Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Кто является героями рассказа шукшина волки. Сочинения. VI. Аналитическая беседа по рассказу и составление схемы

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека. В. Шукшин - замечательный писатель, умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой. Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт. Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей. В рассказе два главных героя, два простых русских мужика. Наум - не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора). Иван - сильный, правда немного ленивый. Автор сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь). Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум. От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабю-ют!» Понятно, что этот человек - трус, в нем живет вечный страх за собственную жизнь, любая ситуация вызывает у него беспокойство. Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя» Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы, от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его. Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем. Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа. Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство. Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день. Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

литературоведческие термины.

Составила учитель

русского языка и литературы

Шевченко Н.П.

Г. Советский

2016 уч. год

Темой нашего урока стали слова одного из героев рассказа Шукшина «Волки» - «Чтобы ты человеком был...».

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

Ход урока.

    Слово учителя

Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные нравственные проблемы.

А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

Нас приучают к мысли, что мы волки,

Что надо волчий выучить вокал,

Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

На время поселившийся во мне,

Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

Тень человека видит на стене.

    Объясните слова эпиграфа, какова его роль?

(Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

    Почему же рассказ назван «Волки»?

(В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

    Что же превращает людей в волков?

Эгоизм трусость через

Равнодушие разобщённость эти негативные

Злоба жестокость качества

Малодушие потеря совести происходит

Хищничество изворотливость потеря всего

Зависть лживость человеческого

    Вспомним, каков сюжет рассказа?

(Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

    Композиция рассказа?

(3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

2 часть. Волки

3 часть. Чтобы ты человеком был

Давайте проанализируем первую часть.

Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

Наум считает зятя ленивым человеком, заходя в дом, он упрекает его: «Спишь? Эдак, Ванечка, всё царство небесное можно проспать». А уж потом здоровается. На слова зятя о комфортном жилье в городе (не надо заботиться о дровах, не надо носить воду) он язвительно отвечает: «С одной стороны, конечно, хорошо – водопровод, с другой беда, - ты б тогда совсем заспался».

Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт

Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

Отрицательное в характере Ивана:

    Неуважителен по отношению к отцу жены

    Не проявляет должной заботы о семье (а ведь он глава своей семьи)

    С ленцой, не переработался

(Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

Мир природы – мир человека отношений

Наум, Иван – волки

Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

    Какая экстремальная ситуация обнажила человеческую сущность героев?

(встреча с волками)

    Как же раскрылись герои, как они повели себя в этой ситуации?

Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,

оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

«отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

    Когда Иван осознал всю меру опасности? (Когда рассмотрел вожака стаи).

Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

Антитеза

Волк вожак – вожак семьи Наум

Сила, единство – слабость, разобщённость.

Кто оказался сильнее волки или люди?

В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

Найдите подтверждение этой мысли

Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

    Как это видно? Зачитайте эти эпизоды.

    Был момент, когда милиционер пытался примирить героев.

    А как вы думаете, возможно ли примирение? (нет, предательство просить нельзя. Иван мог погибнуть, такое вряд ли можно просить)

Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

    Какой урок хотел преподать тестю Иван. Зачем?

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был...» К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

«Чтобы ты человеком был...»

А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

Через Милосердие

эти положительные Доброту

качества Отзывчивость

формируется Ответственность за судьбу другого

нравственность Гуманность

человека Честность

Способность проявить мужество

и постоять за слабого

Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

    Вывод. Слово учителя.

Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.

    Домашнее задание.

Творческая работа.

Попробуйте написать продолжение рассказа (возьмите такой заголовок: «Продолжение напишет жизнь»)

_______________________________________________________________________________

Оформление на доске

Словарная работа

Обаятельный – полный обаяния, очарования.

Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего – либо. Шкура – (глубокое, просторечное), продажный человек, корыстный, преследующий только личную выгоду.

Шкурник – тот, кто заботиться о своём благополучии, о своих личных выгодах в ущерб другим.

Шкурничество.

Вожак – тот, кто ведёт за собой (здесь применительно к человеку).

Нравственность – 1) совокупность норм поведения человека в каком либо обществе.

2) моральные качества человека.

композиция,

антитеза,

кульминация,

развязка,

тема произведения,

Нравственные проблемы 60-70-х годов XX века осмысливаются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Белова. Эти авторы рассматривают тему духовности русского человека. В. Шукшин - замечательный писатель, умеющий по-своему передавать истории. Его рассказы характерны своей простотой. Несмотря на внешнюю сюжетную непритязательность и краткость, они глубоко нравственны и поучительны, чувствуется, что у автора за спиной богатый жизненный опыт. Писатель с доброй иронией и без излишней назидательности показывает нам, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Из его рассказов можно извлечь для себя мораль. Например, как в рассказе «Волки». Здесь мы видим, что бывает, когда люди превращаются в зверей.

В рассказе два главных героя, два простых русских мужика. Наум - не старый еще, расторопный, хитрый и обаятельный (вероятно, здесь присутствует некоторая ирония автора). Иван - сильный, немного ленивый. Автор сразу дает понять, что между ними нелады (в начале рассказа говорится, что между Иваном и Наумом существовала семейная неприязнь).

Они едут в лес за дровами, и на них нападают волки. Первым струсил Наум. От страха он даже голову потерял, закричал: «Грабюют!»

Понятно, что этот человек - трус, в нем живет вечный страх за собственную жизнь, любая ситуация вызывает у него беспокойство. Иван же поначалу оставался спокойным, хладнокровным, он даже удивлялся реакции своего тестя. Но, когда волки оказались рядом, Ивану тоже стало жутко. Всяким человеком может овладеть страх, когда опасность близка.

Ситуация сложилась так, что Ивану была необходима помощь Наума. Наум должен был всего лишь придержать лошадей, и тогда они с Иваном отбились бы. от волков. Но тот струсил, и Иван оказался в большой опасности. Наум предал его.

Волки напали на сани и растерзали лошадь. Только смелость и самообладание Ивана спасли его, он выжил. Вот вам и простой мужик, вот вам и «гол, как сокол!», как говорил Наум. Выжил в такой ситуации, не струсил. Смелый человек. А Наум оказался трусом и предателем.

Но вот и последующий момент сюжета. Иван решил свести счеты с негодяем. И началась другая гонка. Тогда волки догоняли человека, а теперь человек догонял человека. Чем эти двое лучше волков? Жажда мести, злоба превращают людей в зверей. В этом и заключается смысл названия рассказа.

Конфликт продолжается дома у Наума, когда Иван пришел все-таки разобраться с предателем. Хорошо, что милиционер вмешался, а то бы произошло убийство.

Благодаря этому рассказу я для себя окончательно уяснил, что трусость, пожалуй, самый скверный порок, он зачастую порождает в человеке подлость, предательство, вызывает в нем к жизни все плохое, без чего наше существование, к сожалению, не обходится и по сей день.

Почти все авторы, рассматривающие так или иначе проблему нравственности в своих произведениях, не берутся решать эту проблему в каком-то одном ключе, хотя и имеют довольно четкие представления о нравственных категориях. Однако, показывая несовершенство человека, постоянно преступающего законы морали, они тем не менее подходят к этой теме с известной долей осторожности, стараясь избежать прямолинейности, ходульности образов, назойливой назидательности.

Шукшин Василий Макарович - известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина "Волки". Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте "Тихий Дон", а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ "Двое на телеге". Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание "Волков" Шукшина В. М.

История рассказа "Волки"

Рассказ "Волки" был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание "Волки" Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа "Волки".

Краткое содержание рассказа "Волки" Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание "Волков" Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван - главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая "Грабю-ут!". Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк - это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в "сельскую кутузку" "от греха подальше", хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе "Волки"

Описав две погони - волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они - Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

Главные герои рассказа: Наум и Иван. Иван – муж дочери Наума.

Наум застает Ивана спящим, с похмелья. Первый зовет ехать второго за дровами. Иван же жалуется, что здесь в деревне ему отдохнуть не дают, в городе лучше: там работы меньше и выходные бывают. Наум в ответ ему говорит, что может это и хорошо, но в городе он (Иван) совсем бы обленился.

Не поев, поехали за дровами.

Едут, Наум правит лошадью, Иван лежит сзади. Вдруг Наум видит волков недалеко от телеги. Конь струсил, но его поставили на место и поехали. Волки бросились за ними. Наум

Кричал “Грабют”, а Иван сначала посмеивался над ним, потом ему стало страшно. Волки нагоняли. Иван огрел вожака бичом, это помогло, но ненадолго. Он по совету Наума кидает им “чего-нибудь”, то есть горсть сена. Волки не останавливаются. Иван кричит Науму, чтоб тот кинул ему топор. Тот кинул. Иван выпрыгнул из телеги, схватил топор, но вожак уже набросился на коня, к нему присоединились и остальные волки.

Иван растерялся: несколько мгновений он стоял, потом хотел накинуться на волков с топором, но не сумел, что-то его остановило. Он смотрит на истерзанного волками коня, ему становится жаль его, но он оставляет коня волкам

И поворачивает в деревню.

Наум ждал его на повороте, он был рад, что зять его жив. Иван же говорит, что если бы не Наум, они могли бы отбиться. Иван хочет побить Наума, кричит ему, чтоб тот остановился, потому как здесь он “отлупасит” его и никто не увидет, в деревне же он это сделает у всех на глазах. Наум смог оторваться.

Иван приходит домой, злой, хочет побить Наума, но за столом его ждут его жена, Наум и милиционер. Жена упрекает его, Наум тоже, мол, на все готовенькое к ним в семью пришел, а еще жалуется на жизнь в деревне да на тестя с топором идет. Ивана забирают на ночь в милицию. Тот сначала уговаривает отпустить его, но когда милиционер заговаривает про шахматы, Иван смиряется, по-видимому потому, что ему дадут отдохнуть от всех деревенских дел.

На этот раз без анализа, рассказ достаточно “прозрачный”, и в нем все видно, что хотел сказать автор.

Сочинения по темам:

  1. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. - Мне стыдно, - сказала Бедная Лиза, - что...
  2. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  3. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть....
  4. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромцев, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея....