Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Идея произведения бесприданница островского. Главный конфликт пьесы А. Н. Островского «Бесприданница

1. В чем суть пьесы Островского?
2. Знакомство с героиней.
3. Нравственный облик купцов.

4. Трагедия героини.

Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского — драма личности в обществе. Раскрытию этой темы посвящены все линии пьесы. Говоря о женщине в буржуазном обществе, драматург открывает читателю истинное положение вещей.

В тихом городке на Волге живет девушка на выданье, Лариса Огудалова. Вокруг много завидных женихов, но Лариса — бесприданница. Поэтому, несмотря на ее душевные качества, она находится в невыгодном положении. Эти мужчины претендуют на Ларису всего лишь как на красивую вещь, говоря о ней как об очередном деле. Лирическая натура Ларисы сначала не понимает этого, она ищет любви. Если не взаимной, то хотя бы любви к себе. Поэтому, за неимением других кандидатов, она согласна стать женой Карандышева, который любит ее. Этим решением она зачеркивает год пустых страданий по другому человеку — Сергею Паратову, решив, что семейные обязанности помогут забыть о нем. Но Паратов вновь появляется в ее жизни. Он решил проститься с вольной холостой жизнью, может, он почти не помнит Огудаловой, но Лариса уверена, что приехал Сергей Сергеевич ради нее.

Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, знает, что ожидает ее дочь, и ее отношение к ней не отличается от отношения купцов — она тоже хочет выгодно сбыть Ларису с рук. С небогатым Карандышевым она разговаривает с пренебрежением, с Паратовым ведет себя немного фамильярно, с Кнуровым она во всем соглашается, понимает, что он готов взять дочь в содержанки и рада этому, получив гардероб для дочери и триста рублей.

У Ларисы есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт драмы — в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают за нее другие.

Как ни прискорбно это осознавать, но Карандышев. пусть он и влюблен в Ларису, тоже относится к ней как к красивой бездушной вещи. Для Ларисы это ужасно. Ведь она считает любовь главным достоинством своего жениха. Он же радуется тому, что она станет его женой, воспринимает это событие как выгодную для себя сделку. Ему есть теперь, чем кичиться перед этими богачами! Есть, чем уязвить их! Но он ревнует и тоже уязвлен, ведь Лариса не скрывает даже, что любит Паратова! Потому что считает, что она дождалась свою любовь, пройдя через страдания.

Карандышев имеет одно отличие от других героев-мужчин — он действует по велению своего сердца. Говорит Ларисе, что ради нее готов на унижение. Как же ведут себя другие? Что испытывает к Ларисе Паратов? Значит ли она для него больше, чем для других, или же он наслаждается своей властью над влюбленной девушкой, а также ловкостью в обмане жениха? Насколько честны по отношению к Ларисе те, кто ее окружает?

Судя по их поступкам, главным «нравственным» качеством в купеческой среде является деловая хватка. Обо всем они рассуждают с точки зрения выгодности, и чувствам не место там, где должен быть только расчет. Купцы держат с остальным населением дистанцию, и они достаточно недоверчивы даже друг к другу. Их нравственный облик мы узнаем в отношениях с Ларисой. Властный и расчетливый Кнуров подчеркнуто доброжелателен с ней, говорит, что обязан принять участие в ее судьбе. Фактически же это означает, что он воспользуется безвыходным положением девушки.

Паратов ради денег готов на все, а его взаимоотношения с Ларисой — как азартная игра, ведь он считает, что в жизни надо попробовать все. К сожалению, влюбленная девушка не видит его эгоистичность. Нравственный облик Сергея Сергеевича Паратова проявляется для Ларисы только тогда, когда он, соблазнив девушку, говорит ей о своей невозможности жениться на ней. Что же он выбрал? Более выгодную в материальном плане женитьбу на миллионах. Об этом событии узнают все в самом начале пьесы. Но, видя, как мечется Лариса, ей никто не говорит об этом, в том числе и друг детства Вася Вожеватов. Вожеватов — бездушный эгоист, которого не трогает судьба Ларисы. Он не может ей даже предложить помощь в критической ситуации, потому что связан честным купеческим словом. Он разыгрывает Ларису в орлянку с Кнуровым.

Кнуров — циничный делец, он может только ради красного словца сказать Огудаловой, что «ни на одну минуту не задумался предложить руку», но он женат, поэтому готов дать ей такое довольствие, что все критики нравственности будут вынуждены замолчать. То есть, не бывает безнравственных поступков — бывает мало денег.

Так человеческие отношения, нравственность, любовь, дружба оказываются перечеркнутыми ради отношений деловых, ради выгоды. Вот как сама Лариса подводит итог своей жизни: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса делает выбор — она готова стать красивой вещью для богача Кнурова.

Как обычно, истина звучит из уст того, чьи слова не воспринимают всерьез. Робинзон говорит Паратову: купцы — невежи. И это самая мягкая характеристика, какую можно дать. Карандышев первым раскрывает глаза невесте на ее окружение, он говорит ей жестокие, но правдивые слова о тех, кого она считает друзьями: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Он считает, что обязан защитить Ларису и наказать ее оскорбителей. Но с ним тоже происходит трансформация — его любовь оскверняется ревностью и местью. Купцам же он завидует и тоже хочет чувствовать себя хозяином.

Ларисе после всего случившегося остается стать игрушкой для Кнурова или умереть. Поэтому она благодарит Карандышева за случайно исполненное ее желание: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!» Возможно, она сама и не решилась бы свести счеты с жизнью, а став содержанкой Мокия Парменыча, утратила бы самое себя. Она берет на себя вину в своей смерти, покрывая Карандышева, избавившего ее от дальнейших разочарований и страданий.

Неизбежность трагического финала подготовило то обстоятельство, что Ларису ничего не держит в жизни. Ее любовь никому не нужна, девушка одинока в этом мире. Она утратила гармонию в своей душе и ни от кого не видит сострадания. Драма Ларисы в том, что она рождена в мире, в котором важны только деньги и власть.

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-анализ

по пьесе А.Н.Островского

«Бесприданница»

Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка

Оформление урока: иллюстрации постановки пьесы в Малом театре; экранизации Э.Рязанова (опыт показывает, что с фильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы в классе с целью более эмоционального восприятия произведения); афиша: «Бесприданница на сцене различных театров» (афишу учащиеся готовят самостоятельно).

Цели урока: более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему полного представления о богатстве всего театра Островского. Но все-таки необходимо показать основные этапы пути драматурга не только по учебнику и на примере одного произведения, текстуально изучающегося в школе («Гроза»). Важно проследить, как меняется мировоззрение драматурга, его отношение к купечеству, от первого произведения «Свои люди – сочтемся!» до произведения более позднего периода: «Бешеные деньги», «Снегурочка», «Бесприданница», не минуя при этом и изучение программного произведения «Гроза».

Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский «Гроза»

Ход урока

I. Слово учителя.

1.Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.

Для творчества этого периода характерны:

Устойчивые темы;

Штрихи к психологической физиономии русского характера;

Усиление социальных и политических обобщений, с одной стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;

Повышенное внимание к незащищенному человеку, резко выделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;

Фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);

Народная песня вытесняется романсом (Лариса поет романс Боратынского «Не искушай меня без нужды»).

II. История создания пьесы «Бесприданница».

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

III. Работа с учащимися по пьесе островского «Бесприданница» (1879).

Потребность осмыслить и высмеять социальные отношения и интерес к жизни сердца- это, как правило, «сосуществовало» у Островского в одном художественном произведении. На этой особенности мы и построим нашу беседу.

План беседы

  1. Царство хищных, цепных и умных дельцов (проверка домашнего задания - таблица «Жизненная позиция значительных лиц в городе»).
  2. «Женский вопрос» в России в 1870-1890-е годы (инд. задание).
  3. «Я любви искала…». Образ Ларисы Огудаловой.
  4. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Сравнительная характеристика.
  1. «Царство хищных, цепных и умных дельцов» или «значительные лица в городе».

Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа- предприниматель.

Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого и Паратова?

(Учащиеся зачитывают цитаты из таблицы, которую они заполняли дома.)

Работа с таблицей.

Кнуров

Вожеватов

Паратов

«Значительные лица города»

«Блистательный барин»

Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому…у кого денег много.

Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

Если скажу6 орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

За удовольствие надо платить, они даром не даются…

Я знаю, что такое купеческое слово.

Что я обещал, то и исполню: для меня слово- закон, что сказано, то свято.

Всякому товару цена есть.

Я человек с правилами, брак для меня дело священное.

Я сам такой же бурлак.

Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

У меня правило: никому ничего не прощать…

Ведь я чуть было не женился на Ларисе - вот бы людей насмешил.

Господа, я имею слабость к артистам.

Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещаю промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.

В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватого?

Держаться с достоинством, способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом.

И все же, что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?

В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методам накопления, образ жизни, внешнему лоску так непохожих на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе».

Кнуров как будто бы заботился о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая ее мать, достаточно ли она подумала, выдавая дочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путем при содействии матери сделать девушку моей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели. «Для меня невозможного мало»,- признается Кнуров.

В чем заключается сложность характера Паратова?

- В чем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы.

- Паратов - смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и свои положительные черты. Положительность этого образа заключается в широте его души, твердости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.

- при общении с людьми держится на уровне, соответствующем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошибается, грешит и сам себя прощает… Сила этого образа в его противоречии. Привлекательность - в его пороках. Крайности уживаются в нем органично. Размах и расточительность во всем: деньгах, чувствах, материальных и духовных затратах. Это не может оставить равнодушным никого: у мужчин он вызывает зависть, желание подражать; у женщин – восхищение. Но даже те, которым хватает жизненного опыта и здравомыслия, чтобы оценить опасность его пребывания рядом, в большинстве своем сдаются на милость обольстителя, поддавшись магии его блеска, азарта, мужского притяжения. «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... Это идеал мужчины». Не только Лариса, но и сотни современных читательниц симпатизируют ему, заранее все прощая ему, как Лариса в пьесе, и обрекая себя сгореть в его пламени; они не желают замечать того, чего он сам и не скрывает: его губительной сути.

- Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни все лучшее и не обременять себя соображением цены, хотя бы и в виде ответственности за судьбу тех, «кого приручил». Его жизненный принцип: «…найду выгоду, так все продам…» У него ничего заветного нет.

Вывод. Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

  1. Драму Островского было принято назвать драмой безгеройной эпохи. «Герой во фраке» (дворянин) и интеллигент – не состоятельны. Культурный буржуа-предприниматель, как мы только что увидели на примере героев пьесы, при ближайшем рассмотрении на роль героя тоже не подходит.

С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех.

В центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.

Именно эта женщина и становится героиней произведений Островского. И это не случайно.

В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872г. в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы). Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или «за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовольцами 3 апреля 1881г.).

Вот как писал о женщине в этот период Ф.М. Достоевский:

«В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться ». Достоевский достаточно глубок в понимании женщины.

И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.

Лариса – яркий пример такой женщины. О ней можно сказать - она сражается и иллюзиями…

  1. Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Ответы учащихся:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

« Паратов . Сейчас или никогда.

Лариса . Едем.

Паратов . Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса . Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно …»

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

Критики о Ларисе . (Высказывания о Ларисе записаны на доске.)

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

Беседа по вопросам:

  1. Можете вы согласиться, что Лариса не может «привлечь ваше внимания», так как она не «крупна», не «колоритна» как личность, в ней нет ничего «общественно значимого»?
  2. Могли бы вы назвать речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.
  3. Можете ли вы согласиться, что героиня демонстрирует «опустошенность души»? Если вы с этим согласны, то почему трудно винить в этом саму героиню?
  4. Можете ли вы согласиться, что Лариса в определенный момент переживает «гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу»? Аргументируйте свой ответ обращением к тексту.
  5. Согласны ли вы с мыслью критика В. Коровина, что Лариса – героиня «психологической драмы»?
  6. Вы согласны с тем, что героиня драмы лишена «цельности»?
  7. Как и кем представлен в «Бесприданнице» «соблазн»? Больших ли душевных сил стоит Ларисе не отдать себя в «добычу соблазна»?
  8. Вы согласны с тем, что для Ларисы характерна «душевная сила»?
  9. Чье отношение к героине вы считаете более логичным, правильным?

Вывод. Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»). Это - «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

  1. Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы.

Различное.

Катерина

Лариса

Душа Екатерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура.

Катерина религиозна и набожна.

Характер Катерины целен, устойчив и решителен.

Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. Лариса ничем не поддержана; ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утончена и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромиссности: «Расставаться с жизнью совсем на так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».

Общее.

По меткому выражению А.И. Ревякина, Катерина и Лариса- это «образы больших человеческих страстей». И Лариса, и Катерина хотели любить и быть любимыми, да обманулись. И Лариса, и Катерина отличаются от других тем, что у них отсутствует двойная мораль. (Катерина – что «при людях, что без людей», - одинакова; по словам Кнурова, в Ларисе «хитрости нет».) А еще их объединяет образ великой русской Волги – символа красоты, силы, мощи. Она одна лишь вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела свободу Лариса, человек «горячего сердца».

«Вот красота - то куда ведет… в самый омут».

IV. Подведение итогов.

В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.

Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев…».

Аккуратность произведения островского подтверждается тем, что во многих театрах страны с большим успехом идет пьеса «Бесприданница», о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».

V. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».


Свою пьесу «Бесприданница» Островский посвятил изображению провинциальных дельцов и дворян, которые приспособились к европейскому стилю жизни. Драма показывает конкретные условия, сложившиеся исторически - порождение дельцов новой формации. Центром их интересов становится Дмитриевна, ее судьба их не беспокоит, они решают ее «между делом». Социальный слой общества, в котором жила девушка, не интересовал ее с точки зрения практичности, единственный ее интерес вызывала любовь.

Сложную жизненную диалектику отражает в пьесе Островский. «Бесприданница» (анализ произведения) указывает на драматичность личности в жестоком обществе. Торжество «идолов» с волчьей хваткой поражает своей пошлостью без капли застенчивости.

Главная линия произведения - борьба нескольких мужчин за одну девушку, и нужна она им всего лишь в качестве трофея.

Начинается «Бесприданница» Островского с игрового диалога Ивана и Гаврилы, который дает читателю четкое представление не только об одном городе, но и о пореформенном периоде страны в целом.

Следом появляются дельцы Кнуров и Вожеватов, из разговора которых выясняется, что Лариса собралась выйти замуж за Карандышева, никчемного человека. Причиной такого решения девушки стало невыносимое постоянное присутствие в доме толп женихов, которых постоянно приглашает ее расчетливая мать.

Но никого не привлекает бесприданница. Островский рассказывает читателю о желании Кнурова видеть Ларису своей содержанкой. Следом писатель знакомит нас с блестящим молодым барином Паратовым, который около двух месяцев ухаживал за Ларисой, а затем исчез. Влюбленная в него девушка сгоряча и приняла решение принять предложение о женитьбе от первого встречного. Им оказался нищий, самодовольный, но болезненно любящий себя Карандышев, которого Лариса стыдится.

Такими начальными событиями пытается вызвать у читателя Островский. «Бесприданница» (анализ пьесы) вызывает интригу необычной героиней и опасением за ее судьбу. Усиливает тревогу пушечный выстрел, пугающий Ларису и возвещающий о прибытии Сергея Сергеича Паратова. Узнав о предстоящей женитьбе своей бывшей пассии, будучи обручен с «золотыми приисками», молодой человек изъявляет желание навестить Огудаловых.

На ужине в честь помолвки Ларисы и Карандышева происходит череда событий, способствующих драматическому продолжению пьесы. «Бесприданница» Островского рассказывает о том, как почтительно настроенный изначально Паратов превращается в импульсивного и гордого человека, ни в коем случае не желающего потерпеть поражение.

Прием, устроенный Карандышевым, превращается в фарс. Жених напивается, его все высмеивают, посмешищем чувствует себя бесприданница. Островский предлагает на суд читателя новый поворот. Паратов пытается сманить Ларису на прогулку по Волге. Гости уговаривают девушку спеть, Карандышев, пытаясь показать власть над ней, категорически запрещает исполнять песню. Именно его пафосное слово «запрещаю» и становится роковым, наререкор жениху Лариса не только поет, но и сбегает со всей компанией.

После проведенной с Паратовым ночи на корабле, несостоявшаяся невеста узнает о том, молодой человек несвободен. Зная о постыдном положении Ларисы, Кнуров и Вожеватов решают ее судьбу игрой в «орлянку». Право владения девушкой достается первому, и он предлагает стать ей щедрооплачиваемой содержанкой. Она стала вещью - понимает бесприданница. Островский заканчивает пьесу трагически - желая отомстить, Карандышев выстрелом убивает Ларису. Перед смертью она благодарит жениха за избавление от страданий.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета.
2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой.
3. Представители делового мира в пьесе.
4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев.

В пьесе «Бесприданница» А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: преуспевающие дельцы Кнуров и Вожеватов — уважаемые люди в городе, перед ними открыты все двери, и сами они вполне сознают все преимущества своего положения: «Да с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много». Нет такого «товара», который нельзя было бы приобрести за деньги: за них промотавшийся дворянин Паратов продает свою «волюшку», их разными хитростями выуживает у богатых гостей мать Ларисы, за деньги и сама Лариса, разочаровавшаяся в любви, готова ехать с Кнуровым, который не прочь развлечься. Ловкий пройдоха, актер Счастливцев, старается извлечь асе материальные выгоды из своего знакомства с богатыми людьми, наделав долгов на их счет, а мелкий чиновник Карандышев изо всех сил старается сравняться с богачами, которым втайне завидует. Таким образом, мы видим, что в той или иной степень деньги оказывают влияние на поведение всех персонажей пьесы.

А какую роль играют в развитии сюжета чувства, в первую очередь любовь? Лариса, главная героиня пьесы, постоянно находится в центре внимания, о ней говорят, ею восхищаются. Однако настоящую любовь изо всех действующих лиц испытывала только она: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова» — к такому выводу приходит Лариса. В самом деле, кто из ее окружения способен на высокие чувства? «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — говорит о любви молодой купец Вожеватов. «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» — вот подлинная сущность Паратова, который долгое время казался Ларисе «идеалом мужчины». А Ларисе этот человек бесстыдно лгал: «...Во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей». Кнуров — тот по крайней мере честен: «...Я готов предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления». Да и Карандышев, который заявляет, что любит Ларису, относится к ней так же, как и все остальные — как к вещи, полагая, что он имеет право распоряжаться ее судьбой, ее жизнью: «Так не доставайся же ты никому!»

Внутренний конфликт пьесы и заключается в том, что при значительном внимании со стороны окружающих Лариса на самом деле безмерно одинока. Мало этого — ее понятия и устремления не вписываются в систему господствующих в обществе ценностей. Лариса чужда расчета и притворства, и это становится причиной ее душевных страданий. Но она, при всех своих высоких достоинствах, не умеет оценивать людей. Внешний блеск Паратова она принимает за подлинную широту души; она верит этому человеку даже после того, как он скрылся, предварительно наговорив красивых слов о своей любви. Так как в Ларисе нет лжи, она не видит ее и в других; негодуя, что «все себя любят», что все думают только о себе, она тоже, в сущности, не видит окружающих, меряет их собственными мерками. Ее решение выйти замуж за Карандышева — в высшей степени неразумное решение: еще до свадьбы ясно, что она, чуткая, ранимая и гордая, не уживется с этим человеком, в котором чрезвычайно развит низменный собственнический инстинкт и болезненно обострено самолюбие. И на своего жениха, как и на любимого человека, Лариса не хочет и не умеет посмотреть трезво — она отгораживается от настоящего Карандышева призрачными картинами будущей семейной жизни, в которой девушка надеется найти душевный покой. Но разве возможно обрести душевную гармонию, находясь в обществе человека, которого не любишь и даже не уважаешь? «...Вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня», — но разве это справедливо только в отношении Карандышева? А Паратов? Он ведь тоже, при всем своем блеске, которого так недостает Карандышеву, не заслуживает уважения.

В пьесе «Бесприданница» Островский мастерски показал не только характер главной героини, но и окружающих ее людей. Потомственные купцы Кнуров и Вожеватов, невзирая на тот цинизм, с которым они бросают жребий, кому взять Ларису на содержание, все же оказываются честнее дворянина Паратова. «Честное купеческое слово» еще имеет ценность в представлениях Кнурова и Вожеватова: «...Давши слово, держись; а не давши, крепись!» Честность этих практических людей, пусть и не отягощенных высокими духовными идеала, выгодно отличает их от Паратова, безнравственная и жестокая ложь которого и становится одной из причин гибели Ларисы.

Островский показывает и другие характерные черты преуспевающих дельцов: надменность Кнурова, который разговаривает лишь с немногими избранными, остроумное ханжество Вожеватова, во избежание лишних сплетен пьющего шампанское так, словно это чай.

Ловкие дельцы втихомолку посмеиваются над Паратовым, который слишком много внимания уделяет светскому лоску, любит тратить деньги, не считая, отчего он и промотался. Островский показывает произошедшее в обществе смещение ценностных приоритетов: если прежде дворянин пользовался большим уважением, чем представители купечества (эта тема звучит, например, в пьесе «Свои люди — сочтемся»), то теперь купцы позволяют себе подтрунивать над дворянской нерасчетливостью, показным шиком: «...Где ж ему! Не барское это дело. Вот вы выгоду найдете, коли дешево-то купите».

Ярким контрастом с самоуверенными предпринимателями и блестящим барином Паратовым является образ Юлия Карандышева, жениха Ларины. Желание «повеличаться» выставляет этого человека в жалком, смешном виде. Главная беда Карандышева даже не в его незначительных доходах, а в том, что он тщится стать на дружескую ногу с богачами, забыв древнюю мудрость: «Гусь свинье не товарищ». У этого человека болезненно обострено самолюбие — в глубине души сознавая собственную незначительность, Карандышев мучительно страдает от ревности. Он готов ревновать Ларису к кому угодно; желая хоть как-то поднять собственную значимость в ее глазах, он влезает в разговоры с неуместными замечаниями, пытается указывать Ларисе, как она должна себя вести, упрекает ее за неправильное, с его точки зрения, поведение. Но все эти жалкие потуги казаться умным и значительным терпят сокрушительный крах — Карандышев все больше раскрывает свою личностную несостоятельность. Убийство Ларисы — это наивысшее проявление низменных эмоций, которые охватывают Карандышева.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Островский не только мастерски воссоздал особенности быта определенных кругов общества, показал трагическое несоответствие между миром чистогана и стремлением человеческой души к бескорыстной любви, но и показал характеры, которые, за небольшими изменениями, по-прежнему существуют в обществе.