Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Финляндия вошла в состав российской империи. Великое Княжество Финляндское: как жили финны в Российской империи

Административная единица в составе Российской империи в 1809-1917 гг.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Финляндии к России.

В 1808 г. Россия начала против Швеции военные действия. Поводом к ним послужила дружественная по отношению к Великобритании и враждебная к наполеоновской Франции политика шведского короля Густава IV Адольфа. Россия, заключившая в 1807 г. мирный договор с Наполеоном и присоединившаяся к континентальной блокаде Великобритании, предлагала Швеции свое посредничество в нормализации отношений с Францией, но получила отказ. Наполеон официально заявил, что не будет препятствовать захвату Швеции Россией. В начале 1808 г. русские войска под руководством Ф. Буксгевдена вступили на территорию Финляндии, принадлежавшей Королевству Швеция, и вскоре заняли Гельсингфорс (Хельсинки). К марту 1808 г. русскими войска было занято несколько крепостей на территории Финляндии, Аландские острова и остров Готланд. Но к середине года Россия стала терпеть неудачи в сражениях со шведскими войсками. Ситуация усугублялась и начавшейся партизанской войной, которое вело против русских войск финское население.

Тем не менее, к ноябрю 1808 г. вся территория Финляндии была занята российской армией, а еще летом этого года император Александр I издал манифест «О присоединении Финляндии». Император назначил нового главнокомандующего русской армией Б. Кнорринга и приказал ему перенести военные действия непосредственно на территорию Швеции. Корпус П.И. Багратиона вновь занял Аландские острова, потерянные в середине 1808 г., а отряд под руководством Я.П. Кульнева перешел Ботнический залив по льду и остановился в 100 километрах от Стокгольма. В самой Швеции между тем росло недовольство войной, и в результате король Густав IV Адольф в марте 1809 г. был низложен в ходе государственного переворота. Между сторонами было заключено перемирие, оказавшееся недолгим. Однако попытки нового короля Швеции Карла XIII переломить ход войны в свою пользу оказались неудачными. В сентябре 1809 г. между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирный договор, согласно которому Финляндия переходила под власть России.

Еще в феврале 1809 г. в финском городе Борго состоялся сейм - сословное собрание, на котором Александр I торжественно пообещал населению Финляндии сохранить в их стране конституционные порядки, установленные еще при господстве шведов, и «коренные» законы. Члены сейма принесли присягу Александру I, которому с тех пор стал принадлежать и титул Великого князя Финляндского.

Великое княжество Финляндское в период правления Александра I . Особый статус Финляндии в составе России.

На Боргоском сейме 1809 г. были заложены основы автономии Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Законодательной основой новой автономной области в составе государственно-правовые документы еще шведского периода: «Форма правления» 1722 г. и «Акт соединения и безопасности» 1789 г. Согласно этим документам власть монарха была ограничена сословиями. Хотя монарх и обладал единоличным правом созыва сейма, но в то же время он не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии самих сословий. Иными словами, монарх разделял право законодательной власти с сословиями. Однако для монарха не было сословных ограничений в законотворческой деятельности, связанной с экономикой. Без согласования с представителями сословий монарх мог издавать законы, касавшиеся хозяйства, налогов и доходов, поступавших от использования коронной собственности и таможни. Великий князь Финляндский мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство. Только великий князь мог представлять интересы страны во внешней политике. Единолично решал он и вопросы, связанные с обороной. Согласно обещанию Александра I на Боргоском сейме, в Финляндии имелись только наемные войска, рекрутская повинность на финнов не распространялась. Иными словами, в Великом княжестве Финляндском царь обладал правами конституционного монарха.

Основными органами власти в княжестве были сейм, сенат, а также генерал-губернатор и министр статс-секретарь. Сейм состоял из четырех сословных палат, в которых были представлены следующие сословия: рыцарство, дворянство, духовенство, бюргерство (горожане) и крестьяне. Право представительства в палате дворянства принадлежало старшему в дворянском роде. Палата духовенства состояла из архиепископов, епископов и депутатов, избранных духовенством, университетом и преподавателями. Что касается палаты крестьян, то выборы депутатов производились электорами (выборщиками), лицами, избранными для этих целей. Хотя финляндский сейм должен был созываться каждые пять лет, со временем он стал собираться все реже и реже и в конце правления Александра I уже не созывался. Государственным языком Финляндии остался шведский, и именно на нем была первоначально узаконена переписка в пределах Финляндии, а также между государственными учреждениями Великого княжества Финляндского и Российской империи.

В июле 1809 г. было учреждено финляндское правительство - Правительственный Совет, преобразованный в 1816 г. в Императорский Финляндский Сенат. Его членами могли стать только местные уроженцы, назначавшиеся великим князем на три года. Сенат был полностью автономен во внутренних делах княжества. Он состоял из двух департаментов: экономического, в компетенции которого было общегражданское управление, и юридического, составлявшего высшую судебную инстанцию, и наблюдавшего за осуществлением правосудия в княжестве. При сенате состоял прокурор, обязанный следить за точным соблюдением должностными лицами законов. Правительственные решения, как правило, принимались на заседаниях экономического департамента, реже — на пленуме обоих департаментов. Представитель верховной императорской власти (генерал-губернатор) назначался царем и состоял по должности председателем Финляндского Сената. Он не обладал правом непосредственных докладов великому князю, но при этом он оказывал влияние на управление страной, представляя свое особое мнение о постановлениях Сената. Генерал-губернатор не мог приостанавливать уже принятые решения Сената, но именно он председательствовал на общих заседаниях (пленумах) обоих департаментов, когда рассматривались законопроекты, вносимые императором (великим князем) на сейм, а также законопроекты, представленные сеймом на утверждение императора. В вопросах поддержания общественного порядка генерал-губернатор руководил деятельностью губернаторов на местах независимо от Сената.

Сенат руководил деятельностью созданных в 1811-1816 гг. центральных правительственных учреждений Великого княжества: Коллегиума Медикума, Главной таможенной дирекции, Главного управления лоцманского и маячного ведомств, Почтовой дирекции, Управления по расчистке порогов и строительству каналов. Юридический департамент выполнял роль Верховного суда Финляндии и состоял из девяти членов и вице-председателя Сената. При экономическом департаменте существовало девять экспедиций, соответствовавших по статусу министерствам, важнейшими из которых были финансовая, камерная, юстиции, полиции и гражданская. Начальники экспедиций (министры) назначались императором на трехлетний срок и с 1857 г. стали носить звание сенатора. Экономический департамент возглавлялся вице-председателем Сената, который фактически исполнял роль премьер-министра. С 1809 г. в Петербурге стала действовать особая Комиссия (позже - Комитет) по делам Финляндии для представления финляндских дел на имя императора. В 1824 г. генерал-губернатору Финляндии было предоставлено право докладывать императору непосредственно, что поставило его выше Финляндского Сената.

Финляндия в период правления Николая I .

Император Николай I (1825—1855), вступая на престол, в особом манифесте к финскому народу гарантировал неприкосновенность основных законов Великого княжества Финляндского. Сейм в правление Николая не созывался, но решение о его созыве еще по шведским законам зависел всецело от великого князя Финляндского. В период царствования Николая I в 1826 г. был ликвидирован Комитет по делам Финляндии, функции которого перешли к вновь учрежденному Статс-секретариату по делам Великого княжества Финляндского. В декабре 1834 г. Статс-секретариат был преобразован в ведомство министра статс-секретаря Великого княжества Финляндского, т.е. это учреждение достигло ранга имперского министерства. В практике отношений между Великим княжеством Финляндским и Российской империей Статс-секретариат играл роль своеобразной внешнеполитической инстанции. Министр статс-секретарь мог докладывать о делах Финляндии непосредственно императору, минуя министра иностранных дел страны. В отличие от всех других царских министров его принимал сам император. Он имел доступ к председателю Совета министров России на доклад о делах своего ведомства. Все это, несомненно, ставило министра статс-секретаря в особое привилегированное положение. В 1831 г. в княжестве была проведена административная реформа, по которой Финляндия делилась на 8 губерний: Або-Бьернеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Куописскую, Нюландскую, Санкт-Михельскую, Тавастгусскую и Улеаборгскую.

В период Крымской войны 1853-1856 гг. англо-французский флот вошел в Балтику, высадил десант на Аландских островах и бомбардировал крепость Свеаборг (Суоменлинна).

Реформы в Великом княжестве Финляндском при Александре II .

Еще с 1840-х гг. в Великом княжестве Финляндском стали проводиться реформы в области просвещения: так, в программу местных школ был включен финский язык, было разрешено издание на финском языке религиозной, исторической, экономической литературы и памятников народного творчества. Эта политика продолжилась при императоре Александре II. В 1858 г. стали открываться лицеи с преподаванием на финском языке. Позже было признано равноправие шведского и финского языков в суде и администрации и принят рескрипт об официальном установлении финского языка как государственного языка Финляндии. Все это способствовало развитию национальной культуры и языка: если в начале XIX в. в Финляндии издавалась всего одна газета на шведском языке, то в начале XX в. уже 328 газет, в том числе 232 на финском, 92 на шведском, 3 на немецком и 2 на русском языке.

В 1863 г. в Гельсингфорсе после долгого перерыва собрался финляндский сейм. Он положил начало демократическим реформам, укрепившим автономный статус Великого княжества Финляндского. На сессиях сейма 1863 г. и 1867 г. окончательно складывается его четырехпалатная структура (дворянская, духовная, бюргерская и крестьянская курии). Реформа 1869 г. сохранила сословный принцип представительства в сейме и его структуру. Поначалу периодичность созыва сейма была один раз в пять лет, но уже с 1882 г. он стал созываться через каждые три года, а в дальнейшем еще чаще. Теперь сейм представлял императору свои заключения о военной организации Великого княжества, государственных налогах, финансах, учреждениях местного управления.

Были расширены и полномочия Сената. Его Общему собранию в 1869 г. было разрешено самостоятельно решать ряд дел, связанных с управлением княжеством. Сельская (1865 г.) и городская (1873 г.) реформы установили выборность органов местного самоуправления. В 1864- 1905 гг. на территории княжества существовал Финляндский военный округ. По военной реформе 1878 г. Финляндия получила право на формирование своих национальных вооруженных сил с собственными уставами.

Великое княжество Финляндское в последней трети XIX - начале XX вв.

После вступления на престол в 1881 г. императора Александр III в истории России начался период, известный как эпоха контрреформ. В императорском манифесте от 3 февраля 1890 г. и изданным на его основании законом из юрисдикции финляндского сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, «имеющие общегосударственное значение». Отныне все такого рода вопросы, касавшиеся Финляндии, должны были после их обсуждения на сейме проходить через Государственный совет империи с участием финляндских представителей. После этого они могли поступать на окончательное утверждение царя. Таким образом, с конца XIX в. дарованные Финляндии автономные привилегии стали подвергаться ограничениям. Курс на ограничение автономии Великого княжества Финляндского ярко проявился в программе генерал-губернатора Финляндии Н.И. Бобрикова, который ликвидировал финские вооруженные силы, усилил русификацию администрации и школьного образования, способствовал закрытию многих периодических изданий и высылке из страны оппозиционных политических деятелей. Уже при Николае II, в марте 1903 г. было издано положение, предоставлявшее Бобрикову «особые полномочия», в том числе право закрывать торговые и промышленные заведения, а также частные общества. Действия Бобрикова вызвали широкий протест финляндской общественности. Ответом на такую политику стала кампания массового неповиновения указам и распоряжениям центральной власти. В июне 1904 г. Бобриков был убит.

Начавшаяся в 1905 г. первая русская революция не обошла и Финляндию: в октябре этого года рабочие организовали стачку и обнародовали «Красный манифест», содержавший требования об отставке членов Сената и отмене всех ограничений финляндской автономии. Николай II был вынужден подписать манифест, которым отменялись все постановления генерал-губернатора Бобрикова, принятые ранее без согласия финляндского сейма. Кроме того, созывался чрезвычайный сейм для составления проекта нового устава на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Новый однопалатный сейм был созван в мае 1907 г.

С июня 1908 г. все финляндские дела начали представлять на рассмотрение императора после их обсуждения в Совете министров. Это противоречило решениям Боргоского сейма 1809 г. и вызывало недовольство финляндских парламентариев. В 1907—1911 гг. финляндский сейм распускался четыре раза, а с 1909 г. в Сенат и другие структуры высшего управления вместо ушедших в отставку сенаторов стали назначаться русские чиновники. В 1910 г. был принят закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», который предусматривал унификацию законодательства, государственной и экономической жизни Финляндии с общероссийскими нормами. Государственная Дума и Государственный совет наделялись правом издавать законы и для Финляндии.

В годы Первой мировой на территории Финляндии действовало военное положение: гражданское управление было подчинено военному командованию, свобода собраний, печати, объединений была ограничена. Автономия Финляндии была восстановлена после Февральской революции 1917 г., но после того, как финляндский сейм принял 5 июля «Закон о власти» Временное правительство распустило его. Тем не менее, 2 ноября 1917 г. сейм провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 ноября объявил Финляндию суверенным государством. Независимость Финляндии была признана Советом народным комиссаров Советской России и утверждена 22 декабря 1917 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

1 апреля 1808 года российский царь Александр I издал манифест «О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России», которым распространил свою власть на заселённые финнами земли, отвоёванные у Швеции.

Ненужные земли

Средние века на территории Северо-Восточной Европы прошли под знаком конкуренции между шведами и русичами. Карелия ещё в XII—XIII веках оказалась под влиянием Великого Новгорода, а большую часть Финляндии на рубеже I и II тысячелетий н. э. покорили шведские викинги.

Шведы, используя Финляндию как плацдарм, столетиями пытались осуществлять экспансию на восток, однако долгое время терпели одно поражение за другим от новгородцев, в том числе от князя Александра Невского.

Лишь в Ливонской (1558—1583) и Русско-шведской (1614—1617) войнах шведы сумели нанести нашим предкам чувствительные поражения, вынудившие Россию на время оставить земли на берегах Балтийского моря.

  • Картина Михаила Шанькова «Карл XII под Нарвой»

Однако в ходе Северной войны 1700—1721 годов царь Пётр I разгромил Швецию и отобрал у неё обратно Ингерманландию (историческая область на северо-западе современной России), часть Карелии и Прибалтики.

«После Северной войны Россия решила свои геополитические задачи на Балтике, когда в Европу не просто прорубили окно, но и распахнули дверь. Однако дальше района Выборга Пётр I на Карельском перешейке не пошёл», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Нового и Новейшего времени, профессор СПбГУ Владимир Барышников.

По словам эксперта, Выборг был нужен Петру для того, чтобы обезопасить Санкт-Петербург. Финляндия же сама по себе никакой особой ценности в его глазах не представляла. В XVIII веке Швеция ещё дважды инициировала военные конфликты с Россией, пытаясь вернуть потерянное в Северной войне, но так ничего добиться и не смогла. Российские войска оба раза заходили на территорию Финляндии, а затем покидали её — власти Российской империи не видели необходимости в присоединении неосвоенного северного края.

Геополитические устремления России в это время были направлены на Причерноморье. И в том, что Александр I всё-таки обернулся на север, по мнению Владимира Барышникова, есть большая заслуга дипломатического таланта Наполеона Бонапарта, в очередной раз столкнувшего Россию со Швецией.

В ходе военных действий 1808 года российскими войсками 22 марта без боя был взят Або (Турку), а 1 апреля император Александр I официально объявил о присоединении Финляндии к России в качестве отдельного Великого княжества.

«Финляндия досталась России в известной мере случайно, и это во многом определило отношение официального Санкт-Петербурга к новоприобретённым территориям», — отметил профессор Барышников.

Под властью российских императоров

В 1809 году окончательно разгромленная Швеция официально передала Финляндию России. «Финляндии сохранили её парламент, дали целый ряд льгот, не меняли порядки, установленные ещё при шведах», — добавил Владимир Барышников.

По словам доктора исторических наук, профессора РГГУ Александры Бахтуриной, шведское влияние на территории Финляндии сохранилось на несколько десятилетий. Однако с середины XIX века в политической жизни Великого княжества стали всё активнее участвовать сами финны.

«При царе Александре II финны стали полноценными участниками политического процесса в Финляндии, и поэтому многие из них по сей день уважают императора, считают его одним из создателей финского государства», — отметила Александра Бахтурина в интервью RT.

  • Картина Эмануэля Тельнинга «Александр I открывает Боргоский сейм 1809 г.»

В 1863 году царь признал финский язык государственным на территории княжества наравне со шведским. Социально-экономическое положение Финляндии в XIX веке тоже улучшилось. «Швеция выжимала из населённых финнами территорий все соки, а Россия не стремилась особо даже собирать налоги, оставляя значительную часть местных сборов на развитие самого края. Было создано нечто, напоминающее современные свободные экономические зоны», — пояснил Барышников.

С 1815 по 1870 год население Финляндии увеличилось с 1 до 1,75 млн человек. Промышленное производство в 1840—1905 годах выросло в 300 раз. По темпам индустриализации Финляндия обгоняла даже Петербург, Донбасс и Урал.

Великое княжество имело свою почтовую службу и собственную систему правосудия. Всеобщая воинская повинность на его территории не действовала, зато с 1855 года Финляндия получила право с целью «самообороны» создавать свои вооружённые силы. А в 1860-х в княжестве даже появилась отдельная от России денежная система, основанная на финской марке.

Хотя Сейм с 1809 по 1863 год не собирался, российские генерал-губернаторы проводили достаточно аккуратную политику и выступали своеобразными «адвокатами» Финляндии перед лицом императора. В 1860—1880-е годы финский парламент стали созывать регулярно, в княжестве начала формироваться многопартийная система.

«Западный периметр» империи

Однако Александр III и Николай II взяли курс на сворачивание автономии Финляндии. В 1890—1899 годах были приняты нормативные акты, согласно которым ряд внутриполитических вопросов изымался из компетенции Сейма и передавался на рассмотрение центральным властям империи, запускалась ликвидация вооружённых сил и валютной системы Финляндии, расширялась сфера применения русского языка, на территории княжества начали работать борющиеся с сепаратизмом жандармы.

«Действия Николая II нельзя рассматривать вне международного контекста. В Европе начинался кризис, всё шло к большой войне, а «западный периметр» империи — Украина, Польша, Прибалтика, Финляндия — очень интересовал немцев. Царь предпринимал попытки укрепить государственную безопасность», — поделилась своим мнением с RT Александра Бахтурина.

Меры, принятые властями России, стали вызывать раздражение в финском обществе. Начались теракты, направленные как против российских администраторов, так и против представителей местного самоуправления, ориентированных на Санкт-Петербург.

Русско-японская война и революция 1905 года отвлекли царя от проблем Финляндии. Финнам пошли навстречу и разрешили провести парламентские выборы, на которых право голоса впервые в Европе было предоставлено женщинам. Однако после того, как революционные события сошли на нет, началась новая волна русификации.

Несмотря на то что с началом Первой мировой войны Финляндия оказалась в привилегированном положении (в ней не было всеобщей мобилизации, её наполовину обеспечивали российским хлебом), в княжестве возникли пронемецкие группировки. Молодые люди, ставшие членами так называемого егерского движения, выезжали в Германию и воевали в составе немецкой армии против России.

На очередных выборах в парламент уверенную победу одержали социал-демократы, сразу же потребовавшие для Финляндии большей автономии, и левый Сейм был распущен в 1917 году Временным правительством. Но пришедшие к власти вместо социал-демократов консерваторы оказались ещё более радикальными, и на фоне острого социально-экономического кризиса, разразившегося осенью 1917 года, поставили ребром вопрос о независимости Финляндии.

От любви до ненависти

В конце 1917 года финские депутаты отчаянно пытались добиться признания суверенитета Финляндии, но мировое сообщество молчало — будущее территории считали внутренним вопросом России. Однако советские власти, отдавая себе отчёт в том, насколько сильны среди финнов социал-демократические настроения и рассчитывая получить союзника на международной арене, неожиданно пошли навстречу бывшему княжеству. 31 декабря 1917 года Совнарком признал Финляндию независимым государством.

В конце января 1918 года в Финляндии началось восстание социал-демократов. Власть в Хельсинки и других южных городах перешла к красным. Консерваторы, победившие на выборах 1917 года, бежали на север Финляндии. В стране началась гражданская война.

В боевых действиях по обе стороны линии фронта важную роль играли бывшие царские офицеры. В рядах красных сражался вступивший в Социал-демократическую партию подполковник Михаил Свечников, а одним из создателей финского белого движения стал царский генерал Карл Маннергейм.

По словам Владимира Барышникова, силы сторон были примерно равны, ни у кого из них не было решающего преимущества. Исход войны фактически решили немцы, высадившиеся в Финляндии в апреле 1918 года и ударившие в тыл красным. Белые, завоевавшие власть немецкими штыками, устроили в Финляндии резню, в ходе которой погибло, по некоторым данным, до 30 тыс. человек.

В правительстве Финляндии оказались непримиримые враги Советов. В 1918 году войска белофиннов вторглись на территорию России.

Два года с переменным успехом велась Первая советско-финская война, завершившаяся подписанием в 1920 году мирного договора, по которому под контроль Хельсинки были переданы столетиями входившие в состав России территории, в частности Западная Карелия.

Конфликт 1921—1922 годов, инициированный Финляндией, на конфигурацию границы никак не повлиял. Однако в 1930-х на фоне международного кризиса, охватывающего Европу, власти СССР попытались договориться с финнами об обмене территориями и об аренде военно-морской базы, чтобы обезопасить себя от возможности нанесения немцами удара по Ленинграду с территории сопредельного государства. Финляндия отвергла советские предложения, что в конечном итоге привело к новой войне. В ходе боевых действий 1939—1940 годов войска Советского Союза вышли на рубежи, где двумя столетиями ранее стоял Пётр I.

В годы Второй мировой войны Финляндия стала одним из ближайших союзников Третьего рейха, предоставив гитлеровцам плацдарм для нападения на Советский Союз, попытавшись прорваться в Ленинград и уничтожив в концентрационных лагерях Карелии десятки тысяч советских граждан.

Однако после перелома в Великой Отечественной войне Финляндия отвернулась от Третьего рейха и подписала в сентябре 1944 года перемирие с Советским Союзом.

Девизом внешней политики Финляндии на долгие годы стали слова её послевоенного президента Урхо Кекконена: «Не ищи друзей далеко, а врагов близко».

Впервые граница между Россией и Швецией была определена в 1323 г. по Ореховскому миру, по которому вся современная Финляндия отходила к Швеции. В 1581 г. Финляндия получила титул Великого княжества. По Ништадтскому миру Швеция возвратила России Юго-Восточную Финляндию и Выборг. После Северной войны в Финляндии усилились антишведские настроения, и по Абосскому миру 1743 г. России отошла Юго-Восточная Финляндия. И лишь в 1809 г. после русско-шведской войны 1808-1809 г. России отошла вся Финляндия. Во время нахождения в составе Швеции Финляндия а) несла бремя шведских войн, б) являлась сырьевым придатком Швеции, в) полностью зависела от Швеции и в) несла экономическое бремя.
После войны 1808-09 гг. положение Финляндии сильно изменилось. Причиной войны стал Тильзитский мир между Фр. и Россией, после к-ого Англия нашла союзника в лице шведов и направила его против России. Шведский король объявил о невозможности примирения с Россией, пока та удерживает Восточную Финляндию. Россия начала военные действия первой. Ее целью было завоевание всей Финляндии и обеспечение безопасности северных границ путем устранения общей границы с Швецией.
После успешных боевых действий в 1808 г. была издана декларация о присоединении к России «шведской Финляндии».В 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мир, по которому к России отходила вся Финляндия. Боровский сейм 1809 г. одобрил вхождение Финляндии в состав России. Присоединенные земли получили статус Великого княжества Финляндского.
Основы автономии Великого княжества Финляндского были заложены решениями Боргоского сейма с участием депутатов от всех сословий финляндского общества, когда император (великий князь) обязался "нерушимо хранить и оберегать" финляндские законы. Затем сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул на верность служения стране. Такие же манифесты ("удостоверения") издавались и последующими русскими государями при вступлении на престол. В основе финляндских законов лежали такие государственно-правовые документы, как "Форма правления" 1722 г. и "Акт соединения и безопасности" 1789 г., которыми регулировалось положение Великого княжества Финляндского в составе Швеции. Эти документы наделяли монарха (ранее шведского короля, а теперь императора всероссийского) большой властью, которая в то же время была ограничена сословиями. Так, великий князь, обладая единоличным правом созыва сейма, не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий, то есть законодательная власть принадлежала великому князю совместно с сеймом. За великим князем закреплялись широкие полномочия в области экономического (хозяйственного) законодательства: он мог издавать без участия представителей сословий (т.е. без сейма) правительственные постановления, имеющие силу закона, они касались общественного хозяйства и государственного управления, доходов и налогов, поступивших от использования коронной собственности и таможни. При этом в случае, если было уже издано постановление сейма по конкретному вопросу, оно могло быть изменено или отменено не иначе, как с согласия сейма. Великий князь мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство. Представление интересов страны во внешней политике и вопросы обороны являлись исключительной его компетенцией.
Александр I дал заверение Боргоскому сейму, что "кроме учреждения милиции и образования регулярных войск на собственные Его Величества средства... никакой другой способ рекрутской или же военной конскрипции не будет иметь места в Финляндии". В соответствии с этим заверением до 1867 г. Великое княжество Финляндское имело наемные войска, численность которых в иные годы достигала 4500 человек. С введением всеобщей воинской повинности Финляндия получила не только фактически, но и юридически свою особую национальную армию, которая, однако, не могла быть выведена за пределы княжества и предназначалась лишь для обороны.
В Великом княжестве Финляндском царь обладал правами конституционного монарха. Основными органами власти в стране были сейм, сенат, а также генерал-губернатор и министр статс-секретарь. Сейм состоял из четырех сословных камер, заседавших раздельно, в нем были представлены: рыцарство, дворянство, духовенство, бюргерство (горожане) и крестьяне. В июле 1809 г. Финляндия впервые за время своего пребывания в составе России получила право на создание правительства. В качестве такого органа был учрежден Правительственный Совет. Представитель верховной императорской власти - генерал-губернатор назначался царем и состоял по должности председателем Финляндского Сената.
В административно-территориальном отношении Финляндия в 1811 г. состояла из восьми губерний, и такое устройство сохранилось вплоть до декабря 1917 г.
Государственными языками Финляндии был шведский и финский. Если в конце 18 века в Финляндии издавалась одна газета на шведском языке, то в конце 19 – 300 газет, причем 2\3 издавались на финском. За годы пребывания в составе империи экономика Финляндии, развивавшаяся под сенью охранительных пошлин и различных привилегий, стала прогрессировать даже по сравнению с промышленно развитыми частями Российской империи (Центрально-промышленным районом, Петербургом, Донбассом, горнозаводским Уралом). Уровень промышленного производства Финляндии в 1905 г. увеличился в 300 раз по сравнению с 1840 г. При Николае I была учреждена должность министра-статс-секретаря для большего контроля над Финляндией, в остальном Николай I гарантировал закрепленные за Финляндией права.
Важной исторической вехой в новейшей истории Финляндии стал 1863 год, когда в Гельсингфорсс после более чем полувекового перерыва собрался финляндский сейм, по решениям которого окончательно оформилась четырехсоставная система сейма, демократические привилегии, и т.д., после которых сейм стал созываться чаще, начали формироваться политические партии. При Александре III соблюдается тенденция к унификации финского законодательства с русским. Манифестом от 1890 г. из юрисдикции финляндского сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, "имеющие общегосударственное значение". Отныне все такого рода вопросы, касавшиеся Финляндии, должны были после их обсуждения на сейме проходить через Государственный совет империи с участием финляндских представителей. После этого они могли поступать на окончательное утверждение царя. Курс на ограничение автономии Великого княжества Финляндского ярко выразился в курсе генерал-губернатора Финляндии Н.И. Бобрикова: он ликвидировал финские вооруженные силы, усилил русификацию администрации и школьного образования; полностью или частично закрыл 72 периодических издания и ряд общественных организаций, высылал за пределы княжества оппозиционных политических деятелей. Ему были предоставлены "особые полномочия", в том числе право закрывать торговые и промышленные заведения, частные общества, высылать неугодных лиц за границу в административном порядке. В 1904 г. Бобриков был убит Е. Шауманом. После «красной стачки» в Финляндии 1905 г. Николай II подписал "высочайший" манифест, которым отменялись все постановления генерал-губернатора Бобрикова, принятые ранее без согласия финляндского сейма. Был созван новый парламент на основе всеобщего голосования. Но уже в 1909 г. был принят закон по которому Дума и Госсовет наделялись правом принимать законы и для Финляндии.

Финляндия 600 лет находилась под господством Швеции. С 1809 по 1917 год это было автономное Великое Княжество Финляндское, входившее в состав Российской Империи. В 1917 году Финляндия обрела независимость.

С XII века Финляндия входит в сферу западной культуры.

С XVIII века у страны сложились особые отношения с Россией, а на ее историю оказала воздействие менявшаяся расстановка сил в Европе и в Балтийском регионе.

Часть Западной Европы

Несмотря на восточное расположение страны, в культурном отношении Финляндия развивалась как часть Западной Европы. Поскольку экспансия Римской Империи никогда не достигала северных окраин Европы, христианство, в формах Римско-католической цекрви, пустило корни в Финляндии и Скандинавии только в IX и X веках.

Одновременно с распространением христианства Финляндия все более тесно входила в состав Королевства Швеции. Сближение шло поэтапно, и в начале XVI века юго-западная часть территории современной Финляндии стала составной частью Швеции.

Это в целом значительно отразилось на дальнейшем развитии Финляндии. В стране пустил корни западный общественный строй, западные ценности и основанная на них практика повседневной жизни. Параллельно с этим на южном и западном побережье Финляндии обосновалось говорящее на шведском меньшинство, существующее в стране до сих пор.

В 1527 году, обнаружив, что государственная казна опустела, король Швеции Густав Ваза последовал примеру княжеств Северной Германии. Имущество римско-католической церкви было изъято со ссылкой на учение Мартина Лютера, по которому церковь – общность верующих, поэтому и ее имущество должно принадлежать народу.

Разрыв с Римским Папой в последующие десятилетия становился все глубже, и таким образом восточная часть Шведского королевства – Финляндия – стала самой дальней на северо-востоке территорией протестантской Европы. В результате движения Реформации постепенно, шаг за шагом, стала создаваться и финская письменность.

В 1584 году вышел перевод «Нового Завета» на финский язык, выполненный реформатором церкви Микаэлем Агриколой. В основу современного финского языка легло сочетание диалектов, прежде всего Западной Финляндии.

Россия и Финляндия 1500–1700 веков

В конце XVI века на территории Финляндии проживало около 300 000 жителей. Половина из них расселилась вдоль побережья юго-западной части страны и жила земледелием и рыболовством. Вторая половина жителей занималась, прежде всего, пожиговым земледелием, разведением оленей и охотой в огромных и густых лесах внутренней территории.

Из семи городов страны следует упомянуть центр епископата Турку, ворота восточной Финляндии Выборг и Хельсинки, основанный Густавом Вазой в 1550 году в качестве конкурента Таллинну. Хельсинки оказался печальной неудачей и реально ничего не значил – его значение стало возрастать лишь во второй половине XVIII века благодаря построенной на подступах к городу с моря крупной морской крепости Свеаборг (с 1918 года Суоменлинна).

Географическое расположение Финляндии как форпоста на востоке Швеции привело к негативным последствиям. С XV века Россия развивалась как единое государство, и с тех пор в течение нескольких столетий вела повторяющиеся войны с западными соседями. Одним из противников была Швеция, выросшая в течение XVI века в доминирующую силу в регионе Балтийского моря, а затем в XVII веке – в сильного игрока на более крупной европейской сцене.

Во время Великой Северной войны (1700–1712) эта роль перешла от Швеции к России, что имело решающее значение для Финляндии, потому что в 1703 году русский император Петр Первый основал в восточной части Финского залива в устье Невы новую столицу – Санкт-Петербург, быстро ставший северной европейской метрополией.

Чем больше рос Санкт-Петербург, тем важнее как для Швеции, так и для России становилось геополитическое положение Финляндии для обеспечения безопасности. Крупная оборонительная крепость Свеаборг («шведская крепость») на подступах к Хельсинки с моря была построена при помощи французов специально для отражения российской экспансии и угрозы со стороны огромной российской морской базы в Кронштадте.

Великое княжество Финляндское 1809–1917 гг.

В результате Фридрихсгамского мира в сентябре 1809 года вся Финляндия была присоединена к разрастающейся Российской империи.Длительный мирный период и особенно крупные общественные реформы, осуществлявшиеся с 1860-х годов, способствовали постепенному появлению промышленности и торговли.

Однако, когда в результате дипломатической цепной реакции, вызванной наполеоновскими войнами, Россия и Швеция снова столкнулись в 1808–1809 годах, русские окружили крепость и подвергли ее обстрелу, заставив преждевременно сдаться, и в результате Фридрихсгамского мира в сентябре 1809 года вся Финляндия была присоединена к разрастающейся Российской империи.

В начале XIX века Россия не была в административном смысле унитарным государством, а скорее напоминала лоскутное одеяло, состоявшее из нескольких государств. Поэтому Финляндия, которой был дарован статус автономного Великого Княжества Финляндского, сохранила лютеранскую церковь и административную культуру Швеции, и, кроме того, даже свое правительство – сенат – и Министра Статс-секретаря, который представлял дела Финляндии непосредственно императору. Кроме того, Император Александр Первый присоединил к Великому Княжеству Карельский перешеек, который Россия отвоевала у Швеции еще в начале XVIII века.

Для укрепления нового союза государств Александр Первый решил в 1812 году перенести столицу Княжества Финляндского из Турку в Хельсинки и одновременно повелел полностью заново отстроить город.

Вокруг Сенатской площади был возведен знакомый по Петербургу и Берлину, но новый для Финляндии величественный центр в стиле Ампир. В течение последующих десятилетий вокруг него поднялся оживленный административный центр с регулярной планировкой. Роль и значение Хельсинки повысил перевод в 1827 году в Хельсинки основанного в 1640 году в Турку университета.

В основе лежит шведская культура управления

Российские власти видели в Финляндии прежде всего форпост российской империи за северо-западе. В Финляндии многие тоже считали, что страна постепенно сольется со все расширяющейся российской империей. Но этого не произошло. Шведское государственное устройство, отличающаееся от российской культуры государственной администрации, и непрекращающиеся торговые связи со Швецией способствовали сохранению особых черт Финляндии.

Рост самосознания нации

Когда в 1840-е годы в Финляндии получили распространение национальные идеи, была создана прочная идеологическая основа для самостоятельного развития. Первопроходцами стали прежде всего создатель эпоса «Калевала» (1835) Элиас Леннрут, поэт Й. Л. Рунеберг, философ, сенатор Й. В. Снельман, боровшийся за то, чтобы и в управлении, и в культуре первым государственным языком вместо шведского стал финский.

В конце XIX века в народе Финляндии были сильны националистические идеи, многие участвовали в различных общественных организациях, в которых Финляндию в будущем видели независимой.

Экономическое развитие 1800 века

Развитию идей независимости способствовала и благоприятно развивающаяся экономика. Длительный мирный период и особенно крупные общественные реформы, осуществлявшиеся с 1860-х годов, способствовали постепенному появлению промышленности и торговли. Рынок сбыта находился и в России, и в Западной Европе. Главными двигателями экономики стали пищевая и бумажная промышленность. Уровень жизни быстро поднимался, возрастала численность населения – за сто лет население выросло в три раза. К началу Первой мировой войны население Финляндии составляло около трех миллионов человек.

Близость к Санкт-Петербургу способствовала развитию экономики, одновременно, однако, представляя угрозу с точки зрения политики безопасности. Когда между великими державами возникли напряженные отношения, Россия пыталась более тесно привязать Финляндию к империи, что привело к длительным политическим трениям.

После того как Россия в 1905 году проиграла войну с Японией, императору пришлось согласиться на проведение целого ряда реформ. В Финляндии либерализация привела к созданию в 1906 году демократически избранного парламента, возникшего на основе всеобщего и равного избирательного права. Финские женщины первыми в Европе обрели политические права.

Независимость и Финская Гражданская война

Парламент Финляндии по предложению сената 6 декабря 1917 объявил страну независимой республикой. В стране не было власти, способной поддерживать порядок, и уже через два месяца началась гражданская война. Присоединение Финляндии в 1809 году к России стало одним из результатов геополитической цепной реакции. Сходные исторические процессы привели и к полной независимости страны на последней стадии Первой мировой войны. Уставшая от трех лет войны Россия переживала период разрухи и хаоса, и, после захвата в России власти большевиками, парламент Финляндии по предложению сената 6 декабря 1917 объявил страну независимой республикой.

В стране не было власти, способной поддерживать порядок, и уже через два месяца началась гражданская война, которая практически была частью бушующего в России хаоса. В мае 1918 года финская белая армия при решающей поддержке немецких частей полностью разбила социалистических повстанцев, которые в свою очередь получали оружие из России.

После того как Германия потерпела поражение в мировой войне, первоначальный план превратить Финляндию в конституционную монархию был изменен, и летом 1919 года была введена республиканская форма правления. Она просуществовала неизменной до 2000 года, до момента, когда были ограничены внутриполитические права президента.

Первые три десятилетия независимости стали испытанием молодой страны на прочность.

Первые десятилетия независимого государства

Первые три десятилетия независимости стали испытанием молодой страны на прочность. Страна преуспевала экономически. Западная Европа во многом заменила российский рынок сбыта, культура прошла через ряд изменений и получила международное признание. Политическое развитие страны было, однако, осложнено наследием гражданской войны. Старые раны не были залечены, и внутриполитическое поле было долгое время расколото. В начале 1930-х годов антикоммунистические тенденции радикально настроенных правых были настолько сильны, что парламентская система оказалась под угрозой.

Весной 1937 года был, однако, сформирован парламент на широкой платформе. Он объединил политические силы крестьянства и рабочего класса и создал почву для национального консенсуса и современного финского государства благосостояния.

Зимняя война и Война-продолжение

Однако осенью 1939 года стабильный, мирный период развития общества резко закончился. Началась Вторая мировая война. Советский Союз потребовал у Финляндии территориальных уступок. Снова близость Финляндии к Петербургу или Ленинграду сыграла решающую роль.

Финляндия не пошла на территориальные уступки, и Красная армия начала 30 ноября 1939 года широкомасштабное наступление на Финляндию. Финской армии удалось, однако, остановить наступление. Красная армия и по численности, и по степени вооруженности во много раз превосходила войска Финляндии, но финны имели сильную мотивацию, лучше знали местность и были гораздо лучше экипированы и подготовлены к ведению боевых действий в экстремальных условиях – зима 1939–1940 годов была исключительно холодной.

В огромных лесах на севере финская армия окружила и уничтожила две советские дивизии. Зимняя война продолжалась 105 дней. В марте 1940 года был подписан мирный договор. Советский Союз опасался, что западные союзники вмешаются в войну на стороне Финляндии, и Москва на этом этапе ограничилась территориальными требованиями к Финляндии и созданием военной базы на арендованных землях полуострова Ханко (Гангут), на юго-западном побережье страны.

Война-продолжение

Независимость была сохранена, но Зимняя война оставила глубокий след в сознании финнов. К Финляндии с сочувствием отнеслась западная пресса, материально во многом помогла Швеция, но в военном отношении финны оказались в полном одиночестве. Это был суровый урок. С тех пор руководство финского государства и большая часть народа поняли, что ни западные союзники, ни северные соседи не придут на помощь, если на кону будут стоять всего лишь независимость и суверенитет Финляндии.

Понимая это, президент Ристо Рюти и главнокомандующий финской армией Густав Маннергейм зимой 1940–1941 негласно приняли германское предложение о военной помощи. Ни тот, ни другой не были приверженцами нацизма, но оба считали, что военное сотрудничество с гитлеровской Германией – единственное спасение против новой агрессии Красной армии.

В июне 1941 года, когда немцы начали операцию «Барбаросса», финны были уже абсолютно готовы к наступлению. Красная армия подвергла воздушной бомбардировке многие финские города, поэтому финское правительство смогло назвать начавшееся спустя две недели наступление финской армии оборонительными боями.

Финляндия никогда не заключала политического альянса с Германией, в так называемой Войне-продолжении (1941–1944) она преследовала свои национальные цели. Однако в военном отношении это была явно совместная война против Советского Союза. Германия переоснастила финскую армию, вела бои на северных фронтах страны и поставляла значительную часть необходимого стране оружия и сырья на протяжении всей совместной войны.

В июне 1944 года, когда Советский Союз начал мощный артиллерийский обстрел и массированное наступление на Карельском перешейке с целью вынудить Финляндию к заключению сепаратного мира, поддержка немецких войск помогла финнам в решающий момент остановить наступление Красной армии.

Вскоре после этого немецкая армия оказалась под все большим нажимом уже с двух направлений, возникшим в результате высадки союзников в Нормандии, и это открыло возможность заключения в сентябре 1944 года соглашения о перемирии между Финляндией, СССР и союзными государствами. Соглашение было затем закреплено Парижским мирным договором 1947 года.

Финляндии снова пришлось пойти на крупные территориальные уступки и согласиться на создание крупной советской военной базы к западу от Хельсинки. Кроме того, страна была принуждена выплачивать СССР большие репарации и отдать под суд правительство, которое было у власти во время войны.

Положение Финляндии в Европе во время Xолодной войны было во многом исключительным. В отличие от стран Восточной Европы, Финляндия никогда не была оккупирована советскими войсками.Положение Финляндии в Европе во время Xолодной войны было во многом исключительным. В отличие от стран Восточной Европы, Финляндия никогда не была оккупирована советскими войсками. Страна оставалась западной демократией, и благодаря крайне быстрой индустриализации в 1970-е годы достигла того же уровня жизни, что и страны Западной Европы. Это сделало возможным создание северной модели государства всеобщего благосостояния. Однако на протяжении всего периода Холодной войны Финляндии приходилось учитывать интересы безопасности Советского Союза.

В апреле 1948 года Финляндия заключила с Советским Союзом «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». По условиям договора Финляндия обязалась противостоять любому наступлению, направленному против Финляндии или против СССР через территорию Финляндии. Договор действовал до 1991 года. Благодаря нему стабилизировались отношения между двумя странами, и была заложена основа для широкого экономического сотрудничества, что естественно способствовало и благоприятному общественному развитию Финляндии.

Отрицательной стороной договора было то, что он не укреплял доверия западных стран к политике неприсоединения, которую активно проводило финское правительство. Тем не менее, руководившему страной четверть века (1956 -1981) президенту Урхо Кекконену постепенно удалось завоевать международное уважение в этом балансировании между Востоком и Западом. Общая граница с СССР протяженностью 1300 километров была непреодолимой географической реальностью. Чтобы Финляндии не пришлось сильно от этого страдать, ориентированной на экспорт промышленности было разрешено заключить выгодные торговые договоры с ЕАСТ (1961) и ЕЭС (1973).

Таким образом, Финляндии удалось не вступать в конфликт с сильным восточным соседом и одновременно иметь все более тесные экономические связи с Западной Европой. В начале августа 1975 года в Хельсинки собрались руководители 35 стран Европы и Северной Америки для подписания заключительного документа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В документе признавалось политическое разделение Европы. В Хельсинки были оговорены общие правила игры по вопросам прав человека, за которые страстно ухватились политические диссиденты стран социалистического блока. Процесс, начатый в Хельсинки, в конце концов привел к окончательному распаду советской империи в 1991 году.

Такого резкого поворота ни в Финляндии, ни во многих других странах не могли предвидеть. Несмотря на то, что темпы роста были не такими бурными как в 1960- и 1970-е годы, Финляндия продолжала процветать и в 1980-е годы.

В период президентства Мауно Койвисто (1982–1994) правительства страны находились у власти весь период полномочий, что придавало стабильность внутренней политике страны, население которой достигло пяти миллионов.

Начинался расцвет новых технологий. Начался демонтаж государственной телевизионной и радиомонополии. Такой же либерализации подверглись и телефонные сети, что в целом создало прочные рыночные условия для технологической революции 1990-х в области как проводных, так и беспроводных информационных коммуникаций.

Как и во многих других странах, высвобождение транснационального капитала в конце 1980-х годов привело к перегреву финской экономики. За этим последовал распад Советского Союза, резкий спад объемов экспорта на восток и на запад, некомпетентная финансовая политика.

Экономический кризис начала 1990-х годов

Все это привело к глубокому экономическому кризису в 1991–1994 годы. В худший период безработица достигала около 20 процентов от всего трудоспособного населения. Целые отрасли промышленности прекращали свое существование, государственный долг вырос до опасного уровня, но структуры государства благосостояния выдержали, и в 1995 году начался мощный экономический подъем, который продолжился и в следующем веке. Случайно или нет, ту же кривую роста пережил и концерн Nokia, сейчас ставший ведущим концерном на глобальном рынке. В начале 1990-х годов этот флагман финской индустрии был на грани банкротства.

Финляндия и Европейский Союз

В период самого глубокого экономического кризиса весной 1992 года правительство Финляндии решило подать заявку на вступление в Европейский союз. Решение было основано как на ситуации в экономике Финляндии, так и на аспектах политики безопасности. В союзе западных стран как раз созревало видение общего рынка, с единой внешней политикой и политикой безопасности. Для страны, подобной Финляндии, это казалось разумным решением.

В Финляндии не без повода с озабоченностью наблюдали за внутриполитическим развитием России. Два года спустя был заключен договор об условиях вступления. В октябре 1994 года был проведен консультативный референдум, и около 58 процентов финнов поддержали вступление в Евросоюз. Финляндия вошла в ЕС 1 января 1995 года.

На первом этапе членство в ЕС воспринималось как крайне важное для финского идентитета – для финнов всегда было важно поддерживать отношения с Западом и в целом с западной цивилизацией. Это проявилось явно в 1998 году, когда парламент принял решение об участии Финляндии в едином экономическом и монетарном союзе ЕС с введением евро.

Осенью 1999 года, когда Финляндия была впервые страной-председателем ЕС, в стране относились к ЕС с энтузиазмом. Позднее энтузиазм снизился, несмотря на то, что Финляндия входит в число тех стран ЕС, которые получили наибольшую пользу от членства и экономически, и в отношении политики безопасности.

Охлаждение к ЕС и его структурам вызвано многими причинами. Прежде всего, в начале 2000-х годов экономика ЕС была не в лучшем состоянии, а расширение Евросоюза на восток весной 2004 года вывело на поверхность новые проблемы. Еще более важная причина того, что финны стали более буднично относиться к ЕС, это быстрые изменения в мировой экономике, а также в области информационных технологий.

Европейский союз существует. Будем надеяться, он останется для жителей Европы общим домом. И теперь гораздо легче перемещаться словами, звуками, изображениями и, естественно, просто физически, например, самолетом на другие континенты и воспринять «большой мир» вне европейских берегов.

Для страны, подобной Финляндии, где часто с детским восторгом относятся к компьютерным технологиям, это направление может быть особенно сильным. Как бы там ни было, при приближении ко второму десятилетию нового века у Финляндии в этой стремительной череде перемен дела идут хорошо.

Текст: Хенрик Мейнандер, Доктор философии, профессор истории, руководитель исторического факультета Хельсинкского университета.

Перевод: Галина Пронина

Поселились в Восточной Карелии и в районе Твери. На место ушедших русских и православных карел пришли шведы, финны-лютеране и немецкие колонисты.

Выход Финляндии из состава России

Национальное движение за независимость Финляндии получило развитие в ходе Первой мировой войны при поддержке кайзеровской Германии , которая поддерживала многие антиправительственные движения стран Антанты , стремясь ослабить врагов изнутри.

Предоставив независимость Финляндии, большевики долгое время не вмешивались в её внутренние дела. Не подвигла их на активные действия и революция 28 января 1918 года. Прежде всего, Совнарком не без основания опасался вмешательства немцев, да и сами финские революционеры не внушали им доверия. В большинстве своем красные финны, строго говоря, не были и красными. Как и в возникших позже Баварской и Венгерской советских республиках, в руководстве ФССР преобладали розовые социал-демократы, которых большевики сильно не любили. В свою очередь и финские левые не горели желанием отказываться от независимости и не проводили значительных экспроприаций буржуйской собственности.

В разговоре с мэром Стокгольма Лиидхагеном Ленин обзывал финских социал-демократов предателями революции, а Совнарком официально заявил, что: «Россия будет соблюдать нейтралитет и не вмешиваться во внутренние дела Финляндии».

Но в начале февраля из Швеции прибыла группа из 84 офицеров, которые составили штаб финской армии, планировали операции и организовывали связь.

23 февраля 1918 года Маннергейм сделал заявление, известное как клятва меча , заявив, что «не вложит меч в ножны, пока не будет освобождена от большевиков Восточная Карелия».

25 февраля 1918 года из Прибалтики вернулись воевавшие там на стороне Германии около двух тысяч финских егерей (элитные части легковооружённой пехоты из числа финских сепаратистов, прошедшие подготовку в Германии), что означало - армия белых получила командиров и преподавателей военного дела. Армия белофиннов состояла, в основном, из слабо подготовленных крестьян-единоличников, а также из чиновников и прочих гражданских.

В Петрограде слова Маннергейма о Восточной Карелии приняли к сведению и кардинально изменили отношение к ФССР. Уже 1 марта 1918 года Советская Россия заключила с ней договор о дружбе и братстве и оказала ей военную помощь.

Представители Финляндии в Берлине, получив предложение попросить отправить в страну германскую военную группировку, приняли его и в гражданскую войну в Финляндии вступила и высадившаяся в тылу красных 15-тысячная немецкая дивизия Рюдигера фон дер Гольца.

Маннергейм категорически возражал против немецкого вмешательства, полагая, что справится сам. Не преодолей финское правительство сопротивление своего главкома, красные финны, имевшие изрядный перевес в численности и вооружении, могли бы и победить. Тем более что на их стороне выступила Советская Россия, вмешательство которой спровоцировало заявление Маннергейм о Восточной Карелии и военная помощь Германии.

Германия планировала превратить Финляндию в протекторат . Королём Финляндии должен был стать германский принц Фридрих Карл Гессен-Кассельский , шурин кайзера Вильгельма II . Фридрих Карл Гессен-Кассельский действительно был избран королём Финляндии 9 октября 1918 года (в то время финская социал-демократическая партия, стремящаяся к провозглашению Финляндии республикой, была исключена из парламента), однако, в связи с поражением Германии в Первой мировой войне, уже 14 декабря 1918 года он вынужден был отказаться от престола. Финляндия была провозглашена республикой.

1918-1922

Отношения между новообразованной Советской Россией и Финляндией в первые годы после отделения отличались неровностью, двойственностью. Вопрос об официальном признании Финляндией Советской России долгое время оставался «подвешенным в воздухе». С одной стороны, Финляндия оказалась убежищем для антисоветских сил, ведших борьбу за возврат власти, и признание новой России было бы воспринято этими силами как предательство. С другой стороны, Россия была единственным государством, которое признало независимую Финляндию; все остальные продолжали рассматривать Финляндию лишь как часть Российской империи, охваченной смутой.

К концу мая 1918 прогерманское финское правительство взяло под контроль уже всю территорию бывшего Великого княжества Финляндского. Восточная Карелия оказалась театром длительных, то затухавших, то разгоравшихся боевых действий. Ещё в январе 1918 года на съезде в селе Ухта (ныне п.г.т. Калевала в Карелии) было принято постановление о необходимости создания Карельской республики , тогда же вооружённые отряды финских националистов вторглись на российскую территорию и заняли ряд местностей Восточной Карелии.

15 марта 1918 года белофинны взяли Ухту, а уже 18 марта прибывший туда из Хельсинки «Временный Комитет Восточной Карелии» объявил о присоединении Карелии к Финляндии.

Весной 1918, после поражения большевиков в Финляндии и последовавших за этим массовых карательных акций (только в форте Ино по прямому приказу Маннергейма были казнены до 10 000 «врагов режима»), несколько тысяч человек, имевших боевой опыт и оружие, перебрались из Финляндии в Россию, преимущественно в Карелию. Под предлогом возможного нанесения ими удара по северной части Финляндии, финны предпочли ударить первыми, и с марта 1918 несколько финских отрядов вторглись в Восточную Карелию. Финское правительство официально не признавало вторгшиеся войска своими, считалось, что в Карелии воюют лишь добровольцы, неподконтрольные центральному правительству. Хотя ещё зимой, в феврале, Маннергейм сделал заявление известное как клятва меча , обещая «освободить» Восточную Карелию.

5 мая 1918 года без объявления войны финские регулярные части под предлогом преследования отступающих «красных финнов» предприняли наступление на Петроград от Сестрорецка и вдоль Финляндской железной дороги, но к 7 мая они были остановлены частями Красной гвардии и выбиты обратно за границу Выборгской губернии. После этой неудачи 15 мая правительство Финляндии официально объявило войну РСФСР и сформировало марионеточное Олонецкое правительство . 22 мая на заседании финского сейма депутат Рафаэль Вольдемар Эрих (будущий премьер-министр) заявил:

«Финляндией будет предъявлен иск России за убытки, причиненные войной. Размер этих убытков может быть покрыт только присоединением к Финляндии Восточной Карелии и Мурманского побережья».

На следующий день после этого выступления Германия официально предложила свои услуги в качестве посредника по урегулированию между большевиками и финским правительством Маннергейма, 25 мая наркоминдел Чичерин сообщил о согласии советской стороны.

До середины 1919 года Финляндия использовалась для формирования антибольшевистских войск. В январе 1919 года в Гельсингфорсе был создан «Русский политический комитет» под председательством кадета Карташева. Нефтепромышленник Степан Георгиевич Лианозов, взявший на себя финансовые дела комитета, получил в финских банках около 2 миллионов марок на нужны будущей северо-западной власти. Организатором военной деятельности был Юденич , планировавший создание единого Северо-западного фронта против большевиков, базирующегося на прибалтийские самопровозглашённые государства и Финляндию, при финансовом и военном содействии англичан. Поддержку Юденичу оказывал Маннергейм .

1922-1938

Договор о ненападении между Финляндией и Советским Союзом (1932)

Отношения между Финляндией и СССР в период между двумя мировыми войнами оставались холодными и напряжёнными. В 1932 году в Финляндии была запрещена деятельность коммунистической партии. После прихода нацистов к власти в Германии финны сохранили дружественные отношения с Германией. Нацистская Германия изначально рассматривала СССР как возможного военного противника, вследствие чего на Финляндию смотрели, главным образом, как на возможного будущего военного союзника Германии. В 1932 году СССР и Финляндия подписали Договор о ненападении. В 1934 году этот договор был продлён на 10 лет.

В то же время Финляндия в начале 1930-х годов заключила секретные соглашения с прибалтийскими государствами и Польшей о совместных действиях в случае войны одной или нескольких стран с СССР.

С каждым годом позиция правящих кругов Финляндии в отношении СССР становилась всё более враждебной, по этому поводу 27 февраля 1935 года в беседе с посланником Финляндии в СССР А. С. Ирьё-Коскиненом, М. М. Литвинов отмечал что: «Ни в одной стране пресса не ведет так систематически враждебной нам кампании, как в Финляндии. Ни в одной соседней стране не ведется такая открытая пропаганда за нападение на СССР и отторжение его территории, как в Финляндии»

Переговоры Ярцева в 1938-1939

Переговоры были начаты по инициативе СССР, первоначально они велись в секретном режиме, что устраивало обе стороны: Советский Союз предпочитал официально сохранять «свободу рук» в условиях неясной перспективы в отношениях с западными странами, а для финских официальных лиц оглашение факта переговоров было неудобно с точки зрения внутренней политики, так как население Финляндии в основном негативно относилось к СССР.

Московские переговоры о территории Финляндии

5 октября 1939 финские представители были приглашены в Москву для переговоров «по конкретным политическим вопросам». Переговоры проходили в три этапа: 12-14 октября, 3-4 ноября, и 9 ноября. Первый раз Финляндию представлял посланник, государственный советник Ю. К. Паасикиви , посол Финляндии в Москве Аарно Коскинен , чиновник министерства иностранных дел Йохан Нюкопп и полковник Аладар Паасонен . Во второй и третьей поездке уполномоченным вести переговоры наряду с Паасикиви был министр финансов Таннер. В третьей поездке добавился государственный советник Р. Хаккарайнен.

Последний вариант соглашения, представленный советской стороной финской делегации в Москве, выглядел следующим образом:

  1. Финляндия передаёт СССР часть Карельского перешейка.
  2. Финляндия соглашается сдать в аренду СССР сроком на 30 лет полуостров Ханко для постройки военно-морской базы и размещения там четырёхтысячного воинского контингента для её обороны.
  3. Советскому военному флоту предоставляется порты на полуострове Ханко в самом Ханко и в Лаппохья
  4. Финляндия передаёт СССР острова Гогланд , Лаавансаари (ныне Мощный) , Тютярсаари (фин.), Сейскари .
  5. Существующий советско-финляндский пакт о ненападении дополняется статьей о взаимных обязательствах не вступать в группировки и коалиции государств, враждебные той или другой стороне.
  6. Оба государства разоружают свои укрепления на Карельском перешейке.
  7. СССР передает Финляндии территорию в Карелии общей площадью вдвое больше полученной финской (5 529 км²).
  8. СССР обязуется не возражать против вооружения Аландских островов собственными силами Финляндии.

СССР предложил обмен территориями, при котором Финляндия получила бы более обширные территории в Восточной Карелии в Реболах и в Пораярви . Это были территории, которые провозгласили независимость и пытались присоединиться к Финляндии в -1920 годах , но по Тартускому мирному договору остались за Советской Россией. Государственный совет не пошёл на сделку, так как общественное мнение и парламент были против. Советскому Союзу было предложены лишь ближайшие к Ленинграду территории в Териоках и Куоккала, углублённые в советскую территорию. Переговоры прекратились 9 ноября 1939.

Ранее подобное предложение было сделано прибалтийским странам и они согласились предоставить СССР военные базы на своей территории. Финляндия выбрала другое: 10 октября из резерва призывают солдат на внеплановые учения, что означало полную мобилизацию.

Как по собственной инициативе, так и по настоянию Великобритании, Франции и США, Финляндия заняла максимально неуступчивую позицию. Среди союзников особенно усердствовала Великобритания, рекомендуя не останавливаться даже перед войной - британские политики рассчитывали, что осложнение советско-финских отношений приведёт к конфронтации СССР и Германии, на что была направлена западная политика со времени Мюнхенского сговора . Одновременно с провоцированием Финляндии, Великобритания неофициально заверила Советский Союз, что не станет вмешиваться в случае начала советско-финской войны. Поддерживаемые Великобританией, Францией и США, финские политики были в полной уверенности, что СССР не решится на военное решение вопроса и при достаточно жёсткой позиции Финляндии рано или поздно согласится на уступки.

Финские военные высоко оценивали свои оборонительные возможности и считали, что Красная Армия недостаточно сильна и организована для вступления в войну. В западных странах господствовало мнение, что Красная Армия представляет собой массу аполитичных, совершенно не желающих воевать людей, которых буквально под дулами наганов гонят в бой политруки . Политики рассчитывали на помощь союзников (Великобритании, Франции, США, Германии и скандинавских стран), они были уверены, что СССР ведёт лишь «войну нервов», и после всех грозных заявлений всё-таки смягчит требования. Уверенность финнов была столь велика, что в конце октября - начале ноября уже разрабатывались планы демобилизации. Советское правительство, уверенное в своей армии, полагая Финляндию заведомо слабейшей и зная, что дальше словесного осуждения западные державы, втянутые уже в мировую войну, не пойдут, рассчитывало запугать финнов угрозой войны или, в крайнем случае, провести короткую победоносную войну и добиться своего силой. Сосредоточение войск на границе завершилось к концу ноября. Камнем преткновения стал вопрос о военной базе на полуострове Ханко , поскольку позиции сторон были жёсткими и диаметрально противоположными: СССР не желал отказываться от требования, а Финляндия категорически не желала на него соглашаться. Предложение обмена территориями также было встречено негативно: хотя и предлагалось обменять Карельский перешеек на вдвое бо́льшую территорию, богатую лесом, но Карельский перешеек был хорошо освоенной и используемой в сельскохозяйственных целях землёй, а предлагаемая в обмен территория практически не имела инфраструктуры. Кроме того, уступка даже части Карельского перешейка снижала оборонительные возможности Линии Маннергейма . Советские предложения не были приняты финской делегацией даже после того, как в конце октября газета «Правда» опубликовала заявление Молотова , в котором, в частности, говорилось, что Советский Союз может применить силу, если Финляндия не смягчит свою позицию.

Достигнуть соглашения так и не удалось, 13 ноября переговоры были прерваны и финская делегация отбыла из Москвы. По некоторым свидетельствам, Молотов прокомментировал отъезд финнов словами: «Политики сделали всё, что могли. Теперь дело за военными».

Территории, уступленные Финляндией СССР, а также арендованные СССР по Московскому договору 1940 г.

Современное состояние

После обретения Российской Федерацией независимости 12.06.1944 г. и выходе её из состава СССР, Финляндия 20 января 1992 г. заключила с Россией "Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений". Современные отношения России и Финляндии носят характер экономического сотрудничества. Государственная граница не определена и пока проходит по ганице бывшего СССР. В постсоветский период в стране значительно увеличилась русскоязычная диаспора (Русские в Финляндии), достигнув в 2007 г. по оценкам 50 тыс. человек (около 1 % населения страны). Также около 100 тыс. финнов и более 200 тыс. русских в год наносят визиты (в основном туристические, а также экономические) через российско-финскую границу. При этом в отношениях между двумя странами имеются проблемы и противоречия. За годы так называемой «финляндизации » экономика Финляндии «привыкла» к определённому профилю сотрудничества с СССР , который экспортировал в страну дешёвое сырьё (нефть , древесина и др.), а взамен получал готовую продукцию с высокой надбавленной стоимостью (бумага , нефтехимикаты и др.). Но с конца 1990-х при поддержке правительства РФ экономика России взяла курс на последовательный отход от примитивной экспортно-сырьевой базы с целью ослабить зависимость страны от мировых цен на нефть и повысить её конкурентоспособность за счёт развития высококачественных производств. Финская экономика оказалась не готова к такому развитию событий, что вызвало неоднократные трения с финской стороной, стремящейся сохранить статус-кво . Параллельно, с развитием институтов частной собственности в РФ, возник вопрос о собственности финнам, депортированным с территорий Карелии, переданных СССР по Парижскому мирному договору 1947 г. . Также, из-за ограниченных ресурсов Финляндия считает проблематичным для себя российское решение о расширении погранзоны России с Финляндией в шесть раз с 5 до 30 км .

См. также

Примечания

  1. Карта Швеции 1323 г. http://www.zum.de/whkmla/histatlas/scandinavia/sw1323.gif
  2. Сиполс В. Я. «Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны» - М.: Международные отношения, 1979.
  3. (фин.) Jakobson, Max Diplomaattien talvisota. - Helsinki: WSOY, 2002. - С. 9. - ISBN 9789510356739
  4. Jakobsson 2002: с.7.
  5. Jakobsson 2002: с.28
  6. (фин.) Mannerheim, C.G.E. & Virkkunen, Sakari Suomen Marsalkan muistelmat. - Suuri suomalainen kirjakerho, 1995. - С. 172. - ISBN 951-643-469-X
  7. Mannerheim-Virkkunen 1995: 172.
  8. (фин.) Tanner, Väinö Neuvotteluvaihe // Olin ulkoministerinä talvisodan aikana. - Helsinki: Kustannusosakeyhtiö Tammi, 1979. - С. 44, 57, 84. - ISBN 951-30-4813-6
  9. (фин.) Leskinen, Jari & Juutilainen, Antti (toim.) Talvisodan pikkujättiläinen. - Porvoo: WSOY, 1999. - ISBN 951-0-23536-9
  10. (фин.) Siilasvuo, Ensio (toim.) Talvisodan kronikka. - Jyväskylä: Gummerus, 1989. - ISBN 951-20-3446-8
  11. Siivasvuo 1989
  12. (фин.) Haataja, Lauri Kun kansa kokosi itsensä. - Tammi, 1989. - ISBN 951-30-9170-8

Ссылки

  • Об отношениях с Россией на официальном сайте Министерства иностранных дел Финляндии