Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Список художественной литературы для детей подготовительной группы.

    Программные задачи

    Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

    Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

    Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнитель¬ские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой,

    Для чтения детям

    Русский фольклор. Песенки.

    «Лиса рожью шла...»,

    «Чигарики-чок-чигарок...»,

    «Идет матушка-весна...»,

    «Вот пришло и лето красное...»,

    «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...»,

    «Зима пришла».

    Календарные обрядовые песни.

    «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»,

    «Коляда, коляда, ты подай пирога...»,

    «Как пошла коляда»,

    «Как на Масленой неделе...»,

    «Тин-тин-ка!..»,

    «Масленица, Масленица» .

    Произведения поэтов и писателей России.

    Поэзия.

    А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу» ;

    М. Волошин. «Осенью» ;

    С. Городецкий. «Первый снег» , «Весенняя песенка» ;

    С. Есенин. «Пороша» ;

    В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

    М. Лермонтов. «На севере диком» , «Горные вершины» (из Гёте);

    Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

    А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);

    А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

    П. Соловьева. «Ночь и день» ;

    Ф. Тютчев. «Весенние воды» ;

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),

    «Что за вечер...» (в сокр.);

    С. Черный . «Перед сном» , «Волшебник».

    B.Берестов . «Дракон» ;

    А. Введенский. «Песенка о дожде» ;

    Ю. Владимииров. «Оркестр» ;

    Н. Заболоцкий. «На реке»;

    Н. Матвеева. «Путаница» ;

    Э. Мошковская. «Какие бывают подарки» , «Хитрые старушки» , «Обида»;

    Н. Рубцов. «Про зайца» ;

    Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;

    И. Токмакова . «Мне грустно...» ;

    Э. Успенский. «Страшная история», «Память» ;

    Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;

    Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

    Проза.

    К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

    А. Куприн. «Слон»;

    Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

    Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).

    C.Алексеев. «Первый ночной таран»;

    Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

    М. Зощенко. «Великие путешественники»;

    Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

    Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;

    М. Пришвин. «Курица на столбах»;

    А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» ;

    С. Романовский. «На танцах».

    Литературные сказки.

    В. Даль. «Старик-годовик»;

    П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

    А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

    А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

    И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;

    К. Ушинский. «Слепая лошадь» .

    К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

    Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;

    К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

    Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;

    А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

    Для чтения в лицах

    К. Аксаков. «Лизочек»;

    А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;

    Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);

    Л. Левин. «Сундук»;

    С. Маршак . «Кошкин дом» (отрывки).

    Игровой фольклор .

    Прибаутки:

    «Глупый Иван...»,

    «Братцы, братцы!..»,

    «Федул, что губы надул?..»,

    «Сбил, сколотил - вот колесо...»,

    «Ты пирог съел?».

    Небылицы.

    «Вы послушайте, ребята...»,

    «Богат Ермошка».

    Сказки и былины.

    «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

    «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

    «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

    «Снегурочка» (по народным сюжетам) ;

    «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);

    «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой;

    «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

    «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;

    «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;

    «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

    Фольклор народов мира

    Песенки .

    «Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака;

    «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;

    «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;

    «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;

    «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

    Сказки.

    «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

    «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

    «Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

    «Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;

    «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:

    «Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,

    «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

    «Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

    М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

    Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

    Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга...»; «Жил-был старичок из Винчестера...»; «Жила на горе старушонка...»; «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.

    Литературные сказки.

    X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.

    «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

    А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

    М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

    С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

    Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

    Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна; П. Соловьева. «Подснежник» ;

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» трывки).рассказом, стихотворением.

    Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

    Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

    Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

    Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

    Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

    проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

    краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

    Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

    В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....

    Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»

    Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

    НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

    Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

    Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

    Роль чтения в развитии детей

    Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

    Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

    Задачи программы

    • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
    • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
    • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

    • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
    • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
    • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
    • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
    • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

    Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

    Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

    Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

    Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

    Когда знакомят детей с поэзией

    Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

    На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

    Чтение стихов во время игровой деятельности

    В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

    Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

    Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

    Что за праздник без стихов

    При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

    Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

    Моральное воспитание через художественную литературу

    Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

    Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

    Рассмотрим несколько из них.

    В. Катаев, "Цветик-семицветик"

    Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

    Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

    Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

    Воспитание отзывчивости сказками

    Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

    Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

    Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

    Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

    Словесные игры

    Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

    Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

    Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

    Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

    Развитие речи и памяти дошкольников

    При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

    В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

    Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

    Художественная литература - бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.

    Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

    Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.

    Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

    Джон Хершел

    У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты

    Цели и задачи занятий

    Цели занятий чтением в старшей группе:

    • становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы;
    • воспитание грамотного и чуткого читателя.

    Образовательные задачи:

    • расширять кругозор, формировать целостную картину мира;
    • учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;
    • учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей;
    • развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках;
    • подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.

    Развивающие задачи:

    • эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка;
    • формирование и развитие грамотной литературной речи.

    Воспитательные задачи:

    • воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;
    • способствовать формированию литературно-художественного вкуса.

    Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения

    Педагогические приёмы работы с художественными произведениями

    При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:

    • знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя);
    • рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;
    • демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги);
    • детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.

    Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:

    • выразительное чтение по книге или наизусть, ориентированное на закрепление умения слушать, слышать, воспринимать содержание произведения;
    • рассказывание с элементами свободной импровизации (замена слов, их перестановка);
    • беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности;
    • выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей;
    • пояснение значения незнакомых слов:
      • замена синонимом в процессе чтения, например, «венец - корона», «лукавый - хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок;
      • обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы.
    • творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов.

    Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):

    • костюмированная постановка с участием детей;
    • театральные постановки и игры (настольные, кукольные);
    • дидактические литературные игры и викторины.

    На занятиях по чтению художественной литературы активно используется приём театрализованной игры

    Викторина «Узнай сказку» с использованием мультимедийной презентации (картинка появляется на экране, если дети правильно ответили на вопросы и назвали сказку).

    • В этой сказке дед вырастил урожай, да вот вытащить из земли не мог. Тянул, тянул, да не вытянул. На помощь ему пришли бабка, внучка, Жучка, кошка. Кого я забыла назвать? Что же они вытащили? Вы узнали эту сказку?

      Слайд к сказке «Репка»

    • В следующей сказке жили старик со старухою, а ещё звери лесные (зайчик, лиса, волк), которые встречают нашего главного героя. Лиса его съела. Кого же съела лиса? Как он оказался в лесу? Кого из зверей я забыла назвать?

      Слайд к сказке «Колобок»

    • Герои сказки нашли в лесу уютный домик и поселились в нём, но для кого-то домик оказался слишком мал. Он решил жить на крыше, взгромоздился на домик и развалил его. Кто это был? Назовите всех, кто жил в домике. Как называется сказка?

      Слайд к сказке «Теремок»

    • Кто-то хитростью да обманом занял домик зайчика. Медведь, волк, собачка хотели прогнать незваную гостью, но не смогли. А кто смог? Кто помог зайчику и освободил избушку? Как называется сказка?

      Слайд к сказке «Заюшкина избушка»

    • Остались козлята в доме одни. Ослушались маминого наказа не открывать никому дверь. Сколько было козлят? Кому и как удалось их обмануть?

      Слайд к сказке «Волк и семеро козлят»

    • А в этой сказочной истории мать и отец уехали по делам, оставили дочку и сына дома одних. Старшей сестрице поручили присматривать за маленьким братиком. Девочка заигралась с подругами, просьбу батюшки да матушки забыла, а братика злые птицы унесли к Бабе-Яге. Что за птицы украли мальчика? Какие испытания довелось пройти девочке в поиске брата? Кто ей помог?

      Слайд к сказке «Гуси-лебеди»

    • Дед да баба вылепили снежную девочку. Что произошло с ней дальше? Как зовут главную героиню?

      Слайд к сказке «Снегурочка»

    Формы работы, используемые при обучении чтению

    Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:

    • ежедневное чтение различных по жанру произведений;
    • самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;
    • организованные плановые занятия;
    • непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;
    • плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
      • консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;
      • участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;
      • оформление информационных стендов и книжек-передвижек;
      • проведение открытых занятий для родителей.

    Уголок художественной литературы, как правило, присутствует во всех группах детского сада. Основная цель - усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.

    Основная цель книжного уголка - усилить интерес к книге, создать особоё уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой

    Правила оформления уголка книги:

    • Располагается вдали от шумной и динамичной игровой зоны, создавая условия для вдумчивого неторопливого времяпрепровождения.
    • Присутствует правильное дневное освещение (вблизи окна) и вечернее (локальное электрическое).
    • Оформляется с помощью полочек или столов.
    • Книги подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:

    • брать книги чистыми руками;
    • перелистывать осторожно;
    • не рвать, не мять;
    • не использовать для игр;
    • после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

    Тематическая книжная выставка

    Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.

    Тематические книжные выставки обычно посвящаются вопросам, вызывающим интерес ребят

    Идеи для мотивирующего начала занятия

    Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям - первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.

    Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе вопросы, стихотворения, загадки, мультимедийную презентацию

    Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

    • Интересный вариант начала - появление сказочного героя, который вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие. Например,в группу входит Буратино и делится с детьми своей проблемой: «Меня пригласил в гости в сказочный лес медведь из сказки «Маша и медведь». Я очень люблю чай с пирогами, но боюсь сам путешествовать через таинственный лес. Ребята, прошу вас помочь мне найти дорогу к дому мишки».
    • С детьми старшей группы можно проводить короткие вводные беседы по знакомым произведениям (6–8 вопросов). Например, к теме «Русские народные сказки» будет уместна такая беседа:
      • Какие сказки вы знаете?
      • Кто придумывал эти сказки?
      • Какие животные являются героями сказок?
      • В каких сказках встречается медведь? («Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»)
      • Героями каких сказок стали зайчик, лисичка, волк?
    • Увлечёт детей и рассказ, который знакомит с личностью автора любимого произведения. Например, о П. П. Бажове, создателе сказки «Серебряное копытце», можно рассказать так:
      Ребята, сегодня я познакомлю вас с автором, который так любил народные сказки, что и свои придуманные истории называл сказками. Что же такое сказка? Это стародавнее легендарное сказание, которое и уст в уста передавалось от дедов-прадедов, к внукам-правнукам. В сказке реальная жизнь и волшебство чудесным образом переплетаются, рядом с земными героями действуют сверхъестественные силы, которые могут быть добрыми помощниками, а могут проявиться как злые силы. Вот такие сказки придумывал Павел Петрович Бажов.
      Родился П. П. Бажов в семье горнозаводчика около ста сорока лет назад. Завод тот находился на далёком Урале, под городом Екатеринбургом. Мальчик учился в духовной семинарии, где повстречался ему замечательный учитель словесности, который научил своих учеников понимать, ценить и любить художественную литературу. Бажов с удовольствием учил на память стихотворения, уже в девять лет мог рассказывать наизусть целые подборки стихов любимых поэтов.
      Повзрослев, Бажов пошёл по стопам своего учителя и стал преподавать детям русский язык, во время Гражданской войны воевал в Красной армии, а после стал журналистом. С молодых лет Бажов увлекался народными сказаниями, бережно собирал произведения фольклора. Народными преданиями «дышат» все его произведения, собранные в книгу «Малахитовая шкатулка».
    • Дидактическая игра как мотивирующий приём будет уместна в том случае, если она не слишком объёмна и будет проведена в быстром темпе, иначе её нужно переместить в основную часть занятия.
      Дидактическая игра «Вспомни рассказ» (по произведениям Н. Н. Носова). Педагог предлагает рассмотреть картинки с нарисованными предметами: огурцы на огороде, лопата, телефон, кастрюля с кашей, шляпа, штаны с заплаткой. Ребятам нужно вспомнить название соответствующих рассказов любимого детского автора («Огурцы», «Огородники», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Заплатка»).

    Фотогалерея: дидактическая игра по произведениям Н. Н. Носова

    Задание на установление правильной последовательности событий Правильная последовательность Вопросы на знание текста Выбери подходящюю последовательность Необходимо правильно соединить слова и картинки

    Таблица: картотека загадок на сказочную тематику

    Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка)

    Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зелёною кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

    Посадил её дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьёй её тянули
    Очень крупная была. (Репка)

    Все загадки отгадали и героев всех назвали.
    Вы представляете друзья
    Был Кощей вчера в гостях
    Что наделал, просто - Ах!
    Все картинки перепутал
    Сказки все мои он спутал
    Пазлы вы должны собрать
    Сказку русскую назвать!
    (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют её.
    Сказки: Маша и медведь, Иван-царевич и Серый Волк,
    Три медведя, Каша из топора, Морозко,
    По щучьему веленью).

    Ах ты, Петя, простота,
    Сплоховал немножко,
    Не послушался кота,
    Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)

    Нет ни речки, ни пруда,
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

    Возле леса, на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки.
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    В небесах и на земле
    скачет баба на метле,
    Страшная, злая,
    кто она такая? (Баба-Яга)

    Всех на свете он добрей
    Лечит он больных зверей.
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.
    Он известен, знаменит
    Добрый доктор … (Айболит)

    Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

    На сметане мешен.
    На окошке стужен.
    Круглый бок, румяный бок.
    Покатился…(Колобок)

    У отца был мальчик странный,
    Необычный - деревянный.
    Но любил папаша сына
    Непоседу (Буратино).

    Скорей бы приблизился вечер,
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золочёной карете
    Поехать на сказочный бал!
    Никто во дворце не узнает
    Откуда я, как я зовусь,
    Но только лишь полночь настанет,
    К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

    По тропе шагая бодро,
    Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек - копытца.
    Трое их - и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

    Планируем занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

    Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.

    Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.

    Временной план и виды занятий

    Структура занятия:

    1. Организационная часть - мотивирующее начало занятия, вводная беседа (3–5 минут).
    2. Основная - чтение произведения (15–20 минут).
    3. Заключительная - итоговая аналитическая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии содержания произведения, давать оценку характерам и поступкам главных героев (3–5 минут).

    Виды занятий:

    • Целевое чтение одного произведения.
    • Комплексное чтение нескольких уже знакомых и новых произведений разных жанров, объединённых одной тематикой (Новый год, приход весны, лесные животные и т. д.).
    • Объединение произведений, которые представляют разные виды искусства:
      • знакомство с книгой в сочетании с просмотром иллюстраций, слайд, кинофильмов, мультфильмов;
      • художественная литература и фоновое звучание музыкального произведения;
      • чтение с использованием театральной импровизации (куклы, игрушки, картонные фигурки).
    • Чтение как структурная часть занятия по развитию речи.

    Методика проведения занятий

    Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:

    • возрастные и психологические и особенности восприятия;
    • простота и доступность стиля и композиционного решения, степень увлекательности сюжета;
    • ценность с точки зрения художественного мастерства и воспитательного эффекта;
    • соответствие программным требованиям и педагогическим задачам.

    Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.

    Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.

    Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.

    Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.

    Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе

    Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:

    • Русский фольклор, а также фольклорные произведения народов мира («Как у бабушки козёл», «Ласточка-ласточка», «Дом, который построил Джек», «Веснянка»).
    • Русские и зарубежные народные сказки («Царевна-лягушка», «Златовласка». «Теремок»).
    • Поэтические и прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. Бунин, С. Есенин, В. Драгунский, Н. Носов, Р. Киплинг, А. Линдгрен).
    • Литературные сказки (В. Бианки, П. Бажов, А. Волков, В. Катаев, Б. Заходер).

    Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения

    В. Драгунский
    «Заколдованная буква»
    Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами
    Любимые стихи. рассказы, сказки об осени. Бианки «Сентябрь»
    Пушкин «Уж небо осенью дышало»
    Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе.
    бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.
    Заучивание. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов.
    Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка» Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас.
    Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки.
    Чтение рассказа Драгунского
    «Друг детства»
    Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски.
    Заучивание стихотворения
    М. Исаковского «Поезжай за моря океаны»
    Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка
    «Царевна-лягушка»
    рассказывание
    Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки.
    А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора.
    И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию.
    Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.
    «Заяц хвастун»
    чтение
    Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки
    Н.Носов
    «Живая шляпа»
    (чтение)
    Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
    Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
    С.Маршак«Тает месяц молодой»
    (заучивание)
    Вспомнить с детьми произведения С.Маршака.
    Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
    П.Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»
    С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»
    чтение
    Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
    А.Фет
    «Кот поёт, глаза прищурил…»
    Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной.
    А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.
    Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны.
    О.Чусовитина
    «Стихи про маму»
    Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.
    Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.
    Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.
    Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе

    Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением

    «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый.
    «Измени сюжет сказки» Ребятам предлагается изменить сказку о колобке так, чтобы его не съела лиса.
    «Книжный базар» Перед детьми набор из пяти книг, из них все, кроме одной авторские литературные сказки. Ребятам нужно определить лишнюю (народную) сказку и объяснить свой выбор.
    «Литературное лото» Наглядный материал: карточки с изображением сказочных и литературных героев.
    Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. д.
    «Побери слова к игрушке» Дети становятся в круг, в центре на полу сидит мягкая игрушка. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? И т. д.». Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю.
    «Докажи» Работа по развитию речи (развитие навыков рассуждения). Воспитатель:
    - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… (медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать).
    «Объясни значение слов» (Сказка К. И. Чуковского «Муха Цокотуха») Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо».
    Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела.
    Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей.
    «Придумай свою сказку» (с элементами драматизации) Дети придумывают свой сказочный сюжет на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят», затем показывают свои истории за специально приготовленным столом, на котором стоят макет и вырезанные фигурки сказочных персонажей.
    «Сказочная телеграмма» Воспитатель зачитывает тексты телеграмм, которые отправили герои сказок, а дети отгадывают их авторов, говорят название сказок:
    Злой и хитрый волк съел шестерых моих братцев. Пожалуйста, помогите!
    Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик!
    Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни!
    Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Помогите!
    Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти!
    Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти!
    Очень люблю зимнюю рыбалку, но мой хвост остался в проруби!
    Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги!
    «Цветик-семицветик» На демонстрационной доске модель волшебного цветка с недостающими лепестками:
    Первый - жёлтый
    Второй - красный
    Третий - синий
    Четвёртый - зелёный
    Пятый –
    Шестой –
    Седьмой -
    Вопросы воспитателя:
    - Почему цветок волшебный? Каких лепестков не хватает? Какие желания исполняли лепестки? Почему исполнение желаний не принесло девочке радость? Какое желание было самым ценным?
    «Волшебный экран» Игра закрепляет понимание отличия авторской сказки от народной. Один ребёнок показывает книгу, а дети называют писателя или поэта, написавшего её.
    «Найди тень» Задание выполняется индивидуально. Ребёнок соединяет изображение персонажа с его силуэтом и называет имя героя и его сказку.
    «Отгадай сказку» Карлсон очень любит эту книжку, он так часто её читает, что зачитал почти до дыр, некоторые буквы исчезли. Я буду зачитывать оставшиеся буквы, а вы попытайтесь узнать сказку: «Кол.. полеж.., полеж.., вз.. да и покат.. - с окн.. на лав.., с лав.. на пол, по пол… к две.., пр.. чер.. пор.. - да в сен.., из сен.. на крил.., с крил.. на дв.., со дв.. за вор.., дал.. и дал…»
    «Перепутанные картинки» Дети справляются с заданием в небольших подгруппах. Картинки нужно разложить в правильной логической последовательности развития сюжета сказки. Например, из литературной сказки о приключениях Буратино: книга-азбука, кот и лиса, полено, деревянная кукла мальчика, золотые монеты, волшебный ключик.
    «Злые и добрые герои» На столе перемешанные карточки с изображением сказочных персонажей. Дети выбирают героя и объясняют, почему они определили его как доброго или злого.
    «Исправь ошибки» «Волк и семеро котят (козлят)», «Саша (Маша) и медведь», «Петушок (курочка) Ряба», «Мальчик с ножку (пальчик)», «Гуси-курицы (лебеди)», «Мишкина (заюшкина) избушка», «Царевна-Индюшка (лягушка)».
    «Василиса-премудрая» - игра с мячом Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить имя персонажа или название волшебного предмета: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван Царевич, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, мышка-норушка, мальчик с пальчик, Змей Горыныч.

    Таблица: физкультминутки на тему сказок

    (Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
    Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы)
    Будем сказки называть.
    Рукавичка, Теремок, (Дети поочерёдно загибают пальчики)
    Колобок - румяный бок.
    Есть Снегурочка - краса,
    Три медведя, Волк - Лиса.
    Не забудем Сивку-Бурку,
    Нашу вещую каурку.
    Про жар-птицу сказку знаем,
    Репку мы не забываем
    Знаем Волка и козлят.
    Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши)
    Мы славная семья козлят,
    Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте).
    Мы любим, бегать и играться,
    Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками
    обеих рук показывают «рожки»)
    Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
    Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеими руками)
    Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
    Прямо в тёплую кровать. (руки складываем под щеку)
    Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
    Пусть красивым будет он! (встаём прямо, руки в стороны, вверх).
    Мышка быстренько бежала (бег на месте).
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
    Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).
    Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

    Таблица: фрагмент конспекта занятия по чтению рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Убушеевой Надежды Сергеевны

    Этап НОД Содержание этапа
    Организационная часть Введение игрового момента.
    Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие со мной? Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
    • По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,
      Лишь гудит машина важно, что такое? (пароход)

    Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные).
    А теперь давайте почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик - герой рассказа быть капитаном на корабле?

    Основная часть Чтение рассказа.
    Беседа по его содержанию:
    • Что купила мама? (сливы).
    • Как вёл себя Ваня? (ходил вокруг слив и всё их нюхал).
    • Почему они интересовали Ваню?(он никогда не ел слив).
    • Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?(схватил одну сливу и съел).
    • Кто заметил, что одной сливы не стало? (мама).
    • Признался ли Ваня в своём поступке? (Ваня сказал, что он не ел слив).
    • Почему беспокоился папа? (он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это нехорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрёт).
    • Что ответил Ваня? (что косточку он выбросил в окошко).
    • Почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно за свой поступок).
    • Как бы вы поступили на месте Вани? (подождал, когда мама сама даст слив, признался бы сам).
    • Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете?(нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что всё равно узнают об этом).

    Физминутка «Море волнуется»

    • Ребята, мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю немного отдохнуть.
      Море волнуется - раз! (шагаем на месте)
      Море волнуется - два! (наклоны туловища влево - вправо)
      Море волнуется - три (повороты туловища влево - вправо)
      Морская фигура замри! (присели)

    Словарная работа
    В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
    Дети: От стыда стал красного цвета, как варёный рак.
    Воспитатель: А что такое горница?
    Дети: Светлая, красивая комната.
    Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
    Дети: Посчитала.
    Воспитатель: Проглотил?
    Дети: Быстро съел.
    Воспитатель: Побледнел?
    Дети: Стал белым, бледным от испуга.

    • Как вы думаете, сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться?
    • Почему вы так думаете?
    • К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)
    • Это быль, в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
    • Почему Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
    • Чему он хотел научить нас (быть терпеливым, честным, иметь силу воли).

    Подведение итогов работы с детьми

    Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.

    Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:

    • Чем вам понравилась эта история?
    • Кто такие фантазёры?
    • Почему автор так назвал свой рассказ?
    • Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему?
    • Как отличить ложь от выдуманной истории?
    • Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним?
    • Чем отличалась его история от рассказов других ребят?

    Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.

    Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:

    • Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? (Волшебное, чудесное, таинственное)
    • С какой сказкой вы познакомились?
    • Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? (Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…»)
    • Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? (Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца)
    • Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу? (Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, блюдечко с яблочком, волшебное зеркало и т. д.)
    • Сколько дочерей было у отца в сказке «Аленький цветочек»?
    • Какой была младшая дочка?
    • Что дочери попросили отца привезти из далёкого путешествия?
    • Как относилась младшая дочка к чудищу?
    • Что заставило её вернуться к отцу и сёстрам?
    • Какой поступок совершили сёстры? Почему? Хотели ли они помочь своей младшей сестре?
    • Что вы думаете о характере чудища?
    • Что с ним произошло, когда обещание, данное ему младшей дочкой, было нарушено?
    • Как всё закончилось?

    Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.

    Подборка видео по теме

    Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.

    Видео: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

    https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA Video can’t be loaded: Инсценировка сказки «Колобок на новый лад» МАДОУ детский сад «Росинка» (https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA)

    Видео: формы работы по знакомству с художественной литературой

    https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s Video can’t be loaded: Чтение художественной литературы (https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s)

    Видео: игровые задания на занятии по художественному чтению

    Video can’t be loaded: Литературная викторина «Что? Где? Когда?» (https://youtube.com/watch?v=OIVJcnyEhuA)

    Видео: поэтический вечер в ДОУ

    https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8 Video can’t be loaded: Пушкинские чтения в детском саду (https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8)

    Видео: песня для вводной части занятия

    Видео: занятие «Путешествие в страну сказок»

    https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4 Video can’t be loaded: Занятие Путешествие в страну сказок. Макуха Наталья Валентиновна (https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4)

    Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.

    Поделитесь с друзьями!