Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Театральная площадь. Памятник римскому-корсакову на театральной площади

/ Достопримечательности Москвы / Памятник Карлу Марксу, площадь Революции

Памятник Карлу Марксу, площадь Революции

Памятник Карлу Марксу, духовному отцу В.И.Ленина, - типичный пример советского долгостроя. Закладка его состо-ялась 1 мая 1920 года, а открытие 1бо-тонного Маркса, высе-ченного из гранитного монолита, добытого под Днепропет-ровском, - только в 19б1-м (скульптор Лев Кербель, Ленин-ская премия). В 1991 году, когда снимали все памятники вож-дям, этого трогать не стали - тяжело - и только разрисовали спреем. За Марксом стоит фонтан с амурами Ивана Витали, открытый в 1835 году и пользовавшийся большим успехом у извозчиков (на старых фотографиях Театральной непре-менный элемент - огромные очереди из телег и экипажей, выстраивавшиеся за водой из фонтана, доставленной пер-вым в Москве Мытищинским водопроводом). Где-то здесь пролегает условная граница между Театральной и площадью Революции, бывшей Воскресенской, представляющей сей-час простой проезд от Театральной до Манежной вдоль стройки на месте гостиницы «Москва» - ничем не примеча-тельный, кроме красного здания городской думы, выстроен-ного в 1892 году архитектором Дмитрием Чичаговым и ныне занятого неработающим музеем Ленина, а также перманент-ными сходками бесноватых поклонников этого политическо-го деятеля.

В 2002 году эклектичность облика Театральной усугубил пятизвездочный «Арарат Парк Хаятт Москва» напротив «Метрополя» (из бара «Консерватория» под стеклянной кры-шей на 10-м этаже отеля прекрасный вид на Кремль и окре-стности; сам бар считается одним из лучших в Европе). Каким будет фасад «Москвы», выходящий на Театральную пло-щадь, до сих пор не решено: будет ли, согласно первона-чальному плану Щусева, одинаковая этажность по всему периметру здания, или восстановят ту пристройку, что возникла на месте Гранд-отеля в 1977 году. Главный архи-тектор Москвы А.Кузьмин пообещал не портить сквер с фонтаном Витали вентиляционными шахтами подзем-ных автостоянок.

Улицы, получившей название по Высокопетровскому мона-стырю, фактически не было здесь до XIX века, пока не за-ключили в трубу Неглинную - невеликую, но пакостную реч-ку, заболачивавшую во время разливов свой низкий правый берег, где теперь и проходит Петровка. Но как только стало возможным строить, улица отстроилась быстро - и быстро, как и соседний Кузнецкий, стала средоточием роскоши и мо-ды. Петр Дмитриевич Боборыкин в конце XIX века описывал участок Петровки до Петровских линий как «московский Па-риж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы». Смердяков вот тоже собирался открывать кафе-ресторан не где-нибудь, а на Петровке.

Возвращаемся к рассказу о памятниках монументальной пропаганды. Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются до сих пор.

8. Памятник А.В. Кольцову. Монумент скульптора С. Сырейщикова установили в 1918 году на Театральной площади. Вот что писали в журнале «Искусство»: «Памятник отличался наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой». Кольцов простоял на Театральной площади недолго. Статую решили перевести в бронзу, и оригинал уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение, но ему срочно пришлось уехать к родителям в Воронеж: кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа в том же 1919 году.

9. Памятник Т.Г. Шевченко. Статуя работы С.М. Волнухина появилась на Рождественском бульваре 3 ноября 1918 года. Образ Кобзаря в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал недолго. В 1920 году Волнухин должен был перевести памятник в долговечный материал, однако художник тяжело заболел. Страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике. Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухина) и ученика (Сырейщикова) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской!

10. Памятник Ивану Каляеву. В 1918 году Александровский сад заполонили скульптуры монументальной пропаганды. У входа в сад появился памятник И.П. Каляеву работы скульптора Б.В. Лавров. Он заменил взорванный (по официальной версии) памятник Робеспьеру. Каляев – террорист, совершивший убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. Москвич Никита Окунев 13 ноября 1918 года записывает в своем дневнике: «Видел открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: «Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова». На других сторонах ничего нет. Значит – нет и других заслуг, кроме «уничтожения»?!...»

11. Памятник Ф.М. Достоевскому. В 1918 году на Цветном бульваре появился Достоевский работы С.Д. Меркурова. С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения «госзаказа», им приглянулись две работы: гранитный памятник Федору Михайловичу и фигура «Мысль». Председатель Комиссии М.Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику. Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора – в центре Цветного бульвара.

Вот как описывал искусствовед Н.Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…». Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936 года, когда он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – улица Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы в 1823 году родился великий писатель.

12. Памятник М.А. Бакунину. Памятник был установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б.Д. Королевым, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты писали о «взбесившейся фигуре». Памятник не был принят даже самими анархистами, которые выразили протест против такого «скульптурного издевательства» над вождем. Моссовет постановил памятник снять.

13. Скульптура «Степан Разин с ватагой». В самом центре Москвы на Лобном месте Красной площади в 1919 году появился памятник «Степан Разин с ватагой» знаменитого скульптора С.Т. Коненков. Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны – геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминали народную деревянную игрушку. Композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поется в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну».

Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину. Скульптура простояла на площади двадцать пять дней. Памятник был снят не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.

Вот что писал искусствовед В.Н. Терновец об этой скульптурной группе: «Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды – дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, – все, – дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь».

14. Памятник Ж.-Ж. Дантону. Памятник был исполнен скульптором Н.А. Андреев и установлен в 1919 году на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент «памятником говорящей голове» из «Руслана и Людмилы». Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

Это далеко не полный список памятников ленинский план монументальной пропаганды. Можно вспомнить также памятники К. Марксу на Садовой-Триумфальной и Николоямской улицах, И.С. Никитину на Театральной площади, Ж. Жоресу на улице Чайковского, С.Н. Халтурину и С.Л. Перовской на Миусской площади, Г. Гейне и Э. Верхарну на Страстном бульваре, Ж.-П. Марату в Симоновой слободе. Некоторые из монументов до сих пор можно увидеть в Москве. Например, памятники А.И. Герцену и Н. П. Огареву перед зданием МГУ на Моховой или памятник К.А. Тимирязеву у Никитских ворот.

Рубрика: Санкт-Петербург

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческой капеллой и был участником общества композиторов «Могучая кучка».

Из истории монумента

Вековой юбилей композитора пришелся на суровое военное время. В 1944 г. только закончилась блокада Ленинграда, и город начал приходить в себя после всех лишений. Совнарком принял решение установить памятник Римскому-Корсакову, крупному искусствоведу и общественному деятелю.

Над скульптурой работали В. Боголюбов и В. Ингал. Они разработали проект, по которому на одном из ленинградских заводов отлили трехметровую бронзовую фигуру композитора, сидящего на скамье. Скульптуру установили на масштабном пьедестале, разработанном Модестом Шепилевским. На проектирование и производство ушло четыре года.

Размеры гранитного постамента соизмеримы с высотой скульптуры. Он выполнен из темно-красного карельского гранита и имеет форму усеченной пирамиды. На фасаде пьедестала золотыми буквами написано имя композитора и годы начала и окончания жизненного пути. Общая высота композиции превышает семь метров; памятник гармонично дополнил ансамбль парка и площади.

Открытие памятника

В последний день осени 1952 г. в присутствии тысяч ленинградцев и приглашенных гостей монумент был торжественно открыт. Местом установки избрали Театральную площадь, а именно – маленький парк у городской Консерватории, с которой у композитора было связано очень многое. Здесь он проработал в качестве педагога и музыкального критика без малого сорок лет. Впоследствии учреждение было названо его именем.

Памятник изображает композитора в момент вдохновенной работы над музыкальным произведением. Николай Андреевич сидит на скамье, задумавшись, и держит в руках нотную тетрадь. Выражение лица и вся его поза указывают на то, что он весь в музыке, отдает себя ей без остатка. В жизни он был именно таким – цельным, внимательным к мелочам, и довольно часто возвращался к своим давним произведениям с целью что-либо улучшить.

Монумент, поражающий своими масштабами, установлен в знак благодарности музыкальному деятелю от последующих поколений, почитателей его талантов. Недалеко от него находится . Ближайшая станция метро – «Садовая».

Адрес: Театральная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Театральная площадь в Москве была построена в начале двадцатых годов XIX века. Она расположена в самом центре города, к северо-востоку от еще одной исторической достопримечательности — площади Революции. Что находится здесь? На Театральной площади в Москве расположены Большой и Малый театры. Это место можно назвать культурным центром столицы, да и всей страны.

Предыстория

В пятнадцатом веке неподалеку от Театральной площади в Москве расположились торговые ряды. Приблизительно в это время был построен Китай-город. В шестнадцатом столетии бастионы знаменитой стены были значительно расширены — жители города опасались вторжения неприятеля. Пожары в Москве происходили регулярно. Один из них, случившийся в 1736 году, уничтожил всё в округе.

Впервые о строительстве площади заговорили в 1775 году. Было принято решение обустроить район. А точнее, устроить несколько площадей в окрестностях Кремля и Китай-города. Как это нередко бывает, к строительству приступили не сразу, а спустя много лет.

Возникновение Театральной площади в Москве

В 1812 году в столице произошёл очередной пожар, о причинах которого известно даже школьникам благодаря нетленному произведению Лермонтова. Французу столица не было отдана, однако за патриотизм и стойкость пришлось поплатиться архитектурными Позже для восстановления города была созвана специальная комиссия. Над проектом работал Осип Бове. Планировка площади под руководством опытного и известного к тому времени архитектора началась в 1816 году.

Фонтан

Когда-то здесь был расположен бассейн Мытищинского водопровода. Позже по проекту И. П. Витали на его месте построили фонтан. На Театральной площади он, пожалуй, был главной достопримечательностью, не считая, конечно, всемирно известных театров. В начале XIX века фонтаны чаще называли "водометами". В Москве их тогда было немного. А если точнее, то фонтан на Театральной площади в Москве стал первым общественным. Он изображает четырех амуров, символизирующих такие направления в театральном и литературном искусстве, как музыку, поэзию, комедию и трагедию.

После революции

В советское время почти все улицы в Москве и других городах были переименованы. Не миновала эта участь и Театральную площадь. Более 70 лет она называлась площадью Свердлова. Не только название изменилось, но и сам облик этих мест. Так, некоторое время на площади возвышался памятник политическому деятелю Якову Свердлову, не имеющему никакого отношения ни к театру, ни к истории Москвы. В 1991 году монумент убрали.

Большой и Малый театры, ЦУМ — все эти издания играют важную роль в облике современной Театральной площади в сюда? Конечно, на метро. При этом воспользоваться можно не только Замоскворецкой линией, на которой расположена станция «Театральная». Выйти можно также из «Охотного ряда» или «Площади Революции». Сокольническая, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии пересекаются как раз в том месте, где расположена Театральная площадь.

Легенды

Большой театр был открыт в марте 1776 года. За время своего существования он видел многое, хранит интересные тайны и секреты. Немало легенд за более чем два столетия породила площадь и театр, расположенный на ней.

Пять веков назад здесь было непроходимое болото. В него, согласно одной из легенд, угодил как-то раз неудачливый доктор, который имел обыкновение москвичей не так лечить, как отправлять на тот свет. За что и поплатился.

О пожарах как о главной напасти не только деревянной, но уже и сказано выше. Большой театр был построен после одного из них, можно сказать, на пепелище. Назван он был Петровским. Простоял всего четверть века, затем сгорел. Самый страшный пожар в истории Театральной площади произошел в 1805 году, в тот день, когда на сцене Большого театра состоялась премьера оперы "Русалка". Перестраивали и реставрировали главный культурный символ страны множество раз.

Театральная площадь – одна из центральных площадей Москвы, составляющих «ожерелье» вокруг Кремля и Китай-города. Она находится между ул. Петровкой и Копьевским переулком и соседствует с площадью Революции.

Театральная площадь была сформирована в 1821 году архитектором О.В. Бове. До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова, князя В.Ф. Сибирского.

В пожар 1812 года все строения на площади сгорели. Тогда было решено устроить на освободившемся месте площадь, река Неглинная была убрана в трубу. Площадь назвали Петровской по ближайшей улице Петровке.

Центральное место на площади занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы архитектором О. Бове. Сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.

До 1835 года немощеная (а потому в распутицу фактически непроходимая) площадь была отдана военному ведомству для проведения плац-парадов. Периметр площади огораживал канат, и проезд был возможен только в объезд.

С 1919 года площадь носила имя революционного деятеля Якова Свердлова.

В 1949 года площадь Свердлова украсили два сквера, разбитые вокруг двух фонтанов, засаженные плодовыми деревьями и сиренью. Один из фонтанов, ближайший к Китайгородской стене, создан почти двести лет назад известным скульптором И.П. Витали. В конце XIX века он выполнял роль водоразборного фонтана.

В центре площади – памятник К. Марксу. Скульптура основателя научного коммунизма высечена из цельной гранитной глыбы. Автором скульптуры был Л.Е. Корбель. Памятник был открыт в 1961 году.

  • Большой театр

    Архитектурной доминантой площади является Большой театр. Он был построен в 1824 году по проекту архитекторов О.И. Бове и А.А. Михайлова. Многоколонный портик, строгие классические линии делает его настоящим храмом искусств. Колоннаду венчает квадрига с летящим на ней Аполлоном. В 1853 году театр горел и был восстановлен в новом объеме по проекту талантливого театрального архитектора Альберта Кавоса.

    Перейдите через Театральную площадь к памятнику Островскому.

  • Малый театр

    По обеим сторонам Большого театра расположены Малый театр и Российский Академический молодежный театр. Недаром площадь названа Театральной. Малый театр – двухэтажное строгое здание, сохранившая на себе черты фасада, задуманного великим архитектором. Перед зданием Малого театра в 1929 году был открыт памятник драматургу А.Н. Островскому работы Н. Андреева.

    Подойдите к зданию по другую сторону от Большого театра.

  • Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

    Справа от Большого театра расположен Молодежный театр РАМТ. Доходный дом К. Полторацкого, спроектированный некогда Бове, был перестроен в конце XIX в. архитектором Б. Фрейденбергом для театра под руководством М. Лентовского. Сейчас это нарядное в стиле эклектики здание безусловно является украшением Театральной площади.