Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Тембры музыкальных инструментов. Сценарий урока «Тембры – музыкальные краски. Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

(Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")

«Тембры - музыкальные краски»

(разработка урока для 6 класса)

Цель : Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.

Задачи:

Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра

Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы

Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)

Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?

Тип урока : Урок открытия нового знания

Методы обучения:

Словесно-индуктивный (беседа, диалог)

Метод «музицирования»

Метод «соучастия»

Метод «погружения»

Формы обучения: коллективная, групповая

Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька - пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами

Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр

Ход урока.

Введение в урок:

Музыкальное приветствие.

У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?

Д: Радостно, светло и красиво.

У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину - какие краски в ней будут преобладать?

Д: желтые, красные...

У: Посмотрите вокруг - мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте - с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?

СЛАЙД №1

Тема нашего урока: «Тембры - музыкальные краски».

Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?

Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.

У: Это и будет целью нашего урока.

Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?

Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.

У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.

А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.

Давайте познакомимся:

Пред вами - реставраторы - это группа № 1.

Группа № 2 - искусствоведы.

Группа № 3 - музыканты из симфонического оркестра.

Группа № 4 - это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.

Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.

(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)

Задание группе № 1:

Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.

Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?

Ответ начните так…

«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________

цвета, потому что________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

Задание группе № 2:

Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?

(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"

Задание группе № 3:

Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое - симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.

Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.

Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?

Задание группе №4

Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас - имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.

Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.

А теперь - слово юным хранителям культуры!

СЛАЙД №2

У: Слово реставраторам:

(в это время на экране - слайд картины). Дети отвечают на вопрос.

У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.

СЛАЙД №3

У: Слово вам, искусствоведы:

В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.

У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.

У: Слово вам, музыканты!

Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!

А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора - тембры музыкальных инструментов.

Итак, звучит королева музыки - скрипка.

СЛАЙД №4

Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский - Корсаков «Шезеразада»

Д: плавно, певуче, нежно…

У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?

Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»

Д: изменился

У: Чем вызвана другая окраска звука?

Д: от способа извлечения.

У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)

СЛАЙД №5

У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.

Д: это труба.

Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»

из балета «Лебединое озеро»

У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.

Д: Звук - яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

У: Посмотрите: у меня в руках - один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.

И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2

У: Как звучала флейта?

Д: (ответы детей)

У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы - оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них - свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?

СЛАЙД №7

У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.

У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра - подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.

ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.

У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?

Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.

У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? (маракасы, пружинка)

Горного ветра? (тарелки)

Лунного света? (металлофон, треугольник)

У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.

(ДИРИЖИРУЮ)

У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.

Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?

(взрослые спасибо, садятся на места)

У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр - это краски в музыке?

Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.

Что является самым важным для оркестра?

Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.

У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр - это…..

У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?

Д: Спеть вместе песню!

СЛАЙД №8

Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора , а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими , блестящими , матовыми , тёплыми , холодными , глубокими , полными , резкими , насыщенными , сочными , металлическими , стеклянными ; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие , глухие , шумные ).

Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров - один из элементов музыкальной драматургии.

Весьма обширные банки новых (в основном - искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки .

См. также

Литература

  • Hазайкинский Е. , Paгс Ю. , Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964.
  • Гарбузов Н. , Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
  • Володин А. , Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тембр" в других словарях:

    Тембр, а [тэ] … Русское словесное ударение

    тембр - тембр, а … Русский орфографический словарь

    тембр - тембр/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМБР оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэ], а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, ая, ое.… … Энциклопедический словарь

    - [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по… … Толковый словарь Ушакова

    тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия

    тембр - Определение, обычно используемое в психоакустике. Тембр это атрибут слухового ощущения, в определениях которого слушающий может судить о том, в какой степени различаются два звука, представленные аналогичным образом и имеющие одинаковую громкость … Справочник технического переводчика

    - (франц. timbre) ..1) в фонетике окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука2)] В музыке качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕМБР - ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТЕМБР - ТЕМБР, качество звука, позволяющее при одной и той же высоте различать звуки отдельных музыкальных инструментов, звуки голоса разных людей и т. д. Тембр обусловлен наличием в составе звука обертонов и определяется относительной интенсивностью… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Физика. Механические волны. Акустика (8 таблиц) , . Учебный альбом из 8 листов. Артикул - 5-8665-008. Волновой процесс. Продольные волны. Поперечные волны. Периодические волны. Отражение волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука.…

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:

«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Дата проведения:

Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара

Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).

Продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы.

Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о строении симфонического оркестра;

Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;

Познакомить с новыми музыкальными примерами.

Развивающие:

Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;

Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.

Воспитательные:

Воспитывать музыкально-художественный вкус;

Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Формы работы:

Слушание музыки (анализ и сопоставление)

Просмотр наглядного материала;

Работа с нотным текстом;

Беседа;

Выполнение практических заданий.

Формы контроля:

Работа в тетради;

Тестирование;

Слуховая викторина.

Методы контроля:

Групповой;

Индивидуальный в чередовании.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»

Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения

Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.

Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.

Оформление, оборудование, инвентарь:

1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.

2. Аудиозаписи:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева

3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

4. Презентация.

5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.

6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.

7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.

План урока:

1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2

Ход урока

1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.

2. Разминка

Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)

Слайды 1,2,3

Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.

Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.

Слайд 4

В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.

Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )

3. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Слайд 5

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.

Слайд 6

К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.

Слайд 7

Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

Слайд 8

3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

Слайд 9

Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.

Слайд 10

Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.

Слайд 11

К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.

Слайд 12

Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.

Слайд 13

В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Слайд 14

Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).

4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.

А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39

Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)

Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.

5. Домашнее задание

1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.

2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.

6.Подведение итогов

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

А.Устинов

О понятии "музыкальный тембр" *

В ракурсе рассматриваемого нами вопроса стоит уделить внимание понятию, которое непосредственно связано с оценкой звучания того или иного инструмента и является его неотъемлемым признаком. Это понятие - тембр музыкального инструмента. В словарях по психологии, как впрочем, и во многих музыкальных источниках, этому понятию дается такое определение: "Тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот".

Нам представляется, что указанное понятие до сих пор остается определенным недостаточно четко как для "музыканта", так и для "физика". Корни сложившейся неоднозначности понятия лежат с одной стороны в психологии восприятия звуковых колебаний человеком, с другой - в применяемых способах представления звука в технической акустике.

Позиция "физика" кажется более простой, поскольку для него понятие тембр не включает субъективную компоненту, собственных ощущений. Для него тембр это лишь физические параметры - некоторый набор частотных составляющих - спектр и некоторая волновая форма, ему соответствующая. Для "музыканта" тембр в общем виде - это характер звучания, описываемый такими прилагательными, как "яркий", "сочный", "глубокий", "резкий" и т.п. В тоже время, большую определенность понятие тембр приобретает в связи с конкретным инструментом. Причем, если, например, говорится - "это тембр скрипки", то чаще всего под сказанным понимается не отдельный звук, не какой-то определенный и характерный штрих, прием, а вся совокупность различных звуков, извлекаемых на данном инструменте, включая характерные приемы исполнения и даже шумовые призвуки .

Примечательно, что автоматическая идентификация тембра, то есть распознавание или классификация его с помощью электронных приборов, оказывается не такой уж простой задачей именно потому, что музыкальный инструмент воспроизводит множество родственных, но далеко не одинаковых звуков. Восприятие человека строится на ассоциативных принципах и значения физических параметров звуковых колебаний воспринимаются им не в абсолютных выражениях, а в пропорциях между отдельными параметрами. Однако, самое главное состоит в том, что восприятие тембра происходит в некоторых интегральных, обобщенных характеристиках . По этой причине одни, часто ничтожно малые, изменения физических параметров становятся для слуха очень заметными, а другие, значительно большие изменения - остаются без внимания. Несомненно, что такая функция мозга обусловлена всей историей развития человека и связана не только с процессом восприятия звука. Для успешного распознавания того или иного объекта, сталкиваясь с его трансформациями, мозгу необходимо выделять и оценивать основные характерные признаки объекта, которые сохраняются при существенных изменениях отдельных параметров.

Опираясь на изложенное выше материал, следует сделать замечание о практической непригодности определения понятия "тембр", традиционного для музыкознания и общей психологии, но по сути дела частного. По крайней мере, о непригодности этого определения для строгой классификации звуковых объектов. К слову сказать, исследователи, связанные с акустическими измерениями и психологией восприятия звука, хорошо знакомы с простым экспериментом, результаты которого, как правило, вызывают удивление у большинства музыкантов. Об этом эксперименте, в частности, сообщается и в монографии "Психология слухового восприятия" В.Носуленко: "...достаточно изменить направление движение магнитофонной ленты, на которой записаны звуки рояля, чтобы сделать тембр звучания совершенно неузнаваемым.". Наше пояснение состоит в том, что спектральный состав звука, то есть "его окраска", в данном случае не претерпевают изменения, но динамические и спектральные изменения во времени (то есть интегральные характеристики), которые в данном случае как раз и были нарушены инверсным воспроизведением фонограммы, оказываются более важным для идентификации тембра человеком.

* Фрагмент доклада на научно-практической конференции в Ростовской консерватории (2000 г.).

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.