Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Общее впечатление о картине васнецова аленушка. Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка. Письменное сочинение по картине

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.

Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины

  • - Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна).
  • - Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • - Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. «Я всегда жил и живу Русью», - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.

Комплексный анализ картины под руководством учителя

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Описание Алёнушки

Кого вы видите в центре картины?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине)

Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви)

Как Виктор Михайлович относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

Описание природы

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Обобщите сказанное. (Сильный ученик)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

Отношение к картине

Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание)

Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей)

Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Пожалуй, трудно встретить человека, который бы не видел эту картину. Эта работа является иллюстрацией к русским народным сказкам.

На картине «Аленушка» я вижу, как девочка сидит на берегу озера, слегка склонившись над ним, и с грустью смотрит на озеро. Она будто просит у него помощи. Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом.

Озеро также чаще рисуют небесно-голубыми тонами, синими, в данном случае использовался практически черный цвет, а по озеру плывут опавшие листья. Вода темная, возникает чувство, что озеро очень глубокое. Даже небо изображено оттенками серого цвета с кучевыми облаками. Солнца не видно совсем. От всего образа природы исходит грусть не только о прошедшем лете, но и о тяжелом положении Аленушки. Сразу вспоминается известная сказка о ней, и о ее братце Иванушке.

Девочка сидит на большом камне и жалуется на свою тяжелую судьбу. Только с природой ей и остается разговаривать, просить помощи, потому что больше ее ждать неоткуда.
Судя по одежде девочки, видно, что она из простой крестьянской семьи. Ее наряд очень скромный, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, здесь мы видим на ней простую кофту и юбку в цветок. Даже основной фон юбки черный.
У Аленушки очень трогательный образ. Ее глаза грустные не по годам. Картина Васнецова говорит о трудной судьбе сироты, о тоске. В целом картина вызывает чувство жалости, грусти. Очень хочется помочь Аленушке, если бы знать, чем именно. Но, скорее всего, это невозможно.

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2

Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.

Материал к уроку: картина В.М. Васнецова “Аленушка”; у каждого ученика стихотворение М. Пожаровой “ Девочка в лесу”; толковые словари; портрет самого художника В.М. Васнецова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

– Ребята, недавно мы с вами побывали в Государственной Третьяковской галерее. Давайте вспомним с творчеством какого художника мы познакомились? (В.М.Васнецова)

– Что нового узнали о художнике? (Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

– Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)

– Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.

(Один ученик читает вслух.)

Девочка в лесу.

“О чем ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!” –
“Я жду к себе русалочку,
Зову ее, зову!

Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.

М. Пожарова

– Какие слова по лексическому значению вызывают трудности? (Глушь, зыблются.)

– К какому словарю обратимся, чтобы найти значение этого слова? (К толковому.)

(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)

– К героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки стихотворения? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

– На уроках чтения мы читали эту сказку. И как все сказки – эта сказка с благополучным концом. Добро победило зло. Дома вы нарисовали портрет Аленушки. (Оформлена выставка детских рисунков.)

– Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

– Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

3. Рассматривание картины. Беседа о картине.

– А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.

И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.

– Давайте внимательно рассмотрим эту репродукцию. (Дети смотрят.)

– Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?

– Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)

– Опишите ее внешний вид. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)

– В какой позе изобразил ее художник? Почему? (Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)

– Как вы думаете, о чем грустит героиня? (О братце, который превратился в козленочка.)

– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.

4. Выявление основных микротем.

– Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)

– Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)

– Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)

– Какое озеро? (Темное, глубокое, печальное, холодное.)

– А какое время года изобразил художник? (Осень.)

– Как вы догадались? (По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)

– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.

– Посмотрите, внимательно, кто-то еще грустит вместе с Аленушкой? (Это птички.)

– На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.

– Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)

– Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?

5. Составление плана сочинения.

– Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?

– Что будем описывать в основной части?

– О чем напишем в концовке?

(На доске появляется план:

  1. Вступление.
    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.
  2. Основная часть.
    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.
  3. Заключение.
    Наше отношение и отношение художника к героине.)

6. Составление устного рассказа по плану.

– Какие слова можно использовать при описании леса?

– А подойдет ли выражение: “Лес, точно терем расписной, зеленый, золотой, багряный?” (Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)

– Какие слова будете использовать при описании неба? (Серое, осеннее, пасмурное.)

– При описании озера? (Холодное, темное, печальное.)

– Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.

Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?

– Что отражает эпиграф? (Главную мысль.)

(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)

– На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.

Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, не подвижно, сж авшись в ко мочек, о бня ла ко лени, пе чалится , спутанн ые, свеши ваются , си рота, порванн ое, со чув ствуют, на стро ение, мрачное, пе чальное.

– Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

– Назовите словарные слова.

– Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.

7. Письменное сочинение по картине.

(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!). Несколько ребят зачитывают свои работы.)

8. Итог работы.

Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?

Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.