Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сочинение по направлению: Цель и средства. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин . Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова . Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев , напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов , многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом» .

1. Жизненный путь Чичикова.
2. Цель и средства героя.
3. Жизненная цепкость дельца.

От трудов праведных не нажить палат каменных.
Русская народная пословица

Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли вообще быть однозначным образ, воссозданный в художественном произведении талантливым мастером?

Жизненные приоритеты Чичикова - это ценности новой эпохи, ценности капитализма, идущего на смену феодально-крепостническому укладу, сохранявшемуся на Руси слишком долго по сравнению с другими странами Европы.

Жизненный путь Чичикова, при всем желании, нельзя назвать легким и приятным. Раннее детство гоголевского героя было невеселым и однообразным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Гоголь ни словом не обмолвился о каких-либо играх, обычных для ребенка: нет, лишь бедность и труд - вот воспоминания, вынесенные Чичиковым из раннего детства.

Не отличались яркостью впечатлений и школьные годы героя: однако именно в это время начали раскрываться его практические таланты. Отец, отвезший сына в школу, дал ему напутствие, которое сын хорошо запомнил и которому по мере сил старался следовать: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь... Больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете».

Юный Чичиков мастерски придумывал разнообразные способы получения прибыли: он ничего не потратил из денег, оставленных ему отцом, а наоборот, приумножил их. Его усилия, направленные на то, чтобы угодить учителю, тоже не пропали даром. Хотя он и не блистал особыми способностями в науках, «при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Карьера Чичикова до того, как он занялся скупкой «мертвых душ» - это вереница падений и взлетов, явивших во всей силе живучесть и предприимчивость натуры этого персонажа.

Гоголь неоднократно упоминает о чистоплотности и аккуратности своего героя, о том, что Чичиков всегда хорошо одет и держится благопристойно. Даже в то время, когда начинающий молодой чиновник служил на незначительной должности, он выгодно отличался от своих сослуживцев тем, что «умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях». Контрастом внешней презентабельности героя выступают те средства, которые он пускает в ход для достижения своей цели. Однако сразу нужно отметить, цель у Чичикова вполне естественная: он хочет иметь семью, детей, жить в достатке и комфорте. Ничего преступного в такой цели, конечно, нет. Неразборчивость же в средствах, ведущих к ее достижению не столько проявление личной порочности Чичикова, сколько следствие мощного влияния на него среды, в которой он развивался. Наставление отца «копить копейку» было живо воспринято умом ребенка: о том же, какими способами позволительно это делать, а какими - нет, речи не было. Открытый разбой, грабеж, убийство, конечно, в глазах Чичикова являются преступлениями. Что же касается разнообразных экономических махинаций, то их герой Гоголя рассматривает как вполне нормальный способ ведения дел. Снова нужно подчеркнуть: не один Чичиков придерживался такого мнения. Вспомним гоголевского городничего из комедии «Ревизор». Он тоже искренне был убежден, что взятки и казнокрадство являются едва ли ни божьим установлением.

В подобном взгляде на жизнь виноват не столько сам Чичиков, сколько система управления Россией в целом, царящее повсеместно почтительное отношение к людям, имеющим деньги, независимо от того, каким путем они их приобрели, и пренебрежительное отношение к тем, у кого нет денег, даже если они честно служили родине, не жалея сил и жизни, как например капитан Копейкин. Действиями Чичикова в первую очередь руководит естественное желание выбиться из бедности, обеспечить себе надежный тыл. Когда Чичиков сокрушается, что лишился должности в таможне после махинаций с контрабандистами, он рассуждает так: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает на должности? все приобретают. Несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы, не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что ж другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?» Нельзя сказать, что эти рассуждения вовсе лишены справедливости: в самом деле, ведь кто-то и больше Чичикова присвоил, и живет в свое удовольствие, не испытывая ни малейших угрызений совести или какого-либо беспокойства со стороны властей.

Гоголь показывает многие положительные черты своего героя. Так, Чичиков обладает огромным запасом терпения. Чего только не приходилось ему сносить, особенно в начале своей карьеры: однообразие канцелярской деятельности, пьяные физиономии других чиновников, равнодушие первого начальника к рвению молодого чиновника. Сколько раз казалось, удача благоприятствовала Чичикову, а затем его постигал крах, и приходилось все начинать сначала. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть». Те диковинные махинации, в которые пускается Чичиков, свидетельствуют о его уме, предприимчивости и смелости.

По натуре Чичиков - авантюрист. Он из тех людей, которые во все времена неотступно следовали к цели, невзирая на препятствия. Однако лишь немногие избирают цель, труднодостижимую в своей возвышенности, как например духовное очищение, творческая самореализация или улучшение жизни общества. Цель подавляющего большинства людей гораздо скромнее - это жизнь в достатке, здоровье, крепкая семья. Трагедия Чичикова в том, что при своих незаурядных практических талантах он не может реализовать их в деятельности, которая одновременно была бы и законной, и достаточно прибыльной. Бессмысленно обвинять Чичикова в правовом нигилизме: то поведение, которое демонстрирует герой Гоголя, является лишь воспроизведением образцов, господствующих в обществе, его воспитавшем.

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Цель и средства»
АРГУМЕНТЫ
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Для чего человек живёт, чему стремится посвятить свою жизнь, какими
путями он идёт к достижению свой цели? Эти философские вопросы
пытается осветить А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума».
Цели «фамусовского общества» - достижение материального
благополучия, высокого положения, продвижение по карьерной лестнице. В
принципе, цели-то неплохие. Достойное место среди людей желает занять
каждый человек, стремящийся интересно, насыщенно прожить жизнь.
Однако средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие.
Яркий пример тому - Алексей Молчалин, человек, который ради
продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он
пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо
усвоил уроки своего отца, который учил сына угождать всем: «Во-первых,
угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова
была».
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека
- он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих
чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым.
Что ж, скорее всего, какие-то средства всё же приведут его к желаемой
цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до
степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить
Отечеству честно, без лести и угодничества («…Служить бы рад,
прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть
честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни
противоречили обществу.
Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в
обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, не понятый окружающими,
признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора,надо жить
- честно, достойно.
Да и не одинок герой, есть такие, как он, не подчиняющиеся ложным
ценностям. Их нет среди персонажей пьесы, но о них упоминают герои
произведения. Это и двоюродный брат Скалозуба (“…крепко набрался каких-
то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне
книги стал читать”), и племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не
хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор…”, и вся передовая
молодёжь, представляющая «век нынешний», ведь именно от её лица
говорит Чацкий («Где, укажите нам, отечества отцы…»)
Так что не все такие, как Молчалин и ему подобные.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения
соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых
ценностей - это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед
самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьесы
А.С.Грибоедова.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В. Гоголя Чичикову
так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве

была указана его отцом: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь
богатство, знатность, положение в
надежнее всего на свете…») -
обществе.
Шаг за шагом идёт герой к своей цели. Уже в школьные годы он
использует определённые средства для её достижения, занимается
накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из
воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации,
если они приводили к деньгам или продвижению по службе, для героя были
хороши. Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на
его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом («…надул,
надул, чертов сын!»).
Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а
Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему
значительный доход. Даже светское общество, развращённое погоней за
деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы.
Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё
общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные
сделки. И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать,
не продешевила ли она при продаже мёртвых душ; если бы не Ноздрёв с его
прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с покупкой этих
душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько
возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие
ему удастся.
Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно
он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.
Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно
изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.
Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо
понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не
опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом
должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы
быть уважаемым и достойным человеком в обществе.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Цели человек ставит в своей жизни постоянно - от небольших,
ежедневных до жизненных, составляющих сущность всего, что он делает.
Хорошо, если эти цели приносят радость, успех, удачу не только человеку, но
и окружающим. Если же они эгоистичны, то страдают все, и в первую
очередь сам человек. Так и герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» Родион Раскольников тоже ставит цель – проверить себя, кто
он - «тварь ли дрожащая» или «право имеет».
О каком «праве» рассуждает в своей теории герой? О праве личности
на преступление ради великих целей, ради спасения человечества.
Размышляя о «необыкновенных людях», он считает, что они могут «…
разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и
единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной,
может быть, для всего человечества) того потребует». И здесь все средства
хороши - вплоть до убийства, которое он и совершает, убив Алёну
Ивановну, старуху-процентщицу.
Однако преступление тем и страшно, что тянет за собой другое -
гибель сестры процентщицы – Лизаветы, ради которой, казалось, и совершал
герой убийство, пытаясь спасти её и других от этой отвратительной
женщины. Но идея, теория Раскольникова возникает в его уме лишь под

тяжестью безвыходности лично своего положения и положения Дуни, сестры,
которая хочет ради брата выйти замуж за нелюбимого Лужина. То есть идея
спасения человечества оказывается, в сущности, идеей спасения
самого себя.
Совершив преступление, герой понял, что отгородил себя от людей,
оказался «по ту сторону добра и зла». Пройдет немало времени, чтобы
Раскольников до конца осознал чудовищность своей теории, когда любовь
Сони возродит его к жизни.
Читая роман, каждый делает выводы о том, что важно в этой жизни, к
чему нужно стремиться, какие цели ставить и как этого добиваться, как надо
выходить из трудных жизненных ситуаций. Только жизнь по законам добра и
справедливости способна помочь человеку всё преодолеть. Зло, жестокость,
убийство – это всегда ведёт в пропасть, делает человека несчастным.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и
ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений
как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.
Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках
своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства,
которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном,
чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало
его известности (“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть
любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев
огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по
законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные.
Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи,
в которых столько желания жить полной грудью, - всё это повлияло на
Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу («…
надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он
продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию М.М.
Сперанского.
В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек
счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой
вклад в великие дела. А ещё он осознал, что надо уметь прощать, ведь
именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его
любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась
та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде
всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые
герои Л. Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Цели ставит перед собой не только конкретный человек, но и
государство. Хорошо, если эти цели служат улучшению жизни людей,
направлены на их благо, если продуманы средства, не приносящие людям
вреда. Однако иногда, выполняя, на первый взгляд, благородное дело,
государство не замечает, сколько боли и страдания приносит людям, так или
иначе вовлечённым в данное мероприятие. Об этом - повесть В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой».

В основе сюжета лежит конкретный факт - строительство нового
водохранилища, ГЭС на Ангаре, для чего были затоплены некоторые
населённые пункты, а люди переселены в другие места. Матёре - почти 300
лет. В этой деревне, находящейся на острове, прошла жизнь многих
поколений, здесь же они и похоронены, а потомки бережно хранят о них
память.
Тяжела жизнь людей, наполненная постоянной работой. Но любят
жители свои родные места, ощущают благодать родной земли, особенно
пожилое поколение. И вдруг им предстоит покинуть всё, что им так дорого.
Старики тяжело переживают это событие. «Я там в одну неделю с тоски
помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»
- жалуется Настасья Дарье. Как тяжело покинуть родные места, оставить
под затопление могилы близких!
Цель, как сказано было выше, благородная - людям нужно
электричество. Но как жестоко, бессердечно она выполняется. Вспомним
ужасную сцену, когда представители санэпидемстанции буквально
разрушают могилы предков, занимаясь «санитарной очисткой ложа
водохранилища». И всё это делается на глазах жителей. Не случайно с
палкой бросилась старуха Дарья на одного из здоровенных мужчин, который
осквернял могилы.
Жизнь стала какая-то суетная, торопливая, некогда подумать о
близких, понять их («Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж,
запинаются на каждом шагу - нет, бегут»). Люди покидают дома, а они,
словно понимающие, «страдают от разлуки со своими обитателями».
Не подумали чиновники не только о чувствах людей, но и том, в каких
условиях они будут жить. Посёлок, в который переезжают жители, стоит на
каменистой местности, где и расти-то ничего не будет. Печален вид этого
нового селения, построенного кое-как.
Забота о людях - это первейшее назначение людей, обладающих
властью. Всё, что они делают, должно идти во благо людям. Поэтому
необходимо продумывать до мелочей цели и средства, судьбу каждого
человека, в которую государство врывается, выполняя свои задачи. Только
тогда будет доверие народа к власти, только тогда человек будет считать
себя защищённым в своей стране.
Вывод
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их
выбрать? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при
выборе жизненных ориентиров. Но главное - сможет он или нет
найти верный путь, поставить перед собой достойную цель,
используя справедливые средства для ей достижения. По делам,
поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с
пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда
человек будет поистине счастлив.
Пьеса «Вишневый сад» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что у
целей людей могут быть абсолютно разные мотивы: как эгоистические, так и
благородные, а люди могут быть как деятельными, так и пассивными в
достижении своих целей.
Вишнёвый сад в произведении - это и материальная ценность, и красота
природы, и часть духовного мира обитателей имения. И каждый в нём видит то,

что ему интересно, выстраивая свои жизненные цели в зависимости от того, что
ценит в жизни.
Характеризуя героев произведения, цели и средства их достижения,
обязательно нужно упомянуть то, что цели и поступки героев тесно связаны, а
внутренний конфликт пьесы как раз и основывается на желании или
нежелании, наличии или отсутствии возможности совершать поступки. Лопахин
поставил цель стать хозяином вишнёвого сада, разбогатеть, он совершает для
этого определённые действия, Гаев же не деятелен, он не желает что-либо
предпринимать.
В комедии "Вишневый сад" А.П. Чехова следует рассмотреть следующие образы:
1) купец Лопахин, целью которого становится заработать деньги, выбрать из
нищеты. Он заметно преуспевает и становится новым владельцем сада;
2) Гаева, который полностью апатичен, равнодушен и просто плывет по
течению.
Проблема цели и средства поднимается часто. Она определяет
принципы человека показывает его истинные планы. Чтобы понять суть этих
понятий, нужно разобрать вопрос более детально. Цель – это то, чего мы хотим.
Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим
воплотить в ближайшее время. Средства – это методы, которыми мы будем
достигать цель.
Например, если наша цель написать хорошее итоговое сочинение, то нам
нужно выбрать одно из средств – либо списать работу из интернета, либо
прочитать несколько хороших книг и передать на бумаге свои мысли. Первый
вариант притягивает больше, так как он не требует особых усилий. В жизни все
происходит точно также. Для достижения любой цели у нас есть хорошие
средства и плохие.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой
расписал свою философию, свои цели. Он быстро определил, что лучшее
средство – это убийство. Собственные идеи помогли оправдать подобные
поступки в голове.
В работе Гоголя «Мертвые души» Чичиков хотел разбогатеть. Это была его
главная цель. Средство он выбрал хитрое и аморальное. Он скупал списки уже
мертвых крестьян, чтобы выдавать их за живых. От того, какие мы средства
выбираем для достижения цели, зависит наша личность. Поэтому всегда нужно
внимательно принимать решение.


Что же такое цель, и какие средства используются для ее достижения?

Цель, прежде всего связана с каким то желанием, она дает определенный смысл жизни и по достижении цели, у человека пропадает интерес. Поэтому цель нужно ставить практически недостижимую, что бы упорно идти к ней и не терять смысла жизни. Цель это обычно конечный результат.

Средства это же действия, достижения цели. В самом начале, что бы получить образование, нужно учиться. Попасть на хорошую должность – упорно и плодотворно трудиться. В общем, старание это главное средство к достижению цели.

Как говорил Оноре де Бальзак: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Мы ставим перед собой цели, идя по дороге жизни. По пути мы совершаем ошибки, разочаровываемся, но нужно упрямо идти вперед.

Герой поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» - Чичиков, четко поставил перед собой цель: разбогатеть, стать знаменитым и признанным в обществе.

Отец же в его цели его поддерживал и напутствовал: «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Уже со школьных лет Чичиков упорно начинает идти к своей цели, используя определенные средства: продавать поделки и угощения, таким образом, уже делая свои первые накопления. Позднее обманывает своего начальника, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проворачивал аферы продавая души, обманывая всех вокруг. Что ж в данном произведении мы видим, что не всегда используются достойные средства в достижении цели.

Данную тему мы можем проследить и в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Фамусовское общество, в котором оказывается Чацкий - меркантильно, они добиваются своих целей любой ценой.

Чацкий стремиться честно служить родине, а не преклоняться перед каждым: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий, благородный человек с новыми взглядами на образование, искусство и против крепостного права. Он видит своей целью донести до общества правильность своих взглядов, жаль, но общество не понимает и не желает его принимать, не думая о том, что благодаря Чацкому, они бы могли измениться. Герою тяжело одному идти против толпы и он сдается, не достигая своей цели.

Отсюда мы видим, что цели это одно из главных в жизни человека, что дает ему вдохновение. Но как оказалось средство средству рознь. Поэтому стоит в самом начале пути задуматься над своими целями и определиться со средствами, которыми они будут достигаться.

Обновлено: 2017-11-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.