Кес ван донген и его экспрессионистические женщины. Портретист Кес ван Донген – поэт женской красоты Коммерчески успешные работы
«Секрет моего успеха, вы просто рисуете женщин меньше, а их украшения больше.» - Кес ван Донген
Биография
Кес ван Донген родился в 1877 году, в Голландии, в Дельфсхафене близ Роттердама. В 1892 году, в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме, где проучился пять лет. От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.
В 1899 году Ван Донген переезжает в Париж, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной Августой Прейтингер, которую он нежно называет "Гус". Они поженились в 1901 году.
В Париже Кес участвует в различных выставках, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года вместе с Матиссом, Дереном, Браком За яркий цвет художников этой группы назвали фовистами ("дикими"). Он также рисует карикатуры для парижской газеты La Revue blanche, и организует костюмированные балы на Монпарнасе.
В 1906 году пара переехала в знаменитое общежитие на Монмартре Бато-Лавуар, где подружилась с художниками из группы .
Картины Ван Донгена принесли ему солидную репутацию в кругах французской буржуазии, что позволяло ему и его жене вести достойный образ жизни. На его полотнах живые рельефные мазки сочетались с сияющими ровными зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины эти шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно, броско. Однако, привыкнув к его манере, за видимой грубостью и вульгарностью можно обнаружить утонченность и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе. В Париже он пишет портреты известных людей. Особенно его творчество нравится женщинам, потому что на портретах они получаются красивее чем на самом деле.
В 1926 году Ван Донген был удостоен ордена Почетного легиона и в 1927 году награжден орденом Короны Бельгии. В 1929 году он получил французское гражданство и две его работы были куплены для Музея дю Люксембург.
Его поздние работы (в их числе, в частности, портрет Брижит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Кес ван Донген умер в своем доме в Монте-Карло в 1968 году.
В России его знают, главным образом, искусствоведы и художники. Шесть работ Ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже.
1877 — 1968 г. Голландский художник, основоположник фовизма, мастер женского портрета.
С «глотком» сладкого яда парижской свободы, двадцатилетний голландский живописец Кес Ван Донген получил стойкую «зависимость» от бурной жизни, кипящей в этом городе-празднике; так ряды французского изобразительного искусства пополнились художником-новатором, ярко проявившим себя в жанре фовизма.
Родился Корнелис Теодор Мария Ван Донген 26 января 1877 в пригороде Роттердама – Дельфсхафене, в семье пивовара. Склонность к рисованию проявилась у юноши в раннем возрасте, и в 1892 он становится учеником Королевской Академии художеств в Роттердаме, которую заканчивает в 1897. Портовый город, в котором он обучался живописи, просто кишел колоритными асоциальными персонажами, и сцены этой «живой» жизни привлекали Ван Донгена своей необузданной энергией. Наибольший интерес молодого художника вызывал непостижимый женский мир, в особенности, те его представители, которые не обращали внимания моральные устои общества. Изображая колоритную портовую жизнь, художник не только совершенствовал свои творческие навыки, но и зарабатывал на жизнь, получая за рисунки деньги от местной прессы.
После окончания Академии, Ван Донген посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, он возвращается на родину, правда, ненадолго.
Окончательно переехав в Париж, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, влача, как и остальные богемные личности этого «корабля-прачечной», полунищенское существование, компенсируемое невероятными событиями, которые, обычно, сопровождают жизнь гениев не от мира сего. Близкий Ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить, а его услуги оплачивала пресса анархистского толка. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.
В столице Франции, имевшей наибольшую «концентрацию» творческих личностей на душу населения, заявить о себе было проблематично, но «заезжему голландцу» помогла дружба с Пикассо, у которого Кес «одолжил» подругу – модель Фернанду Оливье. Неясно, действительно ли в связи с этим возникли обиды, но то, что после портрета Фернанды, художника заметили, факт.
Любовь Ван Донгена к женщинам была взаимной, именно они сделали его богатым, знаменитым, вывели в свет, и возвели в ранг чуть ли не штатного портретиста блистательного общества.
В 1905 художник принял участие в знаменитом Осеннем салоне, на котором фовисты поразили зрителя сиянием ярких, чистых красок, громко заявив о «самостоятельном» статусе этого стиля.
Хотя Ван Донген не связывал свое творчество с какими-либо направлениями живописи, его чистые, мощно звучащие цвета, а также темпераментное «неистовство», которым насыщены отдельные картины, подталкивают к мысли, что стиль художника – своеобразный синтез экспрессионизма и фовизма. Значительная роль отводилась цветовому символизму, и если требовалось передать мотив страсти, эту эмоцию выражал красный цвет; синий «отвечал» за духовное, а желтый символизировал надежду.
В 1908-м экспрессионистское движение «Мост» приняло Ван Донгена в свои ряды, и этот жанр более точно выражает манеру живописи художника, но при этом, большинство критиков видит в нем фовиста.
После путешествия в Египет, состоявшегося в 1913-м, стиль работ живописца упрощается, он тяготеет к двухмерности. Кроме этого, произведения приобретают более светский налет, чему способствовала дружба с маркизой Казати, и модельершей Жасмин (Леа) Жакоб. Также в этом году Ван Донген здорово эпатировал публику, выставив на экспозиции Салона портрет полностью обнаженной собственной жены, который полиция потребовала убрать.
В 1929 художник получил французское гражданство и, приблизительно, на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма. Работу «Танго с архангелом» можно считать отражением не только творческого кредо Ван Донгена, но и его стиля жизни, полностью подчиненного светским законам.
Женская тематика присутствовала и в поздних работах художника, но та откровенная эротика, граничившая с цинизмом, ушла, а с ней и вызывающе яркие краски.
В 1958 художник написал «Портрет Бриджит Бардо», в котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя.
Последние годы жизни художника прошли в Монте Карло, где он умер на собственной вилле 28 мая 1968, прожив 91 год.
Фотографии Кеса ван Донгена
Кеса ван Донген Картины 1
Красный клоун
Женщина с кошкой
Танцоры Ревель и Коко
Женщина в голубой шляпе
Мак
Жозефина Бейкер
Прогулка женщины с собакой по пляжу
Ночь разрезает луна
Покой
Танго с архангелом
Скрипачка
Эквилибристка
Монпарнас Блюз
Старый клоун
Женский портрет
Женщина на диване
Кес ван Донген | |
---|---|
нидерл. Kees van Dongen | |
|
|
Имя при рождении | Cornelis Theodorus Maria van Dongen |
Псевдонимы | Kees van Dongen |
Дата рождения | 26 января (1877-01-26 ) |
Место рождения | Дельфсхафен |
Дата смерти | 28 мая (1968-05-28 ) (91 год) |
Место смерти | Монте-Карло |
Страна | |
Жанр | портрет |
Учёба | Королевская Академия изящных искусств, Роттердам |
Стиль | фовизм |
Награды | |
Подпись | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Родился в Дельфсхафене. Он был в семье вторым из четырех детей. В -1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма , в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия» .
Одновременно с фовизмом, ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche . Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье , который, как пишет Гертруда Стайн в «Автобиографии Алисы Б. Токлас», принес ему известность. По словам Стайн:
Ван-Донген конечно же отрицал что эта картина была портретом Фернанды, хотя она ему и позировала, и по этому поводу изливалось много яду. Ван-Донген в то время бедствовал, у него была голландская жена-вегетарианка и питались они только шпинатом. Ван-Донген часто сбегал от шпината в какое-нибудь заведение на Монмартре где он ел и пил на деньги девиц .
В 1911 году женился на художнице Августе Прайтингер, с которой познакомился в Академии. У них было двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года, а их дочь, Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Во время Первой мировой Донген находился в Роттердаме, а после возвращения в Париж к нему стали обращаться состоятельные люди, желая заказать у него свои портреты .
С некоторым цинизмом он объяснял свою популярность в качестве портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное - это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись - самая красивая из лжи» .
Настоящее время
В феврале 2008 года полотно ван Донгена Ouled Naïl было продано по рекордной цене 7,5 миллионов евро на лондонских торгах аукционного дома Christie"s .
1 февраля 2010 года работы художника La Gitane (The Gypsy ) и Les escarpins mauves были проданы за 8 с лишним миллионов евро и 2,3 миллиона евро соответственно .
Кес ван Донген (Kees van Dongen , настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877-1968) - известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов. Он был сторонником фовизма, лидерами которого являлись и .
Художник родился в Голландии, в городке близ Роттердама. Чтобы получить художественное образование, в 16 лет он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме.
Одним из полотен раннего периода творчества Донгена был «Автопортрет» (Self-Portrait, 1895). Искусствоведы относят эту работу и к экспрессионизму, и к фовизму, в направлении которого автор будет работать в дальнейшем.
После окончания Академии юноша переехал в Париж. В этом прекрасном городе он участвовал в различных выставках, например, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года, где выставлялся наряду с такими корифеями, как Матисс, Дерен и .
Через год художник вместе с женой переехал в поистине феноменальное место - общежитие Бато-Лавуар на Монмартре. Своим названием - «корабль-прачечная» или «плавучая прачечная» - оно было обязано тому, что напоминало старые баржи, на которых прачки стирали белье. Интересно, что именно в Бато-Лавуаре находили приют многие знаменитые мастера, среди которых был даже сам . Собственно, во время проживания там, ван Донген и познакомился с художниками из группы испанского виртуоза холста и масла.
А в 1908 году живописец присоединился к членам объединения немецких художников-экспрессионистов «Мост». Для творчества Донгена того периода были характерны яркие и живые полотна, подчеркивающие принадлежность автора к группам из его окружения. «Женщина с вишнями на шляпке» (Woman with Cherries on Her Hat, 1905) и «Женщина с голубыми глазами» (Woman with Blue Eyes, 1908) стали первыми дамами, написанными в стиле фовизм.
Особое внимание привлекает картина «Женщина с голубыми глазами», на которой большую часть полотна занимают огромные очи главной героини, написанные яркими голубыми, как бездна океана, красками. А на оставшемся месте изображены ее не менее выразительные приоткрытые алые губы. Действительно, невозможно поспорить с тем, что художник умел подчеркнуть женскую привлекательность!
Немалую часть в творчестве маэстро занимает обнаженная натура. Так, полотно «Торс идола» (Torso the Idol, 1905), выполненное в стилистике постимпрессионизма, изображает весьма нехудощавую барышню, а, точнее сказать - крепкую женщину. Из названия можно сделать вывод, что это и есть «кумир» автора.
Контрастны «Идолу» нежная, невесомая и прекрасная «Сидящая обнаженная» (1906-1907), а также изящная и немного игривая дама с полотна «Танго с архангелом» (1922-1935).
Поздние работы художника отличаются от тех, с которых он начинал. Конечно, они пользовались успехом у публики и хорошо продавались, но от эротизма в них почти не осталось следа.
Кес ван Донген прославился картинами, посвященными «современной женщине». Его героини - это девушки, живущие в мире неги, моды и развлечений, яркие и неповторимые.
Великий мастер оставил неплохое наследие. Шесть его работ можно увидеть в Государственном музее Эрмитаж, поэтому российские зрители имеют возможность сами убедиться, насколько чудесны и проникновенны женские образы, запечатленные на картинах нидерландского мастера.
Художник, проживший долгую жизнь, обожал женщин, и они отвечали ему тем же. Уникальный портретист, являвшийся настоящим баловнем судьбы, одержал победу над модой, примирив авангардную живопись с великосветским салоном.
Влюбленный в женщин
Нидерландский художник Кес ван Донген родился в 1877 году. Молодой бунтарь и скандалист переехал из небольшого поселения в крупнейший в мире портовый город. Обаятельного юношу манили сценки обычной жизни, а сюжетами первых его полотен стали самые злачные места Роттердама. Главными персонажами работ рисовальщика являлись моряки и очень колоритные обитатели гавани, не обращающие внимания на моральные устои общества.
Юноша, влюбленный в женщин, рисует девиц легкого поведения, с которыми знакомится в притонах. Кроме того, он продает карикатуры на злобу дня в местные газеты, публикующие пробы пера молодого автора.
Популярность и богатство
В 20 лет Кес ван Донген переезжает в столицу Франции, которая пленяет удивительной атмосферой праздника. Несмотря на ужасающие условия жизни в ветхом и холодном бараке, юноша был счастлив. Он знакомится со многими художниками и поэтами, у которых не хватало денег даже на уголь для отопления. Парижские дамы заботятся о молодом человеке, обладающим даром влюблять в себя людей. Его работы приглянулись богатой маркизе Луизе Казати, вводящей моду на своего фаворита. Вскоре автор-портретист, обретающий долгожданную популярность, становится богатым.
Открыватель нового направления
Кес ван Донген слывет настоящим гением, обладающим индивидуальной манерой письма. В 1905 году буржуа, получающий дорогие заказы, становится участником Осеннего салона - объединения деятелей Он открывает новое направление в живописи - фовизм. Это название закрепилось за небольшой группой художников, работы которых поразили публику новизной. Выразительность ярких красок, страсть и эмоциональная сила вызвали восторг у критиков, сравнивших авторов необычных произведений с дикими зверями (по-французски это словосочетание звучит как les fauves).
Фовисты, вдохновленные полотнами Ван Гога и Гогена, заявили о себе всему миру, однако вскоре объединение распадается, а пути его участников расходятся. Через три года Кес ван Донген примыкает к новой группе "Мост", считая, что на зрителя надо воздействовать контрастными красками. Последние годы жизни художника прошли в Монте-Карло, где он и умер в возрасте 91 года.
Выразительные полотна
Гений представлял на суд публики полотна, наполненные яркими красками. Это даже не просто женские портреты, а настоящий эмоциональный взрыв, передающий импульсивное начало представительниц прекрасного пола. Его выразительные персонажи отстранены от окружающего мира, а насыщенные контрасты передают смысл происходящего. Женщины на полотнах обладают внешним очарованием. Автор находит разнообразные позы, отражающие властность, задумчивость или уверенность в себе, умело подчеркивая привлекательность своих героинь.
Особое внимание зрителей привлекла с голубыми глазами". И в самом деле зеркало души милой блондинки занимает большую часть полотна. Огромные очи василькового цвета притягивают взгляды мужчин, оценивающих и приоткрытые губы ярко-алого оттенка.
Коммерчески успешные работы
Исследователи творчества гения считают, что его новаторский стиль - синтез экспрессионизма и фовизма. Это роскошь и почти китчевый шик, который так нравился зрителю. Позднее мастер пробует себя в арт-деко (новом направлении искусства стран Западной Европы и Америки). Женская тематика всегда присутствует на полотнах автора, однако в более поздних работах уходит откровенная эротика и чересчур яркие краски. Умудренный опытом живописец часто работает над большими заказными миссис Аньели", "Портрет мадам V", "Монсеньор Александр со своей собакой").
Его полотна коммерчески успешны, однако исследователи не видят в них былую мощь художника. Они словно стилизованы под картинки из гламурных журналов. И в них чувствуется равнодушный взгляд мастера, привычно рисующего стройные спины женщин и роскошные драгоценности.
Экспрессия и символизм
Сам талантливый портретист Кес ван Донген не связывал свое творчество с каким-либо направлением в живописи. Он отводил огромную роль цветовому символизму и выражал свои эмоции через яркие оттенки. Так, например, синий отвечал за духовное, а красный означал страсть. Автор часто импровизировал и уделял внимание мелким деталям. Краски живописца, отлично разбирающегося в светотени, называли "наэлектризованными" за экспрессию и сочетание несочетаемого.
Сокровище Эрмитажа
Несколько картин Кес ван Донгена, оставившего бесценное наследие, находятся в Эрмитаже, и каждый посетитель может полюбоваться проникновенными женскими образами, запечатленными на произведениях автора. Самым интересным полотном является "Дама в Неизвестная модель, выразительное лицо которой состоит из ярких цветовых пятен, изображает актрису мюзик-холла. Несмотря на то что шедевр наполнен темным цветом, он не производит мрачное впечатление. А черный, соединенный с зеленым, придает картине нарядность.
Найти полотно можно в разделе "Европейское изобразительное искусство", коллекция "Французская живопись XIX-XX вв."