Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Поэтапное рисование головы человека в пространстве. Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы. Мозговой и лицевой отделы головы

Для того, чтобы нарисовать действительно качественный портрет, мало описаться на собственные внутренние чувства. Интуиция может ошибаться, в то время как фундамент академических знаний прочен и надежен.

В академическом рисунке есть довольно большое количество интересных и важных разделов. Много внимание уделяется созданию портретов. Художники стремятся соответствовать всем пропорциям и соблюдать максимальное сходство с моделью.

Почему это так важно

Для того, чтобы создать качественную портретную картину, стоит изучить правила, по которым изображается академический рисунок головы человека. Можно говорить о достаточно высоком мастерстве, глядя на картины Брюллова, Рокотова, Кипренского и прочих выдающихся творцов. Художник должен быть знаком с техникой рисования, как карандашом, так и красками, чувствовать пропорции, уметь придавать объемность и глубину с помощью теней, бликов. Всё это – тонкая материя, постигаемая не за один день, но зато в итоге можно опираться на прочный фундамент теоретической базы.

Глядя на работы французских мастеров, творивших в 16-18 вв., испытываешь восхищение из-за точности прорисовки черт лица. Кажется, что портрет глядит в самую душу, чувствуется душа человека, которого изображал художник. В работе используют не только краски, которых большое количество разновидностей, но и карандаш, уголь. В каждой технике есть свои особенности, которые нужно изучать отдельно.

Как рисовать голову человека карандашом поэтапно

Как мы чувствуем настроение человека, глядя на изгиб его губ, морщинки в уголках глаз, мимолетный блеск во взгляде, так и люди, увидевшие вашу работу, должны будут прочувствовать как вас самого, так и модель. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Ваша же задача – заставить его отражать всё необходимое с максимальной точностью. Рисунок должен вызывать эмоции. Если проводить аналогию с фотографией, можно взять пример из жизни.

Допустим, вы увидели на небосводе прекрасную луну и хотите сфотографировать ее на телефон с камерой средней мощности. Между ожиданием и реальностью будут разительные отличия. Как правило, когда не используется профессиональное оборудование, получается размытое пятно – не более. Так вот, академический рисунок головы человека – это раздел обучения изобразительному искусству, который позволит вашим навыкам от уровня плохой камеры перейти на более высокую ступень, позволяющую улавливать даже мельчайшие детали, подобно сверхточному фотоаппарату. Хотя рисование и творческий процесс, в нем масса своих специфических технологий.

Начать можно хотя бы с познаний анатомии. Сделав человеку на рисунке слишком высокий лоб, неправильный разрез глаз, просчитавшись в пропорциях, можно рисовать одну личность, а получить совершенно другую – существующую только на бумаге. Часты ситуации, когда работа вроде бы неплохая, что-то в ней определенно есть, а вот самого человека нет. Ценность такого портрета, каким бы миловидным он ни был, стремительно падает.

Делаем контуры головы с первого раза

Интересной особенностью также является то, что на картине многие предпочли бы видеть себя чуть лучше, чем в повседневной жизни. Можно, конечно, сделать чуть пышнее волосы, поменьше тени под глазами, но когда доходит до главных лицевых черт, таких как глаза, губы, нос, эксперименты здесь могут принести вред. Выполняя все эти задачи, крайне тяжело полагаться только на собственную интуицию. Без владения знаниями об анатомии, пропорциях, игре света и тени придется совершать большое количество ошибок, и в итоге работа может превратиться в одно пятно, на котором постоянно что-то закрашивали и стирали.

Поэтому практика всегда должна идти рука об руку с теорией. Эта формула опробована в многих отраслях и, как правило, никогда не подводит. Не стоит отказываться от шанса сэкономить собственное время и усилия. После прохождения курса ваши навыки значительно повысятся, а рисунки, что называется, действительно оживут.

Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.

Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня - сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:

Основной контур и осевые линии

Начальный контур лица - главный этап в правильном изображении портрета человека. Нарисованная карандашом голова начинается с овала лица. Как бы странно это ни звучало, но началом данного овала должен стать круг. Для этого в центре рисунка необходимо поставить точку, по которой ведётся ориентация дальнейшего рисунка.

Можно с помощью циркуля от данной точки выполнить круг нужного радиуса. Потом от неё же проводится прямая линия вниз, пересекая изгиб круга ещё на такую же длину, как и до него. Это и будет крайняя точка челюсти. Слегка нажимая на карандаш, следует сделать правильный овал: сверху - округлый, внизу - заострённый. Его форма может быть разной, ведь лицо бывает круглым, вытянутым или скуластым.

Тем, кто желает узнать, как нарисовать голову поэтапно карандашом, нужно научиться наносить осевые линии на овал (сделать эскиз). Они помогают правильному построению лица, его пропорций. Сначала в центре горизонтально проводится линия, делящая рисунок пополам. Потом каждая из получившихся половинок делится параллельно ещё пополам. По середине овала проводится вертикальная ось вдоль лица. Получится своеобразная сетка из 8 отделений.

Выразительные глаза - основа рисунка

Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков. Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка. Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).

С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века. Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только - поменьше. Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону. Вот некоторые нюансы изображения глаз:

Рисуем нос

Попробуем разобраться дальше, как нарисовать голову поэтапно. После контуров глаз следует переходить к форме носа. Где он должен располагаться? Высота носа должна соответствовать размеру центральной и нижней горизонтальных линий. Ширина начинается от уголков глаз. От них аккуратно проводим линии вниз до черты, сверху над которой прорисовываем три кружочка. Они помогут точнее изобразить ноздри, крылья носа и центральную часть. Ориентируясь на данную основу, начинаем делать точную прорисовку носа.

Выделение бровей и волос

Далее рисунок начинает приобретать более детальный образ. Сделав линию переносицы, попробуем перейти к аккуратным бровям. Для этого рисунок можно переворачивать горизонтально. Важно знать, что начинать изображение бровей лучше с точки, более близкой к носу. Правильная высота брови над уровнем глаза должна соответствовать ещё одному глазу.

После того, как сделаны очертания формы бровей, будем наносить штрихи, напоминающие волосинки. Возле носа они получатся более широкими и густыми, а ближе к концу - истончёнными и редкими.

После прорисовки бровей нужно перейти к волос. Здесь уже всё будет зависеть от причёски.

Правильные очертания губ и лица

Следующий элемент для эскиза - это губы или рот. Как же правильно его расположить. Всё просто. Он должен находиться в центре самой нижней части сетки, под носом. Чтобы определить его длину по горизонтали, проведём от радужных оболочек глаз вниз две линии, это и будет ширина рота. В отмеченном месте попробуем нарисовать аккуратные губы. Нижнюю рисовать проще, поэтому лучше начать с неё. Верхнюю просто скопируем по нижней, только поделим её пополам. У некоторых девушек губы пухлые, у других - вытонченные, можно ориентироваться по фотографии.

Чтобы эскиз получился законченным, нужно чётко провести очертания лица. Для этого можно немного выделить скулы.

Расположение ушей

Форме и расположению ушей также нужно уделить должное внимание. Высота уха, приблизительно, равна высоте носа. Ухо состоит из 5 частей: мочки, завитка, противозавитка, козелка, противокозелка. Для начала изображаем ушную раковину (общую форму). Затем рисуем С-образный завиток. С помощью теней и света делаем внутреннюю часть уха.

Работа над деталями и тенями

Теперь стираем линии сетки, у нас получился начальный Дальнейшая работа заключается в разукрашивании и добавлении теней. Лицу нужно придать больше конкретики. Здесь немаловажную роль играют скулы и форма подбородка. Важно девушку не превратить в мужчину, у которого подбородок более сильный.

Как нарисовать голову поэтапно карандашом, как у настоящих художников? Для этого нам понадобится мягкий карандаш, с помощью которого будем наносить тени, придающие лицу объём. Контрастами и тенями можно выделить нужные участки портрета, для этого нужно определить более тёмные и светлые места. Сначала их можно просто обвести, потом начинать заштриховывать. После этого штриховку можно растушевать с помощью кусочка бумаги в нужных местах. Прямые штрихи будут делать рисунок угловатым и жёстким.

Последние штрихи

Лицо девушки требует особого внимания, так как его украшают волосы (причёска). Она должна выглядеть естественно и подходить для данного типа лица. Красивые распущенные волосы украшают женский образ. Также к нему можно добавить часть плеч и шею.

Изюминкой каждого рисунка является мимика и изображение эмоций. Это можно сделать с помощью бровей. Стоит только чуточку их приподнять или опустить - лицо заиграет новыми красками. Вздёрнутые внутренние уголки глаз помогут изобразить грустное, порой даже плачущее лицо. Более озлобленного человека можно изобразить с помощью сведения бровей к переносице.

Мимику возможно также нарисовать с помощью затемнения радужки глаз и поднятием уголков губ. Чем темнее зрачок, тем выразительнее взгляд. С первого раза улыбку на лице нарисовать сложно, но даже маленькое поднятие уголков губ делает девушку милой. Мимика помогает выразить характер человека. Важно помнить, что свои навыки нужно постоянно тренировать, тогда более точно будут получаться мимика и эмоции человека.

Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.
В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.
Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.
В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.
В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.
Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.
Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?
А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…
Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.
Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.
При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.
Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.
Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.
Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.
Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.
Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».
Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы – от мышц и до волос – чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины, хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле) , которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться ) – самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

  1. Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге
  2. Дальше – самое легкое на первый взгляд – просто рисовать.
  3. И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться . В данном случае, это , уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка – это от вашей натуры зависти…) . Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся) . Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички – и их можно пристроить. Но не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика…

На крайний случай (ну очень на крайний – если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке) . Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Первые наброски головы

В первую очередь делаем конструктивные углем – и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

  1. Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины – для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш .
  2. Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)
  3. Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте лица над рисованием , цилиндриков и т.п.? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова – неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы . Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички – лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. Из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек – карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете – я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу – они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости – они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру объема головы – это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, (или же носовая призма – ведь нос по форме напоминает призму) , лоб, подбородок, шары в глазницах.

Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень . Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы – так это то, что голова — такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе) . То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном) .

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  1. Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  2. Второе, на что мы сразу же обращаем внимание – скуловая точка слева и справа.
  3. Теперь черед лобных бугров.
  4. Подбородок (вернее, точка подбородка).
  5. Угол нижней челюсти.
  6. Теперь одна из наиболее важных – это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  7. Наконец, височные точки.
  8. Теменные бугры – наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками – их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии.

Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки . На следующем рисунке, уже более «очеловеченном» , а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

  1. Первая линия красного цвета – она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симметрии.
  2. Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.
  3. Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши.
  4. По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.
  5. Цилиндр шеи, на котором установлена голова.
  6. И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного – это болванки. Значит так, : вид спереди, сбоку и поворот в три четверти .

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное — строение . То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить : та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное . Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании – это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось – прям руки чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные – это зависит от всяких поворотов и ракурсов) . Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота – она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и волосы, а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап – поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть . Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом – и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь) . Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок справа, думаю, он понятнее, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап — поиск скуловых точек , но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти – он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже ежик 🙂

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (места, особо выступающие на бровях – расшифровываю) . И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу) . Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор – наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то, что мы уже прошли здесь, и вращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтобы у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас и трех-четвертной .

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача – просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую , вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?» . Конечно же не буквально – визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками) .

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека – именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность.

Проверить правильность пропорций можно, соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого – их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть – переносим наши знания на рисунок натуры:

  1. Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.
  2. Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.
  3. Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр – то есть она объемная, равно как и плечи.
  4. Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.

b) Линия трех-четвертного поворота – помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же, вы это еще не забыли!) , то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.

c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.

d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.

e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы.

f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом – вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.

g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!) .

h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти.

i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать) .

j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека – эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос «Как рисовать голову» был хотя бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Рисуем голову человека

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать голову человека по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову человека нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Может показаться, что простые геометрические фигуры рисовать очень легко, но это ошибочная точка зрения. Чтобы правильно нарисовать голову человека нужно очень сильно постараться. Я рекомендую рисовать с натуры. Именно так вы сможете посмотреть куда именно падает свет, как и где он фигура отбрасывает тень. Фотография в этом случае не лучший помошник…

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Перед вами механический метод определения пропорций идеальной женской . Этот метод познакомит вас c пропорциями. Используйте его на начальном этапе для построения, остальное рисуйте от .

Разделите линию, равную ширине головы, на пять частей (каждая часть -это примерно ширина одного ). На одном из дальнейших этапов глаза разместятся под 2-й и 4-й частями.

Поставьте ножку циркуля в центр среднего отрезка (точка A). Начертите круг, радиусам которого будет расстояние от точки A до точки B.

Проведите вертикальную линию через точку A. Отмерьте на этой линии отрезки б и 7, равные отрезкам 1−5. Далее точка C будет кончиком .

Разделив отрезок б пополам, вы получите точку F, которая является центром окружности c радиусом, равным рас-стоянию от F до E; точка E будет нижней границей подбородка, точка F - верхней границей рта, a точка D - нижней границей рта.

Осторожно соедините окружности линиями G и Н. Эти линии не должны проникать внутрь или выходить за пределы окружностей.

Соедините линии G и H в точке касания c большей окружнос-тью. Вы получите от-резок JК будущую верхнюю границу глаз.

Нарисуйте дугу КМ, поставив ножку циркуля в точку J; так же нарисуйте дугу JL, используя точку к в качестве центра. Эти дуги являются линиями щек. Заштрихованная область показывает углуб-ление под костью щеки.

Начертите две вертикальные линии из точек J и К; эти линии являются боковыми границами головы. Заметьте, что эти линии отсекают небольшие кусочки большей окружности.

Нарисуйте глаза под линией JK и прямо под отрезками 2 и 4 первой линии. Расположите нос на линии C прямо под отрезком з. Рот нарисуйте между линиями F и D. Имейте в виду, что рот должен быть несколько шире, чем нос.

Веки могут быть пол-ными или тонкими, и располагаются они прямо над отрезком JK. Верхнее веко мо-жет иметь такую фор-му, что будет практи-чески незаметно. Глаза могут быть различных оттенков. Возможны разные форма и наклон глаз.

Рот может быть различной формы.

Теперь вы знаете как нарисовать голову человека. Если приложите усилия, я верю, что вы добьетесь всего, о чем хотели. Теперь можете обратить внимание на урок « » - он такой же интересный и увлекательный. Делитесь уроком в социальных сетях и показывайте свои результаты друзьям.