Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Михаил аникушин скульптор. Мастер монументальной скульптуры. Поступление в Академию художеств

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917 – 1997) родился в семье рабочего-паркетчика в год знаменитого Октябрьского переворота. В скульптурной студии в Москве Г.А.Козлов познакомил юношу с традициями русской реалистической школы предыдущего века. Вдохновленный, Аникушин едет в Ленинград в и середине 1930-х и поступает в ИЖСА на скульптурный факультет. Учился у мастера А.Т.Матвеева, и его влияние на Аникушина будет определяющим долгие годы.

Но молодой скульптор не хотел порывать с материальным воплощением мира в скульптуре, не хотел видеть, как «матвеевцы», лишь отвлеченную художественную форму в результате. Грянула война, и начинающий скульптор ушел на фронт.

После войны все его творчество связано крепкими нитями только с городом на Неве. Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств был открыт в 1957 году. Это венец творения художника, скульптура органичнейшим образом (допустим такое словосочетание) вписалась в не терпящий малейшего дурновкусия ансамбль площади. Этот факт с удивлением отмечали современники Аникушина, отмечают и теперь практически все туристы. Складывается впечатление, что памятник здесь стоит со дня основания Петербурга. Пушкинская тема была очень важна для Михаила Константиновича: он работает над образом Пушкина для Пятигорска, Кишинева, Ташкента, станции метро «Черная речка»…

Другая значимая персона - вождь революции В.И. Ленин «в динамике» зафиксирован Аникушиным на Московской площади (1970 год). Вообще, его работам присуща индивидуализация, психологизм, чувства, переживаемые под «статическим» образом, а впоследствии - и откровенный страстный порыв. Таковы барельеф "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975).

Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт - никуда не торопиться, если можешь сделать лучше - сделай), в итоге памятник появился в Москве.

Среди других его работ в городе на Неве - всем хорошо знакомые памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954), Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры, Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).

После смерти мастера не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

Фото: vk.com, 2do2go.ru/uploads, sutochno.ru/images, e-cis.info/pobeda, i.t30p.ru/1xZ

Аникушин Михаил Константинович
2 октября 1917

Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве, в многодетной семье рабочего-паркетчика. Он был четвертым ребенком в семье. Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Михаил Константинович рассказывал, что, сколько себя помнит, всегда лепил и рисовал.
В школе он рисовал стенгазеты и плакаты к праздникам. Школьный учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров. Ею руководил тогда известный педагог и художник Г. Козлов. Он-то и заметил, что мальчик хорошо чувствует объем, и начал заниматься с ним лепкой.
По совету Козлова, после окончания школы, Аникушин поехал в Ленинград с рекомендательным письмом к ректору Академии художеств И. Бродскому. Именно там находилось единственное в то время скульптурное отделение.
Михаил блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй подготовительный класс.
В 1937 году Михаил Аникушин становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. В 1939 году по совету Матвеева Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами и получает первую премию.
К началу войны Аникушин учился уже на 5-ом курсе. Его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Однако он яростно рвался на фронт и, в конце концов, стал солдатом противотанкового полка. Он прошел всю войну, в редкие свободные часы рисовал портреты своих однополчан.
В 1945 году Аникушин вернулся в Академию и начал работать над дипломной композицией «Воин-победитель».
Закончив Академию, Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. К тому времени в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное.
Одним из главных творений скульптора является памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957 год). К пушкинской теме Аникушин обращался уже в 40-х годах. И она красной нитью прошла через все его творчество. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982).
Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, действительный член Академии художеств СССР. В последние годы жизни он занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней продолжал преподавать в классе скульптуры.
Умер Михаил Константинович 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге.

Его детство прошло в селе Яковлево Заокского района Тульской области. Отец будущего скульптора пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком. Михаил был четвертым ребенком в семье. В 1917-м – в год его рождения, отца призвали в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в Яковлево, к родителям мужа. И уже там, в раннем детстве, проявились уникальные способности мальчика: Аникушин говорил, что, сколько себя помнит – он лепил и рисовал.

Обучаясь в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А. Козлова, Михаил Константинович познакомился с традициями русской реалистической школы XIX века. После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую Академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору Академии Бродскому и послал в приёмную комиссию телеграмму: «Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию – не только удар для него. Это значит потерять ему год учёбы, а может, и вообще потерять Аникушина...».

Именно заступничество учителя сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии. В 1937 году он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева. Учёбу в институте прервала война. С первых её дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 года становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся его жизнь и творчество будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защищает дипломную работу «Воин-Победитель». В начале 50-х годов он начал работать над памятником Пушкину, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. «Монументальность – не в гигантских размерах, – утверждал Аникушин, – а в чёткости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений». Эти слова стали для Аникушина творческим кредо: «Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем», – говорил Аникушин. И эта светлая радость действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Даже в бюсте, который был установлен в сквере напротив гимназии в подмосковном Дзержинске, есть луч этой радости.

Много работал Аникушин и над образом ещё одного любимого своего писателя – А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала достоверность и человечность выраженных в них переживаний. В 70-е годы он сделал проект грандиозного монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл – «Лётчики и моряки», «На окопах», «Блокада», «Снайперы» и других.

Михаил Константинович Аникушин был талантливым педагогом. Народный художник СССР, Герой соцтруда преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств. Ещё в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств – вдохновение, Аникушин уловил и запечатлел в неподатливом материале этот порыв.

Куда сегодня утекло это духоподъёмное состояние, почему истинное искусство вытесняется откровенным шарлатанством? – вот невольные вопросы, которые всплывают, когда обращаешься к твор-честву мастера станковой и монументальной скульптуры, явившемуся одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - советский и российский скульптор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945):

  • 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • 1936-1937 - учился в СХШ при В. А. Х., у Г. А. Шульца.
  • 1937-1941 и 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина.

Действительный член АХ СССР (1962). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966-1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1977).
  • два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)
  • орден Дружбы народов (28.9.1992)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
  • народный художник СССР (1963)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации.

Память

  • 2 октября 2007 года на доме, где жил Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска.
  • Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал.
  • Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.
  • Именем скульптора названа малая планета № 3358.
  • В Вяземском переулке перед зданием мастерской 12 сентября 2013 года установлен памятник работы Николая Краюхина.

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку, Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
  • Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
  • Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

    Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

    Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская»

    Памятник Ленину на Московской площади