Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция. Определение понятия "композиция"

лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМПОЗИЦИЯ

от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесенность героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция – это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж – описания природы, интерьер – описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщенное воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринев в ставке Пугачева в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка – помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка – приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка – приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Композиция - основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.

Принято различать несколько видов композиции:

Фронтальная или плоская - витраж, фреску или картину;
- объемная - скульптура или архитектура;
- глубинно-пространственная - архитектурные ансамбли.

Базовые принципы композиции

У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:

  • Целостность - все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
  • Определение смыслового центра - выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
  • Использование контрастов - это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
  • Статика - состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
  • Динамика - состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.

Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.

Выразительные средства композиции

Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.

В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.

Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.

Фокусная точка - центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.

Четкое следование основным принципам построения композиции - ключ к созданию уникального произведения искусства.

Термин «композиция» пришел к нам из латинского языка и переводится как сочинение сопоставление, составление, расположение, сложение, соединение частей в единую систему в определенном порядке. Применительно к искусству под термином композиция понимается построение художественного произведения, обусловленного его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

В изобразительном искусстве понятие композиция рассматривается в двух аспектах.

В одном из них оно охватывает произведения искусства, выполненные с натуры, в которых художник изображает объекты, как видит, не меняя расположения предметов.

В этом смысле можно сказать, что композиция-это умение удачно найти точку и уровень зрения, наиболее выигрышно расположить в листе изображаемые предметы с учетом перспективного, светотеневого и цветового решений, с выделением главного,

таким образом, чтобы были достигнуты цельность и выразительность работы, ясность восприятия замысла зрителем.

Если же художник, рисуя с натуры предметы или фигуры людей, изображает их в порядке, не соответствующем натуре, или выполняет зарисовки по памяти, по воображению, то принято говорить о сочинении, «составлении» картины, т. е. о создании композиции в более широком смысле слова. Здесь композиция понимается как процесс сочинения художественного произведения с использованием своеобразного комплекса средств раскрытия содержания и замысла.

Композиция как сочинение создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др. Она взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы». «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений» Известный советский художник Ю. И. Пименов так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника».

Таким образом, можно выделить 4 вида композиции:

Плоскостная.

Композиция, все элементы которой не выступают над плоскостью листа. К ним относятся рисунок, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.

В данном случае все элементы располагаются в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;

Объемно-фронтальная.

Особенность данной композиции, заключается в том, что она предусматривает компоновку рельефных элементов на плоскости. Такая композиция применяется в скульптуре и Дпи, при оформлении фасадов зданий, резьбе на поверхности мебели, в декоративных изделиях из пластичных материалов.

Таким образом, композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается барельефной перспективой;

Объемно-пространственная

Объёмно-пространственной является композиция, составленная из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Примером такой композиция является: оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды и т.д. Она рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. В данном случае выразительность композиции зависит от угла зрения (при низко расположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности).

Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения:

Глубинно-пространственная

Глубинно-пространственной, является композиция, создающая связь с пространством, в котором они размещены. Такая композиция применяется в интерьерах, парковых площадях, в оформлении глубоких витрин. Особенность объёмно-пространственной композиции заключается в том что она может рассматриваться со всех сторо н (элементы располагаются в разных плоскостях). Если компоновкой предусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится.

Также существуют несколько типов композиций

Замкнутая и открытая,

Симметричная и асимметричная,

Статичная и динамичная.

Замкнутой называется композиция, характеризующаяся тем, что изображение вписывается в формат таким образом, что оно замыкается само в себе, а не стремится к краям. Композиция построена так, что взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам и от периферийных элементов обратно к фокусу. Отличительной чертой замкнутой композиции является наличие полей, в этом случае целостность изображения проявляется наиболее активно.

Открытая композиция. Особенностью данной композиции является поступательное движение или скольжение по спирально расширяющейся траектории. Как правило, взгляд зрителя движется от центра к краям. Такая композиция может быть очень сложной с несколькими центрами, заполняющими пространство изображения.

Симметричной, является такая композиция, основной чертой которой является наличие симметрии. Симметрия в свою очередь характеризуется наличием оси симметрии, относительно которой строится зеркальное изображение. В таких композициях отсутствует движение, изменение, противоречие.

Ассиметричная композиция является противоположностью симметричной. Она не содержит оси или точки симметрии. Особое внимание при создании ассиметричной композиции необходимо уделять уравновешенности элементов, как непременному условию грамотного построения композиции

Статичные композиции характеризуются устойчивостью и неподвижностью. Они часто бывают симметрично устойчивы, спокойны и лишены всякого движения.

Динамичные композиции ассиметричны и чаще всего имеют явно выраженное движение. Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершённость.

Чаще всего статичные композиции являются симметричными и замкнутыми, а динамичные – ассиметричными и открытыми. Это связанно с особенностями восприятия человека.

В результате творческого процесса создается авторское произведение, форма которого может быть самой разной. Это может быть архитектурное сооружение, и живописное произведение, и ювелирное украшение или театрализованное представление, песня, фильм, керамическая ваза, костюм и т.д. Но любое произведение строится по законам композиции, подчинено гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественным образом можно назвать любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат эмоционального осмысления художником, какого-то явления или процесса. При этом образ не только отражает, но и обобщает действительность. Особенность художественного образа заключается в том, что он создаёт авторский, вымышленный мир. Автор произведения стремится выбрать такие явления и изобразить их так,чтобы наиболее полно выразить свое видение.

Часто под образом понимается элемент или часть художественного целого, такой фрагмент, который обладает самостоятельностью и особым смыслом. Но он не копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное.

Художественный образ это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Именно художественный образ доставляет зрителю глубокое эстетическое наслаждение и пробуждает в нем чувство прекрасного.

На разных этапах развития человечества художественный образ применяет различные формы. Это может происходить по двум причинам: изменяется человек, изменяются и формы отражения его в искусстве. Так же художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художественные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.

В живописи для создания художественного образа используются художественные средства выражения, такие как форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов.

Форма является одним из основных способов выражения художественного образа.

По мнению Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.

Форму в свою очередь образуют: точка, линия и пятно. В зависимости от их конфигурации они образуют различную форму и по-разному воздействуют на зрителя.

Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровне, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с большим, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником.

Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».

Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план - введение к главному действию, второй план - главное действие и т. д.

Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».

В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.

Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей: образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;

воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.

Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.

Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.

Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление - тишины и неподвижности, диагональное движение - динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.

Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.

Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие - это расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.

Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.

Поэтому плохо скомпонованный рисунок, где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.

Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.

Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.

Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна - «розы» на фасадах готических соборов.

Другая особенность человеческого глаза - восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» - нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».

Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры - речи, письма, чтения.

Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, привлёкшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.

Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».

Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.

Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.

В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.

Работая над композицией н, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.

Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта - чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.

Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», - писал советский художник, член Академии художеств Ю.М. Непринцев

Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция это результат долгой творческой работы, поиска именной той необходимой схемы построения картины, которая отвечала бы поставленной цели и замыслу автора. Она подчиняется закону равновесия и создается такими изобразительными средствами, как рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива и др.

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. Знание законов композиции помогает грамотно использовать выразительные средства изобразительного и декоративно-прикладного искусства в практической работе, сокращает путь поиска решения.

1.2 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей подросткового возраста.

Безусловно, искусство оказывает большое влияние зрителя. На сегодняшний момент, как отмечают Венгер Л.А. и Выготский Л.С., это влияние рассматривается в трех аспектах: восприятие искусства, чувство, воображение или фантазия.

Произведения, созданные художником, влияют на духовность человека, развивая его

чувства, волю и познавательные процессы. Такие как внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображения.

Данные положения очень важны при формировании специалиста в области искусства.

Обучение искусству, в том числе и изобразительному, требует особого подхода и организации, а также системности и непрерывности. И, безусловно, оно должно быть составлено на психологических особенностях личности ребенка.

Сложность развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей ребенка.

На сегодняшний момент в исследовании данной проблемы определены три основные группы таких факторов.

В первую из групп входят факторы, включающие природные задатки и индивидуальные особенности, отвечающие за формирование творческой личности.

Вторая объединяет все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей ребенка. Третья группа - это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Разработка данной проблемы имеет большое значение для образования детей подросткового возраста, так как именно этот период является благоприятным для формирования творческих способностей как устойчивой характеристики личности. Это подтверждают экспериментальные исследования, которые выявили «всплеск» проявления творчества именно в старшем возрасте (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич). Проблема развития творческих способностей в старших классах стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самовыражению и эмоциональной активности. Проявления способностей стимулируют и усиливают ситуации столкновения подростка с множеством сложных, порой противоречивых обстоятельств.

Для детей старшего возраста личностные качества приобретают особую важность, поэтому главной особенность данного возраста становится желание быть непохожим, неповторимым. Также для подростка важны ситуации, связанные с напряжением и риском. В этот период заметное развитие получают волевые качества личности и усиление различий между школьниками. В старших классах изобразительная деятельность не носит массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное значение. Конечно, не все ученики проявляют интерес к художественной деятельности, но существует и другая часть подростков, которых наоборот привлекает творчество. Такие дети требуют особого внимания учителя ИЗО, поскольку 9 класс период профориентации детей. Педагогу необходимо развивать таких школьников интерес к творческим специальностям.

На уроках изо подросток сталкивается с определенными трудностями творческого характера. В старших классах большой процент составляют самостоятельные задания творческого характера, такие как:создание объёмной композиции, рисование на темы, иллюстрирование или теоретическое исследование в области искусства. Все эти задания требуют использования знаний, умений и навыков, накопленных ранее.

При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у подростка огромную роль играет социальная среда, в которой находится подросток.

Среда, конечно, не создает, а проявляет талант, она оказывает большое влияние на формирование креативности. Требования общества, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким потенциалом. Наследственность же влияет намного меньше.

Как считают ученые, мышление и восприятие являются одними из важных психологических процессов, регулирующих творческую деятельность. Пономарев Я.А. и Комарова Т.Е сделали вывод, что деятельность человека можно разделить на 2 основных вида: производящую и репродуктивную. Репродуктивной, является деятельность, при которой не создается ничего нового. Основой такой деятельности является повторение пройденного материала.

Творческой деятельностью является деятельность, при которой создаются новые образы. Творческий процесс является одним из наиболее важных условий существования в нашей повседневной жизни.

Дети и творчество – понятия практически неразделимы. Ребенок инстинктивно тянется к прекрасному, и очень редко выбирает себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытается рисовать. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью

Чаще всего дети создают рисунки по представлению или памяти. Такого рода деятельность развивает детское воображение. В процессе рисования представления школьников о свойствах и качествах предметов пополняются и уточняют. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук, моторика пальцев. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией или любой другой творческой деятельностью подросток учатся работать с разными материалами (бумага, краски, глина, мелки и др.) знакомятся с их свойствами и особенностями, приобретают навыки работы с ними.

Творчество школьника один самых важных элементов формирования его собственного самосознания и самопонимания. Ребенок словно перестраивает мир под себя и таким образом, постигает его. Он учится постигать красоту этого мира и видеть

«белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Дети старшего возраста с удовольствием изучают приемы работы с новыми материалами и инструментами. Основная задача обучения рисованию подростков – помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и научить приемам рисования. Одновременно осуществляется основная задача изо – формирование знаний, умений и навыком изобразительной деятельности доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Как считает Выготского Л.С., объём знания, способность долгое время сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом возрастает.

Но наряду с этим внимание становится избирательным и зависящим от направленности интересов. Нередко подростки жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на каком-то одном занятии и постоянную скуку. Ученые называют, неразвитость внимания, неумение концентрироваться, переключаться и отвлекаться от раздражителей одной из главных причин низкой успеваемости детей. Это же порождает и такие проблемы ранней юности, как пьянство, наркомания и безудержная погоня за удовольствиями (Д. Хемилтон).

Развитие интеллекта неразрывно связано с формированием творческих способностей, предусматривающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный один из важнейших компонентов творчества. В творческой деятельности преобладает так называемое дивергентное мышление, согласно которому на один и тот же вопрос может быть несколько правильный или неправильных ответов. В отличие от конвергентного мышления, которое ориентируется на единственно правильное решение проблемы.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной

Я – концепции. Известно, что дети с низкой самооценкой часто не способны к реализации своих способностей, поэтому очень важно чтобы педагог оказывал помощь подростку в развитии позитивного представления о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к каждому из учеников и поощрения их деятельности. Кроме этого, в подростковом возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет ребенку более позитивно воспринимать краски мира.

Таким образом, в процессе формирования художественных способностей педагог затрагивает развитие личности ребенка. Поэтому важно учитывать особенности подростка, его образное мышление, художественное воспитание, желание заниматься одним из видов изобразительной деятельности. Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с изобразительным искусством. Такой синтез творческой деятельности характерен для подросткового возраста, но и остается не изученным.

На уроках изо в старших классах необходимо привлечь внимание подростков к изобразительной деятельности, разным формам и видам деятельности, к примеру, проектирование, конструирование, макетирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

К концу подросткового возраста школьник уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т. д.

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации.

Для творческого процесса необходимо опираться на имеющиеся знания, иметь в памяти необходимый материал, чтобы свободно им оперировать. Помимо того, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительною установку.

Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения. В период подросткового возраста изменяется не только тип восприятия рисунка (он становится все более детально прорисованным), но и живописное восприятие. Живопись школьников теряет свою контрастность и переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.

Другой психологический процесс, неразрывно связанный с творческим процессом является воображение. Оно свойственно любому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно ярко воображение выражено в детстве и в подростковом возрасте, но он постепенно утрачивает свою силу и яркость. Большинство авторов считают что, этот процесс связан с тем что, в период обучения в школе функция воображения утрачивает свою значимость и не развивается. Проще говоря, чтобы запоминать правила и новую информацию воображение и фантазия не требуются. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

В изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение.

Более того, как отмечает Л. С. Выготский, творческий процесс воображения находится в связи с богатством и разнообразием накопленного опыта ребенка: чем богаче опыт, тем больше база, которым располагает воображение. Учитывая данную информацию можно сделать вывод, что необходимо расширить опыт подростка, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания - оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

Значительную роль в развитии художественных способностей подростков играют регуляторные процессы, к которым относятся чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции.

Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В публикации рассмотрим понятие композиции, видов композиции, которые широко распространены в различных областях искусства, а в некоторых являются основой.

Понятие композиции

В Большом Энциклопедическом словаре дается несколько определений данного понятия. Рассмотрим основные из них, исходя из сферы применения.

Слово происходит от латинского "compositio", что значит "связывание", "составление".

В первую очередь это создание определенного художественного образа или произведения, которое обусловлено его назначением, содержанием и характером. Композиция является самым важным элементом художественных форм, который придает цельность и единство созданному произведению, взаимоподчиняет его компоненты.

Следующие два определения связаны с музыкой и искусством. Одно из них трактуется следующим образом. Композиция - это живописное, музыкальное, графическое или скульптурное произведение. А также может быть процессом сочинения музыки или учебной дисциплиной в музыкальном учебном заведении.

Помимо этого, может включать несколько различных видов искусства.

Теперь приступим к рассмотрению основных видов композиции в различных сферах искусства.

Литература

С данным понятием каждый из нас встречался в школе на уроках изобразительного искусства, литературы и музыки. Подробнее остановимся на литературе, так как в этой области понятие играет ключевую роль для писателя. Рассмотрим также виды композиции в литературе.

К относят повествование, диалог и монолог, портрет и пейзаж, фабулу, описание, авторскую характеристику и отступления, вставные рассказы и систему образов.

Важная роль принадлежит и среди которых выделяют следующие:

Экспозиция (наличие ее в произведении необязательно, она позволяет писателю заранее уведомить читателя о событиях, а также настроить его на нужную волну).

Ретроспекция, иначе называющаяся "взглядом назад". Автор погружает нас в прошлое героев для раскрытия причин ныне происходящего. Наиболее характерен этот прием для рассказа-воспоминания.

Лучшим приёмом для придания произведению интриги является разрыв. Читаемая глава заканчивается интригующим моментом, а в следующей идет речь уже совсем о другом, при этом созданная интрига остается.

Среди видов композиции в литературе выделяют два основных - внешняя и внутренняя. Первая включает разделение текста на составные части: прологи, эпилоги, главы и так далее. Вторая делает акцент на содержании: сюжете, образах, речевых ситуациях и так далее.

Также композиция бывает обратной (произведение начинается с финальных сцен), кольцевой (конец произведения - это сцена, с которой оно начиналось), тематической (основывается на взаимоотношениях главных образов) и зеркальной (строится на симметрии некоторых образов или эпизодов).

Дизайн

Определенных видов композиций в дизайне, как правило, нет. Есть средства, качества и свойства композиции, которые мы и рассмотрим.

К средствам относятся линия, штриховка, пятно, цвет, светотень, а также линейная, цветовая и воздушная перспективы. Художники часто используют в своей работе сразу несколько средств. Например, линию, пятно и штрихи.

Линия считается основным средством Светотень используется для передачи на рисунке объема предметов. Перспективы применяются для создания иллюзии пространства.

Теперь перечислим качества и свойства композиций в дизайне: композиционное равновесие, гармоничная целостность, симметрии и асимметрии, динамичность и статичность композиции, единство характера форм.

Архитектура

В архитектуре также широко используется композиция, а виды композиции многочисленны.

Она предполагает организацию элементов архитектуры для достижения гармоничности и единства. Выбор той или иной композиции осуществляется не только на основе эстетических принципов, но и определяется всеми требованиями к архитектурному строению.

Рассмотрим виды архитектурной композиции. Объемная композиция выполняется за счет построения объемных форм. Пространственная соответствует некоему определенному пространству (например, зал, комната или арена). В основе глубинно-пространственной композиции лежит объединение нескольких пространств или же разделение пространства на взаимосвязанные части. В объемно-пространственной композиции сочетаются объемные формы с элементами пространства. Примером такого построения может служить план здания с частью двора. Фронтальная композиция строится по горизонтальной и вертикальной координатам. В высотной преобладает высота над размерами формы на плане.

Фотография

Говоря о композиции и видах композиции, хочется уделить внимание популярному виду искусства - фотографии. Каждого человека, будь то профессиональный фотограф или любитель, волнует, как сделать свои фотографии интересными и выразительными. Для этого существует несколько правил построения композиции.

Правило третей гласит о том, что кадр делят на девять частей, то есть получается сетка. Таким образом, наиболее важные объекты располагают на пересечении линий или вдоль их.

Правило "золотого сечения". В композиции есть точки, которые наиболее привлекают внимание человека, они находятся на расстоянии 5/8 и 3/8 от краев кадра. Всего таких точек 4.

Также существуют правила диагоналей и диагонального золотого сечения.

Заключение

Композиция и виды композиции являются основной темой в изучении изобразительного искусства, а также архитектуры. Без знания правил построения объектов, предметов и пространств, а также умения применять те или иные приемы нельзя создать шедевр.

Учебное занятие №1.

Тема 1. Теория и виды композиции. Основные понятия.

Основные понятия и термины по теме:

Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Основные элементы композиции: точка, линия, пятно, плоскость, объём. Формальная композиция, приёмы, средства, законы, правила композиции. Художественно-образный замысел, доминанта, целостность. Симметрия, асимметрия, осевая (зеркальная) симметрия, центральная симметрия. Ось и центр симметрии.

План изучения темы

    Виды композиции.

    Элементы композиции.

    Формальная композиция.

    Практическая работа №1 (задание 1).

Сообщение нового материала.

Композиция (от латинского compositio ) – означает составление, соединение и взаимное расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (Композиция романа, симфонии, картины, орнамента).

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Виды композиции

Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам. Архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная). Живописи свойственна живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая композиция.

Рассмотрим 3 основных вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. К ней относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Фронтальная композиция

Само название предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Такая композиция не имеет осей и центра симметрии, не стремится стать компактным пятном, она не имеет ярко выраженного одиночного фокуса. Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.

Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет...

Рис. 1. Фронтальная композиция

Объемная композиция.

Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.

Рис. 2 Объемная композиция.

Пространственная композиция.

Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.


Рис. 3. Пространственная композиция

Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.

Элементы композиции

Основные элементы: точка, линия, пятно, плоскость, объём.

Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым – линия, третьим – поверхность, четвёртым – тело, которое одевается поверхностью.

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот).

Классификация свойств пятен:

    Физические: величинные (размеры и пропорции)

    Пластические (форма и структура)

    Свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные элементы: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

Сущность понятия "гармония"

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия "формальность"

Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

Характеристики и свойства элементов композиции

Через структурную организацию элементов композиции.

Есть 3 главных формальных признака композиции:

1. Целостность.

Это внутреннее единство композиции. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Основными принципами композиции, обеспечивающими достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы.

2. Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты.

Доминанта – главный элемент композиции, который сразу должен бросаться в глаза. Это смысловой центр композиции , он не обязательно совпадает с геометрическим центром, но это главное в произведении и все второстепенные элементы подводят взгляд зрителя к нему.

Центр (фокус) композиции определяет всю картину.

3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении.

Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.

Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.

Симметрия и асимметрия

Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия.

Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая.

Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.

Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия