Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сонатная форма увертюры ромео и джульетта. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру

Цели урока:

  • Образовательная : продолжить знакомить учащихся с жанром программной увертюры, показать процесс формирования образов литературы и музыки на примере трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетты" и одноимённой увертюры-фантазии П.И. Чайковского.
  • Развивающая : выявлять различные виды контраста как основного приёма развития симфонической музыки, находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
  • Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчиваость на восприятие музыкального и литературных произведений, уметь сопереживать их главным героям.

Оборудование: учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия для 6 класса, раздаточный материал с таблицей для сравнения образов литературы и музыки.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).

2. Учитель: сегодня на уроке вы продолжите знакомство с произведением, написанными в жанре программной музыки - с увертюрой - фантазией П.И. Чайковского "Ромео и Джульетта". Обратившись к литературному источнику, трагедии В. Шекспира, и музыкальным фрагментам увертюры, вы проследите формирование образов литературы и музыки средствами выразительности, обогатите своё представление о юных героях трагедии Шекспира, осмыслив взаимосвязь литературы и музыки. В процессе работы нам предстоит сопоставить произведения, которые разделяют несколько столетий. Гениальная трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" нашла музыкальное воплощение в произведениях Ш. Гуно, В Беллини, Г. Берлиоза, С.Прокофьева, Л. Бернстайна.

Интересна история создания увертюры - фантазии П.И. Чайковского. В один из летних дней 1869 года, прогуливаясь в компании Чайковского и Кашкина, композитор Балакирев высказал вслух в следующую мысль: "Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно - трагическую историю, историю победы любви над смертью". Эта идея нашла великолепное воплощение в увертюре - фантазии "Ромео и Джульетта" созданной Чайковского. Осенью 1869 года была готова первая редакция увертюры. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г. Рубинштейна и имела успех. Однако сам композитор остался недоволен музыкой и уничтожил партитуру. За первой редакцией последовала вторая, которая относится к 1870 году, затем ещё одна, третья, которую композитор сделала в1880 году. Именно третья редакция увертюры является исполняемой и широко известной.

Интерес Чайковского к программной музыке обусловлен двумя причинами: влиянием эстетики романтического искусства, которое стремилось к слиянию музыки и поэмы, музыки и драмы, а также тем, что программная музыка открывала путь к демократизации искусства, что было неотъемлемой чертой развивающихся национальных школ, особенно русской. В русле программной музыки Чайковскому оказалась ближе драматическая линия русской программной музыки, родственной явлениям западноевропейского программного симфонизма. Произведения Шекспира и Данте помогли поставить временные и общечеловеческие проблемы, выразить актуальные идеи своего времени, воплотив их средствами драматургии конфликтного типа.

Сюжет "Ромео и Джульетты" являл собой возможность создать трагедийное музыкальное произведение. В увертюре - фантазии Чайковский выразил сущность литературного произведения специфическими музыкальными средствами: воплотил основные движущие силы трагедии, показал их столкновение и трагедийную развязку, таким образом, выразил основную идею литературного произведения. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом вынес суровый приговор жестокости, предрассудка среды, которая окружала героев.

Прежде чем вы познакомитесь с инструментальным вариантом звучания увертюры, я сыграю вам тему дуэта Ромео и Джульетты из незавершённой оперы Чайковского. Послушайте эту тему (учитель играет на музыкальном инструменте тему дуэта). Опираясь на нотную запись, исполните главную мелодию (ученики поют тему дуэта). Определите характер образа. С точки зрения интонирования простая ли эта мелодия? Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Ученик: мелодия вдохновенная, широкая, песенная. Интонационно мелодия сложна. Музыкальные штрихи разнообразные: legato, non legato, подчёркнутые ноты. Лад мажорный, яркая динамика - от mf до звучания f, crescendo. Движение мелодии восходящее. Много лиг, для исполнения которых необходимо взятие дыхания.

Учитель: познакомимся с образами трагедии В.Шекспира увертюры - фантазии Чайковского. В процессе работы вы будете заполнять следующую таблицу:

Прочитайте строки из пролога (ученик вслух читает пролог, учебник стр.144) . Назовём персонажей литературного произведения: это Монтекки и Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо. В увертюре будут развиваться три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или тема любви (побочная партия). Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав наиболее отвечающую идейному замыслу сонатную форму, основанную на контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов - вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (учащиеся слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.

Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.

Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?

Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.

Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности. Охарактеризуйте патера Лоренцо, основываясь на содержании трагедии.

Ученик: в трагедии Шекспира Лоренцо - противник вражды двух семейств. Он тайно обвенчал Ромео и Джульетту, надеясь, что их брак послужит примирению родов. Это человек, который отказался от радостей мирской жизни. Но он отнюдь не принадлежит к числу тех святош, которые были готовы запретить любовь и наслаждение. Лоренцо любит природу и понимает её. Он не только собирает растения, ему доступно глубокое понимание человеческого сердца. Недаром в трудную минуту Ромео и Джульетта идут именно к нему за помощью и советом

Учитель: тема патера Лоренцо претерпит видоизменения в разработке. Она прозвучит в исполнении медных духовых как олицетворение образа жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты. Во вступлении композитор использует приём "волнообразного" развития темы. С каким душевным состоянием патера Лоренцо связано построение вступления? Свои слова подтвердите знанием литературного содержания.

Ученик: Лоренцо придумывает сложный план спасения любви двух молодых людей, которому не суждено сбыться, он глубоко переживает за судьбу Ромео и Джульетты. Читаем акт 5, сцена 3:

Хоть без вины, как будто главный я.
Так, говорят, на первый взгляд, улики.
Итак, я тут стою в двойном лице -
Как обвиняемый и обвинитель.
Чтоб осудить себя и оправдать.

Учитель: Шекспир использовал средства выразительности литературы для наиболее полной характеристики образа: инверсия (обратный порядок слов, смысловой акцент)-"главный я"; метафора-"в двойном мире"; антитеза- "осудить" и "оправдать".Далее - акт 2, сцена 6:

У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты порох и огонь,
Так сладок мёд, что, наконец, И гадок:
Избыток вкуса отбивает вкус.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.

Здесь использована метафора - "конец чувств", антитеза - " сладок" и "гадок". По нотной записи в учебнике на стр.145 спойте мелодию вступления.

Ученик: и нтонация восходящая, тема аккордового склада, характер музыки спокойный, напоминает звучание молитвы. Лад минорный. Динамика контрастная: сила звучания от p до f и вновь возвращается к p.

Учитель: следующая группа образов в литературе объединяет два семейства и отдельных персонажей (см. таблицу). С группой этих образов в музыке связано появление главной партии - темы вражды. Прослушайте эту тему и охарактеризуйте её (учащиеся слушают главную тему).

Ученик: тема вторгается неожиданно. В ней энергия, быстрый темп с движением вперёд, ритм неустойчивый, синкопированный, динамика - ff. Исполняет весь оркестр.

Учитель: мелодия состоит из коротких интонаций, в ней диссонирующие гармонии, частые смены тональностей. Ориентируясь на нотную запись, спойте начальные интонации главной темы (учащиеся поют главную тему, учебник стр.146). Почти сразу в главной теме возникает новый элемент - гаммообразные пассажи шестнадцатых, характерные "броски - удары", и особый упругий ритм. Главная тема изложена широко, в ней воля, упорство, но вместе с тем музыка зловещая и угрожающая, в ней есть изобразительные моменты (имитация звона клинков медными тарелками сабельных ударов). Охарактеризуйте литературных героев, которые являют собой враждебные образы.

Ученик: два враждебных семейства - люди непримиримые, живущие по закону родовой мести - кровь за кровь. Этому закону придерживаются не только старики, но и Тибальт, даже в большей степени, чем старший Капулетти. Парис - жених Джульетты, выбранный отцом, т.к. по обычаям того времени выбор партнёра при вступлении в брак, не считаясь с чувствами детей, оставался за родителем. О вражде этих семейств мы уж читали в прологе.

Но эта зрелость ранняя вредна.
Мои надежды пожрала могила,
И небо только дочь мне сохранило.

В тексте: " зрелость ранняя"- эпитет, "зрелость:вредна"- метафора, "пожрала могила"- метафора, "небо:.сохранило"- метафора.

Богач, красавец, знатный человек
Воспитан, воплощенье всех достоинств,
Мечта и сон, а эта тварь пищит:
"Я не хочу! Я не могу! Мне рано:

В тексте: "знатный человек"- эпитет; использование кратких прилагательных для выразительной характеристика персонажа.

Что брак остановил бы их поток,
Который разлился в уединенье,
А в обществе вошёл бы в берега.

В тексте: "их поток" - инверсия, "брак:разлился"- метафора, "вошёл: в берега"- метафора.

Он бродит и росистый пар лугов
Парами слёз и дымкой вздохов
Множит.

В тексте: "росистый пар"- эпитет, "парами слёз"- метафора, "дымкой вздохов"- метафора. В характере старшего Монтекки слышны поэтические слова о том, как проводит время его сын. Задатки поэтической личности, очевидно, проявились у Ромео от отца (обсуждение образов героев и средства выразительности в литературе).

Сейчас мы продолжит слушать увертюру-фантазию (слушание увертюры до завершения экспозиции ). Знакома ли вам эта тема? Охарактеризуйте новый образ.

Ученик: это мелодия вокального дуэта Ромео и Джульетта, она контрастна образу вражды.

Учитель: вы верно назвали мелодию. Эта тема появляется довольно неожиданно: происходит модуляция в новую тональность - в ре-бемоль мажор. Об этой теме Н.А. Римский-Корсаков с восторгом писал: "До чего она вдохновенная! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки". Охарактеризуйте эту тему средствами музыкальной выразительности. Какой способ развития мелодии использует композитор?

Ученик: это тема широкого дыхания, вдохновенная и песенная, сопровождается аккордами. Её исполняют английский рожок и альты. Динамика - mf. Интонации сложные, с хроматизмами. Композитор использует способ развития - повтор.

Учитель: после первого проведения побочной партии появилась новая тема, которая написана в характере нежного баюкивания, колыбельной. Её исполняют скрипки с сурдиной на фоне альтов. Эту тему можно назвать второй побочной партией. Она является дополнением первой темы, подготавливает ещё более широкое её проведение. Тема развивается секвенциями, захватывая огромный диапазон, становится напряжённой. В момент кульминации основная тема звучит в развёрнутом виде, насыщенно и полнокровно в исполнении деревянных духовых. Характеристика Ромео - ему 17 лет, душа его чиста, он жаждет любви, яркий и живой образ. Джульетта - юность, богатый духовный мир, умна не по годам, сердце открыто для большого чувства, смела, решительна. Из них двоих она более решительна. Строки о любовном чувстве юных героев прочитаем в учебнике на стр.148. Далее - Ромео о Джульетте (акт 2, сцена 2 ):

Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь, как крылатый вестник неба:

В тексте используются метафоры: "светлый ангел", "вестник неба".

Джульетта о Ромео (акт 2, сцена 2):

Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенства, какой он есть.

В тексте - "верхом совершенства" - метафора (обсуждение образов героев).

Заключительный раздел экспозиции начинается с аккордов арфы, где на фоне у фаготов звучат отдельные мотивы основной лирической темы. Музыка затихает: pizzicato виолончелей и контрабасов подчёркивают окончание экспозиции. Далее за экспозицией следует разработка. Прочитаем строки из трагедии (учебник стр.148) и проследим по партитуре разработку увертюры - фантазии (учащиеся слушают разработку ). Какие знакомые темы прозвучали?

Ученик: разработка начинается с темы вражды. В этом разделе прозвучала и тема вступления, но она отличается от первоначального варианта звучания хорала.

Учитель: строки из текста У.Шекспира (учебник, стр.148, 149) усиливают конфликт. В музыке разработки отсутствует побочная партия. С каждым новым проведением тема хорала становится более драматичной и противостоит развитию темы вражды. В учебнике на стр.148 - тема патера Лоренцо во вступлении и разработке. Спойте эти темы и сравните.

Ученик: во вступлении тема Лоренцо сдержанная и спокойная. В разработке тема больше не звучит в первоначальном варианте. Первое проведение в разработке- звучит труба, образ смятения; второе - образ насилия, её исполняют тромбоны на ff, длительности с акцентом. Текст учебника, стр.149, характеризует раздел разработки, развитие конфликта.

Учитель: какой раздел следует после разработки? Да, это реприза. Сравнивая звучание темы любви в экспозиции и репризе, заметьте, что звучание этой темы становится более значимым и торжественным. Ей противопоставляется тема вражды, вновь появляется тема патера Лоренцо. Волнение в музыке усиливается. Удары барабана и последующая пауза имеют выразительное значение. Какое? Как называется завершающий раздел увертюры?

Ученик: удар барабана означает развязку трагедии.

Учитель: кода-финал произведения. У Чайковского он оптимистический: звучание темы любви завершается утвердительными аккордами, выражая своё отношение к главной идеи трагедии Шекспира - любовь побеждает все невзгоды и будет жить вечно. Чем завершается трагедия Шекспира? (обсуждение с учащимися финала в литературе и музыке).

3. Ответьте на вопросы: сходны или различны образы, созданные Шекспиром и Чайковским? Какие средства выразительности создают эти образы в литературе, а какие в музыке? В каком из произведений главные герои показаны ярче? Какое произведение произвело на вас большее впечатление?

4. Домашнее задание: записать выводы на поставленные вопросы по теме урока в тетрадь.

Гармоническое содержание увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение мировой музыкальной классики. Для Чайковского это - первое крупнейшее завоевание в области программного симфонизма. В «Ромео и Джульетте» уже нашли свое воплощение многие принципы, характерные в дальнейшем для зрелого творчества композитора.

Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 гг.) перерабатывалось композитором. В 80-х годах Чайковский начал сочинение оперы на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии.

На мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфонического произведения трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» Чайковского натолкнул Балакирев, который уже создал к этому времени музыку к «Королю Лиру» и положил тем самым начало воплощению шекспировского творчества в русской симфонической музыке. Балакиреву и посвятил Чайковский свое сочинение.

Творчество гениального английского драматурга - представителя эпохи Возрождения - вызвало в середине XIX столетия исключительно большой интерес со стороны передовых деятелей русской культуры. Гуманизм произведений Шекспира, их обличительная сила, направленная на борьбу с косностью и предрассудками средневекового общества во имя высоких этических идеалов, во имя процветания сильной, гармоничной человеческой личности, были близки передовым русским художникам.

К темам из Шекспира Чайковский обращался неоднократно. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества. Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира (1595 г.), в основу которой легла старинная итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Увертюра-фантазия - яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития (особенно тема вступления). И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения.

Первая сумрачно-сосредоточенная тема (фа-диез минор, кларнеты и фаготы), получающая благодаря четырехголосному изложению н спокойному, мерному движению хоральный характер, вводит в мир средневековья:

Уже при втором ее проведении (у флейт и гобоев) общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем благодаря новому ритму сопровождения тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появляясь в измененном темпе и в новой звучности. Здесь имитационно проводится различными группами оркестра ли ль один из наиболее активных мотивов темы:

Дальнейшее видоизменение произойдет в разработке. Там тема вступления будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты.

Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряженного ожидания. Они подготавливают новую тему, которая прозвучит в тональности Соль-бемоль мажор.

Это - первоначальная, пока еще эскизная характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие п побочной партии аллегро. Таким образом, уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, дается завязка последующей драмы.

Вступление переходит в основной раздел увертюры, который начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой с синкопированным, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей (основная тональность - си минор).

Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимся в разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент (гаммообразные пассажи шестнадцатыми), играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию, большого драматического напряжения, так же как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм (Этот ритм выступает на первый план в среднем разделе главной партии при звучании постепенно восходящего мотива из трех звуков).

С появлением аккордов арфы, на фоне которых у фаготов проходят отдельные мотивы основной лирической темы, начинается заключительный раздел экспозиции. Музыка затихает; pizzicato виолончелей и контрабасов подчеркивают окончание экспозиции. Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он уже получил свое полное раскрытие в резком противопоставлении двух различных эмоциональных сфер, представленных главной и побочной партиями.

Начинается разработка. В новом значении и новых взаимосвязях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии аллегро.

Затаенно, тревожно звучат начальные интонации темы главной партии у струнных. Аккордовый синкопированной мотив у деревянных духовых устремляет вперед все развитие. Вслед за вторым интонационным элементом главной партии - быстрым гаммообразным движением шестнадцатыми - появляется и тема вступления. Она проходит в своем первоначальном ритме, но в новом тембровом звучании - у валторн (piano, marcato), что придает ей грозный, зловещий характер.

Начинается полифоническая разработка различных мотивов главной партии и темы хорала. С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. В своем первоначальном, полном, завершенном виде хоральная (тема больше не появляется. Мелодическая «разомкнутость» придаст ей новое, драматически-активное качество. После ее второго проведения в развитие включается ритмический мотив из среднего раздела экспозиции главной партии, который, диалогически перекликаясь с ее первым, основным мотивом, вносит в музыку еще большую взволнованность и драматизм.

Нарастание достигает предельной силы: упорны, настойчивы удары аккордов tutti; основа движения всей музыки - судорожный ритм и на фоне его (у труб), трижды повторяясь, звучат грозные интонации темы вступления. Трагическую напряженность усиливают удары литавр и барабана.

Стремительное движение струнных шестнадцатыми, сопровождаемое ударами аккордов, переводит драматическое действие в новую фазу. Начинается реприза.

Тема главной партии звучит уверенно и настойчиво! (fortissimo всего оркестра). Проведение ее на этот раз лаконично, собранно, кратко. Ее сменяет мягко колышущаяся мелодия второй темы побочной партии (гобои и кларнеты на фоне трепетного шелеста скрипок). И лишь после проведения этой темы, как бы подготовленная ее развитием, вступает основная лирическая тема (струнные и флейты пикколо в сопровождении духовых) в светлой тональности Ре мажор.

В репризе этот основной лирический образ увертюры показан еще более широко, развернуто, чем в экспозиции. Можно проследить три этапа в развитии темы. В среднем из них на время вновь возникает ощущение тревоги, волнения (здесь имеет место полифоническое проведение отдельных мотивов темя у фагота с виолой и флейт с гобоями при тревожно-пульсирующем ритме у струнных). Третье вступление той же темы fortissimo у струнных и имитационное ее проведение у духовых (с флейтой пикколо) звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. По существу, именно здесь - наиболее значительный, кульминационный момент увертюры. Но это одновременно - и переломный момент действия. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением интонаций главной партии (аккорды-удары), и снова начинается ее драматически-напряженное развитие, а одновременно - и развитие хоральной темы. Последняя проходит на этот раз у валторн, труб, тромбонов. Двукратно повторяясь, она воспринимается как новый натиск зловещей силы, разбивающий жизнь и счастье героев.

Включение материала первой темы аллегро и темы вступления знаменует начало нового раздела - коды, вернее, первой части ее, являющейся своеобразной кодой-разработкой, все еще насыщенной бурным драматическим развитием.

Но вот сумрачно, как-то надломлено звучит тема любви. Ее облик изменился, особенно благодаря появлению в мелодии интервала тритона (ми - ля-диез, см. партитуру такт 479) и гармонии уменьшенного септаккорда. Наступает второй, заключительный раздел коды - траурный эпилог-послесловие. Мерные удары литавр на фоне pizzicato контрабасов и тянущегося звука си у тубы вносят мрачный, погребальный оттенок. Появляются видоизмененные, скорбные интонации темы любви; они сменяются просветленными, хоральными звучаниями духовых инструментов, возникшими из колыбельных интонаций второго мотива побочной партии. Как и во вступлении, звучат мягкие арпеджированные аккорды арфы. В последний раз проходит просветленно-торжественная тема любви, напоминая о прекрасном чувстве Ромео и Джульетты. Внезапные резкие удары всего оркестра, связанные с развязкой трагедии, завершают увертюру.

Вся кода-эпилог - выражение глубокой скорби о юных Джульетте и Ромео. Но одновременно это и утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты, гуманности.

Важнейшие музыкальные особенности увертюры: напряженный драматизм, рельефность и яркая контрастность музыкальных тем, характеризующих полярные по содержанию образы, - нашли в дальнейшем свое ярчайшее развитие в таких произведениях Чайковского, как Четвертая, Пятая, Шестая симфонии, опера «Пиковая дама».

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые исполнена в первоначальной редакции в марте 1870 года. В окончательной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар концертных программ с середины 80-х годов.

По одноименной трагедии У.Шекспира. Посвящена М.А.Балакиреву.

"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С.И.Танеевым.

Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н.И.Гнедич, М.П.Вронченко, Н.А.Полевой, А.И.Кронеберг, А.В.Дружинин, А.А.Григорьева, П.И.Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В.А.Моцартом, Л.Бетховеном, А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем и др.

В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .

С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)

Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М.А.Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.

Осенью 1869 года Чайковский сочинил 1 редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами, которые лежали в основе всей композиции. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Но и новой редакцией Балакирев не был вполне доволен. И уже через десять лет Чайковский вновь обратился к музыке "Ромео и Джульетты", сделал 3 редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые "Ромео и Джульетта" была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М.М.Ипполитова-Иванова.

Время создания 1 редакции "Ромео" - это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Д.Арто. Многие исследователи вообще связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Но эта связь не совсем прямая. Ведь, как уже отмечалось, сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. Его друг Кашкин так вспоминал об этом времени: "М.А.Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры "Ромео и Джульетты", по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с прелестном майским днем, лесной зеленью и больших соснах, среди которых мы шли".

Позже, уже написав "Евгений Онегин", Чайковский в письме к фон Мекк признается, что увлечен вновь сюжетом "Ромео и Джульетты" и мечтает об опере: "Не находите ли Вы, что это великая архигениальная драма способна привлечь музыканта?" Чайковский хотел привлечь брата Модеста для составления либретто: "Я буду писать "Ромео и Джульетту". Все твои возражения уничтожаются перед тем восторгом, которым я возгорелся к этому сюжету. Это будет мой самый капитальный труд. Мне теперь даже смешно, как я мог до сих пор не видеть, что я как будто предназначен для положения на музыку этой драмы. Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера". Трудно не согласиться с этими словами Чайковского, но оперы "Ромео и Джульетта " он так никогда и не написал.

Свое понимание пьесы и принципы ее музыкального осмысления Чайковский изложил в письме к брату Модесту, который неодобрительно отнесся к возникшему замыслу: Нет царей, нет маршей, нет ничего, составляющего рутинную принадлежность большой оперы. Есть любовь, любовь и любовь. И потом, что за прелесть эти второстепенные лица: кормилица, Лоренцо, Тибальт, Меркуцио. Пожалуйста, не бойся однообразия. Первый любовный дуэт будет совсем не то, что второй. В первом все светло, ярко; любовь, любовь, не смущаемая ничем. Во втором трагизм.


Из детей, беспечно упивающихся любовью, Ромео и Юлия сделались людьми, любящими, страждущими, попавшими в трагическое и безвыходное положение. Как мне хочется поскорее приняться за это" . В 1881 композитор снова захвачен шекспировской драмой: "... к моим способностям всего более подходит хотя и старый, но вечно новый сюжет "Ромео и Юлия". И вот уж теперь безвозвратно решено: я буду писать оперу на эту тему" (п. к А.И.Чайковскому). Но и на этот раз замысел не был реализован.

Наконец, практически последним сочинением Чайковского явился дуэт Ромео и Джульетты "О, милый мой" на русский текст А.Л.Соколовского: по сохранившимся эскизам работу завершил С.И.Танеев.

Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н.А.Римский-Корсаков писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!" Эта тема, очевидно, была также любима композитором, так как в сохранившемся эскизе дуэт Ромео и Джульетты из неосуществленной оперы построен именно на этой теме.

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.

Увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта"

Дирижер Михаил Плетнев и Российский Национальный оркестр

Фильм - балет на музыку Чайковского "Ромео и Джульетта"

Часть I

. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре , программная симфоническая музыка, балеты « », « », « », более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Пётр Ильич Чайковский родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне , ). Его отец - (1795-1880) - выдающийся русский инженер, был сыном , который родился в 1745 году в селе , близ г. .

В поступил в Музыкальные классы (РМО), а после преобразования их в в стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были (теория музыки) и (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода». В впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов « ». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к , и по совету главы «Могучей кучки» он пишет увертюру-фантазию « » по Шекспира ( ), а критик подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» ( ).

6 ноября 1893 года П. Чайковский скончался от холеры. И был похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

История создания

Описание произведения

Побочная партия возникает после внезапной модуляции в далекую от основной тональности (ре мажор) сферу – ре-бемоль мажор: открывается прекрасный мир юности и любви. Об этой теме Н.А. Римский-Корсаков с восторгом писал: «До чего она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгчая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки».

Разработка – средний раздел сонатного Allegro, формы, в которой написана Увертюра, - сжата и лаконична, но при этом и, может быть, именно благодаря этому, очень драматична.

Репризу Чайковский переделывал несколько раз. В результате мы имеем очень яркий пример новаторства композитора в области музыкальной формы. Она не является повторением, пусть в несколько измененном виде, экспозимции, как это обычно происходит в этой форме. Здесь реприза служит новой, высшей ступенью развития и превращения образов. Боле етого, реприза «Ромео и Джульетты» - это высшая кульминация музыкальной драмы, аналогичная трагической развязке. Заключени репризы соответствует катастрофе – смерти влюбленных: после бурного натиска, основанного на ритмах и мелодических элементах главной партии, появляется речитатив низких голосов оркестра, как бы возвещающих о трагическом конце.

Вывод

П. И. Чайковскому удалось передать всю трагичность произведения «Ромео и Джульетта». После прослушивания хочется прослушать еще раз, пережить все моменты.

Контрольная работа по музыке

По произведению П. И. Чайковского“Ромео и Джульетта”

Выполнила ученица 6Г класса

Леонова Мария

Увертюру “Ромео и Джульетта” написал Пётр Ильич Чайковский. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

В 1869 году Балакирев, будучи в Москве, посоветовал Чайковскому написать программное произведение по «Ромео и Джульетте» Шекспира (1564-1616). Чайковский охотно взялся за сочинение, так как эта шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

Строение

Andante non tanto quasi Moderato - Allegro - Molto meno mosso - Allegro giusto - Moderato assai

Разработка

В Увертюре развиваются три темы: хорал медленного вступления, тема вражды семейств Монтекки и Капулетти (главная партия) и тема любви Ромео и Джульетты (побочная партия). Медленное вступление еще по предложению М. Балакирева должно рисовать образ патера Лоренцо. По собственному замыслу Чайковского также получалось, что вступление рисует создает этот образ. Нужно отметить, что этот образ в первой и в третьей, окончательной, редакциях различный. В первой редакции втсупление было выдержано в характере музыки, ассоциирующейся со стилем венских классиков, в чем Чайковского упрекал все тот же Балакирев, и что не вяжется с итальянскими (шекспировскими) образами. Чайковский это чувствовал и во второй редакции вступление изменил: его тематический материал стал несравненно ярче и выразительнее.

Главная партия основного раздела (после вступления) – динамическое трехчастное построение. Тема, хотя и контратирует вступлению, все же родственна ему. Главная партия - образ жестокой битвы, символ разрушительной силы вражды семейств. Из всех тем Увертюры она наиболее картинна.

Побочная партия возникает после внезапной модуляции в далекую от основной тональности (ре мажор) сферу – ре-бемоль мажор: открывается прекрасный мир юности и любви

Разработка – средний раздел сонатного Allegro, формы, в которой написана Увертюра, - сжата и лаконична, но при этом и, может быть, именно благодаря этому, очень драматична.

Репризу Чайковский переделывал несколько раз. В результате мы имеем очень яркий пример новаторства композитора в области музыкальной формы. Она не является повторением, пусть в несколько измененном виде, экспозиции, как это обычно происходит в этой форме. Здесь реприза служит новой, высшей ступенью развития и превращения образов. Более того, реприза «Ромео и Джульетты» - это высшая кульминация музыкальной драмы, аналогичная трагической развязке. Заключении репризы соответствует катастрофе – смерти влюбленных: после бурного натиска, основанного на ритмах и мелодических элементах главной партии, появляется речитатив низких голосов оркестра, как бы возвещающих о трагическом конце.

Завершается Увертюра кодой: она звучит как возвышенное послесловие, завершающее трагедийное действие. В ней – печаль о погибших, очищающее начало и утверждение победы любви.

Но можно выделить только главные части:

    Особая смысловая роль темы вступления;

    Перетекание разработки темы в зону репризы;

    Отсутствие главной тональности в начале репризы;

    Особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование;

Звучание

Мелодия – интенсивная;

Лад – минор;

Темп – нарастающий;

Динамика – высокая;

Интонация – изменчивая, нарастающая, резкая, интенсивная;

Заключение

"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни.

Подготовил – Клишин Павел 7 Г класс

    Немного из истории:

В 1869 году Балакирев, будучи в Москве, посоветовал Чайковскому написать программное произведение по «Ромео и Джульетте» Шекспира (1564-1616). Чайковский охотно взялся за сочинение, так как эта шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.

Великий английский драматург несколько раз обращался к повести о трагической гибели двух влюбленных, принадлежащих к враждующим родам Монтекки и Капулетти, известной до того из итальянских источников. Предположительно трагедия была написана Шекспиром в 1595 году. В 1597 году появилось ее первое издание, бывшее, по всей вероятности, переработкой ранее шедшей на английской сцене пьесы другого автора. Тогда пьеса была напечатана под названием «Превосходно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте. Как она часто и с большим успехом публично игралась достопочтенного лорда Хенсона слугами». В 1599 году вышло следующее издание, озаглавленное «Превосходнейшая жалобная трагедия о Ромео и Джульетте. Вновь исправленная, увеличенная и улучшенная. Как она не раз игралась достопочтенного лорда-камергера слугами». Еще один вариант пьесы был издан в 1609 году с указанием, что пьеса исполнялась королевской труппой в театре «Глобус», и, наконец, последний - в 1623-м. Позднее исследователи творчества Шекспира использовали все эти варианты, сводя их воедино, так как сохранились они не полностью.

    Увертюра-фантазия открывается хоральными звучаниями в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Это как бы введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, - мир внешне спокойный, но суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным.

    Постепенное ускорение приводит к появлению одной из основных тем - темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти. Быстрое движение у струнных инструментов, внезапные синкопы tutti, в которых словно слышатся удары шпаг (подчеркнуто громкое звучание металлического тембра тарелок), и резкие аккорды создают яркую картину яростной схватки. Постепенно стихают воинственные звуки, и на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникает лирическая тема (английский рожок и альты), широкая, томительно прекрасная. Ее сменяют шелестящие покачивающиеся аккорды струнных divisi, верхние голоса которых обрисовывают контуры мягкой ласковой мелодии.

    Лирический эпизод разворачивается широко, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья. Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, причем мотивы вражды и начальный хорал доминируют, подавляя отдельные элементы темы любви.

    Все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал полностью теряет свой некогда отрешенный характер - становится грозным, преображенным ненавистью. Отзвуки вражды, ненависти играют свою роль и в репризе, где тема любви звучит сокращенно, в ней появляются черты беспокойства, тревоги. Развязка наступает в коде, которая становится кульминацией вражды и ее трагического итога. В ее последнем разделе, в мерном ритме, вызывающем образ траурного шествия, искаженно звучит тема любви. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Судорожные аккорды tutti фортиссимо словно заколачивают крышки гробов влюбленных.

Выше сказанное говорит о том, что Увертюра «Ромео и Джульетта» замечательное произведение.

Урок музыки в 6 классе. Тема: Увертюра-фантазия«Ромео и Джульетта». Цель урока: формировать умение сравнивать и обобщать полученные знания, обогащающие представления о музыкальной драматургии на примере увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта», закрепление представления о сонатной форме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок музыки 6 класс П.И.Чайковский УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» МОУ «Гимназия №29» учитель музыки Чарина О.В.

Мир образов музыки композитор исполнитель слушатель

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» П.И.Чайковский

Программное произведение - это произведение, в основе которого лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях, взятых из истории или современной жизни, связанная с произведениями разных искусств или рожденная фантазией композитора Увертюра – это не только вступительная музыка к опере, балету, драматическому спектаклю, но и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с программным названием

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ У. ШЕКСПИР

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей - Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА «Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…» П.И.Чайковский

Две равноуважаемых семьи в Вероне, Где встречают нас событья, Ведут междуусобные бои И не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни. И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни. Их жизнь, любовь, и смерть, и, сверх того, Мир их родителей на их могиле На два часа составят существо Разыгрываемой пред вами были

Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Вступление Портрет какого человека рисует музыка? Каков его характер, возраст, настроение? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?

Экспозиция образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти

ЭКСПОЗИЦИЯ (главная тема) ТЕМА ВРАЖДЫ ДВУХ СЕМЕЙСТВ МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ

ЭКСПОЗИЦИЯ (побочная тема) ТЕМА ЛЮБВИ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ

РАЗРАБОТКА СТОЛКНОВЕНИЕ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ТЕМ (ТЕМЫ ВРАЖДЫ И ТЕМЫ ЛЮБВИ)

РЕПРИЗА тема вражды уничтожает тему любви ТРАГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

КОДА ТРАУРНЫЕ АККОРДЫ, СКОРБЬ ЗАВЕРШАЮЩИЙ РАССКАЗ ПАТЕРА ЛОРЕНЦО ТЕМА ЛЮБВИ ЗВУЧИТ КАК ГИМН СВЕТЛОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ

ВЫВОД Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитора Чайковского с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»?

Фон - http://alexandr-matyuhin.narod.ru/ramki.htm 1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Учебник «Музыка» 6 класс (стр.142-149). Москва, «Просвещение», 2012. 2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 6 класс. Москва, «Просвещение», 2012. 3 https://www.youtube.com/watch?v=ZxOtYNf-eWE 4. https://www.youtube.com/watch?v=-7zpsboLkXI