Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Литературный проект в ДОУ «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака. Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок

Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.

В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи проекта:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

Развивать у детей умение слушать;

Умение познавать;

Умение сравнивать, сопоставлять

Умение мыслить словами;

Связную речь;

Мышление;

Внимание;

Воображение;

Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Формы и методы организации проекта:

Анкетирование.

Решение проблемных ситуации.

Педагогические наблюдения.

Консультации для родителей.

Выставки.

Совместная организованная деятельность.

Оформление информации для родителей в приемной.

Творческие мастерские.

Сюрпризные моменты.

Ожидаемый результат

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;

Разработка плана мероприятий;

Основной этап

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

Образовательная область. Совместная деятельность

Физическое развитие. Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня"

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д

Здоровье. Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе"

Познавательно-речевое развитие. Познание Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" Отгадывание загадок. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений детских писателей; викторина "Дорогами русских народных сказок "

Коммуникация. Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского Беседа по сказкам Игра "Испорченный телефон"

Чтение художественной литературы. Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей Драматизация сюжетов знакомых сказок Заучивание стихов

Социально-личностное развитие. Социализация Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"

Труд. Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.

Безопасность Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом и т. д.

Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Коллаж "Чудо-дерево" Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина Рисование на тему "Книжка" Творческое рисование "Закаляка" Художественный труд "Бабочка" (природный материал)

Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Организация библиотечки;

2. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";

3. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;

4. Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги? ", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг? ".

5. Викторина "Взрослые и я -читающая семья"

6. Консультативно-просветительская работа

7. Организация фотовыставки "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".

Заключительный этап

Анализ проектной деятельности.

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.

Подведение итогов

Перспективный план работы с детьми и родителями

Январь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая книжка» и «Мой любимый герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Февраль

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

Март

1. Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Заяц, Медведь, рыбак

Апрель

1. Инсценировка сказки «Три поросенка»

2. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х. -К. Андерсена

3. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

1. Литературная гостиная «Творчество К. Чуковского»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», сказок К. Чуковского

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Маша, Федора.

Сентябрь

1. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»

2. Инсценировка сказки «Колобок»

3. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

4. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Аленушка, Курочка Ряба, Петух, Колобок

Октябрь

1. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

3. Инсценировка сказки ««Курочка Ряба»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Емеля, Кощей, Иван

Ноябрь

1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей

2. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

Декабрь

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам»

Ключевые события (дорожная карта) Проекта на 2014-2015 г.г.

1. Организация тематических выставок в уголке книги 1 раз в месяц

2. Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. в течение года.

3. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

4. Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге» январь 2016.

5. Консультация «Организация книжного уголка в группе» в течение года.

6. Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» в течение года.

7. Акция «Читаем дома вместе с детьми» в течение года Воспитатели

8. Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» в течение года.

9. Конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (май).

10. Создание на сайте ДОУ web-странички «Воспитываем читателя» (май 2015).

11. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

12. Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайте ДОУ) в течение года.

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование Проекта

«PROчтение»

1.2. Исполнитель

Координатор проекта: Куляхтина Любовь Васильевна

Руководитель проекта: Ракова Елена Евгеньевна

Исполнитель проекта: Зубанова Татьяна Николаевна, Курицина Лариса Викторовна, Копылова Марина Николаевна, Ермолаева Елена Николаевна, Филиппова Елена Александровна

1.3. Адресная направленность (целевая группа Проекта)

дети дошкольного возраста, педагоги МДБОУ и родители воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательноого учреждения детский сад комбинированного вида 139 г. Пензы

1.4. Сроки и этапы реализации Проекта

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность Проекта

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры , когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» . Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная.

По результатам анкетирования учащихся 5-8 классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу вообще никто не читает.

Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, т.е. атмосферы, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

2.2. Основания для инициации проекта

Повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности населения региона

2.3. Цель Проекта

1. Провести мониторинг читательской активности дошкольников в семье.

2. Разработать программы семейного и досугового чтения для родителей воспитанников.

3. Провести мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

4. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

2.4. Задачи Проекта

Для воспитанников и родителей

Создание на сайте МБДОУ Web-странички «Воспитываем читателя»

Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.

Создание литературно-художественного детского журнала (произведения для домашнего чтения)

Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение»

Проведение областного семинара-консультации по теме «Эффективные механизмы введения ФГОС ДО: образовательная область «Развитие речи дошкольников» (ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Участие в флеш-мобе «Почитаем перед сном»

Проведение «Часа семейного чтения»

Участие в областном марафоне-эстафете «50 книг, прочитанных вместе с родителями»

Организация встреч в литературной гостиной: «Книга месяца: читаем и обсуждаем - вместе», презентация «Книги моей домашней библиотеки»

Участие в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения

Разработка программ семейного и досугового чтения:

Материнский всеобуч « Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 г.г.». (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)

Подготовка и проведение мастер-классов «Читать вместе с папой - это классно!»

Развитие деятельности клуба семейного чтения в МБДОУ «Книголюбы»,

Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста

Проведение литературных утренников:

«Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.

Проведение Дня книги в дошкольных группах МБДОУ (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)

Участие в областном конкурсе детского рисунка «Моя любимая сказка»

Для педагогов

- Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге»

Консультация «Организация книжного уголка в группе»

Проведение областного семинара-консультации

Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»

«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни

Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.

Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Развивать коммуникативные умения детей;

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,

Умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;

Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Повышение интереса к книге.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Направление работы.

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)

2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

5. Практическое занятие:

«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.

5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки

«Петух и пес»;

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского;

Совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.

12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.

14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы

15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях

16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»

Этапы проекта.

Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта

I этап подготовительный:

1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.

2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.

3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.

4. Подготовили информационные презентации.

5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.

6. Изготовили информационные буклеты для родителей

7. Анкета для родителей.

8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители

II этап основной

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги

2. Знакомство с народными сказками.

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.

5.«Книжкина больница».

6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций

7. Практическая деятельность,

По мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского);

8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».

9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»

10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оценка результатов и отчетность.

В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.

При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.

Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.

Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.

пт, 04/21/2017 - 21:31 | administrator

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

Проект «Ребёнок и книга»

по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

через взаимодействие с детской библиотекой

Андреева Наталья Петровна

старший воспитатель

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность проекта : долгосрочный. (1 год)

Участники проекта :

Дети подготовительных к школе групп,

Воспитатели,

Родители воспитанников,

Старший воспитатель,

Сотрудники библиотеки.

Актуальность проекта :

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель :

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.

Задачи

Сроки

Ответственные

  1. Подготовительный этап

1.Составление плана реализации проекта.

2.Изучение методической литературы по теме.

3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье».

4.Беседа с детьми «Моя любимая книга»

5.Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой

6. Разработка положения о смотре – конкурсе «Книжный уголок в детском саду».

7.Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду».

Познакомить участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;

Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;

Подобрать методическое обеспечение проекта;

Разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации, положение конкурса;

Проанализировать содержание уголков книг в группах

Август-сентябрь

Старший воспитатель,

воспитатели подготовительных групп

  1. Основной этап

1.Оформление уголков чтения в группах в соответствии с современными требованиями.

2.Проведение смотра-конкурса книжных уголков (Анализ содержания уголков книги в группах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы).

3.Оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей.

4. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.

5. Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.

6.Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

7.Педагогический совет с участием родителей на тему: «Развитие детей посредством произведений художественной литературы»

8.Консультации для родителей «Развивающие функции художественной литературы».

Посещение мероприятий организуемых на базе детской библиотеки в соответствии с темой недели. (План совместной работы ДОУ и библиотеки)

9. Проведение развлечения для детей совместно с родителями «В гостях у королевы книги».

10.КВН «Вечер сказок и загадок».

Пополнить фонд художественной литературы в ДОУ.

Систематизировать материал по теме в методическом кабинете.

Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.

Октябрь- май

Старший воспитатель,

воспитатели подготовительных групп,

Зав. отделом обслуживания МКУ «РБС ГПШ»

III Заключительный

1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса.

2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете

Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.

Выявление удовлетворённости всех участников образовательного процесса результатами реализованного проекта.

Анализ эффективности реализации проекта.

Обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

Старший воспитатель

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.

Управление проектом:

  • Руководитель проекта - старший воспитатель
  • Участники проекта – педагоги, родители, дети.

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор МКУ «ЦБС ГПШ» Заведующий МБДОУ

Т.П. Розова «Детский сад №30»

«_____» _________2016г __________Н.Н. Приказчикова

«_____» ___________2016г.

План совместной работы МКУ «ЦБС ГПШ» и МБДОУ «Детский сад №30» Шатурского муниципального района Московской области

по преемственности воспитательно-образовательного процесса

на 2016/2017 учебный год.

Цель:

Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Формы работы: чтение вслух, викторины, конкурсы, литературные утренники, творческие занятия.

Тема недели

Темы мероприятий, содержание

Ответственные

Библиочас

Экскурсия по библиотеке. Рассказ о книгах детского абонемента, обзор детских журналов, литературное чтение

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 30»

воспитатели

«Осень, осень, в гости просим…»

Осень в литературе и искусстве

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

«День народного единства»

«День народного единства».

История праздника

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

«Домашние животные и их детёныши»

«115 лет со дня рождения писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина»

Литературно-музыкальный час

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

Старший воспитатель

«Разные материалы и изделия из них»

«Лукошко загадок».

Загадки, викторины, кроссворд, игры

старший воспитатель

«Новый год»

«На страже мира и покоя», День Героев Отечества, посвящённый героям битвы под Москвой».

Литературно-музыкальный час

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Новый год»

«Новогодний экспресс».

Новый год в разных странах мира.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

Заповедные места России.

К дню заповедников.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Народная культура и традиции»

«Чудо чудное, диво дивное».

Хохломская, городецкая, гжельская роспись

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«День защитника Отечества»

«К дню родного языка «Наш дар бесценный – речь»

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Опасные ситуации»

«Основы безопасной жизнедеятельности. Знает каждый гражданин важный номер 01.»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«В гости к нам идёт весна!»

Весна в рассказах, стихах, живописи, музыке.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

Неделя детской книги. Любимые книги и писатели детства

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«День космонавтики».

«День Космонавтики»

Первые покорители космоса. История освоения полётов

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«Здоровье главная ценность»

«Вход неряхам запрещён!»

Беседа с детьми о здоровье. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«До свидания, детский сад! Здравствуй школа!»

«Творческая мастерская».

Изготовление закладки для книг

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 30

Валентина Попова
Литературный общесадовский проект «Книги - лучшие друзья»

Вид проекта – познавательно - творческий

Участники проекта – дети всех возрастных групп (начиная с 1 младших групп, воспитатели, узкие специалисты, родители воспитанников МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка»

Проблема : Отсутствие интереса у детей к художественной литературе . Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает : «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки» . Работая с двух - трехлетними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок. Мы провели анкетирование родителей, из которого выяснили, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин : недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина - зачем читать, когда можно посмотреть. Да, в наш век информацию можно получить из других источников - телевизор, интернет. Постепенно книга как таковая отошла в тень. И мы решили организовать общесадовский долгосрочный литературный проект «Книги – лучшие друзья »

Цель : развить интерес к книге , к ее чтению, к сотворчеству взрослых и детей, знакомство детей с многообразием художественных произведений через проектную деятельность , знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

Задачи деятельности по образовательным областям :

Образовательная область «Чтение художественной литературы »

1. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги

2. Закреплять знания о строении книги (обложка, книжный блок, форзац, корешок книги , титульный лист, иллюстрации).

3. Формировать у детей интерес к книге , как мотив подготовки к чтению.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге .

5. Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Развивать умение строить свои высказывания : более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Образовательная область «Социализация»

1. Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми во время драматизации, театрализации художественных произведений.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Развивать умение передавать в художественно - продуктивной деятельности образы литературных и сказочных героев .

Стратегия реализации литературного проекта «Книги – лучшие друзья »

Дата Мероприятия Ответственные

на этапе подготовки проекта

Сентябрь,2013г. 1. Изучение специальной литературы

2. Создание предметно – развивающей среды в группах

3. Анкетирование родителей воспитанников, участвующих в проектной деятельности Педагоги

Возрастных групп

В. В. Попова

Старший воспитатель

2013г. 1. Консультация : «Проектирование в МДОУ »

2. Деловая игра «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой » старший воспитатель

В. В. Попова

2013г. Консультация : «Уголок книги в детском саду » Старший воспитатель

в течение года Обогащение центра «Книги » в групповых комнатах воспитатели, родители

в течение года Работа воспитателей и детей каждой группы по теме в рамках проекта «Книги – наши лучшие друзья » :

старшая гр. «Радуга» - «Что за прелесть эти

старшая гр. «Радуга» - «Учимся дружить с книгой »

подготовительная группа «Рыбка» - «Незнайка и все – все»

1 младшая группа «Одуванчик» - «Мой веселый колобок»

«Папа, мама, я – читающая семья»

2 младшая группа «Пчелка» - Зайке холодно зимой, зайка просится домой»

1 младшая «Колокольчик» - «Наши любимые сказки»

2 младшая группа «Василек» - «Маленькие книголюбы »

старшая группа «Солнышко» - «Приобщение старших дошкольников к книги , через сотрудничество МДОУ, семьи, библиотеки»

средняя группа «Аленушка» - «В гостях у сказки»

«Мой веселый звонкий мяч»

Подготовительная группа «Теремок» - «По страницам Э. Успенского.»

Подготовительная группа «Теремок» «Мы знаем и любим детских писателей»

1 младшая группа «Колокольчик» - «Книжки – малышки»

«Времена года в музыке и поэзии»

(воспитатели возрастных групп)

2014г. 1. Смотр – конкурс «Уголок книги »

2. Методическая неделя «Развитие проектной деятельности через формирования у детей интереса к художественной литературе » старший воспитатель

В. В. Попова

2014г. Консультация : «Учимся у книг . Как помочь ребенку выбрать правильную линию поведения» Старший воспитатель

2014г. Родительские собрания :

«Читающая семья»

«Путь в страну книг »

«Читающие родители - читающие дети» Воспитатели старших возрастных групп

февраль, по плану библиотеки Посещение детской библиотеки :

- литературная игра «В зимний лес за подснежниками» ,

Игра-викторина по сказкам Г. Х. Андерсена,

- литературная игра «Путешествие в Сказкоград» ЦДБ

Выставка рисунков в группах «Любимый сказочный герой» воспитатели, родители

2014г. Просмотр презентаций проектов по возрастным группам Воспитатели, узкие специалисты

2014г Просмотр презентации литературной викторины «Книги - лучшие друзья » старший воспитатель

Предполагаемые результаты :

1. В группе создана предметно –развивающая среда для формирования у детей интереса к книге , знакомству с детскими писателями.

2. Дети выделяют выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; чувствуют красоту и выразительность языка произведения.

3. Пополнен литературный багаж сказками , рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

4. При чтение произведения, дети способны испытывать сострадание и сочувствие к героям книги , отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

5. Совершенствуются художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драмматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы ).

6. Дети объясняют основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением.