Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Деятельность К. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера. Рассказы и сказки К.Д. Ушинского для детей. Педагогический характер, многообразие тема

Чомаев Таулан Мустафаевич,студент IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]

Взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество

Аннотация. В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского на педагогическое творчество. На основе анализа современной психологопедагогической литературы выделены характерные черты педагогического творчества. Дана интерпретация высказываний К.Д. Ушинского, подтверждающая, что ученый придавал творческим аспектам педагогическойдеятельности огромное значение.Ключевые слова: К.Д. Ушинский, педагогическое творчество, педагогическая деятельность, личность учителя.

Характеризуя современную ситуацию, многие общественные деятели, политики, ученые отмечают, что образование отстает от других видов общественного труда. Учителей критикуют за то, что они консервативны, что они не хотят работать творчески, что они противятся нововведениям, которые должны сделать систему образования более современной и совершенной.С этим трудно согласиться, ведь образование всегда стремилось к изменениям, это является сущностью педагогического процесса. Что касается учителей, то здесь нельзя однозначно определить их отношение к новшествам, к педагогическому творчеству. Важную роль в отношении к творчеству играет внутренняя мотивация. Поэтому управлять творческим процессом невозможно, не учитывая мотивы, отношение учителя к собственной деятельности и к творчеству. Необходимо создать такие условия, которые стимулировали бы творческую активность каждого учителя.Поскольку для решения актуальных вопросов современности экскурсы в историю проблемы бывают весьма полезны, данное исследование может помочь переосмыслить взгляды на педагогическое творчество.Задачи нашего исследованиязаключаются в следующем.1.На основе анализа современной педагогической литературы определить сущность педагогического творчества. 2.На основе анализа работ К.Д. Ушинского выявить его понимание и отношение к педагогическому творчеству.Анализ современной психологопедагогической литературы показал, что большинство авторов рассматривают творчество как непременное условие педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, с одной стороны, характеризуется целым рядом нормативных показателей (вытекающих из установленных законов, правил). А с другой стороны, деятельность каждого учителя отличается неповторимостью. В педагогическом процессе много изменяющихся, вариативных элементов. И каждый раз общие положения, закономерности, принципынужно сопоставлять с учетом конкретной ситуации. С позиций деятельностного подхода творчество педагога –это «деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебновоспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываютсяи воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной творче ской индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектасубъекта педагогического воздействия» . Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не может быть представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение педагогических задач трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм существует, применение его разными педагогами может привести к разнымрезультатам .С точки зрения личностного подхода в современной литературе рассматриваются способности и отношение педагогов к творчеству. Помимо педагогических способностей, исследованию которых посвящен целый ряд работ (Ф.Н.Гоноболин, Н.Д. Левитов, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), для успешной творческой деятельности учителю необходима еще высокая степень интеллектуальномотивационного развития, т.е. способность к творчеству.Так, В.И. Загвязинский призывает учителей быть исследователями –находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности. Для этого учителю необходимы: общая культура, теоретические знания, профессиональные умения, опыт работы, специальные исследовательские умения (наблюдать, анализировать и обобщать явления, предвидеть их развитие и т.д.), научная интуиция, увлеченность, интерес и вдохновение .Л.И. Кобышева, анализируя профессионально значимые личностные качества социального педагога, отмечает значимость таких качеств, как гибкость интеллекта, его динамичность, широту эрудиции .Имея много общего с другими видами творчества (научное, художественное, техническое), педагогическое творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и с его результатом –растущей, развивающейся личностью. Анализ литературы позволил выделить целый ряд особенностей педагогического творчества.Специфичен предмет педагогического творчества –развивающийся человек, формирующаяся личность. Учитель творит из «живого материала». Специфичен и «инструмент» творчества –личность учителя. Специфические черты можно выделить и в творческом педагогическом процессе.Педагогическое творчество жестко лимитировано, спрессовано во времени. Учитель не может ждать, пока его «осенит», он должен найти оптимальное решение возникшей на уроке проблемы в считанные секунды. Будучи сжатым во времени, осуществляясь непрерывно и систематически, оно приносит плоды, как правило, не сразу. Учитель сравнительно быстро получает лишь непосредственные частичные, большей частью только образовательные итоги своей деятельности (знания, умения и навыки), не всегда может сопоставить замысел с результатом.Поскольку педагогическое творчество вписано в образовательный процесс, оно всегда должно приносить только положительные результаты.Особенностью педагогического творчества является и то, что оно всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнеров учителя по творчеству –ученик чрезвычайно сложен, неповторим.Следует также заметить, что педагогическое творчество не рождается стихийно. Учитель не «свободный художник». Сообразуясь с требованиями общества, с установленными наукой педагогическими закономерностями и принципами, используя нормы и предписания, заключенные в программах, учебниках, методических пособиях, сверяясь с достижениями передовой практики и собственным опытом, учитель в конкретных условиях творит новую педагогическую действительность.Итак, выделив особенности педагогического творчества, мы обратились к работам К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы», «Проект учительской семинарии»,«Три элемента школы», «Педагогическая антропология», «О народности в общественномвоспитании»,«О нравственном элементев русскомвоспитании»,«Элементарнаяшкола»идр. Говоря о процессе обучения и воспитания, К.Д.Ушинский в целом рядеработ(«Педагогическая антропология», «О пользе педагогической литературы»,«Проект учительской семинарии» ит.д.), ставил вопрос: педагогика –это наука или искусство? И сам на него отвечал так: «Наука только изучает существующее или существовавшее,а искусство стремитсятворить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства –не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» . Или вот другое высказывание К. Д.Ушинского: «Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что самое слово «искусство»уже отличает ее от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества –их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека –его души итела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» .Интерес для нашего исследования представляет и следующее высказывание: «Педагогика –не наука, а искусство –самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Но нужно помнить, что искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» .Из выше приведенных цитат можно заметить, что, разрабатывая основы отечественной педагогической науки и предсказывая ей большое будущее, К.Д.Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Сравнивая искусство с наукой, К.Д.Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств».Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Вез науки немыслимо искусство воспитания. К.Д.Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. Называя педагогику искусством, Ушинский имел в виду практическую деятельность педагога в целом. Онатребует живого, личного творчества педагога. Сказать, что педагогика –только наука, значит сузить объем понятий и ограничить сферу практической деятельности педагога механическим применением законов науки. Педагогика имеет научные основы, но применять ихна практике можно творчески, с учетом конкретных условий и обстоятельств, которые никакой наукой предусмотрены быть не могут. Личное творчество педагога исключительно важно в педагогике, и ограничиваться утверждением, что педагогика –наука, значит, заглушить стимулы к творчеству в таком сложном деле, как воспитание.В педагогической системе К.Д.Ушинский ставит вопрос о соотношении педагогической теории и практики. К.Д.Ушинский указал в своих работах на органическое единство инеразрывнуюсвязьпедагогическойтеории и педагогической практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может.«Спор между теорией и практикой –очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность... Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Часто педагогтеоретик, принимаясь за свое сочинение, отвлекает свою мысль от бессмысленной пестротыжизненных явлений, старается возвыситься до абстрактных начал воспитания. Педагогпрактик смеется над педагогомтеоретиком, чувствует всю неприложимость его стройной теории, берет в одну руку учебник своего предмета, в другую ферулу,–и дело идет у него как по маслу.Но это две крайности. Середину между ними занимают все педагоги, теоретики и практики. Нет такого педагогапрактика, который бы не имел своей, хотя крошечной, хотя туманной, теории воспитания, и нет такого смелого теоретика, который бы по временам не оглядывался на факты» .Огромное значение в деле обучения и воспитания К. Д.Ушинский уделял подбору правильных методов.«Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны, и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогахпрактиках, не знакомых с педагогической литературой. И сколько может сделать зларутина одного такого педагога».К.Д.Ушинский доказывал, что обучение «рутинными» методами воспитывает ненависть к школе, отталкивает от школы более способных детей, у которых часто не хватает терпения пройти весь путь бессмысленного заучивания.В противовес «рутинному» методу обучения и воспитания К.Д.Ушинский разработал множество вариантов наглядного метода, который развивал способности учащиеся, вызывал их живейший интерес к самому процессу чтения, письма и т.д. К. Д.Ушинский считал, что наглядный метод обучения способствует накоплению ребенком конкретных знаний об окружающем мире. Ученый, на смену устаревшим взглядам и методам обучения и воспитания, разрабатывал научные принципы дидактики, овладев которыми учитель переставал быть слепым исполнителем и становился искусным творцом учебновоспитательного процесса.Вместе с тем К.Д.Ушинский осознавал ту огромную ответственность, которая ложится на учителя при самостоятельном выборе методов и средств обучения и воспитания и видел, что не все учителя к этому готовы. Аодна из особенностей педагогического творчества –получение только положительных результатов. В связи с этим К.Д.Ушинский писал: «Но могу еще заметить, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель–методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред...» . Выход из этой ситуации Ушинский видел в вооружении учителей знаниями. Он неоднократно говорил о важности знаний впедагогическом труде, причем знании не только того предмета, который учитель преподает, но и знаний из области психологии и педагогики. Вот пример его высказывания: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,а иным даже делом легким, –и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способностьи умение, т.е.навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...» .Еще одна существенная характеристика педагогического творчества, которой К.Д.Ушинский уделял немало внимания –осознанность и целенаправленность. Вот, что он писал: «Никто, конечно, не сомневается, что воспитание есть деятельности сознательная, по крайней мере со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названатолько та, в которой мы определили цель, узнали материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали к выбрали средства и методы, необходимые к достижению осознанной нами цели» .Причем, как замечал сам К. Д.Ушинский, постановка целейважна не только в научнопедагогическом творчестве при разработке теории, но и в практической деятельности каждого педагога. Это подтверждает следующая цитата: «Определениецели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий… Ясное определение цели воспитания мы считаем далеко не бесполезным и в практическомотношении. Как бы далеко на запрятал воспитатель свои глубочайшие нравственные убеждения, но если только они в нем есть, то они выскажутся... в том влиянии, которое окажут на души детей»Интерес для нашего исследования представляет целый ряд высказываний К.Д.Ушинского о том, что педагогический труд нуждается в эмоциональном подкреплении. Вот, например: «Воспитательная деятельность нуждается в постоянном одушевлении; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности... Педагогическая литература одна может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту внимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки... Педагогическая литература, живая, современная и обширная вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания» .Что еще характерно для К.Д.Ушинского? Он много внимания уделяет подготовке учителя.«Самый существенный недостаток в деле русского народного образования и просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах средних учебных заведений, в уездных и приходских училищах, в младших классах гимназий. Чем ниже сфера учебной деятельности наставника, или лучше сказать, чем глубже идет она в массы народа и в детство человека, тем менее, конечно, требуется от наставника познаний; но зато тем более должен быть хороший воспитатель и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанников. Вот почему для такого рода преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление, тем более, что нельзя ожидать, чтобы они сами, при ограниченности своих познаний,могли самостоятельно подготовиться к своему делу... Кроме того, в деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно,а необходимо иумение...».К.Д.Ушинский высоко оценивал природные способности, талант учителя и их значение для педагогической деятельности. Однако, он понимал, что учитель –это массовая профессия, и найти столько талантов просто невозможно. «Природные воспитательные таланты, сами себепрокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какиелибо другие таланты; а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей...» . Что же происходит на практике? «Немного таких привилегированных, от природы одаренных и сильных натур, которые не только критически разберут в самих себе дурные и хорошие явления, не только сумеют освободиться изпод дурных влияний, не только выработают самостоятельно новые начала, но и успеют внести эти начала в плоть и кровь своей природы. Эти редкие привилегированные натуры прокладывают новые пути в воспитании человечества. За ними идут вторые, увлеченные гением первых: за ними медленно и упрямо двигается и остальная толпавоспитателей...». .Таким образом,мы можем уверенно сказать, что К.Д.Ушинский был горячим сторонником специальной подготовки учителей для народных школ. Он неоднократно говорил об организации учительских семинарий, педагогических факультетов при университетах и открытии педагогических институтов для подготовки учителей. Очень много К.Д.Ушинский в своих работах говорил о талантливых учителях, об учителях, которые обладают высоким уровнем способностей. Талант учителя, как считал К.Д.Ушинский, выражается в сложном сочетаниияркости,доходчивости,логичности изложения учебного материала, в контакте с аудиторией, позволяющем максимально активизировать мысли, в психологически тонком подходе к каждому школьнику, в нахождении оптимальных средств и методов воздействия на личность.Каждый педагог, по мнению К.Д.Ушинского,а не только талантливый, должен обладать «видением целей», «видением задач», «видением средств» воспитания.К. Д.Ушинскийвработахвыделялкачества,которыми должен обладать учитель народной школы или воспитатель, чтобы с успехом выполнять свои обязанности:–«знания учителядолжны быть по возможности точны, ясны и определены;–знания учителя должны быть очень разнообразны. Учитель должен иметь познания во многих науках, уметь хорошо писать, рисовать, читать, петь и т.д. Только тогда он будет в состоянии сообщать ученикам свои сведения и знания;–от учителя справедливо требовать, чтобы жизнь его не разрушала уважения к нему в родителях и детях. Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей, и его педагогическая деятельность будет истинно воспитательною деятельностью» .Называя учителя наставником, К.Д.Ушинский тем самым, подчеркивал, что образование имеет для человека и общества бесспорную ценность лишь тогда, когда оно соединится с воспитанием. Учительнаставник выступает посредником между наукой и учеником. Он как бы наставляет ученика на тот путь, который дает ученику возможность постоянно упражнять и совершенствовать свои познавательные способности. Под руководством наставника укрепляется воля и характер ученика. Труд учителянаставникаК.Д.Ушинскийсравниваетстворчеством художника. Но если художник и скульптор отражают жизнь в красках, наполотне, в мраморе, композитор –в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и воспитания, придает ему жизненную силу. Говоря о деятельности учителя, К. Д. Ушинский подчеркивал, что учителем может быть далеко не всякий человек. Для этого недостаточно одного желания быть учителем, нужно обладать и определенными качествами:–не стареющая душа («Вечно не стареющее детство души–есть глубочайшая основа истинного самовоспитания детей»);–дарование и талант. Через все педагогические труды Ушинского проходит мысль о том, что как природные способности человека, так и приобретенные подлежат развитию исовершенствованию;–специальная подготовка. Без нее, считал Ушинский, педагогическая деятельность совершенно невозможна;–Ушинскийрассматривалучителякакчленабольшой учительскойсемьи,объединеннойобщностьюидейи устремлений. И то, что непосильно для одного человека, вполне достижимо для учительского коллектива.В целом анализ работ К.Д. Ушинского позволил сделать следующие выводы:К.Д.Ушинский, называя педагогику «искусством», все же сравнивал ее с наукой, тем самым, подчеркивая значимость творчества и в практической, и в теоретической педагогической деятельности.Большое внимание уделяя учителю, К.Д.Ушинский среди прочих качеств,присущих творческому педагогу, называл такие как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Однако любому учителю, по мнению К.Д.Ушинского, необходима специальная подготовка.

Ссылки на источники1.КанКалик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. –М.: Педагогика, 1990. –140 с.2.Шалова С.Ю. Создание условий для научнопедагогического творчества студентов в вузе. –РостовнаДону: Издво ЮФУ, 2011. –264 с.3.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. –М.: Академия, 2008. –176 с.4.Кобышева Л.И. Психологопедагогическая диагностика профессионально значимых личностных качеств социального педагога //Научное мнение. –2012. –№ 5. –С. 65–73.

5–18. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. В 2х т. Т.1.–М: Педагогика, 1974. –584 с.

Chomaev Taulan,the 3rdyear student of psychology and social pedagogical faculty of A.P. Chekhov Taganrog State Pedagogical Institution, [email protected]. D. Ushinskiy"s views on pedagogical creativityAbstract. K.D.Ushinskiy"s views on pedagogical creativity are analyzed in the article. Characteristics of pedagogical creativity are marked out based on the analysis of modern psychological and pedagogical literature. Interpretation of statements of K.D.Ushinskiy is given. It confirms that the scientist attached huge significance to creative aspects of pedagogical activity.Keywords:K.D.Ushinskiy, pedagogical creativity, pedagogical activity, teacher‱s personality.

Опыт работы социального педагога. Творчество К.Д. Ушинского в духовно – нравственном становлении личности

Описание работы: предлагаю вам обобщение опыта работы по использованию творческого наследия Ушинского К.Д. на занятиях кружка «Полезные привычки» и занятиях для будущих первоклассников курса «Я познаю мир» с целью духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, руководителям кружков.
«Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого
века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век».
В. Н. Столетов, президент Академии
педагогических наук СССР

В последнее время в связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением основ педагогики представляется значимым изучение творческого и педагогического наследия Ушинского К.Д. Его вклад в развитие науки выходит далеко за пределы школы и педагогики – это и область национальной культуры, и как одна из ведущих сил формирования русского общественного самосознания.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на значении творчества Ушинского в духовно-нравственном становлении личности ребёнка. Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, мы понимаем, что время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую – это возможность реализации права ребенка на счастье. И такую возможность нельзя упускать. Произведения Ушинского тактично, с тонким мастерством, умелым использованием фольклорных традиций, немногословной нравоучительностью, которая достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли позволяют это сделать.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании играют сказки и небольшие рассказы на морально - этические темы. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Сказка - это средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень учения» может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Так происходит у нас на занятиях по социально-личностному развитию ребёнка в рамках образовательной программы школы «РИТМ» «Я и мир вокруг меня».
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно преподнесена, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. А сказки и рассказы Ушинского открывают детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинают жить. А главное - они открывают самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем становится ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
Всем известна сказка о споре Ветра и Солнца («Ветер и Солнце»). В основу любого мероприятия, урока может быть положена идея этой сказки – «лаской и добротой ты можешь достичь многого». Дети на занятии «Я и другие», целью которого являлось развитие у детей умения воспринимать другого человека, понимания уважительного, бережного отношения друг к другу, с удовольствием обсудили данную сказку и решили, что добрый человек нужен и любим, у него много друзей и ждёт его счастливая жизнь.
Занятие в рамках школы «РИТМ» «Для чего ходят в школу» построено на идее Ушинского – путешествие с «дитятей» в мире привычных вещей, познании ребёнком мира учебного и мира игр (Первая после Азбуки книга для чтения»). Одно дело учебные вещи – они для учения и труда, другое дело игрушки – для потехи, забавы и отдыха. Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: учёность, грамота понадобится на всю будущую жизнь.
Рассказы Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. На занятии «Учусь владеть собой» детям был прочитан рассказ «Трусливый Ваня». Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Давайте вспомним: Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. Дети с удовольствием слушали сказку, смеялись над трусливым мальчиком, а потом рассказывали о своих недостатках и страхах и предлагали советы неуверенному в себе человеку.
К.Д. Ушинский придавал большое значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей.
Его сюжеты и идеи часто используются мною в разработке занятий в рамках курса превентивного обучения детей младшего школьного возраста по предупреждению употребления ими табака и алкоголя «Полезные привычки».
«Четыре желания» - рассказ о такой черте характера, как нерешительность. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Ушинский не морализирует, он только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и очень трудный. Этому посвящено занятие для обучающихся 2-х классов «Учусь принимать решение в опасных ситуациях».
Занимательный рассказ Ушинского «Дети в роще». На занятии «Множество решений» в 1 классе, где обсуждаем вопросы ответственного и безответственного поведения в различных жизненных ситуациях, этот рассказ поможет наглядно проиллюстрировать пагубность лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
«Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре. «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка»” Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры. Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл этого рассказа, который удачно вписывается в тему занятия «Учусь взаимодействовать» как в рамках занятий для дошкольников, так и для обучающихся 3-их классов в рамках курса «Полезные привычки».
И это лишь маленькая толика того творческого наследия, которое нам оставил великий педагог К. Д. Ушинский, и которое, если внимательно читать, годны как детям, так и взрослым. Сам же Константин Дмитриевич будет всегда рядом с теми, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.

Константин Ушинский: краткая биография

Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский к сожалению не оставил нам развернутой теории детской игры, но все же уделил ей внимание в своей «Антропологии». Теоретическое и практическое изучение детских игр, по его мнению, должно стать одним из главных предметов будущей учительской семинарии. Важнейшей особенностью игры он считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек – его ум, воля, сердце. Присматриваясь к детской игре, педагог может увидеть «всю душевную жизнь» ребенка. Соглашаясь с некоторыми исследователями, в том что игра может носить прогностический характер, Ушинский отмечает, что «это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». Игра это свободная, самостоятельная, творческая деятельность ребенка и только в этом качества может считаться игрою. Влияние взрослого на игру должно быть ограничено. Он не считает игрой забаву, в которой взрослый развлекает ребенка, но и не называет игрой деятельность по принуждению взрослого. «Придумать целый цикл своих собственных игр-занятий, как то сделал Фребель, значит брать на себя слишком много, и эти придуманные взрослыми, а не созданные самими детьми игры всегда носят на себе печать искусственности точно также, как и подделки под народные песни». К сожалению, педагогика не прислушалась к этому чрезвычайно резкому высказыванию. Современные дошкольники перегружены дидактическими играми, играми навязанными воспитателями, а свободная творческая игра постепенно угасает. При этом перенос игры в учение Ушинский так же считает губительным и высказывает уверенность, что у педагогов это просто и не получится. Главными ценностями игры Ушинский считает свободу, созидательность (творчество) и деятельность. Свобода как главный нравственный императив необходима человеку как воздух, но свободой нужно уметь пользоваться. Свобода, освобожденная от деятельности губительна для нравственности. И только в «самостоятельной, излюбленной деятельности человек выучивается обходиться с элементом свободы, столь же необходимым, как огонь, и столь же опасным, как он». Именно такой деятельностью видится Ушинскому детская игра. Игра не как наслаждение или игра воображения, избыток телесных сил, но такая игра, в которой «дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». «Если мы присмотримся к детским играм, - пишет Ушинский, - то увидим, что дети, если они еще не испорчены, не столько ищут наслаждений в тесном смысле этого слова, сколько увлекающих их занятий, и дитя счастливо вполне не тогда, когда громко хохочет и глаза его блестят восторгом, а тогда, когда оно все и очень серьезно погружено в свою игру или в какое-нибудь свое, свободно найденное детское дело».

Творческий характер игры по Ушинскому, проявляется, прежде всего, не в игре воображения, но в созидательной деятельности. Ушинский не согласен с исследователями, которые приписывают детям сильно развитое поэтическое воображение, напротив, он считает, что слабое детское воображение просто сильно влияет на слабую же, не наполненную «следами» душу ребенка. Игра и игрушка и дают ребенку возможность, живя игрой, наполнить свою душу новыми образами и ассоциациями. Ушинский отмечает, что «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения». Он отмечал, что дети очень привязываются к своим игрушкам, относятся к ним с особой любовью, вне зависимости от того насколько хороша их любимица, любят «в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Однако мир, в котором живут игрушки, является отражением мира взрослых и те картины, которые разыгрываются с игрушками, часто становятся зеркалом не столько детской души, сколько окружающей ребенка действительности. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки». И взрослым необходимо помнить об этом, ведь образы, рожденные в игре, останутся в памяти и в душе ребенка. «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни,- и вот об этом-то материале должны более всего заботиться родители и воспитатели». Этот призыв все так же актуален, может быть даже более, чем во времена Ушинского. Обилие игрушек, их связанность не столько с реальной жизнью, сколько с виртуальными и искаженными образами, заданными новыми мультфильмами и детскими передачами, оторванность родителей от реалий жизни ребенка, становятся новой проблемой в воспитании современных детей. «Мы признаем, что на душу ребенка и на направление ее развития могут иметь влияние окружающая его природа, окружающие его люди и даже картина, висящая на стене в его детской комнате, даже игрушки, которыми он играет».

Игры «общественные» также необходимы ребенку. В них проявляются его способности к совместной деятельности, раскрываются такие его качества как умение руководить и подчиняться, без которых ему будет трудно приспособиться к взрослой жизни.

Игра имеет особое значение в развитии души ребенка. Поэтому ребенок должен наиграться и вовремя подойти к новой для него деятельности – учебе, уже подготовленным игрой, вызревшим. Но игра не единственное средство развития ребенка. «Все эти четыре деятеля - игра, работа, ученье и, наконец, сама школьная или семейная жизнь дитяти - направлены к одной и той же цели вывести человека на путь свободного, излюбленного труда».

Татьяна Сокольская
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»

Педагогический проект

2. Тема : «Знакомство с творчеством К . Д. Ушинского »

3. Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социа-

лизация», «Художественное творчество » .

4. Вид проекта : познавательный, творческий , игровой.

5. Актуальность темы :

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского . Замечательный педагог и писатель , он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта .

6. Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского .

7. Задачи проекта :

- Познакомить детей с творчеством К . Д. Ушинского ;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей , развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта : дети 5-7 лет;

9. Продолжительность проекта : 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта :

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта :

1. Материально-техническое : демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое :

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда .)

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

3. Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5. Ушинский К . Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта :

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат :

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей , развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей ;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности :

Выставка работ детского творчества по рассказам К . Д. Ушинского ;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок» .

15. Презентация проекта :

Игра-драматизация по рассказу К. Д. Ушинского .

педагогического проекта

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского »

Участники проекта :

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

3 Неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» .

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак » .

6. Дидактическая игра «Составь предложение» .

7. Физкультминутка «Русская песенка» .

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

: рисование «Времена года» .

11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Умей обождать» .

3. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?» .

5. Этюд «Петушок и курочка» .

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса» , «Зайкина избушка» , «Курочка Ряба» .

8. Продуктивная деятельность : отрывная аппликация «Птицы» .

1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

6. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Упражнение «Мы – сказочники» .

9. Продуктивная деятельность : лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1. Чтение рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?» .

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

10. Наблюдение за домашними животными.

: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1. Чтение сказки К. Д. Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется» .

2. Пояснение детям незнакомых слов .

3. Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль» .

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники» .

9. Пальчиковая гимнастика «Звери» .

10. Продуктивная деятельность : лепка посуды для журавля и лисы. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька» .

3. Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька» .

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение» .

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот» .

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность : аппликация «Кошки на окошке» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Мышки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение» .

4. Дидактическая игра «Назови ласково» .

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит» .

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность : дети схематически изображают мышек. 1. Чтение произведения К. Д. Ушинского «Гусь и журавль» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Этюд «Походки» .

6. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

7. Упражнение «Найдите общее и различия» .

8. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Гусь и журавль» . Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Бишка» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

5. Дидактическая игра «Цепочка слов» .

6. Конструирование из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность : лепка «Бишка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Играющие собаки» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений) .

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5. Дидактическая игра «Чей, чья?» .

6. Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность : рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов .

5. Работа над содержанием рассказа.

6. Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» .

9. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность : предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Звери» .

4. Дидактические игры «Измените слово» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Этюд «Я – ёжик» .

8. Продуктивная деятельность : аппликация «Ёжики» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи» .

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3. Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

6. Физкультминутка «Пчёлки» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха» ,

В. Сутеева «Теремок» .

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела» .

10. Продуктивная деятельность : Коллективное рисование «Цветочная полянка» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Гуси» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Гуси, гуси» .

4. Дидактические игры «Измените слово» , «4-й лишний» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку» .

8. Этюд «Я – гусь» .

9. Продуктивная деятельность : оригами «Гуси» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение произведения «Уточки» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение» .

6. Подвижная игра «Домашние птицы» .

7. Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Продуктивная деятельность : рисование «Уточки» . 1. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Два козлика» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Упражнение «Хорошо - плохо» .

4. Упражнение «Диалог козликов» .

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

4. Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа) .

5. Дидактические игры «Подбери словечко» .

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность : создание схем мимики козликов. 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Дятел» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Мы - дятлы» .

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Пальчиковая игра «Птицы» .

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность :

Выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

Создание альбома «Лесные птицы» .

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?» 1. Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний» .

6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо» .

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев» .

10. Наблюдение за деревьями.

11. Продуктивная деятельность : дети рисуют своё любимое дерево

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Солнышко» .

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?» .

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность : предложить детям нарисовать сюжет из рассказа. 1. Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К. Д. Ушинского .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

«Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» .

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» .

2. Беседа по содержанию рассказа.

3. Физкультминутка «Зайчик» .

4. Дидактическая игра «Подбери словечко» .

5. Этюд «Зайчик» .

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик» .

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку» .

9. Продуктивная деятельность : объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата» . 1. Рассказывание сказки К. Д. Ушинского «Козёл» .

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем» .

6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково» .

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение» .

10. Продуктивная деятельность : предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята» .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» .

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд импровизация.

5. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова» .

7. Физкультминутка «Солнышко» .

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность : коллективная аппликация «Портрет солнышка» .

10. Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1. Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К. Д. Ушинского .

2. Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний» .

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» .

6. Физкультминутка «Полосатая пчела» .

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность : коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Коровка» .

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша» .

4. Этюд «Я – коровка» .

5. Дидактическая игра «Семейка слово» .

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность : создание композиции «Коровка на лугу» . 1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ворона и рак» .

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко» .

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы» .

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л . Толстого «Ворона и лиса» .

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия» .

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность : коллективная работа «Ворона и рак» .

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта .

2. Разработка проекта :

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта ;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта ;

Организация методической работы;

3. Выполнение проекта .

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта .

4. Презентация проекта .

5. Определение задач для новых проектов .

Методы проекта :

1. Мониторинг.

2. Цикличность.

3. Системность.

4. Наблюдение.

6. Экспериментирование.