаниях о том, что когда появилась эта картина на XI –ой выставке художников-передвижников, все были буквально заинтригованы – кто эта женщина?


Ни первые биографы, ни его дочь Крамская-Юнкер не подтверждают ни одну из предположений – кто же это женщина? А версий было много. Дочь художника утверждала, что писался портрет с разных натурщиц, и образ этот собирательный. Одни говорили, что художник увидел эту красавицу на улице, в проезжающем экипаже, другие – о том, что это образ Анны Карениной (за несколько лет до появления картины Крамского был опубликован роман Толстого «Анна Каренина»).


Хотя литературные образы женщин, которые послужили бы прообразом картины, можно было называть и называть. Во многих произведениях русских писателей и поэтов образ женщины, противостоящей обществу, был весьма популярен. А на картине красавица именно такой и воспринимается.



Возможно и Крамской затронул эту тему. Художник как бы смотрит на свою модель со стороны, заставляя зрителей додумывать, кто она, какова её судьба, что за чувства скрываются за этой красотой и надменным взглядом полуопущенного взгляда прекрасных глаз. Но среди эскизов Крамского был найден и такой, где изображена молодая женщина, сидящая в коляске. Она с вызовом смотрит на проходящих.


Её внешний вид – растрёпанные волосы и не совсем свежий туалет, вызывает насмешки. Так ли первоначально хотел изобразить художник красавицу? Крамской намеренно называет портрет «Неизвестная», будто знал, что зрителей он остановит и заставит задуматься над её судьбой. Картина вызвала много толков своей загадкой. Кто она?


Многие сошлись на мысли, что Крамской изобразил богатую содержанку. В. Стасов придумал определение - «Кокотка в коляске», а П. Третьяков не захотел покупать эту работу. И в собрании Третьяковки она появилась в результате национализации частных коллекций лишь в советское время в1925г., когда скандальность образа «Неизвестной» постепенно забылась, а картина неизвестной стала воплощением аристократизма.



Крамской говорил как-то Репину: «Не в том дело, чтобы написать ту или другую сцену… жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни…». Вот о чём наверное думал художник, рисуя портрет красавицы, о её жизни…


Крамской был одареннейшим портретистом. Его способность передать внутренний мир изображаемого на портрете многим казался сверхъестественной. Крамской пишет картины «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Неизвестная». Три женщины, три судьбы.


Неизвестная отличается тем, что лицо женщины приближено к зрителю. Можно разглядеть и матовость бархатистой кожи, и тени от длинных ресниц, и слёзы в глазах, которые маскируются холодным и гордым выражением лица, розовая морозная дымка выписана столь виртуозно, что наяву несет ощущение холода.


Образ неизвестной некоторые называют магическим. Посмотрите на картину, каждая деталь на ней заставляет нас задумываться – кто же это такая, мы рассматриваем мягкую синеву её бархатного костюма, украшенного

Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.

Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют – Картина Незнакомка. Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.

Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.

Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников. Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал. Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.

Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.

Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы. Смуглая красавица, кокетливо прищурила глаза, гордо бросая свой взор, на прогулке по Аничкову мосту. Таинственная героиня смотрит на посетителей Третьяковской галереи, величественным и загадочным взором. Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.

2 марта 1883 года в здании Императорской Академии наук в Петербурге открылась 11-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Сенсацией стала картина "Неизвестная" кисти Ивана Николаевича Крамского. Посетители безуспешно пытались угадать имя запечатленной мастером дамы. На все скромные и не очень скромные вопросы лидер передвижников отвечал уклончиво, чем лишь раззадоривал жадную до скандалов публику.

Женщина ниоткуда

Одно из самых знаменитых и загадочных полотен русской школы живописи возникло словно ниоткуда. В обширном эпистолярном наследии Крамского нет ни слова о работе над "Неизвестной". Не проясняют ситуацию дневники и воспоминания современников - нигде ничего. Какая-то таинственная "фигура умолчания" вместо досконально документированной творческой предыстории создания шедевра, именуемого "Русской Джокондой". Напрашивается вывод: именитый художник, имевший широкий круг заказчиков в разных слоях петербургского общества - от богатых дворянских и купеческих домов до великокняжеских и царских дворцов, - сознательно писал "Неизвестную" втайне от всех. Для Ивана Николаевича подобная скрытность была делом противоестественным: как правило он охотно делился своими творческими замыслами.

Интрига продолжала раскручиваться... Павел Михайлович Третьяков покупать для своей галереи несомненный шедевр столь ценимого им передвижника и постоянного корреспондента не стал и от комментариев воздержался.

Но почему? Что видели в этом портрете современники, чего не видим мы?

И ваш покорный слуга попробовал посмотреть на женский портрет глазами первых посетителей "картинной выставки" 1883 года, притязающих на аристократизм и неукоснительное соблюдение светских приличий.

Да - женщина едет в коляске. Заметим - двухместной. То есть это или чей-то выезд (что показатель высокого положения) или, как минимум, дорогой извозчик-лихач. При этом героиня в коляске одна. Хотя порядочной даме приличествовало бы ехать с кем-то - мужем, отцом, братом, наконец, подругой или компаньонкой...

Аристократка никогда бы не позволила себе столь демонстративное нарушение правил света. Аристократка не стала бы и одеваться так, как это сделала "Неизвестная".

И это уже зацепка для поиска, в котором мне помогли исследования специалистов по истории костюма 1 .

Манто памяти Скобелева

Небольшая бархатная шляпка "Франциск" с подвитым белым страусовым пером, манто "Скобелев" с собольим мехом, дорогие кожаные перчатки - вещи для 1883 года сверхмодные. Настоящий тренд сезона, как сказали бы в наши дни: "белый генерал" Михаил Дмитриевич Скобелев при весьма загадочных обстоятельствах ушел из жизни летом 1882-го, и смерть молодого военачальника продолжает будоражить умы. Но носить столько дорогих и модных вещей сразу для дамы из высшего общества - дурной тон. Чувствующая стиль богатая женщина наденет что-то одно, подчеркивающее ее статус, - и достаточно. Обряжаться в "самое-самое" - манера нуворишей.

Напомним, картина писалась в годы зарождения российского капитализма, выхода на арену тогдашних "новых русских" - железнодорожных магнатов, банкиров... Это они и их дамы кичились роскошью, что вызывало усмешки - выскочки тешат свои комплексы. О дальнейшем точно сказал Пушкин:

И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.

Вывод очевиден: изображенная Крамским дама либо не принадлежит к светскому обществу, либо имеет уникальную возможность безнаказанно нарушать принятые в нем правила поведения. "Неизвестная" изъята из юрисдикции всевластной и жестокосердной светской молвы и осознает собственную неподсудность: суровые приговоры света - не для нее.

Такое возможно в одном-единственном случае: даму поддерживает сам государь император, не желающий хранить в тайне свои особые отношения с "Неизвестной". Осталось лишь назвать ее имя. Это - княжна Екатерина Михайловна Долгорукова (1847 - 1922), которая в течение 14 лет была близка с Александром II (1818 - 1881). И письма к которой он всегда начинал со слов: "Здравствуй, дорогой ангел моей души" 2 .


Второй в коляске

Эту близость и сам император, и его фаворитка рассматривали не как греховную связь, но как тайный брачный союз, на который они получили благословение "от Бога". В ГА РФ хранится обширная переписка этой пары: 3450 писем Александра II и 1458 писем княжны.

Изучив переписку, историк из Санкт-Петербурга и автор "Родины" Юлия Сафронова написала замечательную книгу "Екатерина Юрьевская. Роман в письмах", в которой очень деликатно, но психологически точно написала об этом казусе. С самого начала отношений пара разработала свои собственные "формулы любви":

"Катя даже писала об их взаимном чувстве, как о событии, предопределенном на небесах: "Мы созданы, чтобы составить священное исключение". Такое постоянное самовнушение позволяло избегать обсуждений незаконности внебрачной связи. Роман никогда не мыслился в категориях греха, но, напротив, - как следование божьему велению. При этом пара понимала, что извне их связь может оцениваться иначе. Скрытая от самих себя неуверенность видна в навязчивом повторении: "Мы одни понимаем вполне всю святость этого чувства, которым мы счастливы и гордимся". ...Другим способом ответить на внутренние сомнения было объявление своего чувства уникальным, недоступным никому, а значит, не подчиняющимся общим законам: "...мы единственная пара, которая любит с такой страстью, как мы, и кто знает радость культа, который нам внушен Богом". Крайней степенью обособления себя от мира было объявление всего внешнего несущественным, не имеющим смысла..." 3

Пара неоднократно нарушала неписаные правила поведения в свете. Во время отдыха в Крыму княжна могла одна отправиться на прогулку. Фрейлина императрицы графиня Александра Андреевна Толстая с плохо скрываемым возмущением вспоминала, как однажды увидела княжну Долгорукову "на проезжей дороге, на глазах у всех... идущую пешком" 4 . Еще большим нарушением светских приличий были совместные прогулки любовников в открытом экипаже. 30 июня 1872 года княжна написала царю: "Я обожаю управлять твоим кабриолетом, прижимаясь вся к твоему красивому телу, которое мое - так бы всего и съела" 5 .

Исходя из этого интимного признания, на свободном месте слева от "Неизвестной" мог бы располагаться Александр II. Не исключено, что первоначально Крамской и намеревался изобразить царя рядом с его морганатической супругой. Тем более что императора нередко живописали то в санях, то в коляске. В Ярославском художественном музее хранится картина Николая Егоровича Сверчкова "Катание в коляске (Александр II с детьми)". Проделайте небольшой мысленный эксперимент: в собственном воображении перенесите фигуру царя с этого полотна и усадите его на свободное место рядом с "Неизвестной" - и да простят мне искусствоведы подобное кощунство!

Известна и гравюра пунктиром и резцом конца первой четверти XIX века: великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I, отец Александра II) с супругой Александрой Федоровной сидит в коляске и по-хозяйски правит лошадьми. Августейшая чета изображена на фоне Аничкова дворца, в котором она тогда обитала 6 . Но слева от "Неизвестной" мы тоже видим Аничков дворец, который в годы царствования Александра II принадлежал цесаревичу Александру Александровичу.

Возникает сильная эмоциональная дуга. Искусство художника неожиданно снимает плотный покров, скрывающий важную тайну династии Романовых.


Перемена декораций

6 июля 1880 году, после смерти императрицы Марии Александровны, государь поспешил обвенчаться с княжной в "походной" церкви Царского Села. Екатерина Михайловна получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а вместе с ней и рожденные до брака дети - сын Георгий (Гога) и дочери Ольга и Екатерина; еще один сын, Борис, умер в младенчестве. В распоряжение княгини Юрьевской уже в сентябре 1880 года государь передал Особый капитал, составивший 3 409 580 рублей 1 копейку 7 . Вера Боровикова, горничная княжны, вспоминала, что Александр II начал открыто ездить в одной коляске с ее хозяйкой уже через две недели после венчания: "...и все видели в Царском Селе, но никто вслух не говорил о свадьбе" 8 .

Высший свет был в шоке, понимая, что прогулками императора с морганатической супругой дело не ограничится.

Династический кризис вновь вплотную приблизился к порогу Дома Романовых. Вспоминает действительный тайный советник Анатолий Николаевич Куломзин: "...Носились зловещие слухи о желании государя короновать княгиню Юрьевскую... Все это волновало до глубины души. ...Повелено было найти в архиве Министерства двора церемониал коронования Петром Великим Екатерины I. Узнав об этом, наследник объявил, что если произойдет это событие, то он с женой и детьми уедет в Данию, на что последовала со стороны Александра II угроза в случае такого отъезда объявить наследником престола рожденного до брака от Юрьевской Георгия..." 9

"Неизвестная" могла быть коронована как Екатерина III.

Следовало приготовить русское общество к тому, что в романе "Что делать?", культовой книге нескольких поколений россиян, именовалось "переменой декораций".

Александр II, царствовавший уже четверть века, мечтал отречься от престола и частным человеком провести остаток жизни с Катенькой - в Каире или в Америке. "Ах! Как все мне надоело, и что бы я дал, чтобы бросить все, удалиться куда-нибудь с тобою, ангел души моей, и жить только для тебя" 10 .

Именно в это время признанный корифей портретной живописи Крамской и получил заказ написать портрет княгини Юрьевской. Заказ просили не афишировать. Такова моя гипотеза. Она базируется на фактах.


Лица не увидать

Осенью 1880 года другой модный и очень дорогой столичный художник, Константин Егорович Маковский (царь называл его "мой живописец" 11), писал в Ливадии парадный портрет княгини. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, любимый адъютант цесаревича, нелицеприятно написал о невыносимой атмосфере, которая сложилась в императорской резиденции: "...был свидетелем многого, чего бы не желал видеть, и очевидцем смутной и мрачной эпохи (полнейшего разложения и упадка обаяния царской власти). ... Маковский в то время делал портрет княгини Юрьевской; нужно было ходить им любоваться. ...Можно сказать, что семейный быт царской семьи представлял из себя целый ад".

Считавшийся утраченным парадный портрет княгини Юрьевской кисти Маковского недавно был обнаружен в Стокгольме и 13 декабря 2017 года продан на аукционе за рекордные 11 млн крон ($1,304 млн).

Сергей Маковский, сын художника, запомнил колоритную подробность: художник начал картину в Ливадии, написав лицо модели с натуры, а заканчивал в Петербурге, воспользовавшись услугами натурщицы, которая для пущей достоверности позировала ему в голубом капоте княгине Юрьевской. Судя по всему, княгине Екатерине Михайловне явно недоставало терпения и усидчивости. И портретисты должны были учитывать эту ее особенность.

В частной коллекции Душана Фридриха (Прага) хранится этюд Крамского времен работы над "Неизвестной" - молодая женщина в коляске в той же позе. Чем-то похожа на героиню картины. Хотя лицо грубее, и взгляд уж точно вызывающе высокомерен. Во всем облике этой модели ощущается какая-то нестерпимая и дерзкая вульгарность.

Кто изображен? Скорее всего - натурщица. Возможно - женщина легкого поведения. Крамской хотел схватить нужную ему позу, а заодно для памяти написал и лицо. Мастер заранее готовился к тому, чтобы при работе над портретом княгини Юрьевской напрасно не тратить время на проработку деталей. Кто знает, захочет ли нетерпеливая княгиня позировать в течение многих сеансов?!

Но Крамскому не довелось реализовать этот замысел.


Тень отмененного заказа

Последовали всем известные события: 1 марта 1881 года Александр II погиб от бомбы народовольцев, трон занял его сын Александр III. Княгиня Юрьевская отрезала свои роскошные волосы (длинная коса достигала пола) и положила их в гроб императора. Под неприкрытым давлением Александра III и императрицы Марии Федоровны безутешная вдова сначала покинула свои апартаменты в Зимнем дворце, а затем и вовсе уехала вместе с детьми из России и обосновалась на собственной вилле в Ницце.

Крамской оказался невольно вовлечен в чужую семейную драму, при этом ко всем ее "действующим лицам" он относился хорошо (к Александру III и императрице Марии Федоровне тоже, известны их портреты кисти Крамского). Заказ отпал сам собой - что ж, ладно. Но дальше что - плюнуть и забыть? Увы - не так устроен художник! Идея, запавшая в душу, не отпускает, саднит, перерастает в другую... В общем, он начинает лихорадочно работать над полотном уже совсем другим.

Разумеется, ни о каком портретном сходстве "Неизвестной" с княгиней Екатериной Михайловной теперь не могло быть и речи.

Взгляните ещё раз на "Неизвестную". Героиня - одна в двухместной коляске. По логике, рядом с ней должен быть... Кто - любимый мужчина? Но его уже нет. Погиб? А что на полотне на заднем плане? Аничков дворец - тот, в котором еще совсем недавно жил Александр III. Героиня навсегда уезжает от Аничкова дворца! И в глазах ее удивительная гамма чувств: боль, печаль, надменность... Но надменность - особого рода: вы, толпа на улице, не вправе судачить обо мне, судить меня...

И уже не хочется обсуждать вычурность нарядов едущей по Невскому гордой и печальной красавицы. Крамской работал на века - кто, спустя века, помнит тонкости тогдашней моды? Вы в лицо ее всмотритесь! Глупо говорить, что это чей-то портрет. Это вообще не портрет. Это картина - другой жанр. И писалась уже не княгиня Юрьевская. Что-то в героине, возможно, от натурщицы с этюда. Что-то - от дочери Софии, часто позировавшей отцу. А больше всего - от женщины, о которой думал сам художник. И не спрашивайте, кто она.

Она - "Неизвестная".

В Государственной Третьяковской галерее "Неизвестная" появилась лишь в 1925 году - после национализации одной из частных коллекций.

1. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье. М.: Кучково поле, 2017. С. 370, 390.
2. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 107.
3. Там же. С. 121.
4. Там же. С. 172.
5. Там же. С. 163.
6. Ровинский Д.А. Полный словарь русских гравированных портретов. Т. I: А - Д. СПб. 1886. Стлб. 34. N 86.
7. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 162.
8. Там же. С. 226.
9. Куломзин А.Н. Пережитое. Воспоминания. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 313, 329.
10. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 122.
11. Маковский С.К. Портреты современников. М.: Аграф, 2000 // http://e-libra.ru/read/229599-portrety-sovremennikov.html