Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Музыкальная терапия в детском саду. Музыкальное занятие с элементами музыкотерапии «Путешествие в сказочную страну

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;

Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;

Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;

Развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах;

Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.

Наглядный и дидактический материал: домик, зеркальные цветочки, маска кота, нотки Мажор и Минор, ТСО, музыкальное оформление.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Под музыку дети входят в зал

Муз.рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день! И я хочу провести сегодняшнее занятие с элементами музыкотерапии. Вы когда-нибудь слышали такое интересное слово МУЗЫКОТЕРАПИЯ? А я вам сейчас расскажу. Музыкотерапия- это лечение музыкой, ведь музыка очень сильно воздействует на человека и способна изменить его любое настроение. Все мы прекрасно знаем, если человек заболел его нужно лечить,(как..ответы детей.) но иногда человек думает, что он болен, а на самом деле у него просто плохое настроение. Вот тогда на помощь приходит музыка (как...ответы детей).Правильно ребята, с помощью весёлой музыки можно поднять настроение, а спокойная тихая музыка поможет вам успокоиться, если вы слишком перевозбудились,с помощью колыбельной мы засыпаем...Вот сегодня светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям и веселой песенкой и поднимем всем настроение.

Дети исполняют хоровод с оздоровительным массажем «Доброе утро»

Доброе утро. Улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки (по тексту )

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (по тексту)

А теперь похлопаем смелее-смелее.

Хлопают в ладоши

Ушки мы теперь потрем,и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (хоровод)

Муз.рук. Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. Присаживайтесь ребятки.

Открываю ноты и вижу пустые листы с дырками.

Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?

Ответы детей.

Муз.рук. Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (Задумываюсь.) Придумала! Нужно позвонить в музыкальное справочное бюро.

Звоню по телефону:

Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятье провести.

Мы сейчас кота пришлём.

Муз.рук. Вот спасибо! Очень ждем!

Про кота стишок мы знаем

Вместе, хором прочитаем.

Речевая игра-диалог «Тра-та-та»

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки: За Петра Петровича!

Вместе: Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Ну, не кот, а просто клад!

Входит воспитатель переодетый в кота

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Меня зовут кот Рыжик. Я ученый кот из великой кошачьей страны Мурляндия.

Муз. рук. Рыжик, где же нам нотки найти? их утащили хитрые мыши

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»

По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются.

И всем улыбнулись.

Муз. рук. Ребята, смотрите, впереди домик! Это уже Мышиное королевство?

Кот Рыжик. Нет! Здесь мышами не пахнет. Ребята, давайте я посмотрю, что находится в домике. (Протягивает в домик руки и достаёт карточки с изображением рожиц весёлого и грустного характера).

Кот Рыжик : Посмотрите ребята это домик гномов. Самих гномиков дома нет, но они оставили нам свои фотографии.

(Музыкальный руководитель показывает и спрашивает у детей какие храктеры изображены. Объясняет, что один из них весёлый – это братец мажор, а другой грустный – это братец минор)

Частушки:

(Весело) В доме До Мажор живёт,

Звонко песенки поёт –

Добрые, мажорные.

Весёлые, задорные!

(Грустно) Ре Минор к реке пошёл,

Песню грустную завел:

Ох! Река проворная.

Ох! Судьба минорная!

Ребята, а хотите поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?».

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами.

Кот Рыжик: Дети, очень грустно мне!

Что-то хрумкает в спине.

В горле всё болит, горит,

Нос мой булькает, сопит

Муз. рук. Ребята, наверное наш кот приболел,ему нужен отдых. Давайте посадим его в уголок, а чтобы он поскорее уснул споём колыбельную

Исполняется Колыбельная

Спи-усни, ты мой ребенок.
Теплый, мягенький, котенок.
Спи-усни, ты мой малыш,
Пусть тебе приснится мышь.

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Подрастай скорее, крошка.
Вырастешь как мама, кошка.
Будь усат, хвостат, пригож -

И на мамочку похож

Не моргай,
Не зевай.
Баю-баю-бай.

Муз. рук. Ну что, Рыжик, тебе лучше стало?

Кот Рыжик: Нет, что-то мне не хорошо. Я поспать хочу ещё

Муз. рук. Но нельзя же весь день спать. Ребята, по-моему кот хондрит и ничего у него не болит. Вот сейчас самое время обратиться к музыкотерапии. Как мы будем его лечить? Да, мы будем кота веселить.

Дети и Кот Рыжик выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я поглажу их немножко.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок. Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие ушки Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Кот Рыжик: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку! Как с вами весело! А вы знаете, что музыка и смех продлевает жизнь. И за это я подарю вам разноцветные смешинки. (Дарит детям разноцветные нотки)

Муз. рук. Рыжик, так это ты забрал наши весёлые нотки

Рыжик Я не знал, что они вам нужны, они такие красивые и я решил их подарить ребятам

Муз. рук. Эти нотки не только красивые, они ещё и волшебные. При помощи весёлой музыки мы смогли тебя развеселить, а значит вылечили тебя музыкотерапией. Ребята, берегите эти волшебные нотки и знайте, что они всегда вам смогут помочь вылечиться, ведь музыка- зто лучшее лекарство.

Занятие по музыкотерапии "Исцеляющие звуки"

Мелодия благотворно действует не только на душу, но и на тело!

Еще в III веке до нашей эры в Парфянском царстве с помощью специально подобранных мелодий врачи лечили своих пациентов от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.

Музыкотерапия

Различные нотные комбинации оказывают воздействие на клетки, ткани и все органы нашего тела. Положительные эмоции, возникающие у нас при прослушивании музыкального произведения, тонизируют центральную нервную систему, снимают мышечное напряжение, улучшают обмен веществ, успокаивают боль, стимулируют дыхание и кровообращение. Исследования показали, что при мелодичных звуках пульс замедляется, давление падает, сосуды расширяются. А заводные ритмы заставляют сердце биться быстрее.

Известно, что музыка помогает ускорить выздоровление, недаром во время войны в госпиталях часто устраивали концерты.

Бах по рецепту

Хотя воздействие музыки на организм не зависит от художественных достоинств произведения, замечено, что классика, а также религиозные сочинения и народные песнопения воздействуют сильнее. Идеальный лекарь – Моцарт. Гармоничный, виртуозный, легкий строй его мелодий вдохновляет и возрождает к новой жизни. Высоко оценивают силу Россини и Гайдна, заряжающих слушателей радостью и энергией. в период творческого кризиса или трудных жизненных испытаний хорошо приобщиться к Бетховену – его сонаты окрыляют и помогают преодолевать невзгоды. Душевное равновесие возвращают Скрябин, Бах и Гендель.

Сильное влияние на слушателя оказывают орган и колокольные звоны, которые на Руси считались лучшим средством от головных и суставных болей. В старинных лечебниках писалось, что звон колокола даже снимает порчу.

Но далеко не вся классика безвредна. Так, специалисты не рекомендуют увлекаться прослушиванием некоторых сочинений Вагнера и Штрауса, считая, что они могут возбуждать низменные страсти. Пессимистам, а также людям, страдающим депрессией, лучше не «злоупотреблять» ноктюрнами Шопена – «передозировка» такой музыки может усугубить их внутренние проблемы.

Рок или классика?

Не все однозначно и с рок-музыкой. Зачастую современные ритмы вводят нас с состояние подавленности и стресса. Опыт, проведенный японскими учеными, показал, что у кормящих матерей, которые слушали спокойную классическую музыку, количество молока увеличивалось на четверть, а у тех мамочек, кто слушал рок-музыку, лактация сокращалась вдвое. Вместе с тем специалисты высоко оценивают оздоровительные достоинства музыкальных композиций групп «Пинк Флойд» , «Энигма» .

Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

Конспект занятия коррекционно-развивающей программы с элементами логоритмики и музыкотерапии, направленной на развитие психомоторики младшего школьника с ОВЗ (умственной отсталостью) на уроках музыки и пения

Занятие 2

Время проведения: 20 - 25 мин.

Цель: Совершенствование ходьбы, увеличение объема дыхания, развитие четкости движений голеностопного сустава, подготовка детей к исполнению элементов народной пляски, развивает чувство музыкальной формы различие двух неконтрастных частей мелодии, развитие ритмической четкости и ловкости движений, ощущения музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком.

1.Ритмическое приветствие и разминка(5 мин.): поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»),

Ходьба:

1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;

2) группой;

3) группой под барабан к противоположной стене зала;

4) группой вдоль зала;

Дыхательные упражнения: (3 мин.) Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная мелодия в обработке А.Донас).

2.Основная часть: (10 мин.)

1) Выставление ноги на пятку . (Эстонская народная танцевальная мелодия. Автор упражнения Н. Сорокина).

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Такты 1—8: легко бегут вправо (влево). На счет «два» 8-го такта останавливаются лицом в круг и отпускают руки. Такт 9: положив руки на пояс, дети на «раз» полуприседают, на «два» выпрямляются. Такт 10: на «раз» выставляют вперед правую ногу, ставя ее на пятку, на «два» приставляют ее к левой. Такт 11: то же движение левой ногой. Такт 12: три шага на месте, затем поворачиваются спиной к центру круга. Такты 13-— 15: повторение движений 9—11 тактов. Такт 16: дети поворачиваются лицом к центру круга.

2) Бег с остановками (прыжки через воображаемое препятствие). (Венгерская народная мелодия. Автор упражнения Е. Дубянская).

Дети стоят по кругу. На такты 1—4: бегут. Сделав 6 шагов, останавливаются на «раз» 4-го такта прыжком с одной ноги на обе («перепрыгнули через препятствие — «лужу», «камень», «канавку»). Бег пружинящий:

Во время бега руки свободно двигаются: одна вперед, другая назад, остановившись, руки разводят в стороны. Такты 5—8, 9—12, 13—16, 17—20, 21—24: повторение тех же движений.

3.Релаксация: (7 мин.)

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее,заключительная беседа о занятии. Прощальный поклон учеников.

Используемая литература:

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. [Текст] /В.Г. Алямовская — М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993. — 492 с.

Буренина, А. И., Проектирование интегративной программы предшкольного образования [Текст] /А.И. Буренина, А.И. Колунтаева — СПб. ЛОИРО, 2007. — 272 с.;

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] /Г.А. Волкова — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

Еременко, Н.И. Здоровье сберегающие технологии в ДОУН. [Текст]/Н.И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. —152 с.

Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 123 с.

Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. [Текст] / М.Ю. Картушина - М: ТЦ Сфера, 2007, 97 с.

Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]; Методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2004, 236 с.

Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей [Текст] / О.В. Клезович. — М: Аверсэв, 2005. —152 с.

Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 254 с.

Коноваленко, В. В. Развитие связной речи [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 342 с.

Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.В. Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 256 с.

Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.: Линка-Пересс, 2000. - 345 с.

Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников[Текст]: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994. - 245 с.

Тютюнникова, Т. Э. Речевые игры [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, С. 115-119.

Тютюнникова, Т. Э. Инструменты Карла Орфа [Текст] / Т.Э. Тютюнникова//Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, С. 141-144;

Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 102 с.

Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем [Текст] / В.В. Цвынтфрный. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 231с.

Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 234с.

Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 164с.

Музыкально - психологический практикум для преподавателей «Музыкотерапия» (в рамках Единого методического дня)
Тезис-конспект

Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ
«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

Цель: пропаганда музыкального искусства посредством музыкотерапии
Задачи: формирование умения слушать; обучение новым способам оздоровления при помощи музыкотерапии; снятие мышечного и эмоционального напряжения; пробуждение потребностей к творческой деятельности; восполнение недостающих эмоций.
Аннотация: Данный практикум проведен для преподавателей учреждений дополнительного образования детей Еврейской автономной области в рамках Единого методического дня. Информацию ведущей сопровождает презентация из 15 информативных и музыкальных слайдов, их последовательность регулируется кликом «пауза». Для активизации слушателей и получения терапевтического эффекта, некоторые музыкальные примеры представляют собой пение караоке. Данная работа –это тезис-конспект, служащий оправной точкой для ведущей, и обязательно должен быть дополнен комментариями. По окончании практикума все присутствующие получают памятки (см.приложение)К работе прилагаются фотографии с проведенного мероприятия
СЛАЙД 1. (Титул)
Ведущая: Музыкотерапия - лечение посредством музыки. Предлагаемая лекция не содержит готовых рецептов, поэтому предложена музыка разных жанров. Это самое интересное современное направление терапии.

СЛАЙД 2. (определение музыкотерапии)
Сила воздействия музыки на людей известно давно. Пифагор, Аристотель доказали влияние ритма на состояние человека. Организм подстраивается под ритм. Тело и музыка начинают звучать вместе. В 19 веке музыкотерапия начала применяться в психиатрических заведениях. В 20 веке опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры в помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки как анестезирующего средства стало применяться в стоматологии и хирургии. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны. Звуковое сопровождение религиозных обрядов, звучание колоколов во время эпидемии дают терапевтический эффект.
Доказано, что незнакомая уху музыка имеет больший терапевтический эффект. Много споров вызывает рок-музыка, но здесь каждому-свое. Не могут не вызывать восхищения «золотые» рок - композиции.
СЛАЙД 3. «Queen». Богемская рапсодия.

СЛАЙД 4. (3 фазы терапии)
Для необходимого терапевтического эффекта необходимо «прожить» в музыке 3 фазы: настройка-погружение- катарсис.
Музыкотерапия может быть пассивной и активной. В активном лечении человек сам поет, танцует, играет на инструменте. Так он прочувствует музыку эмоционально и эстетически. Любое пассивное лечение можно превратить легко в активное. В этом случае эмоции должны проявляться, отрицательные исчезнут, а положительные наполнят. Благотворное влияние оказывает музыка, которая интересовала в молодости.
СЛАЙД 5. М.Боярский. Городские цветы
Улучшают состояние шедевры фольклора, романсы, композиции «Битлз», Армстронга. 15 минут дремы под такую музыку, потягивания пробуждают творческие импульсы. Джаз, реггей, танцевальные ритмы поднимают настроение, дают выход радости, обостряют чувство юмора.
СЛАЙД 6.Д.Косма. Опавшие листья.
Особое значение имеет музыка «рождения» для беременных женщин. Затрагиваются двигательная, эмоциональная, дыхательная сферы. Детям не важен слух, важны эмоции. Учеными доказано, что дети любую тихую музыку воспринимают, как колыбельную, даже тикающий будильник.
СЛАЙД 7.А.Суханов. Зеленая карета.
Громкая музыка с сильными ритмами повышают температуру на несколько градусов, поэтому слушать, когда зябко. Для преподавателей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, наряду с музыкой необходим комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой. Восстанавливая голос, эта гимнастика неизбежно восстанавливает более простые функции. Происходит массаж всех органов и обогащение кислородом.
Правила при выполнении комплекса упражнений:
-думать только о вдохе носом;
-выдох ртом;
-все движения выполняются на вдохе;
-счет каждого элемента до 8;
-выполнение в любом положении (сидя, лежа, стоя)
(проведение комплекса дыхательных упражнений- работа с залом)
СЛАЙД 8. Э.Пресли. Рок-н-ролл
СЛАЙД 9. (достоинства музыкотерапии)
Музыкотерапия применима ко всем, независимо от возраста.
Достоинства:
-возможно самолечение;
-бюджетно;
-индивидуально;
-лекарство всегда «под рукой»;
лечит и тело, и душу.
Ведущее терапевтическое значение музыки Моцарта. Преобладают звуки высокой частоты, улучшающие слух, укрепляющие мышцы среднего уха, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, стимулируют мышление, улучшают память, помогают при аутизме. Умственные способности повышаются у всех без исключения людей, которые слушают Моцарта, даже у тех, кто не очень любит такую музыку. Особенно показана эта музыка людям с болезнью Альцгеймера.
Хороша музыкотерапия в сочетании в ароматерапией, рисованием. Положительное влияние – звуки природы. Колоссальная эмоциональная и психологическая нагрузка у женщин. Для спокойствия и умиротворения- слушать музыку в удобной позе, предварить комплексом упражнений (дыхание животом). Выдох в 2-3 раза больше, чем вдох. Дыхание носом. Стабилизация давления и снятие головной боли. (работа с залом- дыхание животом). Роль тембра инструмента.
СЛАЙД 10.Ф.Лист. Утешение №3.

СЛАЙД 11-14. Типы темпераментов и муз. пристрастия.

СЛАЙД 15. Научитесь петь Свою песню и танцевать Свой танец!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Музыкотерапия на каждый день
Для уменьшения раздражительности, разочарования
И. Бах: «Прелюдия До-мажор» из ХТК
Л. Бетховен: «Лунная соната»
К.Сен-Санс: «Лебедь»

Для уменьшения чувства тревоги, неувереннос ти
Ф.Шопен: «Прелюдия ми-минор»
И.Штраус: «Вальсы»
А,Рубинштейн: «Мелодия»
Д.Шостакович Романс «Овод»

Для общего успокоения, умиротворения
И.Брамс: «Колыбельная»;
Ф.Шуберт: «Аве Мария»
К. Дебюсси: «Лунный свет»
Ф.Лей: «История любви»

Для снятия эмоциональных симптомов и напряженности
Э. Григ: «Утро»
М.Огинский: «Полонез»
А.Дворжак: Славянский танец ля-минор
М.Таривердиев: «Двое в кафе» из к/ф «17 мгновений весны»

Для уменьшения головной боли
Ф. Лист: «Утешение №3»;
А. Хачатурян: Адажио из балета «Спартак»
Д.Гершвин: «Голубая рапсодия»

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения настроения
В. Монти: «Чардаш»
Ф. Лист: «Венгерская рапсодия №2»
М.Легран: «Шербургские зонтики»

Лечебные музыкальные инструменты

«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения

Гитара гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток – полдень
Флейта восстанавливает функцию печени
, ночь
Скрипка активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Саксофон улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер

Труба улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро

Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер

Барабан укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утро