Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Петрушка из бросового материала своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото. Исследовательский проект "народный кукольный герой петрушка"

Сегодня нет ни одного человека, кому бы была в диковинку перчаточная кукла. В современных по такому принципу делают практически всех персонажей постановки: медведей и обезьян, коровок и людей. Однако описание куклы-петрушки часто бывает размытым и неполным.

Традиционная перчаточная кукла

Главной отличительной чертой этого вида театральных персонажей является тот факт, что игрушку надевают на руку, подобно перчатке. Роль шеи выполняет одной руки либо лапы - большой. Среднему пальцу выпадает задача изображать вторую руку или лапу, а безымянный и мизинец попросту прижимаются к ладони.

Однако описание куклы-петрушки в некоторых постановках бывает изменено. Некоторые кукольники предпочитают вариант, когда у его персонажа «работают» все четыре конечности.

Петрушка, которым управляют несколько человек

Существуют постановки, где участвуют крупные персонажи. Здесь не подойдёт тривиальное описание куклы-петрушки, ведь их уже не наденешь на руку. Для того чтобы привести в движение такого персонажа, требуется не один, а несколько человек. Кто-то надевает на руку голову куклы, а кому-то достаётся роль рук. И даже иногда кто-то третий занимается ногами персонажа. Действительно, это уже не всем известная традиционная перчаточная кукла-петрушка.

Хотя, если представить себе гигантского человека с громадными ручищами… И пальцы его должны быть размером с руку обычного человека! А ведь в сказках бывает всякое. Может быть, поэтому их тоже называют петрушками? Или потому, что всё-таки корни происхождения их также восходят к перчаточным куклам? Прочитав данное описание куклы-петрушки, которой управляют несколько человек, можно также сделать вывод: изготавливаются они по тем же методикам, что и традиционные «перчаточные» артисты. Вот только выкройки для них нужно во много раз увеличить.

История петрушки

Куклы, надевающиеся на руку, появились в России позднее, чем в других странах. И «первопроходцем» стал балаганный персонаж в колпаке с кисточкой, одетый в красную рубаху и широкие холщовые штаны. Потешник, остряк и шут сразу же полюбился представителям народа. И русский люд решил, что Петрушка - самый настоящий мужичок из их же племени-роду.

Но историки-искусствоведы считают, что первыми появились француз Полишинель, неаполитанец Пульчинелла, англичанин Панч, турок Карагёз, немцы Касперле и Гансвуст, испанец Дон Кристобаль и некоторые другие. Правда, все эти персонажи похожи на нашего Петрушку только лицом, нарядом да повадками. Ведь управлялись они с помощью нитей. Наш же Петрушка изначально не был марионеткой.

А вот появившийся в Лионе в начале девятнадцатого века Гиньоль был более всех близок к нему. По технологии изготовления и управления только он и подходил в «братья» нашему Петрушке. Но русский народ упорно считает этого персонажа выходцем из среды нашего народа, не желая делить это право ни с кем иным.

На сегодняшний день всех кукол, которых надевают на руку, называют петрушками или перчаточными. Дети любят смотреть спектакли с их участием. Да и дома поиграть с такой игрушкой, которая умеет обниматься и на ощупь такая живая и тёплая, тоже очень приятно.

Мастер-класс по изготовлению куклы-петрушки

Для мастера очень важно получить не только теорию, но и практические советы. Поэтому здесь публикуется материал для того, кому интересно знать, как сделать петрушку - куклу, надевающуюся на руку.

Этапом будет изготовление головы. Существует несколько способов:

  • Можно использовать голову от старой игрушки.
  • Можно сделать её из папье-маше, оклеив бумажными клочками вылепленный из пластилина шаблон. В качестве шаблона подойдёт и скорлупа от яйца, из которого выдувается содержимое через маленькое отверстие. Нос, щёки и другие выпуклости можно налепить с помощью пластилина.
  • Красиво смотрятся головы животных, связанные из пряжи крючком.
  • Можно сшить из ткани голову будущей «примы» кукольного самодельного театра.
  • Полимерная глина - превосходный материал для творца кукол.
  • Для куклы, изображающей человека, как нельзя лучше подойдёт вариант изготовления головы из с синтепоновым наполнителем.

2. Вторым этапом следует сшить или связать из пряжи наряд для куклы. Перед началом работы нужно сделать выкройку изделия. Для этого на ткань кладут ладонь с растопыренными пальцами и ставят метки около первой фаланги среднего (точки А и Б), указательного (В и Г) и большого (Д и Е) пальцев с обеих сторон. Буквы возле точек расставляются по часовой стрелке.

Затем вогнутыми дугами соединяют точки Б и В, Г и Д. От точек А и Е проводят линии вниз, иногда с расширением - для наряда фасона «клёш». Симметричные точки около фаланг соединяют прямыми. Этот вариант предполагает наличие «кистей» персонажа, которые кроят в виде миниатюрных рукавичек, набивают наполнителем и пришивают к крайним раструбам, предназначенным для рук куклы.

Если же кроится одеяние для животного, то вместо прямых используют выгнутые дуги.

Наряд сшивают, сложив детали лицевой стороной внутрь, затем выворачивают. Голову крепят к среднему раструбу.

Готовую куклу-петрушку можно задействовать для игры в театральной постановке, а можно просто использовать как игрушку для детей.

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Иванов Вячеслав

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Дом детского творчества»

XLVII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы

Выполнил:

воспитанник

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Иванов Вячеслав Сергеевич

Научный руководитель:

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Мигунова Елена Александровна

Омск - 2015

Введение с. 3

I. Подготовительная часть

  1. Театр кукол с. 4-5
  2. Виды кукол с. 6
  3. Как возникли куклы-актеры с. 7
  4. Народный кукольный герой Петрушка с. 8-10

II. Практическая часть

  1. Репертуар Петрушки с. 11-12
  2. Мой репертуар с. 13

III. Заключение с. 14

IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15

V. Приложение с. 16-21

Введение

Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.

Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».

Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.

Задачи:

Изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

Подобрать репертуар для постановок;

Провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.

Объект: кукла Петрушка

Предмет : художественный образ Петрушки.

Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.

  1. Подготовительная часть
  1. Театр кукол

Что же такое театр кукол?

В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.

Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

  1. Виды кукол

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.

Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.

1.3. Как возникли куклы – актеры

Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.

Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.

Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

1.4. Народный кукольный герой – Петрушка

Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.

Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.

Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).

Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.

Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.

Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.

II. Практическая часть

2.1. Репертуар Петрушки.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».

В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.

  1. Мой репертуар.

Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)

III. Заключение

Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.

В результате я пришел к следующим выводам:

Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.

Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.

Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.

IV. Список используемой литературы и интернет источников

1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.

2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.

3. http://сайт

4. http://www.myshared.ru/slide/404621/

5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

V. Приложение.

Приложение 1.

Кто такой Петрушка?

__________________________________________________________

Какой у него характер?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Во что он одет?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В каких представлениях участвовал Петрушка?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итог опроса.

Приложение 2.

Номер 1 «Загадки для ребяток»

Принес я вам загадки.

Кто отгадал – руку поднимите

И отгадку говорите.

Трудно будет – подскажу

И кое - что еще покажу.

Согласны вы, ребятки,

Черненькие, беленькие и рыженькие.

Ха-ха-ха!

Ну, начнем с самой простой,

Загадки веселой такой:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

(если нужно Петрушка подсказывает)

Где в нем дверь и где окно?

Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята. (мяч)

Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)

Без головы, а в шляпке;

Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Между двух светил я в серединке один. (нос)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Концовка:

Молодцы, ребятки!

Все загадки отгадали,

Загадки мудреные,

А ребята смышленые.

В другой день я к вам приду

Новые загадки принесу.

А сейчас спасибо за внимание,

До свидания! До свидания!

Номер 2 «Где обедал воробей»

Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.

Петрушка.

Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?

Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?

Так, скажите, где обедал воробей?

Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.

Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?

Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)

Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.

У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.

Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!

(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?

Слон огромный. Ест он много.

А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!

У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.

А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!

А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!

К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?

А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!

Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!

Номер 3 «Что такое!»

(Действие на ширме)

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Я весельчак, люблю детей и взрослых.

Показывать для них концерты

Просто увлекательно! Просто замечательно!

(достает зеркало и смотрится в него)

О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!

Сейчас все увидят меня такого.

Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…

Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!

(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)

Петрушка. Что делать? Что делать?

Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.

Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…

Исполнитель. А что тебе нужно?

Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…

Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?

Петрушка. Нет. Это для здоровья…

Исполнитель. Молоко? Морковь?

Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…

Исполнитель. Может быть это духи?

Петрушка. Нет, это к рукам липнет…

Исполнитель. Клей?

Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.

Исполнитель. Мочалка?

Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.

Исполнитель. Так это вода!

Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.

Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.

Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!

Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.

(Поклон)

Номер 4 «Скороговорки»

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.

Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)

Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.

Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.

Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.

Шел Егор через двор, нес Егор топор.

Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.

Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.

А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)

Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.

А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.

(дети говорят скороговорки)

А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)

Всегда победителям надо вручать награду.

Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.

Галина Морозова

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка »

Составила и провела : Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами , декоративное рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 2 минуты.

Презентация «Петрушки разных стран » - 3 минуты.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки » способом оригами - 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут .

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки » - 2 минуты.

Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут .

Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки .

Раздаточный материал : Дидактическая игра «Подбери заплатку» , квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран » , дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель : Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой , обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи :

Обучающие задачи :

Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи :

Развивать конструктивное мышление , глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь :

Существительные : Петрушка , скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные : красивый, озорной, смешной, веселый , нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы : играет, веселит , шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа :

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

Что скоморошья жена, всегда весела .

Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

Радует, как скоморох на своем гудке.

Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок :

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка ,

А зовут его… Петрушка

Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

Я веселый , озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка , наш добрый другПетрушка

Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил » - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте : Петрушка это кукла , которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия . Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка , по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак , с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка , который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма . Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю , лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты , как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек , живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением , без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка , в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол : лошадь, Петрушка и Цыган .

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович , Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь . «Не конь, а диво : бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой , то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику . Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог :

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт .

Загадка : Наряд его пестрый, колпак острый,

Шутки смех, веселят всех !

Он – веселая игрушка , а зовут его…

Дети : Петрушка .

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог , меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Я Петрушка весельчак – это знает , всяк!

С вами буду я играть и заниматься помогать!

Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

Петрушек из разных стран .

Хотите с нами познакомится?

Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

Хотите с ними познакомиться?

Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог : Ребята, посмотрите, каков Петрушка ! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

Нравится вам такой веселый герой ?

Ответы детей

Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов» , педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов :

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка . Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей » .

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный , но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

Ребята, понравились вам мои друзья?

Много у меня «родственников» в разных странах?

А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы , разноцветные?

Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал : Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры : На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать .

Хотите научиться?

Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

Что, сможете смастерить таких Петрушек , ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог : Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей» , согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки .

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг , а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки »

Мы веселые Петрушки ,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А» , рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три» , все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки , и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам .

Педагог : предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку » , спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек .

А что особенного у твоего Петрушки , как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему : у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки .

Дети и педагог : Спасибо тебе Петрушка , ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил , интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено , на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка » .